• Преподавателю
  • Технология
  • Статья Система профориентационной работы в условиях специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида

Статья Система профориентационной работы в условиях специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида

В настоящее время в связи с изменениями, происходящими в обществе, остро встали вопросы трудовой подготовки учащихся коррекционных школ VIII вида и их подготовки к самостоятельной жизни и труду. Как показывает практика, дети с интеллектуальной недостаточностью очень часто не выдерживают конкуренции на профессиональном рынке труда.Надо правильно организовать обучение и воспитание таких детей, чтобы они в дальнейшем не представляли угрозу для нашего общества.В материале представлен обобщенный опыт...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Система профориентационной работы в условиях специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида

Сегодня в России насчитывается более 1500 тыс. школ и школ - интернатов для детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время в связи с изменениями, происходящими в обществе, остро встали вопросы подготовки таких детей к самостоятельной жизни и труду. Как показывает практика, дети с интеллектуальной недостаточностью очень часто не выдерживают конкуренции на профессиональном рынке труда.

Надо правильно организовать обучение и воспитание этих детей, чтобы они в дальнейшем не представляли угрозу для общества.

Многолетний опыт обучения и воспитания таких детей показывает, что при создании определенных педагогических условий, они способны к овладению знаниями и навыками, необходимыми в той или иной профессии.

Решая важнейшие задачи социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, трудовое обучение в школах VIII вида занимает одно из центральных мест в общей системе учебно - воспитательной работы и результатом является то, что эти дети включаются в общий производственный труд и становятся полезными членами общества.

Уже с первых дней пребывания ребенка в коррекционной школе должна идти целенаправленная работа по исправлению недостатков, обусловленных первичными поражениями центральной нервной системы и вторичными факторами умственной отсталости. Этого можно достичь различными методами, средствами и приемами, через урочную, внеурочную деятельность, трудовое воспитание, производственное обучение, работу с семьей.

Целью профессионально - трудового обучения в коррекционной школе является подготовка учащихся к самостоятельному труду. Для ее достижения решаются следующие задачи:

  1. Формирование доступных технических и технологических знаний.

  2. Развитие общетрудовых умений.

  3. Обучение профессиональным приемам труда, привитие соответствующих трудовых навыков.

  4. Воспитание устойчивого положительного отношения к труду.

Эти задачи должны реализовываться комплексно, в тесной связи с преподаванием общеобразовательных предметов и проводимой в школе воспитательной работой.

В начальной школе происходит первоначальное знакомство с профессией. На уроках ручного труда в нашей школе мы знакомим с профессиями: швея, переплетчик, столяр- плотник, слесарь, водитель. В этот период мы формируем у учащихся конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии, развиваем интеллектуальные и творческие возможности ребенка. На уроках чтения и уроках развития речи в процессе изучения детских стихов и рассказов можно знакомить с профессиями: учитель, маляр, строитель, врач, овощевод, животновод, цветовод. Первичное знакомство с профессиями продолжается на классных и клубных часах, в форме ролевых, ситуативных игр, игровых упражнений. В процессе проведения массовых мероприятий, в выставках детских работ, в тематических встречах и праздниках для родителей, у учащихся закрепляются знания о видах профессий, ее представителях, необходимых требованиях к профессиям. Чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т.е. с профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.

В 5-6 классах происходит первичный выбор профессии. К привычным урокам труда, чтения, классным и клубным часам присоединяется работа психолога (изучение профессиональных намерений и мотивов выбора профессии, склонности и возможности учащихся), родительские собрания (семейные трудовые традиции), анкетирование учащихся, выставки моделей технического творчества. На данном этапе мы включаем в свою работу профессиональные пробы, в ходе которых учащиеся определяются: нравится ли им данная профессия, подходит ли она им по состоянию здоровья, чем она отличается от других профессий, выявляются определенные сложности этой профессии.

В 7 - 8 классах происходит профессиональное самоопределение. К проводимой работе добавляются экскурсии на фабрики, в швейные цеха с целью углубленного выбора профессии, конкурсы профессионального мастерства, олимпиады. В ходе организации летней трудовой четверти учащиеся определяются с кругом доступных им профессий.

В 9 -10 классах происходит приобретение знаний по профессии. На данном этапе педагоги организуют встречи учащихся с молодыми рабочими данных специальностей, психологом составляются профессиограммы, создается методический уголок для родителей, организуется выставка сочинений учащихся на тему: «Кем быть?», учащиеся посещают дни открытых дверей в училищах города, в школу приходят специалисты профессиональных училищ города.

В системе профориентации задействованы все специалисты школы: психолог школы руководит психолого - педагогическим изучением учащихся в целях профориентации, обобщает полученные результаты, консультирует педагогов, учащихся и родителей. Воспитатели и классные руководители выпускных классов особое внимание уделяют изучению профессиональных интересов и намерений учащихся, выясняют планы родителей по трудоустройству или дальнейшей учебе детей, проводят консультативную работу с учащимися и родителями. Школьный врач занимается вопросами диагностики и проводит консультации, руководит работой по медицинскому, профессиональному просвещению. Библиотекарь обеспечивает педагогов и учащихся литературой о профессиях и людях труда, руководит внеклассным чтением учащихся, развивает у них читательских интерес.

Хотелось бы отметить тот факт, что процесс профориентационной работы включает постшкольную адаптацию, т.е. ведется наблюдение за учащимися в процессе их обучения в профессиональных училищах города и вступление в трудовые коллективы производств.

Сопровождение учащегося идет на протяжении всего времени его обучения. Случается, что путь к получению одной профессии ребенку бывает закрыт, тогда в результате дополнительного диагностирования, консультации профпатолога, ему меняется профиль обучения. Таким образом, пройдя через вышеизложенную систему профориентационной работы, учащийся делает свой профессиональный выбор.

В заключении хотелось бы отметить, что на всех этапах формирования профессионального самоопределения учащиеся коррекционных школ сталкиваются со значительными трудностями. Успешное преодоление этих трудностей требует комплексного подхода, предусматривающего совершенствование всей системы профессиональной ориентации и профессионально-трудового обучения и воспитания, использование эффективных форм и методов активной адаптации выпускников школ в условиях современного производства. В связи с этим перед учителем встают следующие основные задачи:

  • повышать уровень образования и самообразования;

  • учитывать в проведении профориентационной работы индивидуальные и типологические особенности учащихся;

  • формировать у учащихся теоретические знания;

  • формировать у учащихся трудовые навыки, учить обращаться с производственными инструментами, станками и вспомогательным оборудованием.

  • активно привлекать родителей к работе по профориентации;

  • приблизить трудовое обучение к конкретным условиям производства;

  • увеличить сроки производственной практики, проводить ее на будущих местах работы, что позволит ориентировать производственные коллективы на правильное отношение к выпускникам коррекционных школ;

Список литературы:

  1. Голомшток А.Е., Черник О.А. Содержание и методичка профориентационной работы в школе. - М.: 1972.

  2. Мирский С.Л. Дидактические основы коррекционной направленности трудового обучения. - М.: «Просвещение», 1993.

  3. Шинкаренко В.А. Трудовое обучение и воспитание учащихся вспомогательной школы. - Минск, 1990.

© 2010-2022