Народная кукла -оберег Веснянка

 Конспект открытого занятия по народной кукле "Веснянка".  « Из всех существующих в мире загадок тайна куклы — самая загадочная; без понимания сущности куклыневозможно понять и человека »М.Е. Салтыков — Щедрин. Цель занятия: прививать детям интерес к русской народной кукле посредством создания народной куклы "Веснянка" Веснянка символ красоты и молодости - это веселая, задорная кукла.Когда приходила весна, девушки делали такую куклу и радовались вместе с ней теплому солнышку, пению птиц. Ростом ...
Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Традиционная народная кукла-оберег

« Из всех существующих в мире загадок

тайна куклы - самая загадочная;

без понимания сущности куклы

невозможно понять и человека »

М.Е. Салтыков - Щедрин.

Цель: Прививать детям интерес к русской культуре посредством создания народной куклы «Веснянка»

Задачи:

Образовательная: научить изготавливать народную куклу.

Развивающая: развивать познавательный интерес детей к народному искусству, его истории; активизировать творческий потенциал обучающихся.

Воспитательная: прививать уважение к русским традициям и обычаям, приобщить к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей.

Тип занятия: формирование новых знаний и умений.

Виды деятельности: беседа, самостоятельная практическая работа.

Методы обучения:

  • словесный (беседа, загадки);

  • наглядные (образцы поделок, просмотр слайдов, фильма);

  • практические (изготовление куклы Веснянки);

  • валеологические (физминутки).

Формы работы: индивидуальная, коллективная.

Технические средства обучения: - ПК, мультимедийный проектор.

Наглядные пособия: образцы народных тряпичных кукол-оберегов, сундучок, презентация, фильм о народных куклах.

Межпредметные связи: история.

Материалы и оборудование:

  • Лоскут светлой ткани 12х18см - для основы куклы

  • Вата (синтепон, ветошь) - для набивки головы

  • Прямоугольник пестрой ткани 12х7 см - для ручек

  • Прямоугольник яркой цветной ткани 10х18 см - для платья

  • Небольшой лоскуток для фартука

  • Нитки шерстяные яркого цвета - для волос

  • Нитки для перевязывания - ирис или мулине

  • Атласная тонкая ленточка

Раздаточный материал:

  • Схемы последовательной работы

  • Заготовки материала

  • Ленты на голову

План занятия.

I.Организационный момент.

II. Актуализация ранее пройденного материала.

1. Экскурс «Куклы-обереги из бабушкиного сундучка». Игра «Что за кукла?»

III. Основная часть занятия. Повторение и изучение нового материала.

1. Фильм о народной кукле

1.Презентация кукла «Веснянка»

2.Практическая часть.

Инструктаж по технике безопасности

Мастер-класс кукла «Веснянка». Во время мастер-класса Ф\минутка -

IV. Заключительная часть занятия.

Подведение итогов.

Оценка проделанной работы

Рефлексия

Ход занятия

I. Организационный момент:

Здравствуйте ребята.

Сегодня у нас волшебное занятие.

Мы будем отвечать активно,

Хорошо себя вести, чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти!

- Я рада приветствовать вас на занятии. За окном такой чудесный день, что хочется подарить всем улыбку, а давайте возьмемся за руки, все вместе улыбнемся и подарим друг другу свои улыбки.

Спасибо за прекрасные улыбки. Мотивационный настрой: тренинг «Подари улыбку»:

- Ребята, сегодня мы с вами продолжим путешествие в прошлое. Нужно завязать ленты на голову, закрыть глазки и произнесем таинственные слова: «Раз, два, три - прошлое приди»! И мы окажемся в далеком прошлом. Ну что, отправляемся?!

- Я рада приветствовать вас в далекой стране прошлого!

II. Актуализация ранее пройденного материала.

1.Экскурс-повторение «Куклы-обереги из бабушкиного сундучка».

- А теперь отгадайте о какой игрушке говорится в загадке?


Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно.
(Кукла)

- Правильно.

А сейчас мы с вами поиграем - Ребята, куклы-обереги, что находятся внутри этого сундучка, вам уже знакомы, изготовили мы их на прошлых занятиях. Давайте, вспомним их и расскажем о значении каждой куклы.( Педагог достает из сундучка куколку, а дети называют её (у каждой куклы-оберега есть своё имя) и рассказывают о ней.

III. Основная часть занятия. Повторение и изучение нового материала.

Мы с вами продолжим знакомство с куклами-оберегами и сейчас мы посмотрим фильм о народной кукле. (Просмотр фильма)

Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одной куклой. (презентация о кукле «Веснянка») Посмотрите на экран. Какую куклу мы сегодня будем делать. Это Веснянка.

- Как вы думаете, почему она так называется? Название куклы происходит от слова весна. Веснянка символ красоты и молодости - это веселая, задорная кукла. Когда приходила весна, девушки делали такую куклу и радовались вместе с ней теплому солнышку, пению птиц. Ростом куколка - с ладошку, а сколько в ней силы, радости. Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета, ведь изображала она не человека, а Дух пробуждающейся природы. Таких кукол девушки дарили друг другу.
Веснянка является оберегом молодости и красоты. Подарив такую куколку мужчине, Вы желаете ему долго оставаться молодым и жизнерадостным, женщине - всегда быть обаятельной и привлекательной.

Веснянки начинали делать с 14 марта. С этим днем связывались особые приметы. Считалось, что Веснянка хранит ключи от весенних вод, и если захочет, то пустит воду, а нет - так и задержит, либо морозы напустит. Начало весенних ветров тоже ассоциировалось с 14-м марта, поэтому Веснянку прозвали еще и Свистуньей.

Народная тряпичная кукла Веснянка, как и большинство традиционных кукол, имеет много разных обличий, изменялась не только от губернии к губернии, но и от деревни к деревне.

Кукла Веснянка - это русская народная тряпичная кукла закрутка. Если западные и южные славяне - болгары, украинцы, молдаване - делали весенние куколки -мартинички к 1 марта, то куклы веснянки - именно русская традиция. Создавали их не к началу календарной весны, а к Пасхе. В некоторых областях жизнь этой куклы - один день. Как только веснянка испачкается, истреплется, то ее сжигали. А, иногда веснянки не сжигали, а развешивали кукол на деревья. У веснянок делали специальную петельку, чтобы дети могли одеть ее на пальчик. Как и другие русские куклы-скрутки веснянки делали из мелких обрезков, лоскутков. Но для веснянки брали лоскуты особенно ярких весенних расцветок.

Веснянка с косой родом с Урала. А самая большая ее особенность - очень яркая коса. Может быть, это уральские самоцветы бросили на нее такой отблеск. А, может, вдохновила на многоцветье уральских девушек сама Хозяйка медной горы - вечно живущая и нестареющая хранительница земных недр. Ведь и кукла Веснянка делалась для того, чтоб дольше сохранить молодую силу, красоту, здоровье.

Кукла Веснянка Сибирская автор этой замечательной куклы Наталья Бокунович (Россия г.Иркутск)

Сделать такую игрушку очень просто. Главное - иметь желание и немного времени.

2.Практическая часть.

Исследование:

- Сейчас внимательно рассмотрите образец куклы и скажите мне, какие материалы и инструменты нам понадобятся? (Ответы детей: «Ткань, нитки, синтнпон, ножницы.»)

Подготовка к практической части:

Итак, для изготовления этой куклы вам понадобится:

  • Лоскут светлой ткани 12х18см - для основы куклы

  • Вата (синтепон, ветошь) - для набивки головы

  • Прямоугольник пестрой ткани 12х7 см - для ручек

  • Прямоугольник яркой цветной ткани 10х18 см - для платья

  • Небольшой лоскуток для фартука

  • Нитки шерстяные яркого цвета - для волос

  • Нитки для перевязывания - ирис или мулине

  • Атласная тонкая ленточка

Но самое главное - это ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ в процессе творения!

Техника безопасности:

Прежде чем приступить к работе, давайте повторим технику безопасности. Вспомните правила безопасной работы с ножницами.

- А сейчас можно приступить к практической работе.

Идет практическая часть занятия. (Используются технологические карты. Во время работы тихо звучит народная музыка.)

А теперь немного отдохнем. . Проводится физминутка

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

-Идем в магазин за тканью.

-отмеряем ткань в магазине;

-отрезаем;

-сматываем ткань в рулон;

-раскладываем ткань на столе (РАЗГЛАЖИВАЕМ);

-портняжными ножницами режем ткань;

-шьем (волны):

-кружимся перед зеркалом;

-бежим похвалиться маме;

Физкультминутка для глаз:
Мы глазами поколдуем.
Круг огромный нарисуем!
Нарисуем мы окно
И большущее бревно.
Нарисуем лифта бег:

Глазки вниз, глазки вверх!
Все зажмурились: раз-два!
Закружилась голова.
Мы глазами поморгали,
Вмиг гирлянды засверкали.
Смотрим прямо и вперёд -
Это мчится самолёт…
Раз моргнули, два моргнули -
Наши глазки отдохнули!

- А теперь потрем ладошки! Чувствуете сколько тепла в наших руках, сколько энергии? Теперь тепло наших рук и нашу положительную энергию мы передадим нашим куклам.

-Продолжаем работу.

-Ну вот и готова наша кукла!

IV. Заключительная часть занятия.

Самоанализ:

- Ребята, давайте поставим наших красавиц в хоровод и посмотрим, что же у нас сегодня с вами получилось.

Вот все куколки подружки.

Не похожи друг на дружку.

В сарафанах распрекрасных

Эти куклы наши!

Повторение нового материала:

Давайте сейчас повторим:

- Что вы узнали сегодня нового на занятии? (Ответы детей)

- Какую обереговую куклу вы изготовили? (Веснянку)

- Испытывали ли вы трудности при ее изготовлении?

- Чему научились? (Ответы детей)

- Где вам это может пригодиться?

(Дети делятся впечатлениями.)

Рефлексия:

- Ребята, посмотрите у нас расцвел весенний цветок.

Давайте все вместе украсим его. Перед вами лежат бабочки: красные желтые и синие. Если вам все понравилось прикрепите на цветок красную бабочку, если не совсем все понравилось -желтую, если все не понравилось - синюю.

Спасибо, наше занятие окончено.

Если человек хочет верить и видеть силу, как кажется на первый взгляд, в простенькой куколке, то эта кукла и станет для него магической.

До свидания!



© 2010-2022