- Преподавателю
- Технология
- Планирование по дополнительному образованию. Выжигание
Планирование по дополнительному образованию. Выжигание
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Свешников В.Г. |
Дата | 09.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Департамент образования Администрации МО г. Салехард
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза И.В.Королькова»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
протокол №4 от 28.05.2015г. протокол №4 от 25.05.2015г. приказ №200 от 02.09.2015г
заседания ШМО учителей заседания НМС
искусства, технологии и Председатель НМС Директор школы
и педагогов ДО Сычёва Т.С._____________ Меха А.В.
Руководитель ШМО . Зам. директора по УВР
Бабакаев В.Н. Тренина Е.М
_______________ _________________ __________________
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
художественно-эстетической направленности
«ВЫЖИГАНИЕ»
Возраст воспитанников - 6-10 лет
Срок реализации образовательной программы - 1 год
Составитель:
Свешников Виктор Глебович
г. Салехард,
2015г
Пояснительная записка.
Программа «Выжигание» рассчитана на детей проявляющих интерес к работе с древесиной, фанерой и материалами, изготавливаемых из нее. Выполнение программы рассчитано на 1 год. Возраст участников коллектива 6-10 лет. Форма занятий групповая, подгрупповая, и индивидуальная. Перевод воспитанников на следующий год обучения осуществляется на основании успешного усвоения программы, определенных достижений и навыков. Основанием на отчисление может служить болезнь, переезд ученика на другое место жительства.
Режим работы объединения: в неделю по 2 часа.
Цель программы:
-
Развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни.
Задачи программы:
-
Образовательные:
обучение практическим навыкам и умению работать с различными инструментами, позволяющими выполнять обработку древесных материалов;
обучение основам техники выполнения различных конструкций изделий.
-
Развивающие:
способствовать развитию у детей задатков и способностей в области конструирования, творческого мышления;
развивать творческую активность и общую культуру ребенка.
-
Воспитательные:
воспитание творческой личности, способной адаптироваться в современном обществе;
формирование художественного вкуса, умения видеть и понимать красоту труда;
воспитание чувства патриотизма и гражданственности, любви к своей Родине;
применение на занятиях здоровье сберегающих технологий.
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы требуется: расходные материалы: фанера 5мм и 10 мм, лобзики, пилочки к лобзикам, копировальная бумага, кнопки, шлифовальная бумага, клей ПВА, лак мебельный, выжигатели;
Организационно - методическое обеспечение программы
Объединение, основанное на принципах самоуправления и самоопределения. Внутри объединения путем выборов избирается староста, заместитель старосты, а также консультанты. Разрабатывается график дежурства. В основе создания объединения детей лежит идея социально-педагогического взаимодействия: «родитель-ученик-педагог». Для наибольшей результативности обучения к работе активно привлекаются родители, которые оказывают как моральную, материальную так и психологическую поддержку обучающимся.
Методика оценки полученных знаний и результатов
За период обучения в объединении учащиеся получат определенный объем знаний и умений, которых проверяется каждое полугодие. Для этой цели проводится промежуточный контроль - участие в выставках школьников художественно-эстетического цикла, сдача зачетов. Руководитель подводит итог всей учебно-воспитательной работы, делает анализ достижений детей.
Ожидаемые результаты
В конце первого года обучения дети должны уметь: выполнять выбор материала для изделия и его подготовку; переводить рисунок; самостоятельно подготавливать свое рабочее место; выполнять изделия с двумя деталями с соединением «в замок», выполнять отделку изделий выжиганием и росписью; самостоятельно подготавливать инструмент для работы; изготавливать несложные изделия с несколькими деталями, содержащими не сложные элементы (полки, подставка для книг, подставка для бумаг и др.); разрабатывать изделия из двух - трех деталей; выполнять сканирование изображений и компьютерную обработку рисунков деталей; самостоятельно разрабатывать и изготавливать изделия из трех и более деталей;
Учебно - тематический план
№ п.п
Темы занятий
Всего
Теория
Практика
1
Организационное занятие. Рабочее место и его оборудование. Техника безопасности.
2
1
1
2
Материалы, используемые при выжигании. Инструменты, оборудование и приспособления.
4
2
2
3
Виды выжигания. Их особенности.
7
3
4
4
Подготовка поверхности материала. Перевод рисунка.
6
1
5
5
Выжигание на плоской поверхности.
20
2
18
6
Выжигание изделий с несколькими деталями содержащих не сложные элементы (по выбору учащихся).
18
2
16
7
Отделка изделия.
9
1
8
8
Заключительное занятие
2
Итого
68
12
54
Содержание программы
1. Организационное занятие
Знакомство. Цели и задачи. Рабочее место. Обсуждение плана работы. Деревообработка - одна из древнейших профессий. Дерево в истории отечественной архитектуры. Деревянные конструкции в современном мире. Охрана лесных богатств, опасность труда при деревообработке. Технология безотходного производства. Ознакомление с правилами техники безопасности и поведения на занятиях. Подготовка рабочего места, оборудования и инструмента
Практическая работа. Ознакомление с рабочим местом. Подготовка рабочего места, оборудования и инструмента .Отработка правил техники безопасности.
2.Материалы, инструменты, оборудование приспособления используемые при выжигании.
Основные породы деревьев, применяемые в народных промыслах. Пороки древесины. Классификация пиломатериалов. Материалы на основе древесины. Инструменты, приспособления. Классификация инструмента, ознакомление с ними.
Практическая работа.
Определение породы древесины на глаз. Отработка приемов работы с деревообрабатывающим инструментом, его ремонт и изготовление оснастки и приспособлений.
3.Виды выжигания. Их особенности.
Особенности работы с выжигателем. Виды и способы выжигания.
Практическая работа. Подготовка инструмента к работе.. Ознакомление с приемами выжигания.
4.Подготовка поверхности материала. Перевод рисунка.
Традиционные и нетрадиционные материалы. Технология подготовки материала к выжиганию. Способы перевода рисунка. Последовательность действий при переводе рисунка. Возможные ошибки перевода и их устранение.
Практическая работа. Подготовка материала к выжиганию. Перевод рисунка.
5.Выжигание на плоской поверхности.
Рассказ об изделиях содержащих элементы выжигания и демонстрация лучших образцов. Показ рисунков изделий. Знакомство с технологией изготовления выжигания на плоской поверхности.
Практическая работа. Изготовление изделий содержащих не сложные элементы (по выбору учащихся).
6.Выжигание изделий с несколькими деталями содержащих не сложные элементы (по выбору учащихся).Соединение деталей из фанеры.
Практическая работа. Соединение изготовленных изделий. Подгонка и сборка изделия. Отделка изделия.Чистовая отделка работы.Ошкуривание.
7.Отделка изделия.
Практическая работа.
Демонстрация готовых изделий с отделкой росписью и выжиганием. Ознакомление с технологией росписи деревянных изделий. Выжигание: подготовка изделия и оборудования. Правила безопасности при выжигании.
Отработка приемов отделки изделий из фанеры росписью и выжиганием.
8. Заключительное занятие
Подведение итогов работы кружка за год.
Список литературы
для педагога:
1. Основы художественного ремесла: Практическое пособие для руководителей школ, кружков / В. А. Барадулин. Б. И. Коромыслов и др.; под ред. В. А. Барадулий М.: Просвещение, 1979.
2.Буланин В. Д. Мозаичные работы по дереву.- М.: Лесная промышленность, 1981.
3.Внеклассная работа по труду: Работа с разными материалами: Пособие учителей / Сост. А. М. Гукасова.- М.: Просвещение, 1981.
4.Прозоровский Н. И. Технология отделки столярных изделий: Учебник для профтехучилищ.-М.: Высшая школа, 1978.
5.Хворостов А. С. Чеканка, инкрустация, резьба по дереву. - М., 1977
6.Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе
для учащихся:
1.Прекрасное - своими руками / Сост. С. С. Газарян.-- М.: Детская литература 1980.
2.Преторов П. Е. КБ спортивных самоделок.- М.: Физкультура и спорт, 1978.
3.Реинке К., Лютьен Л.. Мус И. Постройка яхт.- Л.: Судостроение, 1982.
4.Добрых рук мастерство: Произведения народного искусства в собрании Государственного Русского музея /Под ред. И. Я. Богуславской. - Л., 1981.
5. Жегалова С. К. и др. Пряник, прялка и птица Сирин. -М., 1983.
6.Круглова О. В. Русская народная резьба и роспись по дереву. - 4-е изд. - М., 1983.
7.Матвеева Т. А. Мозаика и резьба по дереву. - М" 1981.'
8.Попова О. С., Каплан Н, И. Русские художественные промыслы. - М., 1984.
9.Супрун Л. Я. Резьба и роспись по дереву.-М.,1983
10. Федотов Г. Я. Волшебный мир дерева. - М., 1987.
11. Семенцов Ю.А. Резьба по дереву. Минск. Современное слово, 2002
12. Рыженков В.И. Выпиливание лобзиком. М.,ТРАСТ ПРЕСС,1999
2