Программа электронного курса Основы инженерного конструирования

Программа элективного предметного курса составлена для учащихся 10 классов физико-математического профилей обучения, желающих после окончания школы обучаться в ВУЗах на факультетах технического направления. Курс технического черчения направлен на формирование графической культуры учащихся, развитие мышления и творческого потенциала личности.
Раздел Технология
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа электронного курса Основы инженерного конструирования


Программа элективного предметного курса составлена для учащихся 10 классов физико-математического профилей обучения, желающих после окончания школы обучаться в ВУЗах на факультетах технического направления.

Курс технического черчения направлен на формирование графической культуры учащихся, развитие мышления и творческого потенциала личности.

Формирование графической культуры учащихся это процесс овладения графическим языком, используемым в технике, науке, производстве, дизайне и других областях деятельности, поэтому он должен быть непрерывным.

Необходимость введения данного курса обусловлена тем, что инвариантная часть Базисного учебного плана по черчению в 8 классе не обеспечивает непрерывности образования и позволяет обеспечить лишь «Обязательный минимум содержания образования по черчению», что недостаточно для должного формирования графической культуры школьников.

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного Образовательного стандарта на основе типовых программ по черчению и инженерной графики с учетом накопленного опыта преподавания графической дисциплины.

В лицее предмет «Черчение» преподается по одногодичной программе А.Д. Ботвинникова , что является недостаточным для полного изучения предмета. Сейчас этот предмет входит в курс средних и высших технических учебных заведений. Необходим всем выпускникам, которые хотят приобрести профессию, связанную с техникой. Особенно важно в настоящее время научиться читать чертежи и схемы, знать условные обозначения входящих элементов, уметь пользоваться справочными таблицами и справочными сборниками.

При разработке программы учитывались следующие нормативные документы:

- закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ

«Об образовании в Российской Федерации».

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО

ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.

«Оценочная политика лицея № 410.

Пояснительная записка

Данная предметная программа элективного курса «Основы инженерного конструирования» адресована учащимся 10х классов. Из расчета 1 раз в неделю, всего 16 часов.

Область: предметная.

Цель программы: углубление интереса к предмету, создание условий для осуществления проб действия учащихся в роли представителей разных профессий.

- восполнить некоторые содержательные пробелы основного курса черчения, придать ему необходимую целостность;

- формировать навыки чтения и выполнения некоторых видов архитектурно-строительных чертежей;

- помочь осознать степень своего интереса к предмету;

- формировать качества чертёжной грамотности, необходимые человеку для жизни в современном обществе

Краткое описание последовательности реализации содержания программы: знакомство с источниками информации, анализ полученной информации, актуализация знаний учащихся.

В качестве учебно-методического комплекса используется учебники, научно-популярная литература, технический справочники, указанные в информационном обеспечении, а именно . А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский Черчение 9 класс учебник для общеобразовательных учереждений АСТ :Астрель Москва 2014 , В.И Вышнепольский Рабочая тетрадь к учебнику «Черчение» А.Д.Ботвинникова,В.Н.Виноградова, И.С.Вышнепольского 9 класс АСТ.Астрель Москва 2014

Для реализации программы необходимо следующее оборудование: демонстрационное проектор, компьютер.

Приоритетными методами программы являются: практические работы, связанные с реальным производством, которые стимулируют самостоятельную работу учащихся.

В процессе освоения программы учащиеся познакомятся с профессией разработчика, конструктора, технолога, изготовителя.

О успешности реализации данной программы можно судить по выбору технического профиля в старших классах, по участию в технических советах, создании самостоятельных рефератов.

КОНЦУ КУРСА УЧАЩИЕСЯ ДОЛНЫ ЗНАТЬ:

 основные правила выполнения и обозначения чертежей;

 условные изображения и упрощения на чертежах;

 геометрические построения необходимые при выполнении чертежей;

 плоскости проекций;

 типы чертежей;

 способы построения проекции;

К КОНЦУ КУРСА УЧАЩИЕСЯ ДОЛНЫ УМЕТЬ:

 выполнять чертежи и аксонометрические проекции геометрических

тел;

 моделировать геометрические тела;

 выполнять построение чертежа по ГОСТу

 уметь читать чертеж и схему;


Программа предполагает достижение выпускниками основной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

В личностных результатах сформированность :

-ответственности в отношении к учению, готовность и способность к самореализации и самообразованию на основе развитой мотивации учебной деятельности в приобретении и решении технических знаний и умений, осознанности построения индивидуальной траектории;

-коммуникативной компетенции в общении;

-целостность мировоззрения, представлений об изучаемых методах инженерной графики;

В метапредметных результатах сформированность:

-способности самостоятельно ставить цели учебной и исследовательской деятельности, планировать , осуществлять, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения;

-умения находить информацию в различных источниках, обрабатывать , хранить и передавать;

-владения приемами умственных действий:

определения понятий, обобщения, установки аналогий, классификаций;

-умения организовывать совместную учебную деятельность с учителем и сверстникам :

определять цели, распределять функции, находить решение проблемы

В предметных результатах сформированность:

-умение работать с графическим изображением, текстовыми и табличными обозначениями, грамотно выражать свои мысли средствами чертежа , применять чертежную и графическую терминологию;

-умения использовать базовые понятия содержания;

-представления о способах получения плоских изображений;

-представлений об условностях и обозначениях , используемых при выполнении чертежей;

-умения выполнять геометрические построения различной сложности;

-умения аккуратно выполнять на листе бумаги чертежи с использованием современных чертежных инструментов и материалов;


Учебно-тематическое планирование

«Основы инженерного конструирования».


№ п/п

Тема урока

Основные элементы содержания

Практика

Контроль

Планируемые

результаты

обучения

планируемые сроки/дата проведения




Планируемые

сроки/дата

проведения

1

Введение.

Виды КД

виды КД

-

знать основные виды КД

2

Стадии разработки КД

Чертежи, их типы

выполнение чертежей

визуальный контроль

знать стадии разработки КД

3

Общие сведения об изделиях

Правила выполнения чертежей

выполнение чертежей

визуальный контроль

урок-практикум, применение знаний на практике. Выполнение чертежа детали с преобразованием его формы. Выполнение эскиза по наглядному изображению.

4-5

Виды изделий -карточки

Изображение деталей от руки

выполнение чертежей

визуальный контроль

построение чертежей 3 вида по модульной сетке. Знать выполнение чертежа детали в трех видах по наглядному изображению; карточки

6-7

Нанесение

размеров

Развитие

навыков нанесения размеров

выполнени

е чертежей

визуальный

контроль

умение выполнять практическую работу, упр. на нанесение размеров

8-9

Аксонометрическое изображение деталей

Изображение от руки

Развитие

пространственного мышления

выполнение чертежей

визуальный контроль

построение аксонометрических проекций предметов

10-11

Сечения и разрезы

Нахождение сечений по чертежам, эскиз детали с выполнением сечения. Чертежи деталей с выполнением разрезов

степень контроля выполнения чертежей

визуальный контроль

Решение занимательных задач, выполнение чертежей

12-15


Общие сведения о соединениях деталей.

Сборочные чертежи.

Выполнение эскизов деталей с резьбой. Ответы на вопросы по сборочному чертежу

Выполнение чертежа по ГОСТу


визуальный контроль

Выполнение эскизов деталей с резьбой

Чтение строительных чертежей.

16

Обзорно-обобщающий урок

Правила пользования ГОСТами

степень контроля чертежей

визуальный контроль

решение ззанимательных задач, итоговое тестирование


итого

16






Содержание курса

«Основы инженерного конструирования» - 16 часов


№ темы

Содержание

Кол-во часов

В том

числе

Формы контроля

теория

практика

1

Введение.

Виды КД

1

15 мин

30 мин

текущий

2

Стадии разработки КД

чертежи, их типы

1

15 мин

30 мин

текущий

3

Общие сведения об изделиях

1

15 мин

30 мин

визуальный контроль тест

4-5

Виды изделий

2

30 мин

1

визуальный контроль тест

6-7

Нанесение

размеров

2

15 мин

15 мин

визуальный контроль тест

8-9

Аксонометрическое изображение деталей

2

-

2

визуальный контроль тест

10-11

Сечения и разрезы

2

-

2

визуальный контроль тест

12-15

Общие сведения о соединениях деталей.

Сборочные чертежи

2

30 мин

1

визуальный контроль тест

16

Обзорно-обобщающий урок

1

-

1

контроль тест

Содержание курса

«Основы инженерного конструирования» - 16 часов

Тема №1: Виды КД

Познакомить учащихся с различными видами КД (приложение 1)

Самостоятельная работа- определить к какому виду КД относятся чертежи.

ГОСТ 2.101-68

Polynsky.com.kg/mechanical-eengineerinq-drawinq/180-rabochie-chertezhi-i-konstruktorskie-dokumenty.html

Тема №2: Стадии разработки КД, чертежи, их типы.

Познакомить с проектированием, видами и объектами проектирования, стадиями процесса проектирования, профессией инженер-конструктора, архитектора, дизайнера (учебник для общеобразовательных учреждений под ред. В.В. Степаковой и Л.В. Курцевой Москва «Просвещение» 2012 общие сведения об изделиях черчение №53-56 стр.592-312)

Составление рабочего чертежа детали. Последовательность выполнения чертежа.

Инструменты, необходимые для обмера модели (детали). Назначение эскиза и правила его выполнения.

Учащиеся должны знать: правила составления рабочего чертежа детали, как выполнить обмеры детали и ее эскиз.

Учащиеся должны уметь: выполнять эскиз и рабочий чертеж детали.

Графическая работа : Выполнить эскиз детали (модели), затем по эскизу выполнить рабочий чертеж.

ГОСТ 2.102-2013

ГОСТ 2.103-68

Тема№3 Общие сведения об изделиях

Дать сведения об общих изделиях, расширить понятие об изделии в черчении -сборочные единицы, комплексы, комплекты.

Учащиеся должны знать: различные виды изделий;

Учащиеся должны уметь: выполнять наглядное изображение детали по 2 данным, построение 3 вида и т.д.;

ГОСТ 2.101-68

Тема№4 Виды изделий

Основные виды детали. Понятие о местных и дополнительных видах.

Понятие вида. Получение видов: основных, дополнительных, местных. Построение третьей проекции детали по двум заданным. Построение 3-х видов детали по аксонометрическому изображению. Построение 3-х проекций по образцу (модели).

Учащиеся должны знать: правила построения видов детали.

Учащиеся должны уметь: выбрать главный вид детали, построить необходимые виды, грамотно оформить построение (композиционно разместить на формате).

Графическая работа: По заданному (согласно варианту) наглядному изображению выполнить построение 3-х видов детали. Нанести размеры. Формат А-3, карандаш.

ГОСТ 2.305-68 стр.33-48 electroeffect.ru

Тема№5 Нанесение размеров

Учащиеся должны знать: правила нанесения размеров

Учащиеся должны уметь: наносить размеры на чертежи

Правила нанесения размеров. Учебник №2.5 стр.26-28, №14 стр. 92-96

ГОСТ 2.307-68 стр. 54-57

Тема №6 Аксонометрическое изображение деталей

Аксонометрические проекции. Прямоугольная изометрическая проекция. Способы построения прямоугольной изометрической проекции плоских и объемных фигур.

Технические рисунки. Выполнение технических рисунков

Учащиеся должны знать: способы построения аксонометрических изображений деталей

Учащиеся должны уметь: выполнять аксонометрические проекции деталей, технических рисунков

Учебник №6 стр.46-56, №11 стр.62-73

ГОСТ 2.317-69 стр.144-148

Тема №7 Сечения и разрезы Понятие сечения, его назначение. Вынесенные и наложенные сечения. Правила обозначения и оформления сечений. Понятие разрез. Назначение и расположение разрезов на чертежах. Классификация разрезов. Обозначение разрезов на чертежах. Соединение части вида с разрезом. Особые случаи разрезов.

Учащиеся должны знать: назначение и правила построения разрезов и сечений детали.

Учащиеся должны уметь: выполнять сечения и разрезы деталей, соединять часть вида и разреза детали.

Графическая работа: По двум видам детали построить третий. Выполнить необходимые разрезы. Нанести размеры. Показать наглядное изображение детали (прямоугольную изометрию) с вырезом четверти. Формат А-3, карандаш.

Сечения Учебник №20-22 стр.128-137

Разрезы Учебник № 23-27 стр. 137-152

ГОСТ 2.305-68 стр.33-48

Тема №8 Общие сведения о соединениях деталей.

Основные сведения о соединениях разъемных и неразъемных. Правила изображения на чертежах. Упрощенные и условные изображения.

Учащиеся должны знать: примеры разъемных и неразъемных соединений, правила изображения резьбовых соединений, основные сведения о клепанных и сварных соединениях.

Учащиеся должны уметь: работать со справочной литературой, читать и выполнять чертежи соединения деталей.

Графическая работа : Вычертить:

-болт, шайбу, гайку по их действительным размерам;

-упрощенное изображение этих же деталей в сборе;

Работа выполняется на листе формата А-3 в карандаше.

Учебник №30-33 стр. 161-178

ГОСТ 2.312-72 стр.112

ГОСТ 2.313 стр. 121

Сборочные чертежи

Составление и оформление чертежей сборочных единиц, составление спецификаций. Примеры выполнения деталирования сборочного чертежа.

Учащиеся должны знать: что называется деталированием сборочного чертежа, какие сведения вносят в спецификацию

Учащиеся должны уметь: читать и выполнять сборочные чертежи.

(Графическая работа: По заданному сборочному чертежу, выполнить рабочие чертежи указанных деталей, вычертить аксонометрию одной из них. )-повышенный уровень.

Учебник № 34-37 стр.178-211

Тема №9 Обзорно-обобщающий урок

Блиц-опрос по пройденным темам (тесты, карточки)

Литература для учащихся

1. А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский

Черчение 9 класс учебник для общеобразовательных учереждений

АСТ :Астрель Москва 2014

2. А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский

Черчение учебник для 7-8 классов средней общеобразовательной

школы

Москва «Просвещение» 1993


  1. Н.Г. Преображенская Черчение 9 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2010

4. Дистанff.webarchive

дистанционное чертежно-графическое образование школьников

Литература для учителя


1. А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский

Черчение 9 класс учебник для общеобразовательных учреждений

Москва 2014 АСТ : Астрель

  1. Н.Г.Преображенская Черчение 9 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2006

  2. Т.В. Кучукова Черчение Чертежи типовых соединений деталей рабочая тетрадь №7 Москва издательский центр «Вентана-Граф» 2010

  3. Н.Г.Преображенская И.Ю.Преображенская Черчение и деталирование сборочных чертежей рабочая тетрадь№ 8

Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2012

5. Т.В. Кучукова Черчение рабочая тетрадь №2 Разрезы

Москва издательский центр «Вентана-Граф» 2000

  1. В.И Вышнепольский Рабочая тетрадь к учебнику

«Черчение» А.Д.Ботвинникова,В.Н.Виноградова, И.С.Вышнепольского 9 классАСТ.Астрель Москва 2014

  1. Н.Г.Преображенская И.Ю.Преображенская Черчение рабочая тетрадь№ 1 Сечения

Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2000

  1. Единая Система Конструкторской документации

Редактор Р.Г.Говердовская ИПК Издательство стандартов, Москва 2001

9. Дистанff.webarchive

Дистанционное чертежно-графическое образование школьников


© 2010-2022