Рабочая программа Художественный труд

Раздел Технология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Захолынская основная школа


Утверждена приказом директора МБОУ

Захолынской основной школы

№ ____ от ___________ 2015 года


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса

«Художественный труд»

9 класс

основное общее образование

направленность художественно-эстетическая,

декоративно-прикладная, творческая




Учитель: Макеенкова Светлана Анатольевна

Квалификационная категория: первая

Программа рассмотрена на заседании ММС

Протокол от «____» __________2015 г. № _____

Руководитель ММС ______________ _______________________

Подпись расшифровка подписи





д. Мирополье

2015 год

Содержание

Пояснительная записка ………………………………….

Содержание курса ……………………………………….

Тематическое планирование …………………………..

Календарно-тематическое планирование ……………..

Методическое обеспечение программы ………………

Предполагаемая результативность курса …………….

Литература ………………………………………………

Приложение …………………………………………….















Пояснительная записка

Рабочая программа основного общего образования по элективному курсу «Художественный труд» для 9 класса на 2015-2016 учебный год составлена в соответствии с:

- примерной программой основного общего и среднего (полного) общего образования по технологии (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. №03- 1263);

- авторской рабочей программой по учебникам под ред. В.Д. Симоненко. - 2011 г.

- образовательной программой и учебным планом МБОУ Захолынской ош на 2015/2016 учебный год.

В современной жизни заметно возрос интерес детей к искусству вышивания. Народная художественная вышивка - яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством.

Направленность программы

Программа элективного курса «Художественный труд» художественно-эстетической, декоративно-прикладной, творческой направленности, ориентирована на создание оптимальных условий для развития личности ребёнка, развития мотивации воспитанника к познанию и творчеству для его социального, профессионального самоопределения посредством занятий вышивкой.

Новизна программы

Программа курса «Художественный труд» ориентирована на вышивку. Вышивка делает детскую одежду нарядной, праздничной, подчёркивает характер, индивидуальность образа. Вышивка в интерьере дома делает его более уютным и ярким.

Актуальность программы

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время особенно остро стоит вопрос по сохранению, приобщению и передачи из поколения в поколение незыблемых нравственных ценностей народного творчества.

Цель обучения: воспитать, развить у детей способность эстетического восприятия произведений декоративно-прикладного народного творчества, вызвать интерес к народной вышивке, показать народные традиции нашей страны, привить навыки искусства вышивания.

Цель достигается через следующие задачи:

Воспитывать:

- усидчивость, трудолюбие, самостоятельность;

- доброжелательность, взаимопонимание, честность, уважение к труду других людей;

- чувство патриотизма через национальное самосознание;

- приобщать к здоровому образу жизни;

- приобщать к работе родителей, узнавая их семейные традиции и обычаи.

- привить интерес и любовь к декоративно-прикладному искусству;

- содействовать в профессиональной ориентации.

Обучить:

- различным техникам вышивания;

- приёмам работы с инструментами и материалом по вышивке;

- правилам безопасного обращения с инструментами, материалами;

- осознанно относиться к историческому прошлому, традициям и промыслам;

Развить:

- творческое мышление, эстетический вкус;

- внимание;

- интерес к русскому народному творчеству;

- приобщать к общечеловеческим ценностям.

Принципы реализации программы

Программа построена в соответствии с основными дидактическими принципами:

  • принцип последовательности: определенная последовательность усложнения учебного материала на основе ранее полученных знаний, позволяет повысить уровень знаний и умений воспитанника, следуя логике «от простого к сложному».

  • принцип научности: подбор теоретического и практического материала на основе изучения педагогики, психологии, эстетики;

  • принцип систематичности: в программе предложена такая организация образовательного процесса, при которой одно занятие является логическим продолжением предыдущего.

  • принцип индивидуализации личностно-ориентированного развития: учет индивидуальности ребенка, его темперамента, интересов, запросов и способностей;

  • принцип доступности: обучение по программе ведётся на доступных для понимания воспитанников уровню, способствует повышению интереса и желания учиться.

  • принцип наглядности: обучение обеспечивается дидактически наглядным материалом, просмотром презентаций.

Результаты планируется представить в виде творческого проекта.

Программа курса рассчитана на возрастную категорию 14-15 лет.

Рабочая программа рассчитана на 17 учебных недель (17 часов, по 1 часу в неделю в соответствии с расписанием).

Продолжительность одного занятия 45 минут.

Содержание программы

Введение. Инструктаж по технике безопасности и охране труда 1 ч.

Раскрыть содержание и задачи курса, научить организовывать труд и оборудовать рабочее место, познакомить с правилами ОТ, санитарно-гигиеническими требованиями.

Декоративно-прикладное творчество 11 ч

Краткие сведения из истории вышивки. Национальные особенности русской вышивки. Изделия, с вышитым украшением в современной моде. Условные обозначения и схемы, применяемые при вышивке. Работа с журналами мод. Зарисовка современных и старинных узоров и орнаментов. Инструменты и материалы для вышивки. Подготовка материалов к работе. Выбор игл в зависимости от способа вышивки и узора. Рисунки орнаментов. Простейшие швы. Стебельчатый шов. Шнурок. Петельный. Узелки. Тамбурный шов. Оформление изделия с использованием простейших швов. Счетные швы. Крест. Полукрест. Оформление изделия с использованием счетных швов. Цветная гладь. Оформление изделия цветной гладью.

Творческий проект 5 ч.

Подготовительный этап проекта. Ознакомить учащихся с тематикой творческих проектов, технологией их выполнения и содержанием работ подготовительного этапа. Технологический этап проекта. Ознакомить учащихся с содержанием работ технологического этапа проекта. Заключительный этап проекта.

Тематическое планирование


Наименование раздела

К-во часов

1

Введение. Инструктаж по технике безопасности и охране труда.

1

2

Декоративно-прикладное творчество

11

3

Творческий проект

5


Итого

17





Календарно-тематическое планирование

Количество часов

Дата проведения

Тема

план

фактич

Введение. Инструктаж по технике безопасности и охране труда (1 час)

1

1



Инструктаж по охране труда.

Декоративно-прикладное творчество (11 часов)

2

1



Краткие сведения из истории вышивки. Национальные особенности русской вышивки.

3

1



Работа с журналами мод. Зарисовка современных и старинных узоров и орнаментов.

4

1



Инструменты и материалы для вышивки. Подготовка материалов к работе. Рисунки орнаментов.

5

1



Простейшие швы. Стебельчатый шов. Шнурок.

6

1



Простейшие швы. Петельный. Узелки.

7

1



Простейшие швы. Тамбурный шов.

8

1



Оформление изделия с использованием простейших швов.

9

1



Счетные швы. Крест. Полукрест.

10

1



Оформление изделия с использованием счетных швов.

11

1



Цветная гладь.

12

1



Оформление изделия цветной гладью.

Творческий проект (5 часов)

13

1



Этапы проектной деятельности

14

1



Поисковый этап

15

1



Конструкторский этап

16

1



Технологический этап

17

1



Защита проекта

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Формы организации деятельности воспитанников

При организации деятельности воспитанников на занятиях используется различные формы организации учебно-воспитательной работы, такие как:

  • групповая работа;

  • индивидуальная работа;

При организации занятий по образовательной программе «Художественный труд», для достижения наибольшей эффективности процесса обучения, применяется дифференцированный подход к воспитанникам, т.е. проводить работу, давать различные задания, оценивать результаты нужно с учетом их начальной подготовки, знаний, умений и навыков, с которыми они пришли на занятия, с учетом возрастных особенностей, степени заинтересованности.

На ранних этапах обучения применяется дедуктивный метод работы от общего к частному, т.е. у воспитанников исчезает страх перед тем, чего он не знает и появляется заинтересованность в познании нового.

Уделяется особое внимание практической работе: приобретению навыков вышивания простых и сложных узоров.

На занятиях к каждому воспитаннику применяется индивидуальный подход.

Предполагаемая результативность курса

Ожидаемые результаты

метод

методика

1

Воспитанник будет знать:

- краткие сведения из истории развития вышивки;

- правила охраны труда и правила пользования инструментами;

- основные приёмы вышивки;

- особенности быта и виды рукоделия родного края, традиции, обычаи.

Опрос

Опрос

Наблюдение

инструктаж


2




Воспитанник приобретет умения и навыки:

- правильного пользования рабочими инструментами (ножницы, иголки, швейная машина, утюг);

- правильного хранения и использования инструментов;

- работы с рисунками и схемами, выполнения по ним простейших видов изделий.

Наблюдение




3

- Старается полностью завершить каждую работу, использовать необходимые дополнения;

- правильно и аккуратно организует рабочее место;

- прислушивается к советам педагога и сверстников;

- доброжелателен в оценках работы других;

- стремится подарить свои работы другим (чтобы принести радость);

- старается справедливо выполнить свою часть коллективной работы;

- стремится участвовать во внеучебных мероприятиях (праздниках, экскурсиях);

- выполняет правила поведения на занятиях.

- Сознательно выполняет установленные в данной деятельности порядки (соблюдает требования педагога, своевременно выполняет трудовые поручения, выполняет правила);

- выполняет посильную деятельность без помощи и постоянного контроля со стороны педагога;

- стремится постоянно доводить начатое дело до конца.

- внимателен к другим людям;

- переживает чувство родины как чувство родного дома.

Наблюдение


Наблюдение





Опрос

Диагностика воспитанности учащегося детского объединения (см.Приложение2)



Учебно-методическое обеспечение

  1. Технология. Трудовое обучение. 1-4, 5-11 классы / В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев. - М: Просвещение, 2010 г. - 192 с.

  2. СимоненкоВ.Д.,Крупская Ю.В. Технология (вариант для девочек): 9 класс: методическиерекомендации / Подред. Симоненко В.Д. - М.: Вентана-Граф, 2008.

Материально-техническое обеспечение

Компьютер

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.

Инструменты и приспособления для вышивки.



Литература

  1. Сафонова Н.С. Кружки художественной вышивки. М., 2007г.

  2. Королёва Н.С. Народная вышивка. М.,1999.

  3. Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 9 класс: Пособие для учителей. - М.: Школьная пресса, 2005. - 48 с.

  4. Авторская рабочая программа по учебникам под ред. В.Д. Симоненко. - 2011 г

  5. Еременко Т.И., Заболуева Е.С. Художественная обработка материалов: технология ручной вышивки/книга для учащихся. - М.: Просвещение, 2000. - 160с.

  6. Еременко Т.И. Альбом узоров для вышивки. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. - 127с.

  7. История костюма /Серия «Учебники 21 века»/ Ростов н/Д:Феникс, 2001. - 416с.

  8. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Вышивка: первые шаги. - М.: ЭКСМО, 2000.

  9. Стильные штучки для вашего дома. - М.: АСТ-Пресс Книга, 2006. - 120с.

  10. Я познаю мир: Русский народ: традиции и обычаи. Энциклопедия /С.В. Истомин - М.: ООО «Изд-во АСТ», 2007.- 383с.











Приложение 1.


Уровни и критерии знаний, умений, навыков на конец обучения

Виды деятельности

Уровни

высокий

средний

низкий

1.

Владение практическими и теоретическими навыками

Умело пользуется основными приёмами вязания спицами и крючком. Знает последовательность использования изделия

Владеет основными приёмами вязания спицами и крючком. Знает последовательность использования изделия

Слабо использует приёмы и способы вязания спицами и крючком.

2.

Работа со схемами

Умеет самостоятельно работать с изученными схемами.

Затрудняется при самостоятельной работе со схемами

Требует постоянного внимания со стороны педагога

3.

Основы композиции и цветоведения

Ребёнок самостоятельно создаёт гармоничную по цвету работу с чётко продуманной композицией

Ребёнок создаёт законченную работу, но при педагогическом руководстве. Владеет основами композиции и цвета.

Ребёнок плохо ориентируется в системе цветовой гаммы в закономерностях построения композиции

4.

Знание специальной терминологии

Умело использует терминологию

Термины использует не часто

Терминологию плохо использует

5.

Личностные качества

Проявляет устойчивый интерес к занятиям, усидчив, аккуратен, умеет вести себя в коллективе, может грамотно объяснить и показать действия другим

Интерес к работе не постоянен. Не хватает упорства и терпеливости, готов оказать помощь другим.

Интерес к делу проявляет редко, неусидчив, ленив, отношения с товарищами не ровные.

6.

Навыки работы с инструментами

Хорошо разбирается в инструментах, знает их назначение, умеет ими пользоваться

Знает назначение инструментов, пользуется ими неуверенно.

Испытывает затруднения при работе с инструментами.

Приложение 2.


Диагностика воспитанности учащегося детского объединения 1

Название детского объединения ____________________________

Педагог __________________________________

Год обучения ________________ Учебный год ________________

Уважаемый коллега, оцените, пожалуйста, выраженность названных поведенческих проявлений у Ваших воспитанников по 3-балльной шкале: «0» баллов - не проявляется, «1» балл - слабо проявляется, «2» балла - проявляется на среднем уровне, «3» балла - высокий уровень проявления.

Критерии воспитанности

Параметры оценки воспитанности

Этика и эстетика выполнения работы и представления ее результатов

Старается полностью завершить каждую работу, использовать необходимые дополнения

Стремится придать каждой работе гармоничность по цвету и форме

Старается придать каждой работе содержательную (функциональную) направленность

Культура организации своей деятельности

Правильно и аккуратно организует рабочее место

Аккуратен, четко выполняет каждое задание педагога

Терпелив и работоспособен

Уважительное

отношение

к профессиональной

деятельности других

При высказывании критических замечаний в адрес чужой работы старается быть объективным

Подчеркивает положительное в чужой работе

Адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности и ее результатов

Стремится исправить указанные ошибки

Прислушивается к советам педагога и сверстников

Знание и выполнение профессионально-этических норм

Доброжелателен в оценках работы других

Не дает негативных личностных оценок

Стремится помочь в работе другим

Стремится к сохранению и развитию национальных традиций в творческих видах деятельности

Понимание значимости своей деятельности как части процесса развития культуры (корпоративная ответственность)

Стремится подарить свои работы другим (чтобы принести радость)

Проявляет творческий подход в работе

Коллективная ответственность

Проявляет активность и заинтересованность при участии в массовых мероприятиях учебного характера (выставках, конкурсах, итоговых занятиях и др.)

Старается справедливо выполнить свою часть коллективной работы

Умение

взаимодействовать с другими членами коллектива

Неконфликтен

Предлагает свою помощь другим детям

Не требует излишнего внимания от педагога

Толерантность

Не насмехается над недостатками других

Не подчеркивает ошибки других

Доброжелателен к детям других национальностей

Активность и желание участвовать в делах детского коллектива

Стремится участвовать во внеучебных мероприятиях (праздниках, экскурсиях и др.)

Проявляет инициативу в организации и проведении массовых форм, инициирует идеи

Стремление

к самореализации

социально-адекватными

способами

Стремится к саморазвитию, получению новых знаний, умений, навыков

Проявляет удовлетворение своей деятельностью

С желанием показывает другим результаты своей работы

Соблюдение нравственно-этических норм

Развита общая культура речи

Проявляет общую культуру в отношении своей внешности (аккуратность в одежде и прическе, наличие сменной обуви и т. д.)

Выполняет правила поведения на занятиях кружка

ВСЕГО БАЛЛОВ:

1 Диагностика воспитанности учащегося детского объединения // Внешкольник. Дополнительное образование. Социальное, трудовое и художественное воспитание детей. - 2006. - № 9. - С. 17 - 18.



© 2010-2022