Рабочая программа по Материаловеденью

Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области


Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»



Рассмотрена на заседании

методического совета

(протокол № 9 от 03.09.2014 г.)

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГБОУ СПО СО

«Камышловский гуманитарно-

технологический техникум»

____________ Е.Е. Бочкарева

05.09.2014 г.












РАБОЧАЯ программа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


«материаловедение»


для программы профессиональной подготовки

19727 «Штукатур»

Форма обучения - очная

Срок обучения 2 года


















2014 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе комплекта учебной документации для профессиональной подготовки рабочих по профессии «ШТУКАТУР» «МАЛЯР» из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и предусмотрена для профессиональной подготовки рабочих из числа выпускников специальных (коррекционных) образовательных организаций VIII вида (для детей с умственной отсталостью).

Разработчики:

Винокурова Екатерина Александровна - мастер производственного обученияпервой квалификационной категории Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

Пермикина Елена Владимировна - мастер производственного обучения Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УПР

______________ Н.А. Польдяева

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УМР

______________ В.В. Чепелев

Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников автомобильного, сельскохозяйственного и строительного профилей ГБОУ СПО СО «КГТТ» (протокол №1от 09.09.2013 г.)

Председатель ПЦК ________________ Л.И. Дегтянникова







СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспорт программы учебной дисциплины ………………………………………………………


2. Структура и содержание учебной дисциплины …………………………………………………


3. Условия реализации программы учебной дисциплины ……………………………………….


4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины …………………………….












1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. Область применения программы

Рабочая учебная программа по дисциплине «Материаловедение» в системе образовательного процесса по образовательной программе профессиональной подготовки по профессиям 19727 «Штукатур», 13450 «Маляр» дает представления обучающимся о видах, марках материалов, используемых при выполнении штукатурных и малярных работ, их свойствах.

Знание особенностей структуры, свойств, способов производства и областей применения материалов для выполнения отделочных работ являются базой современного строительства.

Отделочные работы являются завершающими при строительстве, реконструкции и ремонте фасадов и интерьеров зданий. От их вида и качества зависит художественное восприятие всего здания.

В современных условиях резко возросли объёмы индивидуального строительства, а с ними и роль отделочных работ и их исполнителей - квалифицированных рабочих-отделочников. К отделочным работам относятся: производство штукатурных, малярных работ; производство обойных работ; оклейка плёнками, декоративная штукатурка, устройство различных покрытий полов. Внедрение новых технологий, новых материалов и средств производства при выполнении отделочных строительных работ предъявляет определенные требования к изучению дисциплины.


  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы: дисциплина входит вобщетехнический курс.


  1. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • классифицировать строительные материалы по их происхождению, технологическому признаку и назначению;

  • определять пригодность строительных материалов;

  • определять основные свойства строительных материалов;

  • определять подвижность строительных растворов;

  • приготавливать растворы по заданному составу;

  • хранить строительные материалы в условиях, исключающих возможность увлажнения;

  • контролировать качество строительных материалов.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • виды строительных материалов, используемых при выполнении штукатурных и малярных работ;

  • общую классификацию строительных материалов;

  • основные свойства строительных материалов;

  • область применения строительных материалов;

  • основные рецепты составления смесей и растворов;

  • правила хранения материалов;

  • требования, предъявляемые к качеству материалов;

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

  • обязательной учебной нагрузки обучающегося - 98 часов, в том числе:

  • раздел «Материалы для штукатурных работ»- 48 часов;

  • раздел «Материалы для малярных работ» - 50 часов.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

98

раздел «Материалы для штукатурных работ» (всего)

48

в том числе:


Контрольный тест за 1 семестр.

2

зачет за 2 семестр.

2

раздел «Материалы для малярных работ» (всего)

50

в том числе:


практические занятия

4

проверочная работа за 1 семестр.

2

Итоговая аттестация в форме зачета











2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины


Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы обучающихся

Объем часов

Раздел 1. Штукатурные работы

48

Тема 1.1.

Введение

Содержание учебного материала 2ч.

1

Общие сведения о строительных материалах.

Классификация штукатурных строительных материалов. Понятие о ГОСТ на материалы.

2

Тема 1.2.

Свойства строительных материалов

Содержание учебного материала 4ч.

1

Механические, физические, химические и технологические свойства.

2

2

Свойства материалов по отношению к действию тепла, звука, электричества и воды.

2

Тема 1.3.

Вяжущие вещества

Содержание учебного материала 4ч.

1

Вяжущие материалы и их назначение.

Гипс строительный. Известь строительная: воздушная и гидравлическая.

2

2

Глина белая и красная. Цемент, Виды цемента. Жидкое стекло.

2

Тема 1.4.

Материалы для подго-товкиповерхностей под штукатурку

Содержание учебного материала 2ч.

1

Дрань штукатурная. Виды и размеры. Сетка металлическая.

Гидроизоляционные материалы. Гвозди штукатурные. Стекловидный холст.

2

Тема 1.5.

Растворы

Содержание учебного материала 10ч.

1

Общие сведения о растворах. Виды растворов: простые и сложные. Составные части.

2

2

Свойства растворных смесей. Подвижность, определение подвижности.

2

3

Специальные растворы. Сухие смеси. Приготовление растворов.

2

4

Универсальные выравнивающие составы и сухие смеси для производства штукатурных работ.

2

5

Штукатурные смеси производства немецкого концерна KNAUF на основе строительного гипса для внутренней отделки помещений.

2

Тема 1.6.

Отделочные

материалы

Содержание учебного материала 10ч.

1

Обшивочные крупноразмерные листы сухой штукатурки. ДВП и ДСП.

2

2

Декоративный гипсоволокнистый пластик.

2

3

Новые виды отделочных материалов: гипсокартонные и гипсоволокнистые листы,

2

4

Цементные плиты «Аквапанель», плиты гипсовые пазогребневые.

2

5

Мастика для крепления листов сухой штукатурки.

2

Контрольный тест за 1 семестр

2

Тема 1.7.

Заполнители

Содержание учебного материала 6ч.

1

Песок горный, речной и шлаковый; вредные примеси в песке.

2

2

Легкие заполнители растворов.

2

3

Современные заполнители.

2

Тема 1.8.

Наполнители

Содержание учебного материала 2ч.

1

Мел молотый. Древесные опилки. Белый кварцевый песок. Древесная мука.

2

Тема 1.9.

Вспомогательные

материалы

Содержание учебного материала 6ч.

1

Грунтовки, подмазочные пасты, шпатлевки, их виды и применение. Разбавители и растворители, их назначение.

2

2

Смывочные составы, сиккативы, кислоты; их применение. Материалы для шлифовки поверхностей; их виды и назначение.

2

3

Прочие вспомогательные материалы: воск, церезин, парафин, соли минеральных кислот и другие, их применение.

2

Зачет

2

Раздел 2. Малярные работы

50

Тема 2.1.

Общие сведения о строительных

материалах и их

свойствах

Содержание учебного материала 2ч.

1

Значение строительных материалов для отрасли строительства, рост производства. Ведущие фирмы стран мира по производству строительных материалов. Роль химии в развитии промышленности строительных материалов. Применение в строительстве новых синтетических материалов. Классификация материалов, применяемых в малярных работах: связующие, пигменты, краски, лаки, вспомогательные материалы. Материалы для обойных работ. ГОСТ на материалы.

2

Тема 2.2.

Основные свойства строительных

материалов

Содержание учебного материала 2ч.

1

Понятия о строении твёрдого тела. Плотность, масса и объёмная масса материалов. Понятие о пористости. Водопоглощаемость материалов. Влияние водопоглащения материалов на основные свойства материалов. Морозостойкость и атмосфероустойчивость материалов. Понятие об упругости , пластичности и хрупкости материалов и отделочных плёнок. Химические свойства, коррозийная стойкость материалов.

2

Тема 2.3.

Пигменты и

наполнители

Содержание учебного материала 10ч.

1

Общие сведения о пигментах. Классификация и назначение пигментов. Требования ГОСТ к пигментам. Свойства пигментов. Устойчивость пигментов к воде, маслу, растворителям, щелочам. Тонкость помола.

2

2

Цветоустойчивость пигментов. Красящая и кроющая способность пигментов. Изучение свойств и применение наиболее распространённых пигментов по цветовым группам.

2

3

Белые пигменты для водных составов: известь, мел, каолин.Белые пигменты для неводных составов: белила цинковые, титановые, свинцовые, литопонные.

2

4

Чёрные пигменты: сажа, сурик свинцовый и железный, мумия.


Жёлтые пигменты: охра сиена, крон свинцовый и цинковый.

Зелёные пигменты: окись хрома, зелень свинцовая и цинковая.

2

5

Сини пигменты: ультрамарин и лазурь малярная.

Коричневые пигменты: умбра и сиена жженая.

Металлические пигменты: алюминиевые и бронзовые порошки.

Наполнители: виды, назначения, цвет, область применения.

2

Лабораторно-практические работы 2ч.

1

Определение водощелочеустойчивости пигментов. Определение видов пигментов по внешним признакам

2

Тема 2.4.

Связующие для

малярных составов

Содержание учебного материала 10ч.

1


Связующие для водных окрасочных составов: назначение, классификация. Минеральные связующие: цемент, известь , жидкое стекло. Свойства цемента как связующего материала для малярных составов.

2

2

Основные свойства и способы гашения извести. Понятия о процессах твердения карбонизации известковой плёнки. Условия, необходимые для образования прочной известковой плёнки.

2

3

Органические связующие материалы. Клеи животные: костные, мездровые, казеиновые; их свойства, применение. Клеи искусственные: карбоксилметилцеллюлоза, метилцеллюлоза.Водоотталкивающие кремнийорганические жидкости. Свойства и область применения и синтетических клеев.

2

4

Назначение и классификация связующих материалов для неводных составов. Разновидность олиф: натуральные, полунатуральные, синтетические. Виды, производство, применение олиф. Свойства олиф и масляной плёнки. Определение вязкости. Скорость высыхания. Эластичность, твёрдость и атмосфероустойчивость масляной плёнки.

2

5

Смолы - связующие в лаках и эмалях. Смолы натуральные, канифоль, шеллак, даммара, копалы. Смолы синтетические: перхлорвиниловые, пентафталевые, полистирольные, алкидные; их свойства и применение. Понятие о процессах полимеризации. Преимущества синтетических смол

2

Проверочная работа

2

Тема 2.5.

Краски водоразбавляемые и летучесмоляные

Содержание учебного материала 4ч.

1


Краски на минеральной основе (силикатные, цементные), краски полимерцементные, краски эмульсион

ные(поливинилацетатные, стиролбутадиеновые, глифталевые, акриловые);

Краски летучесмоляные(перхлорвиниловые, сополимерные, куманокаучуковые, эмали ).

2


2

Характеристика и область применения готовых лакокрасочных материалов.

Расход и время полного высыхания.

Строительные нормы и правила, ГОСТ на лакокрасочные материалы



2

Тема 2.6.

Краски эмалевые и масляные

Содержание учебного материала 6ч.

1


Краски эмалевые алкидные ( глифталевые, пентафталевые, алкидные),

Краски для пола, краски эмалевые эпоксидные.

2


2

Краски масляные густотёртые и готовые к употреблению.

Снижение текучести масляных и эмалевых окрасочных составов введением добавок.

2


3


Снижение глянца плёнок введением воска, металлических мыл, повышенного количества растворителей.

Характеристика и область применения готовых эмалевых и масляных красок.

Расход и время высыхания.

Строительные Нормы и Правила, ГОСТ на эмалевые и масляные краски.

2



Тема 2.7.

Лаки и политура

Содержание учебного материала 2ч.

1


Лаки масляно-смоляные, безмасляные синтетические, на основе битумов и асфальтов, лаки и политуры спиртовые, лаки нитроцеллюлозные и этилцеллюлозные.

Характеристика и область применения лаков и политур, расход, время полного высыхания, ГОСТы.


2

Лабораторно-практические работы 2ч

1

Определение видов и качества готовых лакокрасочных материалов по внешним признакам

2

Тема 2.8.

Материалы для обойных работ

Содержание учебного материала 10ч.

1

Бумажные обои для внутренней отделки стен и потолков в жилых и общественных зданиях.

Виды бумажных обоев: печатные, тиснёные негрунтованные, грунтованные с печатью, тиснённые грунтованные для специального вида отделки.

2


2

Обои обычные, влагостойкие, звукопоглощающие.

Бордюры, фризы.

2


3

Поливинхлоридные плёнки на тканевой и бумажной основе,

Стекло обои, жидкие обои.

2


4


Виды, характеристика , ГОСТы на обойные материалы. Клеи для обоев, плёнок. Составы клея в зависимости от вида обоев. Свойства и применения клеев.

2



5

Расход обоев и клея при наклеивании обоев.

2

Тема 2.9.

Вспомогательные

материалы

Содержание учебного материала 8ч.

1

Грунтовки под водоразбавляемые краски, изготовляемые на месте работ:

Клеемыловарные, из жидкого стекла. Рецептура , область применения, условия хранения.

2


2

Масляные грунтовки: олифа, разбавленный масляный колер масляно-эмульсионный состав. Рецептура , область применения, условия хранения.

Универсальные грунтовки, рецептура, область применения.

2


3

Шпаклёвки под водные, неводные окраски; виды, состав, область применения, условия хранения.

Замазки. Виды, состав, область применения, условия хранения.

2


4

Разбавители. Виды, состав, область применения, условия хранения

2

Зачет

2

Всего

98

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Материаловедение».

Оборудование учебного кабинета:

  • доска информационная;

  • рабочее место преподавателя, оснащенное ПК,

  • информационные плакаты;

  • образцы материалов;

  • рабочие места для студентов в количестве 14;

  • шкафы для хранения УМК и тетрадей студентов.

Технические средства обучения:

  • компьютер,

  • компьютерные презентации;

  • телевизор

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий,

Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники:

  1. Е.В. Парикова, Г.Н. Фомичова, В.А. Елизарова Материаловедение ( сухое строительство): учебник для нач. проф. образования . - М.: Изд. центр « Академия» 2010. - 304с.

  2. В.А Смирнов, Б.А. Ефимов, О.В, Кульков Материаловедение для отделочно строительных работ: учеб. пособие для сред. проф. образования - М.: изд. центр « Академия» , 2006, - 288с.

  3. Ивлиев А.А. Отделочные строительные работы. Учебное пособие. - М. Издательский

Центр « Академия», 1999.

  1. Чичерин И И Общестроительные работы. Учебное пособие .М Издательский центр

« Академия»2009. - 416 с.

  1. Куликов ОН Рохлин Е И Охрана труда в строительстве - М ИЦ « Академия» 2004. -288с.

  2. Ольхина Е.А. Справочник по отделочно строительным работам: учебное пособие для нач. проф. образования/ Е.А. Ольхина, С.А. Козина, Л.Н. Кузнецова. - М.: Издательский центр « Академия», 2009. - 416 с.

  3. Завражин Н.Н. Отделочные работы: учебное пособие для нач. проф. образования/ изд. центр. «Академия» 2009г.

  4. Н.Н. Завражин Штукатурные работы высокой сложности: учеб. пособие для нач. проф. образования/ Н.Н. Завражин . - М.: изд. центр. « Академия», 2008. - 192 с.

  5. Г.Г. Черноус Облицовочные работы: учебное пособие для нач. проф. образования/ Г.Г. Черноус. - 5-е издание . - М. : изд. центр. « Академия» 2010. - 192 с.

  6. Ивлиев А.А. и др. «Отделочные работы». Альбом плакатов. 2010 ИЦ «Академия»

  7. Н.Н. Завражин Малярные работы высокой сложности: учеб. пособие для нач. проф. образования / Н.Н. Завражин .- М.: изд. центр. « Академия», 2008. - 224 с.




4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется в процессе проведения лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:


  • классифицировать строительные материалы по их происхождению, технологическому признаку и назначению;

  • определять пригодность строительных материалов;

  • определять основные свойства строительных материалов;

  • определять подвижность строительных растворов;

  • приготавливать растворы по заданному составу;

  • хранить строительные материалы в условиях, исключающих возможность увлажнения;

  • контролировать качество строительных материалов;

Промежуточная аттестация

Наблюдение

Методы контроля: устный, письменный, практический, визуальный, самоконтроль

Принятие решения по оценке

Знать:


  • виды строительных материалов, используемых при выполнении штукатурных и малярных работ;

  • общую классификацию строительных материалов;

  • основные свойства строительных материалов;

  • область применения строительных материалов;

  • основные рецепты составления смесей и растворов;

  • правила хранения материалов;

  • требования, предъявляемые к качеству материалов

Промежуточная аттестация

Тестирование

Наблюдение за деятельностью

обучающегося, экспертная оценка

Методы контроля: устный, письменный, практический, визуальный, самоконтроль

Принятие решения по оценке

1


© 2010-2022