«ИКТ-компетентность учителя технологии в условиях дистанционного

  В настоящее время тема «Дистанционное обучение как механизм повышения квалификации учителей, как личностно-ориентированная форма обучения ребенка  достаточно актуальна. Информационно-коммуникационные технологии уже так прочно вошли в нашу жизнь, что все курсы повышения квалификации педагогов постепенно переходят именно в дистанционную форму обучения. Кроме того, во многих образовательных учреждениях дистанционное обучение уверенно начинает завоевывать свое место в образовательном процессе. У м...
Раздел Технология
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

« ИКТ-компетентность учителя технологии в условиях дистанционного обучения»

Гринченко Т.О.

В настоящее время тема «Дистанционное обучение как механизм повышения квалификации учителей, как личностно-ориентированная форма обучения ребенка» достаточно актуальна. Информационно-коммуникационные технологии уже так прочно вошли в нашу жизнь, что все курсы повышения квалификации педагогов постепенно переходят именно в дистанционную форму обучения. Кроме того, во многих образовательных учреждениях дистанционное обучение уверенно начинает завоевывать свое место в образовательном процессе.

У меня уже есть небольшой опыт как прохождения курсов повышения квалификации посредством дистанционного обучения, так и работа в ресурсном центре дистанционного образования .Разговаривая с коллегами, учащимися, друзьями, я пришла к выводу, что сегодня почти каждый слышал про дистанционное обучение, но далеко не каждый имеет четкие представления о нем, его организации, плюсах и минусах.

Дистанционное обучение - способ реализации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся.

Система дистанционного обучения позволяет приобрести необходимые навыки и новые знания с помощью персонального компьютера и выхода в сеть Интернет. Место расположения ПК не имеет значения, поэтому учиться можно и дома, и на работе, а также в любом другом месте. Это важнейшее преимущество перед традиционными формами обучения. ДО - очень гибкая система, она позволяет всем участникам учебного процесса выбирать удобное время занятий.

В процессе проведения обучения в дистанционном режиме используются все основные типы информационных услуг.

С помощью электронной почты может быть налажено общение между преподавателем и учащимся: рассылка учебных заданий, вопросы преподавателя и к преподавателю.

Телеконференции позволяют организовать общую дискуссию среди обучаемых на учебные темы. Они проходят под управлением преподавателя. Преподаватель формирует тему дискуссии, следит за содержанием приходящих в конференцию сообщений.

На WWW-серверах преподаватель может разместить учебные материалы. Эти материалы будут организованы в виде гипертекста. Гипертекст позволяет структурировать материал, связать разделы учебного материала, которые уточняют и дополняют друг друга.

Ресурсы мировой WWW-сети можно использовать в процессе обучения как богатый иллюстративный и справочный материал.

Видеоконференции в настоящее время не столь распространены из-за высокой стоимости оборудования для проведения. Однако перспективность такого вида обучения очевидна: преподаватель может читать лекции или проводить занятия со слушателями в «в живом эфире», имея при этом возможность общения со слушателями.

Настоящий период развития методов дистанционного обучения можно назвать периодом накопления опыта у организаторов курсов и их апробация, поэтому минусов дистанционного обучения тоже достаточно много. Очень тяжело после рабочего дня приходить домой и всё оставшееся время сидеть за компьютером, читать лекции и выполнять тестирование. Это отнимает много сил и времени. Помимо этого возникает очень много ошибок - неправильная запись в группу, неотображение тестирующего материала, очень длительная проверка самостоятельных работ. Для этого приходится связываться с кураторами и тьюторами-консультантами, читать многочисленные инструкции, сталкиваться с недовольством коллег на форуме. Кроме этого, многие мои коллеги столкнулись с такими проблемами - очень старая техника и низкая скорость интернета. То есть курсы не учитывают проблемы технического оснащения педагогов.

Но самое большое затруднение не в этом. Необходимы очень большие навыки работы с компьютерными технологиями.

Поэтому необходимо в очном обучении основной упор делать на формирование умений и навыков работы с электронными образовательными ресурсами.

Таким образом, дистанционное обучение в состоянии обеспечить возможность получения качественного образования группам лиц, которые не имеют возможности получить традиционные образовательные услуги в силу удаленности вузовских центров, невозможности совмещения учебы с работой и других условий.

Дистанционное обучение отвечает требованиям современной жизни, особенно, если учесть не только транспортные расходы, но и расходы на организацию всей системы очного обучения.

По моему мнению, большинство проблем дистанционного обучения в нашей стране очевидны. В России все еще достаточно слабо развита инфраструктура Интернета. При этом большая часть населения имеет невысокие доходы и низкую компьютерную грамотность. Среди учителей так же есть "приверженцы" безкомпьютерного обучения, и соответственно, о дистанционных формах обучения не может в этом случае идти речь.

Таким образом, дистанционное обучение имеет свои плюсы и минусы.

Интерес к дистанционному обучению в последнее время постоянен. В школах, также как в вузах, дистанционное обучение постепенно становится на один уровень с традиционными формами обучения.

В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать процесс обучения. Преподаватель в зависимости от успехов ученика может применять гибкую, индивидуальную методику обучения, предлагать ему дополнительные , ориентированные на ученика блоки учебных материалов. Поскольку фактор времени (45 мин. урока) становится не критичным, ученик может также выбрать свой темп изучения материала.

В настоящее время я уже имею небольшой опыт дистанционного обучения детей- работа в ресурсном центре дистанционного обучения. Я веду уроки - конференции. У каждого учащегося имеется адрес электронной почты, куда мною пересылаются ссылки на дополнительные информационные ресурсы, в свою очередь дети присылают мне индивидуальные домашние задания и я выполняю проверку с последующим выставлением оценки и комментированием. Кроме того, консультирую детей на форуме о возникших трудностях при изучении учебного материала.

Дистанционный способ обучения достаточно эффективен в следующих случаях:

  • выполнение проектов или исследовательских работ;

  • работа с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня);

  • увлекательные задания с целью повторения (кроссворды, ребусы и др.);

  • работа с часто болеющими детьми (или детьми-инвалидами);

  • при заочной форме обучения.

Конечно, интерактивный способ обучения стал возможен в силу того, что произошла информатизация общества: компьютер и Интернет "пришли" почти в каждый дом.

Таким образом, дистанционное образование, несомненно, имеет свои преимущества перед традиционными формами обучения. Оно решает психологические проблемы учащегося, снимает временные и пространственные ограничения, проблемы удалённости от квалифицированных учебных заведений, помогает учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности, расширяет коммуникативную сферу учеников и педагогов.



© 2010-2022