Внеклассная работа в коррекц. школах

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Стручковой Ньургустаны Иннокентьевны,

учителя технологии

МОКУ С(К)ОШ И-(VIIIвида)№28

ГО «город «Якутск»

Внеклассная воспитательная работа в коррекционной школе

Ребенок с умственной отсталостью обучается и развивается в пределах своих возможностей. Умственная отсталость развивается в результате поражения головного мозга. Это не психическое заболевание, а специфическое состояние, когда определенный уровень функционирования ЦНС ограничивает развитие интеллекта ребенка. Умственная отсталость, к сожалению, не лечится. Если нет противопоказаний, по назначению врача ребенок может пройти специальную терапию, которая будет стимулировать его развитие, но опять же в пределах возможностей организма ребенка. У умственно отсталых детей нарушается нормальное развитие познавательных, психических процессов, у них ухудшается восприятие, память, словесно-логическое мышление, речь и так далее. Для таких детей характерны трудности в социальной адаптации, формировании интересов. У многих из них нарушается физическое развитие, возникают трудности артикуляции, двигательной моторики, могут произойти некоторые внешние изменения, например, может несколько измениться форма черепа, размер конечностей.

Для детей с нарушением интеллекта характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании (Н.Г.Морозова), или не испытывают вообще, так как в период младшего школьного возраста у таких детей преобладает игровая деятельность. В результате эти дети получают неполные и, возможно, искаженные представления об окружающем. Поэтому основными задачами мы считаем не только развитие умственных способностей детей, но и их эмоциональное благополучие и социальную адаптацию. Развитие и социальная адаптация ребенка с умственной отсталостью чаще всего зависят от воспитания и обучения.

Не все умственно отсталые дети способны обучаться в обычных школах, так как часто эти дети имеют еще и различные патологии. В школах достаточно высокий уровень агрессии, дети часто бывают жестоки, а ребенок с умственной отсталость чаще всего не умеет притворяться и очень ранимый. В обычной школе этот ребенок может стать забитым. Коррекционные школы на основе осуществления комплексного подхода к формированию личности умственно отсталого ребенка призваны обеспечить единство процесса обучения и воспитания. Развивая интеллектуальные возможности данной категории детей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, коррекционные школы решают важную воспитательную задачу - обеспечить способность учащихся воспринимать и усваивать нравственные истины, развить в них потребность в труде и навыки поведения в коллективе.

В нашей стране сложилась четкая государственная система воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и умственно отсталых. Находясь в государственной системе общеобразовательных школ, коррекционные школы наряду с осуществлением общих задач воспитания подрастающего поколения, имеют и свои специфические задачи, отличающиеся от задач массовой общеобразовательной школы.

Одна из таких задач - коррекция дефектов развития умственно отсталых детей. Решение этой задачи осуществляется особыми приемами и обучения и методами разностороннего воспитательного воздействия, трудового обучения и воспитания, и воспитания, а также в процессе изучения общеобразовательных предметов. Воспитание и обучение умственно отсталого ребенка должны находиться в тесном единстве и взаимосвязи, составляя целостный процесс становления личности ребенка, подготовки его к самостоятельной жизни и труду.

Привитие учащимся специальной школы жизненно необходимых умений и навыков является одной из важнейших задач коррекционно-воспитательной работы. С целью совершенствования системы работы по социально-бытовой ориентировке умственно отсталых школьников в учебный план специальной коррекционной школы введены специальные коррекционные занятия. Необходимость введения этих занятий, осуществляемых в общей системе учебно-воспитательного процесса, выдвинута самой жизнью. Они призваны способствовать более глубокому и всестороннему развитию учащихся, подготовке их к самостоятельной жизни и труду. Занятия по всем разделам курса «Социально-бытовая ориентировка» теснейшим образом связаны с внеклассной воспитательной работой, направленной на углубление и практическое закрепление умений и навыков, приобретенных в учебное время на коррекционных занятиях.

Система внеклассной работы имеет большое значение в решении задач социализации умственно отсталых детей. Особенности развития аномальных детей не упрощают, а, наоборот, в значительной степени усложняют организацию воспитательной работы в коррекционной школе. Однако это обстоятельство не снимает с работников школы ответственности за решение воспитательных задач: воспитание у детей инициативы, самостоятельности, привычек дисциплинированного поведения в школьном коллективе, в быту. Названные задачи воспитания умственно отсталых детей, формирования их личности в соответствии с общими целями воспитания подрастающего поколения могут успешно решаться лишь на основе всестороннего изучения детей в процессе обучения и воспитания.

Имея дело с умственно отсталым ребенком, учителю и воспитателю необходимо знать его дефект, особенности и характер его поведения, сопутствующие дефекты, соматическое состояние ребенка, социально-бытовые условия, условия раннего развития и воспитания и др. это необходимая предпосылка для выработки адекватных форм и методов индивидуального подхода к ребенку. Постоянное изучение индивидуальности учащегося, учет его возможностей и особенностей лежат в основе определения наиболее эффективных приемов воспитания как отдельных групп детей, так и каждого из них.

При изучении особенностей развития ребенка педагогу следует обращать внимание не только на характер поведения и успехи в учебе, но и на его побуждения, стремления, интересы. Необходимо вскрывать причины, побудившие ребенка совершить тот или иной поступок, реакции его на поступки друзей. Определяя приемы и методы воспитательного воздействия, надо не только знать внешние реакции ребенка, но и попытаться понять скрытые за ними внутренние его переживания. Очень важно при этом добиться необходимого контакта с учеником, завоевать его доверие, чтобы помочь ему в осуществлении хороших замыслов и суметь предотвратить неправильные поступки. Наблюдение и изучение личности умственно отсталого ребенка должно быть целенаправленным, позволяющим воспитателю предвидеть, какие изменения произойдут в личности ребенка под влиянием тех или иных воздействий, какие новые воспитательные задачи могут возникнуть в связи с происшедшими изменениями. Особенно важно выявить положительные стороны личности ученика, на которые можно опереться при планировании педагогического процесса.

Правильная организация обучения и воспитания умственно отсталых детей практически доказала, что они могут овладеть определенным объемом знаний и способов поведения, приобрести полезные навыки и привычки, т.е. они имеют такие компенсаторные возможности, при которых под влиянием воспитания могут развиваться все стороны их личности, формируется умение работать и жить в обществе.

«Обучение детей умению переносить в практические ситуации усвоенные ими на уроках умения и навыки мыслительной деятельности есть особая задача вспомогательной школы, так как следует учитывать, что образовавшиеся у умственно отсталых детей умения обычно бывают малообобщенными, а потому они не переносятся самими учениками в новые для них ситуации» (Г.М.Дульнев). Наиболее полное решение этой задачи во многом зависит от правильной постановки внеклассной работы, в процессе которой в различных ситуациях учащимся приходится решать практические вопросы, требующие от них применения определенных знаний, умений и навыков.

В последнее десятилетие в специальном образовании произошли значительные изменения. Использование современных образовательных технологий обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес учащихся, способствует коррекции их недостатков развития, творческой активности. Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения дети с ограниченными возможностями здоровья имеют больший шанс приобрести необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повысить уровень мотивации к обучению.

Студии театра моды " Вдохновение" в МОКУ С(К)ОШ И-(VIIIвида)№28

ГО «город «Якутск " начла творческую деятельность с 2012г.

2013г.октябрь -диплом лауреата II степени театр мод « Вдохновение» в номинации : театр мод возрастная группа :13-17 лет Международного благотворительного фонда «Наше будущее при поддержке Министерства Культуры РФ «За сохранение культурных и национальных традиций» г.Сочи ;

2013г.октябрь денежная премия за высокий уровень исполнительского мастерства в XII IМеждународном фестивале -конкурсе детского и юношеского творчества « Музыкальная радуга» г.Сочи - сертификат ( денежная премия)

2013г.ноябрь- участие в республиканском фестивале « Зима начинается с Якутии…» Министерство культуры РС (Я) Министерство предпринимательства и развития туризма РС9Я) , фестивальный комитет « Жизнь городов» г.Москва, фестивальный комитет « Бриллиантовые нотки» - сертификат

2014г.- участие в II региональном конкурс-фестиваль « Зима начинается с Якутии» ФК « Бриллиантовые нотки» - сертификат

2014-диплом III степени в номинации «Театры мод» II региональном конкурс-фестиваль « Зима начинается с Якутии» ФК « Бриллиантовые нотки» - диплом III степени

Современными исследователями доказано, что научно обоснованные и качественно разработанные образовательные технологии помогают педагогу достигать планируемого результата профессиональной деятельности с максимальной степенью приближенности. Использование современных образовательных технологий обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес учащихся, способствует коррекции их недостатков развития, творческой активности. Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения дети с ограниченными возможностями здоровья имеют больший шанс приобрести необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повысить уровень мотивации к обучению. Педагогические технологии в работе с аномальными детьми следуют основным принципам организации психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ. К ним относятся принципы:

  • деятельностного подхода, обеспечивающего взаимосвязь перцептивных, речевых и интеллектуальных предпосылок овладения школьными умениями, навыками и знаниями;

  • индивидуализации и дифференциации используемых методов, приемов, средств в условиях целенаправленного педагогического руководства, которое позволяет определять индивидуально для каждого ребенка (в соответствии с его возможностями) способы и уровни выполнения общего для всего класса задания;

  • интегративного характера коррекционных занятий, которые позволяют решать несколько разноплановых задач в рамках одного занятия;

  • преемственности в работе учителя, педагога-психолога, воспитателя: решение в объеме одного раздела программы общих и специфических задач позволяет определить меру интенсивности педагогического влияния на каждого ученика.

Сложность и разнообразие имеющихся у детей нарушений и необходимость проведения комплексной реабилитации предъявляет особые требования к обучающим, развивающим, воспитательным, социальным технологиям, используемым в специальном образовании детей, направлены на укрепление и совершенствование здоровья воспитанников, а также используются в качестве познания (в том числе и обучения) окружающей действительности.

Цель педагогических технологий - создание условий для полноценного развития детей: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного; жизненного и профессионального самоопределения, формирования гражданской позиции, позволяющей каждому воспитаннику строить собственную жизнь, семью, быть востребованным обществом и государством. Этим целям наиболее соответствуют педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода:

• Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.);

• Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов);

• Коллективный способ обучения.

• Технологии адаптивной системы обучения;

• Педагогика сотрудничества («проникающая технология»);

• Технология КТД;

• Технология ТРИЗ;

• Проблемное обучение;

• Коммуникативная технология;

• Технология программированного обучения;

• Игровые технологии;

• Технологии развивающего обучения.

Технология «ТРИЗ»

Ученые (Л.И. Новикова, Н.А. Селиванова, В.А. Караковский и др.) отмечают, что воспитательная система школы (класса) базируется на комплексе воспитательных целей, содружестве людей, их деятельности, направленной на достижение этих целей; отношений, возникающих между участниками деятельности; той части окружающей среды, которая освоена школой для реализации поставленных задач.

Специальное коррекционное образовательное учреждение для детей с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает оптимальные условия для системного, комплексного, непрерывного воспитания и обучения детей, реализует преемственность в воспитании и обучении, создает благоприятные условия для перехода ребенка на новую возрастную ступень, обеспечивает его эмоциональное и физическое благополучие, успешную адаптацию к школьной жизни. При этом становится возможным удовлетворение ведущих жизненно важных потребностей ребенка: социальных, биологических, выявление и развитие его потенциальных способностей личностного роста.

Реализуются общие цели и задачи при определении приоритетов каждой возрастной ступени. Промежуточные цели школьного образования подчинены единой - всестороннему развитию ребенка с нарушением интеллекта, стабилизации всего хода психофизического развития для успешной адаптации и интеграции ребенка в общеобразовательную школу и общество сверстников.

Важным аспектом сотрудничества является взаимодействие применяемых на различных ступенях образовательной лестницы средств, форм и методов обучения. Задача учителя и воспитателя: создать условия для включения ребенка с нарушением интеллекта в активную творческую жизнь, найти методы, адекватные психофизиологическим особенностям каждого возрастного периода.

Большое внимание уделяется культуре, характеру взаимодействия детей и взрослых. Требования к стилю общения педагога (воспитателя, учителя) с ребенком едины: отношение к ребенку как к полноценному члену общества, вне зависимости от его патологии, отношение к ребенку как к равному, искренняя заинтересованность в его проблемах, доверительность в общении.

Заключение

Современные технологии в работе специальных учреждений образования детей с умственной отсталостью сочетаются со всем ценным, что накоплено в отечественном и зарубежном опыте, в семейной и народной педагогике, они позволяют выбирать наиболее эффективные способы и приемы организации деятельности детей и создавать максимально комфортные условия для их общения, активности и саморазвития.

Современная организация образовательно-воспитательного процесса в коррекционной школе имеет личностно-ориентированную направленность, способствует полноценному развитию тех способностей, которые нужны личности и обществу, которые включают личность в социально-ценностную активность, способствуют ее самоопределению, обеспечивают возможности эффективного самообразования на протяжении всей последующей жизни.

Успешность применения новой технологии зависит не от способности педагога реализовать определенный метод обучения на практике, а от эффективности и правильности применения выбранного метода на определенном этапе занятия, при решении данной задачи и в работе с конкретным контингентом детей. Но главное - педагог должен уметь самостоятельно проанализировать свою работу, выявить недостатки, определить их причины и выработать пути исправления, то есть основными профессиональными умениями для этой работы педагога являются аналитические.

Таким образом, педагог при внедрении новой технологии в образовательный процесс должен уметь:

  1. применять методы и приемы обучения, используемые в данной технологии;

  2. проводить и анализировать учебные занятия, построенные по новой технологии;

  3. научить детей новым методам работы;

  4. оценивать результаты внедрения новой технологии в практику, используя методы педагогической диагностики.

В сфере образования (в отличие от производственной) многое зависит от человека, использующего ту или иную технологию. Поэтому личность учителя, его культура, профессионализм, интуиция - все это условия успешности применения любой образовательной технологии. Вооружение педагога умениями самостоятельного анализа своей деятельности, а также анализа, отбора, разработки образовательных технологий - важная научно-методическая проблема.








Литература

  1. Капустин Н.К. Педагогические технологии адаптивной школы. - М., Академия, 2001.

  2. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. Творческий центр "Сфера" - М., 2002.

  3. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996.

  4. В.Ф.Мачихина. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате. М., Просвещение, 1983.

  5. Гузеев В.В. От методик к образовательной технологии. // Народное образование. - 1998. - № 7. - с. 84-91.

  6. Гузеев В.В., Сиденко А.С. Проблемы, особенности и процедуры освоения новых образовательных технологий в педагогических коллективах. // Школьные технологии. - № 1. - 2000. - с. 167 - 181.

  7. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М., 1994.

  8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Книга для учителя. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991

  9. Гузеев В.В. Три парадигмы и четыре поколения в развитии образовательной технологии.// Завуч. -1998. - № 1. - с. 20-36.

  10. Арстанов М.Ж., Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Проблемно-модульное обучение: вопросы теории и технологии. - Алма-Ата: Мектеп, 1980.- 208 с.

  11. Безрукова В. Образовательные технологии: ориентиры для выбора.// Директор школы. - № 8. - 1999. - с. 25-30.

Тема самообобразование: « Использование современных коррекционно-развивающих технологий в трудовом обучении».

Цели:

- повышение качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья, способствующего успешной социализации в общество;

- повышение уровня мотивации трудовой деятельности и формирование необходимых в труде качеств личности:

-воспитание самостоятельности у детей в процессе учебной деятельности.

Задачи:

- освоение новых технологий и методов педагогической деятельности в области трудового обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

- совершенствование учебно-методического обеспечения в соответствии с современными требованиями к коррекционно-развивающему образовательному процессу на основе прогрессивных технологий, повышения профессионализма педагогов;

- организация исследовательской, инновационной деятельности в области трудового обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

- создание атмосферы ответственности за конечные результаты труда;

- изучение и анализ состояния преподаваемого учебного предмета;

- обобщение передового педагогического опыта по формированию социально-трудовых компетенций у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Доклад «Элементы проектной деятельности в процессе трудового обучения учащихся специальной коррекционной школы»

Доклад «Использование современных коррекционно-развивающих технологий в трудовом обучении»


© 2010-2022