Тема: Технология производства химических волокон. Свойства химических волокон

          Долгие столетия люди использовали при производстве ткани те волокна, которые им давала природа, - стебли растений, шерсть животных. С развитием земледелия они начали выращивать лен, хлопчатник и другие аграрные культуры.           Казалось бы, преимущество натуральных тканей очевидно. В отличие от синтетических, они обладают антиаллергическими, антисептическими и антигрибковыми свойствами. У них хорошие вентиляционные и терморегулирующие качества. Одежда из них мягкая, максимально ком...
Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Технология производства химических волокон.

Свойства химических волокон.

Цель: повторить классификацию текстильных волокон; ознакомить учащихся с процессом получения химических волокон и их свойствами, основами современной промышленности.

Задачи:

  • Учить использовать свойства волокон при изготовлении изделий и ухода за ними;

  • Развивать логическое мышление; ознакомить с новыми типами тканей;

  • Воспитывать аккуратность в работе с тканями.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, исследовательский.

Оборудование: наглядное пособие «Текстильные волокна», плакаты и схемы получения химических волокон, образцы тканей из химических волокон, таблицы: «Условные символы - знаки режима эксплуатации изделий», «Сравнительная характеристика свойств тканей», учебник, рабочая тетрадь, лупы.

Словарь: химические волокна, искусственные волокна, синтетические волокна, штапельные волокна.


  1. Организационный момент.

  • Приветствие.

  • Подготовка рабочих мест.


  1. Повторение пройденного материала.

  • Что называется текстильным волокном? Для чего оно предназначено?

  • По каким основным признаком принято классифицировать волокна?

  • Назовите натуральные волокна растительного и животного происхождения.


III. Изучение нового материала.

  1. Словесно-иллюстративный рассказ

Долгие столетия люди использовали при производстве ткани те волокна, которые им давала природа, - стебли растений, шерсть животных. С развитием земледелия они начали выращивать лен, хлопчатник и другие аграрные культуры.

Казалось бы, преимущество натуральных тканей очевидно. В отличие от синтетических, они обладают антиаллергическими, антисептическими и антигрибковыми свойствами. У них хорошие вентиляционные и терморегулирующие качества. Одежда из них мягкая, максимально комфортная и удобная для носки. Однако сегодня технологи пытаются выделить всеми этими преимуществами и искусственные ткани, одновременно устранив недостатки натуральных, как, например, слабое растяжение, сминаемость, усадка и деформирование после стирки.

Успехи современной химии позволили создать такое химическое волокно из природных материалов, главным образом целлюлозы, получаемой из дерева, соломы. Это волокно называется искусственным, а волокно из синтетических полимеров - синтетическим.

Хлопковые и лубяные волокна содержат целлюлозу. Было разработано несколько способов получения раствора целлюлозы. Продавливая его сквозь узкие отверстия ( фильеры) и удаляя растворитель, получали нити, похожие на шелковые. В качестве растворителей использовали уксусную кислоту, щелочной раствор гидроксида меди, едкий натр и сероуглерод. Полученные нити называются ацетатными, медно-аммиачными и вискозными.

Синтетические волокна вырабатывают из полимерных материалов. Волокнообразующие полимеры синтезируют из таких широко распространенных продуктов переработки нефти, как бензол, фенол, аммиак. Изменяя состав исходного сырья и способы его переработки, синтетическим волокнам можно придавать уникальные свойства, которых нет у натуральных.

Синтетические волокна получают в основном из расплава, например, волокна из полиэфира, полиамида, продавливаемого через фильеры.

В зависимости от вида химического сырья и условий его формирования можно вырабатывать волокна с самыми различными, заранее заданными свойствами.

Например, чем сильнее тянуть струйку в момент выхода из фильеры, тем прочнее получается волокно. Иногда химические волокна даже превосходят по прочности стальную проволоку такой же толщины.

Волокна одного и того же типа в разных странах имеют разные торговые названия. Например, полиамидное волокно в России называют капроном, в США - нейлоном, в ФРГ - перлоном. (Здесь уместно указать об экологическом влиянии тканей на организм человека).


Далее рассматриваются свойства искусственных и синтетических волокон. (Во время объяснения учащиеся рассматривают образцы тканей и волокон).

Вискозное волокно. Сырьем для его получения служат древесная целлюлоза (еловая щепа, опилки) и химические вещества. Вискозное волокно очень похоже на волокно натурального шелка. Длина и толщина (тонина) волокон могут быть любыми, цвет зависит от добавленных в раствор красителей.

Вискозные волокна мягкие, гладкие, прямые, с блеском, менее прочные, чем волокна натурального шелка. Имеют малую упругость, поэтому ткани из них сильно мнутся. Вискозное волокно хорошо впитывает влагу и быстро сохнет, горит, как и хлопок, желтым быстро бегущим пламенем, после сгорания остаются пепел серого цвета и запах жженой бумаги.

Ацетатное волокно получают путем соединения отходов от хлопка с химическими веществами. Волокна прямые, тонкие, мягкие, прочные, стойкие к износу, упругие, поэтому ткани из них почти не мнутся. Горит ацетатное волокно медленно, желтым пламенем, на конце образуется плавленый шарик. При горении чувствуется кислый запах.

Свойства тканей из искусственного шелка зависят от свойств волокна. Эти ткани гладкие, с ярким или матовым блеском, более тяжелые, толстые, жесткие, имеют малую усадку и теплозащитность, прочные, но в мокром состоянии прочность их снижается, плохо пропускают воздух и впитывают влагу.

К синтетическим волокнам относятся:

  • Полиэфирные волокна (лавсан, кримплен)

  • Полиамидные волокна (капрон, нейлон, дедерон)

  • Полиакрилонитрильные волокна (нитрон, акрил, перлан)

  • Эластановое волокно (лайкра, дорластан)


  1. Для лучшего запоминания зарисовать в тетрадях схему №1 «Химические волокна».















Схема 1.



Химические волокна

Тема: Технология производства химических волокон. Свойства химических волокон.Тема: Технология производства химических волокон. Свойства химических волокон.

Искусственные

Синтетические
Тема: Технология производства химических волокон. Свойства химических волокон. Тема: Технология производства химических волокон. Свойства химических волокон.Тема: Технология производства химических волокон. Свойства химических волокон.Тема: Технология производства химических волокон. Свойства химических волокон.Тема: Технология производства химических волокон. Свойства химических волокон.Тема: Технология производства химических волокон. Свойства химических волокон.Тема: Технология производства химических волокон. Свойства химических волокон.


В

И
С
К
О
З
А

А

Ц

Е

Т

А

Т

Н

Ы

Е

М

Е

Д

Н

О

-

А

М

М

И

А

Ч

Н

Ы

Е

П

О

Л

И

Э

Ф

И

Р

Н

Ы

Е

П

О

Л

И

А

М

И

Д

Н

Ы

Е

П

О

Л

И

А

К

Р

И

Л

Ь

Н

Ы

Е

Э

Л

А

С

Т

А

Н

О

В

Ы

Е





  1. Работа с учебником. Учащиеся самостоятельно знакомятся с прокладочными и утепляющими материалами, письменно или устно готовят ответы на вопросы.


  1. Практическая работа «Определение виды ткани»

Цель: учить определять вид волокна по внешнему виду, на ощупь и по характеру горения; использовать знания о свойствах тканей при изготовлении швейных изделий; развивать умения сравнивать, обобщать, делать выводы о различии тканей.

Оборудование: образцы ткани из шерсти, льна, хлопка, натурального шелка, шелка из искусственных и синтетических волокон, огнеупорная посуда, ножницы, пинцет, игла, рабочая тетрадь.

Словарь: вискозное волокно; ацетатное и триацетатное волокно; полиэфирные волокна; полиамидные волокна; полиакрилонитрильные волокна; эластановое волокно.


  • Инструктаж по технике безопасности труда.

Необходимо заострить внимание учащихся на том, что во время практической работы придется использовать открытый огонь, поэтому нужно строго соблюдать правила пожарной безопасности.


  1. Поджигать образцы тканей или нитей только в тигле или огнеупорной посуде.

  2. Рядом с тиглем или посудой должна находиться емкость с водой для тушения тлеющих нитей или тканей.

IV. Лабораторно-практическая работа.

Определение сырьевого состав каждого образца, и полученные результаты заносятся в таблицу №1.




Таблица №1.



Свойства тканей

№ образца ткани

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

7

Блеск

Гладкость

Мягкость

Сминаемость

Осыпаемость

Прочность в мокром состоянии

Горение













Таблица №2.


Сравнительная характеристика свойств тканей

из различных волокон.


Свойства

Прочность

Усадка

Гигроскопичность

Эластичность

Отстирываемость

1

2

3

4

5

1.Нейлон

2.Полиэстер

3.Лен

4.Шелк

5.Хлопок

6.Акрил

7.Вискоза

8.Ацетат

9.Шерсть

10.Эластан

1.Шерсть

2.Хлопок

3.Лен

4.Шелк

5.Ацетат

1.Хлопок

2.Лен

3.Шелк

4.Вискоза

5.Шерсть

6.Ацетат

7.Нейлон

8.Акрил

9.Полиэстер

10.Эластан

1.Эластан

2.Нейлон

3.Шерсть

4.Шелк

5.Полиэстер

6.Акрил

7.Вискоза

8.Хлопок

1.Эластан

2.Полиэстер

3.Нейлон

4.Акрил

5.Шелк

6.Ацетат

7.Лен

8.Хлопок

9.Вискоза

10.Шерсть


IV. Итог урока.

  1. Закрепление пройденного материала.

Фронтальный опрос.

  • Какие волокна называются химическими?

  • О каких новых волокнах вы узнали на сегодняшнем уроке?

  • Что служит сырьем для производства искусственных волокон; синтетических?

Выставление оценок.

Домашнее задание: для выполнения практической работы принести лоскуты ткани, иглу, пинцет, ножницы, огнеупорную посуду.








© 2010-2022