Конспект урока по технологии Гигиена жилища

Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интерьер и гигиена жилого дома

Урок разработала Масленникова Елена Леонидовна, учитель технологии

Данная разработка рассчитана на несколько уроков.

Тема: Интерьер и гигиена жилого дома:

  1. Композиция в интерьере.

  2. Характерные особенности жилища.

  3. Коллекции, домашняя библиотека, картины.

  4. Освещение в интерьере жилья и его виды.

  5. Виды уборок жилого дома.

Цель: ознакомить и совершенствовать знания обучающихся 6 класса об истории интерьера, видах освещения, украшениях, коллекциях, видах уборок интерьера.

Задачи:

обучающие:

- обучение грамотному оформлению и украшению интерьера дома;

- формирование представлений об истории интерьера;

- формирование понятий «ИНТЕРЬЕР», «КОМПОЗИЦИЯ ИНТЕРЬЕРА»;

развивающие:

  • развитие познавательного интереса к истории интерьера;

  • развитие экологического сознания;

  • развитие самостоятельности;

  • совершенствование навыков культуры труда;

воспитательные:

  • воспитание аккуратности;

  • воспитание эстетического вкуса обучающихся;

  • соблюдение санитарно-гигиенических требований;

Тип урока: Изучение нового материала и первичное закрепление (по методике Ю.А. Бабанского)

Межпредметные связи: краеведение, ОБЖ, экология, русский язык.

Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный


Оформление классной доски:

в центре - тема урока "Интерьер и гигиена жилого дома", слева от центра - зашифрованная пословица:

Е 11

Н 2

Т 12

К 23

А 6

Н 21

Б 17

Д 10

З 16

О 24

Е 20

Т 28

М 26

Е 9

С 4

В 19

Е 27

Я 14-

Я 32

А 3

С 31

М 25

Е 29

К 7

Т 5

Т 30

В 8

А 18

И 15

У 1

И 22

С 13

(У нас так ведется - изба веником метется).


Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие учителя, проверка явки учащихся и их готовности к уроку.

2. Изучение нового материала.

Прежде чем говорить о современности, я предлагаю вам ненадолго перенестись в прошлое и узнать, какими были дома у наших дальних предков. Итак…

Деревянная крестьянская изба на многие века стала преобладающим жилищем 90% населения России. Крестьянское жилище состояло из клети, избы, сеней, горницы, подклети и чулана. Основное жилое помещение - изба с русской печью.

В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян.

Внутренняя обстановка избы основывалась на устойчивости традиций домашней и хозяйственной жизни крестьянина: неподвижные широкие лавки, плотно прикрепленные к стенам, полки над ними, открытый посудный шкаф-блюдник, люлька и другие детали домашней обстановки имеют историю многих веков. В обстановке избы нет ни одного лишнего или случайного предмета, каждая вещь имеет свое строго определенное назначение и освещенное традицией место, что является характернейшей чертой народного жилища.

Неподвижные лавки обыкновенно устраивали вдоль стен всего помещения. Одной стороной они плотно примыкали к стене, а с другой поддерживались или подставками, выпиленными из толстой доски, или же резными и точеными столбиками-ножками. Переносная лавка с четырьмя ножками или с заменяющими их по бокам глухими досками, на которых было утверждено сиденье, называлась скамьей. Длина скамьи была несколько больше длины стола. Скамьи в горницах обычно покрывали специальной тканью - полавочником. Встречаются скамьи с одной боковиной - резной или расписной доской: боковина была опорой для подушки или ее использовали как прялку.

Стулья в крестьянском жилище распространились позже, в XIX веке.

Стол обычно был значительных размеров в расчете на большую семью.

Помимо обеденных изготовляли кухонные столы для приготовления пищи - поставцы, которые размещали около печи. Поставцы были выше обеденных столов, чтобы за ними удобно было работать стоя, и имели внизу полки с закрывающимися дверцами и выдвижные ящики. Были распространены также небольшие столики, на которых стоял ларец или лежала книга, они имели более декоративное решение.

Сундуки - обязательная принадлежность избы. В них хранили одежду, холсты и другую домашнюю утварь. Сундуки делали большие - длиной до 2-х м и маленькие - 50-60 см (укладки).

Широко применяли в избе полки, закрепляемые к стене наглухо. Полки, примыкавшие к стене по всей длине, назывались вислыми (от слова висеть), полки, опирающиеся только концами, - воронцы. Полки-воронцы разделяли помещение избы на самостоятельные части; одним концом они опирались на столб или брус около печек, а другим - входили между бревен стены. К полкам можно также отнести и навесной настил - полати, которые делали над входной дверью, между печкой и стеной. Крепили полати к стенам и на опорах-столбах. Над лавками размещалась полка-надлавочник, которая находилась немного выше окон. Такие полки поддерживались кронштейнами фигурной формы.

С течением времени (XVIII-XIX вв.) в крестьянском жилище начинают появляться шкафы различных размеров и видов.

Для сна использовали лавки, скамейки, сундуки с плоской крышкой, встроенные и передвижные кровати. Встроенная кровать размещалась в углу, наглухо крепилась к стенам с двух сторон и имела одну спинку. Для грудных детей предназначались подвесные люльки, зыбки или колыбели, которые украшали резьбой, токарными деталями, росписью, фигурными вырезами в досках.

Мебель русского крестьянского жилища характеризуется неподвижностью - это органичный элемент интерьера избы. Здесь главенствует горизонтальный ритм, который выявляется в горизонтали сидений лавок и скамеек, в плоскости полок и полатей и т. д. Объединяет интерьер и его оборудование единый материал (зачастую сохранялся естественный цвет древесины), приемы столярной обработки, характер декора.

Крестьянская изба отличалась чистотой: уборку делали регулярно, занавески и рушники меняли часто. Рядом с печкой в избе всегда был рукомойник - глиняный кувшин с двумя носиками: с одной стороны воду наливали, с другой - выливали. Грязная вода собиралась в лохань - специальное деревянное ведро. Воду носили тоже в деревянных ведрах на коромысле. Это о нем говорили: «Ни свет ни заря пошел, согнувшись, со двора».

А сейчас вернемся в наше время.

Дом - это отражение душ людей, которые в нем живут. Каким бы он ни был - четырехэтажным особняком или типовой квартирой в панельном доме, для любого человека должен быть тем единственным и неповторимым местом, в котором всегда комфортно, уютно.

Запишите в тетради тему урока: " Интерьер и гигиена жилого дома". Сегодня вы узнаете о понятии "композиция". Кто-нибудь знает, что означает это слово, может вы с ним уже встречались на каком-нибудь уроке? (на уроках ИЗО, цельная основа рисунка, замысла).

Интерьер - это внутреннее пространство здания или помещения в здании; обстановка внутри помещения. Соответствие интерьера квартиры характеру человека: его привычкам, мировоззрению, темпераменту - основное условие для разработки стиля. Главное - в дизайне интерьера должна прослеживаться общая линия и отдельные элементы должны гармонично и естественно сочетаться между собой.

Запишите определение: "Композиция интерьера - особое расположение и соотношение его составных частей: мебели, светильников, бытового оборудования". Композиция позволяет создать индивидуальный облик жилого интерьера, ведь все люди абсолютно разные, и каждый старается обставить свой дом по своему вкусу и своим интересам.

При выборе или оформлении жилища особое внимание уделяют основным качествам интерьера. Запишите: "1. Качества интерьера: а) функциональные - разделение помещения по назначению; б) гигиенические - обеспечение нормальных гигиенических условий; в) эстетические - гармония вещей и пространства"

А теперь поговорим о том, как можно украсить интерьер. Каждая коллекция является предметом гордости семьи и ее стараются выставить на обзор и украсить ею интерьер. Дома вы готовили к уроку небольшие сообщения из жизни вашей семьи по теме "Коллекционирование". Послушаем эти выступления.

Коллекции. Домашняя библиотека. Картины.

Многие люди своё свободное время посвящают коллекционированию - собирают марки, модели автомобилей, кукол, бабочек, декоративные растения, книги, картины, мебель и мн. др. Собрание предметов или произведений искусства, одинаковых или специально подобранных в соответствии с общей темой, и называют коллекциями. Коллекционирование (собирание коллекций) - это длительный процесс. Он включает в себя накопление, пополнение, систематизацию (то есть приведение коллекции в систему согласно её тематике, хронологической, временной последовательности, географии мн.др.), изучение и хранение. Это отличает коллекционирование от простого накопления - собирания каких-то интересных вещей.

Существует множество наук, которые занимаются изучением коллекций: нумизматика - монетами и значками, филателия- марками, филокартия - открытками, филуменистка - спичечными этикетками и т.п. наверное, нет такой темы, которую бы не отражали эти знаки: наука и искусство, творчество и быт, люди техника, животные и многое другое.

Коллекционеры выбирают, как правило, несколько тем. Материалы систематизируют и хранят в специально отведённых для этого альбомах, коробках или шкафах.

Популярнейшим предметом коллекционирования всегда являлась книга. Собрание книг - библиотеки есть практически в каждом доме. По набору книг можно судить о вкусах, характере человека, его профессии, привязанностях, увлечениях. Книги размещают в закрытых шкафах, на застеклённых полках или стеллажах, обычно в слабо освещённых местах, что помогает сохранить их от порчи.

Выбор места для книжных полок, шкафов, стеллажей зависти от площади комнаты, расстановки мебели и, конечно, от количества книг.

Книжные полки не обязательно ставить одна на другую. Они подчас выглядят тогда тяжело и однообразно. Лучше их ставить секциями, смещая по вертикали или по горизонтали, создавая пустоту между полками. Если эти пустоты заполнить вазой с цветами, какой-нибудь картиной, то стандартные книжные полки приобретут новый вид.

Картины, репродукции, эстампы, гравюры - это, как правило, предмет особой гордости хозяев дома.

При их размещении на стены можно применять принципы симметрии и асимметрии. Для достижения максимального эффекта симметричное расположение картин должно быть хорошо продумано и спроектировано, симметрия должна чувствоваться.

Картины определённого вида или одинакового сюжета, легче согласовывать, размещая их по кругу. Ассиметричное расположение картин имеет свои правила: постоянство вертикальных и горизонтальных линий.

Картины небольшого размера и одинакового жанра могут быть размещены группами одна возле другой или одна над другой. Картины разной величины располагаются так, чтобы их нижние края были на одной линии. Одну над другой развешивают миниатюру и графику.

Мы очень благодарны девочкам, которые рассказали о своих коллекциях. Запишите в тетради: "3. Декоративное украшение интерьера дома: а) коллекции; б) картины; в) домашняя библиотека".

Освещение - один из решающих факторов правильного функционирования помещений.

Освещение бывает: искусственное, естественное. Давайте это запишем в тетради.

Искусственное освещение делится на несколько видов.

Главным является общее освещение. Для такого освещения светильники помещают в центре потолка.

Если необходимо осветить одну какую-то зону, применяют местное освещение.

Для помещений небольшой площади применяют комбинированное освещение, когда сочетают общее и местное освещение.

Для подчёркивания какого-либо элемента интерьера используют экспозиционно-акцентрирующее освещение.

Для подчёркивания эстетического замысла используют декоративное освещение.

Для ориентации в помещении в ночное время удобно освещение светильника-ночника.

( Записать в тетради виды освещения.)

Костёр в пещере, лучина в избе, газовый рожок в доме, электролампа - такова эволюция светильников в жилом помещении. Свет поистине волшебник, он производит чарующее впечатление, способен изумительно преобразовать пространство. Наши глаза устроены так, чтобы видеть формы освещёнными. И не случайно люди с давних времён уделяли большое внимание оформлению светильников, их размещению.

Свету, освещению в квартире надо уделить особое внимание. Освещение разных фрагментов интерьера создаёт впечатление простора, а использование ламп разной силы света создаёт приятные контрасты света и тени. Круг света способен сближать, объединять людей.

Прежде чем начать распределение в квартире света, надо так продумать расположение источников света, чтобы обстановка была уютной и непринуждённой.

В прихожей сразу у дверей должен быть выключатель, при помощи которого мы сможем зажечь потолочный светильник. У зеркала желательно повесить бра, свет которого должен освещать лицо, но не слепить глаза.

На кухне одного светильника будет недостаточно. Здесь понадобится ещё источник света над рабочим столом. Если в кухне есть обеденный стол, то будет приятно, если свет на него будет «падать» сверху из невысоко расположенной лампы.

В общей комнате традиционно имеется центральный светильник. Это может быть различной формы люстра. Также освещение может быть над диваном или креслом. Удобнее, если это будет торшер, так как его месторасположение очень легко поменять по своему усмотрению. Но можно применять и такой светильник, как настенное бра.

В детской комнате вариантов освещения множество. Обязательно должен быть центральный светильник. Кроме него, на рабочем столе - настольная лампа. Ночью комнату может освещать ночник различной формы.

Инструктаж по правилам безопасности при использовании осветительных приборов. - (запись в тетради)

  • Прежде чем заменить лампу, необходимо обязательно выключить светильник.

  • Никогда не накрывайте работающий светильник газетой или материей - это может привести к его порче и к пожару.

  • Нельзя пользоваться осветительным прибором, у которого повреждены штепсельная вилка, провод или выключатель.

  • Уходя из дома, проверьте, не остались ли включенными электроприборы.

  • В целях электробезопасности не допускается использование на балконе или ванной переносных светильников.

  • Не разрешается устанавливать в осветительных приборах лампы большой мощности, чем указано в их технических паспортах.

Большую часть своей жизни человек проводит у себя в доме или квартире. Встречи с друзьями и родственниками, по большей вероятности, проходят дома. Некоторые, даже, работают на дому. И поэтому, необходимо соблюдать определенную гигиену жилища, чтобы обеспечить здоровье и благополучие в семье. В доме всегда должно быть тепло, светло, уютно и чисто.

Как часто мы убираемся дома? (Каждый день, 2 раза в неделю). Все это правильно.

Гигиена жилища должна обеспечивать достаточное количество солнечного света. Чтобы обеспечить полное проникновение солнечных лучей, не нужно на подоконники ставить слишком много комнатных растений или других предметов, которые будут препятствовать солнечному свету. Зашторивать окна следует только вечером, днем это ни к чему. Почаще протирайте окна от пыли, так как загрязненные стекла не пропускают половины солнечного света.

Продолжим запись в тетради: "4. Различают виды уборки: а) ежедневную (сухую); б) еженедельную (влажную); в) сезонную (генеральную)"

Проветривание - неотъемлемая часть в гигиене вашего дома. Если не обеспечивать доступ свежего воздуха в помещение, происходит большой расход кислорода, из-за чего появляются головные боли и усталость. Поэтому, проветривать жилище следует несколько раз за день, не зависимо от того, какая на улице погода. В идеале, открывать окна или форточки нужно три-четыре раза в день минут на пятнадцать. В летнее время, во время сильной жары, проветривать помещение следует утром до восхода солнца и вечером после его захода, чтобы наполнить жилище прохладным воздухом. На ночь можно оставлять форточку открытой, для лучшего сна.

Температура в доме не должна быть выше двадцати двух градусов по Цельсию, так как наиболее комфортной температурой для организма человека считается 18-22 градуса, что не позволяет перегреться, или переохладиться.

Не зависимо от того, где вы живете, в квартире или частном доме, в деревне или в городе, соблюдение гигиены и чистоты в вашем доме должно быть вашим главным правилом. Ведь нет ничего лучше, чем придя с работы или с учебы, ощутить тепло и уют родного очага.

Итогом выступления учащихся будет шутливое стихотворение:

"Утром пыль вскричала:
- SOS!
И попала в пылесос".

Перечислите, чем можно собрать пыль? (салфеткой, веником, пылесосом).

О чем эта загадка: Хлопотун Егорка взялся за уборку: в пляс по комнате пошел,
Оглянулся - чистый пол (веник).

А теперь задание на доске. В таблице закодирован эпиграф нашего урока. Нужно самостоятельно определить шифр к заданию и выполнить его. Кто первым выполнит задание, запишет то, что получилось, на доске.

Мы привыкли относиться к венику, как к инструменту борьбы с мусором. А вы знаете, что к нему не всегда было такое отношение, и он считался оберегом жилища? Я предлагаю вам узнать о том, как относились древние славяне к венику:

ИЗ ИСТОРИИ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ. Многовековая история культуры неразрывно связана с народными поверьями и приметами. Они пришли к нам из глубины времён как память о наших предках, первые попытки понять окружающий мир, оградить себя от неблагоприятных событий. Народные обычаи и поверья со временем менялись вместе с изменениями в культуре народа. Давние обычаи, поверья и моральные ценности славян позже органично соединились с христианскими ценностями и заповедями. Древние славянские обычаи и обряды не были забыты и после прихода христианства на Русь. Православная церковь проявила мудрость и терпимость. Поэтому христианство лишь потеснило, но не уничтожило традиционное мировоззрение.

На протяжении тысячелетий ни один дом на Руси не обходился без оберегов. Люди верили, что обереги охраняют их от болезни, «дурного глаза», хищных зверей, стихийных бедствий и разных напастей. Собираясь в дальний путь, человек брал с собой оберег, чтобы вложенные в него добро, вера и любовь согревали душу, напоминали об отчем доме и родной земле. Домашние обереги были призваны охранять покой и мир семьи, защищать от напастей и нести добро и удачу.

Не одно тысячелетие существует проверенная временем традиция защищать и украшать свой дом с помощью оберегов. Наши далёкие предки мудро и по-хозяйски использовали добрую силу природы. Их искренняя вера в чудесные возможности таких простых и привычных вещей как веник, венок, солёное тесто и т.д., нашла своё отражение в оберегах.

Древнейшим домашним оберегом считается веник. На веничке-домовушке размещают природные символы здоровья, любви, достатка и долголетия. Каждый хозяин делал оберег сам, подбирая украшения на своё усмотрение. По традиции на обереге должно находиться 12 предметов-символов. Приклеивать их можно либо на сами метёлки, либо же рядом с ними. Тут всё зависит от вашей фантазии. Итак, вот список обязательных атрибутов:

1. Фигурки из теста, например бублик, сухарик или крендель, - символ достатка и благополучия.

2. Небольшой мешочек - символ богатства. Его можно сшить из любой однотонной плотной ткани, но лучше из мешковины. Кстати, не забудьте положить внутрь монетку, чтобы он не был пустым.

3. Любые сухоцветы - символ уюта и красоты.

4. Фигурки мужчины и женщины, расположенные рядом, - символ любви и неразрывности уз. Лучше собственноручно вылепить их из глины, обжечь в обычной духовке и разукрасить.

5. Монетки - символ успеха в делах, бизнесе. Их можно приклеить к панно или, проделав дырочки, повесить на ниточке прямо на метёлку.

6. Горох - символ дружбы и мира.

7. Чеснок и перец - преграда для нечистой силы.

8. Кукуруза - символ здоровья детей. Подойдёт как небольшой початок, так и кукурузные зёрна.

9. Кувшинчик с водой - символ здоровья и долголетия. Его также можно вылепить из глины.

10. Лавровый лист - символ славы и успеха.

11. Шишка - символ гармонии и душевного покоя.

12. Мак - символ исполнения ваших желаний. Для прочности и долговечности лавровый лист, шишку, кукурузу и прочее можно покрыть лаком.

Обереги «домовушки» славяне изготавливали в основном для задабривания домового, тем самым защищали свой дом. В качестве оберега служил веник. Его вешали у входа на самом видном месте. Причем, если оберег размещается снаружи дома, то его вешали ручкой вниз, так веничек мог отгонять всю нечисть от дома. Внутри же дома оберег вешали только ручкой вверх.

Веник - оберег обычно украшали, и чем красивее и аккуратнее он был, тем большей силой он обладал. Если в доме случались серьезные неприятности, веник - оберег меняли на новый, считая, что он вобрал в себя весь негатив. Старый же веник закапывали на перекрестке дорог так, чтобы земля приняла в себя все несчастья и они не смогли перейти к другому человеку. Веник бросали вслед человеку, если он обладал дурным взглядом. Обрядовый веник прислоняли к изголовью роженицы и колыбели ребенка, обметали сильно больного, расчищали дорогу молодоженам. Этот веник использовали в обрядах для увеличения урожая, подъема теста, сбивания масла и т.д. Помещали его обычно на кухне.

Сделанный своими руками веник-оберег создаст на вашей кухне позитивный настрой, поможет быстро справиться с домашней работой и подарит хорошее настроение всей семье.

Кто желает, может почитать книгу А.Э. Шептуля «Домашние обереги своими руками», Москва, «ЭКСМО»,2006 г.

3. Закрепление изученного материала.

А теперь проверим ваше внимание:

1) дайте определение понятию «Интерьер»;

2) дайте определение понятию «Композиция интерьера»;

3) перечислите качества интерьера;

4) расскажите, что относится к декоративному украшению интерьера дома;

5) расскажите о роли и видах освещения в интерьере;

6) перечислите виды уборок.

4. Заключительный этап.

Я предлагаю вам высказать мнения о том, что вы узнали сегодня на уроке.

Учитель подводит итоги, объявляет оценки и информирует о домашнем задании.



© 2010-2022