- Преподавателю
- Технология
- Программа работы кружка Своими руками
Программа работы кружка Своими руками
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ефименко Т.Д. |
Дата | 29.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Пояснительная записка
В современном мире художественное мышление, связывающие нас с прошлым, с духовным наследием наших предков, является непреходящей ценностью. А воплощение этого мышления и есть декоративно-прикладное искусство. Оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Поэтому очень важно для детей видеть красоту предметов декоративно-прикладного искусства, пробовать изготовить их своими руками.
Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности. В программу введены и современные виды рукоделия, такие как плетение из бисера, изонить, вышивка лентами.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Цель программы «Своими руками» - развитие художественно-творческой активности детей, знакомство с современными видами рукоделия и традиционной народной культурой и ремеслами.
Задачи программы:
-
знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно - прикладного искусства;
-
раскрыть истоки народного творчества;
-
формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
-
совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
-
развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
-
формирование творческих способностей, духовной культуры;
-
воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству, природе и окружающему миру.
Программа «Умелые руки» рассчитана на 1 год обучения (35 часов) и предназначена для детей 7-15 лет. Занятия проводятся 1 раза в неделю (по понедельникам) по 1 часу.
В программу включены следующие разделы:
-
Работа с природным материалом
-
Поделки из бросовых материалов
-
Изонить
-
Лепка из глины и пластилина
-
Вышивка лентами
-
Вышивка крестиком
-
Создание обережных кукол
-
Роспись по ткани
-
Подготовка к праздникам
-
Новый Год (символ года, мастерская елочных игрушек);
-
23 февраля (открытка для папы, дедушки);
-
8 марта (изготовление и упаковка мыла для мамы, бабушки);
-
Пасха (традиционная роспись яиц).
-
Выставки, конкурсы.
-
Информативный материал по каждому разделу, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:
1. эскиз,
2. воплощение в материале,
3. выявление формы с помощью декоративных фактур.
Ожидаемые результаты:
В конце обучения дети должны получить знания:
-
о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
-
в области композиции, формообразовании, цветоведения;
-
об особенностях лепных игрушек;
-
об истории обережных кукол, их символическом значении;
-
об особенностях тканевой росписи;
-
о праздничных традициях.
умения:
-
работать нужными инструментами и приспособлениями;
-
последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала);
-
лепить из глины на основе традиционных приемов лепной игрушки, применять разные формы лепки; расписывать игрушки;
-
шить обережных кукол с применением соломы, трав, круп;
-
наносить и закреплять рисунок на ткань красками;
-
мастерить открытки в различных техниках аппликации;
-
расписывать пасхальные яйца по традиционным мотивам.
Форма подведения итогов программы дополнительного образования детей - выставки и конкурсы.
Дидактический материал:
Книги, журналы, статьи, публикации с описанием техники изготовления поделок.
Фотографии, схемы, эскизы будущих изделий.
Учебно-тематический план:
№
п/п
Тема
Всего часов
1
Вводное занятие
1
2
Это из природного материала
1
3
Работа с соломкой
2
4
Мягкая игрушка
2
5
Вышивка крестом
4
6
Работа с семечками и семенами
2
7
" Чудесные превращения" (поделки из бросовых материалов
3
8
ОригАми
4
9
Вышивка лентами
4
10
Работа с бисером
4
11
Изонить
3
12
Обережная кукла
2
13
Роспись пасхальных яиц
1
14
Роспись ткани
2
16
"Предновогодние хлопоты", 23 февраля, 8 марта, Пасха, 9 мая
5
17
Мероприятия, выставки
2
Итого:
35+5
Календарно-тематическое планирование:
№ п/п
Раздел
Тема занятия
Дата проведения
Примечание
План
Факт
1
Вводное занятие
Беседа, знакомство с расписанием работы кружка. Техника безопасности при работе с ножницами, клеем
1
2
" Это из природного материала»
Знакомство с материалами
Осенний букет (аппликация из листьев)
Игрушка из шишек
Гнездышко из веток и соломы
Строим дом. Создание композиции из природных материалов
1
3
Работа с соломкой
Технология работы с соломкой
Аппликация «Парусник»
2
4
"Мягкая игрушка
Технология работы над мягкой игрушкой
Змея из лоскутков
2
5
" Вышивка крестом
Технология вышивки крестом
Составление рисунка для вышивания
Вышивка крестом: лес, птичка, слонёнок.
4
6
Работа с семечками и семенами
Технология работы с семечками арбуза и тыквы. Составление рисунка-схемы для работы. Выполнение работы
2
5
Ч»удесные превращения" (поделки из бросовых материалов)
Домик-кормушка для птиц из пластиковых бутылок
Декор бутылки (декупаж, роспись)
Игрушки из спичечных коробков
Мини-сад за стеклом (композиция в стеклянной бутылке)
Волшебная шкатулка (оклеивание коробки пуговицами/ крупами/ракушками, декорирование)
3
6
ОригАми
Технология работы в стиле оригами. Подготовка бумаги.
Составление рисунка для аппликации (цветы, букеты, композиции)
Выполнение работы
4
7
"Предновогодние хлопоты"
Мастерская елочных украшений
Выставка детских работ, новогоднее чаепитие
8
Вышивка лентами
Технология вышивки лентами. Подбор материала, составление рисунка
Вышивка аппликаций
4
9
Открытка для папы (с элементами объемной аппликации)
1
10
Работа с бисером
Технология работы с бисером. Подбор материала для работы. Составление рисунка-схемы работы. Выполнение работы
4
11
Открытка для мамы (с элементами объемной аппликации)
1
12
Изонить
Технология вышивки в стиле «Изонить».
Составление схемы-рисунка.
Выполнение работы
3
13
Праздничная открытка к 9 мая
1
12
"Обережная кукла" (создание традиционных кукол)
Знакомство с обережными куклами. Поморские обережные куклы. Народные верования и традиции.
Кукла "Ангел-хранитель"
Кукла "Колокольчик"
Кукла "Кубышка-травница"
2
13
Традиционная роспись пасхальных яиц
1
14
"Рисуем на ткани" (роспись ткани акриловыми красками)
Знакомство с акриловыми красками. Техника нанесения.
Шитье заготовки сумки-мешка под сменную обувь
Роспись сумки
"Разрисуй футболку к лету"
2
15
Выставка работ за год, награждение детей дипломами
2
ИТОГО:
Список используемой литературы (в алфавитном порядке)
-
Балинская И.Р. Домовенок. - М.: Летопись, 1996.
-
Бахметьев А., Кизяков Т. Оч. умелые ручки. - М.: Росмэн, 1997.
-
Безуель С. Мир живой природы в деревне / Пер. с фр. А.Левиной. - М.: Астрель, 2000.
-
Бортон П. Забавные игрушки / Пер. с англ. Л.Я. Гальперштейна. - М.: Росмэн, 1997.
-
Гибсон Р. Бусы, ожерелья и браслеты / Пер. с англ. Л.Я. Гальперштейна. - М.: Росмэн, 1997.
-
Глаголев О.В. Лепим из глины. - М.: Проф-Издат, 2009.
-
Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала: книга для воспитателя детского сада, 2-е издание, доработанное. - М.: Просвещение, 1991.
-
Зимина З.И. Текстильные обрядовые куклы. - С-Пб.: Ладога-100, 2007.
-
Корнилова В.В. Декоративное мыло: энциклопедия. - М.: Аст-пресс, 2010.
-
Петухова В.И., Ширшикова Е.Н. Мягкая игрушка. - М.: Народное творчество, 2000.
-
Подарки. Техники. Приемы. Изделия: энциклопедия / Под ред. Т.Деркач. - М.: Аст-пресс, 1999.
-
Сахарова С.Ю. Академия домашних волшебников: научно-художественная лит., 4-е изд., доп.- М.: Дет.лит., 1992.
-
Чаянова Г.Н. Соленое тесто. - М.: Дрофа-Плюс, 2005.