Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии

Под здоровьесберегающими технологиями понимают систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье. Здоровьесберегающие технологии - предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью. За последние годы произошло значительное ухудшение здоровья шко...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Здоровьесберегающие технологии на уроках технологииЗдоровьесберегающие технологии на уроках технологии

МБОУ «Нижне-Залегощенская основная общеобразовательная школа»









Под здоровьесберегающими технологиями понимают систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье.
Здоровьесберегающие технологии - предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью.
За последние годы произошло значительное ухудшение здоровья школьников. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний. Поэтому проблема охраны и укрепления здоровья детей стоит очень остро.
Анализ причин "школьных болезней" привел врачей к заключению о неудовлетворительной организации обучения, приводящей к нарушению здоровья. К этим недостаткам образования относятся:
-недостаточная освещенность классов;
-плохой воздух школьных помещений ;
-неправильная форма и величина школьных столов;
-перегрузка учебными занятиями.
Психолого-педагогические факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье обучащихся:
-стрессовая тактика авторитарной педагогики;
-интенсификация учебного процесса, т.е. увеличение темпа и объема учебной нагрузки;
-несоответствие технологий обучения возрастным особенностям учащихся;
-несоблюдение элементарных физико-гигиенических требований к организации учебного процесса;
-отсутствие у учащихся элементарных знаний о том, как стать здоровым.

Здоровьесберегающие технологии на уроках трудового обучения и технологии - задача особой важности для преподавателей этих предметов.
Учитывая все эти факторы на своих уроках по технологии прежде всего создаю условия для здорового развития детей:


1.Соблюдаются физиологические основы учебно-воспитательного режима:
- время трудоспособности, утомляемости обучащихся;
- учебная нагрузка, дозирование домашних заданий;
-физкультминутки.
2.Производится гигиеническая оценка условий и технологий обучения:
-воздушно-тепловой режим;
-световой режим;
-режим и организация учебно-воспитательного процесса.
3.Формируется здоровый образ жизни.
На уроках технологии проводятся мероприятия по профилактике утомления, нарушения осанки (физкультминутки),введена система разминок для глаз. Для этого используются схемы зрительных траекторий, расположенные на стенах и потолке. Упражнение сочетает в себе движение глазами, головой и туловищем.

Большое внимание уделяется нормированию домашних заданий, для недопущения перегрузок. В кабинете технологии воздушно- тепловой и световой режим соблюдается полностью. Кабинет регулярно проветривается. Для большей освещенности кабинета и снятия нагрузки на глаза, было проведено дополнительное освещение.
Преподавание предмета технологии и трудового обучения позволяет органично вписывать принципы здоровьясбережения в темы уроков, в различные задания, как на уроках, так и во время подготовки дом.заданий.
При изучении раздела «Домашнее питание», учащиеся знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Обращается внимание обучающихся на необходимость своевременного и сбалансированного питания. Обучающиеся учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления. Проводится работа по повышению культуры приема пищи, а также соблюдению основных гигиенических требований.
В ходе изучения тем из раздела «Сельскохозяйственный труд» обучающиеся знакомятся с разновидностями комнатных и приусадебных декоративных растений, их положительном влиянии на эмоционально-психологическое состояние людей.
Работая на пришкольном участке, учащиеся получают дополнительную физическую разгрузку, проводят время на открытом воздухе. Многочисленными медицинскими исследованиями установлено, что посильный с/т труд оказывает благотворное влияние на развивающийся организм детей и подростков. Эта работа требует определенных физических усилий, при которых основная нагрузка ложится на костно-мышечный аппарат. Последний, в свою очередь, способствует нормальной деятельности сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения, усиливает обмен веществ, стимулирует крепкий, здоровый сон, повышает работоспособность и выносливость. Однако, при этом необходимо организовать занятия, так чтобы они соответствовали возрастным, половым и индивидуальным возможностям каждого учащегося, а также предполагали обязательное соблюдение правил гигиены, безопасности труда и требований к режиму и условиям.
Неправильно организованный с/х труд учащихся, вместо ожидаемого оздоровительного эффекта, может явиться причиной отклонений (искривление позвоночника, нарушение осанки и т.д.) в их физическом развитии и здоровье.
При изучении тем по «Материаловедению» обучащиеся знакомятся с натуральными, искусственными и химическими волокнами, из которых изготавливают ткани, их свойствами, применением и влиянием на здоровье человека.
Большое значение на уроках технологии имеет соблюдение правил т/б и санитарно-гигиенических требований, которые направлены на предупреждение травматизма и сохранение здоровья учащихся.
Уроки трудового обучения дают возможность переключения учащихся с умственной деятельности на физическую, более эмоциональную.


© 2010-2022