Методическая разработка Лоскутная мозаика

Данное методическое пособие по лоскутному шитью разработано для учащихся 7-9 классов, их родителей, педагогов дополнительного образования и учителей предмета Технология. Оно построено так, чтобы учащиеся, изучая различные приёмы лоскутного шитья, выполняли сначала небольшие, несложные по способу изготовления вещи (прихватки, салфетки, наволочки) и постепенно переходили к более сложным работам.             В методическом пособии "Лоскутная мозаика" рассказывается о приёмах работы с лоскутками, о...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное образовательное учреждение

центр развития творчества детей и юношества

ворошиловского района.









Методическая разработка Лоскутная мозаика


Методическое пособие.





Автор:

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Елизарова Любовь Петровна

















Волгоград 2011 год


Методическая разработка Лоскутная мозаика

Шитьё из лоскутов-искусство, имеющее давнюю историю и богатые традиции по всему миру. Лоскутные изделия-покрывала, одеяла, подушки, половики, до сих пор можно встретить в разных уголках России.

Искусство создавать из кусочков одежду, красивые вещи, украшающие жилище, возникло на Руси вместе с появлением ситца.

Народные мастерицы с любовью, тщательно подбирая кусочки ткани, создавали неожиданные яркие по цвету композиции, которые поражают и сегодня не только мастерством исполнения, но и удивительным художественным вкусом, присущим народным творцам.

Из лоскутков можно выполнить изделия не только декоративного плана, например панно, но и утилитарного: сумки, пледы, подушки, одежду, игрушки.

В зависимости от того, какие лоскутки есть в наличии, можно подбирать орнаменты, учитывая тональную гамму тканей.

Методические рекомендации.

Данное методическое пособие по лоскутному шитью разработано для учащихся 7-9 классов, их родителей, педагогов дополнительного образования и учителей предмета Технология.

Оно построено так, чтобы учащиеся, изучая различные приёмы лоскутного шитья, выполняли сначала небольшие, несложные по способу изготовления вещи (прихватки, салфетки, наволочки) и постепенно переходили к более сложным работам.

В методическом пособии рассказывается о приёмах работы с лоскутками, о цвете и композиции, о работе по лекалам, большое внимание уделяется технологическому аспекту.

Без овладения технологией трудно добиться высокого качества изделий.

Вместе с тем, обучая детей художественно- прикладному творчеству, недопустимо ограничиваться освоением лишь технических приёмов, механическим повторением образцов, чрезвычайно важен эмоциональный, творческий подъём в работе.


Общие рекомендации по организации работы.

Рабочее место.

Правильная организация рабочего места при работе с лоскутом значительно облегчает труд и экономит время. Желательно расположить швейную машину ближе к окну.

Стол, гладильная доска и швейная машина должны быть хорошо освещены.

Техника безопасности.

Перед началом работы обратить внимание на правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами.


Оборудование, инструменты и принадлежности, применяемые для работы в технике лоскутного шитья:


  • Ножницы;

  • Нитки;

  • Иголки;

  • Напёрсток;

  • Булавки;

  • Швейный мелок;

  • Карандаши;

  • Ткань;

  • Синтепон;

  • Швейная машина;

  • Утюг.

Приёмы работы:


  • Все лоскуты надо выкраивать по долевой нити ткани.

  • Детали выкраиваются с припуском на швы в 1 см.

  • При шитье соблюдать точность.

  • При ручной сборке припуски заутюживаются на изнаночную сторону, затем аккуратно сшиваются через край.

  • При стачивании деталей на машине, нитки в начале и конце строчки обязательно закрепляются.

  • Швы разглаживают сразу на обе стороны

  • Законченные изделия отглаживают по лицевой стороне через влажную ткань.

  • Перед началом работы нужно нарисовать на бумаге задуманный орнамент и продумать порядок сборки.

  • В процессе освоения учебного материала полезно составить собственные варианты орнаментов;

  • Подбирать ткани по цветам желательно при дневном свете;

  • Следует помнить, что фон - второстепенный элемент изображения, поэтому он не должен быть ярким, выступающим;

  • Окантовка в лоскутном шитье играет большую роль: она является как бы рамкой, завершающей изделие, поэтому её нужно выполнять с особой тщательностью.

Техника выполнения - «мозаика» из многогранников.

Орнаменты, выполненные этой старинной техникой, напоминают цветы с лепестками в форме пчелиных сот. Полотна собираются из отдельных лоскутиков, предварительно выкроенных по шаблону-многоугольнику.

Основной геометрический элемент сотовых узоров-шестигранник, самый популярный узор-шестилепестковый цветок. Лепестки могут быть разноцветными с однотонной сердцевиной или наоборот. Из отдельных цветков выполняют аппликации или собирают их в красочные полотна-«бабушкин сад».

Салфетка «бабушкин сад»


Методическая разработка Лоскутная мозаика


Схема соединения деталей


Методическая разработка Лоскутная мозаика









Материалы и инструменты, необходимые для работы:


  • 1 кусок ткани размером (35 на 35 см) для верха салфетки;

  • 1 кусок ткани размером (40 на 40 см) для подкладки;

  • 7 кусочков цветной ткани размером 6 на 6 см;

  • 7 бумажных трафаретов;

  • нитки;

  • иголка, булавки;

  • ножницы;

  • портновский мел;

  • утюг;

  • гладильная доска.


Технология изготовления:


  • Выполнить эскиз орнамента на бумаге;

  • Изготовить шаблон;

  • Выкроить по шаблону 6 пёстрых лепестков и сердцевину с учётом припусков на швы;

  • Вырезать из бумаги 7 бумажных трафаретов из тонкой, но твёрдой бумаги размером с готовый лепесток;

  • Расположить лоскутный шестигранник изнаночной стороной вверх и приколоть к нему трафарет;

  • Плотно обтянуть трафарет тканью;

  • Отогнуть припуски на шов и прошить тонкой прочной ниткой;

  • Обтянуть остальные лепестки, проутюжить и сшить вручную швом «через край» каждый лепесток с сердцевиной;

  • Сшить лепестки между собой;

  • Готовый цветок проутюжить с изнанки, удалить намётку, трафареты и прогладить с лицевой стороны;

  • Приколоть цветок к центру верхней детали салфетки, приметать, пришить впотайную;

  • Присоединить подкладку, обработать срезы «под рамку»;

  • Простегать салфетку по контуру цветка.

Список рекомендуемой литературы.


  1. Беспятова Н. К. Программа педагога дополнительного образования. От разработки до реализации. АЙРИС дидактика. М. 2003.


  1. Андреева Р. П. Лоскутное шитьё ЛИТЕРА Санкт-Петербург 2001.


  1. Риттер К. Стёганые лоскутки. Издательство ЭКСМО-МАРКЕТ,2000.


  1. Максимова М.,Кузьмина М. Лоскутики. «ЭКСМО-ПРЕСС» 1998.

© 2010-2022