- Преподавателю
- Технология
- Рабочая программа по основам электроники и цифровой схемотехники
Рабочая программа по основам электроники и цифровой схемотехники
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Попов И.В. |
Дата | 11.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ ПМР
ГОУ НПО «ДУБОССАРСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 Основы электроники и цифровой схемотехники
230103.01 Оператор электронно-вычислительных машин
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО:
на заседании цикловой
методической комиссии Методист ГОУ НПО «ДМПЛ»
Протокол №__ от «__»_____ 2014г. _____________________
Председатель _________ «____» _____________2014 г.
2014 год
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
-
условия реализации примерной программы учебной дисциплины
10
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
11
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы электроники и цифровой схемотехники»
-
Область применения программы
Примерная программа учебной дисциплины «Основы электроники и цифровой схемотехники» является частью основной профессиональной образовательной программы по профессии 230103.01 Оператор электронно-вычислительных машин
Примерная программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в профессиональной подготовке, повышения квалификации и профессиональной подготовке по профессиям укрупнненой группы 230000 Информатика и вычислительная техника.
-
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-
определять параметры полупроводниковых приборов и элементов системотехники.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-
основные сведения об электровакуумных и полупроводниковых приборах, выпрямителях, колебательных системах, антеннах; усилителях, генераторах электрических сигналов;
-
общие сведения о распространении радиоволн;
-
принцип распространения сигналов в линиях связи;
-
сведения о волоконно-оптических линиях;
-
цифровые способы передачи информации;
-
общие сведения об элементной базе схемотехники (резисторы, конденсаторы, диоды, транзисторы, микросхемы, элементы оптоэлектроники);
-
логические элементы и логическое проектирование в базисах микросхем;
-
функциональные узлы (дешифраторы, шифраторы, мультиплексоры, демультиплексоры, цифровые компараторы, сумматоры, триггеры, регистры, счетчики);
-
запоминающие устройства на основе БИС/СБИС;
-
цифро-аналоговые и аналого-цифровые преобразователи.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы электроники и цифровой схемотехники»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
-
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
48
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
32
в том числе:
лабораторные работы (не предусмотрено)
-
практические занятия
10
контрольные работы
2
курсовая работа (проект) (не предусмотрено)
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
16
в том числе:
Работа с информационными источниками
4
Реферативная работа
4
Подготовка презентационных материалов
4
Составление таблиц
4
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы электроники и цифровой схемотехники»
-
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Физические основы пролупроводниковых приборов.
17
Тема 1.1. Введение. Физические основы пролупроводниковых приборов.
Содержание учебного материала
2
1
Носители заряда в полупроводниках Дрейфовое движение носителей, дрейфовый ток. Понятие об электронно-дырочном переходе, типы переходов.
1
2
Вольт-амперная характеристика р-п перехода и ее зависимость от температуры, степени легирования. Обратный ток, его составляющие и их зависимость от материала полупроводника, концентрации примесей и температуры. Пробой перехода, его виды, механизмы, вольт-амперные характеристики
1
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающегося
-
Тема 1.2. Полупроводниковые диоды
Содержание учебного материала
2
1
Классификация диодов. Выпрямительные диоды, вольтамперная характеристика,основные параметры. Работа диода с активной нагрузкой.
1
2
Импульсные диоды. Приборы СВЧ диапазона . Диоды для детектирования и преобразования частоты.
1
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающегося
2
Применение полупроводниковых диодов в вычислительной технике
Тема 1.3. Полевые транзисторы
Содержание учебного материала
2
1
Полевые транзисторы с управляющим р-п переходом. Структура, назначение основных областей. Принцип действия.
1
-
1
2
3
4
2
Статические параметры: крутизна характеристики, выходное сопротивление, коэффициент усиления; порядок величин, их зависимость от режима работы. Работа транзистора в схеме усилителя. Входная и выходная динамические характеристики. Выбор рабочего режима.
1
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающегося
2
Классификация усилителей
Тема 1.4. Биполярные транзисторы
Содержание учебного материала
2
1
Структура биполярного транзистора (БТ) и назначение основных областей. Принцип действия. Физические процессы в базе транзистора, взаимодействие переходов. Работа транзистора в схеме усилителя. Входная и выходная динамические характеристики. Выбор рабочего режима. Работа транзистора в диапазоне высоких частот. Физические процессы, определяющие частотные зависимости свойств транзисторов.
1
2
Дрейфовые транзисторы: особенности структуры и технологии изготовления, энергетическая диаграмма, механизм переноса носителей через базу. Работа транзистора в импульсном режиме. Физические процессы накопления и рассасывания носителей заряда в базе.
1
Лабораторные работы
-
Практические занятия
2
Исследование применения биполярного транзистора
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающегося
2
Использование биполярных транзисторов в современных приборах
Тема 1.5. Шумы электронных приборов
Содержание учебного материала
2
1
Источники шумов: тепловое движение, дробовой эффект, процессы генерации и
рекомбинации, токораспределение, поверхностные явления. Спектральная характеристика шумов.
1
1
2
3
4
2
Методы оценки шумовых свойств: эквивалентные шумовые схемы
электронных приборов. Малошумящие приборы СВЧ диапазона.
1
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающегося
-
Тема 1.6. Базовые элементы линейных и цифровых интегральных схем
Содержание учебного материала
2
1
Базовые элементы цифровых ИС. Ключи, элементы И ИЛИ. НЕ. Основные электрические характеристики логических элементов. Элементарные ячейки памяти. Статическая, динамическая, энергонезависимая память
1
2
Общая характеристика и классификация интегральных элементов цифровых устройств. Условные обозначения. Основные типы и серии логических интегральных схем. Базовые элементы транзисторно-транзисторной логики (ТТЛ и ТТЛШ.), эмиттерно-связанной логики (ЭСЛ), логики на МОП и КМОП структурах. Интегральные схемы.
1
Лабораторные работы
-
Практические занятия
2
Разработка элементов цифровых устройств
Контрольные работы
1
Самостоятельная работа обучающегося
4
Интегральные схемы
Раздел 2. Принципы построения электронных устройств
15
Тема 2.1. Принципы построения аналоговых электронных устройств. Обратная связь как основной метод реализации устройств с заданными функциями и характеристиками
Содержание учебного материала
2
1
Этапы проектирования электронных устройств (ЭУ). Функциональные, энергетические, эксплуатационные показатели. Идеальное линейное аналоговое устройство. Реальное линейное устройство.
1
2
Физические эквивалентные схемы аналоговых устройств. Определение обратной связи. Обратная связь в многокаскадных устройствах. Устойчивость устройств с обратными связями.
1
-
1
2
3
4
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающегося
-
Тема 2.2. Импульсные и цифровые устройства
Содержание учебного материала
2
1
Импульсные, дискретные и цифровые системы. Представление информации в импульсеых и цифровых устройствах. Системы счисления Параллельное и последовательное представление информации.
1
2
Комбинационные устройства цифровой техники (таблица истинности, логическая структура, реализации на интегральных схемах): сумматор, шифраторы и дешифраторы; мультиплексоры и демультиплексоры; компараторы; матричные арифметико-логическиеустройства. Конечные автоматы. Триггеры и их разновидности, регистры счетчики.
1
Лабораторные работы
-
Практические занятия
2
Разработка конечных автоматов
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающегося
2
Синтез конечных автоматов синхронного и асинхронного типов: этапы синтеза, Реализация на современных ИС.
-
1
2
3
4
Тема 2.3. Микропроцессоры, микроконтроллеры и однокристальныемироЭВМ
Содержание учебного материала
2
1
Общая структура цифровых устройств управления и обработки информации. Современные принципы их реализации. Микропроцессоры, микроконтроллеры и
однокристальные микроЭВМ. Обобщенная схема и архитектурные особенности основных классов микропроцессоров (однокристальные, микропрограммируемые, многокристальные и многокристальные с разрядно-модульной организацией).
1
2
Принципы организации и управления процессом процессом обработки информации. Арифметико-логическое устройство, регистры общего назначения,
устройство управления. Система команд микропроцессора.
1
Лабораторные работы
-
Практические занятия
4
Разработка алгоритма программирования базовых операций цифровой обработки сигналов
Контрольные работы
1
Самостоятельная работа обучающегося
4
Процессоры с полным (CISC) и сокращенным (RISC) набором команд. Структурная организация систем обработки информации Магистрально модульный принцип построения систем.
Всего:
48
-
условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
-
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия лаборатории «Электротехники с основами радиоэлектроники».
Оборудование учебного кабинета: стенды, раздаточный материал.
Технические средства обучения: мультимедийный комплекс, локальная сеть, телекоммуникационная сеть.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
-
Агеева Н.Д., Винаковская Н.Г., Лифанов В.Н. Электротехническое материаловедение/Учеб. пособие. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2006.- 254 с.
-
Иванов И.И. Электротехника и электроника: учебник / И.И.Иванов, Г.И. Соловьев, В.С.Равдоник.- СПб.: Лань, 2006. - 268 с.
-
Новожилов О.П. Электротехника и электроника: учебник/ О.П.Новожилов.- М.: Гардарики, 2008. - 422 с.
-
Шарапов А.В. Микроэлектроника. Цифровая схемотехника: Учебное пособие. - Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2007. - 189 с.
Дополнительные источники:
-
Бабич Н., Жуков И. А. Основы цифровой схемотехники. Учебное пособие Издательство: Додэка XXI Издательский дом, МК-Пресс, 2007. - 291 с.
-
Микроэлектроника: инфор.-аналит. журнал. - М.: изд-во «Академиздатцентр «Наука».
-
Новиков Ю.В.Введение в цифровую схемотехнику. Издательство: Бином. Лаборатория знаний, 2009. - 428 с.
-
Схемотехника цифровых радиоэлектронных устройств: учеб. -методическое пособие для студентов очного обучения / В. Ф. Сухова, С. В. Перевезенцев. - Н. Новгород: Изд-во ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2009.
-
madelectronics.ru/book/shemotehnika/index-2.htm
-
diagram.com.ua/library/elektronika-shemotehnika/
-
electro-chel.ru/
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Методы и формы контроля и оценки результатов обучения
Уметь:
- определять параметры полупроводниковых приборов и элементов системотехнки.
Знать:
- основные сведения об электровакуумных и полупроводниковых приборах, выпрямителях колебательных системах, антеннах; усилителях, генераторах электрических сигналов;
- общие сведения о распространении радиоволн;
- принцип распространения сигналов в линиях связи;
- сведения о волоконно-оптических линиях;
- цифровые способы передачи информации;
- общие сведения об элементной базе схемотехники (резисторы, конденсаторы, диоды, транзисторы, микросхемы, элементы оптоэлектроники);
- логические элементы и логическое проектирование в базисах микросхем;
- функциональные узлы (дешифраторы, шифраторы, мультиплексоры, демультиплексоры, цифровые компараторы, сумматоры, триггеры, регистры, счетчики);
- запоминающие устройства на основе БИС/СБИС;
- цифро-аналоговые и аналого-цифровые преобразователи.
Текущий контроль:
оценивание лабораторной работы
Оценка за практическую работу
Промежуточный контроль:
Контрольная работа
Итоговый контроль:
Дифференцированный зачет