- Преподавателю
- Технология
- Методическая разработка Лоскутная мозаика
Методическая разработка Лоскутная мозаика
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Елизарова Л.П. |
Дата | 26.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное образовательное учреждение
центр развития творчества детей и юношества
ворошиловского района.
Методическое пособие.
Автор:
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Елизарова Любовь Петровна
Волгоград 2011 год
Шитьё из лоскутов-искусство, имеющее давнюю историю и богатые традиции по всему миру. Лоскутные изделия-покрывала, одеяла, подушки, половики, до сих пор можно встретить в разных уголках России.
Искусство создавать из кусочков одежду, красивые вещи, украшающие жилище, возникло на Руси вместе с появлением ситца.
Народные мастерицы с любовью, тщательно подбирая кусочки ткани, создавали неожиданные яркие по цвету композиции, которые поражают и сегодня не только мастерством исполнения, но и удивительным художественным вкусом, присущим народным творцам.
Из лоскутков можно выполнить изделия не только декоративного плана, например панно, но и утилитарного: сумки, пледы, подушки, одежду, игрушки.
В зависимости от того, какие лоскутки есть в наличии, можно подбирать орнаменты, учитывая тональную гамму тканей.
Методические рекомендации.
Данное методическое пособие по лоскутному шитью разработано для учащихся 7-9 классов, их родителей, педагогов дополнительного образования и учителей предмета Технология.
Оно построено так, чтобы учащиеся, изучая различные приёмы лоскутного шитья, выполняли сначала небольшие, несложные по способу изготовления вещи (прихватки, салфетки, наволочки) и постепенно переходили к более сложным работам.
В методическом пособии рассказывается о приёмах работы с лоскутками, о цвете и композиции, о работе по лекалам, большое внимание уделяется технологическому аспекту.
Без овладения технологией трудно добиться высокого качества изделий.
Вместе с тем, обучая детей художественно- прикладному творчеству, недопустимо ограничиваться освоением лишь технических приёмов, механическим повторением образцов, чрезвычайно важен эмоциональный, творческий подъём в работе.
Общие рекомендации по организации работы.
Рабочее место.
Правильная организация рабочего места при работе с лоскутом значительно облегчает труд и экономит время. Желательно расположить швейную машину ближе к окну.
Стол, гладильная доска и швейная машина должны быть хорошо освещены.
Техника безопасности.
Перед началом работы обратить внимание на правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами.
Оборудование, инструменты и принадлежности, применяемые для работы в технике лоскутного шитья:
-
Ножницы;
-
Нитки;
-
Иголки;
-
Напёрсток;
-
Булавки;
-
Швейный мелок;
-
Карандаши;
-
Ткань;
-
Синтепон;
-
Швейная машина;
-
Утюг.
Приёмы работы:
-
Все лоскуты надо выкраивать по долевой нити ткани.
-
Детали выкраиваются с припуском на швы в 1 см.
-
При шитье соблюдать точность.
-
При ручной сборке припуски заутюживаются на изнаночную сторону, затем аккуратно сшиваются через край.
-
При стачивании деталей на машине, нитки в начале и конце строчки обязательно закрепляются.
-
Швы разглаживают сразу на обе стороны
-
Законченные изделия отглаживают по лицевой стороне через влажную ткань.
-
Перед началом работы нужно нарисовать на бумаге задуманный орнамент и продумать порядок сборки.
-
В процессе освоения учебного материала полезно составить собственные варианты орнаментов;
-
Подбирать ткани по цветам желательно при дневном свете;
-
Следует помнить, что фон - второстепенный элемент изображения, поэтому он не должен быть ярким, выступающим;
-
Окантовка в лоскутном шитье играет большую роль: она является как бы рамкой, завершающей изделие, поэтому её нужно выполнять с особой тщательностью.
Техника выполнения - «мозаика» из многогранников.
Орнаменты, выполненные этой старинной техникой, напоминают цветы с лепестками в форме пчелиных сот. Полотна собираются из отдельных лоскутиков, предварительно выкроенных по шаблону-многоугольнику.
Основной геометрический элемент сотовых узоров-шестигранник, самый популярный узор-шестилепестковый цветок. Лепестки могут быть разноцветными с однотонной сердцевиной или наоборот. Из отдельных цветков выполняют аппликации или собирают их в красочные полотна-«бабушкин сад».
Салфетка «бабушкин сад»
Схема соединения деталей
Материалы и инструменты, необходимые для работы:
-
1 кусок ткани размером (35 на 35 см) для верха салфетки;
-
1 кусок ткани размером (40 на 40 см) для подкладки;
-
7 кусочков цветной ткани размером 6 на 6 см;
-
7 бумажных трафаретов;
-
нитки;
-
иголка, булавки;
-
ножницы;
-
портновский мел;
-
утюг;
-
гладильная доска.
Технология изготовления:
-
Выполнить эскиз орнамента на бумаге;
-
Изготовить шаблон;
-
Выкроить по шаблону 6 пёстрых лепестков и сердцевину с учётом припусков на швы;
-
Вырезать из бумаги 7 бумажных трафаретов из тонкой, но твёрдой бумаги размером с готовый лепесток;
-
Расположить лоскутный шестигранник изнаночной стороной вверх и приколоть к нему трафарет;
-
Плотно обтянуть трафарет тканью;
-
Отогнуть припуски на шов и прошить тонкой прочной ниткой;
-
Обтянуть остальные лепестки, проутюжить и сшить вручную швом «через край» каждый лепесток с сердцевиной;
-
Сшить лепестки между собой;
-
Готовый цветок проутюжить с изнанки, удалить намётку, трафареты и прогладить с лицевой стороны;
-
Приколоть цветок к центру верхней детали салфетки, приметать, пришить впотайную;
-
Присоединить подкладку, обработать срезы «под рамку»;
-
Простегать салфетку по контуру цветка.
Список рекомендуемой литературы.
-
Беспятова Н. К. Программа педагога дополнительного образования. От разработки до реализации. АЙРИС дидактика. М. 2003.
-
Андреева Р. П. Лоскутное шитьё ЛИТЕРА Санкт-Петербург 2001.
-
Риттер К. Стёганые лоскутки. Издательство ЭКСМО-МАРКЕТ,2000.
-
Максимова М.,Кузьмина М. Лоскутики. «ЭКСМО-ПРЕСС» 1998.