Рабочая программа по технологии (профиль «Вязание») 8 класс

"Описание материала: Программа по технологии (профиль «Вязание») разработана для обучающихся 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на основе авторской программы по трудовому обучению (профиль «Вязание») Серовой М. В., утвержденной экспертным советом управления образования мэрии г. Череповца от 21.01 2002 г. "Цель обучения технологии - социально-трудовая реабилитация детей с интеллектуальной недостаточностью, подготовка их к индивидуальной трудовой деятельности. "Задачи преподавания технологии: коррекция отклонений в психическом и физическом развитии обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей; формирование доступных школьникам технических и технологических знаний; обучение школьников профессиональным приемам труда по выбранной специальности и привитие им соответствующих трудовых навыков; воспитание у учащихся устойчивого положительного отношения к труду. Рабочая программа по технологии (профиль «Вязание» для 8 класса в соответствии с учебным ... Целью изучения теоретических тем является изучение новых технических сведений. Объекты работы должны соответствовать следующим требованиям: - включать достаточное число упражнений по теме; - быть доступными учащимся; - иметь практическое назначение. Основное время в программе отводится на темы, цель которых не только ознакомление учащихся с новыми приемами труда, но и изготовление изделий. На каждом уроке перед началом выполнения практического задания необходимо повторить технику безопасности при работе инструментами. Эстетические чувства и художественная культура труда учащихся лучше развиваются в ходе изготовления ими вещей для самостоятельного пользования, для близких людей, а также для бытовых нужд.
Раздел Технология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №35»




Рассмотрена на заседании методического совета школы

протокол № ___ от _________



Принята

педагогическим советом

протокол № _____ от __________



Утверждена

приказом директора

№ _______ от _____________












Рабочая программа

по технологии

(профиль «Вязание»)

8 класс

2013-2014 уч.год








Составитель: Серова М. В.

учитель высшей квалификационной

категории




г. Череповец

2013г

Пояснительная записка


Программа по технологии (профиль «Вязание») разработана для обучающихся 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на основе авторской программы по трудовому обучению (профиль «Вязание») Серовой М. В., утвержденной экспертным советом управления образования мэрии г. Череповца от 21.01 2002 г.

Цель обучения технологии - социально-трудовая реабилитация детей с интеллектуальной недостаточностью, подготовка их к индивидуальной трудовой деятельности.

Задачи преподавания технологии:

  • коррекция отклонений в психическом и физическом развитии обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей;

  • формирование доступных школьникам технических и технологических знаний;

  • обучение школьников профессиональным приемам труда по выбранной специальности и привитие им соответствующих трудовых навыков;

  • воспитание у учащихся устойчивого положительного отношения к труду.

Узость, нецеленаправленность и слабая познавательная активность восприятия создают определенные трудности в понимании и выполнении задания. Особенностью зрительного восприятия умственно отсталых учащихся является также его недостаточная дифференцированность: изучаемый объект воспринимается ими глобально, без выделения характерных для него частей и пропорций. Из-за характерной для детей с нарушением интеллекта замедленностью процессов анализа и синтеза им нужно гораздо более длительное время, чем нормально развивающимся сверстникам, для того, чтобы узнать знакомый объект. Переход к изучению нового учебного материала осуществляется лишь после усвоения учащимися предшествующих технических сведений и соответствующих трудовых действий.

У школьников с нарушением интеллекта с большим трудом вырабатываются новые условные связи. Как правило, эти связи оказываются непрочными, хрупкими, а главное недифференцированными. Прочное усвоение учебного материала, его закрепление базируется на варьировании повторений, предусматривающее внесение новых элементов в содержание запоминаемого материала. Основное внимание в программе уделяется не разнообразию изделий, вывязываемых учащимися, а закреплению прочных практических навыков вязания уже знакомых объектов труда с постепенным их усложнением. Двигательная недостаточность, скованность движений или, наоборот, импульсивность, расторможенность создают значительные трудности в овладении техникой вязанию. У некоторых учащихся затрудненность в обучении усугубляется дрожанием и слабостью пальцев рук. В связи с этим, особое место в программе отводится тренировочным упражнениям, вывязыванию образцов.

Работа над изделием складывается из выполнения определенных приемов. Лишь овладев необходимым запасом приемов, можно рационально спланировать и практически выполнить трудовое задание. В процессе обучения необходимо, чтобы опыт школьников постоянно пополнялся доступными им приемами труда.

При овладении приемами вязания учащиеся приобретают знания и навыки необходимые для дальнейшей жизни. У них, развивается образное и пространственное мышление, тонкая моторика рук и пальцев, учащиеся учатся правильно использовать цветовую гамму. Кроме того, выполнение вязаных изделий формирует эстетические представления, благотворно сказывается на формировании и развитии многих личностных качеств школьников: целенаправленность, умение довести начатое дело до конца, самостоятельность, самоконтроль и др.

Рабочая программа по технологии (профиль «Вязание» для 8 класса в соответствии с учебным планом образовательного учреждения рассчитана на 6 ч в неделю (204 ч в год). Содержание программы предполагает изучение следующих разделов:

  1. Вязание спицами

- Вязание носков с орнаментом по голенищу;

- Вязание варежек с орнаментом

  1. Вязание крючком

- Вязание салфетки;

- Вязание тапочек.

Все изделия учащиеся выполняют на занятиях, домашние задания не предусмотрены.

Целью изучения теоретических тем является изучение новых технических сведений.

Объекты работы должны соответствовать следующим требованиям:

- включать достаточное число упражнений по теме;

- быть доступными учащимся;

- иметь практическое назначение.

Если при изготовлении изделия встречается новый вид отделки, то целесообразно предварительно познакомить школьников с приемами ее выполнения на образце.

Основное время в программе отводится на темы, цель которых не только ознакомление учащихся с новыми приемами труда, но и изготовление изделий. На каждом уроке перед началом выполнения практического задания необходимо повторить технику безопасности при работе инструментами.

Эстетические чувства и художественная культура труда учащихся лучше развиваются в ходе изготовления ими вещей для самостоятельного пользования, для близких людей, а также для бытовых нужд.

Содержание программы по технологии базируется на принципах коррекционно-развивающего обучения, преемственности в содержании учебного материала, освоенного в 5-7 классах, формах, методах педагогической работы. Успех обучения во многом зависит от тщательного изучения индивидуальных особенностей каждого ребенка класса (познавательных и личностных): какими знаниями по технологии владеет учащийся, какие трудности он испытывает в овладении навыков вязания, какие пробелы в его знаниях и каковы их причины, какими потенциальными возможностями он обладает, на какие сильные стороны можно опираться в развитии его способностей. Особенностью организации учебного процессе является уровневая дифференциация учебного материала, учитывающая психофизические возможности, запросы обучающихся. Разноуровневый подход - необходимое условие и основа индивидуализации учебного процесса в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Для определения уровня обучаемости и возможностей усвоения каждым учеником учебного материала по технологии в начале и конце учебного года проводится педагогическое обследование, которое предполагает изучение отношения ученика к учебной деятельности, умения работать самостоятельно, способности принимать помощь педагога. Наблюдение за каждым учеником позволяет выявить темп его работы на уроке, активность, наличие самоконтроля и объём правильно выполненной работы. По результатам обследования определяется уровень усвоения программного материала каждым учеником: базовый, минимально допустимый, индивидуальный.

По базовому уровню обучаются дети с высокой подвижностью нервных процессов, они не требуют постоянного внимания учителя, овладевают знаниями и умениями программы в полном объёме. Все задания ими выполняются самостоятельно, при выполнении новых видов работ правильно используют имеющийся опыт, со стороны учителя им требуется только незначительная активизирующая помощь. Ученики, осваивающие программу на базовом уровне, имеют высокую или достаточную мотивацию к обучению, высокий или средний темп работы и уровень активности.

Ученики, индивидуальные особенности которых позволяют усваивать материал на минимально допустимом уровне, характеризуются инертностью нервных процессов, быстро истощаются и на отдельных этапах урока требуют направления и активизации деятельности. Оптимальный объем программных требований оказывается им недоступен, они не могут сразу, после первого объяснения учителя, усвоить новый материал - требуется многократное повторение и объяснение учителя. Учащиеся имеют достаточную либо сниженную мотивацию к обучению, низкий уровень активности. Темп работы таких учащихся, как правило, замедлен. Программа предусматривает для таких учащихся упрощения по объектам труда, которые предполагают снижение уровня требований к знаниям и умениям обучающихся.

Для учащихся с локальным поражением коры головного мозга или акалькулией, которые не в состоянии усвоить программу, предусматривается возможность обучения по индивидуальной программе, составленной с учетом особенностей усвоения знаний, возможностей каждого ученика. Для данной категории детей обозначаются минимальные требования, обеспечивающие усвоение элементарных знаний, формирование практических умений. Обучать таких детей необходимо в целях их социальной поддержки.

Дифференцированные требования к знаниям и умениям обучающихся прописываются в тематическом планировании. Примерное тематическое планирование по технологии представлено в виде таблицы, где все изучаемые темы распределены по урокам (часам). На основе общих требований к знаниям и умениям учащихся, определенных программой, к каждому разделу темы определены требования к знаниям и умениям учащихся в зависимости от их возможности усвоения материала в соответствии с уровнями: базовым и минимально допустимым.

Процесс обучения технологии постоянно сопровождается контролем. Виды и формы контроля знаний по предмету разнообразны. Текущий контроль осуществляется на каждом уроке. В ходе работы учитель наблюдает весь процесс самостоятельной деятельности ученика, а не только ее результат. При подведении итогов с участием детей учитель отмечает не только достоинства, но и недостатки в изделиях для самооценки и анализа продуктов труда.

Учебную четверть рекомендуется завершать самостоятельной работой учащихся. Задания подбираются с учетом индивидуальных возможностей обучающихся: для базового и минимально допустимого уровней усвоения знаний и умений. Как правило, в зависимости от возможностей детей, варьируются: объем, степень сложности, порядок выполнения заданий, различные виды помощи. Очень важно также учитывать темп работы обучающихся. Если для ребенка характерен темп работы замедленный, учителю необходимо варьировать объем работы, уменьшив количество заданий.

В конце учебного года проводится контрольная работа.

Оценка достижений учащихся носит дифференцированный характер. Знания учащихся оцениваются по традиционной 5-балльной шкале в соответствии с уровнем усвоения программного материала. Оценка отражает не только уровень достижений в пределах программы, но и те усилия, которые были затрачены учеником в процессе приобретения знаний. Оценка зависит от индивидуальных возможностей обучающихся с проблемами интеллектуального развития, выполняет стимулирующую функцию и учитывает степень продвижения ученика относительно самого себя.

Содержание учебного процесса

Первая четверть


Вводное занятие

Ознакомление учащихся с задачами предстоящего учебного года. Повторение правил работы и поведения в мастерской. Закрепление рабочих мест. Санитарно-гигиенические требования к рабочим местам. Распределение общественных обязанностей.

Подготовка материалов и инструментов к работе.

Вязание носков

Объект работы. Носки, связанные с орнаментом по голенищу.

Технические сведения. Пряжа для вязания носка с орнаментом. Подбор цвета. Правила снятия мерок и расчета количества петель в соответствии с размером и раппортом орнамента. Правила распределения петель на 4 рабочие спицы. Техника вязания носка с орнаментом по голенищу.

Умения. Ориентировка в задании по готовому образцу, технологической карте и рисунку орнамента. Оценка качества работы в сравнении с образцом.

Практические работы. Выбор рисунка орнамента и перенос его на бумагу в клетку. Подбор пряжи с учетом цвета и качества. Снятие мерок и расчет количества петель в соответствии с размером и раппортом орнамента. Вязание носка с орнаментом по голенищу.

Вторая четверть


Вводное занятие

Подведение итогов работы в I четверти. Ознакомление с планом работы во II четверти. Повторение правил безопасной работы в мастерской.

Подготовка материалов и инструментов к работе.

Вязание варежек

Изделие. Варежки, связанные с орнаментом.

Технические сведения. Виды орнаментов для варежек. Пряжа для вязания варежек с орнаментом. Сочетание цветов в изделии. Правила подбора цвета. Техника работы по схеме рисунка. Правила снятия мерок и расчета количества петель для варежки с учетом размера и раппорта орнамента. Техника вязания варежки с орнаментом.

Умения. Ориентировка в задании по технологической карте и рисунку орнамента. Оценка выполненной работы в соответствии с требованиями.

Практические работы. Выбор рисунка орнамента, перенос его на бумагу. Подбор пряжи для вязания. Снятие мерки, расчет количества петель с учетом размера и рисунка орнамента. Вязание варежки с орнаментом.

Третья четверть


Вводное занятие

Ознакомление с планом работы в III четверти. Повторение правил безопасной работы и поведения в мастерской. Использование изделий, связанных крючком для украшения домашнего быта, интерьера. Демонстрация изделий (панно, салфетки, дорожки и др.).

Подготовка инструментов и материалов к работе.

Вязание крючком

Изделие. Салфетка, связанная по кругу.

Технические сведения. Образование кольца из воздушных петель. Основные условные обозначения, применяемые при вязании крючком: воздушная петля, полустолбик, столбик, столбик с накидом, столбик с двумя накидами, столбик с накидом из одной петли. Правила подбора пряжи и крючка для вязания салфетки. Чтение схемы салфетки. Техника вязания по схеме.

Умения. Ориентировка в задании по схеме салфетки. Оценка выполненной работы в соответствии с требованиями.

Практические работы. Подбор пряжи, крючка и вязания салфетки по выбранной схеме. Отработка навыка вязания крючком.

Четвертая четверть


Вводное занятие

Подведение итогов работы в III четверти. Ознакомление с планом работы в IV четверти. Повторение правил безопасной работы и поведения в мастерской.

Подготовка инструментов и материалов к работе.

Вязание тапочек

Изделие. Тапочки, составленные из вязаных квадратов.

Технические сведения. Техника вязания квадратов по схеме. Техника формирования тапочек из 6 квадратов. Способы соединения квадратов.

Умения. Ориентировка в задании по схеме и по готовому образцу. Оценка качества в соответствии с требованиями.

Практические работы. Вязание квадратов (6 на каждую тапочку) и соединение их столбиками без накида.

На занятиях используется книга для чтения и самостоятельной работы учащихся 8 класса «Учимся вязать», автор Серова М. В.





Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса,

усваивающих программный материал

на базовом уровне

Учащиеся должны знать:

  • Правила подбора пряжи для выполнения орнамента;

  • Правила расчета петель для вязания носка с орнаментом по голенищу с учетом рисунка орнамента;

  • Правила вязания носка с орнаментом по голенищу спицами;

  • Правила расчета петель для вязания варежки с учетом размера и рисунка орнамента;

  • Правила вязания варежки с орнаментом спицами;

  • Технику вязания крючком круглой салфетки по схеме;

  • Технику и порядок изготовления крючком тапочек, составленных из вязаных квадратов.

Учащиеся должны уметь:

  • Подбирать пряжу для вязания орнамента;

  • Рассчитывать количество петель для вязания носка с орнаментом по голенищу с учетом размера и рисунка орнамента;

  • Вязать носки с простым орнаментом по голенищу;

  • Рассчитывать количество петель для вязания варежки с учетом размера и рисунка орнамента;

  • Вязать варежки с простым орнаментом;

  • Вязать крючком круглую салфетку, читая схему;

  • Составлять тапочки из вязаных квадратов.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса,

усваивающих программный материал

на минимально допустимом уровне

Учащиеся должны знать:

  • Правила подбора пряжи для выполнения орнамента;

  • Правила вязания носка с простым орнаментом по голенищу спицами;

  • Правила вязания варежки с простым орнаментом спицами;

  • Технику вязания крючком круглой салфетки по схеме

  • Технику и порядок изготовления крючком тапочек, составленных из вязаных квадратов.

Учащиеся должны уметь:

  • Подбирать пряжу для вязания орнамента;

  • С помощью учителя рассчитывать количество петель для вязания носка с орнаментом по голенищу с учетом размера и рисунка орнамента;

  • Вязать носки с простым орнаментом по голенищу;

  • С помощью учителя рассчитывать количество петель для вязания варежки с учетом размера и рисунка орнамента;

  • Вязать варежки с простым орнаментом;

  • Вязать крючком небольшую круглую салфетку, с помощью учителя читая схему;

  • С помощью учителя составлять тапочки из вязаных квадратов.






© 2010-2022