Методическая разработка занятия Вывязывание бабочки

Методическая  разработка  предлагается  педагогам  дополнительного  образования,  руководителям  творческих  объединений  прикладного творчества,  учителей  трудового  обучения.  В  разработке  раскрываются  методика  и  практика  процесса  обучения  детей  художественному  вязанию  крючком  первого  года  обучения  по  программе «Природа. Творчество». В  данной  разработке  представлен вариант занятия «Вывязывание  бабочки»  первого  уровня  сложности по  подтеме «Фантазийные  узоры»  раздела «...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ГОРОДА РОСТОВА-НА- ДОНУ












МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПОДТЕМЫ

«ФАНТАЗИЙНЫЕ УЗОРЫ»

ПО ПРОГРАММЕ «ПРИРОДА.ТВОРЧЕСТВО»

(1-й год обучения, 1-й уровень сложности)


Для педагогов дополнительного образования.




ВЫВЯЗЫВАНИЕ БАБОЧКИ








Автор: педагог дополнительного образования

Анашкина Надежда Алексеевна










2013 год.





Методическая разработка предлагается педагогам дополнительного образования, руководителям творческих объединений прикладного творчества, учителей трудового обучения. В разработке раскрываются методика и практика процесса обучения детей художественному вязанию крючком первого года обучения по программе «Природа. Творчество». В данной разработке представлен вариант занятия «Вывязывание бабочки» первого уровня сложности по подтеме «Фантазийные узоры» раздела «Чудеса рукотворные». Текст сопровождается схемой, технологической картой, фотографиями, обзорная электронная презентация «Порхающие цветы-бабочки».

ТЕМА:

Вывязывание бабочки крючком.

ЦЕЛИ:

Закрепить полученные навыки вязания столбиков без накида, присоединительных столбиков, «жгутиков».

ЗАДАЧИ:

Демонстрация форм и методов организации и проведения занятий художественно-эстетической направленности.

МАТЕРИАЛЫ:

  • крючок № 3-3,5;

  • нитки шерсть.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • ноутбук;

  • презентация;

  • выставка творческих работ обучающихся;

  • схема вязания бабочки;

  • образцы вязания.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ.

  1. Организационный этап:

  • Приветствие, проверка подготовленности детей к занятию;

  • Обозначение темы, постановка целей и задач.

  1. Подготовительный этап:

  • Рассказ педагога;

  • Демонстрация презентации;

  • Викторина.

3. Основной этап:

  • Обзор и обсуждение выставочных работ.

  • Техника безопасности при работе с крючком и ножницами.

  • Поэтапная демонстрация вязания бабочки с пояснением трудных

моментов.

  • Индивидуальная творческая работа.

4. Заключительный этап.

  • Подведение итогов:

  • Выставка работ.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Подготовительный этап.


Педагог: Сегодня мы с вами будем вязать бабочку.

Бабочки, пожалуй, одни из самых красивых живых существ на Земле.

Они похожи на ожившие цветы, причудливость и яркость окраски их крыльев поистине сказочная. Множество волшебных сказок и легенд сложено о бабочках, которых учёные называют скучновато: чешуекрылые.

Зато имена у них красивые, это часто имена греческих богов и героев легенд: Аполлон, Психея, Гектор, Икар. Так люди выразили своё восхищение яркой красотой бабочек. А чешуйки - это и есть самое главное в их наряде- та самая пыльца, которая так легко стирается от неосторожных прикосновений безжалостных пальцев некоторых «любителей» бабочек.

В то же время в коллекциях, собранных более ста лет назад, бабочки сверкают прежней свежестью красок. Крылья их стеклянно- прозрачные, покрыты густым слоем чешуек, расположенных ровными рядами и сложенных друг на друга как черепица или серебристые деревянные «лемеха» старинных русских церквушек.

В настоящее время более ста видов бабочек в нашей стране занесены в Красную книгу. Немало им повредили весёлые ребятишки, гоняющиеся за бабочками с марлевыми сачками в руках. Тот, кто серьёзно увлекается бабочками, может, конечно, собрать и правильно оформить коллекцию- нужное и полезное учебное пособие. Но нам с вами лучше просто любоваться бабочками ранней весной и летом и черпать в них вдохновение для нашего творчества. Пусть летают!

А сейчас предлагаем вашему вниманию презентацию «Порхающие цветы», которую приготовили девочки. ( Приложение № 1).

Демонстрация презентации.

Педагог: Спасибо, девочки, порадовали нас своей творческой работой.

Какая бабочка вам понравилась больше всего? Ответы детей.

Кто помнит, как долго живёт бабочка Лимонница 7 (10 месяцев).

В названии какой бабочки используется чин морского офицера? (Адмирал).

Какую бабочку больше всего не любят садоводы? (Капустница).

Какая бабочка может служить живым компасом? (Траурница).

Гусеницы какой бабочки дружат с муравьями? (Голубянка).

Какая бабочка обкрадывает пчёл? (Бражник мертвая голова).

Молодцы ребята вы внимательно смотрели и слушали нашу презентацию.

Основной этап.

Педагог: А сейчас мы с вами начнём вязать бабочек, которые будут радовать нас своей красотой не один сезон, а многие годы.

Обратите внимание на представленные готовые работы обучающихся. Эти бабочки выполнены в разных техниках вязания: круговое, прямыми и обратными рядами, филе, брюггские кружева, фриволите. Разнообразие цветового решения исполнения бабочки даёт нам возможность создать яркий красивый образ бабочки, который можно использовать для декорирования одежды, урашения интерьера, создания объёмных композиций и панно.

Обзор выставочных работ.

Педагог: Нашу красавицу мы будем выполнять в технике прямыми и обратными рядами. Сегодня мы закрепим полученные на предыдущих занятиях навыки вывязывания столбиков без накида, столбиков с накидом, «жгутиков». На примере вывязывания этой бабочки мы научимся применять соединительные столбики при соединении начала и конца ряда в круговом вязании и при переходе с одного ряда на другой, при выполнении мелких элементов или определённых участков вязаного полотна.

Педагог: Посмотрите внимательно на схему вязания бабочки. Давайте вспомним, какие обозначения использованы в этой схеме. Таблица 1. (Условные обозначения к схеме).

Ответы детей

0

воздушная петля

-

соединительный полустолбик

+

столбик без накида

Методическая разработка занятия Вывязывание бабочки


столбик с одним накидом

Методическая разработка занятия Вывязывание бабочки


столбик с 2 накидами

Методическая разработка занятия Вывязывание бабочки


«жгутик» (3 недовязанных столбика с двумя накидами с общей вершиной)

Таблица 1.

Педагог: Какие правила необходимо соблюдать при вязании крючком?

Ответы детей

  • Во время работы локти не должны стоять на столе, чтобы не поранить крючком глаза.

  • Не размахивать крючком, чтобы не травмировать себя и товарищей.

  • Если нужно наклониться за упавшим клубком, работу с крючком надо сначала положить на стол.

  • Не держать ножницы лезвием вверх.

  • Не оставлять ножницы в открытом виде.

  • Передавать ножницы только закрытыми и кольцами вперёд.

Порядок работы:

  1. По схеме вяжем первую половину бабочки:

    1. Набираем 13в.п и в шестую петлю от крючка вяжем «жгутик» из трёх недовязанных ст 2/н; 2 в.п и 1ст 1/н в третью в.п от «жгутика»; 4в.п и смыкаем ряд.

    2. В каждую в.п до «жгутика» вяжем по 1ст б/н; в поворотные 5в.п вяжем: 1ст б/н, 2ст б/н, 1ст б/н, 2ст б/н, 1ст б/н; далее до конца ряда в каждую петлю вяжем по 1ст б/н; работу повернуть.

    3. Вяжем 4в.п и 1ст 1/н на четвёртом ст б/н предыдущего ряда; 2в.п и 1ст 2/н через один ст б/н предыдущего ряда; 2в.п и на «жгутике» предыдущего ряда вяжем «жгутик» из трёх недовязанных ст 2/н; 4в.п и соединительный столбик в седьмой поворотный ст б/н предыдущего ряда; работу повернуть.

    4. На поворотных четырёх в.п вяжем: 1ст б/н, 2ст б/н, 2ст б/н, 1ст б/н; далее до конца ряда на каждой петле вяжем по 1ст б/н; работу повернуть.

    5. Вяжем 3в.п и 1ст 1/н на третьем ст б/н предыдущего ряда; 2в.п и 1ст 2/н через один ст б/н предыдущего ряда; 2в.п и 1ст 2/н через два ст б/н предыдущего ряда; 2в.п и «жгутик» из трёх недовязанных ст 2/н через два ст б/н предыдущего ряда; 5в.п и соединительный столбик в шестой поворотный ст б/н предыдущего ряда; работу повернуть.

    6. На поворотных пяти в.п вяжем: 1ст б/н, 1ст б/н, 2ст б/н, 1ст б/н, 1ст б/н; далее до конца ряда на каждой петле вяжем по 1ст б/н; работу повернуть.

    7. Для усика связать 11в.п; во вторую петлю от крючка связать 1ст б/н, а далее в каждую в.п- по одному соединительному столбику.

Педагог: Для уставших пальчиков давайте сделаем разминку:

Разминка

- Дружат вместе с нами девочки и мальчики (руки в замок),

- Мы с тобой подружимся - маленькие пальчики (соединяем

поочерёдно каждый палец от мизинца к большому),

- Раз, два, три, четыре, пять - начинаем мы вязать (соединяем

поочерёдно каждый палец от большого к мизинцу).

2. По схеме вяжем вторую половину бабочки:

2.1 Для вывязывания второй половины бабочки выполняем присоединительные столбики по внутреннему краю первой половины бабочки и выходим к её хвостику. Аналогично вывязываем по схеме вторую половину бабочки и второй усик. Нить отрезаем, закрепляем, кончики нитей заправляем.

Заключительный этап.

Педагог: Давайте посмотрим и обсудим результаты нашей сегодняшней работы

Методическая разработка занятия Вывязывание бабочки

Методическая разработка занятия Вывязывание бабочки


Фото 1, 2. Творческие работы детей.



Педагог: Связанная сегодня бабочка - это только начало изучения раздела «Фантазийные узоры». Когда вы освоите более сложные приёмы вязания, мы будем создавать этих красавиц в технике брюггские кружева (имитация коклюшечных кружев), филе, фриволите и продолжим знакомство с бабочками (фото 3, 4, 5, 6). Зканчивая наше занятие хочу пожелать вам новых творческих успехов!

Методическая разработка занятия Вывязывание бабочки


Фото 3. Филейное вязание и брюггские кружева.


Методическая разработка занятия Вывязывание бабочки


ФМетодическая разработка занятия Вывязывание бабочки

ото 4. Прямые и обратные ряды.


Фото 5. Вязание прямыми и обратными рядами по кругу.

ЛИТЕРАТУРА:


  • Журнал «Вязание крючком» № 468

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ К СОКРАЩЕНИЯМ В ТЕКСТЕ.

в.п.- воздушная петля;

соед.ст- соединителный столбик;

ст б/н- столбик без накида;

ст 1/н- столбик с 1 накидом;

ст 2/н- столбик с 2 накидами;

«жгутик»- 3 недовязанных столбика с 2 накидами с общей

вершиной.

© 2010-2022