- Преподавателю
- Технология
- Рабочая программа кружковой работы
Рабочая программа кружковой работы
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Корецкая Т.Б. |
Дата | 22.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящий этап развития общества отличается интенсивным внедрением во все сферы человеческой деятельности новых, наукоёмких и высоких технологий, обеспечивающих более полную реализацию потенциальных способностей личности. Такая тенденция нашей действительности настоятельно требует подготовки подрастающих поколений, владеющих технологической культурой, готовых к преобразовательной деятельности и имеющих необходимые для этого научные знания. Технологическая культура - это новое отношение к окружающему миру, основанное на преобразовании, улучшении и совершенствовании среды обитания человека. Технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире.
Технологическое образование включает в себя информационно-познавательный и деятельностный компоненты.
Информационный компонент (технико-технологическая компетентность) отражает технологические знания и умения.
Деятельностный компонент - это практическое овладение учащимися алгоритмами созидательной, преобразующей, творческой деятельности, направленной, в частности, на развитие технологического мышления. При этом основными критериями успешности обучения детей становятся самостоятельность и качество выполняемой работы, а также умения открывать знания, пользоваться различными источниками информации для решения насущных проблем.
В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Первое наше знакомство с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания.
В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных образцов. Вначале рекомендуется проработать простые модели из бумаги и картона, изготавливая игрушки-сувениры. Далее плоские игрушки из плотных тканей сукна, драпа, украшенные аппликацией, тесьмой. При выполнении этих моделей дети осваивают швы (шов "вперед иголку", петельный шов, "через край"), с помощью которых соединяют детали игрушек, приучаются к аккуратности выполнения лицевых швов, получают навыки в декоративном оформлении игрушек. Работа над игрушками из меха дает навыки в изготовлении объемных и плоских моделей.
Курс кружка "Умелые ручки" носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.
Цель кружка: воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.
В связи с этим задачами кружка являются:
- развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
- формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, о взаимосвязи человека с природой - источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;
- воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умение видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному населению - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
- овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно - экономическими знаниями;
- расширение и обогащение личного жизненно - практического опыта учащихся, их представление о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю
34 учебные недели х 2 часа в неделю = 68 часов в год
На занятиях применяются словесные, практические методы, используется наглядность.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Требования к знаниям, умениям и навыкам при работе в кружке "Чудеса своими руками "
Иметь представление:
- о проектной деятельности в целом и её основных этапах;
- о понятиях конструкция (простая и сложная, однодетальная и многодетальная), композиция, чертёж, эскиз, технология, экология, дизайн;
Знать:
- правила ТБ;
- название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла), контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приспособлений (шаблон, булавки) и правила безопасной работы с ними;
- правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
- правила общения;
- названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
- что такое деталь (составная часть изделия);
- что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;
- основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота);
- виды материалов;
- последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- способы разметки: сгибание и по шаблону;
- способы соединения с помощью клея ПВА, проволоки, ниток и тонких верёвочек;
- виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и её варианты.
Уметь:
- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);
- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
- различать материалы по их назначению;
- различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;
- читать простейший чертёж (эскиз);
- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и её вариантами;
- безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);
- выполнять правила культурного поведения в общественных местах;
- выполнять посильные действия при решении экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения - речь, этикет и т.д.).
Общетрудовые умения:
Самостоятельно:
- анализировать предложенное учебное задание;
- организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;
- экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах;
- обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;
- выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему.
С помощью учителя:
- выбирать темы для практических работ;
- формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;
- выдвигать возможные способы их решения;
- доказывать своё мнение.
№
Наименование раздела программы
Тема урока
Кол-во уроков
Дата проведения
план
факт
1
Вводное занятие (2часа)
Вводные занятия: сведения из истории, организация рабочего места.
1
Инструктаж по технике безопасности.
1
2
Пошив цветов из шифона (4 часа )
Изготовление лекал цветка.
1
Раскрой на ткани изделия.. Правила работы с ножницами.
1
Обработка срезов деталей цветка. Сборка деталей в изделие.
1
Художественное оформление изделия.
1
3
Изготовление
Игрушки из помпонов
(4 часа)
Выбор игрушки (змея, цыпленок, медвежонок, пингвины и т.д. )
Подбор исходного материала для изготовления игрушки .
1
Технология изготовления помпона.
1
Соединение деталей игрушки
1
Художественное оформление и анализ работ.
1
4
Изготовление изделий из лоскутков
(6 часов )
Изготовление лекал изделия..
1
Раскрой на ткани. Правила работы с ножницами.
1
Сметывание и шитье деталей лоскутков.
1
Шитьё и набивка деталей.
1
Сборка деталей в изделие.
1
Художественное оформление и анализ работ.
1
5
Изготовление
панно .
(4 часа )
Выбор тематики рисунка панно.
1
Подбор необходимых
материалов для изготовления панно.
1
Технология изготовления панно.
1
Художественное оформление панно.
1
6
Изготовление
Новогодних
сувениров
(10часов)
Пошив подделки новогодняя ёлка. Изготовление лекал игрушки
1
Сметывание и шитье деталей сувенира.
1
Набивка и сборка деталей сувенира
1
Художественное оформление и анализ работ.
1
Изготовление ёлочных игрушек.. Выбор игрушки, подбор исходного материала для изготовления игрушки
1
Технология изготовления игрушки.
1
Художественное оформление и анализ работ.
1
Изготовление Рождественского венка .
1
Технология изготовления изделия
1
Оформление и анализ работ.
1
7
Изготовление изделий из лоскутков
(6 часов )
Изготовление лекал.
1
Раскрой на ткани. Правила работы с ножницами.
1
Сметывание и шитье деталей лоскутков.
1
Шитьё и набивка деталей.
1
Сборка деталей в изделие.
1
Художественное оформление и анализ работ.
1
8
Изготовление
Топиария из
подручных
материалов
(4 часа)
Выбор тематики топиария.
1
Подбор необходимых материалов для изготовления топиария.
1
Технология изготовления топиария.
1
Художественное оформление топиария.
1
9
Изготовление пасхальных сувениров (12 часов)
Декор пасхальных яиц. Подбор исходного материала для изготовления изделия.
1
Художественное оформление и анализ работы.
1
Изготовление пасхальных корзин. выбор техники
1
Выбор материалов для изделия
1
Разработка технологии изготовления изделия пасхальных корзин.
1
Художественное оформление и анализ изготовления пасхальных корзин.
1
Пошив пасхальных зайцев. Изготовление лекал.
1
Раскрой на ткани. Правила работы с ножницами
1
Сметывание и шитье деталей изделия.
1
Набивка и сборка деталей
1
Сборка деталей в изделие
1
Художественное оформление и анализ работ.
1
10
Пошив игрушек из фетра (6 часов)
Изготовление лекал.
1
Раскрой на ткани. Правила работы с ножницами
1
Сметывание и шитье деталей изделия
1
Набивка и сборка деталей
1
Сборка деталей в изделие
1
Художественное оформление и анализ работ.
1
11
Пошив объемных игрушек. (10 часов)
ИГРУШКА-КОТИК. Изготовление лекал.
1
Раскрой на ткани. Правила работы с ножницами.
1
Сметывание и шитье деталей игрушки .
1
Шитье и набивка деталей. Петельный шов.
1
Сборка деталей в изделие.
1
ИГРУШКА-СОВА Изготовление лекал игрушки -сова.
1
Раскрой на ткани .Правила работы с ножницами.
1
Сметывание и шитье деталей игрушки - сова
1
Шитье и набивка деталей игрушки. Сборка деталей в изделие
1
Художественное оформление и анализ работ.
1
Ресурсное обеспечение программы:
-
основам народного искусства. М.: Мозаика-Синтез.2007.
-
Зайцева И.Г. Мягкая игрушка, ИД МСП, 2005.
-
Кононович Т. Мягкая игрушка. Веселый зоопарк. Рипол Классик, Валерии Дорожин Ю.Г. Городецкая роспись. Рабочая тетрадь по С1Щ Малая энциклопедия рукоделия. 2001.
-
Кочетова С. Мягкая игрушка. Игрушки с бисером. Рипол Классик, Валерии СПД, Малая энциклопедия рукоделия. 2001.
-
Макарова М.Н. Перспектива: Графические задания и методические рекомендации. М.Д989.
-
Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров.М.: Просвещение, 1990.
-
Неменский Б.М. Программы Неменский «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 класс. М.: Просвещение, 2009.
-
Петухова В.И., Ширшикова Е.Н., Мягкая игрушка. Издатель И.В. Балабанов, 2001.
9. Соловьева Л.Н. Русская матрешка. М.: «Интербук»Д993.
Ю.Фролова Т.О. Мягкая игрушка. АСТ-Сталкер. Подарок
своими руками. 2003.