Рабочая программа по технологии 5 класс ФГОС

Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по технологии для основной школы составлена на основе:

Фундаментального ядра содержания общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

( утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897),

Федерального Закона от 29 декабря 2012 года, №273 (Федеральный закон «Об образовании в РФ»),

Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения,

Постановления Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189,

Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,

Учебного плана ГБОУ СОШ №21 на 2015-2016 учебный год;

Устава образовательного учреждения ГБОУ СОШ №21.

В ней также учитываются идеи развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.

За основу рабочей программы взята авторская программа курса технология для 5-7 классов общеобразовательных учреждений, авторы А.Т. Тищенко, Н.В. Синица, В.Д. Симоненко, опубликованная издательством Москва Издательский центр «Вентана-Граф» в 2013 году. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», Н.В. Синица, В.Д. Симоненко «Технология». Технология ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, - М. : Вентана - Граф, 2013г.

Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, называемой техносферой и являющейся главной составляющей окружающей человека действительности.

( включены в Федеральный перечень УМК рекомендовано к использованию в общеобразовательных учреждениях в 2014-2015 г)

Сроки реализации программы: 2015-2016 учебный год

В соответствии с Учебным планом, количество часов, отведенных на изучение учебного предмета «Технология» на учебный год составляет - 68 часов, (2 часа в неделю)

В 1триместре - 18 часов

Во 2 триместре - 26 часов

В 3 триместре- 24 часа

Инструментарий для оценивания результатов:

  • практические работы

  • творческие работы,

  • творческие проектные работы,

Система оценки достижений учащихся:

  • пятибалльная, портфолио, проектная работа

Форма промежуточной и итоговой аттестации: аттестация (оценка) за I, II, III, триместры и год.

2 Общая характеристика учебного предмета «Технология» в 5 классе

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, информации, объектов природной и социальной среды.

В программе изложено основное направление технологии «Технология ведения дома», в рамках которой изучается учебный предмет.

Содержание программы предусматривает освоение материала по следующим образовательным линиям:

  • культура, эстетика труд;

  • влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

  • основы черчения, графики и дизайн;

  • элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;

  • знакомство с миром профессий, выбор обучающимися жизненных, профессиональных планов;

  • культура дома;

  • обработка ткани;

  • материаловедение;

  • машиноведение;

  • рукоделие;

  • творческая, проектно - исследовательская деятельность ;

Основными целями изучения учебного предмета технология являются:

*освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и сознательной деятельности;

* формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личности или общественно значимых продуктов труда;

*овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда, способами управления отдельными видами бытовой техники.

* овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования

и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;

*развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

*формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно - исследовательской деятельности;

* воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, воспитание гражданских и патриотических качеств личности;

Каждый раздел включает в себя основные теоретические сведения, практические работы.

Цели и задачи образовательной области «Технология» в 5 классе.

Основной (стратегической) целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.

Тактическими задачами изучения учебного предмета «Технология» в 5 классе являются:

  • Овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники,

  • Формирование представлений о культуре труда, производства,

  • Воспитание трудовых, гражданских, экологических и патриотических качеств личности,

  • Обучение применению в практической деятельности знаний, полученных при изучении основ наук.

Анализ образовательных потребностей обучающихся и аргументация распределения количества часов по направлениям программы

С учетом

  • интересов обучающихся,

  • возможностей ОУ и материально-технической базы,

  • наличия методического и дидактического обеспечения,

в программе произведено перераспределение часов следующим образом:

  • инвариантная часть - 58 часов «Технология ведения дома»

  • вариативная часть - 10 часов

Аргументация использования резервных часов.

Резерв учебного времени по примерной программе «Технология» (стандарты второго поколения) планируется использоваться на проведение промежуточной и итоговой диагностики (по 1 часу соответственно).

Методы и формы решения поставленных задач.

Рабочая программа по технологии в 5 классе подразумевает использование таких организационных форм проведения уроков, как:

  • урок «открытия» нового знания;

  • урок отработки умений и рефлексии;

  • урок общеметодологической направленности;

  • урок развивающего контроля;

  • урок - исследование

  • урок творчества;

  • практическая работа;

  • творческая работа;

  • урок - презентация.

Приоритетными методами являются практические работы, выполнение проектов.

Логические связи данного предмета с остальными предметами образовательного плана.

При изучении учебного курса «Технология» в 5 классе используются связи данной дисциплины с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана, такими как: основы здорового образа жизни, биология, география, история, физика, изобразительное искусство, математика, экология. Это можно проследить по следующим темам:

  • основы здорового образа жизни:

- Санитария и гигиена. Здоровое питание.

- Технология приготовления бутербродов, горячих напитков и блюд из яиц.

- Технология приготовления блюд из круп, бобовых и макаронных изделий.

- Технология приготовления блюд из овощей и фруктов. Тепловая кулинарная обработка овощей.

А также уроки, на которых выполняются практические работы с предварительным повторением правил безопасных приемов труда:

- Бытовые электроприборы на кухне.

- Обработка нижней части фартука швом в подгибку с закрытым срезом.

- Изготовления и оформление карманов

- Соединение карманов с нижней частью фартука.

- Обработка верхнего среза фартука.

- Обработка пояса.

  • биология:

- Технология приготовления блюд из овощей и фруктов. Тепловая кулинарная обработка овощей.

- Технология приготовления бутербродов, горячих напитков и блюд из яиц.

- Производство текстильных материалов. Текстильные материалы и их свойства.

  • география:

- Производство текстильных материалов. Текстильные материалы и их свойства.

  • история:

- Культура поведения за столом.

- Производство текстильных материалов. Текстильные материалы и их свойства.

- Бытовая швейная машина.

- История создания изделий из лоскута.

  • физика:

- Производство натуральных растительных волокон. Полотняное переплетение. Основные характеристики ткани.

- Бытовая швейная машина.

- Влажно - тепловая обработка ткани.

  • изобразительное искусство:

- Декоративно-прикладное искусство. Основы композиции

- Орнамент. Символика в орнаменте. Цветовые сочетания в орнаменте.

- Творческая работа «Выполнение эскиза интерьера кухни»

  • математика:

- Изготовление выкройки шаблонов.

- практическая работа «Построение чертежа фартука в масштабе ».

  • экология:

- Первичная и тепловая обработка овощей. Блюда из овощей.

- Эстетика и экология жилища

  • черчение:

- Изготовление выкроек

Цель направления «Технологии ведения дома»:

  • освоение технологий ведения дома и формирование устойчивых приемов безопасности труда,

  • овладение технологическими навыками ведения дома,

  • экологическое воспитание и эстетическое развитие обучающихся при оформлении различных изделий и творческих работ

Ценностные ориентиры содержания предмета «Технология»

В результате обучения обучающиеся

могут овладеть:

  • трудовыми и технологическими знаниями и умениями для создания продуктов труда,

  • навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов, культуры труда, уважительного отношения к труду и людям труда.

ознакомятся:

  • с основными технологическими понятиями и характеристиками,

  • с назначением и технологическими свойствами материалов,

  • с назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования,

  • с видами, приемами последовательностью выполнения технологической операции, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека,

  • с профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции,

  • со значением здорового питания для сохранения своего здоровья.

3. Учитывая рекомендации программы, часы в учебно-тематическом планировании распределены следующим образом:

5 класс

Наименование разделов

Кол-во часов

Практические работы

Проектная деятельность

Интерьер жилого дома

2

1


Кулинария

14

7


Создание изделий из текстильных материалов

22

11


Художественные ремёсла

8

3


Технологии творческой и опытнической деятельности

21

-

21

Всего

68

22

21

4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

В результате изучения предмета технологии обучающиеся ознакомятся:

- с ролью технологий в развитии человечества, механизацией труда, технологической культурой производства;

  • предметами потребления, материальным изделием или некоторой материальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;

  • методом обеспечения безопасности труда, культурой труда, этикой общения на производстве;

- информационными технологиями;

В результате изучения предмета технологии обучающиеся овладеют:

-основными методами и средствами преобразования и использования материалов, информации, объектов природной и социальной среды, навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;

- умением распознавать и оценивать свойства конструкционных, текстильных, поделочных материалов;

- умением выбирать инструменты, приспособления и оборудование для выполнения работ, находить необходимую информацию в различных источниках, в том числе с использованием компьютера;

- навыками чтения и составления конструкторской и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда; выбора , проектирования, конструирования, моделирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;

- навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте с учётом имеющихся ресурсов и условий, соблюдения культуры труда;

- навыками организации рабочего места с соблюдением требований безопасности труда и правил пользования инструментами, приспособлениями, оборудованием;

- навыками выполнения технологических операций с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;

- умением разрабатывать учебный творческий проект, изготавливать изделия;

5. Результаты освоения учебного предмета « Технология»

при изучении технологии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты освоение обучающимися предмета « Технология» в основной школе:

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;

  • формирование ответственного отношения у учению. Готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и сообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда:

  • развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничество со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов.

  • Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, формирование индивидуально - личностных позиций учащихся.

Метапредметные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе:

  • самостоятельное определение цели свое обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;

  • выявление потребностей, проектирование и создания объектов, имеющих потребительскую стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет - ресурсы;

  • оценивание своей познавательно - трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

Предметные результаты освоения учащимися предмета «Технология»

в основной школе:

в познавательной сфере: - практическое освоение обучающимися основ проектно- исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе

исследований;

- распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;

в трудовой сфере: - планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования;

  • овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решение творческих задач, моделирование , конструирование;

в мотивационной сфере: - оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;

- согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно - трудовой деятельности;

в эстетической сфере: - овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий;

- умение выражать себя в доступных видах и формах художественно - прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;

- участие в оформлении класса и школы, озеленение пришкольного участка, стремление внести красоту;

в коммуникативной сфере: - установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество; построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;

- сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществления выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции не враждебным для оппонентов образом;

в физиолого-психологической сфере: - развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;


Критерии оценки качества знаний учащихся по технологии


  1. При устной проверке.

Оценка «5» ставится, если учащийся:

  • полностью усвоил учебный материал;

  • умеет изложить учебный материал своими словами;

  • самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;

  • правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «4» ставится, если учащийся:

  • в основном усвоил учебный материал;

  • допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;

  • подтверждает ответ конкретными примерами;

  • правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся:

  • не усвоил существенную часть учебного материала;

  • допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;

  • затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;

  • слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «2» ставится, если учащийся:

  • почти не усвоил учебный материал;

  • не может изложить учебный материал своими словами;

  • не может подтвердить ответ конкретными примерами;

  • не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

Оценка «1» ставится, если учащийся:

  • полностью не усвоил учебный материал;

  • не может изложить учебный материал своими словами;

  • не может ответить на дополнительные вопросы учителя.


  1. При выполнении практических работ.

Оценка «5» ставится, если учащийся:

  • творчески планирует выполнение работы;

  • самостоятельно и полностью использует знания программного материала;

  • правильно и аккуратно выполняет задания;

  • умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.

Оценка «4» ставится, если учащийся:

  • правильно планирует выполнение работы;

  • самостоятельно и полностью использует знания программного материала;

  • в основном правильно и аккуратно выполняет задания;

  • умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.

Оценка «3» ставится, если учащийся:

  • допускает ошибки при планировании выполнения работы;

  • не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;

  • допускает ошибки и не аккуратно выполняет задания;

  • затрудняется самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.

Оценка «2» ставится, если учащийся:

  • не может правильно спланировать выполнение работы;

  • не может использовать знаний программного материала;

  • допускает грубые ошибки и не аккуратно выполняет задания;

  • не может самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.

Оценка «1» ставится, если учащийся:

  • не может спланировать выполнение работы;

  • не может использовать знаний программного материала;

  • отказывается выполнять задания.


  1. При выполнении творческих и проектных работ

Технико-экономические требования

Оценка «5»

ставится, если учащийся:

Оценка «4»

ставится, если учащийся:

Оценка «3»

ставится, если учащийся:

Оценка «2»

ставится, если учащийся:

Защита проекта

Обнаруживает полное

соответствие

содержания доклада и

проделанной работы.

Правильно и четко

отвечает на все

поставленные

вопросы. Умеет

самостоятельно

подтвердить

теоретические

положения

конкретными

примерами.

Обнаруживает, в

основном, полное

соответствие

доклада и

проделанной

работы. Правильно

и четко отвечает

почти на все

поставленные

вопросы. Умеет, в основном,

самостоятельно

подтвердить

теоретические

положения

конкретными

примерами

Обнаруживает

неполное

соответствие

доклада и

проделанной

проектной работы.

Не может правильно и четко ответить на отдельные

вопросы.

Затрудняется

самостоятельно

подтвердить

теоретическое

положение

конкретными

примерами.

Обнаруживает незнание большей части

проделанной проектной работы.

Не может правильно и четко ответить на многие вопросы.

Не может подтвердить теоретические положения конкретными примерами.

Оформление проекта

Печатный вариант.

Соответствие

требованиям

последовательности

выполнения проекта.

Грамотное, полное

изложение всех

разделов.

Наличие и качество наглядных

материалов

(иллюстрации,

зарисовки,

фотографии, схемы и т.д.). Соответствие

технологических

разработок

современным

требованиям.

Эстетичность

выполнения.

Печатный вариант.

Соответствие

требованиям

выполнения

проекта.

Грамотное, в

основном, полное

изложение всех

разделов.

Качественное,

неполное количество

наглядных

материалов.

Соответствие

технологических

разработок

современным

требованиям.

Печатный вариант. Неполное соответствие требованиям проекта. Не совсем грамотное изложение разделов. Некачественные наглядные материалы. Неполное соответствие технологических разработок v современным требованиям.

Рукописный

вариант.

Не соответствие

требованиям

выполнения

проекта.

Неграмотное

изложение всех

разделов.

Отсутствие

наглядных

материалов.

Устаревшие

технологии

обработки.

Практическая направлен

ность

Выполненное изделие соответствует и может

использоваться по назначению, предусмотренному при разработке проекта.

Выполненное изделие соответствует и может

использоваться по назначению и допущенные отклонения в проекте не имеют принципиального значения.

Выполненное изделие имеет отклонение от указанного назначения, предусмотренного в проекте, но может использоваться в другом практическом применении.

Выполненное изделие не соответствует и не может использоваться по назначению.

Соответствие технологии выполнения

Работа выполнена в соответствии с

технологией.

Правильность

подбора

технологических

операций при проектировании

Работа выполнена в соответствии с технологией, отклонение от указанных инструкционных карт не имеют принципиального значения

Работа выполнена с отклонением от технологии, но изделие может быть использовано по назначению

Обработка изделий (детали) выполнена с грубыми отклонениями от технологии, применялись не предусмотренные операции, изделие бракуется

Качество проектного

изделия

Изделие выполнено в соответствии эскизу чертежа. Размеры выдержаны. Отделка выполнена в соответствии с требованиями, предусмотренными в проекте. Эстетический внешний вид изделия.

Изделие выполнено в соответствии эскизу, чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого, в основном внешний вид изделия не ухудшается

Изделие выполнено по чертежу и эскизу с небольшими отклонениями, качество отделки удовлетворительно, ухудшился внешний вид изделия, но может быть использован по назначению

Изделие выполнено с отступлениями от чертежа, не соответствует эскизу. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия


  1. При выполнении тестов, контрольных работ

Оценка «5» ставится, если учащийся: выполнил 90 - 100 % работы

Оценка «4» ставится, если учащийся: выполнил 70 - 89 % работы

Оценка «3» ставится, если учащийся: выполнил 30 - 69 % работы

Оценка «2» ставится, если учащийся: выполнил до 30 % работы


Требование к уровню подготовки обучающихся 5 классов по «Технологии»

Выпускники должны знать (письменно или устно охарактеризовать, объяснять на примерах):

принципы работы, назначение и устройство использованных технологических машин, электробытовых приборов;

-свойства наиболее распространенных конструкционных и текстильных материалов (физические, технические и технологические);

-традиционные и новейшие технологии обработки различных материалов;

- значение питания для здоровья человека, состав пищевых продуктов (белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы);

- способы передачи, использования и экономии электрической энергии;

- возможности и области применения ПЭВМ в современном производстве, сфере обслуживания;

- роль проектирования в преобразовательной деятельности, основные этапы выполнения проектов;

- основные понятия, термины графики, правила выполнения чертежей.

находить и использовать информацию для преобразовательной деятельности, в том числе с помощью ПЭВМ;

выполнять не менее одного вида художественной обработки материала с учетом региональных условий и традиций;

- управлять простыми электротехническими установками, диагностировать их исправность;

- выполнять простые строительно-отделочные и санитарно- технические работы;

- осуществлять анализ экономической деятельности (производственной и семейной), проявлять предпринимательскую инициативу.


  • -освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;

  • -овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов;

  • - безопасными приемами труда;

  • -развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

  • -воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности;

  • - уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

  • получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

  • Программа предусматривает формирование у учащихся обще-учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. При этом приоритетными видами обще - учебной деятельности являются:

  • -определение способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

  • -творческое решение учебных и практических задач:

  • - умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • - участие в проектной деятельности;

  • -приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

  • Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

  • Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

  • Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

  • Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

  • В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

  • Планируемые результаты по окончании 5 класса курса технология:

  • -овладеть безопасными приемами труда с инструментами, швейными машинами, электробытовыми приборами;

-овладеть специальными и общетехническими знаниями и умениями в области технологии обработки пищевых продуктов, текстильных материалов,

  • -овладеть навыками изготовления и художественного оформления швейных изделий,

  • -овладеть элементами навыков ведения домашнего хозяйства,

  • -познакомить с основными профессиями пищевой и легкой промышленности.

Универсальные учебные действия при изучении предмета «Технология».

УУД являются обязательным компонентом содержания любого учебного предмета (см. раздел Основной образовательной программы )

В соответствии с ФГОС в программе представлено 4 вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Личностные УУД:

  • - действие смысл образования (интерес, мотивация);

- действие нравственно-этического оценивания («что такое хорошо, что такое плохо»);

  • - формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;

  • - формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребёнок задаёт вопросы);

  • - эмоциональное осознание себя и окружающего мира;

  • - формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;

  • - формирования желания выполнять учебные действия;

  • - использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.

  • В сфере личностных УУД будут сформированы:

  • -внутренняя позиция школьника;

  • - личностная мотивация учебной деятельности;

  • - ориентация на моральные нормы и их выполнение.

  • Познавательные УУД:

  • Общеучебные универсальные действия:

  • - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • - структурирование знаний;

  • - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

  • Универсальные логические действия:

  • - имеют наиболее общий (всеобщий) характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания;

  • - способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);

  • - составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем).

  • В сфере развития познавательных УУД ученики научатся:

  • - использовать знако-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования;

  • - овладеют широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач.

  • Коммуникативные УУД:

  • - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • - постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • - разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

  • - умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

  • - формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

  • - формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);

  • - формирование невербальных способов коммуникации - посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.);

  • - формирование умения работать в парах и малых группах;

  • - формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов).

  • В сфере коммуникативных УУД ученики смогут:

  • - учитывать позицию собеседника (партнера);

  • - организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;

  • - адекватно передавать информацию;

  • - отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

  • Регулятивные УУД:

  • - целеполагание;

  • - планирование;

  • - прогнозирование;

  • - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

  • - коррекция;

  • - оценка;

  • - волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий.

В сфере регулятивных УУД ученики смогут овладеть всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение

6. Основное содержание курса

Направление «Технологии ведения дома».

Раздел 1. «Технологии творческой и опытнической деятельности»

Тема 1. Творческая проектная деятельность.(ознакомление с проектом 2ч).

Что такое творческие проекты.

Этапы выполнения проекта (19ч)

Составные части годового творческого проекта пятиклассников. Этапы выполнения проекта: поисковый (подготовительный), технологический, заключительный (аналитический). Определение затрат на изготовление проектного изделия. Испытания проектных изделий. Подготовка презентации, пояснительной записки и доклада для защиты творческого проекта.

(проекты делятся на 4 раздела, «Планирование кухни-столовой», «Приготовление воскресного завтрака для всей семьи», «Наряд для завтрака», Лоскутное изделие»).

Раздел 2. «Технологии домашнего хозяйства»

Тема 1 . «Интерьер кухни, столовой» (2ч.)

Понятие об интерьере. Требования к интерьеру

(эргономические, санитарно-гигиенические, эстетические).

Планировка кухни. Разделение кухни на рабочую и обеденную зоны. Цветовое решение кухни. Использование современных материалов в отделке кухни. Декоративное оформление. Современные стили в оформлении кухни. Проектирование кухни на ПК.

Творческий проект Планирование кухни-столовой»

Раздел 3. «Электротехника»

Тема 1. Бытовые электроприборы» (1 ч)

Общие сведения о видах, принципе действия и правилах эксплуатации бытовых электроприборов на кухне: бытового холодильника, микроволновой печи (СВЧ), посудомоечной машины и др.

Раздел 4. Кулинария.

Тема 1. Санитария и гигиена на кухне.(1ч.)

Общие правила безопасных приемов труда, санитарии и гигиены. Санитарные требования к помещению кухни и столовой, к посуде и кухонному инвентарю. Соблюдение санитарных правил и личной гигиены при кулинарной обработке продуктов для сохранения их качества и предупреждения пищевых отравлений.

Правила мытья посуды ручным способом и в посудомоечных машинах. Применение моющих и дезинфицирующих средств для мытья посуды.

Требования к точности соблюдения технологического процесса приготовления пищи. Санитарное значение соблюдения температурного режима и длительности тепловой кулинарной обработки продуктов для предупреждения пищевых отравлений и инфекций.

Безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячими жидкостями. Оказание первой помощи при ожогах и порезах.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ

Определение набора безопасных для здоровья моющих средств для посуды и кабинета.

Проведение санитарно-гигиенических мероприятий в помещении кабинета кулинарии.

Тема 2. Физиология питания (1ч.)

Понятие о процессе пищеварения, об усвояемости пищи; условия, способствующие лучшему пищеварению; роль слюны, кишечного сока и желчи в пищеварении; общие сведения о питательных веществах.

Обмен веществ; пищевые продукты как источник белков, жиров и углеводов; калорийность пищи; факторы, влияющие на обмен веществ.

Физиологические основы рационального питания. Современные данные о роли витаминов, минеральных солей и микроэлементов в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах; суточная потребность в витаминах, солях и микроэлементах.

Составление рациона здорового питания с применением компьютерных программ.

Понятие о микроорганизмах; полезное и вредное воздействие микроорганизмов на пищевые продукты; органолептические и лабораторные экспресс-методы определения качества пищевых продуктов; первая помощь при пищевых отравлениях.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ

Составление меню, отвечающего здоровому образу жизни.

Поиск рецептов блюд, соответствующих принципам рационального питания.

Составление меню из малокалорийных продуктов.

Тема 3. Тема «Бутерброды и горячие напитки (2ч)

Значение хлеба в питании человека. Продукты, применяемые для приготовления бутербродов. Виды бутербродов. Технология приготовления бутербродов. Инструменты и приспособления для нарезки. Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки их хранения. Подача бутербродов. Профессия пекарь. Виды горячих напитков (чай, кофе, какао, горячий шоколад). Сорта чая, их вкусовые достоинства, полезные свойства. Влияние эфирных масел, воды на качество напитка. Технология заваривания, подача чая. Сорта и виды кофе. Устройства для размола зёрен кофе. Технология приготовления, подача кофе. Приборы для приготовления кофе. Получение какао-порошка. Технология приготовления какао, подача напитка

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ

Выполнение эскизов художественного оформления бутербродов.

Приготовление бутербродов и горячих напитков к завтраку.

Тема 4. «Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий» (2 ч)

Виды круп, бобовых и макаронных изделий. Подготовка продуктов к приготовлению блюд. Посуда для приготовления блюд. Технология приготовления крупяных рассыпчатых, вязких и жидких каш. Требования к качеству каши. Применение бобовых в кулинарии. Подготовка к варке. Время варки. Технология приготовления блюд из макаронных изделий. Подача готовых блюд

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ

Приготовление блюд из макаронных изделий

Тема 5. Блюда из овощей. (2ч.)

Виды овощей, используемых в кулинарии. Содержание в овощах минеральных веществ, белков, жиров, углеводов, витаминов. Сохранность этих веществ в пищевых продуктах в процессе хранения и кулинарной обработки. Содержание влаги в продуктах. Влияние ее на качество и сохранность продуктов.

Свежемороженые овощи. Условия и сроки их хранения, способы кулинарного использования.

Влияние экологии окружающей среды на качество овощей. Методы определения качества овощей. Определение количества нитратов в овощах с помощью измерительных приборов, в химических лабораториях, при помощи бумажных индикаторов в домашних условиях.

Назначение, правила и санитарные условия механической кулинарной обработки овощей. Причины потемнения картофеля и способы его предотвращения.

Особенности механической кулинарной обработки листовых, луковых, пряных, тыквенных, томатных и капустных овощей.

Назначение и кулинарное использование различных форм нарезки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки овощей. Правила обработки, обеспечивающие сохранение цвета овощей и содержания в них витаминов.

Использование салатов в качестве самостоятельных блюд и дополнительных гарниров к мясным и рыбным блюдам. Технология приготовления салатов из сырых овощей. Оформление салатов продуктами, входящими в состав салатов и имеющими яркую окраску, и листьями зелени.

Значение и виды тепловой кулинарной обработки продуктов (варка, жарение, тушение, запекание, припускание, пассирование, бланширование). Преимущества и недостатки различных способов варки овощей.

Изменение содержания витаминов и минеральных веществ в овощах в зависимости от условий кулинарной обработки. Технология приготовления блюд из отварных овощей. Требования к качеству и оформлению готовых блюд.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ

Определение доброкачественности овощей по внешнему виду и при помощи индикаторов.

Приготовление салата из сырых овощей.

Фигурная нарезка овощей для художественного оформления салатов.

Приготовление блюда из вареных овощей.

Тема 6. «Блюда из фруктов. (2ч)

Пищевая (питательная) ценность фруктов. Содержание в них витаминов, минеральных солей, глюкозы, клетчатки. Содержание влаги в продуктах, её влияние на качество и сохранность продуктов. Способы хранения фруктов. Хранение и условия кулинарного использования фруктов. Влияние экологии окружающей среды на качество фруктов. Определение доброкачественности фруктов по внешнему виду. Методы определения количества нитратов во фруктах с помощью измерительных приборов, в химических лабораториях, с помощью бумажных индикаторов в домашних условиях. Способы удаления лишних нитратов из фруктов. Общие правила механической кулинарной обработки фруктов. Правила кулинарной обработки, обеспечивающие сохранение цвета фруктов и витаминов. Правила измельчения фруктов, наиболее распространённые формы нарезки фруктов. Инструменты и приспособления для нарезки. Технология приготовления салата из фруктов. Украшение готовых блюд.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ

Приготовление салата из овощей.

Фигурная нарезка фруктов для художественного оформления блюд.

Приготовление блюда из фруктов.

Тема 7. «Блюда из яиц»(2 ч)

Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Меры предосторожности при кулинарной обработке яиц. Способы определения свежести яиц. Способы хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления для взбивания. Способы варки куриных яиц: всмятку, в мешочек, вкрутую. Подача варёных яиц. Жарение яиц: приготовление яичницы-глазуньи, омлета натурального. Подача готовых блюд.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ

Приготовление блюд из яиц.

Тема 8. «Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку» (2 ч )

Особенности сервировки стола к завтраку, обеду, ужину, празднику. Набор столовых приборов и посуды. Способы складывания салфеток. Правила пользования столовыми приборами.

Подача готовых блюд к столу. Правила подачи десерта.

Эстетическое оформление стола. Освещение и музыкальное оформление. Культура использования звуковоспроизводящей аппаратуры. Правила поведения за столом. Прием гостей и правила поведения в гостях. Время и продолжительность визита.

Приглашения и поздравительные открытки.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ

Оформление стола к празднику.

Организация фуршета.

Раздел 5. Создание изделий из текстильных материалов.

Тема 1. Свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения (2ч.)

Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных и искусственных волокон.

Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого современного производства и в домашних условиях.

Основная и уточная нити в ткани. Лицевая и изнаночная стороны ткани, виды переплетений нитей в тканях.

Механические, физические, технологические, эксплуатационные свойства тканей, нитей, шнуров и нетканых материалов. Сравнительные характеристики тканей из натуральных и химических волокон. Способы обнаружения химических волокон в тканях.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ

Изучение свойств нитей основы и утка.

Определение лицевой и изнаночной сторон, направления долевой нити в ткани.

Распознавание волокон и нитей из хлопка, льна.

Тема 2. Текстильные материалы и их свойства. (2ч)

Общие свойства текстильных материалов: физические, эргономические, эстетические, технологические. Виды и свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения: хлопчатобумажных и льняных тканей, ниток, тесьмы, лент

Тема 3. Конструирование швейных изделий (4ч.)

Классово-социальное положение человека и его отражение в костюме. Краткие сведения из истории одежды. Современные направления моды. Народный костюм как основа в построении современных форм одежды.

Роль конструирования в выполнении основных требований к одежде. Типовые фигуры и размерные признаки фигуры человека. Системы конструирования одежды. Краткая характеристика расчетно-графической системы конструирования. Основные точки и линии измерения фигуры человека.

Последовательность построения чертежей основы швейных изделий по своим меркам. Расчетные формулы, необходимые для построения чертежей основы швейных изделий.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ

Эскизная разработка модели рабочей одежды швейного изделия на основе цветовых контрастов.

Снятие мерок и запись результатов измерений.

Построение чертежа швейного изделия в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам или по заданным размерам.

Тема 4. «Швейная машина» (4 ч)

1. Швейные ручные работы.

2. Швейная машина.

Основные операции на швейной машине.

Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом. Основные узлы швейной машины. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Подготовка швейной машины к работе: намотка нижней нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток, выведение нижней нитки наверх. Приёмы работы на швейной машине: начало работы, поворот строчки под углом, закрепление машинной строчки в начале и конце работы, окончание работы. Неполадки, связанные с неправильной заправкой ниток. Назначение и правила использования регулирующих механизмов: переключателя вида строчек, регулятора длины стежка, клавиши шитья назад

Тема 5. Технология изготовления швейных изделий(10ч.)

Ручные стежки и строчки. Технология выполнения машинных швов, их условные графические обозначения.

Подготовка ткани к раскрою. Особенности раскладки выкройки на ткани в зависимости от ширины ткани, рисунка или ворса. Инструменты и приспособления для раскроя. Способы переноса контурных и контрольных линий выкройки на ткань.

Правила выполнения следующих технологических операций:

  • обработка деталей кроя;

  • обработка карманов, поясов, бретелей.

  • обметывание швов ручным и машинным способами;

  • обработка верхнего края поясного изделия притачным поясом;

  • обработка низа швейного изделия машинным способами

Сборка изделия. Проведение примерки, выявление и исправление дефектов.

Стачивание машинными швами и окончательная отделка изделия. Приемы влажно-тепловой обработки тканей из натуральных. Контроль качества готового изделия.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ

Выполнение образцов ручных стежков, строчек и швов.

Выполнение раскладки выкроек на различных тканях.

Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя.

Обработка деталей кроя.

Скалывание и сметывание деталей кроя.

Проведение примерки, исправления дефектов.

Стачивание деталей и выполнение отделочных работ.

Влажно-тепловая обработка изделия.

Определение качества готового изделия.

Раздел 6. Художественные ремесла

Тема 1. Декоративно-прикладное искусство(2ч.)

Знакомство с различными видами с декоративно-прикладного искусства народов нашей страны. Традиционные виды рукоделия: вышивка, вязание, плетение, ковроткачество, роспись по дереву и тканям и др. Знакомство с творчеством народных умельцев своего края, области, села. Инструменты и приспособления, применяемые в традиционных художественных ремеслах.

Традиции, обряды, семейные праздники. Подготовка одежды к традиционным

праздникам. Отделка изделий вышивкой, тесьмой, изготовление сувениров к праздникам.

Тема 2. Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства.(2ч.)

Эмоциональное воздействие декоративной композиции. Статичная и динамичная композиция.

Понятие о ритмической или пластической композиции, ее тональное решение. Симметричные и асимметричные композиции, их основные решения в построение. Роль композиции, колорита, фактуры материала в художественном выражении произведений декоративно-прикладного искусства.

Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов народов России. Цветовые сочетание в орнаменте. Виды орнаментов. Возможности графических редакторов персональных компьютеров в создании эскизов, орнаментов, элементов композиции, в изучении сочетания различных цветов.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ

Выполнение статичной, динамичной, симметричной и асимметричной композиций.

Выполнение эскизов орнаментов для платка, резьбы по дереву и др.

Зарисовка современных и старинных узоров и орнаментов.

Создание композиции с изображением пейзажа для панно или платка по природным мотивам.

Тема 3. Лоскутное шитье (4ч.)

Краткие сведения истории создания изделий из лоскута. Возможности лоскутной пластики, ее связь с направлениями современной моды.

Материалы для лоскутной пластики. Подготовка материалов к работе. Инструменты, приспособления, шаблоны для выкраивания элементов орнамента. Технология соединения деталей между собой и с подкладкой. Использование прокладочных материалов.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ

Изготовление шаблонов из картона или плотной бумаги (треугольник, квадрат, шестиугольник).

Изготовление швейного изделия в технике лоскутного шитья.

Календарно-тематическое планирование 5 класс

урока

Наименование разделов, тем

Количество часов

Практическая часть программы

Универсальные учебные действия

Основные виды деятельности обучающихся

Дата

Домашнее задание

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности» (2 ч)

1-2

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. «Исследовательская и созидательная деятельность»

2

Знакомство с проектной деятельностью.

Проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области выражение желания учится и трудится на производстве Самопознание;

самооценка личная ответственность;

адекватное реагирование на трудности

принятие учебной цели;

выбор способов деятельности;

планирование организации контроля труда; организация рабочего места; выполнение правил гигиены учебного труда.

сравнение;

анализ;

систематизация;

мыслительный эксперимент;

практическая работа;

усвоение информации с помощью компьютера;

работа со справочной литературой;

работа с дополнительной литературой

Умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п. Умение выделять главное из прочитанного; слушать и слышать собеседника, учителя; задавать вопросы на понимание, обобщение.

Ознакомиться с правилами ТБ.

Знакомиться с примерами творческих проектов пятиклассников. Определять цель и задачи проектной деятельности. Изучать этапы выполнения проекта. Составлять доклад для защиты творческого проекта. Защищать творческий проект

п.1-2

Раздел «Технологии домашнего хозяйства» (2 ч)

3-4

«Интерьер кухни, столовой»

2

«Проектирование кухни с помощью ПК»

Практическая работа №1.Разработка плана размещения оборудования на кухне - столовой

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи,

умеет организовывать своё рабочее место и работу, принимает и сохраняет учебную задачу

усвоение новых способов умственной деятельности через разные виды получения информации

задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

Знакомиться с эргономическими, санитарно-гигиеническими, эстетическими требованиями к интерьеру. Находить и представлять информацию об устройстве современной кухни. Планировать кухню с помощью шаблонов и ПК

п.3

5-6

Творческий проект «Планирование кухни-столовой»

Защита проекта.

При выполнении задания в рамках того или иного проекта у школьников формируется доброжелательное отношение к окружающим, чувство уважения к личности другого человека, а также потребность в самовыражении и самореализации.

умение ставить цель, преобразовывать практическую задачу в познавательную; самостоятельно анализировать условия достижения цели; планировать путь достижения цели; контролировать свое время и управлять им.

осуществление поиска информации с использованием различных ресурсов, в том числе и Интернета; структурирование текста выступления.

умение формулировать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения; задавать вопросы, необходимые для организации деятельности; работать в группе, строить продуктивное взаимодействие

Выполнять проект по разделу «Технологии жилого дома».

Стр.

24-28

Раздел «Электротехника» (1 ч)

7

«Бытовые электроприборы»

1

Изучение потребности в бытовых электроприборах на кухне.

активизация имевшихся ранее знаний, активное погружение в тему,

умеет организовывать своё рабочее место и работу, принимает и сохраняет учебную задачу

формирование умения на основе анализа объектов делать выводы, формирование умения обобщать и классифицировать по признакам

формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности

Изучать потребность в бытовых электроприборах на кухне. Находить и представлять информацию об истории электроприборов. Изучать принципы действия и правила эксплуатации микроволновой печи и бытового холодильника

п.4

Раздел «Кулинария» (14 ч)

8

«Санитария и гигиена
на кухне»

1

Подготовка посуды и инвентаря к приготовлению пищи.

осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению, применение на практике и последующее повторение нового материала

умеет организовывать своё рабочее место и работу, принимает и сохраняет учебную задачу

. развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности, слушают вопросы учителя, отвечают на вопро­сы учителя, осуществляют актуализацию личного жизненного опыта

формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности.

Овладевать навыками личной гигиены при приготовлении пищи и хранении продуктов.

Организовывать рабочее место. Определять набор безопасных для здоровья моющих и чистящих средств для мытья посуды и уборки кабинета технологии.

Осваивать безопасные приёмы работы с кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячей посудой, жидкостью.

Оказывать первую помощь при порезах и ожогах

п. 5

9

«Физиология питания»

1

Практическая работа №2.Составление индивидуального режима питания и дневного рациона на основе пищевой пирамиды.

осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению, применение на практике и последующее повторение нового материала

умеет организовывать своё рабочее место и работу, принимает и сохраняет учебную задачу

развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности, слушают вопросы учителя, отвечают на вопро­сы учителя, осуществляют актуализацию личного жизненного опыта

формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности.

Находить и представлять информацию о содержании в пищевых продуктах витаминов, минеральных солей и микроэлементов. Осваивать исследовательские навыки при проведении лабораторных работ по определению качества пищевых продуктов и питьевой воды. Составлять индивидуальный режим питания и дневной рацион на основе пищевой пирамиды

П.6

10-11

«Бутерброды и

горячие напитки»

2

Практическая работа №3.Приготовление и оформление бутербродов.

активизация имевшихся ранее знаний, активное погружение в тему, высказывание различных вариантов решения данной проблемы

умеет организовывать своё рабочее место и работу, принимает и сохраняет учебную задачу.

усвоение новых способов умственной деятельности через разные виды получения информации

продолжение развития умения использовать простые речевые средства для передачи своего мнения ;умение полно и точно выражать свои мысли, участие в коллективном обсуждении проблем и принятии решений

Приготавливать и оформлять бутерброды. Определять вкусовые сочетания продуктов в бутербродах. Подсушивать хлеб для канапе в жарочном шкафу или тостере. Приготавливать горячие напитки (чай, кофе, какао). Проводить сравнительный анализ вкусовых качеств различных видов чая и кофе. Находить и представлять информацию о растениях, из которых можно приготовить горячие напитки.

П.7-8

12-13

«Блюда из круп, бобовых

и макаронных изделий»

2

Практическая работа № 4.Приготовление и оформление блюд из круп, бобовых и макаронных изделий.

осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению, применение на практике, готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства

умеет организовывать своё рабочее место и работу, принимает и сохраняет учебную задачу.

развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности, слушают вопросы учителя, отвечают на вопро­сы учителя,

формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности

Читать маркировку и штриховые коды на упаковках. Знакомиться с устройством кастрюли-кашеварки. Определять экспериментально оптимальное соотношение крупы и жидкости при варке гарнира из крупы. Готовить рассыпчатую, вязкую и жидкую кашу. Определять консистенцию блюда. Готовить гарнир из бобовых или макаронных изделий. Находить и представлять информацию о крупах и продуктах их переработки; о блюдах из круп, бобовых и макаронных изделий. Дегустировать блюда из круп, бобовых и макаронных изделий. Знакомиться с профессией повар

П.9

14-15

«Блюда из овощей»

2

Практическая работа № 5. Приготовление и оформление блюд из сырых и варёных овощей

осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению, применение на практике и последующее повторение нового материала формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности.

умеет организовывать своё рабочее место и работу, принимает и сохраняет учебную задачу.

развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности, слушают вопросы учителя, отвечают на вопро­сы учителя, осуществляют актуализацию личного жизненного опыта

формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности.

Определять доброкачественность овощей и фруктов по внешнему виду и с помощью индикаторов. Выполнять кулинарную механическую обработку овощей и фруктов. Выполнять фигурную нарезку овощей для художественного оформления салатов. Осваивать безопасные приёмы работы ножом и приспособлениями для нарезки овощей. Отрабатывать точность и координацию движений при выполнении приёмов нарезки. Читать технологическую документацию.

П.10

16-17

«Блюда из фруктов».

2

Практическая работа № 6. Приготовление блюд из фруктов.

формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности.

умеет организовывать своё рабочее место и работу, принимает и сохраняет учебную задачу

развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности, слушают вопросы учителя, отвечают на вопро­сы учителя, осуществляют актуализацию личного жизненного опыта

формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности.

Осваивать безопасные приёмы тепловой обработки овощей. Готовить гарниры и блюда из варёных овощей. Осуществлять органолептическую оценку готовых блюд. Находить и представлять информацию об овощах, применяемых в кулинарии, о блюдах из них, влиянии на сохранение здоровья человека, о способах тепловой обработки, способствующих сохранению питательных веществ и витаминов. Овладевать навыками деловых, уважительных, культурных отношений со всеми членами бригады

П.11

18-19

«Блюда из яиц»

2

Практическая работа № 7. Приготовление блюд из яиц.

осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению, применение на практике и последующее повторение нового материала

умеет организовывать своё рабочее место и работу, принимает и сохраняет учебную задачу

развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности, слушают вопросы учителя, отвечают на вопро­сы учителя, осуществляют актуализацию личного жизненного опыта

формирование компетенции в общении.

Определять свежесть яиц с помощью овоскопа или подсоленной воды. Готовить блюда из яиц. Находить и представлять информацию о способах хранения яиц без холодильника, о блюдах из яиц, способах оформления яиц к народным праздникам

П.12

20-21

«Приготовление завтрака.

Сервировка стола
к завтраку»

2

Практическая работа №8. Сервировка стола к завтраку. Складывание салфеток

осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению, применение на практике и последующее повторение нового материала

умеет организовывать своё рабочее место и работу, принимает и сохраняет учебную задачу

умеет организовывать своё рабочее место и работу, принимает и сохраняет учебную задачу

развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности, слушают вопросы учителя, отвечают на вопро­сы учителя, осуществляют актуализацию личного жизненного опыта

Подбирать столовое бельё для сервировки стола к завтраку. Подбирать столовые приборы и посуду для завтрака. Составлять меню завтрака. Рассчитывать количество и стоимость продуктов для приготовления завтрака. Выполнять сервировку стола к завтраку, овладевая навыками эстетического оформления стола. Складывать салфетки. Участвовать в ролевой игре «Хозяйка и гости за столом»

П.13

22-23

24-25

Творческий проект «Приготовление воскресного завтрака для всей семьи»

2

2

Защита проекта


При выполнении задания в рамках того или иного проекта у школьников формируется доброжелательное отношение к окружающим, чувство уважения к личности другого человека, а также потребность в самовыражении и самореализации.

умение ставить цель, преобразовывать практическую задачу в познавательную; самостоятельно анализировать условия достижения цели; планировать путь достижения цели; контролировать свое время и управлять им.

осуществление поиска информации с использованием различных ресурсов, в том числе и Интернета; структурирование текста выступления.

умение формулировать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения; задавать вопросы, необходимые для организации деятельности; работать в группе, строить продуктивное взаимодействие


Стр.

77-81

Раздел «Создание изделий из текстильных материалов» (22 ч)

26-27

«Свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения»

2

Практическая работа № 9. Определение направления долевой нити в ткани.

Определение лицевой и изнаночной сторон в ткани.

Понимание возможности умения распознавать различные виды тканей. Узнать свойства тканей. Учет разных мнений и умение обосновать собственное.

осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению, применение на практике и последующее повторение нового материала

умеет организовывать своё рабочее место и работу, принимает и сохраняет учебную задачу

формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности.

Составлять коллекции тканей из натуральных волокон растительного происхождения. Исследовать свойства хлопчатобумажных и льняных тканей. Изучать характеристики различных видов волокон и материалов: тканей, ниток, тесьмы, лент по коллекциям. Определять направление долевой нити в ткани. Исследовать свойства нитей основы и утка. Определять лицевую и изнаночную стороны ткани. Определять виды переплетения нитей в ткани. Проводить анализ прочности окраски тканей

П.14

28-29

«Текстильные материалы и их свойства».

2

Практическая работа № 10. Сравнительный анализ прочности окраски тканей.

Изучение свойств тканей из хлопка и льна.

закрепление нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению, применение их на практике.

принимает и сохраняет учебную задачу, самоконтроль выполнения задания, внесение корректив в учебно-познавательную деятельность

владение методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;

оценка и самооценка учебной деятельности.

Находить и представлять информацию о производстве нитей и тканей в домашних условиях, об инструментах и приспособлениях, которыми пользовались для этих целей в старину. Изучать свойства тканей из хлопка и льна. Знакомиться с профессиями оператор прядильного производства и ткач. Оформлять результаты исследований

П.15

30-31

«Конструирование швейных изделий»

2

Практическая работа № 11. Изготовление выкроек для образцов ручных и машинных работ.

формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности

принимает и сохраняет учебную задачу, самоконтроль выполнения задания, внесение корректив в учебно-познавательную деятельность

владение методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации

оценка и самооценка учебной деятельности.

Снимать мерки с фигуры человека и записывать результаты измерений. Рассчитывать по формулам отдельные элементы чертежей швейных изделий. Строить чертёж швейного изделия в масштабе 1 : 4 и в натуральную величину по своим меркам или по заданным размерам.

П.16

32-33

«Конструирование швейных изделий»

2

Практическая работа № 12. Снятие мерок и изготовление выкройки проектного изделия. Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою.


Копировать готовую выкройку. Находить и представлять информацию об истории швейных изделий

П.17-18

34-35

«Швейная машина»

2

Практическая работа № 13. Упражнение в шитье на швейной машине, не заправленной нитками.

Заправка швейной машины нитками. Упражнение в шитье на швейной машине, заправленной нитками.


Изучать устройство современной бытовой швейной машины с электрическим приводом. Подготавливать швейную машину к работе: наматывать нижнюю нитку на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нитки, выводить нижнюю нитку наверх. Выполнять прямую и зигзагообразную машинные строчки с различной длиной стежка по намеченным линиям по прямой и с поворотом под углом с использованием переключателя вида строчек и регулятора длины стежка.

П. 19

36-37

2. Швейная машина.

Основные операции на швейной машине

2

Практическая работа № 14. Выполнение прямой и зигзагообразной строчек с изменением длины стежка. Упражнение в выполнение закрепок.


Выполнять закрепки в начале и конце строчки с использованием клавиши шитья назад. Находить и представлять информацию об истории швейной машины. Овладевать безопасными приёмами труда

П.20-21

38-39

«Технология изготовления швейных изделий»

Раскрой изделия

2

Практическая работа № 15. Раскладка выкроек на ткани. Раскрой швейного изделия.

закрепление нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению, применение их на практике.

принимает и сохраняет учебную задачу, самоконтроль выполнения задания

владение методами чтения технологической и инструктивной информации

оценка и самооценка учебной деятельности

Определять способ подготовки данного вида ткани к раскрою. Выполнять экономную раскладку выкроек на ткани с учётом направления долевой нити, ширины ткани и направления рисунка, обмеловку с учётом припусков на швы. Выкраивать детали швейного изделия. Находить и представлять информацию об истории создания инструментов для раскроя.

П.22

40-41

Обработка боковых срезов.

2

Практическая работа № 16. Изготовление образцов ручных и машинных работ. Проведение влажно-тепловых работ.


Изготовлять образцы машинных работ: обмётывание зигзагообразными стежками; застрачивание (вподгибку с открытым срезом и вподгибку с закрытым срезом); стачивание. Проводить влажно-тепловую обработку на образцах машинных швов: приутюживание, разутюживание, заутюживание.

П.23

42-43

Обработка карманов

2

Практическая работа № 17. Виды обработки карманов.


Требования к выполнению ручных работ. Правила выполнения прямого стежка Обработка накладных карманов

П.23

44-45

Обработка пояса

2

Практическая работа № 18. Виды обработки пояса.


Обработка кулиски под мягкий пояс (в фартуке)

П.23

46-47

Обработка низа изделия.

Оформление изделия.

2

Практическая работа № 19. Обработка проектного изделия по индивидуальному плану.


Критерии качества готового изделия.

Записи в тетради

48-49

50-51

Творческий проект «Наряд для завтрака»

2

Защита проекта

При выполнении задания в рамках того или иного проекта у школьников формируется доброжелательное отношение к окружающим, чувство уважения к личности другого человека, а также потребность в самовыражении и самореализации.

умение ставить цель; преобразовывать практическую задачу в познавательную; самостоятельно анализировать условия достижения цели; планировать путь достижения цели; контролировать свое время и управлять им.

осуществление поиска информации с использованием различных ресурсов, в том числе и Интернета; структурирование текста выступления.

умение формулировать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения; задавать вопросы, необходимые для организации деятельности; работать в группе, строить продуктивное взаимодействие

Выполнять проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов».

Стр.144-148

Раздел «Художественные ремёсла» (8 ч)

52-53

«Декоративно-прикладное искусство»

2

Изучение лучших работ мастеров декоративно-прикладного искусства родного края.

формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности

принимает и сохраняет учебную задачу, самоконтроль выполнения задания, внесение корректив в учебно-познавательную деятельность

развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

оценка и самооценка учебной деятельности.

Изучать лучшие работы мастеров декоративно-прикладного искусства родного края. Зарисовывать и фотографировать наиболее интересные образцы рукоделия. Анализировать особенности декоративно-прикладного искусства народов России. Посещать краеведческий музей (музей этнографии, школьный музей). Находить и представлять информацию о народных промыслах своего региона, о способах и материалах, применяемых для украшения праздничной одежды в старину

П.24

54-55

«Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства»

Орнамент.

Символика в орнаменте.

2

Практическая работа № 20. Зарисовка природных мотивов с натуры, их стилизация. Создание графической композиции, орнамента на ПК или на листе бумаги в клетку.


Зарисовывать природные мотивы с натуры и осуществлять их стилизацию. Выполнять эскизы орнаментов для салфетки, платка, одежды, декоративного панно. Создавать графические композиции на листе бумаги или на ПК с помощью графического редактора

П.25-26-27

56-57

58-59

«Лоскутное шитьё»

Технология изготовления лоскутного изделия.

2

Практическая работа № 21. Изготовление образцов лоскутных узоров.

Практическая работа № 22. Изготовление проектного изделия в технике лоскутного шитья.


Изучать различные виды техники лоскутного шитья. Разрабатывать узор для лоскутного шитья на ПК с помощью графического редактора. Изготовлять шаблоны из картона или плотной бумаги. Подбирать лоскуты ткани соответствующего цвета, фактуры, волокнистого состава для создания лоскутного изделия. Изготовлять образцы лоскутных узоров. Обсуждать наиболее удачные работы. Находить и представлять информацию об истории лоскутного шитья

П.28

П.29

60-61

62-63

Творческий проект «Лоскутное изделие для кухни-столовой».

2

2

Защита проекта

При выполнении задания в рамках того или иного проекта у школьников формируется доброжелательное отношение к окружающим, чувство уважения к личности другого человека, а также потребность в самовыражении и самореализации.

умение ставить цель, преобразовывать практическую задачу в познавательную; самостоятельно анализировать условия достижения цели; планировать путь достижения цели; контролировать свое время и управлять им.

осуществление поиска информации с использованием различных ресурсов, в том числе и Интернета; структурирование текста выступления.

умение формулировать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения; задавать вопросы, необходимые для организации деятельности; работать в группе, строить продуктивное взаимодействие.

Выполнять проект по разделу «Художественные ремёсла». Оформлять портфолио и пояснительную записку к творческому проекту. Подготавливать электронную презентацию проекта. Составлять доклад для защиты творческого проекта. Защищать творческий проект

Стр.178-184

64-65

66

Разработка электронной презентации

2

1

Показ электронной презентации.


П.30

67-68

Защита проекта

2


Повтор.пройденого материала.

8. Наличие материально-технического, информационного обеспечения

п/п

вид средства обучения

наименование средства обучения / учебного пособия

1

Книгопечатная продукция

УМК:

  • Синица Н.В., Симоненко В.Д. «Технологии ведения дома», учебник для обучающихся 5 класса, М.: «Вентана-Граф», 2013 год

  • Программа «Технология» 5-8 классы, под редакцией А.Т. Тищенко, Н.В. Синица, под руководством профессора В.Д. Симоненко, Москва: Издательский центр «Вентана-Граф» 2013

  • Рабочая тетрадь «Технология ведения дома» 5 класс, под редакцией Н.В. Синица, Н.А. Буглаева, Москва: Издательский центр «Вентана-Граф», 2013



2. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

№ п/п

Наименование

Имеется в наличии

Необходимо приобрести

1

Ноутбук

+


3. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

п/п

Наименование

Имеется в наличии

Необходимо приобрести

ШВЕЙНАЯ МАСТЕРСКАЯ

1

Манекен

1 шт.


2

Лента сантиметровая

2шт.


3

Линейка деревянная 100 см.

3 шт.


4

Линейка деревянная 20 см.

2 шт.


5

Линейка закройщика М 1:4

5 шт.


6

Машина швейная

12 шт.

+

7

Оверлок

1 шт.


8

Набор шаблонов швейных изделий в М 1:4 для моделирования

Разработан Мазуровой В.Б.


9

Ножницы

4 шт.


10

Стол рабочий



11

Утюг электрический с терморегулятором и пароувлажнителем.

2 шт.


12

Занавес тюлевый

4 шт.







КАБИНЕТ КУЛИНАРИИ



1

Элетровзбивалка

2 шт.


2

Мясорубка

2 шт.

.

3

Плита электрическая

3 шт.


4

Холодильник

1 шт


5

Чайник

4 шт.


6

Кухонная гарнитура из 6 предметов

1 шт.


7

Подставка под плиты

2 шт.

8

Кастрюли

9 шт.

9

кофейники

3 шт.

10

Сковороды

3 шт.

11

Дуршлаг

3 шт.

12

Чашки эмалированные

3 шт.

13

Стол кухонный

3 шт.

14

Подставка под посуду

3 шт.

15

Кухонный набор из нержавеющей стали

3 шт.

16

Чайный сервис

3 шт.

17

Тарелки глубокие

10 шт.

18

Тарелки мелкие

10 шт.

19

Ложки

18 шт.

20

Вилки

18 шт.

21

Огнетушитель

1 шт.

22

Шторы

2шт.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ

п/п

Наименование

Имеется в наличии

Необходимо приобрести

1

Коллекция «Лен и продукты его переработки»

1 шт.

+

2

Коллекция «Хлопок и продукты его переработки»

2 шт.

+

3

Коллекция «Шелк и продукты его переработки»

1 шт.

+

4

Коллекция «Шерсть и продукты его переработки»

1 шт.

+

2. ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ

п/п

Наименование

Имеется в наличии

Необходимо приобрести

1

Дидактический материал по конструированию и моделированию швейных изделий для 5 класса


Кабинет кулинарии

1

Комплект рецептур блюд

+

+

КАТАЛОГ МЕДИАТЕКИ И БИБЛИОТЕКИ КАБИНЕТА

П/П

Автор

Название книги, журнала, дисков, программ, кассет (видео, аудио) и т.п.

Издательство,

год издания

Диски

1

А.Т.Тищенко, Н.В. Синица

Программа «Технология»,5-8 классы

М: Издательский центр, 2013

2


Курсы вязание крючком

2012

3


Техника изонить

2012


4

М.А Давыдова

Поурочные разработки по технологии М..А. Давыдова 5 класс (вариант для девочек)

Москва ВАКО 2011

5

Майко Дианн Босек

Чудесные фигурки из ниток

Харьков-Белгород

Клуб семейного досуга 2014

6

Клэр Сун-ок Чой

Квилинг для всех

Харьков-Белгород

Клуб семейного досуга 2013

7

Лили Саймонс

Удивительные цветы из ниток и проволоки

Харьков-Белгород

Клуб семейного досуга 2012

8

М.В.Третьякова

Декоративные цветы из гофрбумаги

Издательство СКИФ, 2014

9

С.Ю. Ращупкина

Поделки из папье-маше

Москва:Рипол классик, 2012

Интернет-ресурсы:

  1. center.fio.ru/som

  2. eor-np

  3. eor.it.ru

  4. openclass.ru/user

  5. www/it-n.ru

  6. eidos.ru

  7. botic.ru

  8. cnso.ru/tehn

  9. files.school-collection.edu.ru

  10. trud.rkc-74.ru

  11. tehnologia.59442

  12. domovodstvo.fatal.ru

  13. tehnologiya.narod.ru

new.teacher.fio.ru

Приложение к программе: темы творческих проектов

1. «Планирование кухни - столовой»

2. «Приготовление воскресного завтрака для всей семьи»

3. «Наряд для завтрака» 4. «Лоскутное изделие для кухни столовой»


© 2010-2022