- Преподавателю
- Технология
- Рабочая программа по Материаловеденью
Рабочая программа по Материаловеденью
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Пермикина Е.В. |
Дата | 02.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Свердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
Рассмотрена на заседании
методического совета
(протокол № 9 от 03.09.2014 г.)
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГБОУ СПО СО
«Камышловский гуманитарно-
технологический техникум»
____________ Е.Е. Бочкарева
05.09.2014 г.
РАБОЧАЯ программа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«материаловедение»
для программы профессиональной подготовки
19727 «Штукатур»
Форма обучения - очная
Срок обучения 2 года
2014 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе комплекта учебной документации для профессиональной подготовки рабочих по профессии «ШТУКАТУР» «МАЛЯР» из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и предусмотрена для профессиональной подготовки рабочих из числа выпускников специальных (коррекционных) образовательных организаций VIII вида (для детей с умственной отсталостью).
Разработчики:
Винокурова Екатерина Александровна - мастер производственного обученияпервой квалификационной категории Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
Пермикина Елена Владимировна - мастер производственного обучения Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УПР
______________ Н.А. Польдяева
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УМР
______________ В.В. Чепелев
Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников автомобильного, сельскохозяйственного и строительного профилей ГБОУ СПО СО «КГТТ» (протокол №1от 09.09.2013 г.)
Председатель ПЦК ________________ Л.И. Дегтянникова
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт программы учебной дисциплины ………………………………………………………
2. Структура и содержание учебной дисциплины …………………………………………………
3. Условия реализации программы учебной дисциплины ……………………………………….
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины …………………………….
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
-
Область применения программы
Рабочая учебная программа по дисциплине «Материаловедение» в системе образовательного процесса по образовательной программе профессиональной подготовки по профессиям 19727 «Штукатур», 13450 «Маляр» дает представления обучающимся о видах, марках материалов, используемых при выполнении штукатурных и малярных работ, их свойствах.
Знание особенностей структуры, свойств, способов производства и областей применения материалов для выполнения отделочных работ являются базой современного строительства.
Отделочные работы являются завершающими при строительстве, реконструкции и ремонте фасадов и интерьеров зданий. От их вида и качества зависит художественное восприятие всего здания.
В современных условиях резко возросли объёмы индивидуального строительства, а с ними и роль отделочных работ и их исполнителей - квалифицированных рабочих-отделочников. К отделочным работам относятся: производство штукатурных, малярных работ; производство обойных работ; оклейка плёнками, декоративная штукатурка, устройство различных покрытий полов. Внедрение новых технологий, новых материалов и средств производства при выполнении отделочных строительных работ предъявляет определенные требования к изучению дисциплины.
-
Место дисциплины в структуре образовательной программы: дисциплина входит вобщетехнический курс.
-
Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-
классифицировать строительные материалы по их происхождению, технологическому признаку и назначению;
-
определять пригодность строительных материалов;
-
определять основные свойства строительных материалов;
-
определять подвижность строительных растворов;
-
приготавливать растворы по заданному составу;
-
хранить строительные материалы в условиях, исключающих возможность увлажнения;
-
контролировать качество строительных материалов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-
виды строительных материалов, используемых при выполнении штукатурных и малярных работ;
-
общую классификацию строительных материалов;
-
основные свойства строительных материалов;
-
область применения строительных материалов;
-
основные рецепты составления смесей и растворов;
-
правила хранения материалов;
-
требования, предъявляемые к качеству материалов;
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
-
обязательной учебной нагрузки обучающегося - 98 часов, в том числе:
-
раздел «Материалы для штукатурных работ»- 48 часов;
-
раздел «Материалы для малярных работ» - 50 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
98
раздел «Материалы для штукатурных работ» (всего)
48
в том числе:
Контрольный тест за 1 семестр.
2
зачет за 2 семестр.
2
раздел «Материалы для малярных работ» (всего)
50
в том числе:
практические занятия
4
проверочная работа за 1 семестр.
2
Итоговая аттестация в форме зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, практические работы обучающихся
Объем часов
Раздел 1. Штукатурные работы
48
Тема 1.1.
Введение
Содержание учебного материала 2ч.
1
Общие сведения о строительных материалах.
Классификация штукатурных строительных материалов. Понятие о ГОСТ на материалы.
2
Тема 1.2.
Свойства строительных материалов
Содержание учебного материала 4ч.
1
Механические, физические, химические и технологические свойства.
2
2
Свойства материалов по отношению к действию тепла, звука, электричества и воды.
2
Тема 1.3.
Вяжущие вещества
Содержание учебного материала 4ч.
1
Вяжущие материалы и их назначение.
Гипс строительный. Известь строительная: воздушная и гидравлическая.
2
2
Глина белая и красная. Цемент, Виды цемента. Жидкое стекло.
2
Тема 1.4.
Материалы для подго-товкиповерхностей под штукатурку
Содержание учебного материала 2ч.
1
Дрань штукатурная. Виды и размеры. Сетка металлическая.
Гидроизоляционные материалы. Гвозди штукатурные. Стекловидный холст.
2
Тема 1.5.
Растворы
Содержание учебного материала 10ч.
1
Общие сведения о растворах. Виды растворов: простые и сложные. Составные части.
2
2
Свойства растворных смесей. Подвижность, определение подвижности.
2
3
Специальные растворы. Сухие смеси. Приготовление растворов.
2
4
Универсальные выравнивающие составы и сухие смеси для производства штукатурных работ.
2
5
Штукатурные смеси производства немецкого концерна KNAUF на основе строительного гипса для внутренней отделки помещений.
2
Тема 1.6.
Отделочные
материалы
Содержание учебного материала 10ч.
1
Обшивочные крупноразмерные листы сухой штукатурки. ДВП и ДСП.
2
2
Декоративный гипсоволокнистый пластик.
2
3
Новые виды отделочных материалов: гипсокартонные и гипсоволокнистые листы,
2
4
Цементные плиты «Аквапанель», плиты гипсовые пазогребневые.
2
5
Мастика для крепления листов сухой штукатурки.
2
Контрольный тест за 1 семестр
2
Тема 1.7.
Заполнители
Содержание учебного материала 6ч.
1
Песок горный, речной и шлаковый; вредные примеси в песке.
2
2
Легкие заполнители растворов.
2
3
Современные заполнители.
2
Тема 1.8.
Наполнители
Содержание учебного материала 2ч.
1
Мел молотый. Древесные опилки. Белый кварцевый песок. Древесная мука.
2
Тема 1.9.
Вспомогательные
материалы
Содержание учебного материала 6ч.
1
Грунтовки, подмазочные пасты, шпатлевки, их виды и применение. Разбавители и растворители, их назначение.
2
2
Смывочные составы, сиккативы, кислоты; их применение. Материалы для шлифовки поверхностей; их виды и назначение.
2
3
Прочие вспомогательные материалы: воск, церезин, парафин, соли минеральных кислот и другие, их применение.
2
Зачет
2
Раздел 2. Малярные работы
50
Тема 2.1.
Общие сведения о строительных
материалах и их
свойствах
Содержание учебного материала 2ч.
1
Значение строительных материалов для отрасли строительства, рост производства. Ведущие фирмы стран мира по производству строительных материалов. Роль химии в развитии промышленности строительных материалов. Применение в строительстве новых синтетических материалов. Классификация материалов, применяемых в малярных работах: связующие, пигменты, краски, лаки, вспомогательные материалы. Материалы для обойных работ. ГОСТ на материалы.
2
Тема 2.2.
Основные свойства строительных
материалов
Содержание учебного материала 2ч.
1
Понятия о строении твёрдого тела. Плотность, масса и объёмная масса материалов. Понятие о пористости. Водопоглощаемость материалов. Влияние водопоглащения материалов на основные свойства материалов. Морозостойкость и атмосфероустойчивость материалов. Понятие об упругости , пластичности и хрупкости материалов и отделочных плёнок. Химические свойства, коррозийная стойкость материалов.
2
Тема 2.3.
Пигменты и
наполнители
Содержание учебного материала 10ч.
1
Общие сведения о пигментах. Классификация и назначение пигментов. Требования ГОСТ к пигментам. Свойства пигментов. Устойчивость пигментов к воде, маслу, растворителям, щелочам. Тонкость помола.
2
2
Цветоустойчивость пигментов. Красящая и кроющая способность пигментов. Изучение свойств и применение наиболее распространённых пигментов по цветовым группам.
2
3
Белые пигменты для водных составов: известь, мел, каолин.Белые пигменты для неводных составов: белила цинковые, титановые, свинцовые, литопонные.
2
4
Чёрные пигменты: сажа, сурик свинцовый и железный, мумия.
Жёлтые пигменты: охра сиена, крон свинцовый и цинковый.
Зелёные пигменты: окись хрома, зелень свинцовая и цинковая.
2
5
Сини пигменты: ультрамарин и лазурь малярная.
Коричневые пигменты: умбра и сиена жженая.
Металлические пигменты: алюминиевые и бронзовые порошки.
Наполнители: виды, назначения, цвет, область применения.
2
Лабораторно-практические работы 2ч.
1
Определение водощелочеустойчивости пигментов. Определение видов пигментов по внешним признакам
2
Тема 2.4.
Связующие для
малярных составов
Содержание учебного материала 10ч.
1
Связующие для водных окрасочных составов: назначение, классификация. Минеральные связующие: цемент, известь , жидкое стекло. Свойства цемента как связующего материала для малярных составов.
2
2
Основные свойства и способы гашения извести. Понятия о процессах твердения карбонизации известковой плёнки. Условия, необходимые для образования прочной известковой плёнки.
2
3
Органические связующие материалы. Клеи животные: костные, мездровые, казеиновые; их свойства, применение. Клеи искусственные: карбоксилметилцеллюлоза, метилцеллюлоза.Водоотталкивающие кремнийорганические жидкости. Свойства и область применения и синтетических клеев.
2
4
Назначение и классификация связующих материалов для неводных составов. Разновидность олиф: натуральные, полунатуральные, синтетические. Виды, производство, применение олиф. Свойства олиф и масляной плёнки. Определение вязкости. Скорость высыхания. Эластичность, твёрдость и атмосфероустойчивость масляной плёнки.
2
5
Смолы - связующие в лаках и эмалях. Смолы натуральные, канифоль, шеллак, даммара, копалы. Смолы синтетические: перхлорвиниловые, пентафталевые, полистирольные, алкидные; их свойства и применение. Понятие о процессах полимеризации. Преимущества синтетических смол
2
Проверочная работа
2
Тема 2.5.
Краски водоразбавляемые и летучесмоляные
Содержание учебного материала 4ч.
1
Краски на минеральной основе (силикатные, цементные), краски полимерцементные, краски эмульсион
ные(поливинилацетатные, стиролбутадиеновые, глифталевые, акриловые);
Краски летучесмоляные(перхлорвиниловые, сополимерные, куманокаучуковые, эмали ).
2
2
Характеристика и область применения готовых лакокрасочных материалов.
Расход и время полного высыхания.
Строительные нормы и правила, ГОСТ на лакокрасочные материалы
2
Тема 2.6.
Краски эмалевые и масляные
Содержание учебного материала 6ч.
1
Краски эмалевые алкидные ( глифталевые, пентафталевые, алкидные),
Краски для пола, краски эмалевые эпоксидные.
2
2
Краски масляные густотёртые и готовые к употреблению.
Снижение текучести масляных и эмалевых окрасочных составов введением добавок.
2
3
Снижение глянца плёнок введением воска, металлических мыл, повышенного количества растворителей.
Характеристика и область применения готовых эмалевых и масляных красок.
Расход и время высыхания.
Строительные Нормы и Правила, ГОСТ на эмалевые и масляные краски.
2
Тема 2.7.
Лаки и политура
Содержание учебного материала 2ч.
1
Лаки масляно-смоляные, безмасляные синтетические, на основе битумов и асфальтов, лаки и политуры спиртовые, лаки нитроцеллюлозные и этилцеллюлозные.
Характеристика и область применения лаков и политур, расход, время полного высыхания, ГОСТы.
2
Лабораторно-практические работы 2ч
1
Определение видов и качества готовых лакокрасочных материалов по внешним признакам
2
Тема 2.8.
Материалы для обойных работ
Содержание учебного материала 10ч.
1
Бумажные обои для внутренней отделки стен и потолков в жилых и общественных зданиях.
Виды бумажных обоев: печатные, тиснёные негрунтованные, грунтованные с печатью, тиснённые грунтованные для специального вида отделки.
2
2
Обои обычные, влагостойкие, звукопоглощающие.
Бордюры, фризы.
2
3
Поливинхлоридные плёнки на тканевой и бумажной основе,
Стекло обои, жидкие обои.
2
4
Виды, характеристика , ГОСТы на обойные материалы. Клеи для обоев, плёнок. Составы клея в зависимости от вида обоев. Свойства и применения клеев.
2
5
Расход обоев и клея при наклеивании обоев.
2
Тема 2.9.
Вспомогательные
материалы
Содержание учебного материала 8ч.
1
Грунтовки под водоразбавляемые краски, изготовляемые на месте работ:
Клеемыловарные, из жидкого стекла. Рецептура , область применения, условия хранения.
2
2
Масляные грунтовки: олифа, разбавленный масляный колер масляно-эмульсионный состав. Рецептура , область применения, условия хранения.
Универсальные грунтовки, рецептура, область применения.
2
3
Шпаклёвки под водные, неводные окраски; виды, состав, область применения, условия хранения.
Замазки. Виды, состав, область применения, условия хранения.
2
4
Разбавители. Виды, состав, область применения, условия хранения
2
Зачет
2
Всего
98
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Материаловедение».
Оборудование учебного кабинета:
-
доска информационная;
-
рабочее место преподавателя, оснащенное ПК,
-
информационные плакаты;
-
образцы материалов;
-
рабочие места для студентов в количестве 14;
-
шкафы для хранения УМК и тетрадей студентов.
Технические средства обучения:
-
компьютер,
-
компьютерные презентации;
-
телевизор
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Е.В. Парикова, Г.Н. Фомичова, В.А. Елизарова Материаловедение ( сухое строительство): учебник для нач. проф. образования . - М.: Изд. центр « Академия» 2010. - 304с.
-
В.А Смирнов, Б.А. Ефимов, О.В, Кульков Материаловедение для отделочно строительных работ: учеб. пособие для сред. проф. образования - М.: изд. центр « Академия» , 2006, - 288с.
-
Ивлиев А.А. Отделочные строительные работы. Учебное пособие. - М. Издательский
Центр « Академия», 1999.
-
Чичерин И И Общестроительные работы. Учебное пособие .М Издательский центр
« Академия»2009. - 416 с.
-
Куликов ОН Рохлин Е И Охрана труда в строительстве - М ИЦ « Академия» 2004. -288с.
-
Ольхина Е.А. Справочник по отделочно строительным работам: учебное пособие для нач. проф. образования/ Е.А. Ольхина, С.А. Козина, Л.Н. Кузнецова. - М.: Издательский центр « Академия», 2009. - 416 с.
-
Завражин Н.Н. Отделочные работы: учебное пособие для нач. проф. образования/ изд. центр. «Академия» 2009г.
-
Н.Н. Завражин Штукатурные работы высокой сложности: учеб. пособие для нач. проф. образования/ Н.Н. Завражин . - М.: изд. центр. « Академия», 2008. - 192 с.
-
Г.Г. Черноус Облицовочные работы: учебное пособие для нач. проф. образования/ Г.Г. Черноус. - 5-е издание . - М. : изд. центр. « Академия» 2010. - 192 с.
-
Ивлиев А.А. и др. «Отделочные работы». Альбом плакатов. 2010 ИЦ «Академия»
-
Н.Н. Завражин Малярные работы высокой сложности: учеб. пособие для нач. проф. образования / Н.Н. Завражин .- М.: изд. центр. « Академия», 2008. - 224 с.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется в процессе проведения лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Уметь:
-
классифицировать строительные материалы по их происхождению, технологическому признаку и назначению;
-
определять пригодность строительных материалов;
-
определять основные свойства строительных материалов;
-
определять подвижность строительных растворов;
-
приготавливать растворы по заданному составу;
-
хранить строительные материалы в условиях, исключающих возможность увлажнения;
-
контролировать качество строительных материалов;
Промежуточная аттестация
Наблюдение
Методы контроля: устный, письменный, практический, визуальный, самоконтроль
Принятие решения по оценке
Знать:
-
виды строительных материалов, используемых при выполнении штукатурных и малярных работ;
-
общую классификацию строительных материалов;
-
основные свойства строительных материалов;
-
область применения строительных материалов;
-
основные рецепты составления смесей и растворов;
-
правила хранения материалов;
-
требования, предъявляемые к качеству материалов
Промежуточная аттестация
Тестирование
Наблюдение за деятельностью
обучающегося, экспертная оценка
Методы контроля: устный, письменный, практический, визуальный, самоконтроль
Принятие решения по оценке
1