• Преподавателю
  • Технология
  • Инновационная деятельность Творческий потенциал и исследовательская деятельность в проектировании на уроках технологии

Инновационная деятельность Творческий потенциал и исследовательская деятельность в проектировании на уроках технологии

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетнле общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»



«Творческий потенциал и исследовательская деятельность

в проектировании на уроках технологии»


срок реализации 2 года



Учитель технологии

МОУ «СОШ № 4»

Касияди Анна Петровна




Г. Корсаков

2011

2

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………………….3

Раздел 1. Теоретические предпосылки исследования проблемы развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности…………………………………..……5

Раздел 2. Обоснование разработки содержания данной локальной инновационной деятельности на базе МОУ «СОШ № 4»……………………………………………………………………….7

Раздел 3.Задачи, методы и организация эксперимента по данной проблематике….9

3.1.Этапы инновационной ( экспериментальной) деятельности…………………………….10

Список использованной литературы……………………………………………………………………………12

Приложения: Исследовательский проект « Домашняя экономика»






3

Введение « Выполнение творческого

проекта - одна из сторон воспитания.

Оно нацелено на создание детьми

нравственной целостности, трудового

начала жизни»

Лернер Л.С.

Актуальность инновации

Современное общество вступило в период кординальных изменений во всех сферах государственной и общественной жизни. В связи с этим школьное образование призвано обеспечивать условия успешной социализации подростков в процессе обучения, реализацию школьниками своих способностей, возможностей и интересов. Это предполагает в организации и управлении образовательным процессом изменения, обеспечивающие развитие творческой активности школьников. Проблема развития творческой деятельности, рассматривается в ходе познавательной самостоятельности, через применение разнообразных методов воспитания и обучения, которые ориентированы на персональный характер образования на основе приоритетного отношения к его интересам и потребностям. Большие возможности для развития творческой активности школьников создает проектная учебная деятельность. Наиболее приятные условия для осуществления проектной деятельности имеет образовательная область « Технология».

Цель инновации: выявление и развитие творческого потенциала, исследовательских умений и навыков, формирование осознанности, гибкости мышления, самостоятельности, инициативности, ответственности, уверенности в себе, умение отстаивать свою позицию.

Задачи инновации:

- изучить роль проектов на основе теоретического анализа методической, психолого - педагогической литературы, место творческого проектирования в области технологии;

- провести анализ по проблеме исследования эффективности творческой деятельности через проектирование на уроках технологии;

- выделить параметры, позволяющие оценить эффективность проектной деятельности, как способа развития творческой активности учащихся;

- развивать индивидуальное или коллективное осуществление творческого замысла, умение сотрудничать, выполнять различные роли, взаимодействовать с другими людьми;

- развивать гибкость мышления, легкость, генерирование идеи, творческие способности, творческую личность;

- самостоятельно искать пути решения проблемы поставленных задач, критически осмысливать информацию, принимать осознанное решение;

- развивать умение, навыки, способности, усиливать работу мысли, вводить в атмосферу вечного поиска, создавать новые духовные материальные ценности.

База инновации: параллель 6 - 8 классов

4

Сроки реализации: 2 года

Область применения : учебно - воспитательная деятельность

Вид инновации: педагогическая деятельность

Объект инновации: образовательная компетенция школьника

Предмет инновации: организация проектной деятельности на уроках технологии

Гипотеза: эффективность развития творческой активности учащихся на уроках технологии повышается, если основу обучения составляет учебная проектная деятельность при этом:

- проектная деятельность выстраивается с учетом субъективно - позиционного подхода, направленного на усиление роли ученика в управлении собственной учебно - познавательной деятельностью, а уровень субъектности обеспечивается позицией ученика и учителя в процессе;

- проблематика и содержание проектной деятельности ориентированы на творческие потребности , интересы и потенциальные возможности ученика, включают широкий спектор видов сфер и практической деятельности по предмету технология , создавая условия самоопределения учащегося;

- осуществляется вариативное построение проектной деятельности для создания условий реализации субъектной позиции ученика, развития умений и навыков свободной творческой деятельности и управления ею;

- учащиеся включаются в свободную творческую деятельность.

Статус инновации: локальный

Методы реализации исследования: умение сотрудничать и работать в группах, учиться и самосовершенствоваться, овладение коммуникативными умениями, информационными технологиями и их использование при решении различных задач, делать выводы, строить гипотезы, обобщать, умение оформлять проектные работы.

Форма представления результатов работы: отчет, участие в конкурсе инновационных проектов, выступление на семинарах, педагогических чтениях, обмен опытом на заседании МО

Материально - техническое обеспечение : мультимедийное оборудование ( компьютер, проектор, экран ), интернет, дополнительная литература кабинета технологии, Методического кабинета, школьной и городской библиотеки.

Нормативно - правовая база:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки России) от 23 июня 2009 г. № 218 « Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования»

2. Приказ Министерства образования Сахалинской области № 173 ОД от 17.02.2010г. « Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования Сахалинской области»

5.

3. ГОУ ДПО СОИПиПКК « Положение о научно исследовательской и научно - методической деятельности , утвержден Ученым советом СОИПиПКК, протокол № 1 от 10.02.2010г

Раздел 1. Теоретические предпосылки исследования проблемы развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности.

В связи с повышением потребностей современного общества в активной личности проблема развития творческой активности учащихся становится особенно актуальной. Проблема творчества имеет долгую и спорную историю. Понятие « творчество» восходит к трудам Платона и Аристотеля. В философской литературе употребление понятия « творчество» многопланово .Оно рассматривается как « активность», « вид деятельности», « форма деятельности». Различные его стороны отражают в понятиях « творческое начало», « творческое развитие» ,

« творческие возможности» , « творческое мышление», « творческая деятельность», « творческий труд», « творческая личность» , «творческая индивидуальность».

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20-го века. Идея проектного обучения возникли в России практически одновременно с разработками американских педагогов. Под руководством С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников , пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Перед отечественной педагогикой встает задача изучения возможности адаптации зарубежного опыта проектного обучения, в общеобразовательных школах России. В настоящее время в связи с реформированием школьного образования встала проблема возрождения метода проектов в отечественной школьной практике. Современный метод проектов призван существенно скорректировать и обогатить учебный процесс, не допуская ошибок прошлого.

В современном проектном обучении следует использовать передовые идеи педагогической концепции Д. Дьюи. Он предлагал строить процесс обучения, исходя из потребностей , интересов и способностей детей.

Продолжателем школы Дьюи был другой американский педагог, У. Х. Килпатрик. Он считал, что истинным центром учебной работы должна быть активность учащихся, выбираемая ими самими. Разработанная Килпатриком система образования и воспитания была основана на интересах и самостоятельности мышления ребенка. Обучение должно происходить в процессе разрешения учеником заинтересовавшей его проблемы.

Вся система творческого воспитания должна строиться на свободе творчества школьников. Свобода творчества школьников имеет глубокий педагогический смысл. Она расширяет умственный кругозор школьника, усиливает продуктивность его фантазии, вызывает положительные эмоции, возбуждает его активность, его волю к действию, помогает с большей настойчивостью и изобретательностью преодолевать трудности. Чем опытнее становится ученики, тем сложнее их творческие замыслы, тем больше они предъявляют требований к себе в отношении техники выполнения и результата деятельности по сравнению с намерениями. Особенно это относится к периоду перехода от практического действия к абстрактному.

Если с раннего возраста детей включать в творческую деятельность, то у них развивается пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, видение

проблемы, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества совершенствуются, укрепляются и

6

становятся неотъемлемыми чертами личности человека. Одним из главных педагогических требований к ученической творческой деятельности является учет дифференцированности наклонностей и способностей.

Метод проектов - это педагогическая технология, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов , творческих по самой своей сути. Умение пользоваться методом проектов- показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития обучающихся

Раздел 2 Обоснование разработки содержания данной локальной инновационной деятельности на базе МОУ «СОШ № 4»

Значительные изменения, происходящие в современном обществе, максимально актуализируют роль и значение человеческого фактора. В последнее десятилетие в центре внимания современной науки находится изучение особенностей и возможностей человека, условий целенаправленного воздействия на развитие его творческого потенциала. Проектная деятельность направлена на достижение единой цели образования - личностного развития школьника.

Качественно изменяется мотивация учения. Любая деятельность состоит из следующих элементов: потребность - мотив - цель - задача - действия - операции. Проектная деятельность ставит каждого обучающегося в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует информационный инструментарий , учит работать в команде.

Цели развития творческой активности :

- широкая активно - мотивированная умственная деятельность;

- способность мобилизовать свой ум, волю и произвольно организовать свой познавательно - преобразующий процесс;

- конструктивной самостоятельности, легкости образования неожиданных ассоциаций;

Способности перестраивать схемы действий и в конечном итоге - решать творческие нестандартные задачи.

Основные интегральные компоненты творческой активности учащихся:

- преобразующее отношение к изучаемым предметам, объектам, явлениям;

- готовность к преобразующей деятельности;

- творческий потенциал;

- процесс творческой деятельности.

Метод учебного проекта в школьном образовании.

Выбор методов, средств, технологий обучения должен опираться на требования к качеству современного образования, определяющемуся образовательными достижениями учащихся:

- освоение предметных знаний;

- умение применять эти знания на практике ( в контексте учебной дисциплины и в реальной жизненной ситуации);

- овладение междисциплинарными умениями;

- коммуникативными умениями;

- умениями работать с информацией, представленной в различном виде;

- овладение информационными технологиями и их использование при решении различных задач;

- умения сотрудничать и работать в группах, учиться и самосовершенствоваться, решать различные проблемы.

7

Метод проектов - это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развития их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей, в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной.

Ценность метода проектов в результате:

- Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

- Внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием обучающегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Творчество - это исследование. Ребенок исследует, а это значит, что он наблюдает и разгадывает тайны природы, окружающего нас мира, в том числе и тайны языка, узнает связь явлений, закономерностей. Научиться исследовать, значит, научиться самостоятельно узнавать новое, развивать в себе смелость мысли, интерес к знаниям.

Раздел 3. Задачи, методы, и организация эксперимента по данной проблематике.

Для работы над инновационным проектом были определены следующие направления:

  1. Разработка методики, изучение проектной деятельности в образовательной области « Технология», литературы,, изучение опыта учителей, работающих в рамках данной темы.

  2. Планирование и организация проектной деятельности обучающихся.

  3. Активизация личностной позиции учащихся.

  4. Развитие исследовательских умений (анализ возникшей проблемы, поиск необходимой информации, строить гипотезы, обобщать, делать выводы, умение оформлять проектные работа, защита проекта).

  5. Практическая деятельность

В рамках данных направлений определены следующие задачи:

  1. Разработать необходимые методические рекомендации для проведения проектной деятельности.

  2. Организовать творческую проектную деятельность обучающихся.

  3. Формировать положительную мотивацию при выборе творческого проекта.

  4. Развивать творческую активность в процессе проектной деятельности на уроках технологии.

  5. Создавать все условия для проявления инициативы и интереса в выполнении творческого проекта.

Для создания условий самостоятельной творческой деятельности обучающихся необходимо:

- предусмотреть ресурсы учебного времени, избежать перегрузки обучающихся ;

- учитывать степень овладения необходимыми знаниями, умениями и навыками в выполнении проекта;

- обеспеченность всем необходимым : материально - техническим и учебно - методическим оснащением, информационное ( интернет) , информационно- технологические ресурсы (компьютеры, и др. техника с программным обеспечением; организационное обеспечение ( специальное расписание занятий, работу библиотеки, выхода в интернет).

8

Следуя методике проектной деятельности, работа разделена на этапы:

- организационно - подготовительный этап. На этом этапе очень важно заинтересовать детей, для самостоятельной деятельности и творческой активности. Перед ними ставится цель - получение в итоге деятельности полезного продукта, который может носить как социальный, так и личностный характер. На этом этапе обучающиеся обобщают изученный материал, тем самым включая его в общую систему своих знаний и умений.

- планирование - На этом этапе, где учащиеся осуществляют такие действия как: подбор инструментов и оборудования, определение последовательности технологических операций, выбор оптимальной технологии изготовления изделия.

Результатами деятельности обучающихся является приобретение новых знаний, умений и готовые графические документы. На протяжении этого этапа школьники производят самоконтроль и самооценку своей работы.

В ходе планирования обучающиеся творчески подходят к практической деятельности востребования проекта.

- технологический этап - Обучающиеся выполняют технологические операции, корректируют свою деятельность, производят самоконтроль и самооценку своей работы. Поисково - исследовательская деятельность обучающихся, обработка текстового, наглядно графического материала, контроль и коррекция промежуточных результатов, координация работы обучающихся. Оформление работ в соответствии с требованиями к проектной работе ( соответствие требованиям проекта, дизайн, грамотность, научность, логичность структуры изложенного материала, доступность, не перегруженность лишней информацией. В выполнении практической работы, учитывается обучающимися : современные направления, эстетические, технологические, экономические и другие направления.

- заключительный этап - На заключительном этапе происходит окончательный контроль, корректирование и испытание проекта. Обучающиеся производят экономические расчеты, мини - маркетинговые исследования, анализируют проделанную ими работу, устанавливают , достигли ли они своей цели, каков результат из труда. При оценке успешности обучающегося в проекте, важно понимать, что самой значимой оценкой для участника проектной деятельности является общественное признание состоятельности ( успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетенции у обучающихся. В классе демонстрация модели, презентация, очень важна оценка проделанной работы одноклассников.

- рефлексия - Самое главное в выполнении проекта, не превратить его в реферат. Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить его процесс. Определены перспективы по завершении работы над проектом: распространение опыта работы над проектом в рамках школы, района, области, сети Интернет; обновление информации на страничке школьного сайта; дополнять новой информацией проект. Актуальность творческого проекта заслуживает высокой оценки и поощрения, выставка проектов в школе, районе, области.


9

3.1. Этапы инновационной ( экспериментальной ) работы

п/п

Содержание работы

Сроки

1.

Первый этап - подготовительный

Цель: разработка программы эксперимента

Задачи: 1. Проанализировать литературу по данной теме, изучить опыт коллег, выявить проблемы по данной теме.

2.Разработать методические рекомендации для обучающихся по работе над творческим проектом

3. Возникшая проблема создания нужд и потребностей во всех сферах деятельности человека ( зачем и почему надо выполнить проект, какого его значение в жизни общества).

Ведущие методы: анализ литературы, изучение опыта учителей технологии по данной поблематике

Основной результат: создать все условия для творческой проектной деятельности.

Сентябрь - декабрь 2011

2.

Второй этап - практический

Цель: организация проектной деятельности на уроках технологии для повышения образовательной компетенции школьников

Задачи: 1. Формировать положительную мотивацию.

2. Развивать творческий потенциал, умение и навыки в выполнении практической деятельности.

3. Умение оформлять проектные работы, делать выводы, строить гипотезы, обобщать.

Ведущие методы: анализ проблемной ситуации, осуществление отбора необходимой информации, выполнение практической деятельности, умение оформлять проектные работы.

Основной результат: Участие в конкурсах инновационных проектах, выступления на педагогических чтениях, конференциях, обмен опытом на заседаниях МО

Январь 2012-май 2013

3.

Третий этап - обобщающий

Цель: анализ экспериментальной деятельности

Задачи: 1. Провести диагностику ( мониторинг) результатов экспериментальной деятельности по данной проблематике

2. Развивать навыки работы в индивидуальном выполнении практической работы, в группе, умение сотрудничать, , выполнять различные роли, взаимодействовать с другими людьми.

3. Развивать умение, выявлять проблемы и самостоятельно искать пути решения поставленных задач.

4. Провести экономические расчеты, экологические исследования, анализировать проделанную работу.

Ведущие методы: мониторинг, диагностика, анализ, обобщение, рефлексия

Основной результат: повышение образовательной компетенции школьника, развитие творческого потенциала, исследовательских умений и навыков, формирование осознанности, гибкости мышления, самостоятельности, инициативности, ответственности, взаимопонимания.

Май - декабрь 2013

Список использованной литературы

1. Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. - М: Знание, 1981.-96с.-(Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; №10 )

2. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения// Директор школы, 1995 - №4.

3. Бобровская А. Н. , Долинина Г. Ф. Использование проектной деятельности на уроке технологии» - Волгоград: ИДТ « Корифей»,2006, - 112с

4. Ильинская И. А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. - М.,1995.

5. Макарова Л.Н., Шаршов Н.А. Технологии профессионально - творческого само развития учащихся, - М,: ТЦ Сфера, 2005.- 96 с.

6. Марченко А.В. Важная веха в реализации образовательной области « Технология « в новом учебном году// Школа и производство, 2006 - № 6.

7. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении, - М: Аркти, 2003.2 с.

8. Кладин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.. 1989.

9. А.М. Матюшкина; Научно - исследовательская ин -т общей и педагической психологии Акад. Пед. Наук СССР. - М, : Педагогика, 1991. -160 с.: ил.

10. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М.: Владос, 1998.

11. Воспитание школьников , « Школьная Пресса» 2007 - 4.

12. Е.С.Палат Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.- М.,2000.

13. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - 2 - е изд., и доп. - М.: АРКТИ, 2005. - 80с. ( Метод. Биб - ка )

14. Горенко Е. М. Технологические особенности совместной деятельности учителя и учащихся в дидактической системе Н.В. Занкова // Н. ш. №4 2003.

15. Молева Г.А., Богданова И.А. Применение принципов развивающего обучения на уроках технологии. // Школа и производство, № 7 2005.



© 2010-2022