Планирование по черчению 10 кл

Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Департамент образования Администрации МО г. Салехард


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»

«РАССМОТРЕНО»

протокол № 1 от 27.08.2015 г.

заседания ШМО

«СОГЛАСОВАНО»

протокол № 1 от 28.08.2015 г.

заседания НМС

«УТВЕРЖДЕНО»

приказ № 484-о от 31.08.2015 г

Руководитель ШМО___________ Строцева Н.Л.

Председатель НМС___________Губогло З.И.

Директор школы___________ Сивицкая Е.А.

Зам.дир. по УВР ___________ Маркова Н.А.





Рабочая программа учебного элективного курса «Начертательная геометрия».

Педагогический работник Караванов Сергей Фёдорович



Класс: 10

Срок реализации: 34 часов.

Разработана на основе: Программы общеобразовательных учреждений «Технология», 5-11классы Ю.Л.Хотунцев и В.Д.Симоненко; Москва «Просвещение» 2010г






Салехард

2015-2016 учебный год




НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ. ДОКУМЕНТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ.


  1. Закон РФ «Об образовании»

  2. Приказ Минобразования России от 5.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

  3. Письмо Минобразования России от 20.02.2004г.№03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

  4. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования

  5. Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

  6. Примерные программы по предметам федерального базисного учебного плана наименование программы)

  7. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2009-2010уч.г.»

  8. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.1178-02)

  9. Приказ Департамента образования ЯНАО №236 от 17.03.2008г. «О реализации окружного (национально-регионального компонента) государственных образовательных стандартов в общеобразовательных учреждениях Ямало-Ненецкого автономного округа»

  10. Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2»

  11. Учебный план муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2»









ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Целью данного курса является обучение учащихся графической грамоте и элементам графической культуры. Овладев курсом в 10 классах, школьники должны научиться выполнять и читать комплексные чертежи (и эскизы) несложных деталей и сборочных единиц, их наглядные изображения; понимать и читать простейшие архитектурно-строительные чертежи, кинематические и электрические схемы простых изделий.

Важнейшие задачи курса - развитие образного мышления учащихся и ознакомление их с процессом проектирования, осуществляемого средствами графики.

В процессе изучения графики надо научить школьников аккуратно работать, правильно организовывать рабочее место, рационально применять чертежные и измерительные инструменты, владеть наиболее простыми приемами работы с красками.

Большая часть учебного времени выделяется на упражнения и самостоятельную работу. Наряду с репродуктивными методами обучения необходимо использовать методы проблемного обучения, вовлекая школьников в процесс сотворчества.

Изучение теоретического материала должно гармонично сочетаться с выполнением обязательных графических работ. Конкретный материал подбирает для них учитель, руководствуясь данным в программе примерным распределением часов. Очередность и сроки выполнения работ также определяет учитель.

В процессе обучения графике используются учебные наглядные пособия: таблицы, модели, детали, различные изделия, чертежи и т. д., а также кинофрагменты, диафильмы по черчению и другие современные технические средства обучения (по возможности контролирующие и обучающие программы автоматизированных обучающих систем с широким использованием средств машинной графики).

Все графические работы нужно выполнять с соблюдением правил и техники оформления, установленных стандартами.


Общая характеристика учебного предмета.

Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся.

Огромную роль в обучении учащихся ОУ играет развитие образно-пространственного мышления, которое формируется главным образом именно при усвоении знаний и умений на уроках графики, и нередко именно его недостаточное развитие препятствует полноценному развитию творческих способностей школьников, т.к. основная часть усваиваемого учебного материала школьных предметов представлена в вербальной форме.

Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и
графической грамотности учащихся. Элективный курс «Начертательная геометрия» помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к
элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию
технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на
воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими
элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.

Основой курса «Начертательная геометрия» является обучение школьников методам графических изображений. В обучении отражены все этапы усвоения знаний: понимание, запоминание, применение знаний по правилу и решению творческих задач. Каждый из этапов связан
с определённой деятельностью по распознаванию, воспроизведению, решению типовых и нетиповых (требующих применения
знаний в новых условиях) задач, без которых процесс обучения остаётся незавершённым. Работы с творческим содержанием
используются при изучении всех разделов курса.

Графическая деятельность школьников неотделима от развития их мышления. На уроках «Начертательная геометрия» учащиеся решают
разноплановые графические задачи, что целенаправленно развивает у них техническое, логическое, абстрактное и образное
мышление. Средствами черчения у школьников успешно формируются аналитические и созидательные (особенно комбинаторные)
компоненты творческого мышления. «Начертательная геометрия» способствует развитию пространственных представлений учащихся. В процессе обучения необходимо осуществляется связь начертательная геометрия с трудовым обучением, математикой, изобразительным искусством, информатикой и другими дисциплинами.







МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебный элективный курс «Начертательная геометрия» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, называемой техносферой и являющейся главной составляющей окружающей человека действительности.

Данная Рабочая программа элективного курса «Начертательная геометрия» для 10 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы основного общего образования с учётом требований стандартов второго поколения ФГОС. В основе программы используется учебник для общеобразовательных учреждений А.Д. Ботвинников, В.Н.
Виноградов, И.С. Вышнепольский «Черчение» Астрель Москва 2008.

В учебном плане образовательного учреждения на изучение элективного курса «Начертательная геометрия» в 10-х классах отводится по 1 часу в неделю, всего -34 ч.



ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем государственного образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.

Рабочая программа разработана на основе программы под ред. Ю.Л. Хотунцева и

В.Д. Симоненко Москва «Просвещение» 2010 г. Программа рассчитана на 1 год обучения. В соответствие с учебным планом МБОУСОШ№2 в 2015-2016 учебном году в 10 классе на изучение предмета отводится 34 часа, 1 час в неделю. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения данного курса: обучение учащихся графической грамоте и элементам графической культуры, развитие образного мышления учащихся и ознакомление их с процессом проектирования на ступени основного общего образования, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки обучающихся, календарно-тематический план, перечень учебно-методического и материального обеспечения. В ней заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Содержание предмета представлено в программе в виде следующих тематических блоков: 1 Введение, 2. Техника черчения и правила выполнения чертежей 3. Формы и формообразование, 4. Метод проецирования. Ортогональное проецирование и комплексные чертежи. Эскизы предметов, 5. Развёртки поверхностей, ограничивающих геометрические тела и предметы простых форм, 6. Перспектива и аксонометрия. . 6. Технический рисунок



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по черчению направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в
процессе освоения элективного курса «Графика»:

• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

  • развитие пространственного воображения, творческого мышления, эстетического вкуса;

  • развитие наблюдательности, внимания, образной памяти, глазомера, умения подмечать наиболее характерные признаки в предмете;

  • овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

  • самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;

  • становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;

  • самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда;

  • выработка аналитического мышления учащихся;

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности.

Метапредметные результаты характеризуют уровень форсированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи в учёбе;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с
    изменяющейся задачей;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

  • владение основами самоконтроля, самооценки;

  • умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, разрешать конфликты,
    формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

  • Графическая деятельность открывает широкие возможности для проявления творчества при минимальных материальных затратах, при
    этом, у учащихся формируются личностные качества, необходимые для творческой деятельности в любой сфере;

  • развития творческой деятельности школьников при изучении нескольких дисциплин, связанных с графикой, является
    общий предмет изучения - объёмный образ объекта;

  • алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

  • самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию различных объектов;

  • использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественную значимость;

  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

  • проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования или
    технологического процесса

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в освоении основной программы, при изучении которой знания
приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование умений воплощать свою идею в конкретную форму, умению выполнять изображения предметов с натуры.

  • обучение умению анализировать форму и конструкцию изображаемых предметов, их величину и пропорции, определять
    положение в пространстве;

  • владение алгоритмами и методами решения графических задач;

  • классификация видов и назначения методов получения и преобразования информации;

Содержание курса


Компонент

Классы

Количество учебных часов

Разделы 1-8 (Начертательная геометрия)

10

34

Разделы 9-20 (Графика)

11

34


Начертательная геометрия

Введение (2 ч)

Что такое графика? Основные виды графических изображений: комплексный чертеж, эскиз, технический рисунок, набросок, техническая иллюстрация, схема, диаграмма, график, символ, логотип, товарный знак. Графика - художественная, техническая, проектная (дизайн-графика).

Роль графики в технологии создания материальных и интеллектуальных ценностей в образовательном процессе, рекламе, средствах коммуникации. Что объединяет многие виды графики и в чем их существенные различия? Краткая история развития графики на нашей планете и в нашей стране.

Графика как средство развития творческих способностей человека, а также его эстетического, технического и художественного восприятия окружающего мира.

Графика как важнейшая составляющая процессов дизайна, технологии и образования человека. Использование различных видов графических изображений и средств на соответствующих этапах процесса проектирования.

Влияние компьютерных технологий на развитие графики, в том числе и как учебной дисциплины.

Материалы, инструменты и принадлежности, применяемые на занятиях графикой. Приемы работы с инструментами. Рабочее место ученика.

Техника черчения и правила выполнения чертежей (10 ч)

Понятие о Единой Государственной системе Конструкторской Документации (ЕСКД). Типы линий в соответствии с системой конструкторской документации. Шрифт: общие понятия; основные правила выполнения чертежного шрифта; краткий обзор истории шрифтовой культуры и различных видов шрифтов.

Форматы, рамка и основная надпись на чертежах. Нанесение размеров на чертежах, в том числе с учетом симметрии изображений. Масштабы чертежа. Приемы увеличения (уменьшения) изображений на чертежах. Простейшие геометрические построения: деление отрезков, построение и деление углов, деление окружности на равные части (3, 4, 5, 6, 8). Построение сопряжений прямых линий и дуг окружностей. Примеры использования сопряжений в технике, дизайне и декоративно-прикладном искусстве.

Простейшие приемы работы тушью и краской с помощью пера и кисти*.

Формы и формообразование (4 ч)

Понятие формы. Формы плоские (двумерные) и пространственные (трехмерные). Параметры формы и положения. Образование простейших геометрических тел: многогранников, призмы, пирамиды, конуса, цилиндра, шара. Основные элементы плоских и пространственных форм. Образование форм методом сложения и вычитания их составных элементов. Анализ форм. Дизайн-оценка формы: ее эстетических, эргономических, конструктивных, технологических и других качеств. Изготовление форм: из пластилина, проволоки, бумаги и иных подручных материалов по готовой развертке, наглядному изображению, инструкции и т. п.

Метод проецирования. Ортогональное проецирование и комплексные чертежи.

Эскизы предметов (7 ч)

Идея метода проецирования.

Ортогональное (прямоугольное) проецирование. Чертеж предмета на одной плоскости проекций. Чертеж предмета на двух взаимно перпендикулярных плоскостях проекций (фронтальной и горизонтальной, фронтальной и профильной) - комплексный чертеж. Комплексный чертеж предмета в системе трех основных плоскостей проекций. Основные виды - спереди, сверху, слева.

Построение третьего вида по двум заданным. Определение необходимого и достаточного количества видов. Выбор главного вида.

Чертежи геометрических тел. Нахождение на чертеже проекций точек и линий, расположенных на поверхности геометрического тела.

Анализ геометрической формы предмета по его комплексному чертежу.

Нанесение размеров на чертеже предмета с учетом свойств его геометрической формы и возможной технологии изготовления (на простейших примерах).

Последовательность выполнения чертежа предмета с учетом правил его компоновки на листе определенного формата. Выполнение чертежа предмета при изменении его формы и пространственного положения.

Назначение и использование эскизов. Правила выполнения эскизов. Отличия эскиза от чертежа. Что значит прочитать чертеж (эскиз)? Выполнение модели предмета по его чертежу или эскизу. Словесное описание формы предмета по его чертежу или эскизу.

Развертки поверхностей, ограничивающих геометрические тела и предметы простых форм (2 ч)

Определение понятия «развертка поверхности». Построение полных разверток поверхностей основных геометрических тел и несложных моделей по их комплексным чертежам. Развертки точные и приближенные. Определение (идентификация-узнавание) предметов по их разверткам. Изготовление геометрических тел и различных моделей по разверткам. Примеры использования разверток в жизни человека (одежда, обувь, украшения, предметы интерьера и т. п.) и в различных видах индустриального производства, связанного с технологиями изготовления изделий из листовых материалов (металл, кожа, пластмасса и др.).

Перспектива и аксонометрия (5 ч)

Что такое наглядные изображения? Центральные проекции и перспектива. Основные понятия и определения аппарата построения перспективы: картина (плоскость проекций), центр проецирования (точка зрения), проецирующий луч, перспективная проекция (перспектива), плоскость и линия горизонта, главная точка картины, главное расстояние, дистанционные точки, точка схода перспектив параллельных прямых.

Параллельные проекции и аксонометрия. Основные понятия и определения аппарата построения аксонометрических проекций: картина (плоскость проекций), направление проецирования, натуральные и аксонометрические координатные оси, натуральная и аксонометрическая масштабные единицы, показатели искажения по соответствующим осям, натуральная и аксонометрическая координатные ломаные.

Стандартные виды аксонометрических проекций. Прямоугольная изометрическая проекция, аксонометрические оси и показатели искажения по ним.

Косоугольная фронтальная диметрическая проекция, аксонометрические оси и показатели искажения по ним.

Построение аксонометрических проекций плоских фигур (треугольник и шестиугольник, квадрат, окружность). Построение изометрической проекции окружности - эллипса или близкого к нему (по форме и размерам) овала. Использование трафаретов.

Построение стандартных аксонометрических проекций геометрических тел и объемных моделей несложных форм по их комплексным чертежам и эскизам (с проставленными размерами).

Оптимальные условия выбора того или иного вида аксонометрических проекций в зависимости от геометрической формы изображаемого предмета.

Использование перспективных и аксонометрических проекций в различных сферах деятельности человека. 

Технический рисунок (4 ч)

Что такое технический рисунок и каковы его основные отличия от аксонометрических и перспективных проекций?

Простейшее рисование параллельных и перпендикулярных прямых; деление отрезков (на глаз) на равные части. Зарисовка

плоских и объемных геометрических фигур на основе стандартных аксонометрических проекций без использования светотеневой обработки.

Передача объема и формы предметов посредством светотеневой обработки с использованием тонального масштаба (палитра которого включает в себя: блик, свет, полутон, тень, рефлекс). Техника оттенения - линейная (простая) штриховка, штриховка в клеточку (шраффировка), оттенение точками.

Выполнение технических рисунков геометрических тел и различных объемных предметов на базе стандартных аксонометрических проекций со светотеневой обработкой. Выполнение набросков (быстрых технических рисунков; быстрых зарисовок).

Техническое рисование объемных тел с использованием техники отмывки тушью или акварелью, а также распыления краски аэрографом. Передача фактуры материала объемного тела на техническом рисунке (простейшие приемы).

Элементы графического дизайна

Обучение этому разделу (желательному, но не обязательному) ведется в течение года практически при прохождении каждой темы. Инструменты и материалы для художественно-оформительских работ по графике: кисть, перо, губка; тушь, акварель, гуашь.

Бумага, холст.

Общие понятия из области цветоведения и композиции.

Понятие о художественных шрифтах и шрифтовых композициях. Шрифтовые трафареты и приемы работы с ними.

Плакат. Основные принципы и правила его выполнения и оформления.


Примерный перечень индивидуальных графических работ.

Начертательная геометрия

1. Примеры использования графики в жизни и работе человека. Содержание работы: на листе любой бумаги наклейте иллюстрации (например, вырезки из газет) использования графики в различных сферах деятельности человека (реклама, техника...).

2. «Основные линии чертежа» (бумага чертежная). Содержание работы: а) вычертите в соответствии с правилами ЕСКД все основные виды линий чертежа; б) выполните чертеж «плоской» детали, содержащий основные виды линий чертежа. Этой «плоской» деталью может быть стилизованная игрушка, техническое изделие, несложное произведение декоративно-прикладного искусства (ДПИ) и т. п.; в) смоделируйте из проволоки контур «плоской» детали.

3. «Аксонометрия» (бумага чертежная). Содержание работы: выполните косоугольную фронтальную диметрическую и прямоугольную изометрическую проекции изделия с натуры (с необходимым уменьшением в 5, 10, 20, ... раз) или по его рисунку (с размерами). В качестве изделий можно предложить стол, стул, шкаф и другие знакомые вещи (с упрощением их форм). На горизонтальной плоскости изделия изобразите круг (круглая салфетка на столе, рисунок круга на сиденье стула и т. п.).

4. «Технический рисунок» (бумага чертежная). Содержание работы: а) закончите заданный технический рисунок изделия; б) выполните технический рисунок геометрических тел (отдельные цилиндры и призмы, а также их простейшие композиции) с передачей объема посредством линейной штриховки; одно тело нарисуйте с выделением фактуры материала (например, древесины); рисунки выполните на базе аксонометрических и перспективных проекций. 

5. «Геометрические построения» (бумага чертежная). Выполните простые геометрические построения и сопряжения. В качестве объектов изображений могут быть изделия (упрощенные) ДПИ, дерево- и металлообрабатывающие инструменты и приспособления, несложные (но красивые) изделия из древесины, пластмассы и металла, которые можно изготовить в школьной мастерской силами учащихся.

6. «Комплексный чертеж» (бумага в клетку и чертежная). Содержание работы: а) постройте третью проекцию по двум заданным; б) постройте основные виды предмета по его аксонометрическому изображению; в) выполните технический рису-

нок предмета и его модель по комплексному чертежу; г) выполните комплексный чертеж предмета с натуры.

7. «Эскизирование» (бумага в клетку). Содержание работы: а) выполните эскиз предмета с натуры; б) выполните эскиз предмета по техническому рисунку (с указанными размерами) или по аксонометрическому изображению.

8. «Развертки». Выполните изделие в материале по его развертке. В качестве изделий могут быть даны многогранники. Склей-

те изделие по швам (наиболее рационально), раскрасьте и назовите его.

9. «Занимательная графика». Решите занимательные задачи с использованием элементов творчества (учебного), эвристики и изобретательства на базе геометрических эффектов в несложных приборах и конструкциях (оптических, механических и т. п.).

10. «Проект на плакате». Выполните плакат по теме проекта (учебно-исследовательского характера), предложенной учителем или самим учеником (при одобрении учителя), например «Преобразование кубика». На плакате представьте в наглядной, четкой форме как исходный объект кубик (например, из древесины). Необходимо преобразовать его в требуемое на выходе изделие. При этом желательно показать обрабатывающий инструмент. Возможна разработка нескольких путей достижения цели, анализ этих путей и выбор оптимального варианта.
















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Раздел, модуль, тема

Количество часов

Форма урока (занятия)

Элементы содержания (дидактические единицы)

Вид диагностики и контроля

Деятельность обучающихся по достижению результатов

Дата

Коррекция

метапредметные

личностные



Введение. Из истории развития чертежа. Чертеж как основной графический документ. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Понятие о стандартах,

1

УИНМ

Исторические сведения о развитии чертежей. Значение получаемых на уроке черчения графически знаний

для отображения и передачи информации в предметном мире и взаимном общении людей.

Сведения о чертежных инструментах, материалах и Принадлежностях, правилах пользования ими.

Ответы на вопросы

умение выполнять
действия по
задуманному плану

осознание
ответственности
человека за
благосостояние
общества



Основные правила выполнения и оформления чертежей. Типы линий. Форматы, рамки, основная надпись чертежа.

1

КУ

Стандарты ЕСКД, их назначение Форматы: назначение, размер формата А4.

Основная надпись: назначение, размеры, графы надписи , расположение на чертеже.

Линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная тонкая, сплошная волнистая, штрихпунктирная с двумя точками.

Подготовка формата (рамка, графы основной надписи) к работе № 1

умение передавать
содержание в сжатом,
выборочном или
развёрнутом виде;
умение проследить
связь между начальным
замыслом и
результатом; умениестроить действия в
соответствии с целью;
умение выполнять
действия по
задуманному плану;
умение исправить
ошибки с помощью
учителя и

самостоятельно; умение
удерживать цель учебной задачи

ответственное
отношение к учению,
готовность и
способность к
саморазвитию и
самообразованию на
основе мотивации к
обучению и познанию;
целеустремленность и
настойчивость в
достижении цели



Графическая работа № 1 «Линии чертежа».

1

ГР

На листе формата А4 вычертить рамку и графы основной надписи по размерам. Провести различные линии и окружности.

Выполнение графической работы № 1 «Линии»



Чертежный шрифт. Буквы, цифры и знаки на чертежах.

1

КУ

Информация о стандартном чертежном шрифте с одновременным изображением на доске одной-двух букв

Изучение по таблице или по

рис. 25 учебника конструкции прописных и строчных букв и цифр и примера выполнения надписей

Заполнение основной надписи в работе № 1



Нанесение размеров на чертежах. Применение и обозначение масштаба.

1

КУ

Назначение размеров на чертежах.

Линейные и угловые размеры.

Выносные и размерные линии, правила их проведении ни чертежах, написание размерных чисел.

Назначение знаков диаметра и радиуса, правила их написания. Нанесение размеров дуг и углов.

Применение условностей при нанесении размеров сторон квадрата, указание толщины и длины детали, применении пинией с указанием количества отверстий в детали.

Назначение масштаба при изображении деталей, запись масштаба на чертеже.

Упражнения на нанесение размеров

умение устанавливать

причинно-следственные

связи; умение из

отдельных деталей

сложить целостный

объект



Графическая работа № 2 «Чертеж плоской детали».

1

ГР

Выполнить чертеж детали «Прокладка» по имеющимся половинам изображений. Нанести размеры, указать толщину детали.

Выполнение чертежа детали по половине изображения

умение строить
действия в соответствии
с целью; умение
исправить ошибки с
помощью учителя и
самостоятельно

ответственное
отношение к учению



Общие сведения о способах проецирования.

1

КУ

Объяснение сути процесса проецирования, элементы проецирующего аппарата (проецируемая фигура, плоскость проекций, центр проецирования, проецирующие лучи, проекция фигуры).

Центральное проецирование: его суть, использование, примеры центральных проекций. Параллельное проецирование, примеры использования.

Построение проекций предмета по наглядному изображению

умение строить
действия в соответствии
с целью; умение
исправить ошибки с
помощью учителя и
самостоятельно

ответственное
отношение к учению



Прямоугольное проецирование на три плоскости проекций. Расположение видов на чертеже.

1

КУ

Получаемые на плоскостях проекций изображения предметов называются не проекциями, а видами.

Местные виды

Решение задач на дочерчивание проекций, равнение изображений, проведение отсутствующих на чертеже линий

умение сравнивать
объекты по
существенным
признакам; умениеустанавливать

причинно-

следственные связи;

умение строить

действия в

соответствии с

целью; умение

выполнять действия

по задуманному

плану;

умение исправить

ошибки с помощью

учителя и

самостоятельно;

умение оказывать

помощь и

поддержку

готовность к

самостоятельным

действиям,

ответственность за

результаты



Получение и построение аксонометрических проекций.

1

КУ

Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров.

Построение диметрической и изометрической проекций плоских фигур



Графическая работа №3 «Моделирование по чертежу». Из проволоки, бумаги, картона, пластических и других материалов

1

ГР

Моделирование из картона и проволоки. Сравнение полученной модели с изображением.

Процесс изготовления по чертежу модели какого-либо предмета

умение строить
действия в соответствии
с целью; умение
исправить ошибки с
помощью учителя и
самостоятельно

ответственное
отношение к учению



Аксонометрические проекции плоскогранных предметов.

1

КУ

правила построения аксонометрических проекций плоских фигур лежат в основе способов построения проекций любых геометрических тел или предметов.

Построение аксонометрических проекции предметов плоскогранной формы

умение сравнивать
объекты по
существенным
признакам; умениеустанавливать

причинно-

следственные связи;

умение строить

действия в

соответствии с

целью; умение

выполнять действия

по задуманному

плану;

умение исправить

ошибки с помощью

учителя и

самостоятельно;

умение оказывать

помощь и

поддержку

готовность к

самостоятельным

действиям,

ответственность за

результаты



Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности.

1

КУ

построение изометрической проекции окружности: проецирование окружности в эллипс, приемы построения овала, вписанного в ромб, - показ на доске, рассмотрение примеров аксонометрических изображений предметов, имеющих круглые элементы поверхностей

Построение окружности в изометрии



Технический рисунок.

1

КУ

Технический рисунок представляет собой наглядное изображение предмета, выполненное по принципам

аксонометрических проекций без применения чертежных инструментов (от руки) в глазомерном масштабе с соблюдением пропорций частей предмета. Форма предметов на техническом рисунке выявляется с помощью приемов оттенения, что придает изображаемому предмету необходимую наглядность. В учебной практике технические рисунки могут использоваться в решении различных графических задач, заменяя аксонометрические проекции предметов.

Правила и последовательность выполнения рисунка.

Использование способов передачи объема предметов для придания техническому рисунку наглядности

Выполнение технических рисунков деталей

умение из
отдельных деталей
сложить целостный
объект; умение
назвать
существеннпризнаки объектов
и явлений; анализ,
синтез

готовность к
самостоятельным
действиям,
ответственность за
результаты



Анализ геометрической формы предмета. Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел.

1

КУ

Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела - призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи группы геометрических тел.

Анализ геометрической формы модели, решение занимательных задач

умение выполнять

действия по

задуманному плану;

анализ, синтез;

умение назвать

существенные

признаки объектов

и явлений; умение

строить действия в

соответствии с

целью; умение

передавать

содержание в

сжатом,

выборочном или

развёрнутом виде;

умение с

достаточной

полнотой и

точностью

выражать свои

мысли в

соответствии с

задачами и

условиями

коммуникации

ответственное
отношение к учению



Построение проекции точки, лежащей на плоскости предмета. Проекции вершин, ребер и граней предмета.

1

КУ

Для построения профильных проекций точек используют постоянную прямую чертежа

Построение проекций точек, нахождение вершин, ребер и граней предмета по чертежу



Графическая работа № 4 «Чертежи и аксонометрические проекции предметов»

1

ГР

Построить одну из проекций данной детали. На данной проекции нанести изображение точек.

Построение чертежа и аксонометрической проекции предмета

умение строить
действия в соответствии
с целью; умение
исправить ошибки с
помощью учителя и
самостоятельно

готовность к
самостоятельным
действиям,
ответственность за
результаты



Порядок построения изображений на чертежах

1

КУ

Обоснование необходимости анализа геометрической формы предмета при построении его чертежа

Проведение недостающих на чертеже линий и построение третьего вида

анализ, синтез;

умение из

отдельных деталей

сложить целостный

объект

ответственное
отношение к учению



Графическая работа № 5 «Построение третьей проекции по двум данным».

1

ГР

Построение третьего вида по двум данным.

Построение третьего вида по двум данным

умение из

отдельных деталей

сложить целостный

объект; умение

размышлять,

рассуждать и делать

выводы; умение

устанавливать

причинно-

следственные связи;

анализ, синтез

готовность к
самостоятельным
действиям,
ответственность за
результаты



Нанесение размеров с учетом формы предмета.

1

КУ

Использование анализа геометрической формы детали с целью определения количества необходимых размеров для нанесения на чертеже

Решение задач на построение чертежей с нанесением размеров

умение устанавливать
причинно-следственные
связи; умение из
отдельных деталей
сложить целостный
объект

ответственное
отношение к учению



Геометрические построения. Деление окружности на равные части при построении чертежа.

1

КУ

Рассмотрение примеров на деление отрезков на две и более равные части и угла пополам.

Изложение правил деления окружности на 4, 3, 6 равных частей с использованием циркуля или циркуля и угольника.

Выполнение упражнений на деление окружности на равные части

умение строить
действия в соответствии
с целью; умение
исправить ошибки с
помощью учителя и
самостоятельно

ответственное
отношение к учению



Сопряжения

1

КУ

Сопряжение: определение, примеры на чертежах, построение на доске сопряжения двух прямых (скругление угла), нахождение центров, точек и радиусов сопряжений

Выполнение чертежей деталей с применением сопряжений

умение строить
действия в соответствии
с целью; умение
исправить ошибки с
помощью учителя и
самостоятельно

ответственное
отношение к учению



Графическая работа № 6 «По наглядному изображению детали выполнить чертёж, содержащий сопряжения».

1

ГР

Выполнить по наглядному изображению в необходимом количестве видов чертёж одной из деталей.

Выполнение чертежа детали с использованием геометрических построении, в т. ч. сопряжений

умение строить
действия в соответствии
с целью; умение
исправить ошибки с
помощью учителя и
самостоятельно

готовность к
самостоятельным
действиям,
ответственность за
результаты



Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел.

1

КУ

Для выполнения по чертежу развёртки предмета необходимо сначала определить его геометрическую форму, размеры и пр., т.е. - прочитать чертёж.

Выполнение развёртки геометрических тел

анализ, синтез;

умение проследить

связь между

начальным

замыслом и

результатом;

умение выполнять

действия по

задуманному плану;

умение удерживать

цель учебной

задачи

ответственное
отношение к учению



Порядок чтения чертежей деталей.

1

КУ

Последовательное чтение чертежа.

Устное чтение чертежей

анализ, синтез;

умение назвать

существенные

признаки объектов
и явлений; умение
из отдельных
деталей сложить
целостный объект

ответственное
отношение к учению



Практическая работа № 7 «Устное чтение чертежа».

1

ГР

Что означает понятие «чтение чертежа»; какую информацию несёт основная надпись; в какой последовательности нужно читать заданные изображения (виды); какие отличительные особенности изображений детали позволяют устанавливать ее геометрическую форму; какова суть анализа геометрической формы детали; какие условные знаки и надписи помогают выявить форму детали в целом и ее частей; как узнать размеры детали и ее элементов по чертежу

Выполнение практической работы № 7 - устное чтение чертежей (с. 115 учебника).

Устное чтение чертежей

анализ, синтез;

умение назвать

существенные

признаки объектов
и явлений; умение
из отдельных
деталей сложить
целостный объект

готовность к
самостоятельным
действиям,
ответственность за
результаты



Выполнение эскизов деталей.

1

КУ

К эскизам относятся чертежи, предназначенные для разового использования на производстве..

Изображение на эскизе выполняется по правилам прямоугольного проецирования, но от руки с соблюдением пропорций на глаз.

Выполнение эскизов деталей по наглядному изображению

умение выполнять
действия по
задуманному плану;
умение проследить
связь между
начальным

замыслом и
результатом;
умение строить
действия в
соответствии с
целью

целеустремлённость
ь и настойчивость в
достижении цели



Графическая работа № 8 «Выполнение чертежа предмета в трех видах с преобразованием его формы (путем удаления части предмета)»

1

ГР

Выполнить чертеж детали, у которой удалены части по нанесенной разметке.

Выполнение чертежа предмета с преобразованием его формы

умение выполнять
действия по
задуманному плану;
умение проследить
связь между
начальным

замыслом и
результатом;
умение строить
действия в
соответствии с
целью

готовность к
самостоятельным
действиям,
ответственность за
результаты



Графическая работа № 9 «Эскиз и технический рисунок детали»

1

ГР

Выполнение с натуры эскиза детали в необходимом количестве видов с нанесением основных размеров

Выполнение эскиза и технического рисунка детали с натуры

умение

самостоятельно
планировать пути
достижения целей,
осознанно выбирать
наиболее
эффективные
способы решения

учебных и
познавательных
задач;
умение
размышлять,
рассуждать и делать
выводы; анализ,
синтез; умение устанавливать

причинно-

следственные связи

готовность к
самостоятельным
действиям,
ответственность за
результаты



Графическая работа № 10 «Выполнение чертежей детали с включением элементов конструирования».

1

ГР

Работа может быть выполнена по условию, предложенному в учебнике (одно или несколько заданий - рис. 156- 159).

Выполнение эскизов деталей с элементами конструирования

готовность к
самостоятельным
действиям,
ответственность за
результаты



Графическая работа № 10 «Выполнение чертежей детали с включением элементов конструирования».

1

ГР

Выполнение эскизов деталей с элементами конструирования

готовность к
самостоятельным
действиям,
ответственность за
результаты



Графическая работа № 11 (контрольная; итоговая) «Выполнение чертежа предмета».

1

ГР

По аксонометрической проекции или с натуры построить чертеж одного из предметов в необходимом количестве видов.

Выполнение чертежа предмета по аксонометрической проекции

готовность к
самостоятельным
действиям,
ответственность за
результаты



Графическая работа № 11 (контрольная; итоговая) «Выполнение чертежа предмета».

1

ГР

Выполнение чертежа предмета по аксонометрической проекции

умение

самостоятельно
планировать пути
достижения целей,
осознанно выбирать
наиболее
эффективные
способы решения

учебных и
познавательных
задач;
умение
размышлять,
рассуждать и делать
выводы; анализ,
синтез; умение устанавливать

причинно-

следственные связи

готовность к
самостоятельным
действиям,
ответственность за
результаты



Обобщение

1

КУ

Решение нестандартных задач, задач на логическое мышление с применением полученных ранее знаний.

Построение проекций

геометрических фигур и предметов со срезами, разверток, решение задач на преобразование, чтение схем,

выполнение

изображений из области

художественно-прикладной графики

анализ, синтез;

умение

самостоятельно

планировать пути

достижения целей,

осознанно выбирать

наиболее

эффективные

способы решения

учебных и

познавательных

задач

ответственное

отношение к

учению, готовность

и способность к

саморазвитию и

самообразованию

на основе

мотивации к

обучению и познанию;

осознание

ответственности

человека за

благосостояние

общества



Обобщение

1

КУ





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для учащихся:

1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7-8 кл. -

М.: АСТ: Астрель, 2008. - 224с.

2. Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях/авт.-сост. С.В. Титов.

Волгоград: Учитель, 2006.-210с.

3. Словарь-справочник по черчению. В.Н. Виноградов, Е.А. Василенко, А.А. Альхименок,

Е.Т. Жукова, С.И. Малашенков, Т.И. Рыбакова, Л.Н. Коваленко. М:Просвещение, 1999

Для учителя:

1. А.Д. Ботвинников, В.Н.Виноградов, И.С. Вышнепольский, В.И. Вышнепольский.

Методическое пособие к учебнику А.Д. Ботвинникова, В.Н.Виноградова, И.С.

Вышнепольского «Черчение».АСТ «Астрель», М:2003.

2. В.Н. Виноградов. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.Д. Ботвинникова,

В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского «Черчение». ЭКЗАМЕН, М:2006.

3. Василенко Е. А., Жукова Е. Т. Карточки-задания по черчению для 7 класса. - М.

Просвещение, 2004.-413с.

Василенко Е. А., Жукова Е. Т. Карточки-задания по черчению для 8 класса. - М.

Просвещение, 2004.-239с.

4. Воротников И.А. «Занимательное черчение» - М., Просвещение, 2004.-192с.



ПЛАНИРУЕМЫЕ результаты освоения курса

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по черчению направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в
процессе освоения элективного курса «Графика»:

• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

  • развитие пространственного воображения, творческого мышления, эстетического вкуса;

  • развитие наблюдательности, внимания, образной памяти, глазомера, умения подмечать наиболее характерные признаки в предмете;

  • овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

  • самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;

  • становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;

  • самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда;

  • выработка аналитического мышления учащихся;

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности.

Метапредметные результаты характеризуют уровень форсированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи в учёбе;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с
    изменяющейся задачей;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

  • владение основами самоконтроля, самооценки;

  • умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, разрешать конфликты,
    формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

  • Графическая деятельность открывает широкие возможности для проявления творчества при минимальных материальных затратах, при
    этом, у учащихся формируются личностные качества, необходимые для творческой деятельности в любой сфере;

  • развития творческой деятельности школьников при изучении нескольких дисциплин, связанных с графикой, является
    общий предмет изучения - объёмный образ объекта;

  • алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

  • самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию различных объектов;

  • использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественную значимость;

  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

  • проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования или
    технологического процесса

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в освоении основной программы, при изучении которой знания
приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование умений воплощать свою идею в конкретную форму, умению выполнять изображения предметов с натуры.

  • обучение умению анализировать форму и конструкцию изображаемых предметов, их величину и пропорции, определять
    положение в пространстве;

  • владение алгоритмами и методами решения графических задач;

  • классификация видов и назначения методов получения и преобразования информации;


КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

  1. Василенко Е. А., Жукова Е. Т. Карточки-задания по черчению для 7 класса. - М. Просвещение, 2004.-413с.

  2. Василенко Е. А., Жукова Е. Т. Карточки-задания по черчению для 8 класса. - М. Просвещение, 2004.-239с.

© 2010-2022