Формирование профессионального творческого мышления на уроках производственного обучения

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема работы: Формирование профессионального творческого мышления на уроках производственного обучения

Евсеев Сергей Николаевич

«Жизнь - это система творчества, постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения».

  1. Выпускник профессионального учебного заведения, кроме профессиональных знаний, умений и навыков, предусмотренных требованиями Государственного стандарта по специальности, должен обладать и такими, как компетентность, профессиональная мобильность, владение навыками самообразования и повышения квалификации, инициативность, самодисциплина, способность к самоанализу и принятию ответственных решений. Но наряду с этим набором качеств немаловажную роль играет и профессиональное творческое мышление. Оно позволяет находить нестандартные решения, казалось бы, в обычных ситуациях. И эти решения, как правило, расширяют известные границы, принося в производство что-то новое. Именно благодаря хорошей профессиональной подготовке и творческому подходу возможно развитие производственной сферы, как в экономическом, так и в техническом плане.
    В нынешней ситуации трудовая деятельность представляет собой важнейшую сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способностей каждого.
    Социологические исследования последних лет показывают, что для большинства молодежи работа не становится главным делом в жизни, а факторы, повлиявшие на выбор профессии, носят социальный характер и не имеют выраженного профессионального мотива. Поэтому на первый план должны выступать ценностные ориентации, направленные не только на мотивы экономического характера (доходы, прибыль, уровень собственного благополучия и т.д.), но и учитывающие в качестве приоритетных мотивов гуманистического характера (моральные установки, профессиональные ценности, творческая самореализация и т.д.). В настоящее время предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда, поскольку развитие производства, новых технологий предъявляет особые требования к современному специалисту. Работодатели все больше заинтересованы в гибких высококвалифицированных кадрах, для которых характерна трудовая мобильность, профессиональная самостоятельность и высокий уровень владения ключевыми профессиональными компетенциями.
    Соответствие человека требованиям профессии является гарантией эффективности и успешности производительности труда, одновременно это залог профессионального и личностного благополучия.
    Одна из основных задач - помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от использования методов и приёмов активизации творческой деятельности студентов. Они очень разнообразны и имеют широкое применение в учебном процессе.

  2. Методика развития творческого мышления должна опираться на следующие принципы:

    1. деятельности - любое развитие происходит в процессе какой-либо деятельности;

    2. • индивидуальности - необходимо учитывать, что индивидуальные особенности каждого ребёнка позволяют тренировать его способности лишь в определённых пределах;

    3. • последовательности - предлагать упражнения надо начиная с самых простых, постепенно усложняя их по мере овладения;

    4. • поэтапности - включать в учебную деятельность упражнения для развития способностей, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий

    5. • цикличности - включать развивающие упражнения необходимо определёнными циклами, повторять эти циклы в течение учебного года целесообразно несколько раз;

    6. • психологической комфортности - ребёнок не должен чувствовать свои неудачи;

    7. • сотрудничества педагога с психологической службой и родителями.
      Для развития творческого мышления необходимо выполнение следующих условий:

    8. • избегать в стиле преподавания традиционности, будничности, монотонности;

    9. • не допускать переутомления и учебных перегрузок;

    10. • использовать стимуляцию познавательных интересов;

    11. • стимулировать познавательные интересы многообразием приёмов (иллюстрациями, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями);

    12. • специально обучать приёмам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.


Таким образом, у студентов необходимо формировать положительную мотивацию к учению, предполагающую проявление волевых усилий в процессе овладения знаниями, что и является, по сути, развитием познавательной активности ребёнка.
Продуктивные технологии в производственном обучении.
На сегодняшний день задача формирования готовности студентов к развитию творческих способностей является актуальной для преподавателей и мастеров производственного обучения и осознается значимым компонентом их профессиональной компетентности. Приоритетным направлением работы преподавателей и мастеров производственного обучения является создание условий для саморазвития и самореализации студентов, раскрытия их творческого потенциала, обеспечивающего способность принимать нестандартные решения, созидательную деятельность, успешное продвижение в профессиональной и иной сфере деятельности.
Организация производственного обучения базируется на основных принципах обучения:
• обучение на уровне требований передовой техники производства;
• обучение на основе производительного труда;
• наглядность обучения;
• систематичность и последовательность в обучении;
• доступность и посильность обучения, учет возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых;
• прочность усвоения знаний и навыков.
В условиях рыночной экономики производству необходимы специалисты, мобильно реагирующие на освоение новых технологий, быстро адаптирующиеся в условиях производства, способные проявлять инициативу. В связи с этим возрастает значение использования в производственном обучении форм и методов деятельности студентов, позволяющих формировать творческое, профессиональное мышление, возможность самостоятельного применения знаний. Перед каждым занятием производственного обучения предусматривается объёмная подготовительная работа, это объясняется приобретением опыта в работе со студентами, анализом преподавательской деятельности.
Личностно ориентированное обучение призвано обеспечить необходимые условия для развития индивидуальных способностей обучаемого. Личностно ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт студентов.
При этом перед мастером встают новые задачи:
• создание атмосферы заинтересованности каждого студента в работе группы;
• стимулирование студентов к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
• использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего студентам выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
• оценка деятельности учащегося : не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;
• поощрение стремления учащегося находить свой способ решения задачи, анализировать способы работы других учащихся в ходе обучения, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
• создание педагогических ситуаций общения на занятиях производственного обучения, позволяющих каждому учащемуся проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения учащегося.
В технологиях, основанных на коллективном способе обучения, обучение осуществляется путем общения в динамических или статических парах, динамических или вариационных группах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест и используемые при этом средства обучения. Преимущества такой технологии заключаются в следующем:
• развиваются навыки мыслидеятельности, включается работа памяти;
• актуализируются полученные опыт и знания;
• каждый учащийся имеет возможность работать в индивидуальном темпе;
• повышается ответственность за результат коллективной работы;
• совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения материала.













12.09.2015 г

© 2010-2022