- Преподавателю
- Технология
- Рабочая программа 9 кл
Рабочая программа 9 кл
Раздел | Технология |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ермолаева Л.В. |
Дата | 07.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Технология. Обслуживающий труд» 9 класс
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа базового курса «Технология. Обслуживающий труд» 9 класса разработана на 1час в неделю, всего 35 часа в год. Она написана на основе программы «Технология» коллективом авторов под редакцией В.Д.Симоненко и соответствует стандарту общего образования.
Технология - это первообразующая деятельность человека, направленная на удовлетворение нужд и потребностей людей. Она включает процессы, связанные с преобразованием вещества, энергии, информации, при этом оказывает влияние на природу и общество, создаёт новый рукотворный мир.
Результатом технологической деятельности являются продукты труда, соответствующие определённым характеристикам, заданным на стадии проектирования.
Структура документа
-
Примерная программа включает пять разделов:
-
Пояснительную записку;
-
Перечень знаний и умений;
-
Оценку знаний и умений;
-
УМК;
-
Основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса.
Общая характеристика учебного предмета
Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
Освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
-
Овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного составления своих жизненных и профессиональных планов, безопасных приёмов труда;
-
Развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
-
Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
-
Получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Основные задачи обучения
-
Ознакомление учащихся с ролью технологии в нашей жизни, с деятельностью человека по преобразованию материалов, энергии, информации, с влиянием технологических процессов на окружающую среду и здоровье людей.
-
Обучение исследованию потребностей людей и поиску путей их удовлетворения.
-
Формирование общетрудовых знаний и умений по созданию потребительского продукта или услуги в условиях ограниченности ресурсов с учётом требований дизайна и возможностей декоративно-прикладного творчества.
-
Ознакомление с особенностями рыночной экономики и предпринимательства, овладение умениями реализации изготовления продукции.
-
Развитие творческой, активной, ответственной и предприимчивой личности, способной самостоятельно приобретать и интегрировать знания из разных областей и применять их для решения практических задач.
-
Подготовка выпускников к профессиональному самоопределению и социальной адаптации.
Достижение этих целей и решение задач предполагается осуществлять посредством широкого использования метода проектов и его дидактически обоснованного сочетания с традиционными методами, способами и формами обучения:
-
ролевые и деловые игры; обсуждения и дискуссии;
-
работа в группах;
-
создание благоприятной среды для экспериментирования и исследования;
-
обеспечение межпредметных связей;
-
взаимосвязь технологического, экологического, экономического, нравственного и других аспектов образования.
Метод проектов позволяет школьникам в системе овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке - от идеи до её реализации в модели, изделии, услуге; интегрировать знания из разных областей; применять их на практике, получая при этом новые знания, идеи, создавая материальные ценности.
Творческими проектами в 9 классе являются работы, выполненные в различных технологиях декоративно-прикладного творчества.
Программа 9 класса составлена с учетом возможностей школы и желания учащихся овладеть разными технологиями, работами с различными видами материалов. Эти программы могут меняться каждый год.
Возможные варианты тем программ:
-
Роспись по стеклу,
-
Лоскутная пластика (углубленный курс),
-
Вязание и вышивка,
-
Национальная одежда,
-
Кулинария народов России и мира,
-
Пошив изделия с втачным рукавом,
-
Пошив детской одежды и др.
Программа технологии предусматривает, что учащиеся получают технико-технологические знания и практические умения по обработке разных материалов, знакомятся с влиянием их свойств на выбор способа обработки; изучают специальные термины и обозначения, термины конструирования, раскроя, пошива, учатся грамотно выполнять технологические операции и поузловую обработку по образцам и на изделии самостоятельно.
Определено содержание знаний и умений, получаемых учащимися, учтены учебно-воспитательные задачи, местные условия и возможности кабинета технологии данной школы.
Тематическая цельность программы и осуществляемый по ней учебный процесс обеспечивает достижение обучающих, общеобразовательных, воспитательных развивающих целей в их неразрывном единстве; расширяет трудовой опыт учащихся, развивает трудовые навыки и умения на всех уровнях курса технологии.
Умения и навыки по конструированию и художественному моделированию позволяют учащимся самостоятельно изготавливать одежду, предметы быта, развивают интерес, эстетический вкус и творческие способности учащихся.
Знакомство с историей костюма позволяет проследить за историей моды, национальной одеждой своего края, воспитывает любовь к своим историческим корням. Коллективные занятия позволяют воспитывать творчество, взаимовыручку и взаимопроверку практических навыков.
Раздел ремонта одежды имеет экономическое значение для девочек как для будущих хозяек, приносит большую пользу, развивает фантазию, склонность к изобретательству.
При знакомстве со швейной машиной учащиеся учатся самостоятельно разбираться в механизмах и узлах машины, правилам безопасной работы, что в дальнейшем поможет им в своей повседневной жизни пользоваться бытовыми машинами дома.
Цели и средства обучения осуществляются в тесной взаимосвязи.
Программой предусмотрено систематическое знакомство с миром профессий, что поможет учащимся в выборе своего жизненного пути.
Для этого используются материалы литературы и Интернет ресурсы в виде презентации и прямых выходов в Интернет.
Возможности данной школы позволяют включить в программу раздел изучения кулинарии, что дает возможность познакомить учащихся с физиологией питания, основными способами приготовления пищи, сервировки стола, готовит учащихся к будущей самостоятельной жизни.
По каждой теме программы определено содержание теории и практических работ, приведены источники методической и дидактической литературы.
Практическим занятиям отводится ведущая роль в программе - это 75-80 % времени урока. Разные методы работы позволяют повысить эффективность урока, развивать рудовые навыки, удерживать устойчивый интерес к работе.
При проведении занятий самому учителю необходимо хорошо знать и строго выполнять безопасность и гигиену труда, соответственно требовать этого и от учащихся.
Учащиеся 9 класса должны знать по технологии:
-
Требования к оборудованию рабочего места;
-
Правила безопасной работы с ручными инструментами, на швейной машине с электрическим приводом, с приспособлениями, с электронагревательными приборами;
-
Технологические процессы производства волокон, пряжи, нитей, ткани. Основные приемы чистки, стирки, влажно-тепловой обработки изделий из натуральных и химических волокон, условные обозначения на маркировке изделий (по волокнистому составу, по режиму влажно-тепловой обработки, химической чистки), положительные и отрицательные качества тканей из натуральных и химических волокон, отличия тканей по внешнему виду;
-
Правила работы на швейной машине и способы устранения неполадок;
-
Историю моды, словарь моды;
-
Системы конструирования одежды (расчетно-графическая и муляжная), основные требования к одежде (эксплуатационные, гигиенические, экономические, эстетические);
-
Размерные признаки фигуры человека, отклонения от условно-нормальной фигуры. Особенности строения детской и подростковой фигуры;
-
Несложные приемы моделирования (изменения формы горловины, проймы длины и ширины изделия, формы и длины рукава, формы воротника, кармана, кокетки), перевод выкройки из журналов;
-
Основы композиции одежды (ткань, цвет, силуэт, стиль, пропорции, ритм);
-
Технологию выполнения ручных и машинных швов, деталей и узлов изделия, последовательность изготовления швейных изделий, требования к качеству швейных изделий;
-
Технологические процессы работы с бумагой, кожей и другими материалами;
-
Виды декоративно-прикладного творчества;
-
Функции семьи роль семьи в современном обществе;
-
Виды интерьера дома;
-
Вред носильных вещей;
-
Традиции и праздники семьи;
-
Профессии швейного и других областей производства.
Учащиеся 9 класса должны уметь по технологии:
-
Определять в ткани нити основы и нити утка, лицевую и изнаночную сторону ткани;
-
Выбирать ткань для изделия, определять дефекты ткани;
-
Выполнять регулировку и наладку швейной машины, чистку и смазку, производить замену иглы, намотку нитей на шпульку, выполнять различные швы по таблице швов для конкретной швейной машины;
-
Выполнять несложные изделия в технике лоскутной пластики, отделку швейных изделий аппликацией;
-
Снимать мерки с фигуры человека, выполнять построение чертежей поясных и плечевых швейных изделий, выполнять экономную раскладку выкроек на ткань, учитывая расход ткани;
-
Выполнять различные виды ручных, машинных швов, деталей узлов и применять предметные и графические технологические карты, проводить примерку швейных изделий, исправлять дефекты и корректировать изделия на примерках, производить отделку и влажно-тепловую обработку;
-
Соблюдать последовательность технологической обработки швейных и других изделий;
-
Выполнять эскизы моделей одежды, ремонт одежды различными способами, рассчитывать себестоимость изделия;
-
Изготавливать самостоятельно несложные работы по различным видам декоративно-прикладного творчества;
-
Защищать творческий проект;
-
Анализировать семейный бюджет, определять прожиточный минимум семьи, экономические расходы семьи;
-
Выполнять несложный ремонт одежды заплатами разного вида;
-
Ориентироваться в мире профессий, знать пути выбора профессий и требования к своему здоровью при выборе будущей профессии.
Оценка качества знаний и умений по технологии
Балл «5» ставится, если ученик:
-
С достаточной полнотой знает изученный материал;
-
Опирается в ответе на естественнонаучные знания и обнаруживает ясное понимание учебного теоретического материала;
-
Полученные знания умеет творчески применять в практической работе - лабораторной и производственной, в частности, при проведении лабораторного эксперимента;
-
Практические работы выполняет достаточно быстро и правильно, умеет подготовить рабочее место, средства труда и правильно пользоваться ими в работе с соблюдением правил техники безопасности, производственной санитарии и личной гигиены;
-
Активно участвует в проведении опытов и наблюдений и систематически ведёт записи в рабочей тетради и альбоме для чертежей.
Балл «4» ставится, если ученик:
Даёт правильные ответы и выполняет практическую и опытную работу, удовлетворяющую требованиям балла «5», но допускает незначительные ошибки в изложении учебного теоретического материала или в выполнении практической работы, которые сам исправил после замечания учителя.
Балл «3» ставится, если ученик:
-
Обнаруживает знания и умения лишь основного и учебного материала;
-
В основном правильно, но недостаточно быстро выполняет практические и лабораторные работы, допуская лишь некоторые погрешности, и пользуется средствами труда ТВ основном правильно;
-
Может объяснить естественнонаучные основы выполняемой работы по наводящим вопросам учителя;
-
Принимает участие в проведении опытов и наблюдений, но недостаточно аккуратно ведёт записи в тетради и в альбоме для чертежей.
Балл «2» ставится, если ученик:
-
Обнаруживает незнание и непонимание большей части учебного материала;
-
Не умеет выполнять практические работы и объяснять их значение и естественнонаучные основы;
-
Не принимает участие в проведение опытов и наблюдений, не ведёт записи в рабочей тетради и альбоме для чертежей.
Балл «1» ставится, если ученик:
Проявляет полное незнание учебного материала.
Календарно-тематическое планирование
N
п/п
N
Урока
В
теме
ТЕМА
Дата проведения
Вводный урок 1ч. Современное производство и профессиональное образование 10ч.
1
1
Введение. Техника безопасности.
01-06.09
2
2
Профессиональная карьера.
08-13.09
3
3
Технологии производства.
15-20.09
4
4
Проф. деятельность в легкой и пищевой пром.
22-27.09
5
5
Проф. деятельность в торговле питании.
29-04.10
6
6
Арттехнологии.
06-11.10
7
7
Универсальные перспективные технологии.
13-18.10
8
8
Проф. деятельность в социальной сфере.
20-25.10
9
9
Предпринимательство в проф. деятельности.
27-01.11
10
10
Технология управленческой деятельностью.
10-15.11
11
11
Основы проф. самообразования.
17-22.11
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов 8ч.
Проектирование и изготовление изделия 7ч.
12
1
Проектирование образцов будущего изделия.
24-29.11
13
2
Сведения о материалах.
01-06.12
14
3
Составление дизайн-спецификации.
08-13.12
15
4
Дизайн-анализ проектируемого изделия.
15-20.12
16
5
Разработка чертежа изделия.
22-26.12
17
6
Декоративная отделка изделий.
12-17.01
18
7
Выполнение образцов вязок.
19-24.01
19
8
Вязание образцов кружев.
26-31.01
20
9
Вывязывание салфетки.
02-07.02
21
10
Модные аксессуары.
09-14.02
22
11
Изготовление кистей, шнуров.
16-21.02
23
12
Декоративная отделка трикотажа.
23-28.02
24
13
Оценка стоимости готового изделия.
02-07.03
25
14
Оформление проекта.
09-14.03
26
15
Оценка и защита проекта.
16-22.03
Электротехнические работы 9ч.
27
1
История радиоэлектроники.
01-04.04
28
2
Электромагнитные волны.
06-11.04
29
3
Схема спутниковой связи.
13-18.04
30
4
Технологии радиомонтажных работ.
20-25.04
31
5
Технология учебного проектирования.
27-02.05
32
6
Простые автоматические устройства.
04-09.05
33
7
Виды цифровых приборов.
11-16.05
34
8
Функциональные узлы цифровой электроники.
18-23.05
35
9
Учебное проектирование в цифровой электронике.
25-29.05
ИТОГО - 35 ч
Учебно-методический комплекс,
используемый при подготовке программы 9 класса:
-
Учебники: «Технология. 5класс» Крупская Ю. В., Лебедева Н. И., Литикова Л.В., Симоненко В. Д. , издательство «Вентана- Граф» 2009, с изменениями.
-
«Технология обработки ткани. 5, 6, класс» В. Чернякова, Москва, «Просвещение», 2000-2002гг.
-
Программа «Технология. » 5-9 класс, «Дрофа», 2009 «Просвещение»
-
Методическая литература, указанная в планах программы.