Рабочая программа 9 кл

Раздел Технология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Технология. Обслуживающий труд» 9 класс


Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа базового курса «Технология. Обслуживающий труд» 9 класса разработана на 1час в неделю, всего 35 часа в год. Она написана на основе программы «Технология» коллективом авторов под редакцией В.Д.Симоненко и соответствует стандарту общего образования.

Технология - это первообразующая деятельность человека, направленная на удовлетворение нужд и потребностей людей. Она включает процессы, связанные с преобразованием вещества, энергии, информации, при этом оказывает влияние на природу и общество, создаёт новый рукотворный мир.

Результатом технологической деятельности являются продукты труда, соответствующие определённым характеристикам, заданным на стадии проектирования.

Структура документа

  1. Примерная программа включает пять разделов:

  2. Пояснительную записку;

  3. Перечень знаний и умений;

  4. Оценку знаний и умений;

  5. УМК;

  6. Основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса.

Общая характеристика учебного предмета

Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. Освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

  2. Овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного составления своих жизненных и профессиональных планов, безопасных приёмов труда;

  3. Развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

  4. Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

  5. Получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Основные задачи обучения

  1. Ознакомление учащихся с ролью технологии в нашей жизни, с деятельностью человека по преобразованию материалов, энергии, информации, с влиянием технологических процессов на окружающую среду и здоровье людей.

  2. Обучение исследованию потребностей людей и поиску путей их удовлетворения.

  3. Формирование общетрудовых знаний и умений по созданию потребительского продукта или услуги в условиях ограниченности ресурсов с учётом требований дизайна и возможностей декоративно-прикладного творчества.

  4. Ознакомление с особенностями рыночной экономики и предпринимательства, овладение умениями реализации изготовления продукции.

  5. Развитие творческой, активной, ответственной и предприимчивой личности, способной самостоятельно приобретать и интегрировать знания из разных областей и применять их для решения практических задач.

  6. Подготовка выпускников к профессиональному самоопределению и социальной адаптации.

Достижение этих целей и решение задач предполагается осуществлять посредством широкого использования метода проектов и его дидактически обоснованного сочетания с традиционными методами, способами и формами обучения:

  1. ролевые и деловые игры; обсуждения и дискуссии;

  2. работа в группах;

  3. создание благоприятной среды для экспериментирования и исследования;

  4. обеспечение межпредметных связей;

  5. взаимосвязь технологического, экологического, экономического, нравственного и других аспектов образования.

Метод проектов позволяет школьникам в системе овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке - от идеи до её реализации в модели, изделии, услуге; интегрировать знания из разных областей; применять их на практике, получая при этом новые знания, идеи, создавая материальные ценности.

Творческими проектами в 9 классе являются работы, выполненные в различных технологиях декоративно-прикладного творчества.

Программа 9 класса составлена с учетом возможностей школы и желания учащихся овладеть разными технологиями, работами с различными видами материалов. Эти программы могут меняться каждый год.

Возможные варианты тем программ:

  1. Роспись по стеклу,

  2. Лоскутная пластика (углубленный курс),

  3. Вязание и вышивка,

  4. Национальная одежда,

  5. Кулинария народов России и мира,

  6. Пошив изделия с втачным рукавом,

  7. Пошив детской одежды и др.

Программа технологии предусматривает, что учащиеся получают технико-технологические знания и практические умения по обработке разных материалов, знакомятся с влиянием их свойств на выбор способа обработки; изучают специальные термины и обозначения, термины конструирования, раскроя, пошива, учатся грамотно выполнять технологические операции и поузловую обработку по образцам и на изделии самостоятельно.

Определено содержание знаний и умений, получаемых учащимися, учтены учебно-воспитательные задачи, местные условия и возможности кабинета технологии данной школы.

Тематическая цельность программы и осуществляемый по ней учебный процесс обеспечивает достижение обучающих, общеобразовательных, воспитательных развивающих целей в их неразрывном единстве; расширяет трудовой опыт учащихся, развивает трудовые навыки и умения на всех уровнях курса технологии.

Умения и навыки по конструированию и художественному моделированию позволяют учащимся самостоятельно изготавливать одежду, предметы быта, развивают интерес, эстетический вкус и творческие способности учащихся.

Знакомство с историей костюма позволяет проследить за историей моды, национальной одеждой своего края, воспитывает любовь к своим историческим корням. Коллективные занятия позволяют воспитывать творчество, взаимовыручку и взаимопроверку практических навыков.

Раздел ремонта одежды имеет экономическое значение для девочек как для будущих хозяек, приносит большую пользу, развивает фантазию, склонность к изобретательству.

При знакомстве со швейной машиной учащиеся учатся самостоятельно разбираться в механизмах и узлах машины, правилам безопасной работы, что в дальнейшем поможет им в своей повседневной жизни пользоваться бытовыми машинами дома.

Цели и средства обучения осуществляются в тесной взаимосвязи.

Программой предусмотрено систематическое знакомство с миром профессий, что поможет учащимся в выборе своего жизненного пути.

Для этого используются материалы литературы и Интернет ресурсы в виде презентации и прямых выходов в Интернет.

Возможности данной школы позволяют включить в программу раздел изучения кулинарии, что дает возможность познакомить учащихся с физиологией питания, основными способами приготовления пищи, сервировки стола, готовит учащихся к будущей самостоятельной жизни.

По каждой теме программы определено содержание теории и практических работ, приведены источники методической и дидактической литературы.

Практическим занятиям отводится ведущая роль в программе - это 75-80 % времени урока. Разные методы работы позволяют повысить эффективность урока, развивать рудовые навыки, удерживать устойчивый интерес к работе.

При проведении занятий самому учителю необходимо хорошо знать и строго выполнять безопасность и гигиену труда, соответственно требовать этого и от учащихся.

Учащиеся 9 класса должны знать по технологии:

  1. Требования к оборудованию рабочего места;

  2. Правила безопасной работы с ручными инструментами, на швейной машине с электрическим приводом, с приспособлениями, с электронагревательными приборами;

  3. Технологические процессы производства волокон, пряжи, нитей, ткани. Основные приемы чистки, стирки, влажно-тепловой обработки изделий из натуральных и химических волокон, условные обозначения на маркировке изделий (по волокнистому составу, по режиму влажно-тепловой обработки, химической чистки), положительные и отрицательные качества тканей из натуральных и химических волокон, отличия тканей по внешнему виду;

  4. Правила работы на швейной машине и способы устранения неполадок;

  5. Историю моды, словарь моды;

  6. Системы конструирования одежды (расчетно-графическая и муляжная), основные требования к одежде (эксплуатационные, гигиенические, экономические, эстетические);

  7. Размерные признаки фигуры человека, отклонения от условно-нормальной фигуры. Особенности строения детской и подростковой фигуры;

  8. Несложные приемы моделирования (изменения формы горловины, проймы длины и ширины изделия, формы и длины рукава, формы воротника, кармана, кокетки), перевод выкройки из журналов;

  9. Основы композиции одежды (ткань, цвет, силуэт, стиль, пропорции, ритм);

  10. Технологию выполнения ручных и машинных швов, деталей и узлов изделия, последовательность изготовления швейных изделий, требования к качеству швейных изделий;

  11. Технологические процессы работы с бумагой, кожей и другими материалами;

  12. Виды декоративно-прикладного творчества;

  13. Функции семьи роль семьи в современном обществе;

  14. Виды интерьера дома;

  15. Вред носильных вещей;

  16. Традиции и праздники семьи;

  17. Профессии швейного и других областей производства.

Учащиеся 9 класса должны уметь по технологии:

  1. Определять в ткани нити основы и нити утка, лицевую и изнаночную сторону ткани;

  2. Выбирать ткань для изделия, определять дефекты ткани;

  3. Выполнять регулировку и наладку швейной машины, чистку и смазку, производить замену иглы, намотку нитей на шпульку, выполнять различные швы по таблице швов для конкретной швейной машины;

  4. Выполнять несложные изделия в технике лоскутной пластики, отделку швейных изделий аппликацией;

  5. Снимать мерки с фигуры человека, выполнять построение чертежей поясных и плечевых швейных изделий, выполнять экономную раскладку выкроек на ткань, учитывая расход ткани;

  6. Выполнять различные виды ручных, машинных швов, деталей узлов и применять предметные и графические технологические карты, проводить примерку швейных изделий, исправлять дефекты и корректировать изделия на примерках, производить отделку и влажно-тепловую обработку;

  7. Соблюдать последовательность технологической обработки швейных и других изделий;

  8. Выполнять эскизы моделей одежды, ремонт одежды различными способами, рассчитывать себестоимость изделия;

  9. Изготавливать самостоятельно несложные работы по различным видам декоративно-прикладного творчества;

  10. Защищать творческий проект;

  11. Анализировать семейный бюджет, определять прожиточный минимум семьи, экономические расходы семьи;

  12. Выполнять несложный ремонт одежды заплатами разного вида;

  13. Ориентироваться в мире профессий, знать пути выбора профессий и требования к своему здоровью при выборе будущей профессии.

Оценка качества знаний и умений по технологии

Балл «5» ставится, если ученик:

  1. С достаточной полнотой знает изученный материал;

  2. Опирается в ответе на естественнонаучные знания и обнаруживает ясное понимание учебного теоретического материала;

  3. Полученные знания умеет творчески применять в практической работе - лабораторной и производственной, в частности, при проведении лабораторного эксперимента;

  4. Практические работы выполняет достаточно быстро и правильно, умеет подготовить рабочее место, средства труда и правильно пользоваться ими в работе с соблюдением правил техники безопасности, производственной санитарии и личной гигиены;

  5. Активно участвует в проведении опытов и наблюдений и систематически ведёт записи в рабочей тетради и альбоме для чертежей.

Балл «4» ставится, если ученик:

Даёт правильные ответы и выполняет практическую и опытную работу, удовлетворяющую требованиям балла «5», но допускает незначительные ошибки в изложении учебного теоретического материала или в выполнении практической работы, которые сам исправил после замечания учителя.

Балл «3» ставится, если ученик:

  1. Обнаруживает знания и умения лишь основного и учебного материала;

  2. В основном правильно, но недостаточно быстро выполняет практические и лабораторные работы, допуская лишь некоторые погрешности, и пользуется средствами труда ТВ основном правильно;

  3. Может объяснить естественнонаучные основы выполняемой работы по наводящим вопросам учителя;

  4. Принимает участие в проведении опытов и наблюдений, но недостаточно аккуратно ведёт записи в тетради и в альбоме для чертежей.

Балл «2» ставится, если ученик:

  1. Обнаруживает незнание и непонимание большей части учебного материала;

  2. Не умеет выполнять практические работы и объяснять их значение и естественнонаучные основы;

  3. Не принимает участие в проведение опытов и наблюдений, не ведёт записи в рабочей тетради и альбоме для чертежей.

Балл «1» ставится, если ученик:

Проявляет полное незнание учебного материала.

Календарно-тематическое планирование


N

п/п

N

Урока

В

теме

ТЕМА

Дата проведения



Вводный урок 1ч. Современное производство и профессиональное образование 10ч.


1

1

Введение. Техника безопасности.

01-06.09

2

2

Профессиональная карьера.

08-13.09

3

3

Технологии производства.

15-20.09

4

4

Проф. деятельность в легкой и пищевой пром.

22-27.09

5

5

Проф. деятельность в торговле питании.

29-04.10

6

6

Арттехнологии.

06-11.10

7

7

Универсальные перспективные технологии.

13-18.10

8

8

Проф. деятельность в социальной сфере.

20-25.10

9

9

Предпринимательство в проф. деятельности.

27-01.11

10

10

Технология управленческой деятельностью.

10-15.11

11

11

Основы проф. самообразования.

17-22.11



Создание изделий из текстильных и поделочных материалов 8ч.

Проектирование и изготовление изделия 7ч.


12

1

Проектирование образцов будущего изделия.

24-29.11

13

2

Сведения о материалах.

01-06.12

14

3

Составление дизайн-спецификации.

08-13.12

15

4

Дизайн-анализ проектируемого изделия.

15-20.12

16

5

Разработка чертежа изделия.

22-26.12

17

6

Декоративная отделка изделий.

12-17.01

18

7

Выполнение образцов вязок.

19-24.01

19

8

Вязание образцов кружев.

26-31.01

20

9

Вывязывание салфетки.

02-07.02

21

10

Модные аксессуары.

09-14.02

22

11

Изготовление кистей, шнуров.

16-21.02

23

12

Декоративная отделка трикотажа.

23-28.02

24

13

Оценка стоимости готового изделия.

02-07.03

25

14

Оформление проекта.

09-14.03

26

15

Оценка и защита проекта.

16-22.03



Электротехнические работы 9ч.


27

1

История радиоэлектроники.

01-04.04

28

2

Электромагнитные волны.

06-11.04

29

3

Схема спутниковой связи.

13-18.04

30

4

Технологии радиомонтажных работ.

20-25.04

31

5

Технология учебного проектирования.

27-02.05

32

6

Простые автоматические устройства.

04-09.05

33

7

Виды цифровых приборов.

11-16.05

34

8

Функциональные узлы цифровой электроники.

18-23.05

35

9

Учебное проектирование в цифровой электронике.

25-29.05

ИТОГО - 35 ч


Учебно-методический комплекс,

используемый при подготовке программы 9 класса:


  1. Учебники: «Технология. 5класс» Крупская Ю. В., Лебедева Н. И., Литикова Л.В., Симоненко В. Д. , издательство «Вентана- Граф» 2009, с изменениями.

  2. «Технология обработки ткани. 5, 6, класс» В. Чернякова, Москва, «Просвещение», 2000-2002гг.


  1. Программа «Технология. » 5-9 класс, «Дрофа», 2009 «Просвещение»


  1. Методическая литература, указанная в планах программы.


© 2010-2022