- Преподавателю
- Технология
- Рабочая программа Художественный труд
Рабочая программа Художественный труд
Раздел | Технология |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Макеенкова С.А. |
Дата | 11.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Захолынская основная школа
Утверждена приказом директора МБОУ
Захолынской основной школы
№ ____ от ___________ 2015 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Художественный труд»
9 класс
основное общее образование
направленность художественно-эстетическая,
декоративно-прикладная, творческая
Учитель: Макеенкова Светлана Анатольевна
Квалификационная категория: первая
Программа рассмотрена на заседании ММС
Протокол от «____» __________2015 г. № _____
Руководитель ММС ______________ _______________________
Подпись расшифровка подписи
д. Мирополье
2015 год
Содержание
Пояснительная записка ………………………………….
Содержание курса ……………………………………….
Тематическое планирование …………………………..
Календарно-тематическое планирование ……………..
Методическое обеспечение программы ………………
Предполагаемая результативность курса …………….
Литература ………………………………………………
Приложение …………………………………………….
Пояснительная записка
Рабочая программа основного общего образования по элективному курсу «Художественный труд» для 9 класса на 2015-2016 учебный год составлена в соответствии с:
- примерной программой основного общего и среднего (полного) общего образования по технологии (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. №03- 1263);
- авторской рабочей программой по учебникам под ред. В.Д. Симоненко. - 2011 г.
- образовательной программой и учебным планом МБОУ Захолынской ош на 2015/2016 учебный год.
В современной жизни заметно возрос интерес детей к искусству вышивания. Народная художественная вышивка - яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством.
Направленность программы
Программа элективного курса «Художественный труд» художественно-эстетической, декоративно-прикладной, творческой направленности, ориентирована на создание оптимальных условий для развития личности ребёнка, развития мотивации воспитанника к познанию и творчеству для его социального, профессионального самоопределения посредством занятий вышивкой.
Новизна программы
Программа курса «Художественный труд» ориентирована на вышивку. Вышивка делает детскую одежду нарядной, праздничной, подчёркивает характер, индивидуальность образа. Вышивка в интерьере дома делает его более уютным и ярким.
Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время особенно остро стоит вопрос по сохранению, приобщению и передачи из поколения в поколение незыблемых нравственных ценностей народного творчества.
Цель обучения: воспитать, развить у детей способность эстетического восприятия произведений декоративно-прикладного народного творчества, вызвать интерес к народной вышивке, показать народные традиции нашей страны, привить навыки искусства вышивания.
Цель достигается через следующие задачи:
Воспитывать:
- усидчивость, трудолюбие, самостоятельность;
- доброжелательность, взаимопонимание, честность, уважение к труду других людей;
- чувство патриотизма через национальное самосознание;
- приобщать к здоровому образу жизни;
- приобщать к работе родителей, узнавая их семейные традиции и обычаи.
- привить интерес и любовь к декоративно-прикладному искусству;
- содействовать в профессиональной ориентации.
Обучить:
- различным техникам вышивания;
- приёмам работы с инструментами и материалом по вышивке;
- правилам безопасного обращения с инструментами, материалами;
- осознанно относиться к историческому прошлому, традициям и промыслам;
Развить:
- творческое мышление, эстетический вкус;
- внимание;
- интерес к русскому народному творчеству;
- приобщать к общечеловеческим ценностям.
Принципы реализации программы
Программа построена в соответствии с основными дидактическими принципами:
-
принцип последовательности: определенная последовательность усложнения учебного материала на основе ранее полученных знаний, позволяет повысить уровень знаний и умений воспитанника, следуя логике «от простого к сложному».
-
принцип научности: подбор теоретического и практического материала на основе изучения педагогики, психологии, эстетики;
-
принцип систематичности: в программе предложена такая организация образовательного процесса, при которой одно занятие является логическим продолжением предыдущего.
-
принцип индивидуализации личностно-ориентированного развития: учет индивидуальности ребенка, его темперамента, интересов, запросов и способностей;
-
принцип доступности: обучение по программе ведётся на доступных для понимания воспитанников уровню, способствует повышению интереса и желания учиться.
-
принцип наглядности: обучение обеспечивается дидактически наглядным материалом, просмотром презентаций.
Результаты планируется представить в виде творческого проекта.
Программа курса рассчитана на возрастную категорию 14-15 лет.
Рабочая программа рассчитана на 17 учебных недель (17 часов, по 1 часу в неделю в соответствии с расписанием).
Продолжительность одного занятия 45 минут.
Содержание программы
Введение. Инструктаж по технике безопасности и охране труда 1 ч.
Раскрыть содержание и задачи курса, научить организовывать труд и оборудовать рабочее место, познакомить с правилами ОТ, санитарно-гигиеническими требованиями.
Декоративно-прикладное творчество 11 ч
Краткие сведения из истории вышивки. Национальные особенности русской вышивки. Изделия, с вышитым украшением в современной моде. Условные обозначения и схемы, применяемые при вышивке. Работа с журналами мод. Зарисовка современных и старинных узоров и орнаментов. Инструменты и материалы для вышивки. Подготовка материалов к работе. Выбор игл в зависимости от способа вышивки и узора. Рисунки орнаментов. Простейшие швы. Стебельчатый шов. Шнурок. Петельный. Узелки. Тамбурный шов. Оформление изделия с использованием простейших швов. Счетные швы. Крест. Полукрест. Оформление изделия с использованием счетных швов. Цветная гладь. Оформление изделия цветной гладью.
Творческий проект 5 ч.
Подготовительный этап проекта. Ознакомить учащихся с тематикой творческих проектов, технологией их выполнения и содержанием работ подготовительного этапа. Технологический этап проекта. Ознакомить учащихся с содержанием работ технологического этапа проекта. Заключительный этап проекта.
Тематическое планирование
№
Наименование раздела
К-во часов
1
Введение. Инструктаж по технике безопасности и охране труда.
1
2
Декоративно-прикладное творчество
11
3
Творческий проект
5
Итого
17
Календарно-тематическое планирование
№
Количество часов
Дата проведения
Тема
план
фактич
Введение. Инструктаж по технике безопасности и охране труда (1 час)
1
1
Инструктаж по охране труда.
Декоративно-прикладное творчество (11 часов)
2
1
Краткие сведения из истории вышивки. Национальные особенности русской вышивки.
3
1
Работа с журналами мод. Зарисовка современных и старинных узоров и орнаментов.
4
1
Инструменты и материалы для вышивки. Подготовка материалов к работе. Рисунки орнаментов.
5
1
Простейшие швы. Стебельчатый шов. Шнурок.
6
1
Простейшие швы. Петельный. Узелки.
7
1
Простейшие швы. Тамбурный шов.
8
1
Оформление изделия с использованием простейших швов.
9
1
Счетные швы. Крест. Полукрест.
10
1
Оформление изделия с использованием счетных швов.
11
1
Цветная гладь.
12
1
Оформление изделия цветной гладью.
Творческий проект (5 часов)
13
1
Этапы проектной деятельности
14
1
Поисковый этап
15
1
Конструкторский этап
16
1
Технологический этап
17
1
Защита проекта
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Формы организации деятельности воспитанников
При организации деятельности воспитанников на занятиях используется различные формы организации учебно-воспитательной работы, такие как:
-
групповая работа;
-
индивидуальная работа;
При организации занятий по образовательной программе «Художественный труд», для достижения наибольшей эффективности процесса обучения, применяется дифференцированный подход к воспитанникам, т.е. проводить работу, давать различные задания, оценивать результаты нужно с учетом их начальной подготовки, знаний, умений и навыков, с которыми они пришли на занятия, с учетом возрастных особенностей, степени заинтересованности.
На ранних этапах обучения применяется дедуктивный метод работы от общего к частному, т.е. у воспитанников исчезает страх перед тем, чего он не знает и появляется заинтересованность в познании нового.
Уделяется особое внимание практической работе: приобретению навыков вышивания простых и сложных узоров.
На занятиях к каждому воспитаннику применяется индивидуальный подход.
Предполагаемая результативность курса
№
Ожидаемые результаты
метод
методика
1
Воспитанник будет знать:
- краткие сведения из истории развития вышивки;
- правила охраны труда и правила пользования инструментами;
- основные приёмы вышивки;
- особенности быта и виды рукоделия родного края, традиции, обычаи.
Опрос
Опрос
Наблюдение
инструктаж
2
Воспитанник приобретет умения и навыки:
- правильного пользования рабочими инструментами (ножницы, иголки, швейная машина, утюг);
- правильного хранения и использования инструментов;
- работы с рисунками и схемами, выполнения по ним простейших видов изделий.
Наблюдение
3
- Старается полностью завершить каждую работу, использовать необходимые дополнения;
- правильно и аккуратно организует рабочее место;
- прислушивается к советам педагога и сверстников;
- доброжелателен в оценках работы других;
- стремится подарить свои работы другим (чтобы принести радость);
- старается справедливо выполнить свою часть коллективной работы;
- стремится участвовать во внеучебных мероприятиях (праздниках, экскурсиях);
- выполняет правила поведения на занятиях.
- Сознательно выполняет установленные в данной деятельности порядки (соблюдает требования педагога, своевременно выполняет трудовые поручения, выполняет правила);
- выполняет посильную деятельность без помощи и постоянного контроля со стороны педагога;
- стремится постоянно доводить начатое дело до конца.
- внимателен к другим людям;
- переживает чувство родины как чувство родного дома.
Наблюдение
Наблюдение
Опрос
Диагностика воспитанности учащегося детского объединения (см.Приложение2)
Учебно-методическое обеспечение
-
Технология. Трудовое обучение. 1-4, 5-11 классы / В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев. - М: Просвещение, 2010 г. - 192 с.
-
СимоненкоВ.Д.,Крупская Ю.В. Технология (вариант для девочек): 9 класс: методическиерекомендации / Подред. Симоненко В.Д. - М.: Вентана-Граф, 2008.
Материально-техническое обеспечение
Компьютер
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.
Инструменты и приспособления для вышивки.
Литература
-
Сафонова Н.С. Кружки художественной вышивки. М., 2007г.
-
Королёва Н.С. Народная вышивка. М.,1999.
-
Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 9 класс: Пособие для учителей. - М.: Школьная пресса, 2005. - 48 с.
-
Авторская рабочая программа по учебникам под ред. В.Д. Симоненко. - 2011 г
-
Еременко Т.И., Заболуева Е.С. Художественная обработка материалов: технология ручной вышивки/книга для учащихся. - М.: Просвещение, 2000. - 160с.
-
Еременко Т.И. Альбом узоров для вышивки. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. - 127с.
-
История костюма /Серия «Учебники 21 века»/ Ростов н/Д:Феникс, 2001. - 416с.
-
Максимова М.В., Кузьмина М.А. Вышивка: первые шаги. - М.: ЭКСМО, 2000.
-
Стильные штучки для вашего дома. - М.: АСТ-Пресс Книга, 2006. - 120с.
-
Я познаю мир: Русский народ: традиции и обычаи. Энциклопедия /С.В. Истомин - М.: ООО «Изд-во АСТ», 2007.- 383с.
Приложение 1.
Уровни и критерии знаний, умений, навыков на конец обучения
№
Виды деятельности
Уровни
высокий
средний
низкий
1.
Владение практическими и теоретическими навыками
Умело пользуется основными приёмами вязания спицами и крючком. Знает последовательность использования изделия
Владеет основными приёмами вязания спицами и крючком. Знает последовательность использования изделия
Слабо использует приёмы и способы вязания спицами и крючком.
2.
Работа со схемами
Умеет самостоятельно работать с изученными схемами.
Затрудняется при самостоятельной работе со схемами
Требует постоянного внимания со стороны педагога
3.
Основы композиции и цветоведения
Ребёнок самостоятельно создаёт гармоничную по цвету работу с чётко продуманной композицией
Ребёнок создаёт законченную работу, но при педагогическом руководстве. Владеет основами композиции и цвета.
Ребёнок плохо ориентируется в системе цветовой гаммы в закономерностях построения композиции
4.
Знание специальной терминологии
Умело использует терминологию
Термины использует не часто
Терминологию плохо использует
5.
Личностные качества
Проявляет устойчивый интерес к занятиям, усидчив, аккуратен, умеет вести себя в коллективе, может грамотно объяснить и показать действия другим
Интерес к работе не постоянен. Не хватает упорства и терпеливости, готов оказать помощь другим.
Интерес к делу проявляет редко, неусидчив, ленив, отношения с товарищами не ровные.
6.
Навыки работы с инструментами
Хорошо разбирается в инструментах, знает их назначение, умеет ими пользоваться
Знает назначение инструментов, пользуется ими неуверенно.
Испытывает затруднения при работе с инструментами.
Приложение 2.
Диагностика воспитанности учащегося детского объединения 1
Название детского объединения ____________________________
Педагог __________________________________
Год обучения ________________ Учебный год ________________
Уважаемый коллега, оцените, пожалуйста, выраженность названных поведенческих проявлений у Ваших воспитанников по 3-балльной шкале: «0» баллов - не проявляется, «1» балл - слабо проявляется, «2» балла - проявляется на среднем уровне, «3» балла - высокий уровень проявления.
Критерии воспитанности
Параметры оценки воспитанности
Этика и эстетика выполнения работы и представления ее результатов
Старается полностью завершить каждую работу, использовать необходимые дополнения
Стремится придать каждой работе гармоничность по цвету и форме
Старается придать каждой работе содержательную (функциональную) направленность
Культура организации своей деятельности
Правильно и аккуратно организует рабочее место
Аккуратен, четко выполняет каждое задание педагога
Терпелив и работоспособен
Уважительное
отношение
к профессиональной
деятельности других
При высказывании критических замечаний в адрес чужой работы старается быть объективным
Подчеркивает положительное в чужой работе
Адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности и ее результатов
Стремится исправить указанные ошибки
Прислушивается к советам педагога и сверстников
Знание и выполнение профессионально-этических норм
Доброжелателен в оценках работы других
Не дает негативных личностных оценок
Стремится помочь в работе другим
Стремится к сохранению и развитию национальных традиций в творческих видах деятельности
Понимание значимости своей деятельности как части процесса развития культуры (корпоративная ответственность)
Стремится подарить свои работы другим (чтобы принести радость)
Проявляет творческий подход в работе
Коллективная ответственность
Проявляет активность и заинтересованность при участии в массовых мероприятиях учебного характера (выставках, конкурсах, итоговых занятиях и др.)
Старается справедливо выполнить свою часть коллективной работы
Умение
взаимодействовать с другими членами коллектива
Неконфликтен
Предлагает свою помощь другим детям
Не требует излишнего внимания от педагога
Толерантность
Не насмехается над недостатками других
Не подчеркивает ошибки других
Доброжелателен к детям других национальностей
Активность и желание участвовать в делах детского коллектива
Стремится участвовать во внеучебных мероприятиях (праздниках, экскурсиях и др.)
Проявляет инициативу в организации и проведении массовых форм, инициирует идеи
Стремление
к самореализации
социально-адекватными
способами
Стремится к саморазвитию, получению новых знаний, умений, навыков
Проявляет удовлетворение своей деятельностью
С желанием показывает другим результаты своей работы
Соблюдение нравственно-этических норм
Развита общая культура речи
Проявляет общую культуру в отношении своей внешности (аккуратность в одежде и прическе, наличие сменной обуви и т. д.)
Выполняет правила поведения на занятиях кружка
ВСЕГО БАЛЛОВ:
1 Диагностика воспитанности учащегося детского объединения // Внешкольник. Дополнительное образование. Социальное, трудовое и художественное воспитание детей. - 2006. - № 9. - С. 17 - 18.