Открытый урок Деловая проф-игра

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 57

Г. Челябинска

Учитель технологии, первой категории: Скудалова Вера Васильевна

Деловая профориентационная игра по профессионально- трудовому обучению (швейное дело) 9класс.

Цель: Расширение представлений учащихся о современном швейном производстве, о личных качествах специалистов, задействованных в этих экономических отношениях, о возможностях учащихся использовать свои ЗУНы, полученные в школьных мастерских при повышении дальнейшей квалификации во время обучения в ПУ по данной специальности.

Наглядность: «Круг профессий» - вращающийся диск с наименованием профессий специалистов швейной фабрики, образцы изделий, ткани, рисунки моделей, схемы этапов игры.

Представление «директора» швейного производства Скудаловой В.В.

Вопросы учащимся перед началом игры:

1. Что такое профориентация?

2. На какую профессию мы вас ориентируем?

Ход игры

1. Вступительное слово :

Швейная промышленность- это отрасль легкой промышленности, производящая одежду и другие швейные изделия бытового и технического назначения из ткани.

Одежда является одним из элементов материальной культуры человечества. Изменения форм одежды происходят на каждом этапе развития человеческого общества. Они отражают требования общественного строя, развития техники, экономики, а также своеобразие национальной культуры, особенности быта, художественные вкусы и традиции народов.

Одежду изготавливают на промышленных предприятиях массового производства. На типовые фигуры изделия изготавливаются сериями в условиях поточного производства, а одежда по индивидуальному заказу - по измерениям фигуры конкретного человека и по предлагаемой модели.

2. Директор: Вы получили некоторую информацию о швейной промыщленности.

Игра начинается.

I этап - «Честная игра» (вывешивается табличка).

По правилам нашей игры вам предстоит определить специальности, по которым вы сегодня и будете работать.

Перед вами -«Колесо профессий». Сейчас каждый из вас должен будет крутить колесо. Куда покажет стрелка, там вы и берете табличку, на которой определена профессия. Вам нужно назвать ее вслух.

Табличка прикрепляется на грудь каждому участнику. Занимаемая вами должность определена с помощью честной игры: художник-модельер, лекальщик,портной, обмеловщик, конструктор, контролер ткани, закройщик, утюжильщица.

Директор:

II этап - «Введение в должность».

Все вы условно являетесь теперь специалистами швейного производства и, конечно, знаете, что процесс изготовления одежды на швейном предприятии состоит из нескольких этапов. Работы выполняются в разных цехах и разными специалистами.

В настоящее время фабрика работает над пошивом моделей халатов из х/б ткани зимнего варианта (показ образцов).

Однако с наступлением весны к нам поступил заказ изготовить домашний халат летнего варианта. Модель должна быть удобной, красивой, элегантной, практичной и отвечать санитарно- гигиеническим требованиям.

Художник-модельер получил задание нарисовать и предложить свою модель халата на обсуждение специалистам.

Пока художник- модельер занят работой, консультант дает информацию из истории моды.

Художник- модельер - это человек, который создает модели изделий согласно направлению моды. Он является как бы посредником между модой и людьми. Модельера высшего класса называют кутюрье. Это французское слово, так как основателем моды высшего класса являются именно французы. Среди них известны мадам Виньоне, Коко Шанель, Кристиан Диор и другие. У нас в России грандиозный успех имеют кутюрье Вячеслав Зайцев, Валентин Юдашкин. Это модельеры мирового уровня. Они обладают не только тонким вкусом, но и умеют угадывать запросы времени. Многие артисты эстрады носят одежду от Юдашкина и Зайцева и имеют при этом огромный успех, объясняющийся не только высоким уровнем своих выступлений, но и внешним видом.

Итоги моделирования. Перед вами работа начинающего модельера, который предлагает вариант халата из х/б ткани в полоску с отделкой (идет описание халата).

Обсуждение.

1. Нравится ли вам предложенная модель?

2. Чем она вам понравилась?

3. Отвечает ли она направлению моды?

4. Примем мы эту модель в работу?

- В каком цехе работает художник-модельер?

- Какие еще специалисты работают в экспериментальном цехе?

Вопрос конструктору: «В чем заключается ваша работа?»

Нам бы хотелось, чтобы о своей работе рассказал лекальщик.

Какая роль в экспериментальном цехе отводится портному?

III этап: Экскурсия на швейную фабрику, знакомство с технологическим процессом.

IV этап: Изготовление одежды.

К нам на фабрику прибыли гости. Давайте организуем для них экскурсию по цехам швейной фабрики и покажем весь технологический процесс изготовления одежды.

Предлагается пройти в подготовительный цех.

Контролер ткани рассказывает и показывает чем он занимается. Принимает ткань со склада, проверяет ее качество, длину и ширину кусков ткани. Эта работа выполняется на специальных промерочных столах.

Обмеловщица рассказывает о своей работе. Она производит раскладку и обмеловку лекал для верхних полотен настила.

Все приглашаются в раскройный цех.

Раскройщик рассказывает о своей работе. Она работает на раскройных машинах, которые производят рассекание настила, а затем раскрой деталей. Раскрой- трудоемкая операция, выполняют ее специальными передвижными электрораскройными машинами с вертикальным или дисковым ножом. После раскроя проверяют качество выкроенных деталей, комплектуют их по размерам и направляют в швейный цех.

Вопрос: « В какой цех вы отправляете крой?» ( В швейный)

Рассказ оператора швейного производства о своей работе в швейном цехе.

Здесь производят пошив изделий. В цехе различают два участка. На заготовительном участке выполняют обработку отдельных деталей и узлов изделий (воротников, рукавов и т.д.). На монтажном участке готовые детали и узлы соединяют в целое изделие. В процессе работы она следит за качеством шва, регулирует натяжение нити, длину стежка, меняет шпульки. Она должна хорошо знать способы обработки изделия, последовательность выполнения операций.

Предлагается пройти в отделочный цех, где утюжильщица рассказывает о своей роли в этом цехе. В этом цехе производят влажно-тепловую обработку изделий. Работу выполняют с помощью специального оборудования: утюгов, гладильных прессов, паровоздушных манекенов разного размера.

Директор: Мы прошли с вами по цехам фабрики и посмотрели технологический процесс изготовления одежды.

На доске вывешивается схема организации пошива.

Массовый пошив (пооперационное разделение труда).

Профессии производства:

  • Художник-модельер

  • Конструктор

  • Портной

  • Лекальщик

  • Обмеловщик

  • Раскройщик

  • Утюжильщик

  • Оператор швейного производства

Реклама: На фабрике работают специалисты высокого класса. Изделия, которые здесь изготавливают пользуются большим спросом у населения. Высококвалифицированные швеи-мотористки передадут свой опыт и вам. Приходите, наши двери всегда открыты для всех желающих научиться шить.

V этап. Индивидуальный пошив.

Изделие шьется от начала до конца одним специалистом.

Профессии производства: закройщик, швея.

Вопросы:

- В чем заключается индивидуальный пошив?

- Какие специалисты работают в ателье, в Домах быта?

Рассказ закройщика о своей работе в Доме быта.

Консультант: хотелось бы увидеть, как вы снимаете мерки с фигуры человека. Возьмите помощника для записи мерок на доске.

Проблемная ситуация.

Вывешивается таблица с последовательностью снятия мерок. Необходимо сравнить мерки на доске и на таблице.

- Какая мерка упущена? (ПОг 2).

Нужно выяснить , насколько важна эта мерка, так как по ней мы определяем размер изделия.

Задания:

1. Показать, как снимается эта мерка на фигуре человека.

2. Рассказать, как подготовить ткань к раскрою (показ с комментированием).

Слово предоставляется швее.

Реклама.

Все мы любим красивые вещи. Но только в ателье вы сможете сшить изделие по вашему вкусу и по моде. Здесь вы получите консультацию специалистов, как при выборе фасона, так и при выборе ткани. Добро пожаловать в ателье, в Дом быта! Мы рады встрече с вами!

VI этап. Профориентационные игровые упражнения: «Человек - профессия».

Директор описывает профессию человека по каким-то признакам, а игрок, узнавший себя, должен поднять руку и сказать, что речь идет о нем.

Например: этот специалист работает в экспериментальном цехе. Это высококвалифицированный специалист, который знает технологию пошива любого изделия. Экспериментальный образец он сшивает от начала до конца.

(портной).

Далее следуют задания о закройщике и о художнике- модельере.

Директор:

Вы правильно определили каждый свою профессию по описанию. Сейчас предлагаю вам выбрать те качества, которые необходимы человеку в вашей работе.

На стенде вывешивается перечень качеств: терпение, точность, трудолюбие, усидчивость, координация рук, аккуратность, эстетический вкус, выдержка, самостоятельность, глазомер, зрительная память, вежливость.

Участницы подбирают и называют качества, которые , как они считают, необходимы в их работе.

Директор дополняет их ответы, называя еще и профессиональные качества (умение планировать, ориентироваться в задании и т.п.)

Подводятся итоги тестирования по теме «Оценка профессиональных намерений».

Выбраны профессии: швея- 4 человека.

Штукатур-маляр - 2 человека.

Учащимся объяснили, что между «хочу» и «могу» нет знака равенства, так как не всегда желания совпадают с возможностями. Их надо соотносить между собой. Было предложено в следующий раз провести тестирование по теме: «Мотивы выбора профессии», с целью уточнения намерений их дальнейшего выбора.

Рекомендации «директора»:

Если вы хотите продолжить повышение своей квалификации, то ЗУНов, полученных в школе, вам будет недостаточно, так как в настоящее время идет процесс формирования новых структур промышленности рыночного типа: функционируют разные концерны, ассоциации, акционерные общества. Промышленные предприятия, выпускающие одежду массового производства, характеризуются высоким уровнем техники, технологии и организации производства, что предъявляет высокие требования к работникам этих предприятий. Особое место в пополнении потребительского рынка товарами народного потребления занимает швейная промышленность.

В ПУ№1 г.Челябинска готовят специалистов для работы в швейной промышленности: операторов швейного производства и предъявляют очень серьезные требования к личным качествам будущего специалиста и к качеству его подготовки. Современный рынок труда требует глубоких знаний и творческого подхода к делу, а обладать тем и другим под силу только квалифицированным специалистам.

Профессия портного всегда считалась престижной. Сейчас, когда одеваться модно имеют возможность не все, умение шить помогает не отставать от моды и всегда быть элегантным.

Итог игры.

В заключение хочется поблагодарить всех участниц, принявших на себя роли специалистов фабрики и достойно выдержавших первый экзамен. Многим стоит задуматься о правильности выбора своей профессии. Абсолютной профпригодности быть не может потому, что все люди разные, и вроде бы одни и те же качества имеют разные оттенки, будучи свойственны разным людям, и профессий тоже множество. Все в ваших руках, так как при желании и усердии он может добиться всего.



© 2010-2022