• Преподавателю
  • Технология
  • Активизация познавательной деятельности учащихся коррекционной школы на занятиях по швейному делу

Активизация познавательной деятельности учащихся коррекционной школы на занятиях по швейному делу

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Активизация познавательной деятельности учащихся коррекционной школы на занятиях по швейному делу

Ученик - это не сосуд,

который надо заполнить,

а факел, который надо зажечь.

Л.Г. Петерсон

Работать над активизацией познавательной деятельности - значит формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов. Основная задача учителя - повышение внутренней мотивации к учению.

Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Интересный учебный предмет - это учебный предмет, ставший «сферой целей» обучающихся в связи с тем или иным побуждающим его мотивом. Можно выдвинуть следующее предположение, если учитель правильно подберет формы организации процесса обучения, то данный процесс должен стать интересным и полезным, ученики будут активными, способными самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, повысится уровень обучения школьников.

Обучение - это составная часть общения. Вся учебная работа на уроке происходит при определенном взаимодействии обучающего и обучаемого, т.е. учителя и ученика, а в какой - то мере и обучающихся между собой. Учитель оказывает на учеников воздействие словесно, с помощью интонации, мимики, жестов, обучающиеся воспринимают эти воздействия, реагируют на них, в зависимости от чего учитель строит свою дальнейшую деятельность. Характер этого взаимодействия и определяет форму работы на уроке.

Среди мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения, он не только активизирует умственную деятельность, но и направляет ее к последующему решению различных задач.
Актуальность проблемы развития познавательных интересов детей обучающихся в коррекционной школе объясняется социально-гуманистическими тенденциями в современном обществе, во всем мире и в России в частности. Ребенок с нарушением интеллекта характеризуется исследователями общим недоразвитием и мыслительные способности, естественно формируются у него с большими задержками. Общество, же должно позаботиться, чтобы такой ребенок вырос и вступил во взрослую жизнь без особых проблем. Развитие познавательного интереса умственно отсталых детей является задачей, которая должна быть первостепенной на протяжении всего обучения в специальной школе.

Проблемой формирования познавательного интереса занимались такие ученые как И.В.Шадрина, Н.Н. Столярова, Г.И.Щукина, Н.Я.Виленкин, Н.Г.Морозова и многие другие. Формирование познавательного интереса в рамках обучения умственно отсталых школьников рассматривали в своих работах Л.В.Занков, Б.И.Пинский, Н.В.Фанягин.

Активизация познавательной деятельности школьников - актуальнейшая проблема современной педагогики. Для учителей это давно азбучная истина: если школьники хотят овладеть знаниями, имеют мотивацию к обучению, то эффективность познавательного процесса существенно возрастает. Но в последнее время всё чаще замечаешь: дети не хотят учиться. В чём же причины этого нежелания? Таковых, на мой взгляд, немало. Это и неумение преодолевать трудности познавательной деятельности, и огромный объём учебного материала, и отвлекающие факторы полнокровной детской жизни, и однообразие и монотонность учебного процесса. Очевидно, что причины нежелания учиться бывают самые разные. И не все из них легко устранить. Можно ли в этих условиях обеспечить не только желание школьников учиться, но и их упорную, постоянную и активную познавательную деятельность?

Выделяют пять основных форм организации учебно-познавательной деятельности на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, коллективная. Каждая из форм имеет свои недостатки и достоинства. Характерной особенностью нашего времени является стремление многих учителей перестроить учебный процесс, активизировать обучающихся, заинтересовать их, приучить их к самостоятельной работе. Любой педагог, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществляет передачу опыта, но и укрепляет веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Следует учить всех учеников воспитывать у себя силу воли, и целеустремленность при решении сложных заданий. Но для создания глубокого интереса обучающихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы творчества обучающихся разного возраста. Все это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова.
Поскольку я работаю в коррекционной общеобразовательной школе VIII вида, учащиеся которой, в основном, имеют невысокую степень мотивации к обучению, передо мной всегда стоит задача повысить интерес детей к процессу обучения, включить их в активную познавательную деятельность по приобретению знаний. Считаю, что результата в решении этой задачи педагог может добиться, обладая рядом личностных качеств: стремлением к максимальной гибкости, способностью к сопереживанию, сочувствию, восприимчивостью к потребностям учащихся, умением придать преподаванию личностную окраску, эмоциональной уравновешенностью, уверенностью в себе, доброжелательностью.
На уроках швейного дела важно своевременное чередование различных занятий, более напряжённых умственных действий и кратковременных расслаблений, дающих необходимый отдых, направленных на сбережение физического и психического здоровья детей. Это укрепляет работоспособность школьников и их желание овладевать знаниями. Новизна материала, необычность его подачи также побуждают учащихся лучше присмотреться к прежде неизвестному и разобраться в нём. При этом педагог должен опираться на природную любознательность учеников. Считаю своей задачей всегда, в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса находить что-то новое, ранее неизвестное. Кроме того всегда помню, что интерес вызывает только полезное и актуальное, и с этой точки зрения готовлю материал для уроков. Стараюсь создавать ситуацию успеха на каждом уроке, так как считаю это самым эффективным стимулом познавательной деятельности. Ситуация успеха удовлетворяет потребность каждого школьника в самоуважении и повышении престижа, что в конечном итоге ведёт к сохранению и укреплению психического здоровья ребёнка. Важен и такой стимул, как оценка. При её выставлении необходимо максимально доброжелательное отношение учителя к ученику, что позволяет выставить адекватную оценку даже слабому учащемуся. Иногда для создания ситуации успеха могу незначительно завысить оценку, но только в том случае, если уверена, что обучающиеся класса поддержат и поймут данную ситуацию в классе.
Желая сформировать у своих учеников мотивацию к достижениям, ставлю перед ними посильные задачи. Ребёнок должен иметь возможность выбора, и здесь мне помогает дифференцированный подход к обучению.

Часто на уроках швейного дела для активизации познавательной деятельности учащихся создаю проблемные ситуации, ситуации затруднения, которые побуждают учащихся к поиску, доказательству, обоснованию. Важно давать такие задания, которые учащиеся воспринимают как посильные, но для выполнения, которых у них недостаёт каких-либо знаний или умений. Вслед за проблемной ситуацией, создающей психологические предпосылки для активного усвоения новых знаний, учащиеся сами или с помощью учителя ищут правильное решение. Для облегчения задачи использую предметно-инструкционные карты, иллюстрирование.

Создаётся ситуация поиска, в результате которой коллективными усилиями учащиеся решают поставленную перед ними проблему, обобщают, делают выводы.
Пробуждению интереса к изучаемому материалу способствует и использование нестандартных форм урока, которые отличаются от традиционных новизной и оригинальностью.

Познавательная деятельность учеников представляет собой самодвижение, поскольку информация не поступает извне, а является внутренним продуктом самой деятельности. Познание мира в дидактической игре облекается в формы, непохожие на обычное обучение; здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответов. Игра развивает сообразительность, находчивость, инициативность. Игру без преувеличения можно назвать витаминами душевного благополучия. Основным видом игры является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой деятельностью, не по принуждению, не по необходимости, а по желанию самих обучающихся происходит многократное повторение изучаемого материала в его разных формах и сочетаниях.

Применяя в течение ряда лет в своей практике нетрадиционные формы ведения уроков, сделала вывод, что именно такие уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика. Это одна из форм активного обучения. Целесообразно использовать не только уроки на игровой основе, но и такие нестандартные форм: урок-викторину, урок-зачёт.

Для оживления интереса учащихся в традиционный урок ввожу элементы игры. Для организации такой работы чаще всего использую объединение в группы и команды, так как общеизвестно стремление подростков к общению, страх перед изоляцией. В результате совместных усилий учебные достижения каждого обучающегося заметно улучшаются.

Яркие и аккуратно оформленные наглядные пособия вызывают интерес у детей, активизируют их внимание, помогают запоминать материал. С целью предоставления возможности каждому ученику сообщить о своих успехах сверстникам, снятия неуверенности слабых учеников перед сильными, использую такую активную форму работы, как самоконтроль и взаимоконтроль. Перед применением данного вида деятельности провожу подготовительную работу с учащимися по развитию у них умения давать оценки ответам, обращая особое внимание на доброжелательное отношение «учителей» к ученикам. Чтобы избежать возникновения напряжения в отношениях, расширить круг общения, состав пар желательно менять.

В роли «учителей» могут выступать все ученики, даже самые слабые. Взаимоконтроль учащихся использую на уроках, как при проверке теоретического материала, так и при контроле выполнения различных заданий.
Развитию познавательной деятельности обучающихся помогают уроки с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
При проведении урока стараюсь применять следующие требования.

Общие требования.

1) Научность, точность фактического материала.

2) Целесообразность выбора данного вида занятия и его настроения.

3) Правильное определение, чёткая формулировка цели и достижения её в результате проведения занятия.

4) Соответствие учебного материала требованиям, темам, цели и задачи урока, возрасту учащихся, их возможностям (с учётом психофизического состояния класса.

5) Объём изучаемого (чтобы не допустить перегрузки).

6) Использование наглядности.

Требования к структурным элементам урока следующие.

1. При проверке домашнего задания: время, затраченное на опрос, разнообразие форм опроса, формулировка вопросов, объективность оценки знаний, разнообразие методов проверки знаний.

2. При изложении нового материала (правильный выбор метода сообщения знаний, связь учебного материала с предыдущим и последующим, межпредметная связь, логичность изложения, соблюдение принципа от « простого к сложному», умение создать проблемные ситуации, использование ТСО, наглядности (использование своевременно).

3. При закреплении нового материала: использование разных форм и методов закрепления материала, эффективность используемых методов для совершенствования познавательной деятельности.

4. При сообщении домашнего задания: наличие разъяснения по его выполнению, объём, его дифференциация, целесообразность задания, доступность.

5. Коррекционная направленность урока: упражнения на развитие высших психических функций, включение заданий с опорой на несколько анализаторов, смена видов деятельности.

Организационная сторона урока

1. Подготовка к уроку учителя, учащихся, учебной комнаты (мастерской).
2. Рациональное распределение времени на отдельные этапы урока, на виды работ.

3. Организация учащихся при проведении каждого этапа урока и поддерживания дисциплины на протяжении всего урока.

Требования, предъявляемые к поведению учителя на уроке:

уверенность, собранность, инициатива, педагогический такт, культура речи, эмоциональный тон, умение наблюдать за классом и отдельными учащимися, внешний облик, манеры, темп ведения урока, авторитет учителя.

Виды учебно-познавательной деятельности и их предметы

Виды учебно-познавательной

деятельности

Предметы видов

учебно-познавательной деятельности

Наблюдение

Внешние признаки, свойства объектов познания, получаемые без вмешательства в них

Эксперимент

Существенные, ведущие свойства, закономерности объектов природы, получаемые непосредственно путем вмешательства, воздействия на них

Работа с книгой

Систематизированная информация, изложенная в учебной, научной и научно-популярной литературе

Систематизация знаний

Существенные связи и отношения между отдельными элементами системы научных знаний

Решение познавательных задач (проблем)

Комплексная разнообразная информация познавательного характера

Использование различных приёмов, форм, методов на уроках ведёт к пробуждению интереса обучающихся к предмету, что помогает активизировать познавательную деятельность школьников, а это, в свою очередь, не может не воздействовать на формирование мотивации к обучению. Заинтересованный, активный ребёнок имеет более высокую мотивацию по сравнению с ребёнком пассивным, равнодушным. Успехи же в учении ободряют, воодушевляют школьника, помогают ему раскрыться как личности.

Литература.

1.Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. - М., 1999.

2. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. М.: 1994.

3.Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей сотклонениями в развитии: Учебн. пос. для студ. сред. пед. уч. зав./Под ред. Б.П.Пузанова.- М.:Академия,1998

4.Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды /Под. ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко - М., 2001.

5.Интернет-ресурсы.

© 2010-2022