Пояснительная записка к презентации Не суди по виду, суди по делам

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Моя педагогическая концепция



В современном обществе поток информации увеличивается год от года. Давно уже понятно, что основная задача современного педагога- это «вложить в голову» ученика как можно больше знаний и умений, научить ребенка свободно ориентироваться в реалиях информационного общества, самостоятельно добывать, анализировать и применять полученную информацию.

Я - учитель технологии. Возможно, кому-то этот предмет не кажется главным. Современных детей перестал интересовать данный предмет, они перестали видеть его в комплексе нужных учебных предметов. Но, на мой взгляд, он - особенный, потому что связан с жизнью, воспитывает у ребят творческие способности, толерантность, проектное мышление, социально-трудовую компетентность, способность к самообучению и самореализации. Очень важно суметь учителю оставаться актуальным в своей профессии, успевать следовать за изменениями в жизни.

Принимая пятиклассников на свой первый урок, я понимаю, что передо мной мальчишки, которые на уроках технологии в начальной школе создавали яркие «поделки» из различного материала. Творческое начало положено и мне хотелось сохранить и развить его в ребенке, помочь стать ему творческой личностью. Не потерять ЭТО по пути взросления. Ведь из класса в класс тематика уроков усложняется и, кажется, не остается места для творчества. Передо мной стал вопрос: как учить, какие методы и технологии выбрать? Работа над развитием творческих способностей личности - актуальная проблема на сегодняшний день.

Я обратился к интерактивному подходу в обучении. Наметил для себя несколько интересных направлений, выделил: интеграцию, презентацию, творческие задания, проектную и исследовательскую деятельность и определил тему: «Использование творческих заданий на уроках технологии». Над этой методической темой я работаю уже пятый год.

Целью моей работы является создание системы творческих заданий для развития творческой активности учащихся, самореализация их творческих и интеллектуальных способностей путем вовлечения в исследовательскую деятельность.

Исходя из охарактеризованной выше цели, были поставлены следующие задачи:

  • на основе научно-методических разработок с учетом педагогического опыта разработать и апробировать систему творческих заданий направленных на развитие творческих способностей учащихся;

  • способствовать распространению и презентации результатов творческой активности учащихся;

  • воспитывать в ученике уверенность в себе, осознание того, что путь к профессиональной, да и к любой другой деятельности, лежит через творчество.

Современный учитель должен быть компетентен, для того чтобы реализовать современные учебные программы, а также уметь смотивировать учащихся к решению долгосрочных задач, поэтому применение различных педагогических технологий является неотъемлемой частью образовательного процесса. На своих уроках я применяю ИКТ, игровые моменты, арт-технологии, коллективную творческую деятельность и систему творческих заданий. Творческие задания (особенно практические и близкие к жизни обучающихся) придает смысл обучению, мотивирует учащихся. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего товарища, позволяют создать фундамент для сотрудничества, самообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога. Выбор творческого задания сам по себе является творческим для педагога, поскольку требует найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям:

  • не имеет однозначного и односложного ответа или решения:

  • является практическим и полезным для учащихся;

  • связано с жизнью учащихся;

  • вызывает интерес у учащихся;

  • максимально служит целям обучения.

Под системой творческих заданий понимают упорядоченное множество взаимосвязанных творческих заданий, сконструированных на основе иерархически выстроенных методов творчества и ориентированных на познание, создание, преобразование и использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, направленных на развитие творческих способностей школьников в учебном процессе.

Выделенные группы творческих заданий позволяют представить содержание заданий в виде взаимосвязанных групп выполняющих развивающую, познавательную, ориентационную, практическую функции, способствующие развитию составляющих творческих способностей школьников. Эти группы связаны не только внутри программы каждого класса, но и между программами. Увеличиваясь пропорционально по сложности выполнения, но так, чтобы ученик не только не забывал уже изученное, а использовал его постоянно, переходя из класса в класс.

«Обычное в необычном» - развитие умение видеть в обычных предметах необычные вещи, находить им новое применение. Например, если в карандашницу, выполненную в виде пенька с отверстиями, вставить ветки ели «серпантином» получиться необычная новогодняя ель. Изготовление подставки под горячее из деревянных кругов, напиленных самостоятельно, заменяется аппликацией из этих кругов.

«Я - художник» - учит комплексному применению полученных знаний в 5 классе. Аппликации превращаются в панно и украшают двери, окна, столы, стулья и т.п.

«Я - строитель» - блок творческих заданий по конструированию и моделированию. Например, проект «Мечта скворца - скворечник», где ребенок представляет новую модель скворечника с обоснованием своей работы.

«Что я сделаю для себя и что я сделаю для других» - блок творческих заданий, направленных на социализацию, воспитание гражданской ответственности. Например разработка и создание плакатов по безопасности, адаптированных к месту проживания ребенка, с самостоятельно созданным к плакату текстом. Данные работы используются в начальной школе и детском саду.

«Мой выбор профессии» - блок проектно исследовательских работ. Задания от написания резюме до проектов «Что я могу дать профессии, которую выберу?». Например, составление бизнес плана на открытие кафе быстрого обслуживания по месту жительства.

Что еще важно, что данная система творческих заданий позволила «объединить» уроки технологии девочек и мальчиков. Это больше не две группы, в которых занятия различны, это уже вновь единый класс, где творчество детей дополняет друг друга. Например, изготовление разделочной доски (мальчики) и ее роспись (девочки), изготовление полочки (мальчики) и вязание салфетки для этой полочки (девочки), создание панно (девочки) и изготовление рамки для него (мальчики), совместные проекты по безопасности и т.д.

Скорости восприятия информации настолько велики, что конечный результат ручного и интеллектуального труда кажется очень долгим, а достижение цели по выполнению какой-либо творческой работы практически невозможным. Поэтому на своих уроках я стараюсь придерживаться основополагающих принципов обучения:

  • Принцип развивающего и воспитывающего обучения. Направлен на достижение целей всестороннего развития личности. Для этого необходимо:

    • обращать внимание на личность ученика;

    • научить учащегося мыслить причинно.

  • Принцип индивидуальности. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.

  • Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора.

  • Принцип творчества и успеха. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности.

  • Принцип доверия и поддержки. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля.

  • Принцип доступности и посильности. Деятельность учащихся строиться на основе учета реальных возможностей. Вместе с тем чрезмерное упрощение материала снижает интерес к учению, не способствует формированию учебных навыков и, главное, не содействует развитию учащихся. Идем от простого к сложному, от абстрактного к конкретному, от известного к неизвестному…

  • Принцип завершенности процесса обучения. Это повышает качество выполнение работы.

Для достижения педагогических целей использую инновационные методы обучения:

  • групповые задания,

  • ролевые, деловые игры, имитация;

  • уроки - экскурсии;

  • уроки - встречи с творческими людьми и специалистами;

  • занятия, направленные на творческое развитие - уроки-выставки; создание обучающих фильмов, выпуск газет, листовок;

  • использование видеоматериалов, интернета, наглядности;

  • решение сложных задач и проблем с помощью методов «дерево решений», «мозговой штурм»;

  • проектный;

  • метопредметных связей;

  • исследовательский;

  • дифференцированный;

  • лекционно-семинарский.

Эти методы включают в себя активные и интерактивные формы, применяющееся в обучении. Активные предусматривают деятельную позицию учащегося по отношению к преподавателю и к тем, кто получает образование вместе с ним. Во время уроков с их применением используются учебники, тетради, компьютер, т.е. индивидуальные средства, использующиеся для обучения. Благодаря этим методам, происходит эффективное усвоение знаний в сотрудничестве с другими учащимися. Например, работая в парах над совместно выбранным заданием, учащиеся учатся выслушивать критику, выдвигать и отстаивать свои идеи, поддерживать товарища по группе, чтобы получить результат. При этом каждый из них несет ответственность за проделанную работу.

Также для достижения цели, в своей работе применяю различные формы контроля - это один из важнейших этапов обучения. Он активизирует познавательную деятельность обучающихся, позволяет получить данные о промежуточных и итоговых результатах образовательного процесса, вносить в учебный процесс необходимую корректировку и намечать пути его дальнейшего совершенствования. В моей педагогической деятельности имеется система контроля знаний: технические задачи, карточки-задания, кроссворды, тесты, материалы заданий муниципальных и всероссийских олимпиад, самоанализ успешности работы над проектом, критерии оценки проектов по технологии.

Результат моей педагогической деятельности - это, конечно же, достижения моих учеников, которые уже начинают заявлять о себе, что радует меня, как их наставника. Ведь успех ученика - это успех учителя. Это две половинки одного целого, где одна не может существовать, без другой.


© 2010-2022