• Преподавателю
  • Технология
  • Общеобразовательная (общеразвивающая) программа дополнительного образования детей объединения «Художественная обработка древесины»

Общеобразовательная (общеразвивающая) программа дополнительного образования детей объединения «Художественная обработка древесины»

      Программа направлена:  - на возрождение и развитие различных промыслов по художественной обработке дерева;  - на воспитание всесторонне развитой творческой личности, умеющей ставить перед собой   практические задачи и решать их на техническом и технологическом уровне, доводя изделие до совершенного вида с художественной точки зрения;    - на профессиональную ориентацию обучающихся, направленную на выбор своего будущего, связанного с обучением и работой на производствах, связанных с разли...
Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное образовательное

учреждение дополнительного образования детей

«Центр развития творчества детей и юношества»

Каменского муниципального района Воронежской области




Утверждено на заседании Утверждаю: педагогического совета директор МКОУДОД ЦРТДиЮ______Терских В.А.

Протокол №______ приказ №____от «___ »________ 2014г

от «___»_________2014 г








Рабочая программа творческого объединения

«Художественная обработка древесины»

I год обучения


Разработчик программы:

педагог дополнительного образования

I квалификационной категории

С.В. Панченко







Год составления программы: 2014 год

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа разработана на основе модифицированной образовательной программы дополнительного образования детей «Художественная обработка древесины» научно-технической направленности. При ее составлении использована учебная и методическая литература по заявленному профилю:

1. Примерная программа основного общего образования по предмету «Технология». Общая пояснительная записка // Школа и производство. - 2010. - №1. - С. 6-12.

2. Примерная программа основного общего образования по предмету «Технология». Направление «Индустриальные технологии» // Школа и производство. - 2010. - №3. - С. 14-22.

3. Технология: примерные программы / [сост. Л.И. Хатунцева, Л.Е. Афиногенова, Б.П. Чепелева]. - Воронеж: ВОИПКиПРО, 2008. - 155.

Согласно образовательным требованиям на первом году обучения 36 учебных недель - 108 учебных часов (из расчета 3 часа в неделю (2ч+1ч)

Набор детей в группы первого года обучения - свободный, по желанию.

Исходя из практической деятельности, образовательная программа 1года обучения составлена в соответствии с интересами и потребностями обучающихся, учитываются реальные возможности их удовлетворения, что помогает ребёнку сформировать собственную ценностную и действенную позицию, стимулирует его самообразование, способствует профессиональному самоопределению и влияет на личностную реализацию.

Темы урока сформулированы в соответствии с авторскими методическими рекомендациями для педагога дополнительного образования. Основное содержание включает перечень изучаемого учебного материала. В содержание включены темы для ознакомления, способствующие расширению кругозора, практические занятия по изготовлению изделий.

Выпиливание лобзиком - один из распространенных видов художественной обработки древесины. Древесина - наиболее доступный материал, ее обработка не требует сложного технического оснащения. Поэтому ремесла, связанные с обработкой древесины, пользуются популярностью почти во всех республиках нашей страны.

Художественное выпиливание лобзиком развивает требовательность к себе, точность и аккуратность в работе, трудолюбие, усидчивость, изобретательность и в то же время прививает трудовые навыки владения многими инструментами.

Художественные узоры в изготовляемых предметах могут отражать художественный вкус, национальную особенность и тематическую направленность. В работах, выпиливаемых лобзиком, всегда нужно стремиться к тому, чтобы назначение изготовляемой вещи и ее орнамент (узор) были согласованы и составляли как бы одно целое с содержанием.

Художественная обработка древесины включает в себя и художественное выжигание. Это доступный и интересный вид декоративного творчества и один из видов отделки изделий из древесины.

Выжигание очень похоже на рисование, только вместо карандаша используется ручка с электрическим пером. Выжигать можно на плоских, объемных и точеных предметах из древесины. Выжигание хорошо сочетается с выпиливанием лобзиком, раскрашиванием, росписью по дереву.

В домашних условиях, на уроках и курсах по технологии выжигание выполняется с помощью специального прибора - электровыжигателя. На производстве и в художественных мастерских выжигают бытовыми и промышленными приборами, а так же различными наконечниками и штифтами, вставленными в электровыжигатели. Лучший материал для выжигания - древесина липы, тополя, ольхи, каштана, а также фанера различной толщины.

На первом году выполняется несколько простых работ по образцам или на заданную тему. В конце первого года обучения может быть выполнена комплексная работа, с использованием различных видов техники.

На первом этапе идет ознакомление детей с материалами, инструментами, приемами работы с ними, обработкой материала, соблюдением ТБ. Ребенок овладевает различными приемами и способами обработки древесины, склеиванием, учится работать с шаблонами, чертежами, используя при этом измерительные инструменты; приобретает навыки, способствующие развитию мелкой моторики, совершенствованию координации движений, точности в выполнении действий. На этом этапе ребенок учится работать в коллективе, оказывать помощь и поддержку. Дети изготавливают простейшие изделия из древесины, все операции выполняются совместно с педагогом.

В дальнейшем в ходе реализации данной программы обучающийся приходит к самостоятельной деятельности, выступает инициатором творческого процесса. У него формируется воля, интеллект, речь, эмоции, а также развиваются творческие способности. На данном этапе продолжается формирование навыков изготовления изделий, расширение знаний, правил и приемов выполнения различных операций при условии большей самостоятельности.

На всех занятиях осуществляется неукоснительный контроль за соблюдением санитарно - гигиенических требований, правил безопасности труда.

Задачи курса:

- сохранение и развитие древнего вида искусства;

- формирование умений механической обработки древесины, знаний о применяемых материалах, инструментах, отделочных операциях;

- обучение соблюдению требований охраны труда и техники безопасности;

- развитие системы знаний и умений, необходимых будущему хозяину дома.

Целью первого года обучения по курсу "Художественная обработка древесины" является - формирование и закрепление знаний, первоначальных умений и навыков, а также обеспечение развития творческой личности подростка.

На первом году обучения закладываются основы мастерства. Происходит освоение основных способов художественной обработки древесины от простого к сложному.

Обучающийся должен знать:

- правила техники безопасности при работе в мастерской;

- виды древесины и ее свойства;

- основные способы и приемы обработки дерева;

- виды инструментов, необходимых для обработки дерева;

- основные термины и терминологию в деревообработке.

Обучающийся должен уметь:

- работать ручным инструментом и содержать его в порядке;

- составлять эскизы будущего изделия;

- работать с мерительным инструментом;

- выполнять изделия по шаблонам и трафаретам;

- переносить на изделия рисунки и узоры;

- под присмотром педагога осуществлять правку и заточку инструмента.

В программу 1 года обучения включены следующие разделы:

Вводное занятие.

Дерево как основной материал для работы в мастерской.

Типы и виды художественной обработки дерева.

Измерительные инструменты.

Настройка и содержание инструмента.

Выпиливание лобзиком. Материалы и приемы работы.

Выпиливание простых фигур.

Изготовление хлебницы (вазы).

Выпиливание объемных конструкций.

Выжигание. Инструменты, материалы и приемы работы.

Выполнение заданий по образцу.

Комплексная работа по выжиганию.

Промежуточная аттестация.

Заключительное занятие.


Календарно-тематический план

на 2014-2015 учебный год



№ п/п

Наименование разделов

и тем

Всего часов

Дата

Примечание

Вводное занятие (2 часа)

1

Ознакомление с содержанием, целями и задачами кружка. Инструктаж по ТБ. Организация рабочего места.

2

2.09


Дерево как основной материал для работы в мастерской (4 часа)

2

Строение дерева. Породы деревьев.

1

3.09


3

Виды и свойства древесины. ДВП.

2

9.09


4

Шпон и фанера.

1

10.09



Типы и виды художественной обработки дерева (5 часов)

5

Современное самодеятельное творчество.

2

16.09


6

Источники орнаментальных узоров.

1

17.09


7

Народные художественные традиции.

2

23.09


Измерительные инструменты (3 часа)

8

Линейные размеры.

1

24.09


9

Измерение цилиндрических деталей.

2

30.09


Настройка и содержание инструмента (3 часа)

10

Инструменты и приспособления.

1



11

Особенности работы лобзиком.

2



Выпиливание лобзиком. Материалы и приемы работы (10 часов)

12

Выбор рисунка.

1



13

Подготовка материалов.

2



14

Заправка полотна в лобзик.

1



15

Правила выпиливания лобзиком.

2



16

Прямые и волнистые линии.

1



17

Выпиливание по шаблону.

2



18

Выпиливание острых углов.

1



Выпиливание простых фигур (8 часов)

19

Подготовка заготовки. Перевод рисунка на основу.

2



20

Выпиливание по внешнему контуру.

1



21

Работа над объектом.

2



22

Устранение дефектов.

1



23

Отделка, зачистка изделия.

2



Изготовление хлебницы (вазы) (13 часов)

24

Перевод рисунка на основу.

1



25

Выпиливание по внешнему контуру.

2



26

Выпиливание по внутреннему контуру.

1



27

Работа над объектом, выпиливание по внутреннему контуру.

2



28

Работа над объектом.

1



29

Работа над объектом.

2



30

Способы соединения деталей.

1



31

Способы соединения деталей.

2



32

Окончательная отделка. Оценка изделия.

1



Промежуточная аттестация (2 часа)

33

Промежуточная аттестация.

2



Выпиливание объемных конструкций (27 часов)

34

Подготовка заготовки. Перевод рисунка на основу.

1



35

Работа над объектом, выпиливание по внешнему контуру.

2



36

Работа над объектом.

1



37

Работа над объектом.

2



38

Работа над объектом.

1



39

Работа над объектом.

2



40

Инструменты для создания отверстий.

1



41

Работа над объектом, выпиливание по внутреннему контуру.

2



42

Работа над объектом.

1



43

Работа над объектом.

2



44

Работа над объектом.

1



45

Работа над объектом.

2



46

Работа над объектом.

1



47

Устранение дефектов выпиливания.

2



48

Устранение дефектов выпиливания.

1



49

Отделка. Зачистка изделия.

2



50

Сборка изделия.

1



51

Окончательная отделка изделия. Оценка работы.

2



Выжигание. Инструменты, материалы и приемы работы (7 часов)

52

Устройство выжигателя. Организация рабочего места.

1



53

Зачистка основы для выжигания.

2



54

Выбор и перевод рисунка на основу.

1



55

Приемы выжигания.

2



56

Выжигание по контуру.

1



Выполнение заданий по образцу (9 часов)

57

Подготовка заготовки.

2



58

Перевод рисунка на основу, работа над объектом.

1



59

Работа над объектом, выжигание по контуру.

2



60

Работа над объектом, выжигание по контуру.

1



61

Работа над объектом, выжигание по контуру.

2



62

Окончательная отделка изделия. Оценка работы.

1



Комплексная работа по выжиганию (12 часов).

63

Подготовка заготовки.

2



64

Зачистка основы для выжигания. Перевод рисунка на основу.

1



65

Работа над объектом, выжигание по контуру.

2



66

Работа над объектом, выжигание по контуру.

1



67

Работа над объектом, выжигание по контуру.

2



68

Работа над объектом, выжигание по контуру.

1



69

Работа над объектом, выжигание по контуру.

2



70

Отделка и зачистка изделия. Оценка работы.

1



Промежуточная аттестация (2 часа)

71

Промежуточная аттестация.

2



Заключительное занятие (1 час)

72

Заключительное занятие.

1










Литература


Список литературы, используемой педагогом:

1. Абросимова А. А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б., Художественная резьба по дереву, кости и рогу. - М., Высшая школа, 1984.

2. Амалицкий В.В., Амалицкий В.В. Деревообрабатывающие станки и инструменты. - М., Академия, 2002.

3. Барташевич А.А, Антонов В.П. Технология производства мебели и резьба по дереву. - М., Высшая школа, 2001.

4. Бобров В.А. Справочник по деревообработке. - М., Феникс, 2003.

5. Браун Джереми. Энциклопедия методов обработки дерева. - М., Астрель, 2005.

6. Дубровин И.И. Домашний умелец. - Тверь: ЭКСМО - Пресс, 2001.

7. Коршевер Н. Столярные и плотничьи работы. - М., Вече, 2005.

8. Рыженко В.И. Выпиливание лобзиком. - М., 1998

9. Рыкунин С., Кандалина Л. Технология деревообработки. - М., Академия, 2006.

10. Стендинг Энди. Изделия из дерева. - М., Мой мир, 2007.

11. Энциклопедия народного умельца. - М.: Вече, 2000.

Список литературы, рекомендуемой для детей и родителей:

1. Глозман А.Е., Глозман Е.С., Ставрова О.Б., Хотунцев Ю.Л. Технология. Технический труд, 5 - 9 классы. - М., 2004.

3. Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 - 9. - М.: Просвещение, 1995.

9. Раскраски. /Сост. Вохринцова С./. - Екатеринбург.: 2000.

10. Рихвк Э.В. Мастерим из древесины. - М.: Просвещение, 1998.

11. Секреты домашнего мастера. Энциклопедия Том 1.- М.: Айрис Пресс. Рольф, 1999.

12. Секреты домашнего мастера. Энциклопедия Том 2.- М.: Айрис Пресс. Рольф, 1999.

18. Технология 5. /Под ред. Симоненко В.Д./. - М.: Просвещение, 1999.

22. Тусарчук Д.И. Триста ответов любителям работ по дереву. - М., 1985.

25. Энциклопедический словарь юного техника. /Сост. Зубов Б.В., Чумаков С.В./. - М.: Педагогика, 1980.


© 2010-2022