Программа по технологии (факультатив) Декоративно-прикладное творчество

Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В проекте Федерального компоненте государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблеме развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Большие возможности для обучения и воспитания детей заключены в разных видах декоративно-прикладного искусства. Оно способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей школьников и их эстетическому воспитанию. Разнообразие произведений декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся обучающиеся в процессе учебы, развивают у них эстетическое отношение к действительности. Процесс эстетического познания учащимися произведений декоративно-прикладного искусства на занятиях включает в себя как восприятие произведений, так и практическую работу обучающихся. В процессе создания поделок формируется настойчивость, старательность, целеустремленность. Учащимся становится понятна связь между действиями и получением хорошего результата. Формируется ценные навыки обращения с разными материалами и инструментами. По мере освоения разнообразных умений возрастают возможности для реализации детьми своих творческих замыслов в дальнейшем.

Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материала. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использования их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов и формы цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.

Ребята учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различие, создавать поделки одних и тех же предметов из различных материалов. Создание поделок доставляет ученикам огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Дети бережно обращаются с изделиями, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Данная программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс общекультурного направления. Творчество и эстетическое воспитание подразумевают и предполагают овладение простейшими умениями и навыками, как на уроках изобразительного искусства, так и на уроках материальной технологии. Нельзя забывать о том, что на уроках учащиеся получают лишь основные, можно сказать, ознакомительные знания в различных областях культуры, искусства и т.д. Поэтому для наиболее полного изучения и создания благоприятных условий в современных школах вводится внеурочная деятельность, которая направлена на использование обучающимися, приобретенных умений и навыков при изготовлении более сложных по технике выполнения изделий, работая по эскизам, образцам, схемам и доступным знаковым условиям.

Занятия курса позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: знакомство с разными видами декоративно-прикладного искусства (работа с бумагой, работа с пластилином, изонить).

Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника-оформителя, художника, скульптора. Учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения о выполнении той или иной работы, развивают художественный вкус. Курс «Декоративно-прикладное творчество» развивает творческие способности, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе, приобщает детей к продуктивной творческой жизни.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду.

Цели программы:

  1. Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно - прикладного творчества.

  2. Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания культуры, традиций народов и эстетику ведения домашнего хозяйства.

  3. Развитие природных задатков и способностей, помогающих достижению успеха.

  4. Формирование художественной культуры школьников как части культуры духовной, приобщение детей к общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта.

Задачи программы:

  1. Расширить представления о многообразии видов декоративно - прикладного творчества.

  2. Научить правильно использовать термины, формулировать определение понятий, используемых в опыте мастеров прикладного мастерства.

  3. Развивать навыки работы учащихся с различными материалами и в различных техниках.

  4. Создавать предметы декоративно-прикладного творчества.

  5. Реализовать духовные, эстетические и творческие способности обучающихся, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;

  6. Воспитывать художественно - эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.

В основу программы положены следующие принципы обучения:

  • тематический принцип планирования учебного материала, который отвечает задачам нравственного и эстетического воспитания обучающихся, учитывает их интересы и возрастные особенности;

  • принцип доступности;

  • принцип систематичности и последовательности формирования умений, знаний и навыков;

  • принцип наглядности;

  • принцип сочетания различных методов, форм и средств обучения;

  • принцип прочности и осознанности, приобретенных знаний.


  1. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В учебном плане школы предусмотрен 1 час в неделю на факультативный курс «Декоративно-прикладное творчество» из части, формируемой участниками образовательного процесса.

Программа курса «Декоративно-прикладное творчество» разработана для обучающихся 5 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС.

Курс рассчитан на один год обучения, 34 часа.


  1. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

В результате изучения программы данного курса должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения материала кружковой работы декоративно-прикладного творчества:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированное универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • сформированность первоначальных представлений о роли декоративно-прикладного творчества в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

  • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

  • овладение практическими умениями;

  • понимание образной природы искусства;

  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

  • освоение умений применять в творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;

  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа.


  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ КУРСА

Содержание программы курса «Декоративно-прикладное творчество» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник декоративно-прикладного мастерства.

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

  • быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;

  • быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.

Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Народное и декоративно-прикладное ремесло является неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного мастерства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного мастерства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства и ремесла особенно возрастает в наше время. Роспись, плетение, соломка, вышивка, биссероплетение вносят в нашу жизнь праздничность и красоту. Керамика, роспись, декорирование доски, все больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняя историческую связь времен. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры.

По реализации данной программы обучающиеся научатся ценить произведения искусства, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное, на занятиях по декоративно-прикладному творчеству. Сегодня, очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры, развиваясь по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный вид творчества взаимодействует с другим типом творчества - искусством профессиональных мастеров-ремесленников.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, с картоном, работа с различными видами масс для лепки и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление различных полезных предметов для школы и дома.

Содержание разделено по видам обрабатываемых материалов.

По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.

В процессе реализации программы используются различные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, работа с книгой, практическая работа творческого характера, методы взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра.

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного творчества, проявлять и реализовывать свои творческие способности.



  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

№ п/п

Тема занятия

Основные виды учебной деятельности

Дата проведения

Примечание

планируемая

фактическая



Работа с бумагой


УУД

  • способствовать формированию умений следовать устным инструкциям;

  • обучение различным приемам работы с бумагой;

  • ознакомление детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол. сторона, вершина и т.д.;

  • обогащение словарного запаса ребенка специальными терминами;

  • умение создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги.

  • развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;

  • развивать мелкую моторику рук и глазомер;

  • развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;

  • развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;

  • развивать пространственное воображение.

  • воспитывать интерес к конструированию из бумаги;

  • способствовать формированию культуры труда и совершенствованию трудовых навыков;

  • воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, усидчивость, целенаправленность, критичность, эстетический вкус, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма, самостоятельность в работе, волевые качества.

  • развивать аналитические способности, память, внимание, волю, глазомер, пространственное воображение мелкую моторику рук, соразмерность движения рук, сенсомоторику, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников.

  • способствовать формированию аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

  • Развивать детскую фантазию и воображение во время работы с разными видами бумаги.

  • Воспитывать усидчивость, четкость выполнения инструкции.

  • Приучать к аккуратности во время работы с клеем и тонкими видами бумаги.

1.

Вводное занятие.

История создания бумаги.

Инструменты и материалы, применяемые в работе с бумагой. Техника безопасности при работе.

Ознакомиться со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества.

Познакомиться с основными видами работ из бумаги (вырезки, оригами, аппликация, объемное конструирование)

2.

Аппликация.

Осенний натюрморт

Рассмотреть основные направления аппликации.

Иметь представления о видах ручного труда.

Учиться разнообразным техникам аппликации.

3.

Бумажная живопись.

Выполнение композиции на осеннюю тематику.

Развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества детей.

Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;

4.

Оригами.

Условные изображения, принятые в оригами. Базовые формы-заготовки.

Основные правила в работе.

Познакомить детей с базовыми формами: книжка, треугольник, дверь, блин, воздушный змей.

Научить складывать квадратную форму листа пополам и по диагонали, тщательно разглаживать место сгиба.

Закреплять умение делать надрезы в определенном месте; добиваться конечного результата; украшать свою поделку с помощью расования или аппликации.

5-6.

Театр игрушек «Сказка о глупом мышонке».

Работа в технике оригами.

Уметь: работать с бумагой (складывать, наносить разметку и т.п.).

Обладать базовыми компетенциями:

умением использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности;

для решения простейших задач;

для выполнения различных действий с бумагой.

7.

Модульное оригами.

Выбор бумаги.

Размер бумаги для модулей. Инструменты и дополнительные материалы.

Учить читать технологическую карту.
Расширять Словарный запас и кругозор посредством тематических бесед.
Учить читать схемы.

8-9.

Треугольный модуль.

Итоговая работа Клубничка.

Познакомить с основным приемом складывания базовой детали - модульного треугольника.

10-11.

Модуль «Трилистник»

Итоговая работа Подснежники.

Совершенствование трудовых умений. Формирование культуры труда.

12.

Узоры из бумаги.

Что такое выцинанка?

Техника вырезания.

Как сложить бумагу.

Наклеивание.

Освоениие различных техник работы с бумагой.

Выполнять различные манипуляции с бумагой: складывать, сворачивать, скручивать, разрезать на полоски определённого формата.

13-14.

Снежинки и звездочки.

Цветы и папоротники.

Располагать элементы аппликации, используя всю площадь листа. Пользоваться клеем, кисточкой.

15-16.

Открытки к праздникам.

Как сделать открытку.

Оригинальное поздравление.

Выбор сюжета.

Элементы оформления.

Выполнять различные манипуляции с бумагой: складывать, сворачивать, скручивать, разрезать на полоски определённого формата.

Располагать элементы аппликации, используя всю площадь листа. Пользоваться клеем, кисточкой.

17.

Квиллинг.

История квиллинга.

Инструменты и материалы для квиллинга.

Основные приемы работы с бумажными лентами. Формы.

Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.

Воспитывать интерес к искусству квиллинга. Формировать умения следовать устным инструкциям.

18-19.

Цветочные мотивы.

Работа в технике квиллинг.

Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.

20-21.

Художественное моделирование из бумаги.

Освоить приёмы работы с бумагой, инструментами, чертежами (основы чтения и выполнения), дать навыки коллективной работы и общения, умения слушать и слышать, видеть и наблюдать, точно выполнять инструкции ведущего (без этого сколько-нибудь сложные модели обычно не получаются) и т.п.



Лепка.


УУД

  • Знакомить детей с основными видами лепки;

  • Формирование умения следовать устным инструкциям;

  • Формирование художественно-пластических умений и навыков работы с пластилином;

  • Способствовать развитию внимания, памяти, логического и пространственного воображения.

  • Способствовать развитию конструктивного мышления и сообразительности;

  • Формировать эстетический и художественный вкус.

  • Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

  • Развивать интерес к декоративно-прикладному искусству.

  • Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

  • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

  • Способствовать совершенствованию трудовых навыков, формированию культуры труда, аккуратности, бережного и экономного использования материала, содержания в порядке рабочего места.

22.

Вводное занятие.

Виды материалов для лепки.

Правила техники безопасности.

Инструменты и материалы для лепки.

Порядок работы.

Лепка простых элементов.

Создание фактуры поверхности. Скрепление деталей между собой.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: « графия»- создать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.

23.

Пластилин.

Виды работы пластилином.

Рисуем пластилином.

Учить детей оттягивать детали из целого куска; соединять части, прижимая и примазывая их.

24.

Рисунок стекой по пластилину.

Зимние фантазии

Учить детей использовать в работе с пластилином стеку.

25.

Аппликация из пластилина.

Корзина с цветами и фруктами.

Учить детей изображать в лепке типичные, индивидуальные, характерные признаки предметов.

26-27.

Рисунок жгутиками.или шариками по пластилину.

Елочка.

Продолжать учить детей действовать в лепке различными способами (комбинированным и конструктивным).

28.

Барельеф.

Учить детей использовать в работе с пластилином стеку; украшать изделия с помощью стеки и налепов.

29-30.

Объемная лепка.

Фантазийные фигурки

Закреплять умения детей оттягивать детали из целого куска; соединять части, прижимая и примазывая их.

Продолжать учить детей действовать в лепке различными способами (комбинированным и конструктивным).



Техника изонить.


УУД

  • Расширять знания учащихся о геометрических фигурах, используемых в работе

  • Развивать навыки владения иголкой, ниткой, шилом, работу с трафаретом

  • Способствовать развитию глазомера, остроты зрения, координации движений рук под контролем глаз

  • Способствовать развитию умения сотрудничества со сверстниками в процессе создания изделия

  • Обучить плоскостному моделированию - умению составлять из окружностей и углов (треугольников) изображения предметов и композиций

  • Освоить понятие «зеркальное изображение»

  • Воспитание трудолюбия усидчивости, терпения, внимательности, старательности и развитие эстетического вкуса.

  • Формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;

  • Формирование чувства удовлетворения от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.

  • Формирование умения анализировать и оценивать результаты собственного труда и труда своих товарищей

  • Повышение грамотной речи и общей культуры учащихся

31.

Подготовка к работе. Материалы и инструменты. Техника безопасности. Последовательность работы. Заполнение простых фигур. Практическая работа: «Заполнение углов».

Познакомить учащихся с новым видом художественной деятельности «изонить».


32.

Заполнение простых фигур. Окружности.

Практическая работа: «Заполнение окружностей»

Закреплять знания направлений: вверху, внизу, слева, справа.
Дать понятие о середине, центре, вершине, крае.

Развивать цветовое восприятие: дать понятие о холодных и тёплых тонах, учить подбирать цвет к фону.

Учить различать толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия.

33-34.

Комбинации из углов и окружностей.

Выполнение композиции. «Рыбки», «Одуванчики».

Обучать плоскостному моделированию - умению составлять из окружностей и углов (треугольников) изображения предметов и композиций.



  1. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬ-НОГО ПРОЦЕССА.

Материально - техническое обеспечение программы.

Инструменты и приспособления: карандаш, линейка, ластик, бумага белая и цветная, картон, нож канцелярский, ножницы, шило, иголка швейная, нитки для вышивания, клей ПВА.

Оборудование: столы, стулья, шкафы для инструментов и литературы, классная доска.
Материалы и т.п. обеспечивается за счет средств родителей. Изготовленные изделия остаются у учащихся. Конкурсные работы, изготовленные за счет средств учебного заведения остаются в школе и используются как демонстрационный материал.

Список используемой литературы:

Дай Нгуен, «Мастер оригами» - Москва, издательство Эксмо, 2007.

Г.И. Долженкео3, «100 оригами» - Ярославль, издательство Академия холдинг, 2000.

С. Соколова, «Театр оригами» - Москва, издательство Эксмо, 2007.

И. Хананова, «Соленое тесто» - Москва, издательство «Аст-Пресс», 2010.

Перевод с польского М. Прушковской, «Поделки и сувениры из соленого теста, ткани, бумаги и природных материалов» - Москва, издательство Мой мир, 2006.

Стейси Морган, «Научитесь лепить подарки» - Минск, издательство Попури, 2003.

Н. Соколова-Кубай, «Узоры из бумаги» - Тверь, издательство Культура и традиции, 2006.

Т. Проснякова, «Забавные фигурки. Модульное оригами» - Москва, издательство «Аст-Пресс книга», 2010.

Х. Уолтер, «Популярный квиллинг» - Москва, издательство «Ниола-Пресс».

С. Букина, М. Букин, «Квиллинг» - Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 2011.


© 2010-2022