Разработка урока «Рогоз. Изготовление куклы - оберега»

План урока по предмету «Народные промыслы России» Профессия: «Изготовитель художественных изделий из дерева» Тема: «Рогоз. Изготовление куклы - оберега» Цель:  1). Научить изготовлению  куклы – оберега из болотной травы рогоз.             2)Формировать общие и профессиональные компетенции, интерес  к народным промыслам России и традициям коми-пермяцкого народа, развивать в деятельности  творческий подход по выполнению отдельных операций; развивать чувство меры, соотношения и пропорции.             3) Воспитывать  интерес к своей профессии,  бережное отношение к природе. Задачи: 1.     Познакомиться с календарными  обрядами, где использовали куклу из травянистых растений 2.     Подготовить рабочее место к обработке материала рогоз, инструменты.       3.Изготовить из рогоза куклу - оберег. Тип урока: Урок усвоения новых знаний. Оборудование и материалы: Ноутбук, проектор, емкость для горячей воды, полотенце, нити красного цвета, ножницы, рогоз. Межпредметные  связи : Рисунок, живопись, лепка
Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План урока по предмету «Народные промыслы России»

Профессия: «Изготовитель художественных изделий из дерева»

Тема: «Рогоз. Изготовление куклы - оберега»

Цель: 1). Научить изготовлению куклы - оберега из болотной травы рогоз.

2)Формировать общие и профессиональные компетенции, интерес к народным промыслам России и традициям коми-пермяцкого народа, развивать в деятельности творческий подход по выполнению отдельных операций; развивать чувство меры, соотношения и пропорции.

3) Воспитывать интерес к своей профессии, бережное отношение к природе.

Задачи:

  1. Познакомиться с календарными обрядами, где использовали куклу из травянистых растений

  2. Подготовить рабочее место к обработке материала рогоз, инструменты.

3.Изготовить из рогоза куклу - оберег.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Оборудование и материалы:

Ноутбук, проектор, емкость для горячей воды, полотенце, нити красного цвета, ножницы, рогоз.

Межпредметные связи :

Рисунок, живопись, лепка

Ход урока:

I Организационный момент.

1. Приветствие

-Добрый день, ребята. Сегодня наше занятие начну с высказывания:

«Можно сказать, что каждый человек учиться быть человеком. Чтобы жить в обществе, ему не достаточно того, что дает ему природа при рождении. Он должен еще овладеть тем, что было достигнуто в процессе исторического развития человеческого общества»

А.Н.Леонтьев.

2.Сообщение темы, цели и задач урока.

3. Подготовка к уроку.

II.Основное содержание

Закрепление пройденного материала

Проверка домашнего задания ( письменный опрос)

1.Назовите народные промыслы на территории Коми-Пермяцкого округа в прошлом и настоящем.

2.Назовите два способа нанесения рисунка в технологии набойки

3. Какой вид вышивки применялся на рубахах, что вышивали в узорных полосах и какого цвета?

4. Какие два вида ткачества применяли коми-пермяки в национальных костюмах и изделиях (полотенце, скатерть, головной убор)?

Устно

1. Вспомним старинную технологию набойки Коми-пермяков.

2. Расскажите, что изображали в набойке ткани на сарафанах

Изучение нового материала

Преподаватель:

Традиционная народная кукла почти не изменилась, с давних пор, как ее придумали наши предки. Кукла бережно передавалась из рук в руки - от матери к дочери, от бабушки к внучке.

В куклы играли до замужества, используя разный материал: рогоз, солому, ткань, деревянную щепку. Одевали в одежду из остатков ткани, разноцветных лоскутков, применяли мех, пуговицы, бусины, за концы рук подвязывали веревочку.

Куклы помогали человеку на протяжении всей его жизни: с ними справляли календарные обряды.

-Какой вы знаете обряд, который проходит до сих пор с наступлением весны у нас в России?

Обучающийся:

Обряд « Масленица»

-У русского народа по всей Руси существовал обычай: целую неделю праздновать масленицу, пекут и едят блины. Блин - символ красного солнышка, приход нового года, с приходом весеннего тепла. В последний вечер, перед проводами масленицы, сходятся у кого-то в избе и всем миром изготовляют из соломы куклу - масленицу, одевают ее в ветошь.

На другой день катают ее в санях с горы, а в конце веселья провожают всем селом с песнями и гиканьем, потом сжигают на костре, а вместе с ней и свою лень.

Преподаватель:

-Есть еще один обряд «Вознесенье»

На «Вознесенье»(28 мая) молодые девушки шли погулять с подружками в лес, дарили друг другу куклы « Кукушкины слезы». Кукушка считалась птицей, которая связывает два мира: невидимый мир предков и мир живых людей. И кукла тоже умела невидимое для человека делать видимым. Эти куклы хранили до следующего «Вознесенья». Сохранилась поговорка «Еще кукушка не от куковала, а подружка убежала» ( вышла замуж)

Звучит песня «Травы, травы»

Слова студентов:

-Травы издревле обували, одевали человека ,кормили, лечили, согревали от непогоды.

-Даже хлеб - великий дар травянистых растений. Но не хлебом единым жив человек.

Преподаватель:

-В глубокой древности человек приглядываясь к травянистым растениям, подметил, что если их увлажнить, то растения становятся гибкими и пластичными.

-Для вас, сегодня подготовила волшебное лукошко. А ну-ка заглянем в него, что же в нем находится?

Ответ обучающихся.

Преподаватель:

-Да, в ней домашние обереги: добрый молодец, девушка - это куклы, изготовлены мной из болотных растений. Раньше наши предки не рисовали куклам лица. Считалось, что кукла, имеющая часть лица, становится частью нечисти и может принести вред. Безликая кукла защищает хозяина от сглаза и нечистой силы, являясь оберегом. Хозяюшка куклы - берегини, поговаривала: « Отвернись зло, повернись добро» и три раза поворачивала куклу. Такие куклы изготавливали мы в детстве с бабушкой, место, где я живу - Заболотно, повсеместно вокруг заболоченные места, канавы у лесных дорог, река Кува, где и произрастает рогоз. Заготовить рогоз можно в конце августа, в сентябре. Сохнет рогоз под навесом, в тени.

III. Самостоятельная работа

1 этап - подготовительный, трава рогоз укладывается в емкость и замачивается горячей водой на 10-15 минут (заранее перед уроком)

Преподаватель:

Мастер-класс

2 этап - Выполнение творческого упражнения студентами. Изготовление куклы

Демонстрация изделий из рогоза народных мастеров через проектор.

Плакат-схема по изготовлению куклы

- Из емкости берем рогоз, подобарать по цвету, пучок собрать в руке , отжать рогоз от лишней влаги.

-Оставить с конца пучка 2-3 см, перевязать прочной нитью.

-Разделить пучок на две части, вывернуть в обратную сторону, формировать голову объемом, перевязать на месте шеи.

- Основа пропорций голова - по пропорциям в тулово входит 6 частей, промерять и отрезать лишнюю длину рогоза.

- Набрать второй пучок - формируем руки, по пропорциям 5 частей головы. Пучок с двух концов перевязать.

-Второй пучок вложить под прямым углом первого пучка внутрь.

-Перевязать по линии талии, а затем крест - накрест по линии грудной клетки.

-Для создания прически, листья рогоза продернуть через форму головы и переплести косу.

-У коми-пермяков красный цвет, по значению имел от нечисти защиту, перевязываем красной нитью и думаем какие пожелания вами будут заложены в эту куклу - оберег.

VI. Итог урока

Просмотр

-А теперь подведем итоги, на один стол выложим ваши работы на просмотр.

Выводы: выбираем чья работа получилась в соотношении пропорций , аккуратной, творческой. Самооценка.

Вручение награждений - красная тесьма для косы куклы.

Домашнее задание:

а) Разработать сюжетную куклу, в действии.

б) Обрядить куклу в национальную одежду.

Рефлексия

-Вот и подошло к концу наше занятие. Ребята, что нового вы узнали и чему научились? Вам понравилось?

-Молодцы, все справились. Спасибо за занятие. До новых встреч!



© 2010-2022