Конспект урока с использованием ЭОР по теме: Производство текстильных материалов 5 класс

Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока с использованием ЭОР по теме:

Производство текстильных материалов


ФИО (полностью): Жданова Снежана Николаевна

Место работы: МБОУ Видновкая СОШ №7

Должность: учитель

Предмет: технология

Класс: 5

Учебно-методический комплект:

  1. учебник: Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. В. Синица, В. Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2012

  2. рабочая тетрадь для учащегося на печатной основе: Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. В. Синица, Н. А. Буглаева. - М.: Вентана-Граф, 2012

Цель: Познакомить с историей возникновения тканей; с производством и структурой хлопчатобумажных и льняных тканей;

Научить определять направление долевой и уточной нитей;

Научить определять лицевую и изнаночную стороны;

Познакомить с профессией ткача и прядильщицы.

Задачи:

Предметные:

  1. Способствовать формированию и развитию умений и навыков в определении направления основной и уточной нитей в ткани, определении лицевой и изнаночной сторон ткани.

  2. Способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов: прядение, ткачество, основа, уток, ткацкое переплетение, раппорт, отбеливание, крашение, печатание, кромка.

  3. Способствовать осознанию основного технологического материала.

  4. Способствовать формированию представления о получении и структуре хлопчатобумажных и льняных тканей

  5. Способствовать осознанию существенных признаков понятий, технологических процессов производства тканей.

Метапредметные:

1. Способствовать развитию речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса, ее выразительности и оттенков).

2. Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы).

3. Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности и тонкости различения цвета).

4. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.

5. Способствовать овладению всеми видами памяти учащихся.

6. Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся

7. Способствовать к бережному отношению к природным и хозяйственным ресурсам.

Личностные:

1. Способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических, экономических и других качеств личности.

2. Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.

3. Выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, в парах

Оборудование:

компьютер, проектор, экран, презентации;

утюг, утюжильная доска;

инструменты, приспособления: толстая игла, лупа, портновский мел, ножницы;

материалы: образцы ткани с кромкой и без, образцы набивной, гладкокрашеной (отбеленной) тканей, образцы тканей саржевого, атласного переплетений, клей.

Технологическая карта урока:

№ п/п

Организация работы учащихся при изучении темы на основе ЭОР

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

время

1

Организационный момент

Сформулировать тему урока как учебную проблему: задать учащимся несколько вопросов, на которые они не смогут ответить, т.е. использовать ситуацию недостатка знаний, и отметить, что эти вопросы необходимо выяснить в ходе изучения темы.

Какие ткани можно назвать хлопчатобумажные и льняные?

Что вы можете рассказать о них?

Что является сырьем для производства натуральных волокон?


  • эмоциональный настрой на урок и т.д.

  • активное слушание

  • выдвижение предположений о теме урока и т.д.

  • приветствие

  • проверка явки учащихся

  • заполнение учителем классного журнала

  • проверка готовности учащихся к уроку

  • настрой учащихся на работу

  • доведение до учащихся плана урока (в зависимости от вида урока)

10 мин

2

Изложение нового материала

Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных волокон растительного происхождения. Изготовление нитей и тканей в условиях современного прядильного, ткацкого и отделочного производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити в ткани. Ткацкие переплетения: полотняное, саржевое, сатиновое и атласное. Лицевая и изнаночная стороны ткани.

  • самостоятельное определение темы урока

  • осознание целей и задач обучения

  • восприятие, осмысление, запоминание учебного материала

-осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению

  • развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

  • развитие умения получать информацию из рисунка, текста и строить сообщения в устной форме

  • развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям

  • развитие умения осуществлять поиск необходимой информации, используя дополнительные источники информации

-развитие умения строить простые рассуждения

  • объяснение учителя с опорой на презентацию, личные знания учащихся

  • заслушивание сообщений учащихся

25 мин

3

Физкультминутка

Гимнастика

Выполняют упражнения

Показывает упражнения

5 мин

4

Практическая часть

Лабораторная работа «Определение направления долевой нити в ткани»

Лабораторная работа «Определение лицевой и изнаночной сторон в ткани»

Лабораторная работа «Сравнительный анализ прочности окраски тканей»

Изучать характеристики различных видов волокон и материалов: тканей, ниток, тесьмы, лент по коллекциям. Определять направление долевой нити в ткани. Исследовать свойства нитей основы и утка. Определять лицевую и изнаночную стороны ткани. Определять виды переплетения нитей в ткани. Проводить анализ прочности окраски тканей. Находить и представлять информацию о производстве нитей и тканей в домашних условиях, об инструментах и приспособлениях, которыми пользовались для этих целей в старину.

Знакомиться с профессиями оператор прядильного производства и ткач. Оформлять результаты исследований.

. Вводный инструктаж учителя:

  • сообщение учащимся названия лабораторной работы;

  • разъяснение учащимся задач лабораторной работы;

  • ознакомление учащихся со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления);

  • предупреждение учащихся о возможных затруднениях при выполнении работы);

  • инструктаж по технике безопасности.

Самостоятельная работа учащихся по УТД.

Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы):

Формирование новых умений:

  • проверка организованности начала работы учащихся;

  • проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления);

  • соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания;

Усвоение новых знаний:

  • проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации;

  • инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией.

Целевые обходы:

  • инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;

  • концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;

  • оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;

  • контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;

  • рациональное использование учебного времени учащимися.

Заключительный инструктаж учителя:

  • анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;

  • разбор типичных ошибок учащихся;

  • вскрытие причин допущенных учащимися ошибок;

повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.

30 мин

5

Организационно-заключительная часть

Закрепление нового материала.

1) Что является сырьем для хлопчатобумажных и льняных тканей?

2) Как определить направление нитей основы и утка в ткани (перечислить несколько способов)?

3) Как определить лицевую и изнаночную стороны ткани с печатным рисунком?

Интерактивное тестирование

  • отработка алгоритма по изученной теме

  • творческая переработка изученной информации

  • работа с тестами


  • вопросы учащимся по пройденной теме

  • инструктаж учителя по выполнению домашнего задания

  • задание учащимся на подготовку к следующему уроку

  • сообщение о теме следующего урока

10 мин

6

Уборка рабочих мест

5 мин

7

Общие замечания по уроку и его оценка

Проанализировать деятельность учащихся в течение урока и оценить их работу.

  • оценка и самооценка учебной деятельности

  • обобщение и систематизация знаний

учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока

  • рефлексия учителя и учащихся о достижении целей урока

  • объективная и комментированная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке

выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся

5 мин

Перечень используемых на данном уроке ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, тест и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Натуральные волокна растительного и животного происхождения

Информационный

Лекция, иллюстрации, текст, словарь, задания

fcior.edu.ru/card/14015/naturalnye-volokna-rastitelnogo-i-zhivotnogo-proishozhdeniya.html


2

Динамическая модель

Информационный

Видеосюжет

docs.google.com/open?id=0B4OfBFtmO7azajQyOHRtUTczUjQ


3

Прядильное производство

Информационный

Видеосюжет

docs.google.com/open?id=0B4OfBFtmO7azOFZTdmgxbDNXOG8


4

Ткацкое производство

Информационный

Видеосюжет

docs.google.com/open?id=0B4OfBFtmO7azTm9Qdm1pdnlEc3M


5

Отделочное производство

Информационный

Видеосюжет

docs.google.com/open?id=0B4OfBFtmO7azTXpFYXRJR3kteHM


6

Виды переплетений

Информационный

Видеосюжет, иллюстрации, словарь, задания

fcior.edu.ru/card/6999/vidy-perepleteniy.html


7

Виды перплетений

Практический

Задания (базовый уровень)

fcior.edu.ru/card/4332/vidy-perepleteniy-praktika-1.html


8

Виды переплетений

Практический

Задания (повышенный уровень)

fcior.edu.ru/card/3800/vidy-perepleteniy-praktika-2.html


9

Виды переплетений

Контрольный

Тест 1

fcior.edu.ru/card/6033/vidy-perepleteniy-test-1.html


10

Виды переплетений

Контрольный

Тест 2

fcior.edu.ru/card/5156/vidy-perepleteniy-test-2-dlya-uglublennogo-obucheniya.html


11

Виды переплетений

Контрольный

Тест 3

fcior.edu.ru/card/11677/vidy-perepleteniy-test-3-dlya-uglublennogo-obucheniya.html


12

Виды переплетений

Контрольный

Тест 4

fcior.edu.ru/card/3043/vidy-perepleteniy-test-4-dlya-uglublennogo-obucheniya.html


Методические рекомендации по использованию ЭОР на уроке:

В классе ЭОР могут использоваться фронтально при объяснении нового материала, посредством выведения учебного материала с рабочего компьютера учителя, или индивидуально (парами) - на рабочие места учащихся, а также для самоподготовки и коррекции знаний обучающихся.

Задания практического вида ЭОР, тесты следует предлагать обучающимся дифференцированно, учитывая индивидуальные способности.



© 2010-2022