- Преподавателю
- Технология
- Народная кукла -оберег Веснянка
Народная кукла -оберег Веснянка
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Парамонова О.Д. |
Дата | 12.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Традиционная народная кукла-оберег
« Из всех существующих в мире загадок
тайна куклы - самая загадочная;
без понимания сущности куклы
невозможно понять и человека »
М.Е. Салтыков - Щедрин.
Цель: Прививать детям интерес к русской культуре посредством создания народной куклы «Веснянка»
Задачи:
Образовательная: научить изготавливать народную куклу.
Развивающая: развивать познавательный интерес детей к народному искусству, его истории; активизировать творческий потенциал обучающихся.
Воспитательная: прививать уважение к русским традициям и обычаям, приобщить к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей.
Тип занятия: формирование новых знаний и умений.
Виды деятельности: беседа, самостоятельная практическая работа.
Методы обучения:
-
словесный (беседа, загадки);
-
наглядные (образцы поделок, просмотр слайдов, фильма);
-
практические (изготовление куклы Веснянки);
-
валеологические (физминутки).
Формы работы: индивидуальная, коллективная.
Технические средства обучения: - ПК, мультимедийный проектор.
Наглядные пособия: образцы народных тряпичных кукол-оберегов, сундучок, презентация, фильм о народных куклах.
Межпредметные связи: история.
Материалы и оборудование:
-
Лоскут светлой ткани 12х18см - для основы куклы
-
Вата (синтепон, ветошь) - для набивки головы
-
Прямоугольник пестрой ткани 12х7 см - для ручек
-
Прямоугольник яркой цветной ткани 10х18 см - для платья
-
Небольшой лоскуток для фартука
-
Нитки шерстяные яркого цвета - для волос
-
Нитки для перевязывания - ирис или мулине
-
Атласная тонкая ленточка
Раздаточный материал:
-
Схемы последовательной работы
-
Заготовки материала
-
Ленты на голову
План занятия.
I.Организационный момент.
II. Актуализация ранее пройденного материала.
1. Экскурс «Куклы-обереги из бабушкиного сундучка». Игра «Что за кукла?»
III. Основная часть занятия. Повторение и изучение нового материала.
1. Фильм о народной кукле
1.Презентация кукла «Веснянка»
2.Практическая часть.
Инструктаж по технике безопасности
Мастер-класс кукла «Веснянка». Во время мастер-класса Ф\минутка -
IV. Заключительная часть занятия.
Подведение итогов.
Оценка проделанной работы
Рефлексия
Ход занятия
I. Организационный момент:
Здравствуйте ребята.
Сегодня у нас волшебное занятие.
Мы будем отвечать активно,
Хорошо себя вести, чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!
- Я рада приветствовать вас на занятии. За окном такой чудесный день, что хочется подарить всем улыбку, а давайте возьмемся за руки, все вместе улыбнемся и подарим друг другу свои улыбки.
Спасибо за прекрасные улыбки. Мотивационный настрой: тренинг «Подари улыбку»:
- Ребята, сегодня мы с вами продолжим путешествие в прошлое. Нужно завязать ленты на голову, закрыть глазки и произнесем таинственные слова: «Раз, два, три - прошлое приди»! И мы окажемся в далеком прошлом. Ну что, отправляемся?!
- Я рада приветствовать вас в далекой стране прошлого!
II. Актуализация ранее пройденного материала.
1.Экскурс-повторение «Куклы-обереги из бабушкиного сундучка».
- А теперь отгадайте о какой игрушке говорится в загадке?
Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно.
(Кукла)
- Правильно.
А сейчас мы с вами поиграем - Ребята, куклы-обереги, что находятся внутри этого сундучка, вам уже знакомы, изготовили мы их на прошлых занятиях. Давайте, вспомним их и расскажем о значении каждой куклы.( Педагог достает из сундучка куколку, а дети называют её (у каждой куклы-оберега есть своё имя) и рассказывают о ней.
III. Основная часть занятия. Повторение и изучение нового материала.
Мы с вами продолжим знакомство с куклами-оберегами и сейчас мы посмотрим фильм о народной кукле. (Просмотр фильма)
Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одной куклой. (презентация о кукле «Веснянка») Посмотрите на экран. Какую куклу мы сегодня будем делать. Это Веснянка.
- Как вы думаете, почему она так называется? Название куклы происходит от слова весна. Веснянка символ красоты и молодости - это веселая, задорная кукла. Когда приходила весна, девушки делали такую куклу и радовались вместе с ней теплому солнышку, пению птиц. Ростом куколка - с ладошку, а сколько в ней силы, радости. Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета, ведь изображала она не человека, а Дух пробуждающейся природы. Таких кукол девушки дарили друг другу.
Веснянка является оберегом молодости и красоты. Подарив такую куколку мужчине, Вы желаете ему долго оставаться молодым и жизнерадостным, женщине - всегда быть обаятельной и привлекательной.
Веснянки начинали делать с 14 марта. С этим днем связывались особые приметы. Считалось, что Веснянка хранит ключи от весенних вод, и если захочет, то пустит воду, а нет - так и задержит, либо морозы напустит. Начало весенних ветров тоже ассоциировалось с 14-м марта, поэтому Веснянку прозвали еще и Свистуньей.
Народная тряпичная кукла Веснянка, как и большинство традиционных кукол, имеет много разных обличий, изменялась не только от губернии к губернии, но и от деревни к деревне.
Кукла Веснянка - это русская народная тряпичная кукла закрутка. Если западные и южные славяне - болгары, украинцы, молдаване - делали весенние куколки -мартинички к 1 марта, то куклы веснянки - именно русская традиция. Создавали их не к началу календарной весны, а к Пасхе. В некоторых областях жизнь этой куклы - один день. Как только веснянка испачкается, истреплется, то ее сжигали. А, иногда веснянки не сжигали, а развешивали кукол на деревья. У веснянок делали специальную петельку, чтобы дети могли одеть ее на пальчик. Как и другие русские куклы-скрутки веснянки делали из мелких обрезков, лоскутков. Но для веснянки брали лоскуты особенно ярких весенних расцветок.
Веснянка с косой родом с Урала. А самая большая ее особенность - очень яркая коса. Может быть, это уральские самоцветы бросили на нее такой отблеск. А, может, вдохновила на многоцветье уральских девушек сама Хозяйка медной горы - вечно живущая и нестареющая хранительница земных недр. Ведь и кукла Веснянка делалась для того, чтоб дольше сохранить молодую силу, красоту, здоровье.
Кукла Веснянка Сибирская автор этой замечательной куклы Наталья Бокунович (Россия г.Иркутск)
Сделать такую игрушку очень просто. Главное - иметь желание и немного времени.
2.Практическая часть.
Исследование:
- Сейчас внимательно рассмотрите образец куклы и скажите мне, какие материалы и инструменты нам понадобятся? (Ответы детей: «Ткань, нитки, синтнпон, ножницы.»)
Подготовка к практической части:
Итак, для изготовления этой куклы вам понадобится:
-
Лоскут светлой ткани 12х18см - для основы куклы
-
Вата (синтепон, ветошь) - для набивки головы
-
Прямоугольник пестрой ткани 12х7 см - для ручек
-
Прямоугольник яркой цветной ткани 10х18 см - для платья
-
Небольшой лоскуток для фартука
-
Нитки шерстяные яркого цвета - для волос
-
Нитки для перевязывания - ирис или мулине
-
Атласная тонкая ленточка
Но самое главное - это ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ в процессе творения!
Техника безопасности:
Прежде чем приступить к работе, давайте повторим технику безопасности. Вспомните правила безопасной работы с ножницами.
- А сейчас можно приступить к практической работе.
Идет практическая часть занятия. (Используются технологические карты. Во время работы тихо звучит народная музыка.)
А теперь немного отдохнем. . Проводится физминутка
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
-Идем в магазин за тканью.
-отмеряем ткань в магазине;
-отрезаем;
-сматываем ткань в рулон;
-раскладываем ткань на столе (РАЗГЛАЖИВАЕМ);
-портняжными ножницами режем ткань;
-шьем (волны):
-кружимся перед зеркалом;
-бежим похвалиться маме;
Физкультминутка для глаз:
Мы глазами поколдуем.
Круг огромный нарисуем!
Нарисуем мы окно
И большущее бревно.
Нарисуем лифта бег:
Глазки вниз, глазки вверх!
Все зажмурились: раз-два!
Закружилась голова.
Мы глазами поморгали,
Вмиг гирлянды засверкали.
Смотрим прямо и вперёд -
Это мчится самолёт…
Раз моргнули, два моргнули -
Наши глазки отдохнули!
- А теперь потрем ладошки! Чувствуете сколько тепла в наших руках, сколько энергии? Теперь тепло наших рук и нашу положительную энергию мы передадим нашим куклам.
-Продолжаем работу.
-Ну вот и готова наша кукла!
IV. Заключительная часть занятия.
Самоанализ:
- Ребята, давайте поставим наших красавиц в хоровод и посмотрим, что же у нас сегодня с вами получилось.
Вот все куколки подружки.
Не похожи друг на дружку.
В сарафанах распрекрасных
Эти куклы наши!
Повторение нового материала:
Давайте сейчас повторим:
- Что вы узнали сегодня нового на занятии? (Ответы детей)
- Какую обереговую куклу вы изготовили? (Веснянку)
- Испытывали ли вы трудности при ее изготовлении?
- Чему научились? (Ответы детей)
- Где вам это может пригодиться?
(Дети делятся впечатлениями.)
Рефлексия:
- Ребята, посмотрите у нас расцвел весенний цветок.
Давайте все вместе украсим его. Перед вами лежат бабочки: красные желтые и синие. Если вам все понравилось прикрепите на цветок красную бабочку, если не совсем все понравилось -желтую, если все не понравилось - синюю.
Спасибо, наше занятие окончено.
Если человек хочет верить и видеть силу, как кажется на первый взгляд, в простенькой куколке, то эта кукла и станет для него магической.
До свидания!