• Преподавателю
  • Технология
  • Учебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классах

Учебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классах

В работе представлен опыт работы Цирульниковой Наталии Всеволодовны, учителя обслуживающего труда, в/к государственного учреждения образования «Сопоцкинская средняя школа» Гродненского района по подбору объектов труда, приводится описание конструкции и технология изготовления изделий. Материал адресован учителям обслуживающего труда. Объекты в основном сгруппированы в зависимости от раздела программы (инвариантной, вариативной частей), от используемого материала, технологии изготовления и пр...
Раздел Технология
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классахУчебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классахУчебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классахУчебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классахУправление образования Гродненского облисполкома

Отдел образования, спорта и туризма Гродненского райисполкома

Государственное учреждение образования

«Сопоцкинская средняя школа»










Учебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классах






Автор: Цирульникова Наталия Всеволодовна,

учитель обслуживающего труда, в/к












г.п. Сопоцкин, 2014

В работе представлен опыт работы Цирульниковой Наталии Всеволодовны, учителя обслуживающего труда, в/к государственного учреждения образования «Сопоцкинская средняя школа» Гродненского района по подбору объектов труда, приводится описание конструкции и технология изготовления изделий.

Материал адресован учителям обслуживающего труда.

Объекты в основном сгруппированы в зависимости от раздела программы (инвариантной, вариативной частей), от используемого материала, технологии изготовления и практического назначения.

Рекомендуемые объекты в целом соответствуют программе трудового обучения и технологически выполнимы учащимися 5-9 классов.

В работе даются различные формы описания объектов: технологические карты, общий вид изделия, схемы и т.п.

Учитель, пользуясь наиболее приемлемыми вариантами и с учетом реальных условий, может совершенствовать конструкцию выбранного изделия, менять размеры, технологию изготовления, отделку, материалы и т.п.








2

Содержание



Глава 1. Методика отбора объектов труда для организации и проведения уроков трудового обучения……………………………………………………………………..4

Глава 2. Объекты труда…………………………………………………………………6

Глава 3. Систематизация объектов по разделам программы…………………………33











3

Введение

  1. Методика отбора объектов труда для организации и проведения уроков трудового обучения.

Деятельность современного человека характеризуется большой степенью интеллектуализации, обладает высоким уровнем динамичности и персонификации. Фундаментом этого является всестороннее развитие личности, которое важно не только для нее самой, но и для общества в целом. Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, умеющих принимать гибкие решения. Поэтому превращение знаний в инструмент творческого вариативного освоения мира провозглашается современной дидактикой и системой образования в качестве основной задачи. Это в полной мере можно отнести и к урокам трудового обучения.

Отличительная особенность уроков трудового обучения состоит в том, что они базируются на предметно-практической деятельности. Оперируя предметами, ученик может нагляднее увидеть многие причинно-следственные связи и осмыслить абстрактные понятия. С помощью предметно-практических действий решение сугубо интеллектуальных задач становится более доступным. Подключение практической деятельности позволяет значительно повысить степень сложности теоретических заданий, активизировать тем самым умственное развитие учащихся.

Предметно-практическая деятельность на уроках труда носит развивающий характер. Для этого необходимо соблюдать ряд условий:

В первую очередь, содержание должно лежать в «зоне ближайшего развития». При организации учебного процесса все большую актуальность приобретают методики, объединяющие практическую и умственную деятельность учащихся. Целесообразно ставить задания таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно искали пути их выполнения.

Задачей предметно-практической деятельности в школе является углубление общего образования.

Задание и ученическое изделие рассматривается педагогом как средство активизации познавательных процессов ученика.

В связи с этим встает вопрос о выборе объекта труда как главного дидактического средства обучения. Объект труда на уроке - основа для владения ведущими знаниями и умениями. Традиционно при подборе объектов трудовой деятельности соблюдается ряд дидактических принципов:

  • соответствие возрастным принципам;

  • последовательное усложнение;

  • поэтапное формирование знаний и умений.

При этом необходимо учитывать вариативность в выборе изделий в зависимости от конкретных условий и возможностей школы (материально-техническое оснащение уроков), а также уровня развития учащихся класса. Объекты труда должны соответствовать ряду условий:

  • технологическая завершенность;

  • эстетичность;

  • возможность организации как самостоятельной, так и коллективной работы;

  • личностная или общественная значимость;

  • практическое использование изделий.

4

Правильно выбранные объекты труда для организации и проведения уроков трудового обучения позволяют ученикам более глубоко почувствовать значимость и необходимость своей работы, более ответственно подходить к изучению теоретического материала. В качестве основы для отбора объектов труда необходимо учесть следующие критерии:

  • Соответствие объектов труда программе трудового обучения;

  • Общественная значимость объектов труда;

  • Соответствие уровню подготовки учащихся;

  • Наличие достаточного количества операций, которые входят в технологический процесс изготовления изделия;

  • Достаточная трудоемкость объектов труда;

  • Наличие в мастерских соответствующей материально-технической базы;

  • Соответствие требованиям техники безопасности, санитарии и гигиены.

Объекты труда должны отвечать следующим условиям:

  • Отражать изучаемый теоретический материал.

  • Располагаться по нарастающей сложности.

  • Обеспечивать чередование видов деятельности.

  • Соответствовать возрастным особенностям учащихся.

  • Быть общественно значимыми.

При отборе объектов труда учитель и ученик должны точно знать, где и как они будут использованы. Поэтому, общественная значимость объектов труда связана с качеством изготовленных изделий.

Все объекты труда условно можно разделить на несколько групп:

1 группа: предметы домашнего обихода, кухонная утварь (прихватки, кухонные полотенца, подставки под горячее, грелки на чайники, скатерти и салфетки, разделочные доски, скалки);

2 группа: одежда, головные уборы, инструменты;

3 группа: сувениры, панно, картины, украшения, игрушки, приспособления.

Предметы домашнего обихода являются «классическими» объектами. Им всегда можно найти применение в быту, и школьники обычно с большим интересом берутся за изготовление таких работ.

Мода последнего времени позволяет создавать современные модели одежды достаточно простыми средствами. Кроме того, учащиеся могут использовать в одежде разнообразные виды отделки, которая является элементом композиции и средством выразительности одежды. Следует учитывать требования моды, иначе объекты труда не будут иметь социальной значимости. Изготовление инструментов учащимися дает возможность пополнить и обновить материальную базу мастерских.

Сувениры обычно создаются в честь какого-нибудь события, а панно и картины могут использоваться в оформлении интерьера мастерских, рекреаций, для украшения дома. В последнее время широко вошли в моду украшения, выполненные вручную из бисера, кожи, фурнитуры, древесины. Они должны быть оригинальными, современными, эстетичными.


5

Глава 2. Объекты труда на уроках обслуживающего труда

Учебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классах

  1. Инвариантная часть

Сет «Изюминка»

Раздел: «Обработка текстильных материалов»

Класс: 9




Учебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классах





Выполнила: Цирульникова Наталия Всеволодовна

ГУО «Сопоцкинская СШ»










6

Класс: 9

Раздел: «Обработка текстильных материалов»

Тема урока: «Пошив комплекта для кухни. Изготовление сета «Изюминка»

Цель:

  • ознакомить уч-ся с последовательностью пошива сета, с особенностями обработки отдельных операционных узлов.

  • научить производить обработку и отделку сета.

  • воспитывать культуры труда.

Технологическая карта

Изготовление сета «Изюминка»


Учебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классах

Хлопчатобумажная ткань - 1 м

Нити «Ирис» белого, розового, красного цветов - 3 клубка

Нити швейные № 40 в цвет ткани - 1 катушка

Сет 30*40см

Кармашек 12*12 см

Последовательность изготовления изделия

Графическое изображение

Инструменты, приспособления

1

Вырезать 2 деталей сета, размером 32х42.

ВТО


Ножницы, утюг, линейка, портновский мел

2

Сложить 2 детали сета лицевыми сторонами внутрь и стачать на расстоянии 1 см от срезов, оставить отверстие для выворачивания.

Учебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классах

Швейная машина, утюг, ножницы, иголка

3

Срезать уголки, вывернуть сет на лицевую сторону, выметать. Отверстие зашить потайным швом. Приутюжить.

Учебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классах

Ножницы, утюг, игла

4

Связать крючком карман по схеме

Учебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классах

Крючок, ножницы

5

Связать цветы «Анютины глазки» по схеме (3 шт.)

Учебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классах

Крючок, ножницы

6

Связанные детали кармана и цветов накрахмалить. Проутюжить

Учебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классах

Крахмал, утюг

7

Пришить связанный карман к сету

Учебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классах

Швейная машина, иголка

8

Декорировать сет связанными цветами (шов «назад иголка»)


Иголка, ножницы

9

Выполнить окончательную обработку и отделку изделия

Учебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классах

Утюг

Приложение 1

Схема вязания кармашка

Учебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классах

Схема вязания цветка «Анютины глазки»

Учебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классахУчебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классах


8


Сет «Клубничка»


Раздел: «Обработка текстильных материалов»

Класс: 9

Учебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классах





Выполнила: Цирульникова Наталия Всеволодовна

ГУО «Сопоцкинская СШ»












9

Класс: 9

Раздел: «Обработка текстильных материалов»

Тема урока: «Пошив комплекта для кухни. Изготовление сета «Клубничка»

Цель:

  • ознакомить уч-ся с последовательностью пошива сета, с особенностями обработки отдельных операционных узлов.

  • научить производить обработку и отделку сета.

Технологическая карта на изготовление сета

Учебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классахУчебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классах


Маленькая клубничка (2 шт.) - 4 детали из красной ткани и 4 детали прокладки из х/б ткани (+0.7см припуски)

Листик - 6 деталей из зеленой х/б ткани (+0.7 см припуски)

Атласная лента - желтая, неширокая, 40 см Нити мулине желтого, зеленого, белого цветов Нити № 40 красного и зеленого цвета.

Последовательность изготовления изделия

Графическое изображение

Инструменты, приспособления

1

Вырезать детали сета, прокладки, листочков из ткани.


Булавки, портновский мел, ножницы, лекала, утюг

2

На верхних деталях сета выполнить вышивку двусторонней гладью «горошин» нитями мулине желтого цвета.

Учебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классах

Иголка, мулине, ножницы, пяльцы, утюг

3

Приутюжить вышивку


Утюг

4

На детали прокладки положить верхнюю деталь сета лицевой стороной вверх, на нее - нижнюю деталь лицевой стороной вниз и соединить по контуру стачным швом на расстоянии 0.7 см от срезов, оставить отверстие в верхней части для выворачивания.

Учебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классах

Булавки, иголка, швейная машина, ножницы, утюг

4

Вывернуть сет на лицевую сторону, выметать, приутюжить изделие. В отверстие вставить петельку из атласной ленты и зашить его потайным швом.

Учебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классах

Иголка, ножницы, утюг

5

Сложить 2 детали листочка лицевыми сторонами внутрь и соединить по контуру стачным швом на расстоянии 0.7 см от срезов, оставив отверстие для выворачивания. Проутюжить листочек.

Учебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классах

Булавки, иголка, швейная машина, ножницы, утюг

6

Вывернуть листочек на лицевую сторону, предварительно выполнить надсечки и срезать уголки, выметать, отверстие зашить потайным швом. Приутюжить.

Учебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классах

Иголка, ножницы, утюг

7

На листочке выполнить вышивку прожилок тамбурным швом. Проутюжить.

Учебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классах

Иголка, ножницы, утюг

8

Выполнить вышивку цветка двусторонней гладью. Проутюжить.

Учебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классах

Иголка, ножницы, утюг

9

Пришить потайным швом листочек к сету.

Учебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классах

Иголка, ножницы

10

Выполнить окончательную обработку и отделку изделия.





11

Приложение 1

Лекало сета «Клубничка»

Учебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классах

Вышивка элементов в виде горошин двусторонней гладью

12

Приложение 2


Лекало листочка



Учебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классах











Узор для вышивки цветка двусторонней гладью



13

Диванная подушка

«Забавный птенец»


Раздел: «Обработка текстильных материалов»

Класс: 8


Учебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классах


Выполнила: Цирульникова Наталия Всеволодовна

ГУО «Сопоцкинская СШ»





14

Класс: 8

Раздел: «Обработка текстильных материалов»

Тема урока: «Пошив постельного белья»

Практическая работа «Изготовление швейного изделия (наволочка на декоративную подушку)»

Цель:

  • ознакомить уч-ся с последовательностью пошива наволочки на диванную подушку, особенностями обработки отдельных операционных узлов;

  • научить производить обработку и отделку наволочки на диванную подушку;

  • формировать эстетический вкус, воспитывать культуру труда.

Технологическая карта

Изготовление аппликации «Забавный птенец»


Учебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классах

Нити «мулине» черного цвета, акриловые нити желтого и белого цветов, ткань х/б синего цвета 1м , лоскуты ткани черного, белого, желтого цветов,

Нити № 40 в тон фона: 1 катушка

Размер подушки - 35*35 см

2 пуговицы

Последовательность изготовления изделия

Графическое изображение

Инструменты, приспособления

1

Подготовительный этап:

А) Подбор материала.

Б) Декатировка ткани.

В) Выполнить эскиз (2 экземпляра: контрольный из картона - для изготовления лекал)

Г) Изготовить лекала.

Учебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классах

Ножницы, простой карандаш

2

А) Выкроить детали аппликации (без припусков)

Б) Выкроить детали подушек размером 39х39 см




Ножницы, мел,

линейка

3

Детали аппликации приколоть к основе

Учебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классах

Булавки, иголка, ножницы

4

Детали аппликации приметать к основе

5

Детали аппликации прикрепить к основе вручную петельным швом

6

Пришить пуговицу - глаз

Учебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классах

Иголка, ножницы

7

Приутюжить аппликацию.

Учебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классах

Утюг

Технологическая карта «Изготовление диванных подушек»


Учебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классах

Две детали подушки,

нити № 40 в тон фона: 1 катушка,

синтепон

Размер подушки - 35*35 см

Последовательность изготовления изделия

Графическое изображение

Инструменты, приспособления

1

Сколоть детали наволочки лицевыми сторонами внутрь, сметать

Учебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классах

ножницы, иголки, булавки

2

Соединить стачным швом детали подушки, оставляя отверстие для выворачивания.

швейная машина, ножницы

3

Подрезать ткань в уголках на 0.1-0.2 мм, не доходя до строчки

ножницы

4

Вывернуть наволочку подушки на лицевую сторону. Уголки выправить.


5

Наполнить подушки синтепоном. Отверстие зашить потайным стежком

Учебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классах

ножницы, иголки















16

Приложение 1

Лекало аппликации «Забавный птенец»


Учебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классах







17


  1. Вариативная часть

Учебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классах


  1. Вязание крючком

Прихватка «Яблочко»


Раздел: «Вариативная часть. Вязание крючком»

Класс: 6

Учебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классах

Выполнила: Цирульникова Наталия Всеволодовна

ГУО «Сопоцкинская СШ»


18

Класс: 6

Раздел: «Вариативная часть. Вязание крючком»

Тема урока: Приемы вязания полотна. Виды кругового вязания.

Практическая работа: «Изготовление изделия (прихватка)»

Цель:

  • ознакомить уч-ся с техникой вязания крючком круглых изделий по спирали;

  • формировать умения вязать полотно - круг по спирали;

  • воспитывать культуру труда.

Технологическая карта «Изготовление прихватки «Яблочко»»

Учебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классахУчебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классах

Нити вязальные (остатки): желтый, зеленый, черный, красный и др. цвета

Нити мулине черного цвета

Последовательность изготовления изделия

Графическое изображение

Инструменты, приспособления

1

Связать 2 детали прихватки в форме круга диаметром 20см

Учебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классах

Крючок № 1.5-2, ножницы

2

Связать декоративные элементы:

«листочки», «зернышки»

по схеме

Учебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классах

Крючок № 1.5-2, ножницы

3

Пришить декоративные элементы «листочки», «зернышки» швом «назад иголку» к основной детали.


Иголка, ножницы

4

Тамбурным швом вышить линию, разделяющую «яблоко» на две половинки.

Учебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классах

Иголка, ножницы

5

Соединить 2 детали прихватки столбиками без накида


Крючок

№ 1.5-2, ножницы

19

Приложение 1

Схема вязания листочка


Учебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классах




Схема вязания круга




Учебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классах





20


  1. Вышивка

Учебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классах

Декоративная салфетка

Вариативная часть. Вышивка украшающими швами.

Вязание крючком.

6 класс



Учебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классах



Выполнил: Цирульникова Наталия Всеволодовна,

ГУО «Сопоцкинская СШ»

Гродненский район











21

6 класс

Раздел: Вариативная часть. Вышивка украшающими швами. Вязание крючком.

Тема: Виды украшающих швов. Технология их выполнения.

Пр.р. «Изготовление изделия (салфетки)»

Цель:

  • сформировать у учащихся знания о простейших ручных швах и приемах вязания крючком, а также умения их выполнять простейшие ручные швы и вязать крючком;

  • развивать внимательность и аккуратность в работе;

  • воспитывать культуру труда.

Технологическая карта

Изготовление декоративной салфетки

Учебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классах

Материалы, размер изделия

х/б ткань 25х25 см

нити мулине зеленого цвета

нити «Ирис» желтого цвета

Последовательность изготовления изделия

Графическое изображение

Инструменты, приспособления

1

Вырезать из х/б ткани строго по нитям основы квадрат со стороной 25 см

Ножницы, карандаш, линейка

2

Выдернуть по краям салфетки нити, образовав бахрому, шириной 1 см.

Игла

3

В углу салфетки вышить листок в технике украшающих швов: контуры - тамбурным (рис.1),


прожилки - стебельчатым швом (рис. 2).

Учебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классах

Рис. 1 Учебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классах

Рис. 2

Учебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классах

Игла, пяльцы, ножницы




4

Отутюжить вышивку

Учебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классах

Утюг

5

Связать по схеме цветок и пришить швом «назад иголку» рядом с листом

Учебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классах

Крючок, ножницы, игла

6

Выполнить окончательную обработку и отделку изделия.




























23

Игольница

Вариативная часть. Вышивка крестом.

7 класс


Учебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классахУчебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классах


Выполнил: Цирульникова Наталия Всеволодовна

ГУО «Сопоцкинская СШ

Гродненский район






24

7 класс

Раздел: Вариативная часть. Вышивка крестом.

Тема урока: технология вышивания простого креста рядами по горизонтали, вертикали и диагонали.

Пр.р. «Изготовление игольницы в технике вышивки «простой крест».

Цель:

  • сформировать у учащихся знания о технике вышивки «простой крест», а также умения ее выполнять;

  • развивать внимательность и аккуратность в работе;

  • воспитывать культуру труда.

Технологическая карта

Изготовление игольницы

Учебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классахУчебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классах

Материалы, размер изделия

Канва 10х10см

Нити мулине

Х/б ткань 10х10

Нити № 40 в цвет ткани

Синтепон

Последовательность изготовления изделия

Графическое изображение

Инструменты, приспособления

1

Выполнить вышивку узора в технике простой крест на детали из канвы (Приложение 1, схемы 1-6)

Учебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классах

Игла, ножницы

2

Вышивку проутюжить.

Утюг

3

Сложить две детали игольницы лицевыми сторонами внутрь, сколоть

Булавки

4

Стачать две детали игольницы, ширина шва = 0,7, оставить отверстие для выворачивания = 3 см. Булавки удалить.

Учебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классах

Швейная машина, булавки, ножницы

5

Срезать ткань в уголках и вывернуть игольницу на лицевую сторону. Выправить уголки.

Ножницы

6

Приутюжить изделие

Учебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классах

Утюг

7

Заполнить игольницу синтепоном

Ножницы

8

Отверстие зашить потайным швом

Учебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классах

Игла, ножницы

26



Приложение 1

Схемы вышивки крестом

Учебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классахУчебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классахУчебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классахУчебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классах






27

Декоративная салфетка

«Фруктовый рай»


Раздел: Вариативная часть. Вышивка украшающими швами.

Класс: 5

Учебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классах



Выполнил: Цирульникова Наталия Всеволодовна

ГУО «Сопоцкинская СШ»

Гродненский район




28

Класс: 5

Раздел: «Вариативная часть. Вышивка украшающими швами»

Тема урока: «Изготовление салфетки»

Цель:

  • сформировать у учащихся знания о простейших украшающих швах, а также умения их выполнять;

  • развивать внимательность и аккуратность в работе;

  • воспитывать культуру труда.

Технологическая карта

Изготовление салфетки

Учебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классахУчебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классахУчебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классах

Нити «мулине» зеленого цвета, ткань х/б 25х25см,

2 плоские пуговицы

Последовательность изготовления изделия

Графическое изображение

Инструменты, приспособления

1

Вырезать из х/б ткани строго по нитям основы квадрат со стороной 25 см

25см

25см

Ножницы, карандаш, линейка

2

Выдернуть по краям салфетки нити, образовав бахрому, шириной 1 см.

Игла

3

В углу салфетки

пришить пуговицы:

а) две - «вишенки»;

б) одна - «яблочко»


Учебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классах

Игла, ножницы

4

Вышить стебельчатым швом веточки вишен

Учебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классах

Игла, ножницы

5

Вышить листочки тамбурным швом

Учебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классах

Игла, ножницы

4

Проутюжить вышивку

Учебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классах

Утюг


29


Мережка

Вариативная часть. Рукоделие, 6-й класс

Учебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классах






















Выполнила: Цирульникова Наталия Всеволодовна,

ГУО «Сопоцкинская СШ», Гродненский район





30


Класс: 6

Раздел: Вариативная часть. Сквозное вышивание.

Тема: Технология выполнения мережек.

Пр.р. «Изготовление салфетки»

Цель:

  • познакомить учащихся с видами и технологией выполнения мережек;

  • формировать умения выполнять мережки;

  • развивать внимательность и аккуратность в работе;

  • воспитывать эстетический вкус.

Технологическая карта на изготовление салфетки

Эскиз, технический рисунок, изображение

Материалы, размер изделия

Учебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классах

Ткань льняная

нитки мулине

Проутюжильник


Размер изделия

25х25 см


Последовательность изготовления изделия

Графическое изображение

Инструменты, приспособления

1

Выполнить разметку расположения мережки:

а) «кисточка» расстояние от срезов 1,5 см

Карандаш

линейка

б) «раскол» расстояние от срезов изделия 2,5 см


в) ширина мережки «раскол» 0,5 см

2

Выполнить мережку «кисточка»:

а) выдернуть нити

б) закрепить рабочую нить на ткани

в) обхватить иглой 4 вертикальные нити

г) затянуть нити ткани в пучок

д) закрепить нить справа от кисточки

Учебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классах

Игла

Ножницы

3

Выполнить мережку «раскол»

а) выполнить в углах гладьевый валик

б) подрезать вертикальные нити в углах

в) выдернуть горизонтальные нити

г) выполнить «кисточку» четного количества нитей

д) стянуть половины соседних пучков вертикальных нитей тканей на противоположной стороне мережки

Учебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классах

Игла, ножницы

4

Проутюжить готовую салфетку

Учебно-методические материалы (объекты труда) для проведения уроков по обслуживающему труду в 5-9 классах

Утюг

5

Проверить качество готового изделия








32


Глава 3. Систематизация объектов по разделам программы.


Наименование объекта труда

класс

Раздел программы

цель, умения и навыки, отрабатываемые при изготовлении объектов труда

Грелка на чайник

9

Обработка текстильных материалов Тема урока: Пошив изделий

научить учащихся изготавливать швейное изделие декоративная грелка на чайник, закрепить умения производить обработку и отделку швейного изделия

    Прихватка

    9

    Обработка текстильных материалов Тема урока: Пошив изделий

    научить учащихся изготавливать швейное изделие декоративная прихватка, закрепить умения производить обработку и отделку швейного изделия

      Грелка на яйцо

      9

      Обработка текстильных материалов

      Тема урока: Пошив изделий

      научить учащихся изготавливать швейное изделие декоративная грелка на яйцо, закрепить умения производить обработку и отделку швейного изделия

        Салфетка «Ажурная мережка»

        6

        Вариативная часть. Вышивка мережкой

        научить изготавливать изделие для оформления интерьера кухни, вышивать в технике «мережка»

          Салфетки-крышки для баночек.

          7

          Вариативная часть.

          Вышивка крестом

          научить изготавливать изделие для оформления интерьера кухни, вышивать в технике «крест»


            Миниатюры- -вышивки.

            5

            Вариативная часть. Тема: Вышивка украшающими швами.

            научить учащихся вышивать стебельчатым украшающим швом

              Швейное изделие «Наволочка декоративная»

              8

              Основы обработки текстильных материалов. Пошив изделий.

              Класс 8

              Учащиеся должны уметь изготовить швейное изделие наволочку с оборкой, декорировать изделие с помощью аппликации,

              закрепить навыки выполнения обтачного, накладного швов, шва вподгибку, влажно-тепловой и окончательной обработки швейного изделия, петельного шва

                Швейные изделия косынка, фартук, игольница

                5

                Основы обработки текстильных материалов. Пошив изделий. Класс: 5

                Учащиеся должны уметь изготовить швейное изделие косынку, декорировать изделие с помощью отделочной тесьмы ,

                закрепить навыки выполнения шва вподгибку, влажно-тепловой и окончательной обработки швейного изделия

                  Вязаные

                  прихватки

                  6

                  Вариативная часть

                  Вязание крючком.

                  Изготовить круглые прихватки, закрепить навыки вязания столбика без накида, столбика с одним накидом, «пико»

                    Вязаный шарф

                    8

                    Вариативная часть.

                    Вязание на спицах

                    Изготовить шарф, закрепить навыки вязания на спицах.

                      Вязаная повязка на голову

                      8

                      Вариативная часть.

                      Вязание на спицах

                      Изготовить повязку на голову, закрепить навыки вязания на спицах.


                        Прихватка декоративная



                        9

                        Основы обработки текстильных материалов. Пошив изделия

                        Учащиеся должны уметь изготовить прихватку, декорировать изделие с помощью отделочной тесьмы, закрепить навыки выполнения окантовочного шва с 2-мя закрытыми срезами, прокладывать параллельные строчки в изделии (стежки), выполнять внутриоперационную влажно-тепловую обработку прихватки

                          Сет

                          5

                          Основы домоводства. Азбука этикета.

                          Научиться изготавливать простые сеты, закрепить навыки выполнения бахромы и выполнения украшающих швов

                            Скатерть

                            6

                            Основы изготовления изделий. Пошив изделий.

                            Научиться изготавливать швейное изделие скатерть,

                            закрепить навыки выполнения шва вподгибку с диагональной обработкой углов, влажно-тепловой и окончательной обработки швейного изделия.

                              Кольцо для салфеток

                              6

                              Основы домоводства. Азбука этикета.

                              Научиться изготавливать кольцо для салфеток.

                                Прихватка-рукавица для кухни.

                                9

                                Обработка текстильных материалов. Пошив изделий.

                                Учащиеся должны уметь изготовить швейное изделие рукавица, декорировать изделие с помощью аппликации, вязания крючком

                                закрепить навыки выполнения стачного, окантовочного швов, влажно-тепловой и окончательной обработки швейного изделия

                                  Мешочек-косметичка с круглым дном

                                  7

                                  Основы обработки текстильных материалов. Пошив изделия

                                  Научить изготавливать мешочек-косметичку с круглым дном,

                                  закрепить навыки выполнения окантовочного, стачного швов, выполнения аппликации, стежки.























                                  34

                                  © 2010-2022