Методическая разработка занятия Изготовление елочки из пайеток

 Данная методическая разработка предназначена  для учащихся младшего и среднего возраста. Цель занятия:  сформировать у учащихся  навыки и  приемы изготовления изделия на проволочной основе. Задачи: Обучающие: · ознакомить учащихся с технологией изготовления веточек из пайеток и бисера  в технике петельного плетения; ·  научить анализировать образцы и схемы по выполнению работы. Развивающие: ·     прививать интерес учащихся к  работе с разным материалом; ·     развивать творческие способности у...
Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества»




Методическая разработка занятия

«Изготовление новогодней елочки из пайеток»

Методическая разработка занятия Изготовление елочки из пайеток

Разработала: Линник Елена Викторовна,

педагог дополнительного образования




Надым

2014

Тема: Изготовление новогодней елочки.

Цель: сформировать у учащихся навыки и приемы изготовления изделия на проволочной основе.

Задачи:

Обучающие:

  • ознакомить учащихся с технологией изготовления веточек из пайеток и

бисера в технике петельного плетения;

  • научить анализировать образцы и схемы по выполнению работы.

Развивающие:

  • прививать интерес учащихся к работе с разным материалом;

  • развивать творческие способности учащихся.

Воспитывающие:

  • прививать детям экологическую культуру;

  • способствовать воспитанию у учащихся аккуратности, самостоятельности, точности при выполнении практической работы, бережного отношения к материалу.

Тип занятия: комбинированный.

Форма организации деятельности учащихся: индивидуально - групповая практическая работа.

Методы обучения: словесный (беседа, рассказ, опрос, инструктаж), наглядно-демонстрационный, практический, наблюдение.

Форма контроля: контроль за выполнением практической работы.

Оборудование, материалы и инструменты:

-образец елочки;

-схемы, описания;

-медная проволока диаметром 0,4 мм;

-ножницы, кусачки, салфетка;

-мелкий или средний бисер зеленого цвета, пайетки зеленого цвета.

Принципы обучения, реализованные на занятии:

- принцип непрерывности;

- принцип психологической комфортности;

- принцип вариативности и творчества.

План занятия:

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и цели занятия.

  3. Вводная познавательная беседа (краткие сведения о новогоднем празднике, о растительном мире ЯНАО).

  4. Теоретическая часть: последовательность выполнения работы.

  5. Практическая часть: выполнение работы.

  6. Анализ выполненной работы и оценка.

  7. Закрепление. Опрос.

  8. Подведение итогов занятия.

Ход занятия.


  1. Организационный момент.

Педагог приветствует всех присутствующих. Проверка готовности детей к занятию, наличия инструментов и материалов.

- Ребята, все ли готовы к началу занятия?

- Какой материал вы выбрали для изготовления елочки?

- Почему вы выбрали именно этот материал?

Ответы учащихся.

2.Сообщение темы и цели занятия. Создание положительной мотивационной ситуации.

3. Вводная познавательная беседа.

Обращение к учащимся.

-Педагог: Сегодня мы с вами поговорим о традиционном празднике. Новый год - один из самых любимых праздников. Нарядная елка, запах хвои, огоньки гирлянд и радостное ожидание чуда - все это составляет новогодний праздник. В христианском мире Новый год тесно связан с Рождеством, праздником, в который принято одаривать всех - родных, близких, подруг. Дары должны получать от вас все, кем вы дорожите, потому что всё, что вы совершаете в новогоднюю ночь и преддверии Рождества, имеет особый символический смысл. Старинное поверье гласит: как встретишь Новый год, так его и проведешь. Праздник с елкой, разноцветным серпантином, подарками давно вошел в нашу жизнь. В каждом доме в этот праздник обязательно присутствует красавица - елка. У некоторых людей - живая, у некоторых - искусственная, а у некоторых - изготовленная своими руками из подручных материалов. И всем она приносит радость и хорошее настроение. Одно омрачает - тысячи загубленных елочек после праздничных дней выносятся из домов и выбрасываются. Символ праздника не обязательно рубить в лесу. Его можно изготовить разными способами и из разных материалов. Миниатюрная красавица, сделанная своими руками, станет не просто превосходным атрибутом новогоднего оформления интерьера, но и может быть преподнесена в качестве оригинального подарка.

- Прежде чем приступить к выполнению практической работы, мы с вами немного побеседуем о природе нашего края. Идет беседа с учащимися.

Вопросы учащимся:

- Какие деревья растут в Ямало-Ненецком автономном округе?

- Какие хвойные деревья, растущие в нашем крае, вы знаете?

- Чем они отличаются друг от друга?

- Чем отличаются хвойные деревья от лиственных?

- Какую пользу приносят деревья?

-Какие кустарники встречаются на территории края, нашего города?

Выслушиваются ответы учащихся.

-Педагог: Правильно, молодцы. Растительный мир ЯНАО довольно разнообразен. Это лиственные деревья - береза, осина, ольха, черемуха, рябина, из хвойных пород деревьев встречаются сосна обыкновенная, сосна сибирская (кедр), ель обыкновенная, лиственница сибирская, кустарники: смородина, шиповник, багульник, можжевельник; кустарнички: ива карликовая, береза карликовая, толокнянка, брусника. Некоторые из перечисленных растений занесены в Красную книгу Ямало-Ненецкого автономного округа и находятся под охраной (например, ива буреющая, ива деревцевидная, ива миртолистная).

Педагог демонстрирует картины, фотографии с изображением растений нашего края.

Обращение к учащимся:

- Какие растения из перечисленных вам знакомы?

- О каких растениях вы узнали впервые?

Педагог подводит итоги беседы: Деревья очищают воздух, выделяют кислород, необходимый для дыхания всем живым организмам. Большая часть кустарников и кустарничков является лекарственными. Запомните эти растения! Их необходимо беречь и охранять!

Педагог подводит детей к теоретической части занятия.


  1. Теоретическая часть.

Дети рассматривают иллюстрации, картинки, обсуждают технику, в которой выполнена елочка, изучают последовательность выполнения работы.

Педагог: Как вы думаете, с чего мы начнем нашу работу?

Ответы учащихся.

- Нашу работу мы начнем с изготовления верхних веточек. На сегодняшнем занятии мы изготовим верхушку елки, которая плетется петельным плетением, чередуя бисер и пайетку. Обращаем внимание на то, что пайетку нужно одевать на проволоку чашечкой. Для макушки нужна одна петелька, которая состоит из 25 пайеток и 27 бисерин, но количество бисера и пайеток вы можете изменить, это будет зависеть от того какого размера будет ваша елочка.

- Сегодня нам для работы потребуется круглый бисер, пайетки, проволока 0,4 мм, ножницы, кусачки. При создании изделий из бисера и пайеток необходимо правильно подобрать материал не только по качеству и форме, но и по цвету. В правильно выбранном гармоничном сочетании цвета бисера заложено примерно 80% успеха изделия.

- Прежде чем мы приступим к работе, вспомним о правилах безопасной работы с инструментами (Приложение 1), повторим специальную терминологию (Приложение 2), рассмотрим образец готовой елочки, схемы и описание алгоритма выполнения елочки (Приложение 3).

Учащиеся (с помощью педагога) анализируют схемы плетения, составляют устную технологическую последовательность выполнения работы. Педагог обобщает ответы детей, исправляя ошибки, обращает внимание на простоту и наглядность схемы: обязательное чередование бисера с пайеткой.

Педагог дает советы учащимся:

- Пайетку надо насаживать на проволоку донышком.

- Для изготовления веточек используется петельное плетение.

5. Практическая часть.

Педагог: Приступим к выполнению веток.

Педагог оказывает дозированную индивидуальную помощь каждому обучающемуся. Обучающиеся приступают к выполнению работы, следуя последовательности; задают вопросы, возникшие в ходе практической работы.

Последовательность выполнения веток:

На проволоку длиной 10 сантиметров надеваем 2 бисеринки, затем такого цвета пайетку. Соблюдая очередность низания, делают цепочку, заканчивающуюся 25-й пайеткой. Завершают ряд 2 бисеринками. По желанию можно нанизать и большее количество пайеток. Это зависит от желаемой высоты и размера вашей елки. Затем концы проволоки совмещают, левой рукой прижимают петлю, а правой закручивают ее на 1см. Это верхушка.

Первый ряд состоит из 5 непрерывных петель, состоящих из 38 пайеток и 40 бисерин. Берем проволоку длиной 60см. Набираем бисер, пайетку, чередуя. В начале и конце ряда должна быть бисеринка. Оставляем один конец коротким, а другой длинным. И на длинный конец проволоки нанизываем в такой же последовательности. И так делаем 5 петель, которые находятся близко друг к другу. Затем вставляем макушку в первый ряд.

Для второго ряда нужно сплести 4 веточки, которые состоят из трех петель. Веточка плетется таким же петельным способом, только между петлями нужно прокручивать проволоку на расстоянии 1 см. Петля в свою очередь состоит из 31 пайетки и 33 бисерин.

Физкультминутка.

Педагог: А сейчас, ребята, прежде чем приступить к выполнению веточек следующего ряда, мы с вами выполним несколько физических упражнений. Для того чтобы продолжить работу, нам нужен заряд бодрости и хорошего настроения. Вы согласны? Дети под руководством педагога выполняют упражнения:

Раз, два, три, четыре, пять -

Все мы стали поиграть.

Ручками похлопаем,

Ножками потопаем

И попрыгаем скорей,

Чтобы стало веселей.

Ветер дует сильный, сильный,

И качается сосна.

Нам зарядка помогает

Быть здоровыми всегда.

А теперь мы ручейки -

Друг за другом потекли…

Становитесь все опять -

Будем в солнышко играть.

Мы - веселые лучи,

Мы - резвы и горячи,

А сейчас мы потянулись…

И за парты все вернулись.

Педагог: Приступим к выполнению следующих рядов.

Третий и четвертый ряды плетутся аналогично второму, только увеличивается количество петель. Расстояние между петлями 1 см. Для петелек набираем столько же пайеток и бисеринок сколько и во втором ряду. Необходимо сплести по 8 веточек для третьего и четвертого рядов.

6. Анализ выполненной работы и оценка.

Педагог: Итак, работы выполнены. У каждого из вас лежит оценочная карточка. Теперь поменяйтесь работами друг друга. Перед вами лежат работы ваших товарищей. Возьмите оценочную карточку (Приложение 4), впишите в нее фамилию вашего товарища, укажите, что вам понравилось в данной работе, и какие замечания вы бы отметили. Поставьте оценку данной работе в баллах (минимальное количество балов - удовлетворительно, максимальное - отлично).

Обучающиеся анализируют работы товарищей, ставят оценки, выбирают лучшие работы, высказывают свои пожелания. Заслушивание мнения нескольких обучающихся.

7. Закрепление. Опрос.

Педагог задает вопросы:

-Давайте вспомним, какое плетение использовали при изготовлении веточек?

-Как нужно насаживать пайетку на проволоку?

-От чего зависит размер веточки?

-От чего зависит качество сплетенной веточки?

Выслушиваются ответы учащихся.

8. Подведение итогов занятия.

Педагог обращается к учащимся:

- Что нового и интересного узнали на занятии?

- Чему научились?

Ответы учащихся.

Педагог: Подходит к концу наше занятие. Сегодня мы с вами изготовили верхушку елочки и 3 яруса веточек для ваших елочек, на следующем занятии мы с вами продолжим работу по выполнению остальных ярусов веточек и сборке елочки.

Педагог обращает внимание детей на качество выполненной работы:

- Посмотрите, ребята, качественно ли вы выполнили работу?

- Давайте сравним все работы, и выявим самую аккуратную и качественно выполненную работу.

Учащиеся сравнивают работы.

Педагог: Используя изученный прием плетения, можно изготовить множество других изделий. Это могут быть различные деревья, цветущие ветки, цветы. Из цветов, цветущих веток можно составлять различные композиции, миниатюры, панно. Все эти изделия просты в исполнении, так что вы сможете обучить этим приемам своих младших братишек, сестренок или друзей - для них это станет новой увлекательной игрой и полезным занятием одновременно. Также эти изделия можно подарить своим близким, друзьям к любому празднику.

Обращение к учащимся: Спасибо вам за плодотворную работу.

Приложение 1


Как работать с ножницами

  • Передавая ножницы, держи их за сомкнутые лезвия.

  • Не оставляй ножницы открытыми.

  • Вырезая деталь, поворачивай не ножницы, а бумагу.

  • Мелкие детали вырезай маникюрными ножницами.

Как работать с проволокой

  • Отрезается проволока только ножницами или специальным для этого приспособлением кусачками.

  • Хранится проволока в специальном для нее резервуаре.

  • Распрямлять проволоку нужно аккуратно, чтобы не задеть рядом сидящего.

Приложение 2

Терминология


Рабочий конец проволоки - конец проволоки, на который набирают бисер, пайетку.

Продеть проволоку - значит, в определенном положении закрепить одним из ее концов уже набранные бисеринки.

Пайетки - маленькие плоские блестящие пластинки круглой или другой формы для изготовления разных поделок, украшения одежды и предметов быта.

Техника - разновидность способов изготовления изделия.

Приложение 3

Набор бисера и пайеток на проволоку

Методическая разработка занятия Изготовление елочки из пайеток

а

Скручивание петли Готовый вид

Методическая разработка занятия Изготовление елочки из пайетокМетодическая разработка занятия Изготовление елочки из пайеток




Алгоритм выполнения елочки из пайеток (петельная техника).

Макушка. Способ выполнения веточки очень простой. На проволоку длиной 10 сантиметров, надеваем 2 бисеринки, затем такого цвета пайетку. Соблюдая очередность низания, делают цепочку, заканчивающуюся 25-й пайеткой. Завершают ряд 2 бисеринками. По желанию можно нанизать и большее количество пайеток. Это зависит от желаемой высоты и размера вашей елки. Затем концы проволоки совмещают, левой рукой прижимают петлю, а правой закручивают ее на 1см. Это верхушка.

Методическая разработка занятия Изготовление елочки из пайеток

Первый ряд состоит из 5 непрерывных петель, состоящих из 30 пайеток. Берем проволоку длиной 60 см. Набираем бисер, пайетку, соблюдая очередность. В начале и конце должно быть по 2 бисеринки. Оставляем один конец коротким, а другой длинный. Скручиваем на 3 - 4 оборота. Затем на длинный конец проволоки нанизываем в такой же последовательности. И так делаем 5 петель, которые находятся близко друг к другу. Затем вставляем макушку в первый ряд.

Методическая разработка занятия Изготовление елочки из пайеток

Для второго ряда нужно сплести 4 веточки, которые состоят из трех петель. Веточка плетется таким же петельным способом, только между петлями нужно прокручивать проволоку на расстоянии 1 см. Петля в свою очередь состоят из 35 пайеток.

Методическая разработка занятия Изготовление елочки из пайетокМетодическая разработка занятия Изготовление елочки из пайеток

Третий и четвертый ряды плетутся аналогично второму, только увеличивается количество петель. Третий ряд состоит из 5 петель. Расстояние между петлями 1см. Для петелек набираем столько же пайеток и бисеринок сколько и во втором ряду. Необходимо сплести 8 веточек.

Методическая разработка занятия Изготовление елочки из пайеток


Пятый и шестой ряд состоит из 7 петель. Нужно изготовить 10 веточек. Количество бисера и пайеток такое же, как и в предыдущих рядах.

После того, как все веточки готовы приступаем к сборке елочки. Первым делом нужно нарезать жесткую проволоку нужной длины, затем обмотать три отрезка жесткой проволоки для ножек.

Сложить три проволоки вместе и начать обмотку ниткой постепенно добавляя готовые ряды. Таким образом продолжать обмотку до конца. Затем круглогубцами сформировать ножки. Елочка готова

Методическая разработка занятия Изготовление елочки из пайетокМетодическая разработка занятия Изготовление елочки из пайеток

Приложение 4

Оценочная карточка

Фамилия, имя проверяющего работу: ………………………………………….

Фамилия, имя автора работы:……………………………………………………

Что тебе понравилось:……………………………………………………………

Аккуратность при выполнении работы:….……………………………………

Правильность составления композиции:……………………………………….

Твои замечания автору:………………………………………………………….

Твои пожелания автору работы:………………………………………………..

Твоя оценка работе: ……………………………………………………………

© 2010-2022