Игра - драматизация на уроках швейного дела (5 класс)

Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ситникова О.Г., учитель трудового обучения

ГБОУ РХ «Черногорская специальная (коррекционная)

школа-интернат


Игра - драматизация на уроках швейного дела.


Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Л. С. Выготский , рассматривая игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но, наоборот, она пропитывает собой всю деятельность ученика. «В школьном возрасте,- говорил он,- игра не умирает, а проникает в отношение к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труде…»

В игре дети черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникающих в познании, в труде, в художественном творчестве. Поэтому опора на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения учащихся в учебную работу.

Связь всякой театральной деятельности с игрой очевидна. Более того, она содержит в себе элементы самых различных видов искусства.

Занятия театральной деятельностью помогают развивать интерес и способности ребенка, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, быстроте усвоения новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления, проявлению нового интеллекта, настойчивости, целеустремленности.

Театрализованные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно - речевого, музыкально - игрового, танцевального, сценического), а так же учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Ребенок становится раскрепощеннее, общительнее, учится четко формулировать свои мысли и излагать их публично.

Игры - драматизации - учат детей самостоятельно выбирать средства для передачи образов, передачи диалогов, действий героев, совершенствовать исполнительские умения детей. Развивают инициативу и самостоятельность в создании образов различных персонажей. Побуждают детей самостоятельно сочинять и разыгрывать сказки. Сказка и игра - самый верный и короткий путь к детскому разуму и сердцу. С помощью игры и сказки значительно легче привить ребенку определенные навыки, научить ладить с другими детьми и взрослыми.

Из многолетнего опыта работы знаю, что роль первого года обучения в мастерских очень важна в деле формирования положительного отношения учащихся к предмету и развития познавательного интереса к нему. Воспитанное в этот период отношение к предмету сохраняется в течение всех последующих лет обучения. Поэтому чтобы активизировать детей, мотивировать их на деятельность в 5 классах мною применяется игра - драматизация «Путешествие Ниточки и Иголочки по стране Швейного дела». Суть этой игры в том, что сталкиваясь с первыми трудностями в работе, не каждая ученица может самостоятельно их преодолеть. Чаще всего девочки отказываются работать дальше и, если, на следующих уроках их опять постигает неудача, то постепенно пропадает и интерес к предмету.

При помощи Ниточки и Иголочки обучающиеся увлекаются собственной деятельностью, работают с желанием и интересом из урока в урок, на протяжении всего учебного года. При помощи игры-драматизации девочки легче, быстрее и качественнее усваивают новый материал. Незаметно для себя они выполняют различные задания, где им самим приходится сравнивать, обобщать, учиться выполнять отдельные виды работ, отрабатывать навыки по изготовлению различных строчек и швов, учиться моделировать и конструировать одежду. Они стали критично относиться и к своей работе и к работе подруг. Эта игра постоянно ставит обучающихся в условия поиска, процесс обучения стал интересным. У детей бодрое рабочее настроение, а это облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Особенный интерес у детей пробуждается в том случае, когда обычные для них предметы вдруг начинают оживать, у каждого появляется свой характер, они вступают в разного рода отношения с другими предметами. И как следствие, появляется сказочный сюжет, который позволяет удерживать внимание детей, развивать их мышление.

Дети перевоплощаются в героев игры Ниточку и Иголочку, в зависимости от создавшейся на уроке ситуации.

Иголочка - это шустрая, длинноносая, любопытная особа, которой все интересно, она везде сует свой длинный носик, всегда торопится, и поэтому часто делает ошибки в своей работе. К ней как нельзя лучше подходит пословица «Поспешишь - людей насмешишь».

Ниточка - напротив, очень разумная, степенная девушка, которая десять раз подумает прежде, чем что-то сделает. Она никогда не торопится, всегда все делает основательно, аккуратно, заставляет свою сестренку подумать и не торопиться.

Швейная машина - это бабушка Ниточки и Иголочки. Она очень мудрая, много знает и умеет. Если Ниточка и Иголочка попадают в проблемные ситуации, то бабушка Швейная машина помогает им разобраться в них. Бабушка учит сестренок, подсказывает им, рассказывает, заставляет подумать.

Итак, две сестренки путешествуют по стране Швейного дела. Они заезжают в различные города (например, в город Фартуков, город Ночных сорочек и т.д.) и, конечно, очень часто ездят в деревню Повторений к своей родной бабушке Швейной машине. Во время путешествий Ниточка и Иголочка встречаются и знакомятся с новыми друзьями (например, Машинными швами, сестренками Обтачками, мальчиком Чертежом и т.д.), которых всегда помнят и поддерживают с ними связь. Во время таких встреч ученицы осваивают все темы программного материала. Бывает во время выполнения задания, ученица допускает ошибку или не знает, как и что дальше делать, то Ниточка и Иголочка тут же вместе с ученицей начинают думать, размышлять, анализировать создавшуюся ситуацию и, разобравшись, исправляют ошибку. Эту ситуацию анализируют и все остальные ученицы. Но сначала, конечно же, они дают возможность высказаться ученице, допустившей ошибку. Все свои действия ученица сопровождает проговариванием, соединяя чувственный опыт со словесным. Так у учениц формируются необходимые представления, а речь приобретает регулирующую функцию. Но их речь характеризуется бедностью содержания, недостаточной развернутостью, фрагментарностью.

Для развития речи, познавательной сферы, для закрепления знаний и умений полученных на уроке предлагаются такие домашние задания: придумать рассказ или сказку о приключениях Ниточки и Иголочки по пройденной на уроке теме. Для этого дети делятся на группы по 2-3 человека. Работа в малых группах позволяет учащимся общаться в процессе выполнения домашнего задания, приобретать навыки работы в команде, сообща отвечать за конечный результат. Такие домашние задания развивают интерес к обучению, повышают эффективность повторения и усвоения пройденного материала.

В результате работы с применением данной игры-драматизации у учениц развивается память, мыслительная деятельность, внимание; точнее выполняются инструкции педагога; обогащается словарь и развивается речь; активизируется познавательная деятельность; формируется мотивация к обучению.

Литература

  1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психологии.- 1966.-№6

  2. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу- с игрой.-М.: Просвещение,1991.

4


© 2010-2022