- Преподавателю
- Технология
- Открытый урок Деловая проф-игра
Открытый урок Деловая проф-игра
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Скудалова В.В. |
Дата | 11.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 57
Г. Челябинска
Учитель технологии, первой категории: Скудалова Вера Васильевна
Деловая профориентационная игра по профессионально- трудовому обучению (швейное дело) 9класс.
Цель: Расширение представлений учащихся о современном швейном производстве, о личных качествах специалистов, задействованных в этих экономических отношениях, о возможностях учащихся использовать свои ЗУНы, полученные в школьных мастерских при повышении дальнейшей квалификации во время обучения в ПУ по данной специальности.
Наглядность: «Круг профессий» - вращающийся диск с наименованием профессий специалистов швейной фабрики, образцы изделий, ткани, рисунки моделей, схемы этапов игры.
Представление «директора» швейного производства Скудаловой В.В.
Вопросы учащимся перед началом игры:
1. Что такое профориентация?
2. На какую профессию мы вас ориентируем?
Ход игры
1. Вступительное слово :
Швейная промышленность- это отрасль легкой промышленности, производящая одежду и другие швейные изделия бытового и технического назначения из ткани.
Одежда является одним из элементов материальной культуры человечества. Изменения форм одежды происходят на каждом этапе развития человеческого общества. Они отражают требования общественного строя, развития техники, экономики, а также своеобразие национальной культуры, особенности быта, художественные вкусы и традиции народов.
Одежду изготавливают на промышленных предприятиях массового производства. На типовые фигуры изделия изготавливаются сериями в условиях поточного производства, а одежда по индивидуальному заказу - по измерениям фигуры конкретного человека и по предлагаемой модели.
2. Директор: Вы получили некоторую информацию о швейной промыщленности.
Игра начинается.
I этап - «Честная игра» (вывешивается табличка).
По правилам нашей игры вам предстоит определить специальности, по которым вы сегодня и будете работать.
Перед вами -«Колесо профессий». Сейчас каждый из вас должен будет крутить колесо. Куда покажет стрелка, там вы и берете табличку, на которой определена профессия. Вам нужно назвать ее вслух.
Табличка прикрепляется на грудь каждому участнику. Занимаемая вами должность определена с помощью честной игры: художник-модельер, лекальщик,портной, обмеловщик, конструктор, контролер ткани, закройщик, утюжильщица.
Директор:
II этап - «Введение в должность».
Все вы условно являетесь теперь специалистами швейного производства и, конечно, знаете, что процесс изготовления одежды на швейном предприятии состоит из нескольких этапов. Работы выполняются в разных цехах и разными специалистами.
В настоящее время фабрика работает над пошивом моделей халатов из х/б ткани зимнего варианта (показ образцов).
Однако с наступлением весны к нам поступил заказ изготовить домашний халат летнего варианта. Модель должна быть удобной, красивой, элегантной, практичной и отвечать санитарно- гигиеническим требованиям.
Художник-модельер получил задание нарисовать и предложить свою модель халата на обсуждение специалистам.
Пока художник- модельер занят работой, консультант дает информацию из истории моды.
Художник- модельер - это человек, который создает модели изделий согласно направлению моды. Он является как бы посредником между модой и людьми. Модельера высшего класса называют кутюрье. Это французское слово, так как основателем моды высшего класса являются именно французы. Среди них известны мадам Виньоне, Коко Шанель, Кристиан Диор и другие. У нас в России грандиозный успех имеют кутюрье Вячеслав Зайцев, Валентин Юдашкин. Это модельеры мирового уровня. Они обладают не только тонким вкусом, но и умеют угадывать запросы времени. Многие артисты эстрады носят одежду от Юдашкина и Зайцева и имеют при этом огромный успех, объясняющийся не только высоким уровнем своих выступлений, но и внешним видом.
Итоги моделирования. Перед вами работа начинающего модельера, который предлагает вариант халата из х/б ткани в полоску с отделкой (идет описание халата).
Обсуждение.
1. Нравится ли вам предложенная модель?
2. Чем она вам понравилась?
3. Отвечает ли она направлению моды?
4. Примем мы эту модель в работу?
- В каком цехе работает художник-модельер?
- Какие еще специалисты работают в экспериментальном цехе?
Вопрос конструктору: «В чем заключается ваша работа?»
Нам бы хотелось, чтобы о своей работе рассказал лекальщик.
Какая роль в экспериментальном цехе отводится портному?
III этап: Экскурсия на швейную фабрику, знакомство с технологическим процессом.
IV этап: Изготовление одежды.
К нам на фабрику прибыли гости. Давайте организуем для них экскурсию по цехам швейной фабрики и покажем весь технологический процесс изготовления одежды.
Предлагается пройти в подготовительный цех.
Контролер ткани рассказывает и показывает чем он занимается. Принимает ткань со склада, проверяет ее качество, длину и ширину кусков ткани. Эта работа выполняется на специальных промерочных столах.
Обмеловщица рассказывает о своей работе. Она производит раскладку и обмеловку лекал для верхних полотен настила.
Все приглашаются в раскройный цех.
Раскройщик рассказывает о своей работе. Она работает на раскройных машинах, которые производят рассекание настила, а затем раскрой деталей. Раскрой- трудоемкая операция, выполняют ее специальными передвижными электрораскройными машинами с вертикальным или дисковым ножом. После раскроя проверяют качество выкроенных деталей, комплектуют их по размерам и направляют в швейный цех.
Вопрос: « В какой цех вы отправляете крой?» ( В швейный)
Рассказ оператора швейного производства о своей работе в швейном цехе.
Здесь производят пошив изделий. В цехе различают два участка. На заготовительном участке выполняют обработку отдельных деталей и узлов изделий (воротников, рукавов и т.д.). На монтажном участке готовые детали и узлы соединяют в целое изделие. В процессе работы она следит за качеством шва, регулирует натяжение нити, длину стежка, меняет шпульки. Она должна хорошо знать способы обработки изделия, последовательность выполнения операций.
Предлагается пройти в отделочный цех, где утюжильщица рассказывает о своей роли в этом цехе. В этом цехе производят влажно-тепловую обработку изделий. Работу выполняют с помощью специального оборудования: утюгов, гладильных прессов, паровоздушных манекенов разного размера.
Директор: Мы прошли с вами по цехам фабрики и посмотрели технологический процесс изготовления одежды.
На доске вывешивается схема организации пошива.
Массовый пошив (пооперационное разделение труда).
Профессии производства:
-
Художник-модельер
-
Конструктор
-
Портной
-
Лекальщик
-
Обмеловщик
-
Раскройщик
-
Утюжильщик
-
Оператор швейного производства
Реклама: На фабрике работают специалисты высокого класса. Изделия, которые здесь изготавливают пользуются большим спросом у населения. Высококвалифицированные швеи-мотористки передадут свой опыт и вам. Приходите, наши двери всегда открыты для всех желающих научиться шить.
V этап. Индивидуальный пошив.
Изделие шьется от начала до конца одним специалистом.
Профессии производства: закройщик, швея.
Вопросы:
- В чем заключается индивидуальный пошив?
- Какие специалисты работают в ателье, в Домах быта?
Рассказ закройщика о своей работе в Доме быта.
Консультант: хотелось бы увидеть, как вы снимаете мерки с фигуры человека. Возьмите помощника для записи мерок на доске.
Проблемная ситуация.
Вывешивается таблица с последовательностью снятия мерок. Необходимо сравнить мерки на доске и на таблице.
- Какая мерка упущена? (ПОг 2).
Нужно выяснить , насколько важна эта мерка, так как по ней мы определяем размер изделия.
Задания:
1. Показать, как снимается эта мерка на фигуре человека.
2. Рассказать, как подготовить ткань к раскрою (показ с комментированием).
Слово предоставляется швее.
Реклама.
Все мы любим красивые вещи. Но только в ателье вы сможете сшить изделие по вашему вкусу и по моде. Здесь вы получите консультацию специалистов, как при выборе фасона, так и при выборе ткани. Добро пожаловать в ателье, в Дом быта! Мы рады встрече с вами!
VI этап. Профориентационные игровые упражнения: «Человек - профессия».
Директор описывает профессию человека по каким-то признакам, а игрок, узнавший себя, должен поднять руку и сказать, что речь идет о нем.
Например: этот специалист работает в экспериментальном цехе. Это высококвалифицированный специалист, который знает технологию пошива любого изделия. Экспериментальный образец он сшивает от начала до конца.
(портной).
Далее следуют задания о закройщике и о художнике- модельере.
Директор:
Вы правильно определили каждый свою профессию по описанию. Сейчас предлагаю вам выбрать те качества, которые необходимы человеку в вашей работе.
На стенде вывешивается перечень качеств: терпение, точность, трудолюбие, усидчивость, координация рук, аккуратность, эстетический вкус, выдержка, самостоятельность, глазомер, зрительная память, вежливость.
Участницы подбирают и называют качества, которые , как они считают, необходимы в их работе.
Директор дополняет их ответы, называя еще и профессиональные качества (умение планировать, ориентироваться в задании и т.п.)
Подводятся итоги тестирования по теме «Оценка профессиональных намерений».
Выбраны профессии: швея- 4 человека.
Штукатур-маляр - 2 человека.
Учащимся объяснили, что между «хочу» и «могу» нет знака равенства, так как не всегда желания совпадают с возможностями. Их надо соотносить между собой. Было предложено в следующий раз провести тестирование по теме: «Мотивы выбора профессии», с целью уточнения намерений их дальнейшего выбора.
Рекомендации «директора»:
Если вы хотите продолжить повышение своей квалификации, то ЗУНов, полученных в школе, вам будет недостаточно, так как в настоящее время идет процесс формирования новых структур промышленности рыночного типа: функционируют разные концерны, ассоциации, акционерные общества. Промышленные предприятия, выпускающие одежду массового производства, характеризуются высоким уровнем техники, технологии и организации производства, что предъявляет высокие требования к работникам этих предприятий. Особое место в пополнении потребительского рынка товарами народного потребления занимает швейная промышленность.
В ПУ№1 г.Челябинска готовят специалистов для работы в швейной промышленности: операторов швейного производства и предъявляют очень серьезные требования к личным качествам будущего специалиста и к качеству его подготовки. Современный рынок труда требует глубоких знаний и творческого подхода к делу, а обладать тем и другим под силу только квалифицированным специалистам.
Профессия портного всегда считалась престижной. Сейчас, когда одеваться модно имеют возможность не все, умение шить помогает не отставать от моды и всегда быть элегантным.
Итог игры.
В заключение хочется поблагодарить всех участниц, принявших на себя роли специалистов фабрики и достойно выдержавших первый экзамен. Многим стоит задуматься о правильности выбора своей профессии. Абсолютной профпригодности быть не может потому, что все люди разные, и вроде бы одни и те же качества имеют разные оттенки, будучи свойственны разным людям, и профессий тоже множество. Все в ваших руках, так как при желании и усердии он может добиться всего.