Рабочая программа кружковой работы

Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящий этап развития общества отличается интенсивным внедрением во все сферы человеческой деятельности новых, наукоёмких и высоких технологий, обеспечивающих более полную реализацию потенциальных способностей личности. Такая тенденция нашей действительности настоятельно требует подготовки подрастающих поколений, владеющих технологической культурой, готовых к преобразовательной деятельности и имеющих необходимые для этого научные знания. Технологическая культура - это новое отношение к окружающему миру, основанное на преобразовании, улучшении и совершенствовании среды обитания человека. Технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире.

Технологическое образование включает в себя информационно-познавательный и деятельностный компоненты.

Информационный компонент (технико-технологическая компетентность) отражает технологические знания и умения.

Деятельностный компонент - это практическое овладение учащимися алгоритмами созидательной, преобразующей, творческой деятельности, направленной, в частности, на развитие технологического мышления. При этом основными критериями успешности обучения детей становятся самостоятельность и качество выполняемой работы, а также умения открывать знания, пользоваться различными источниками информации для решения насущных проблем.

В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Первое наше знакомство с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания.

В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных образцов. Вначале рекомендуется проработать простые модели из бумаги и картона, изготавливая игрушки-сувениры. Далее плоские игрушки из плотных тканей сукна, драпа, украшенные аппликацией, тесьмой. При выполнении этих моделей дети осваивают швы (шов "вперед иголку", петельный шов, "через край"), с помощью которых соединяют детали игрушек, приучаются к аккуратности выполнения лицевых швов, получают навыки в декоративном оформлении игрушек. Работа над игрушками из меха дает навыки в изготовлении объемных и плоских моделей.

Курс кружка "Умелые ручки" носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.

Цель кружка: воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.

В связи с этим задачами кружка являются:

- развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);

- формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, о взаимосвязи человека с природой - источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;

- воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умение видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному населению - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;

- овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно - экономическими знаниями;

- расширение и обогащение личного жизненно - практического опыта учащихся, их представление о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.

Программа рассчитана на 2 часа в неделю

34 учебные недели х 2 часа в неделю = 68 часов в год

На занятиях применяются словесные, практические методы, используется наглядность.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Требования к знаниям, умениям и навыкам при работе в кружке "Чудеса своими руками "

Иметь представление:

- о проектной деятельности в целом и её основных этапах;

- о понятиях конструкция (простая и сложная, однодетальная и многодетальная), композиция, чертёж, эскиз, технология, экология, дизайн;

Знать:

- правила ТБ;

- название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла), контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приспособлений (шаблон, булавки) и правила безопасной работы с ними;

- правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;

- правила общения;

- названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;

- что такое деталь (составная часть изделия);

- что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;

- основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота);

- виды материалов;

- последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

- способы разметки: сгибание и по шаблону;

- способы соединения с помощью клея ПВА, проволоки, ниток и тонких верёвочек;

- виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и её варианты.

Уметь:

- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);

- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;

- различать материалы по их назначению;

- различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;

- читать простейший чертёж (эскиз);

- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и её вариантами;

- безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);

- выполнять правила культурного поведения в общественных местах;

- выполнять посильные действия при решении экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения - речь, этикет и т.д.).

Общетрудовые умения:

Самостоятельно:

- анализировать предложенное учебное задание;

- организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;

- экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах;

- обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;

- выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему.

С помощью учителя:

- выбирать темы для практических работ;

- формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;

- выдвигать возможные способы их решения;

- доказывать своё мнение.




Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во уроков

Дата проведения

план

факт

1

Вводное занятие (2часа)

Вводные занятия: сведения из истории, организация рабочего места.

1

Инструктаж по технике безопасности.

1


2

Пошив цветов из шифона (4 часа )


Изготовление лекал цветка.

1

Раскрой на ткани изделия.. Правила работы с ножницами.

1

Обработка срезов деталей цветка. Сборка деталей в изделие.

1


Художественное оформление изделия.

1


3

Изготовление

Игрушки из помпонов

(4 часа)

Выбор игрушки (змея, цыпленок, медвежонок, пингвины и т.д. )

Подбор исходного материала для изготовления игрушки .

1


Технология изготовления помпона.

1

Соединение деталей игрушки

1

Художественное оформление и анализ работ.

1


4


Изготовление изделий из лоскутков

(6 часов )

Изготовление лекал изделия..

1

Раскрой на ткани. Правила работы с ножницами.

1

Сметывание и шитье деталей лоскутков.

1

Шитьё и набивка деталей.

1

Сборка деталей в изделие.

1



Художественное оформление и анализ работ.

1


5

Изготовление

панно .

(4 часа )

Выбор тематики рисунка панно.

1


Подбор необходимых

материалов для изготовления панно.

1


Технология изготовления панно.

1


Художественное оформление панно.

1




6





Изготовление

Новогодних

сувениров

(10часов)

Пошив подделки новогодняя ёлка. Изготовление лекал игрушки

1

Сметывание и шитье деталей сувенира.

1

Набивка и сборка деталей сувенира

1

Художественное оформление и анализ работ.

1

Изготовление ёлочных игрушек.. Выбор игрушки, подбор исходного материала для изготовления игрушки

1

Технология изготовления игрушки.

1

Художественное оформление и анализ работ.

1

Изготовление Рождественского венка .

1


Технология изготовления изделия

1

Оформление и анализ работ.

1


7

Изготовление изделий из лоскутков

(6 часов )

Изготовление лекал.

1

Раскрой на ткани. Правила работы с ножницами.

1

Сметывание и шитье деталей лоскутков.

1

Шитьё и набивка деталей.

1

Сборка деталей в изделие.

1

Художественное оформление и анализ работ.

1


8

Изготовление

Топиария из

подручных

материалов

(4 часа)

Выбор тематики топиария.

1


Подбор необходимых материалов для изготовления топиария.

1

Технология изготовления топиария.

1

Художественное оформление топиария.

1



9


Изготовление пасхальных сувениров (12 часов)

Декор пасхальных яиц. Подбор исходного материала для изготовления изделия.

1

Художественное оформление и анализ работы.

1

Изготовление пасхальных корзин. выбор техники

1

Выбор материалов для изделия

1

Разработка технологии изготовления изделия пасхальных корзин.

1

Художественное оформление и анализ изготовления пасхальных корзин.

1

Пошив пасхальных зайцев. Изготовление лекал.

1

Раскрой на ткани. Правила работы с ножницами

1


Сметывание и шитье деталей изделия.

1

Набивка и сборка деталей

1

Сборка деталей в изделие

1

Художественное оформление и анализ работ.

1



10



Пошив игрушек из фетра (6 часов)

Изготовление лекал.

1

Раскрой на ткани. Правила работы с ножницами

1

Сметывание и шитье деталей изделия

1

Набивка и сборка деталей

1

Сборка деталей в изделие

1

Художественное оформление и анализ работ.

1


11

Пошив объемных игрушек. (10 часов)

ИГРУШКА-КОТИК. Изготовление лекал.

1

Раскрой на ткани. Правила работы с ножницами.

1

Сметывание и шитье деталей игрушки .

1

Шитье и набивка деталей. Петельный шов.

1

Сборка деталей в изделие.

1

ИГРУШКА-СОВА Изготовление лекал игрушки -сова.

1

Раскрой на ткани .Правила работы с ножницами.

1

Сметывание и шитье деталей игрушки - сова

1

Шитье и набивка деталей игрушки. Сборка деталей в изделие

1

Художественное оформление и анализ работ.

1


Ресурсное обеспечение программы:

  1. основам народного искусства. М.: Мозаика-Синтез.2007.

  2. Зайцева И.Г. Мягкая игрушка, ИД МСП, 2005.

  3. Кононович Т. Мягкая игрушка. Веселый зоопарк. Рипол Классик, Валерии Дорожин Ю.Г. Городецкая роспись. Рабочая тетрадь по С1Щ Малая энциклопедия рукоделия. 2001.

  4. Кочетова С. Мягкая игрушка. Игрушки с бисером. Рипол Классик, Валерии СПД, Малая энциклопедия рукоделия. 2001.

  5. Макарова М.Н. Перспектива: Графические задания и методические рекомендации. М.Д989.

  6. Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров.М.: Просвещение, 1990.

  7. Неменский Б.М. Программы Неменский «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 класс. М.: Просвещение, 2009.

  8. Петухова В.И., Ширшикова Е.Н., Мягкая игрушка. Издатель И.В. Балабанов, 2001.

9. Соловьева Л.Н. Русская матрешка. М.: «Интербук»Д993.
Ю.Фролова Т.О. Мягкая игрушка. АСТ-Сталкер. Подарок
своими руками. 2003.


© 2010-2022