Конспект занятия «Изготовление бахромчатого одуванчика»

Конспект занятия может пригодиться как учителю технологии , а также педагогу дополнительного образования. Для детей 9-11 лет, по изготовлению бахромчатого одуванчика.  Тема данного занятия взята из раздела «Квиллинг» на которую отводиться 30 часов из них 2 часа теории и 28 часов практики.Цель: воспитание экологической культуры, формирование  интереса детей к объектам природы, наблюдательности, умения анализировать и делать выводы. Удовлетворение детской  потребности в создании чего-то нового, развитие творческого воображения.
Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБУДОД «Центр дополнительного образования детей»

Оренбургская область посёлок Тюльган

педагог дополнительного образования

Барсукова Надежда Валентиновна





Конспект

открытого занятия по бумагопластике в творческой мастерской

«Фантазия»

«Изготовление бахромчатого цветка - одуванчика»

(возраст воспитанников 9 - 11 лет)














п. Тюльган

2013


Пояснительная записка

Автор - Барсукова Надежда Валентиновна, педагог дополнительного образования

Разработка занятия в творческой мастерской «Фантазия»

Участники занятия: дети 9 - 11 лет.

Программа творческой мастерской «Фантазия» разработана мною, опираясь на опыт работы в начальной школе. 2009 г. Тема данного занятия взята из раздела «Квиллинг» на которую отводится 30 часов (15 занятий) из них: 2 часа теории и 28 часов (14 занятий) практики.

Цель создания и использования медиапродукта на занятии - экономия времени, быстрая смена заданий, демонстрация поэтапного хода занятия.

Отгадывание загадок на занятии соответствует целям, содержанию, возрастным особенностям детей и обеспечивает включение каждого ребёнка в активную учебно-познавательную деятельность.

Использование презентации позволяет облегчить детям восприятие материала, повысить плотность занятия, эффективность контроля знаний и умений и познавательную активность.

Задания, предложенные на занятии, подбирались с учетом возрастных особенностей детей, умение анализировать, применять знания в новых условиях.

Цель: воспитание экологической культуры, формирование интереса детей к объектам природы, наблюдательности, умения анализировать и делать выводы. Удовлетворение детской потребности в создании чего-то нового, развитие творческого воображения.

Задачи.

  • Образовательные задачи:

продолжить знакомство детей с техникой квиллинга, научить изготовлению бахромчатых цветов, закрепить представления детей о композиции.

  • Развивающие задачи:

развитие мелкой моторики рук и глазомера - умение ровно накручивать полоски на инструмент для квиллинга. Развивать творческий потенциал, способность экспериментировать, точно передавать характерные особенности цветка одуванчика.

  • Воспитательные задачи:

воспитывать эстетическое отношение к объектам природы и собственному творчеству.

  • Здоровьесберегающие задачи:

способствовать созданию здоровьесберегающей среды: положительного эмоционального фона, удовлетворение двигательной активности детей во время занятия, осуществление контроля над правильностью осанки. Создание ситуаций успеха для каждого ребенка.

Оборудование:

  • Для педагога презентация «Одуванчик - эликсир жизни», образец композиции из цветов, ноутбук, мультимедийный проектор, глобус

  • Для детей - приготовленные заранее листы бумаги А4 желтого, зеленого, красного, синего и др. цветов, полоски для квиллинга; клей, инструменты для квиллинга, ножницы, выставка работ в технике квиллинг.

Межпредметные связи: окружающий мир, трудовое обучение и литература (малые фольклорные формы, стихи).

Тип учебного занятия: формирование новых знаний и умений творческое применение их на практике.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная

Технологии и методы обучения:

Здоровьесберегающие технологии

Информационно- коммуникационные технологии

Инновационные технологии

Интерактивный метод (рассказ, демонстрация готовых работ, беседа с объяснением нового материала, самостоятельная индивидуальная работа воспитанников)

Исследовательский метод (подготовка сообщения детей к занятию, творческая работа детей)

План занятия:

  1. Организационный этап.

  2. Мотивация учебной деятельности детей.

  3. Актуализация знаний.

  4. Физкультминутка.

  5. Повторение правил ТБ.

  6. Творческое применение знаний детей.

  7. Домашнее задание.

  8. Самооценка

9. Рефлексия.

  1. Уборка рабочего места.

11. Анализ занятия педагогом








Перед началом занятия 1 слайд.

Ход занятия:

1. Организационный этап:

Пр Приветствие детей педагогом: (2 слайд)

-Добрый день, мои друзья!

Перед вами снова я.

Очень рада видеть всех.

Ждёт сегодня вас успех.

А ещё скажу я вам:

Улыбнитесь всем гостям.

Соберитесь, подтянитесь

И тихонечко садитесь.

Проверка готовности группы к занятию.

2. Мотивация на занятие: (дети повторяют за педагогом) (слайд 3)

Мы готовы к занятию

Мы внимательны

Мы успеем сделать всё

У нас хорошее настроение

Всё будет хорошо.

Педагог: (отгадывание загадок) (слайд 4)

Капли солнца спозаранку

Появились на полянке.

Это в желтый сарафанчик

Нарядился…...

(Одуванчик)

На зелёной хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерок прошуршал

И развеял этот шар.

(Одуванчик)

То он Солнышко лучистое,

То он Облачко пушистое.

Лета ждать не захотел

Ветер дунул - облетел!

(Одуванчик)

Педагог: догадались ли ребята, какая тема занятия сегодня у нас будет?

Дети: будем делать одуванчики.

Педагог: правильно, тема нашего занятия «Изготовление бахромчатого цветка - одуванчика»

3. Актуализация знаний:

Педагог: а почему одуванчик называют бахромчатым?

Дети: (у него цветок похож на бахраму)

Педагог: правильно! А какие народные названия этого цветка вы знаете? (слайд 5)

Дети: кульбаба, молочай, пустодуй, еврейская шапка, зубной корень, пушица, русский цикорий.

Педагог: Молодцы! А где растет одуванчик?

Дети: Растёт на лугах, полянах, около дорог, на выгонах и у жилья, часто как сорняк в полях, садах, огородах и парках.

Педагог: Молодцы ребята, а еще он растет в европейской части России, на Украине, в Беларуси, на Кавказе, в Средней Азии, Сибири, на Дальнем Востоке, на Сахалине, Камчатке (используется глобус)

Педагог: А как вы думаете, почему одуванчик в народе назвали «жизненным эликсиром?

Дети: (обладает лекарственным действием)

Педагог: Одуванчик - самый распространенный и популярный среди первоцветов и издавна является лекарственным средством. В народе одуванчики называли "жизненным эликсиром". Молодые листочки заменят еще не поспевшую огородную зелень и обогатят рацион витаминами после тяжелой зимней пищи и сидячего образа жизни. Эти растения содержат много витамина С, бета - каротин, группа витаминов В, и полный набор микроэлементов - железа, кальция в нем больше, чем в шпинате.

Одуванчик издавна использовался в пищу различными народами, его употребляли как древние китайцы, так и первые поселенцы на Американском континенте.

В странах Западной Европы одуванчик нашел применение как лечебное и пищевое растение. Его специально сажают во Франции, Испании, Швейцарии, Португалии, Японии, Индии, США, где молодые листья и завязи используют в качестве деликатесного витаминного салата, охотно употребляемыми местным населением. Широкой популярностью пользуется одуванчик на Кавказе, где его традиционно используют для приготовления блюд.

Педагог: сегодня для нас Грачёва Надя подготовила сообщение - легенду об одуванчике. Давайте её послушаем. (Приложение 1 и 2) (слайд 6)

Педагог: Интересно, что одуванчики бывают не только желтые с различными оттенками. На Кавказе в горах попадаются пурпурные, а в Тянь-Шане - лиловые.

4. Физминутка: (слайд 7)

Педагог: Пора нам отдохнуть, давайте проведем физкультминутку.

(педагог показывает движения, дети повторяют)

5. Правила безопасности труда:

- ребята, как вы думаете, какими инструментами мы сегодня будем работать? (слайд 8)

Педагог: Пользуясь ножницами, канцелярским ножом, клеем нужно знать и соблюдать правила безопасности труда

Давайте прочитаем все вместе, то, что увидим на экране.

Чтение текстов слайда вместе с детьми.(слайд 9, 10, 11)

Начинать работу строго с разрешенья педагога,

И учтите: Вы в ответе, за порядок в кабинете.

Запомни!

Я молодец! Я все кладу на место.

Работать ножницами можно,

Но только очень осторожно.

Коль просит кто-то, не зевай,

Вперед колечками подай.

Храните ножницы на месте,

С концами, сомкнутыми вместе.

Запомни!

Передавай ножницы, держа их за сомкнутые лезвия кольцами вперед.

Работай с клеем аккуратно

Чтоб в глаз случайно не попал

При попадании немедленно,

Промыть водой ты обещал.

Запомни!

Пользоваться клеем ПВА осторожно, не допускать попадания клея в глаза.

6. Творческое применение знаний детей.

Педагог: ребята, для вас на столах приготовлены материалы, давайте проверим, все ли у вас есть.

7. Работа по инструктивной карте(приложение 5)

Приготовьте полоски из желтой бумаги (для цветов), бумагу зеленого цвета (для листочков), жатая бумага (для стеблей и бутонов), тонкие длинные полоски для квиллинга (для горшочка), зеленый картон для полянки, трубочка с прорезью для накручивания полосок (инструмент для квиллинга), ножницы, клей.

Ширина желтой полоски должна быть 2,5см. Две полоски длинной с лист А4 хватит для одного цветка.

Педагог по слайдам рассказывает технологию выполнения цветка.

1. Приготовьте 2 полоски желтого цвета, чтобы нарезать из них лепестки. Сложите каждую полоску пополам вдоль и сложите друг в друга как показано на картинке. (Слайд 12).

2. Далее нужно нарезать лепестки шириной примерно 0,5мм. Чем мельче будет нарезано, тем пушистее получится цветок. (Слайд 13)

3. С помощью инструмента для квиллинга скрутите желтую полоску и закрепите ее кончик клеем. Распушите цветок. (Слайд 14).

4. Осторожно снимите цветок с инструмента. Таким образом делаем три цветка. (Слайд 15).

5. Наденьте цветок на зубочистку. Можно зафиксировать клеем. Далее поверх желтой полоски накрутите зеленую полоску из жатой бумаги, постепенно переходя на стебель. Можно зафиксировать цветок снизу клеем. (Слайд 16).

6. Делаем горшочек для цветов.

Склеиваем между собой 15 полосок для квиллинга в одну длинную полоску. Наматываем её на инструмент для квиллинга. С одной стороны промазываем клеем и выдавливаем в форме горшочка. Горшочек готов. (Слайд 17).

7. Делаем листочки.

Приготовьте 3 прямоугольника из зеленой бумаги. Вырежьте форму листочка. С помощью ножниц подзавейте их. (Слайд 18)

8. Соединяем все детали в одну композицию. Внутрь горшочка вложим кусочек пластилина, в него втыкаем цветы одуванчика и листочки. Приклеиваем горшочек на лист картона зеленого цвета. Букетик готов. (Слайды 19, 20).

А сейчас ребята, мы с вами поставим свои работы, на стол, образуя цветущую полянку из одуванчиков. Посмотрите, какие цветочки получились у вас красивые.

8. Домашнее задание:

Педагог: А теперь ребята получите памятки о том, что можно приготовить из цветков одуванчика. (Приложения 3 и 4). При желании можете приготовить.

9. Самооценка: (анализ процесса работы)

(На доске изображена лесенка успеха.)

-Пока испытываю трудности….

-Справился сам, получилось…..

-Могу научить других

Каждому ребенку дан жетон, который нужно прикрепить к той ступеньке, которую он выберет.

10. Рефлексия (проводится в форме интервью)

- В какой технике декоративно- прикладного искусства мы сегодня работали на занятии?

-Я не знал ….., теперь я знаю, что ……

-Я попробую…..

-Было трудно…..

-У меня получилось……

-Теперь я могу……

11.Уборка рабочего места (слайд 21)

Вот закончилось занятье

Всё убрать нам нужно в срок.

Мусор быстро собери,

В рюкзак вещи положи,

Клеёнку тряпочкой протри,

Потом сложи и убери.

12. Анализ занятия педагогом

Ребята, спасибо вам за занятие, за красивые работы которые вы выполнили, за смелость, находчивость в поиске путей решений творческой задачи, способность к экспериментированию, смекалку в отгадывании загадок. Я очень довольна сегодняшним занятием. У вас получились прекрасные работы. Вы молодцы!

А теперь встанем все в круг для церемонии прощания: «Занятие закончилось, и нам домой пора. Девчонки, до свидания! Мальчишки, до свидания! До следующего дня».




Используемая литература:

  • «Физкультминутка - элемент современного урока», Папуш О.А., Цыбульская Т.Д. ГБОУ СОШ №47 им. Д. С. Лихачева, 2012;

  • Конспект открытого занятия по изобразительному искусству «Красные маки», Газдовская Виктория Владиславовна, Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр внешкольной работы «Ровесник», подростковый клуб «Метеор» г. Краснотурьинск, 2012;

  • liveinternet.ru/users/lady_confidence/post148487650/

  • stranamasterov.ru/node/46090

Приложение 1

Одуванчик - очень любопытный цветок.

Пробудившись весной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел солнышко, которое заметило одуванчик и осветило его желтым лучиком.

Пожелтел одуванчик и так полюбил светило, что не отводит от него восторженного взгляда.

Взойдет солнце на востоке - одуванчик на восток смотрит, поднимется в зенит - одуванчик поднимет головку кверху, приблизится к

закату - одуванчик не спускает с заката взгляда.

И так всю жизнь, пока не поседеет.

А станет седым, распушится - и полетят по ветру пушинки - парашютики с семенами, увидят хорошую полянку, опустятся, зернышко спрячется в какую-нибудь впадинку и пролежит до весны.

(С.Красиков. Легенда о цветах)





Приложение 2

Одуванчики - дети Луны и Солнца.

Одуванчики должны были зажигать на небе лампы каждую ночь, но - не хотели этого делать.

В наказание Луна послала ветер, который сдул их на землю.

Но, в утешение, отец-Солнце пообещал, что на земле дети будут светить так же ярко, как на небе.

Каждое лето цветы превращаются в пушинки, стараясь попасть обратно на небо с тем же ветром, который принес их на землю.

Как во сне, в тишине раскаленной,

Оглянувшись на землю родную,

Одуванчик из бездны зеленой

Полетел, не дыша, в голубую.

Подхватили его, укачали

Ветры ясные и дождевые.

Было жутко и дико вначале -

Ведь казалось, что это впервые!

Но душа, несомненно, крылата,-

И летел он все выше и выше,

Вспоминая, что где-то когда-то

Это все уже видел и слышал.

Он всегда это знал за собою,

Совершал этот путь многократно:

Из зеленого - в голубое,

И обратно, туда - и обратно!...

Юнна Мориц

Приложение 3.

Чай из одуванчиков.

Чтобы заварить чай из одуванчиков, залейте 2 чайные ложки сушенных листьев или 4 чайные ложки свежих двумя стаканами кипятка и дайте настояться в течение 10 минут. Процедите и пейте по стакану несколько раз в день. Хотя чай из одуванчиков абсолютно безвреден, при приеме любого диуретика лучше увеличить потребление продуктов богатых калием: яблок, бананов, моркови, апельсинов, печеного картофеля.

Полезно употребление молодых листьев одуванчика при подагре и ревматизме, благотворно влияет на состояние нервной системы и пищеварительного тракта. Горечь одуванчика стимулирует желчные протоки и функцию печени в целом, которая расщепляет и выводит токсины, улучшает состав крови и укрепляет организм в целом. Сок одуванчика дробит камни и выгоняет песок из желчного пузыря.

Весенний салат.

Молодые листья одуванчика, мать-и-мачехи, салата, щавеля кислого тщательно промыть, дать стечь воде. Смешать с тонко нарезанными огурцами. Приправа: 3 ст.л. сливок или простокваши с лимонным соком, немного меда, мелко нарубленные огуречник, зеленый лук, укроп.



Приложение 4.

Одуванчиковое варенье.

В садах и на полях, где много одуванчиков, самое время варить варенье. Все знают, что из листьев одуванчика можно приготовить салат, но мало кто знает, что из желтых цветков одуванчика может получиться отличный мед (варенье) - незаменимое лекарство при простуде и общей слабости.

Ранним солнечным утром нужно собрать пятьсот головок цветков, без стеблей. Они должны быть раскрыты. Выберите самые крупные и красивые. Их нужно тщательно промыть и замочить в холодной воде и оставить на сутки. Воду время от времени меняйте - с ней будет уходить одуванчиковая горечь.

Следующим ранним утром одуванчики будут уже не такие красивые. Слейте воду, но цветки не отжимайте. Долейте один литр холодной воды и прокипятите десять минут. После этого процеди отвар, а цветки как следует выжмите. Добавьте в отвар полтора килограмма сахара, сок двух крупных лимонов и варите на медленном огне в течение получаса.

Вот варенье и готово - золотое и душистое, тягучее и янтарно-прозрачное, как желе. Осталось разлить его по стерильным банкам и закрутить. Это прекрасное лекарство, особенно для детей, если использовать его, как жаропонижающее. Однако, как и обыкновенный мед, его нельзя есть много. Можно такой мед добавлять в десерты: полить вареньем мороженое и свежие ягоды, подать к блинам или оладьям, промазать им коржи для торта. Все это будет очень вкусно. Считается, что одуванчиковое варенье является лечебным средством от отложения солей.



Приложение 5

Инструктивная карта

Приготовьте полоски из желтой бумаги (для цветов), бумагу зеленого цвета (для листочков), жатая бумага (для стеблей и бутонов), тонкие длинные полоски для квиллинга (для горшочка), зеленый картон для полянки, трубочка с прорезью для накручивания полосок (инструмент для квиллинга), ножницы, клей.

Конспект занятия «Изготовление бахромчатого одуванчика»

© 2010-2022