Урок технологии Осенние работы в овощеводстве

Тема урока «Осенние работы в овощеводстве» Цель урока научитьподводить итоги опыта по выращиванию овощных культур с целью получения семян; Задачи урока  Познакомить  с историей развития земледелия, с правилами сбора  семян Развивать силу внимания, умение делать выводы. Воспитывать трудолюбие, навыки  контроля и самоконтроля; чувство товарищества и  коллективизма Методы словесный, наглядный, практический Вид урока теория и практика Межпредметная связь   биология, история, география. Тип урока к...
Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

6 класс «____»___________________

Тема урока «Осенние работы в овощеводстве»

Цель урока научить подводить итоги опыта по выращиванию овощных культур с целью получения семян;

Задачи урока

Познакомить с историей развития земледелия, с правилами сбора семян

Развивать силу внимания, умение делать выводы.

Воспитывать трудолюбие, навыки контроля и самоконтроля; чувство товарищества и коллективизма

Методы словесный, наглядный, практический

Вид урока теория и практика

Межпредметная связь биология, история, география.

Тип урока комбинированный

МТО иллюстрации

Форма обучения парная, индивидуальная, групповая.

Ход урока

I Организационный момент

1 Приветствие, контроль посещаемости, проверка готовности к уроку

2 Сообщение темы урока

3 ПТБ, СГТ

II Постановка целей урока

- Чтобы вырастить растение, что необходимо знать ?

- Какие условия необходимы для выращивание культурных растений?

Правда ли, что чем дольше освещать растения, тем больше будет урожай?

II. Изложение нового материала

- Какие условия нужны для нормального роста и развития растений?

- Какими должны быть количество влаги, тепла и воздуха для нормального роста и развития растений ?

-Что произойдет с растением , если одно из необходимых условий для его выращивания будет отсутствовать?

1 Краткая характеристика растениеводства

- На какие основные отрасли делится сельское хозяйство?

( животноводства, растениеводства)

Растениеводство - ведущая отрасль сельскохозяйственного производства, занимающаяся выращиванием культурных растений и использованием дикорастущих для получения продуктов питания для населения, кормов для животных и сырья для различных отраслей промышленности.

Растениеводство подразделяется на ряд самостоятельных отраслей: полеводство,

овощеводство,

плодоводство,

цветоводство

- Какие растения называют дикорастущими растениями?

Дикорастущие растения - растущие в диком состоянии.

Каждое культурное растение прошло длительный путь, прежде чем попасть в поле, сад, огород или цветник. Многие растения в прошлом были дикорастущими растениями или сорняками. Так из сорно-полевой ржи произошла рожь посевная, ставшая сейчас одной из распространенных культур.

Отбор лучших растений и размножение их возле своего жилья позволило человеку на протяжении тысячелетий вывели много новых сортов хлебных злаков, технических, овощах, декоративных растений, которые почти не схожи со своими дикими собратьями.

Многие из них завозятся из разных районов земного шара и требуют условий выращивания, приближенных к тем, какие были у них на родине

Знаете ли вы ... что названия многих окультуренных растений связаны с географическим местом. Так,

персик - из Персии,

гречиха - из Греции,

слива «мирабель» - из местечка Мирабель во Франции,

кофе - из местечка Каффа в Эфиопии, где произрастает кофейное дерево;

буквальный перевод слова «апельсин» означает «китайское яблоко»;

Познавательная игра «Путешествие с культурными растениями»

Класс разбивается на 5 групп, раздается игровое поле на котором изображены контуры материков и рисунки растений Вытаскиваю лот загадываю загадку уч-ся должен отгадать название растений и назвать его родину.

Вывод Большинство растений завезено из тропических и субтропических стран, поэтому при выращивание в районах умеренного климата нашей страны нужно учитывать условия в которых они произрастали у себя на родине. Зная это человек создает условия для нормального роста и развития данной культуры, высевают семена в хорошо прогретую почву, обильно поливают во время засухи, укрывают пленкой при понижение температуры

- Какие растения называют культурными растениями?( Растения высшей ступени называют культурными растениями. Они произошли от дикорастущих растений и видоизменились в процессе деятельности человека. - Какие сельскохозяйственные культуры выращивают в нашей местности? - Какие условия необходимы для выращивание культурных растений? (Уч-ся называют записываю на доске)

На доске Вода + свет+ тепло+ воздух+ минеральные вещества

+ почва

Докажите на примерах, что каждое из названых условий необходимо растениям.

2 Рассказ с построением схемы

Для нормального роста и развития растению нужны пять условий: вода, воздух, тепло, свет и питательные вещества. Все эти условия одинаково необходимы и не могут заменить друг друга.

Культурные растения за вегетационный период своей жизни по-разному реагируют, на внешние условия.

Влага

Например, лук в начале роста нуждается в большом количестве влаги, а к концу роста такой необходимости нет. Для лучшего вызревания луковиц нужна сухая погода.

Свет

Просу, кукурузе нужно больше тепла и света, чем ржи.

Тепло

Рожь, овес, ячмень, морковь, лук и другие растения не погибают даже при заморозках, тогда как семена дыни, арбуза, огурца могут прорастать только при температуре не ниже +15 "С, а всходы погибают при небольших заморозках.

Воздух

Для дыхания растений необходим и кислород воздуха, а для образования органических веществ - углекислый газ. Воздух нужен для нормальной жизни почвенных микроорганизмов.

Почва

Почва является источником минерального питания и воды для растений. Каждое питательное вещество требуется растению в одинаковой степени, хотя и не в одинаковом количестве.

Запись в тетрадь Растения развиваются при наличии необходимых условий, таких как свет, тепло, воздух, вода и минеральные вещества.

- Как влияет продолжительность освещения на рост и развитие культурных растений ?

Многие полагают, что чем дольше освещать растения, тем больше будет урожай. Однако так бывает не всегда.

Посмотрите на карту и назовите

- Какие растения родины которых были тропические районы ? (просо, кукуруза, сорго, соя)

Растения, родиной которых были тропические районы, при выращивании в умеренных широтах попадают в условия с более длинным световым (летним) днем, чем на их родине. Они хорошо растут, но не цветут. Для таких растений нужен короткий день. Например, у проса, кукурузы, сорго, сои цветение и плодоношение ускоряются в условиях короткого светового дня (8...12 ч).

Существуют и такие растения, для нормального развития которых требуется не короткий, а длинный световой день (16... 18 ч): пшеница, рожь, лен, горчица и другие культуры.

. Например, при выращивании редиса при длинном световом дне растение будет слабо образовывать корнеплод, но зато быстро зацветет и даст семена. Если световой день был коротким (10-часовым), то редис не будет цвести, но даст крупные корнеплоды. Ускорения цветения и плодоношения можно достичь, изменяя длину светового дня не только в течение всего времени роста растения, но и в начале развития. К примеру, у проса, находящегося в течение пяти дней в условиях 10-часового освещения, 'более чем на две недели ускоряется образование метелок.

Для получения раннего урожая томатов, огурцов, а также для ускорения цветения хризантем, астр и других растений короткий день создают, закрывая парниковые рамы фанерой, черной бумагой или тканью.

Регулируя сроки сева, можно создать такую последовательность в изменении длины светового дня, при которой образуется наибольший урожай. Ранний посев пшеницы, овса и других растений длинного дня способствует тому, что рост их происходит в условиях сравнительно коротких весенних дней, а цветение - во время длинных летних дней, что обеспечивает хорошее плодоношение растений. Если же эти культуры сеют с опозданием, то наступающие длинные дни лета ускоряют их цветение в тот период, когда растения еще не успели вырасти, что ведет к значительному снижению урожая.

Вывод Изменяя продолжительность светового дня при выращивании одного и того же растения, можно добиться того, чтобы быстро созрели семена или образовались корнеплоды

Какие сорта растений называют поздние и ранние?

Запись в тетрадь

Биологические свойства одних позволяют им быстро расти. Они называются ранними.

Другие растут медленно, требуют длительного времени для созревания, их называют поздними культурами.

- Какие сорта растений поздние и ранние выращивают в нашей местности?

- Во все времена люди стремились получать большие урожаи.

Что для этого нужно было изучить и знать ?

А это требовало изучения

особенностей почв,

видов удобрений и способов их применения.

Надо было знать,

как возделывать почву,

как готовить семена к севу,

каким методом сеять те или иные культуры,

как ухаживать за растениями,

когда собирать урожай,

как его хранить,

как вести борьбу с сорняками, болезнями и вредителями растений.

Вывод Чтобы получать хорошие урожаи, необходимо повышать культуру земледелия. Это значит - надо уметь выбирать плодородные земли, внедрять экономически выгодные методы, обеспечивать сельскохозяйственный процесс новой техникой и технологией, повышать производительность труда

- Какая взаимосвязь существует между растениеводством, полеводством, животноводством? Докажите

Растениеводство тесно связано с такими отраслями сельского хозяйства, как почвоведение, животноводство, полеводство. Например, растениеводческое хозяйство обеспечивает животных кормами. Животные, потребляя эти корма, в свою очередь, обеспечивают человека мясом, молоком, яйцами и другими продуктами. Кроме того, на животноводческих фермах, конюшнях, птицефабриках получают ценнейшее органическое удобрение - навоз, который при внесении в почву обогащает ее и тем самым позволяет получать высокие урожаи сельскохозяйственных культур.

Одно из значений слова сорт - качество.

Человек с момента возникновения земледелия путем отбора улучшал культурные растения, повышал их качество. Со временем развилась селекция - наука, занимающаяся выведе­нием сортов культурных растений. Сорта обладают различ­ными признаками, отвечающими потребностям человека. Та­кими ценными признаками являются зимостойкость, устойчи­вость к болезням, высокая продуктивность, повышенное содер­жание ценных питательных веществ и др. Людей, создающих новые сорта, называют селекционерами. Среди них есть все­мирно известные ученые. Например, И. В. Мичурин создал более 300 сортов ценнейших плодовых культур, П. П. Лукьяненко, В. Н. Ремесло и Н. В. Цицин всю свою жизнь посвятили созданию высокоурожайных сортов пшеницы. Более 20 сортов белокочанной капусты вывела селекционер Е. М. Попова.

Каждый новый сорт требует своей технологии выращива­ния, которая разрабатывается на основе длительных наблюде­ний за растением с учетом биологических особенностей куль­туры и почвенно-климатических условий зоны.

Известно, что в развитии каждого растения от прорастания семян до образования новых плодов и семян происходят заметные внешние изменения. Например, после посева семян огурца появляются всходы, затем первый настоящий лист, далее идет образование бутонов с последующим цветением и наступлением спелости плодов. Такие внешние изменения, происходящие в растении, называются фазами развития. Изу­чение изменений растений во время их роста и развития, обусловленных сменой времен года и погодными условиями; проводится путем наблюдений. Такие наблюдения получили название фенологических.

Практическая работа Расчет и сбор урожая

Порядок выполнения работы. Все виды работ по сбору урожая и семян свеклы, моркови, капусты, по подведению результатов опыта надо проводить коллективно.

Сбор урожая капусты. В зависимости от конкретных ус­ловий работа может быть организована по-разному. Если орудия труда имеются в достаточном количестве, то все чле­ны звена срезают кочаны и складывают их в одном месте. Затем одна часть учеников приступает к чистке кочанов, Другая часть взвешивает плоды и переносит к месту вре­менного хранения. На весах работают два ученика - ве­совщик и учетчик.

Закрепление материала

Какие требования предъявляются к качеству семян?

Как можно определить всхожесть семян?

Отчего семена становятся влажными?

Как вы понимаете выражение «мощные растения»?
Расскажите о правилах хранения семян. Что изучает фенология? Для чего проводят фенологические наблюдения? Какие вы знаете фазы развития овощных растений? Почему человек обращает внимание на дикорастущие растения? Проведите фенологические наблюдения за горохом, фасолью или другими бобовыми растениями и определите продолжительность каж­дой фазы. На основе полученных данных установите продолжитель­ность вегетационного периода наблюдаемого растения.

Итог урока

Выставление оценок

Домашнее задание

Чтобы узнать, какие питательные элементы необходимы растениям, проведите с помощью учителя или родителей опыт. Во время опыта ведите тетрадь наблюдений: измеряйте время от времени рост растений, отмечайте, какие изменения происходят в корневой системе. Для опыта отберите спелые, однородные семена пшеницы, ячменя или других культур. Для каждой из культур используйте отдельную стеклянную посуду.


© 2010-2022