Рабочая адаптированная программа по ремеслу для детей с ОВЗ

Раздел Технология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГКОУ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №2 VIII ВИДА

«Согласованно»

Председатель МО

______________/МангутхановаМ.Ф/

Протокол №____ от «___»

_________________2015г

«Согласованно»

Заместитель директора по УВР

ГОУ СКОШИ № 2VIIIвида

__________/Осколкова Л.А/

«___»_____________2015г

«Утверждаю»

Директор ГОУ СКОШИ № 2 VIII вида

______________/Воропаев В.И/

Приказ № от«___»_________2015г

М.п.









Авторская рабочая программа

По предмету ремесло в 9 «С» классе

Составитель программы учитель ремесла,

первой квалификационной категории: Пинигина Е.Т.













Улан-Удэ

2015

Рабочая адаптированная программа по ремеслу для детей с ОВЗ



Пояснительная записка

Создание программы РЕМЕСЛО (шитьё, рукоделие, ковроткачество и т.д) вызвано актуальностью интеграции детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в школьное образование. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения бытового труда в жизни человека, способствует обучению и развитию ребёнка в процессе овладения элементарными навыками бытовых ремёсел. Приобщение учащихся к народному искусству. Работа с разными материалами доступна всем, она может быть неплохим дополнительным заработком. Из бисера, ткани, пряжи, природного материала и многого другого можно изготовить недорогие, но красивые украшения в подарок родным и знакомым.

Вопросом социальной адаптации и интеграции детей с глубоким нарушением интеллекта в последнее время уделяется все больше и больше внимания. Работа с этими детьми в ходе обучения в коррекционных школах направлена на решение специфических задач, обусловленных особенностями развития этих детей.

Дети с тяжелыми нарушениями ЦНС должны уметь самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту несложные задания, поэтому необходимо, используя все возможности обучения и воспитания, формировать у них эти жизненно необходимые навыки.

Учащимся предлагается определенная система знаний по видам труда, формируются соответствующие способностям трудовые умения и навыки, воспитываются личностные качества.

Трудовое обучение обеспечивает коррекцию и всестороннее развитие личности ребенка, развивает мышление, речь, мелкую моторику.

Ученик должен видеть и физически ощущать пользу от своего труда. В нашей школе одним из видов трудового обучения предлагается обучение «Ремеслу»

Каждый ребенок в силу выраженности и тяжести проблем здоровья, находившихся до настоящего времени вне системы образования, фактически признаваемых «необучаемыми», теперь обучаются в детском коллективе, уровень которого определяется исключительно его возможностями. Предлагаемые темы и изделия не являются строго обязательными. Учитель вправе варьировать их по своему усмотрению, исходя из возможностей учеников, школы и своего творческого потенциала.

Технологические сведения: вперёд иголку и косые стежки; приёмы раскроя из бумаги и ткани; определение длины рабочей нитки по руке, работа острыми предметами, помогают детям преодолеть свой страх и приобрести уверенность в своих возможностях.

Классы для детей с тяжелой формой дефекта позволяют создать максимально благоприятные условия для организации образовательного (учебно-воспитательного) процесса, обеспечивающего адекватный возможностям умственно отсталых школьников, имеющих множественные заболевания разный уровень общего образования и трудовой подготовки.

В учебном плане предусмотрено трудовое обучение ремеслу с элементами начальной профессионально-трудовой подготовки, необходимое для социальной адаптации и реабилитации учащихся с тяжелой степенью умственной отсталости и возможности занятия трудовой деятельностью в будущем.

В соответствии с принципами деятельностного подхода большое внимание уделяется формированию учебной мотивации, стимуляции собственной активности. Любое задание строится исходя из интереса ребенка.

Поскольку детей с глубокой умственной отсталостью начали обучать недавно, программы для их обучения не разработаны, поэтому авторская программа РЕМЕСЛО 8 (шитьё и рукоделие, ковроткачество т.д.) призвана восполнить этот пробел.

Данная рабочая программа адресована учащимся специальных классов и составлена на основе школьного учебного плана, утвержденного Министерством образования и науки РБ.

В связи с отсутствием соответствующего Государственного образовательного стандарта по ремеслу, мы опираемся на: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы, под редакцией доктора педагогический наук В.В. Воронковой Москва «Просвещение» 2004.

В результате прохождения программного материала обучающийся в 8 специальном классе имеет представление:

  • об особенностях прикладного творчества разных народов;

  • об эстетических и практических функциях изделий декоративно-прикладного творчества в быту;

  • о традиционных обрядах и праздниках;

  • о правилах этикета, связанных с преподнесением подарков;

знает:

  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе с инструментами, применяемыми для обработки различных материалов;

  • виды, названия и свойства поделочных материалов, области их применения;

  • название и особенности изученных видов прикладных искусств и технологий;

умеет:

  • самостоятельно планировать и организовывать свой труд. Экономно и рационально расходовать материалы. Самостоятельно применять и использовать в работе готовые технологические карты, предложенные учителем;

  • подбирать возможные материалы для поделки, анализировать их свойства;

  • грамотно и бережно заготавливать природные материалы, правильно их оставлять для хранения.

В соответствии с этим, данная программа имеет цель:

- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

В ходе её достижения решаются следующие задачи:

  • формирование художественно-творческие способности учащихся, через трудовое обучение;

  • развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;

  • обеспечение учащимся возможности самопознания;

  • воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;

  • использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства.

  • развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.

Решение задач творческого развития личности учащихся обеспечивается включением в программу творческих заданий, которые выполняются методом самостоятельной работы как индивидуально, так и коллективно. Ряд заданий направлен на решение задач эстетического воспитания учащихся, раскрытие их творческих способностей.

Одним из важных условий реализации программы является развитие у детей активного стремления к личному самосовершенствованию - это самопознание, самовыражение, самоутверждение. Необходимо чтобы учащиеся проявили интерес к творческим технологиям, которые связаны с расширением знаний, с формированием умений и навыков по декоративно-прикладному творчеству, желанием самостоятельно заниматься творческим трудом. Таким образом, происходит формирование системы личных ценностей, которые определяют содержание деятельности учеников, сферу общения, избирательность отношения к людям, оценки людей и самооценку.

В структуре изучаемой программы выделяются следующие разделы:

  • Вводное занятие.

Введение в учебный курс

  • Флористика.

Работа с природным материалом

  • Работа с бумагой и картоном. Квиллинг.

Модульное оригами. Плетение из газет

  • Ковроткачество. Работа с тканью, пряжей

  • Бисероплетение. Вышивка бисером

  • Лепка пластилином, глиной, соленым тестом

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются проведение традиционных уроков, упражнений, учебно-практических работ. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих и работ. При организации творческой деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

Требования к оценке знаний, умений и навыков учащихся

Оценка устного ответа

Оценка 5 ставится в том случае, если ответ полный и правильный; материал изложен в определенной логической последовательности, ответ самостоятельный.

Оценка 4 ставится в том случае, если ответ полный и правильный; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены 1-2 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка 3 ставится в том случае, если ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или ответ неполный, несвязный.

Оценка практических работ

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески.

Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца; изделие оформлено небрежно или не закончено в срок.

Каждый раздел программы завершается итоговым контрольным тестом, разработанным специально для учащихся специальных классов по предмету ремесло.

Программы по предмету Ремесло общим объемом 10 часов в неделю, изучается на протяжении всего учебного года, в итоге составляет 340 часов. Программа состоит из теоретической и практической частей. В теоретической части учащиеся получают сведения из истории рукоделия, знакомятся с материалами и инструментами для работы, свойствами натуральных и искусственных материалов, условными обозначениями на схемах, правилами техники безопасности при работе. Выполняя практические работы, учащиеся приобретают начальные навыки трудовой подготовки, учатся выполнять простейшие элементы, изготавливают несложные изделия декоративно-прикладного назначения.

В зависимости от уровня подготовленности учитель предлагает учащимся при выполнении самостоятельных работ различные по сложности изделия. Работа, которая требует больших затрат времени, может быть выполнена в домашней обстановке. Серьезное внимание следует уделять соблюдению правил техники безопасности. Более глубокому освоению программы будут способствовать выставки творческих работ учащихся, участие в школьных, районных конкурсах.


Учебный план 9«С» класса


Наименование разделов

Всего часов

Из них

теоретические

практические

I

Вводное занятие.

Введение в учебный курс

4

2

2

II

Флористика.

Работа с природным материалом

38

2

36

III

Бисероплетение. Вышивка бисером

70

2

68

IV

Работа с бумагой и картоном . Квиллинг.

Модульное оригами.

40

54

2

3

38

51

V

Ковроткачество.

Работа с тканью, пряжей.

74

30

3

2

71

28

VI

Лепка пластилином, соленым тестом

30

2

28

Итого

340

18

322



Учебно-тематический план 9 «С» класса


Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

теоретические

практические

I

Вводное занятие.

Введение в учебный курс


1.1

Проведение входного контроля

1

1

1.2.

Правила безопасной работы

2

1

1

1.3

Правила организации рабочего места

1

1

Итого

4

2

2

II

Флористика.

Работа с природным материалом

2.1

Экскурсия на пришкольный участок

1

1

2.2

Сбор и обработка природного материала

3

3

2.3

Правила хранения природного материала

2

1

1

2.4

Работа с природным материалом. Аппликация на деревянной основе.

12

1

11

2.5

Аппликация на круглой форме (диск) из засушенных растений

8

1

7

2.6

Объемные поделки из природного материала. Выставка работ на празднике «Золотая осень»

11

1

10

2.7

Итоговый контрольный тест

1

1

Итого

38

6

32

III

Бисероплетение. Вышивка бисером

3.1

Бисероплетение,изготовление дерева на подставке

30

2

28

3.2

Вышивка бисером с рисунком на канве

37

2

35

3.3

Итоговый контрольный тест

1

1

3.4

Уборка рабочего места

2

2

Итого

70

4

66

IV

Ковроткачество.

Работа с тканью, пряжей.


4.1

Ткачество. Ткацкие переплетения. Работа иглой для ковровой техники.

Салфетка с бурятским орнаментом.

53

3

70

Итоговый контрольный тест

1

1

4.2

Работа с тканью. Шитьё из лоскутков «Диванная подушка»

35

1

34

4.3

Работа с тканью, пряжей. Панно на потолочной плитке «Символы удачи и счастья»

15

2

13

Итого

104

5

99

V

Работа с бумагой и картоном . Квиллинг.

Модульное оригами.

5.1

Работа с бумагой и картоном вырезывание и аппликация. Аппликация «Домашние животное»

10

1

9

5.2

Работа с бумагой и картоном. Поделки из гофрированной бумаги.

12

2

10

5.3

Работа с бумагой и картоном. Рамки для художественных работ.

8

1

7

5.4

Квиллинг. Настенное панно «Цветы на праздник»

10

1

8

5.5

Модульное оригами «Цветные лепестки», складывание по спирали

53

2

51

Итоговый контрольный тест

1

1

Итого

94

13

81

VI

Лепка пластилином, соленым тестом

6.1

Лепка пластилином. Пластилин на проволочном каркасе.

10

2

8

6.2

Чудеса из соленого теста

20

2

18

Итого

30

4

26

Итого по программе

340

18

322



Содержание учебной программы ремесло для 9 «С» класса


Наименование тем и разделов

Теоретические сведения

Практические сведения

I

Вводное занятие

Введение в учебный курс

Беседа. Ознакомление (повторение) детей с особенностями предмета. Повторение правил поведения учащихся во время занятий. Повторение правил техники безопасности при работе с различными инструментами и материалами.

Развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи; использование инструмента по назначению

II

Флористика.

Работа с природным материалом

Демонстрация образов, иллюстраций, дидактического материала. Ознакомление с природным материалом: веточками. Ракушками, ягодами рябины, крылатками клена, разными семенами. Способы обработки бересты.

Заготовка природного материала для дальнейшей работы, обработка, сушка, хранение. Использование естественной формы и фактуры природного материала.

Освоение приемов резание ножницами природного материала. Склеивание, нанизывание на иглу.

III

Бисероплетение. Вышивка бисером

Краткие сведения из истории бисерного рукоделия. Материалы и инструменты для работы. Правильное расположение рук при работе с бисером. Вощение нити. Начало работы. Закрепление нити. Правила безопасности труда при работе с иглами, ножницами

Пользоваться инструментами и приспособлениями при работе с бисером; начинать и заканчивать плетение; пользоваться схемами и переводить их; оформлять готовое изделие(соединять его с фурнитурой); подбирать цвета в изделии и вышивки; умело подбирать украшения к одежде.

IV

Ковроткачество.

Работа с тканью, пряжей.

Ручное ковроделие - один из простых способов выполнения ковров ручной работы. Как определить самостоятельно какого качества пряжа, из какого волокна она изготовлена (синтетическое или натуральное)Правила пользования технологической картой. Техника выполнения швов «Вперед иголка, потайной, обметочный»

Приемы натягивания нити на станок; правила заправки иглы для ковровой техники; работа иглой для ручного шитья; изготовление шаблонов раскрой ткани по готовой выкройке; украшение изделий пуговицами, вышивкой. Работа иглой для фильцевания на специальном коврике

V

Работа с бумагой и картоном.

Квиллинг.

Модульное оригами.

Простейшее понятие «оригами», модуль оригами, «геометрическая фигура» (квадрат, треугольник, прямоугольник. Ознакомление с понятиями «Квиллинг», «Композиция»

Техника преобразования бумаги в новый вид поделочного материала путем их размачивания.

Приемы складывания бумаги (пополам, наискосок, гармошкой) точной соединение углов и сторон. Вырезание фигур по контуру. Изготовление аппликации по образцу. Сборка форм и модулей в простую композицию и многомодульные конструкции, соединяющие, в том числе и с помощью клея.

VI

Лепка пластилином, соленым тестом

Приемы работы различными пластичными материалами, их сходство и различие. Рецепты приготовления соленого теста.

Деление большого куска на равные и неравные части, шар, овал, диск.

Лепка людей, животных с характерными особенностями; изготовление мелких деталей, вытягивание, сгибание, создание характера фактурой материала.


Список использованных источников и литературы


  • Алексеева Л., "Альбом-руководство по ковровой вышивке", Москва, издательство "Феникс", 2009.

  • Анна Левада Лузи «Оригинальные картины из цветов и листьев» «Контэнт», 2011

  • Базулина А., Новикова И. Бисер. - М.: Академия развития, 2007.

  • Бабуевой В.Д. "Материальная и духовная культура бурят".

  • Барнет Л., "Одноцветная вышивка", Москва, издательство "Феникс",2002.

  • В.В.Воронкова. программа специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида М. «Просвещение» 2004

  • В.В Старикова «Уроки технологии. Знакомство с народными художественными промыслами» М. «Глобус» 2008г. С.8-15,81-108.

  • Гильман Р. Иголка и нитка в умелых руках. - М.: Легпромбытиздат, 1993.

  • Гумилевская С. " Вышивка", Москва, издательство "Культура и традиции", 2005

  • Донателла Чиотти. Бисер. Украшения своими руками. - М.: Мир книги, 2004.

  • Журнал "Цветы". Мастер-класс по вышивке/авт. Хелен М. Стивенс, 2006.

  • Журнал DIANA «Креатив» № 9 2011.

  • Журнал «Воспитание и обучение» №4,2010.

  • Кэрол Уилкокс Уэллс. Для начинающих и опытных мастериц. - М.: Ниола 21 век, 2006

  • Лаукина М.В. Бисер. Техника. Приемы. Изделия. - М: АСТ-ПРЕСС, 2006.

  • Луяненко Ю.Ю. Французская техника плетения «Ниола-Пресс» 2010

  • Т.А. Лещенко «Нетканый гобелен», Ростов на Дону «Феникс» 2005.

  • Т.Н. Проснякова «Технология. Творческая мастерская» Изд.дом «Федоров» 2008.

  • Т.Я. Шпиколова. Технология.Художественный труд. Методическое пособие.М. посвещение. 2007.

Список литературы для учащихся

  • Т. Н. Проснякова «школа волшебников» рабочая тетрать по труду для начального образования. «Учебная литература» 2007.

  • Т.Н. Проснякова «Технология. Творческая мастерская» Изд.дом «Федоров» 2008

Интернет ресурсы:

  • pedsovet.su/load/276-1-0-11042?ljEQZj

  • tehnologiyaipk.ucoz.ru/load/remeslo_5_9_shitjo_i_rukodelie_rabochaja_programma/10-1-0-3474

  • pedsovet.su/load/276-1-0-9941

Перечень ключевых слов


  • Ремесло

  • Ремесленник

  • Ворсовый гобелен

  • Нетканый гобелен

  • Бисероплетение

  • Орнамент

  • Складывание по спирали

  • Конус

  • Цилиндр

  • Ткацкое переплетение

  • Нить-основа

  • Нить-утка

  • Модуль

  • Бордюр

  • Пейзаж

  • Гофрирование

  • Квиллинг

  • Валяние

  • Фильцевание

  • Композиция сухоцвет

  • Роспись

  • Декупаж

  • Бортовка

  • Ткачество

  • Плетение

  • Вязание

  • Простой столбик

  • Горельеф из пластилина

  • Флористика

  • Дизайн

  • Панно

Приложение

к программе

Привила безопасной работы с ножницами

  • Соблюдай порядок на своем рабочем месте

  • Перед работой проверь исправность инструментов

  • Не работай ножницами с ослабленным креплением

  • Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами

  • Работай ножницами только на своем рабочем месте

  • Следи за движением лезвий во время работы

  • Ножницы клади кольцами к себе

  • Не оставляй ножницы открытыми

  • Храни ножницы в чехле лезвиями вниз

  • Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу

  • Используй ножницы по назначению

Правила безопасной работы с клеем

  • При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется

  • Бери то количество, которое требуется для выполнения работы на данном этапе

  • Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её

  • Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом

Правила безопасной работы с пластилином

  • Выбери для работы нужный цвет пластилина

  • Отрежь стекой нужное количество пластилина

  • Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким

  • По окончанию работы хорошо вытри руки сухой мягкой тряпочкой и только, потом вымой их с мылом

Правила безопасной работы со швейной иглой

  • Храни иглу всегда в игольнице

  • Не оставляй иглу на рабочем месте без нити

  • Передавай иглу только в игольнице и с ниткой

  • Не втыкай иглу в одежду

  • До и после работы проверь количество игл

  • Храни игольницу с иголками только в одном и том же месте

  • Не отвлекайся во время работы с иглой

  • Не бери иглу в рот и не играй с иглой

Правила подготовки рабочего места

  • Положи на парту клеёнку или рабочую доску

  • Приготовь необходимые материалы и инструменты к работе, коробку или пакет для изделий

  • Надень рабочую одежду

  • Тряпочку или салфетку для рук держи всегда на рабочем месте.

Правила уборки своего рабочего места

  • Положи изделие, выполненное на уроке в коробку для изделий.

  • Собери со стола и пола обрезки материала, мусор

  • После работы с пластилином почисти стекой рабочую доску, круку парты, если там остались следы от пластилина. Соскреби прилипший к полу пластилин- грязный выброси в мусор, чистый убери в коробку

  • Протри инструменты и крышку парты тряпочкой и вымой их с мылом

  • Сними рабочую одежду

  • Все принадлежности убери в определенное место.






Пояснительная записка

Создание индивидуальной программы РЕМЕСЛО для ученицы 9 специального класса (Вышивка разными материалами) вызвано актуальностью данной проблемы, ребенка тяжелой умственной отсталостью. Кудряшова Валя, при обучении в 7 классе, показала хорошие результаты усвоения программного материала, легко и быстро справлялась с заданиями, все виды практической деятельности выполняла отлично. Поэтому, содержание программы усложнено, что обеспечит более полное понимание значения бытового труда в жизни человека, способствует обучению и развитию ребёнка в процессе овладения элементарными навыками рукоделия. Приобщение ученицы к народному искусству. Работа, связанная с вышивкой разными материалами, ковровой техникой, может быть неплохим дополнительным заработком. Своими руками девочка изготовить недорогие, но красивые изделия в подарок родным и знакомым.

Вопросом социальной адаптации и интеграции детей с глубоким нарушением интеллекта в последнее время уделяется все больше и больше внимания. Работа с этими детьми в ходе обучения в коррекционных школах направлена на решение специфических задач, обусловленных особенностями развития этих детей.

Дети с тяжелыми нарушениями ЦНС должны уметь самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту несложные задания, поэтому необходимо, используя все возможности обучения и воспитания, формировать у них эти жизненно необходимые навыки.

Учащейся предлагается определенная система знаний по определенному виду труда (вышивка бисером, ковровая вышивка, вышивка крестом), формируются соответствующие способностям трудовые умения и навыки, воспитываются личностные качества.

Трудовое обучение обеспечивает коррекцию и всестороннее развитие личности ребенка, развивает мышление, речь, мелкую моторику.

Ученик должен видеть и физически ощущать пользу от своего труда. Приобщение к рукоделию поможет девочке приобрести увлекательное занятие на всю жизнь, для дальнейшего обучения в Колледже традиционных искусств народов Забайкалья и трудоустройства.

Данная рабочая программа адресована учащейся специального восьмого класса и составлена на основе школьного учебного плана, утвержденного Министерством образования и науки РБ.

В связи с отсутствием соответствующего Государственного образовательного стандарта по ремеслу, мы опираемся на: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы, под редакцией доктора педагогический наук В.В. Воронковой Москва «Просвещение» 2004.

В результате прохождения программного материала обучающаяся в 9 специальном классе имеет представление:

  • об особенностях прикладного творчества разных народов;

  • декоративно-прикладного творчества в быту разных народов;

  • о традиционных обрядах и праздниках, народов живущих в нашей республике;

  • о правилах этикета, связанных с приемом гостей, преподнесением подарков;

знает:

  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе с инструментами, применяемыми для обработки различных материалов;

  • виды, названия и свойства поделочных материалов, области их применения;

  • название и особенности изученных видов прикладных искусств и технологий;

умеет:

  • самостоятельно планировать и организовывать свой труд. Экономно и рационально расходовать материалы. Самостоятельно применять и использовать в работе готовые схемы, предложенные учителем;

  • подбирать материал в соответствии с запланированной практической деятельностью, анализировать их свойства;

  • грамотно и бережно расходовать материалы, правильно их оставлять для хранения.

В соответствии с этим, данная программа имеет цель:

- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

В ходе её достижения решаются следующие задачи:

  • формирование художественно-творческие способности учащихся, через трудовое обучение;

  • развитие самостоятельности и способности учащейся решать творческие и изобретательские задачи;

  • обеспечение учащейся возможности самопознания и самоопределения;

  • воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;

  • использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства.

  • развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.

Решение задач творческого развития личности учащихся обеспечивается включением в программу творческих заданий, которые выполняются методом самостоятельной работы индивидуально. Ряд заданий направлен на решение задач эстетического воспитания учащейся, раскрытие её творческих способностей.

Одним из важных условий реализации программы является развитие у девочки активного стремления к личному самосовершенствованию - это самопознание, самовыражение, самоутверждение. Необходимо чтобы учащаяся проявила интерес к творческим технологиям, которые связаны с расширением знаний, с формированием умений и навыков по декоративно-прикладному творчеству, желанием самостоятельно заниматься творческим трудом. Таким образом, происходит формирование системы личных ценностей, которые определяют содержание деятельности ученицы, сферу общения, избирательность отношения к людям, оценки людей и самооценку.

В структуре изучаемой программы выделяются следующие разделы:

  • Вводное занятие.

Введение в учебный курс

  • Вышивка крестом

  • Ковровая вышивка

  • Вышивка бисером

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность. Приоритетными методами являются проведение традиционных уроков, упражнений, учебно-практических работ. При организации творческой деятельности Вали очень важно акцентировать её внимание на потребительском назначении того изделия, которое она выполняет.

Требования к оценке знаний, умений и навыков учащихся

Оценка практических работ

Оценка 5 ставится в том случае, если учащаяся выполнила работу в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески.

Оценка 4 ставится в том случае, если девочка выполнила работу в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащаяся выполнила работу в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца; изделие оформлено небрежно или не закончено в

Индивидуальная программы, соответствует программе по предмету Ремесло общим объемом 10 часов в неделю, изучается на протяжении всего учебного года, в итоге составляет 340 часов. Программа состоит из теоретической и практической частей. В теоретической части учащаяся получает сведения из истории рукоделия, знакомятся с материалами и инструментами для работы, свойствами натуральных и искусственных материалов, условными обозначениями на схемах, правилами техники безопасности при работе. Выполняя практические работы, девочка приобретает начальные навыки трудовой подготовки, учится выполнять простейшие элементы, изготавливают несложные изделия декоративно-прикладного назначения.

В зависимости от настроя ребенка учитель предлагает учащейся при выполнении самостоятельных работ различные по сложности изделия. Работа, которая требует больших затрат времени, может быть выполнена в домашней обстановке с родителями. Серьезное внимание следует уделять соблюдению правил техники безопасности. Более глубокому освоению программы будут способствовать выставки творческих работ учащихся, участие в школьных, районных конкурсах.


Учебный план индивидуальной программы учащейся 9«С» класса


Наименование разделов

Всего часов

Из них

теоретические

практические

I

Вводное занятие.

Введение в учебный курс

4

2

2

II

Вышивка бисером «Икона»

196

2

194

III

Ковровая вышивка

139

2

137

V

Подведение итогов

1

1

Итого

340

9

340



Учебно-тематический план индивидуальной программы учащейся 9«С» класса


Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

теоретические

практические

I

Вводное занятие.

Введение в учебный курс


1.1

Проведение входного контроля

1

1

1.2.

Правила безопасной работы

2

1

1

1.3

Правила организации рабочего места

1

1

2.1

Вышивка бисером по нанесенному рисунку на канве «Икона»

196

2

193

2.2

Оформление работы в рамку

1

2.4

Оформление работы в рамку

1

3.1

Ковровая вышивка «Панно с национальным орнаментом»

139

2

134

3.2

Оформление работы на планку

3

4

Подведение итогов

1

1

Итого

340

6

334









Содержание индивидуальной программы учащейся 9 специального класса

Наименование тем и разделов

Теоретические сведения

Практические сведения

I

Вводное занятие

Введение в учебный курс

Беседа. Ознакомление (повторение) детей с особенностями предмета. Повторение правил поведения учащихся во время занятий. Повторение правил техники безопасности при работе с различными инструментами и материалами.

Развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи; использование инструмента по назначению

II

Вышивка

бисером

Техника вышивания бисером, или крестиком, известна давно, но широко распространилась во второй половине XIX века. Сейчас это одна из самых популярных вышивок.

Техника вышивания бсером относиться к счетным швам, так как стежки выполняются строго по счету нитей ткани. Поэтому вышивать лучше всего по канве. Знакомство с материалами и инструментами, используемые при вышивке бисером.

Приемы вышивки бисером: в один ход, в два хода.

Подбор соответствующего материла: ткань, нити-мулине, нити- шерстяные, иглы соответствующие толщине нити.

Последовательность заполнения нанесенного рисунка от центра к краю.

Порядок выполнения счета от края к центру(ткань без рисунка.

Правила техники безопасного труда при работе с колющими и режущими предметами.

Последовательность оформления готового изделия в раму.

III

Ковровая

вышивка

Ручное ковроделие - один из простых способов выполнения ковров ручной работы. Как определить самостоятельно какого качества пряжа, из какого волокна она изготовлена (синтетическое или натуральное) Правила пользования технологической картой.

Приемы натягивания нити на станок; правила заправки иглы для ковровой техники; работа иглой для ручного шитья; изготовление шаблонов раскрой ткани по готовой выкройке; украшение изделий пуговицами, вышивкой. Работа иглой для фильцевания на специальном коврике


Список использованных источников и литературы


  • Алексеева Л., "Альбом-руководство по ковровой вышивке", Москва, издательство "Феникс", 2009.

  • Анна Левада Лузи «Оригинальные картины из цветов и листьев» «Контэнт», 2011

  • Базулина А., Новикова И. Бисер. - М.: Академия развития, 2007.

  • Бабуевой В.Д. "Материальная и духовная культура бурят".

  • Барнет Л., "Одноцветная вышивка", Москва, издательство "Феникс",2002.

  • В.В.Воронкова. программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида М. «Просвещение» 2004

  • В.В Старикова «Уроки технологии. Знакомство с народными художественными промыслами» М. «Глобус» 2008г. С.8-15,81-108.

  • Гильман Р. Иголка и нитка в умелых руках. - М.: Легпромбытиздат, 1993.

  • Гумилевская С. " Вышивка", Москва, издательство "Культура и традиции", 2005

  • Донателла Чиотти. Бисер. Украшения своими руками. - М.: Мир книги, 2004.

  • Журнал "Цветы". Мастер-класс по вышивке/авт. Хелен М. Стивенс, 2006.

  • Журнал DIANA «Креатив» № 9 2011.

  • Журнал «Воспитание и обучение» №4,2010.

  • Кэрол Уилкокс Уэллс. Для начинающих и опытных мастериц. - М.: Ниола 21 век, 2006

  • Лаукина М.В. Бисер. Техника. Приемы. Изделия. - М: АСТ-ПРЕСС, 2006.

  • Луяненко Ю.Ю. Французская техника плетения «Ниола-Пресс» 2010

  • Т.А. Лещенко «Нетканый гобелен», Ростов на Дону «Феникс» 2005.

  • Т.Н. Проснякова «Технология. Творческая мастерская» Изд.дом «Федоров» 2008.

  • Т.Я. Шпиколова. Технология.Художественный труд. Методическое пособие.М. посвещение. 2007.

Интернет ресурсы:

  • pedsovet.su/load/276-1-0-11042?ljEQZj

  • tehnologiyaipk.ucoz.ru/load/remeslo_5_9_shitjo_i_rukodelie_rabochaja_programma/10-1-0-3474

  • pedsovet.su/load/276-1-0-9941

Перечень ключевых слов

  • Бисер

  • Канва

  • Бисероплетение

  • Вышивка

  • Схема

  • Накол

  • Мулине

  • Пяльца

  • Бортовка

  • Ткачество

  • Плетение



© 2010-2022