Проектная деятельность в школе 10 класс

Раздел Технология
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Сандықтау ауданы білім бөлім» ММПроектная деятельность в школе 10 класс

ГУ «Отделобразования Сандыктауского района»

«Балкашин №1 орта мектебі» ММ

ГУ «Балкашинская средняя школа»

Предмет: технология

10 класс

Тема:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ







Проектная деятельность в школе 10 класс

2014 год

Составитель: Муровцова Татьяна Алексеевна, учитель технологии второй категории

Рецедент: Токушева Н.Б. методист РОО

Рассмотренно на педагогическом совете № 12 от 21 мая 2014 года











Данная брошура включает в себя материалы выполнения творческого проекта Брошура предназначена дляиспользования учителем технологии.

Предисловие

Предмет «Технология» - одна из важнейших частей системы, составляющие гуманитарные науки. Знания технологии обеспечивают формирование основ знаний, прививают навыки техники безопасности.

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Такая подготовка не может быть обеспечена за счёт усвоения определённого количества знаний. На современном этапе требуется другое: выработка умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе.

В последние годы в развитых странах мира активно обсуждается проблема поворота системы образования к формированию ключевых компетенции. Эта проблема стала актуальной и для отечественной школы.

Полноценная познавательная деятельность школьников выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности есть не что иное, как ключевые компетентности. Они формируются у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им особого вида учебных заданий - проектных работ - приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.

Особая роль в достижении целей образования принадлежит проектной технологи, т.к. она оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относится обучение. Развитие и расширение использования проектной технологии напрямую связывается с и проблемой изменения эффективности обучения.

Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов, на основе анализа информации, при проведении экспериментов и исследований.

В рамках профильного обучения проектирование следует рассматривать как основной вид познавательной деятельности школьников.

Учет особенностей структуры познавательной деятельности школьника по усвоению и применению содержания образования является исходным моментом в разработке и определении эффективных средств и способов организации, управления учебной деятельностью учащихся.

Общепризнано, что современного человека должны отличать ответственность и инициативность, продуктивность и эффективность, адаптивность к динамично меняющимся условиям, способность к множественным выборам, новый тип функциональной грамотности. Формирование этих социально значимых качеств и призвана решить модернизация образования.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ.

ВИДЫ ПРОЕКТОВ. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТАМИ.

Что такое метод проектов.

Под проектом (от лат. projectus - выдвинутый вперед) в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова понимается:

1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;

2) предварительный текст какого-нибудь документа;

3) замысел, план.

Проект - замысел, план; разработанный план сооружения, механизма; предварительный текст какого-либо документа.

Проекты стали распространённой формой продуктивной и общественно значимой деятельности людей в самых различных сферах. Мы постоянно слышим о гуманитарных, экологических, экономических, политических, спортивных развлекательных и других проектах.




Виды проектов в школе

Монопредметный проект - проект в рамке одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно-урочную систему.

Межпредметный проект - проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности.

Надпредметный проект - внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.




Последовательность работы над проектом

Стадия

работы над проектом

Содержание работы

Деятельность

учащихся

Деятельность

учителя

1

2

3

4

Подготовка

Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы

Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников.

Планирование

а) Определение источников необходимой информации.

б) Определение способов сбора и анализа информации.

в) Определение способа представления результатов (формы проекта)

г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.

д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы

Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности.

Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся.

Исследование

1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.)

2.Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.

3.Выбор оптимального варианта хода проекта.

4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта

Поэтапно выполняют задачи проекта

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся

Выводы

Анализ информации. Формулирование выводов

Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект

Наблюдает, советует (по просьбе учащихся)

Представление (защита) проекта и оценка его результатов

Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого

Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке.

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта


Оценивание проекта

(индивидуальная карта учащегося, защищающего проект)

Этапы

Критерии оценки

Самооценка

Учитель

Коллеги

по команде

Защита

Представление (15 баллов)

Ответы на вопросы (15 баллов)

Процесс

проектирования

Интеллектуальная активность (10 баллов)

Творчество (10 баллов)

Практическая деятельность (10 баллов)

Умение работать в команде (10 баллов)

Итог

Достигнутый результат (15 баллов)

Оформление (15 баллов)


85 - 100 баллов - «отлично»;

70 - 85 баллов - «хорошо»;

50 - 70 баллов - «удовлетворительно»;

менее 50 баллов - «неудовлетворительно».

Рейтинговая оценка проекта


Оценка

этапов

Критерии оценки

Баллы

Оценка

работы

Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы

5, 10, 20

Объём разработок и количество предлагаемых решений

5, 10, 20

Практическая ценность

5, 10

Уровень самостоятельности участников

10, 20

Качество оформления записки, плакатов и др.

5, 10, 15

Оценка рецензентом проекта

5, 10

Оценка

защиты

Качество доклада

5, 10, 20

Проявление глубины и широты представлений по излагаемой теме

5, 10, 20

Проявление глубины и широты представлений по данному предмету

5, 10, 20

Ответы на вопросы учителя

5, 10

Ответы на вопросы учащихся

5, 10














180 - 140 баллов - «отлично»;

135 - 100 баллов - «хорошо»;

95 - 65 баллов - «удовлетворительно»;

менее 65 баллов - «неудовлетворительно».

Рейтинговая оценка проекта (повышенный уровень)

Этапы

Критерии оценки

Уровень

(0, 5, 10, 20)

Оформление и выполнение проекта

Актуальность темы и предлагаемых решений, практическая направленность

Объём и полнота разработок, самостоятельность, законченность, подготовленность к защите

Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений

Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов

Качество записки: оформление, соответствие стандартным требованиям, рубрицирование и структура текста, качество эскизов, схем, рисунков

Защита

Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность и убеждённость

Объём и глубина знаний по теме (предмету), эрудиция, наличие межпредметных (междисциплинарных) связей

Представление проекта: культура речи, манера, использование наглядных средств, чувство времени, Импровизационное начало, удержание внимания аудитории

Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убеждённость, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы

Деловые и волевые качества докладчика: умение принять ответственное решение, готовность к дискуссии, способность работать с перегрузкой, доброжелательность, контактность

200 - 155 баллов - «отлично»;

154 - 100 баллов - «хорошо»;

менее 100 баллов - «удовлетворительно».


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА

 обозначение проблемы;

 обозначение цели;

 продуманность пути решения;

 обозначение конечного результата;

 реальность проекта;

 умение вести дискуссию.

 образовательный эффект;

 регламент;

 культура речи;

 свободное владение материалом;

 культура оформления работы;

 наглядность;




ВИДЫ РЕФЕРАТИВНЫХ РАБОТ

 информационно - реферативные, написанные на основе нескольких источников с целью освещения какой - либо проблемы;

 проблемно - реферативные, написанные на основе нескольких источников с целью сопоставления имеющихся в них данных и формулировки собственного взгляда на проблему;

 реферативно - экспериментальные, в основе которых лежит эксперимент, методика и результаты которого уже известны;

 описательные, нацеленные на наблюдение и качественное описание какого - либо явления.



КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО РЕФЕРАТА

 обозначение проблемы;

 выдвинутая гипотеза;

 подбор методов;

 сбор и анализ материалов;

 обозначение собственной позиции;

 образовательный эффект;

 регламент;

 культура речи;

 свободное владение материалом;

 культура оформления работы;

 наглядность;

 умение вести дискуссию



ПРИМЕР РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НАД ПРОЕКТОМ

В данной работе отражены цели, задачи и пути решения проблем, связанных с реконструкцией школьного двора. Школьный двор по сути - место , где учащиеся связывают свою жизнь с внешней деятельностью. Место, где проводят свободное время, организуют досуг, массовые мероприятия. Школьный двор - лицо школы. Каким будет двор - красивым, создающим бодрое настроение, приветливым, запоминающимся на всю жизнь - таким он останется в сердцах школьников.

Учащиеся 10 класса Краснова Татьяна и Шмыкова Карина взялись за тему «Школьный двор моя страна»

Поставили перед собой цель -

- разработать план озеленения и благоустройства пришкольного участка;

- формировать экологическую культуру учащихся на основе трудового и

духовно- нравственного развития личности;

Задачи проекта:

- сформировать у подрастающего поколения активной гражданской позиции;

- содействовать нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию;

- привлечь школьников и взрослое население к поиску решения актуальных

проблем и реализацию проекта;

- развить инициативы творчества.

И что ожидают от полученных результатов: решение задач государственной политики в области экологического, патриотического воспитания молодёжи.

- повышение заинтересованности в защите и сохранении окружающей среды;

- благоустройство и озеленение школьной территории;

- повышение экологической культуры;

- привлечение внимания населения к проблемам озеленения и благоустройства

территории, сохранение экологической безопасности;

- расширение видового разнообразия растений на пришкольном участке, для

повышения образовательной среды;

- использование пришкольного участка на уроках биологии, географии, физики,

ИЗО, трудового обучения;

Проект служит для решения этой задачи, и жители посёлка после благоустройства школьного участка захотят так же благоустроить свои участки домов. Это гипотеза, решили проверить.

Проектная деятельность в школе 10 классПроектная деятельность в школе 10 класс

Рассмотрев литературу и материалы интернета, девочки составили план оформления школьной территории, цветочных клумб, зон отдыха. Консультацию и помощь оказывали учитель технологии Муровцова Т.А. и учитель ИЗО Исаков Е.Д.

Проектная деятельность в школе 10 классПроектная деятельность в школе 10 класс

Проектная деятельность в школе 10 классПроектная деятельность в школе 10 класс

Проектная деятельность в школе 10 классПроектная деятельность в школе 10 класс

Проектная деятельность в школе 10 классПроектная деятельность в школе 10 класс

Проектная деятельность в школе 10 класс Проектная деятельность в школе 10 класс

С помощью учащихся среднего и старшего звена, учителей, родителей выполнили следующую работу

Проектная деятельность в школе 10 классПроектная деятельность в школе 10 класс

Проектная деятельность в школе 10 класс Проектная деятельность в школе 10 класс

Проектная деятельность в школе 10 класс


Работа проведена кропотливая в течении года. Подобраны лучшие эскизы, обустройства школьного двора. И вот долгожданный районный конкурс проектов

Где девочки заняли 1 место

Проектная деятельность в школе 10 классПроектная деятельность в школе 10 класс

Проектная деятельность в школе 10 классПроектная деятельность в школе 10 класс

Проектная деятельность в школе 10 классПроектная деятельность в школе 10 класс

Проектная деятельность в школе 10 класс

Проектная деятельность в школе 10 класс

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие …………………………………………………………………..1

Проектная деятельность в школе…………………………………………..…..2

Последовательность работы над проектом……………………………………5

Оценивание проекта…………………………………………………………….7

Критерии оценки………………………………………………………………...9

Пример работы учащихся над проектом……………………………………..10





© 2010-2022