• Преподавателю
  • Технология
  • Конспект по технологии на тему Семья как экономическая ячейка общества. Предпринимательство в семье ( 8 класс)

Конспект по технологии на тему Семья как экономическая ячейка общества. Предпринимательство в семье ( 8 класс)

Раздел Технология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дата «___» ____________ 20 __ г.

Тема: «Семья как экономическая ячейка общества. Предпринимательство в семье»

Цель: дать понятие определению «семья»; обсудить с учащимися задачи и функции семьи, связи семьи с другими семьями, предприятием, государством. ознакомить учащихся с понятием «бизнес», его разновидностями и организацией.

Оборудование: схема «Государственные учреждения».

Ход урока

I. Вводная часть.

  1. Доведение до сведения учащихся программы курса технологии в 8 классе.

  2. Выяснение знаний учащихся в области семейной экономики по вопросу:

- Из каких источников состоят доходы вашей семьи?

3. Сообщение темы и цели урока.

II. Изложение программного материала.

1. Объяснение понятий «семья», «функции семьи». Учитель. Семья - важнейший источник социального и экономического развития общества. Семья выполняет ряд функций:

  • репродуктивная (воспроизводство общества);

  • коммуникативная (общение членов семьи);

  • рекреативная (воспитание членов внутри семьи);

  • социальная;
    -экономическая.

Рассмотрим составные части экономической функции семьи.

• Организация семейного потребления и ведения домашнего хозяйства, которая включает:

  • бытовое обслуживание членов семьи;

  • личное подсобное хозяйство;

  • индивидуальную трудовую деятельность;

  • частное предпринимательство;

  • создание частных семейных предприятий.

• Накопление частно-семейного имущества и обеспечение его наследования, которое предполагает приобретение в личное пользование жилых помещений, мебели, транспортных средств, различного оборудования и техники и возможность сохранения прав собственности всего имущества за наследниками.

• Финансовая деятельность, которая охватывает:

  • движение денег;

  • поступление;

  • расходование;

  • накопление.


  • Участие членов семьи в общественном и кооперативном производстве, обеспечивающем, по сути, материальное благосостояние семьи и ее бюджет.

  • Воспроизводство человека как личности, которое охватывает:


  • подготовку детей к труду;

  • ориентацию на будущую профессию;

  • экономическое воспитание;

  • формирование хозяина.

2. Беседа о понятии и задачах домашней экономики.

Учитель. Все экономические функции семьи изучает домашняя экономика. Как бы вы определили значение понятия «домашняя экономика»? (Предположительные ответы учащихся.) Запишите определение этого понятия. (Учащиеся записывают с доски.)

Домашняя экономика - это умение разобраться со своими потребностями и выбрать средства их удовлетворения.

Учитель. Давайте вместе подумаем над тем, что необходимо знать и уметь для осуществления стабильности в домашней экономике. (Ответы учащихся.)

Запишите вывод:

Каждый член семьи обязан:

  1. уметь разумно организовать семейный труд;

  2. уметь рассчитать расход денег и времени;

  3. знать цену трудовой копейки.

Подумайте над вопросом:

Какие задачи решает домашняя экономика? (Ответы учащихся.) Учитель обобщает ответы учащихся:

1) наиболее полное удовлетворение потребностей и желаний всех членов семьи;

  1. рациональное использование семейных ресурсов;

  2. планирование и экономия средств и времени членов семьи;

4) применение хозяйственного расчета и научной организации труда в домашней работе.

Вся наша деятельность направлена на удовлетворение каких-либо потребностей.

Перечислите, какие основные потребности нам необходимы. Выполните это задание самостоятельно письменно, затем зачитаете свои ответы и дополните их при необходимости.

Учащиеся перечисляют потребности:

  • потребность в еде;

  • потребность в одежде и обуви;

  • потребность в общении;

  • потребность в признании;

  • потребность в защите и т. д.

Учитель. Но для удовлетворения потребностей необходимы, как вы знаете, определенные ресурсы.

Кто может определять ресурсы и располагать ими? (Человек, семья, предприятие, общество, государство.)

На какие ресурсы может рассчитывать потребитель? (Техника, технология, материалы, люди, средства и др.)

3. Разъяснительная работа о вкладе учащихся в доход семьи.

Учитель. В настоящее время кроме доходов родителей источником доходов семьи является и личный заработок школьников, который может складываться из разных источников:

а) индивидуальная трудовая деятельность:

  • художественно-прикладное творчество;

  • изготовление игрушек;

  • ремонт радио- и видеотехники;

б) коммерческая деятельность:

  • продажа газет и журналов;

  • продажа мелких товаров;

в) работа по найму:

  • работа на государственном предприятии (почасовая).

  • работа в семейном предприятии;

г) оказание услуг:

  • присмотр за ребенком;

  • выгул собак;

  • покупка товаров пенсионерам, инвалидам и т. д.

  • уборка квартир;

д) изготовление различных полезных вещей для семьи:

  • разделочные доски;

  • игрушки и одежда для младших членов семьи;

  • постельное белье, прихватки, салфетки и т. п.

III. Работа со схемой. Задания:

1) Рассмотрите схему в учебнике.

2) Определите, какие признаки характеризуют кругооборот. Как эти признаки взаимодействуют между собой?

  1. Чем располагает семья? (Рабочей силой.)

  2. Кому семья поставляет свою рабочую силу? (Предприятиям; фирмам; государственным учреждениям.)

  3. Какие профессии востребованы государственными (муниципальными) учреждениями? (Служащие; врачи; учителя; милиция; военные и т. д.)

  4. В свою очередь предприятия, фирмы, государственные учреждения должны выполнять обязательства по обеспечению материального состояния граждан. Как и в виде чего это представлено на схеме? (Они выплачивают людям заработную плату; социальные пособия; пенсии.)

Учитель дополняет ответы учащихся:

Домашние хозяйства, предприятия, фирмы платят государству налоги, а оно (государство) выплачивает стипендии; заработную плату; пенсии; оказывают материальную помощь в виде кредитов предприятиям и фирмам.

3. Объяснение понятия «бизнес».

Учитель. Теперь давайте рассмотрим основные понятия бизнеса.

1) Запищите определение:

Предпринимательская деятельность - это индивидуальная деятельность человека, который, владея какими-либо материальными или культурными ценностями, использует их для производства товаров и услуг под свою имущественную ответственность.

2) Приведите примеры предпринимательской деятельности.
(Например, сдающий в наем свое жилье и др.)

3) Запишите определения:

Бизнес - это система отношений, направленных на совершение каких-либо сделок с целью получения прибыли.

Прибыль - это разница между суммой денег от продажи товаров и услуг и затратами на их производство.

4) Теперь попробуйте назвать положительные и отрицательные стороны индивидуальной предпринимательской деятельности. (Ответы учащихся.)

Получаемая прибыль остается в распоряжении предпринимателя, и он вправе использовать ее по своему усмотрению. Это плюсовая черта?

А какая минусовая? (Возможны убытки.)

5) Определите принадлежность к положительной или отрицательной стороне следующие тезисы:

а) при недостатке средств сложно развернуть деятельность, а кредиты необходимо выплачивать в срок и с процентами;

б) получение платных государственных лицензий (рыбаки, охотники, образовательные услуги, врачебная деятельность и др.).

А теперь рассмотрим, какие виды бизнеса существуют:

  • предпринимательский - это деятельность по созданию товаров и услуг для получения прибыли;

  • коммерческий - это деятельность по продаже товаров и услуг и извлечение из этого прибыли;

  • финансовый - это деятельность с ценными бумагами и получение прибыли в виде:

а) деньги; б)акции;

в) чеки;

г) облигации и др.

4. Ознакомление с особенностями семейной предпринимательской деятельности.

Учитель. Одной из разновидностей предпринимательской деятельности является семейная предпринимательская деятельность, которая зависит от многих факторов:

  1. наличие или ограниченность в денежных средствах;

  2. знание и умение каждого члена семьи;

  3. наличие в семье орудий производства;
    4)наличие свободного времени и др.

Наиболее распространенными видами семейного предпринимательства являются:

  • оказание услуг;

  • производство и реализация товаров;

  • выращивание продукции на приусадебном участке;

  • выращивание животных и птицы и т. д.

В условиях рыночной экономики каждый из вас может выступать в роли:

1) наемного работника:

  • служащие;

  • менеджеры;

  • другой персонал фирм;

2) предпринимателя:

  • хозяева коммерческих фирм;

  • собственники имущества.

Старшеклассники могут участвовать в малом бизнесе и предпринимательской деятельности.

IV. Практическая работа.

Выполнение заданий:


  1. Опишите, из каких источников складываются ресурсы вашей семьи.

  2. Составьте перечень товаров и услуг, которые производит или могла бы производить ваша семья.

  3. Какие услуги может производить школьник в свободное от учебы время (не в ущерб учебе)?

V. Итог урока.

  • Что такое домашняя экономика?

  • Расскажите о возможных способах увеличения ваших личных
    доходов.

- Что такое бизнес? Какие его разновидности вам известны?

- Что такое прибыль? Как можете получить прибыль вы?


Домашнее задание: пар. 1; 2

самостоятельная работа со справочной литературой - дать определение понятию «потребность».


© 2010-2022