• Преподавателю
  • Технология
  • Программа элективного курса предпрофильной подготовки для учащихся 9 классов Мир професский (34 часа)

Программа элективного курса предпрофильной подготовки для учащихся 9 классов Мир професский (34 часа)

  Целью данного курса является активизация профессионального самоопределения учащихся и выбора профиля обучения Задачи курса: 1. Формирование представлений о многообразии мира профессий; 2. Раскрытие основных условий выбора профессии; 3. Оказание психолого-педагогической помощь учащимся в самопознании; 4. Создание условий накопления практического опыта посредством ролевых, деловых игр, тренинговых упражнений для успешной социализации; 5. Ознакомление учащихся с современным рынком труда и его тре...
Раздел Технология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12 рабочего поселка (пгт) Прогресс

Амурской области»

СОГЛАСОВАНО
Методический совет
___________________
«___» _______ 2014 г.

МП

УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом совете № ___

протокол № ____

от «___»________2014 г.

Директор ___________

МП

ДОПУЩЕНО

Председатель ЭС
________________

Председатель экспертной комиссии
_______________

Протокол №___
от «___»_________2014 г.

М.П.



Программа
элективного курса предпрофильной подготовки
для учащихся 9 классов
«Мир профессий»
(34 часа)

Учитель : Рубан М.А.





пгт Прогресс

2014 г.

Пояснительная записка


Выбор профессионального пути. Ещё не повзрослев и не став самостоятельным, не имея опыта принятия решений, молодые люди должны определиться в столь важном вопросе. Вопрос «Кем я буду?» задаёт себе каждый молодой человек. И здесь главное - не растеряться и сделать правильный шаг к выбору, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. От правильно сделанного выбора зависит успех, самореализация, психологическое и материальное благополучие в будущей жизни.
Интенсивное социально-экономическое развитие страны требует от молодых людей конкурентно способностных качеств на рынке труда. А это значит, что каждому из школьников надо постигнуть премудрости профессионального самоуправления. Из-за некомпетентности в выборе профессии, зачастую молодые люди избирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, внутренним убеждениям, что влечёт за собой разочарование, даже психические расстройства.
Всё вышесказанное делает целесообразным проведение профориентационного курса, так как он направлен на повышение уровня профессиональной зрелости, то есть способности сделать правильный профессиональный выбор, умение сопоставить профессиональное «хочу» и «могу», определение профиля обучения и планирование предполагаемого места работы.

Целью данного курса является активизация профессионального самоопределения учащихся и выбора профиля обучения.

Задачи курса:

1. Формирование представлений о многообразии мира профессий;
2. Раскрытие основных условий выбора профессии;
3. Оказание психолого-педагогической помощь учащимся в самопознании;
4. Создание условий накопления практического опыта посредством ролевых, деловых игр, тренинговых упражнений для успешной социализации;
5. Ознакомление учащихся с современным рынком труда и его требованиями к профессионализму.

Формы проведения занятий:

1. Мини-лекции и семинары с элементами дискуссий;
2. Профориентационные игры, упражнения;
3. Проведение психодиагностики с последующим обсуждением результатов;
4. Самостоятельное выполнение заданий, связанных с обработкой литературных источников и Интернет-ресурсов.

Предлагаемый курс представляет содержание предпрофильной подготовки учащихся 9 класса. Курс рассчитан на 34 часа и проводится 1 раз в неделю.

Требования к уровню освоения курса

Учащиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, правила выбора профессии, понятие о профессиях и профессиональной деятельности, понятие об интересах, способностях, мотивах и ценностях профессионального труда, а так же о психофизиологических ресурсах личности в связи с выбором профессии, понятие о темпераменте.

Учащиеся должны иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества, о современных формах и методах организации труда, о рынке труда.

Учащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии, анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности.

Тематический план курса «Мир профессии»

Тема

Кол-во
часов

В том числе на:

Примечание

Теоретическая часть

Практическая часть

1.

Психологическая суть выбора профессии.

1

0,5

0,5

2.

Интересы и склонности в профессиональном выборе.

1

0,5

0,5

3.

Возможности личности в профессиональной деятельности.

3

1

2

4.

Мотивация при выборе профессии.

1

0,5

0,5

5.

Анализ профессий.

2

1

1

6.

Притязания человека и его профессиональная карьера.

1

1

-

7.

Мир профессионального образования.

1

0,5

0,5

8.

Современный выбор труда и его требования.

1

0,5

0,5

9.

Выбор профессионально-образовательного пути.

2

1

1

10.

Экологическое направление

2

2


Сельское хозяйство

2

2


11.

Промышленное производство

2

2


12.

Медицина

2

2


13.

Педагогика

2

1

1

14.

Наука

2

2


15.

Дизайн

2

1

1

16.

Туризм

1

1


17.

Альтернативный выбор

1

0,5

0,5

18.

Умения и навыки самопрезентации.

3

1

2

19.

Коллективная рефлексия ситуации выбора профиля обучения.

1

-

1

20.

Итоговое занятие

1


34

22

12


Содержание программы курса

1. Психологическая суть выбора профессии. (1 ч.)

Понятие «профессиональный путь». Профессиональный путь с психологической точки зрения, его структура. Понятие «профессия», «специальность» и «должность».
Практическая работа: составление «Информационной карты», просмотр выступления Г. Б. Резапкиной «Стратегии выбора профессии».
Диагностика: опросник ОПГ (В. Б. Успенский)

2. Интересы и склонности в профессиональном выборе. (1 ч.)

Изучение профессионального «хочу» (склонности, интересы).
Диагностика: Методика «Профиль» (модификация карты интересов). Опросник профессиональных склонностей Л. Йоваши (модификация Г. В. Резапкиной).

3. Возможности личности в профессиональной деятельности. (3 ч.)

Определение и изучение способностей учащихся. Разновидности способностей. Способности и деятельность. Темперамент и качества личности. Профессиональная направленность личности.
Диагностика: Тест интеллектуального потенциала (П. Ржичан). Опросник типа мышления. Опросник изучения темперамента Г. Айзенка. Методика «Семь качеств личности» (модификация А. Г. Грецов). Методика изучения профессиональной направленности личности Дж. Голанда (модификация А. А. Азбель).

4. Мотивация при выборе профессии. (1 ч.)

Понятие «мотивация». Мотивация и достижение успеха. Адекватность мотивации. Потребности личности.
Диагностика: Методика диагностики мотивации личности к достижению к успеха к избегания неудач Т. Элерса (модификация А. Г. Грецов). Методика изучения мотивации обучения Е. М. Бохорского.

5. Анализ профессий.(2 ч.)

Предмет труда в профессиональной деятельности. Цели профессионального труда. Средства труда. Проблемность трудовых ситуаций. Коллективность трудового про-цесса. Самостоятельность в трудовой деятельности. Ответственность в профессиональной деятельности. Качества современного профессионала. Условия профессионального труда. Профессиограмма и анализ профессий. Формула профессий.
Профориентационные игры: «Угадай профессию», «Компания».
Практическая работа: составить профессиограмму любой профессии.

6. Притязания человека и его профессиональная карьера. (1 ч.)

Притязания человека. Притязания и карьера. Скорость карьерного роста. Вертикальная и горизонтальная карьера. Имидж успешного профессионала. Профессиональные достижения.
Профориентационная игра: «Звёздный час».
Практическая работа: заполнение методики «Моя линия жизни», обсуждение.

7. Мир профессионального образования. (1 ч.)

Специализированные средние и высшие учебные заведения. Формы образования. Ступени высшего образования. Правила приёма в учебные учреждения.
Раздаточный материал: Опорная таблица сбора информации об учебном заведении.

8. Современный выбор труда и его требования. (1 ч.)

Труд в жизни человека и общества. Разделение труда. Содержание и характер трудовых функций. Предметы и средства труда. Условия труда. Современные требования к труду. Отросли труда. Требования к уровню образования. Потенциальная доходность
Практическая работа: просмотр выступление В. В. Алтухова «Рынок труда», обсуждение.

9. Выбор профессионально-образовательного пути. (2 ч.)

Из чего складывается выбор человека. Варианты и факторы выбора. Ошибки в выборе профессии. Готовность к выбору профессионального пути.

Профориентационные игры: «Медоворот», «Комплимент».
Раздаточный материал: «Ошибки выбора»
Диагностика: методика изучения статусов профессиональной идентичности
(А. А. Азбель), опросник «Будь готов!».

10. Экологическое направление. (2 ч.)

Экологическая защита окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Эколог в промышленности, медицине, социальной работе, таможенное дело и т.п.

11. Сельское хозяйство. (2 ч.)

Агроном. Ветеринар. Зоотехник, Кинолог. Почвовед.

12. Промышленное производство. (2 ч.)

Общая характеристика производств, процессов и технологии на примере конкретных предприятий. Специфика труда рабочего, специалиста, управленца на предприятиях данного профиля.

13. Медицина. (2 ч.)

Традиционная медицина. Косметология. Фитотерапия. Нетрадиционные методы лечения. Технические средства в медицине (проектирование и разработка). Маркетинг.

14. Педагогика. (2 ч.)

Учитель биологии, географии, химии, педагог психолог, логопед.

15.Наука. (2 ч.)

Перспективные направления развития естественных наук (кибернетика, нанотехнологии, биотехнология и генная инженерия...).

16. Дизайн. (2 ч.)

История дизайна. Ландшафтный дизайн, растениеводство, почвоведение, цветочный дизайн. Декоративность растений, видовой состав нашей местности.

17. Туризм. (2 ч.)

Экотуризм, заповедники, заказники, экологические тропы.

10. Альтернативный выбор. (1 ч.)

Изучение вариантов альтернативного выбора.
Диагностика: «Схема альтернативного выбора» Н. С. Пряжников.

11. Умения и навыки самопрезентации. (2 ч.)

Резюме. Структура резюме. Собеседование. Внешний вид при собеседовании.
Практическая работа: составление резюме и его презентация.
Профориентационная игра: «Приём на работу».

12. Коллективная рефлексия ситуации выбора профиля обучения. (1 ч.)

Реализация различных форм рефлексивного осмысления: дебаты, конференция, имитационная игра, «защита собственного выбора».





ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

Интернет-адрес

Описание

ucheba.ru/prof

Сайт содержит более 600 описаний наиболее востребованных на сегодняшний день профессий, рассортированных по области деятельности - характеристики (профессиограммы) и описания (рассказы).

Также на сайте в режиме "online" можно подобрать учебное заведение, введя название профессии и город. В результате поиска вы получите информацию о ВУЗе, его адрес, перечень факультетов и существующие формы обучения.

moldovajob.com/

Краткие характеристики-описания множества профессий, в том числе на базе среднего образования и психологические тесты.

executive.ru/career/trades/

Раздел "Справочник профессий" содержит как общие описания профессий, так и специфические описания позиций для таких областей профессиональной деятельности, как "Право", "Информационные технологии", "Производство", "Финансы", "Реклама и PR", "Клиентские отношения", "Администрирование", "Работа с персоналом", "Маркетинг и продажи".

В разделе "Тесты" собраны профориентационные тесты и психологические методики.

Также представлена подборка полезных статей, репортажей и интервью по вопросам трудоустройства и права.

vde.infobus.ru/dictionary.html

Сайт дает возможность, как ознакомиться с вопросами трудового законодательства, так и с описаниями новых профессий, не так давно появившихся на рынке труда. Словарь составлен по материалам периодической печати с учетом востребованности специалистов данных профессий на современном рынке труда и содержит более 70 специалистов.

naviobraz.tsu.ru/

На сайте кроме раздела «Словарь профессий» можно найти информацию о порядке приема в Государственные Образовательные Учреждения Высшего Профессионального Образования (ВУЗы) Российской Федерации.

vakansii.com.ua/

Сайт содержит информацию по законодательным аспектам трудовой деятельности (охрана труда, трудовая дисциплина-ответственность за ее нарушение, трудовые споры, рабочее время и время отдыха и прочее), советы по составлению резюме и прохождению интервью с работодателем, тесты по определению стратегии поведения в конфликтной ситуации а также краткий словарь профессий.

azps.ru/porientation/indexpg.html

Информация для психологов и не только. Сайт содержит описания различных тестов (в том числе и профориентационных), стимульный материал, бланки тестов, инструкции и «ключи» к ним. Статьи по общей и детской психологии, программы профориентационных тренингов, игр и упражнений: тестирование в режиме «online», ссылки на другие сайты психологической тематики.

abiturcenter.ru/testi/

Здесь можно получить разнообразную информацию о ВУЗах России, вступительных экзаменах, законодательстве и нормативных документах, о подготовке к поступлению.

В режиме «on-line» представлены тесты по учебным дисциплинам (математике, физике, биологии, русскому и английскому языкам, литературе, истории, обществознанию), а также варианты ЕГЭ за 2002-2008 г.

metodkabi.net.ru/

Содержит «Словарь профессий» с указанием содержания, профессионально важных качеств и медицинских противопоказаний профессиональной деятельности.

Предложен материал для самодиагностики личности, профессиональному самоопределению, адреса образовательных учреждений (в том числе поисковая система ВУЗов на территории РФ).

proforientation.ru/

Сайт содержит рекомендации для старшеклассников по выбору профессии, а также терминологию профессий, типы профессий и полезные ссылки на другие сайты данной тематики.

Литература

1. Бендюков М. А., Соломин И. Л., Ясюкова Л. А. Твой компас на рынке труда. СПб., 2002.
2. Грецов А. Г. Выбираем профессию. ПИТЕР, 2006.
3. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор» / под ред. Н. В. Афанасьевой. СПб: Речь. 2007.
4. Подросток в мире профессий: программы элективных курсов, материалы к занятиям / авт.- сост. М. Р. Григорьева. Волгоград: Учитель. 2009.
5. Пряжников Н. С. Методы активации профессионального и личного самоопределения: Учебно-методическое пособие. М: Изд-во МПСИ, 2002
6. Психологическое сопровождение выбора профессии / под ред. Л. М. Митиной. М.: Московский психолого-социальный институт. 2003.
7. Савченко М. Ю. Профориетнация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. М: Вако, 2006.
8. Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8-9 кл. общеобраз. учреждений / под ред. С. Н. Чистяковой. М: Просвещение, 2006.
9. Филимонова О. Г. Как научиться выбирать профессию?: Программа занятий для развития профессионального самоопределения учащихся 9-х классов. М: Чистые пруды, 2008.
10. Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.:Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.









© 2010-2022