Рабочая программа ОП. 11 Энергосбережение

Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

гаОУ СПО СО КАМЕНСК-УРАЛЬСКИЙ РАДИОТЕХНИКУМ

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по учебной работе

____________ Н.В.Казанская

«_____» __________ 2013 г.


рабочая ПРОГРАММа


ОП.11 ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ


по основной профессиональной образовательной программе

специальности среднего профессионального образования


140448 Техническая эксплуатация и

обслуживание электрического и

электромеханического оборудования.




Каменск-Уральский, 2013

Рабочая программа ученой дисциплине разработана на основе Федерального закона РФ от 23.11.2009 г.№261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», стратегии социально-экономического развития Свердловской области до 2020 года, и других законодательных и нормативных актов федерального, регионального и муниципального уровней в области энергосбережения,

ОДОБРЕНА предметной (цикловой) комиссией «Электро-и радиотехнического профиля»

Протокол заседания П(ц)К № от «__»___________2013г.

Председатель П(ц)К ____________ /___________________

Авторы-разработчики:

Агафонова Н.Н., заместитель руководителя, преподаватель специальных дисциплин ГОУ СО Уральское горнозаводское училище им. Демидовых (колледж);

Зарипова М. М., руководитель ресурсного центра развития профессионального образования электроэнергетического и радиотехнического профиля ГОУ СПО СО Каменск-Уральский радиотехнический техникум;

Коновалова Ю.В., заместитель директора ГОС СПО Екатеринбургский торгово-экономический техникум, к.п.н.;

Нельмина М.В., преподаватель специальных дисциплин ГОУ СПО СО Уральский колледж строительства, архитектуры и предпринимательства;

Ташлинцева Т.В., старший методист ресурсного центра развития профессионального образования образовательные программы строительного профиля, ГОУ СПО СО Уральский колледж технологии и предпринимательства;

УСОВА Т.И., зав. отделением гостиничного сервиса Регионального ресурсного центра развития профессионального образования Свердловской области;

КОМАРОВА О.В., преподаватель первой квалификационной категории ГАОУ СПО СО «Каменск-Уральский радиотехникум» г. Каменск-Уральский;


СОДЕРЖАНИЕ


  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. условия реализации учебной дисциплины


  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины





  1. паспорт рабочей программы учебной дисциплины

Основы энергосбережения

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы для всех укрупненных групп профессий/специальностей, реализуемых в учреждениях начального и среднего профессионального образования Свердловской области.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «Основы энергосбережения» входит в вариативную часть ОПОП.

1.3. Цели и задачи - требования к результатам освоения дисциплины:

Когнитивные компетенции, осваиваемые в рамках данной дисциплины:


  1. Основные понятия энергосбережения.

  2. Нормативно-правовые основания снижения удельной энергоемкости продукции (услуги).

  3. Экологические аспекты энергосбережения.

  4. Система управления энергосбережением на предприятии- энергетический менеджмент.

  5. Современные энергосберегающие методы, технологии, оборудование и применение их в практической деятельности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • пользоваться терминологией в части энергосбережения;

  • пользоваться нормативно-правовыми документами в рамках профессиональной деятельности;

  • оценивать последствия неэффективного выполнения политики энергосбережения и энергопользования;

  • выполнять энергоаудит в быту;

  • уметь снимать показания приборов учета расхода энергоресурсов;

  • вести учет расхода энергоресурсов;

  • определять класс энергетической эффективности электрооборудования;

  • работать с технической документацией;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • научные основы и понятие энергосбережения и энергоэффективности производства;

  • нормативно-правовые документы по вопросам энергосбережения и эффективного энергопользования в Российской Федерации, Свердловской области, муниципалитете;

  • экологические проблемы топливно-энергетического комплекса округа;

  • факторы негативного воздействия энергетики на окружающую среду и человека;

  • общие вопросы энергетического обследования предприятий (энергоаудит);

  • современные энергосберегающие методы, технологии, оборудование;

  • мероприятия по энергосбережению.

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часов;

самостоятельной работы обучающегося 36 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

108

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

72

в том числе:


практические занятия

36

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

36

в том числе:


подготовка реферата


поиск справочно-нормативных материалов


подготовка сообщения


проведение домашнего энергоаудита


разработка мероприятий


Итоговая аттестация в форме зачет


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы энергосбережения наименование

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала


2


Учение В.И.Вернадского о биосфере. Особенности устойчивого развития. Энергетические законы и закономерности. Потенциал энергосбережения.

1

Тема 1. Основные понятия энергосбережения


Содержание учебного материала



8


История понятия энергия». Виды энергии. Структура энергетики. Расчет энергоемкости технологического продукта. Первичная, производная энергия. Традиционные технологические производства энергии. Виды энергоресурсов. Потенциал нетрадиционных возобновляемых источников энергии. Ветроэнергетика. Геотермальная энергетика. Солнечная энергетика. Рациональное использование биомассы. Энергетическое использование твердых бытовых отходов. Космическая энергетика. Малая гидроэнергетика. Энергия морей и океанов. Использование тепловых насосов в качестве низкопотенциального источника. Вторичные энергоресурсы. Виды потерь энергии. Особенности энергопотребления в России.

2

Практические занятия

Составление терминологического словаря в области энергосбережения.

8


Самостоятельная работа (внеаудиторная)

Подготовка реферата «Перспективы использования нетрадиционных источников энергии в Свердловской области».

8


Тема 2. Нормативно-правовые основания снижения удельной энергоемкости продукции (услуги)


Содержание учебного материала


8


Мировая практика нормирования энергосбережения. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 г. №1715-р): методология, ожидаемые результаты, система реализации. Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (основные положения). Стратегия социально-экономического развития Свердловской области до 2020 года: основные положения. Проект «Урал промышленный - Урал полярный»: основные положения, перспективы реализации.

2

Практические занятия

Работа с нормативно- правовыми документами: анализ проблем по использованию энергоресурсов в отрасли (в рамках профессиональной деятельности).

8


Самостоятельная работа (внеаудиторная)

Поиск справочно-нормативных материалов по энергосбережению с учетом специфики отрасли.

8


Тема 3. Экологические аспекты энергосбережения


Содержание учебного материала

8


Антропогенная деятельность и ее влияние на экологию. Основные направления экологической политики при развитии ТЭК. Виды вредностей и их воздействие на человека. Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны. Охрана атмосферного воздуха от загрязнений промышленными предприятиями. Инвентаризация выбросов в атмосферу загрязняющих веществ тепловых электростанций и котельных. Организация контроля выбросов в атмосферу на тепловых электростанциях и в котельных. Стратегия формирования экологически устойчивого социально-экономического развития Свердловской области.

2

Практические занятия

Анализ информационных материалов: оценка последствий неэффективного выполнения политики энергосбережения и энергопользования (на примере отрасли).

8


Самостоятельная работа (внеаудиторная)

Подготовка сообщения «Экологические проблемы, связанные с негативным воздействием энергетики на окружающую среду и человека».

8


Тема 4. Система управления энергосбережением на предприятии- энергетический менеджмент


Содержание учебного материала

6


Общие вопросы учета расхода энергоресурсов. Рациональный выбор оборудования и приборов, обеспечивающих учет энергоресурсов. Система автоматизированного контроля и учета энергоресурсов. Основные причины нерационального расхода топливно-энергетических ресурсов. Управление спросом на энергию. Энергетическое обследование учреждения, предприятия, организации. Энергетический паспорт промышленного потребителя топливно-энергетических ресурсов: структура, порядок заполнения. Экономика энергосбережения.

2

Практические занятия

Снятие показаний приборов учета расхода энергоресурсов.

6


Самостоятельная работа (внеаудиторная)

Проведение домашнего энергоаудита.

8


Тема 5. Современные энергосберегающие методы, технологии, оборудование и применение их в практической деятельности

Содержание учебного материала

4


Направления энергосбережения на предприятии. Совершенствование энергоснабжения. Совершенствование энергоиспользования. Энергосбережение в повседневной жизни. Класс энергетической эффективности электрооборудования. Индикаторы эффективности энергосберегающей деятельности.

2

Практические занятия

Работа с технической документацией: расчет и выбор энергоэффективного оборудования, определение класса энергетической эффективности электрооборудования.

4


Самостоятельная работа (внеаудиторная)

Разработка мероприятий по эффективному использованию оборудования общего назначения на предприятии по месту производственной практики.

4


Зачет

4


Всего:

108



3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Материально-техническое обеспечение

Реализация учебной дисциплины осуществляется в учебном кабинете энергосбережения.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места студентов;

  • рабочее место преподавателя;

  • рабочая доска;

  • наглядные пособия (учебники, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, раздаточный материал).

Технические средства обучения:

  • компьютизированное рабочее место:

  • видеопроектор;

  • проекционный экран.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Вторичные энергетические ресурсы: Учебное пособие / Э.Э. Россель. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ - УПИ, 2004. 70 с.

  1. Гаврилик А.И., Косяков С.А.. Литвак В.В.. Лукутин Б.В., Силич В.А, Яворский М.И. Азбука энергосбережения. Пособие для учителя. - Томск: Курсив плюс, 1999. - 93 с.

  2. Данилов Н.И. Энергосбережение - от слов к делу. Екатеринбург: Энерго-Пресс, 2000. 232 с.

  3. Данилов Н.И. Энергосберегающие технологии: Мировая практика. Екатеринбург: УГТУ, 2000. 20 с.

  4. Данилов Н.И. Энергосбережение. Екатеринбург: Энерго-Пресс, 1999. 108 с.,

  5. Данилов Н.И., Щелоков Я.М. Энциклопедия энергосбережения. / - Екатеринбург: ИД «Сократ», 2002. 352 с.

  6. Данилов Н.И., Евпланов А.И., Михайлов В.Ю., Щелоков Я.М.. Энергосбережение: Введение в проблему. Екатеринбург: ИД « Сократ», 2001. 208 с.

  7. Данилов Н.И., Щелоков Я.М. Энергосбережение - основа устойчивого развития. Учебное пособие. Екатеринбург: УГТУ - УПИ, 2000, 34с.

  8. Данилов Н.И., Щелоков Я.М. Энергосбережение для всех / Екатеринбург: РИА «Энерго-Пресс», 2003. 132 с.

Журнал «Энергосбережение» ООО ИИП «АВОК-ПРЕСС».

9. Распоряжение Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. N 1715-р «Об утверждении Энергетической стратегии России на период до 2030 года».

10. Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации ".

Дополнительные источники:

1. Письмо ФСТ 11.06.2008 № НБ-3199/12 «О требованиях к инвестиционным программам».

2. Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 № 977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики».

3. Постановление Правительства РФ № 168 от 21.марта.2007 г. «О внесении изменений в некоторые постановления правительства РФ по вопросам электроэнергетики».

4. Постановление Правительства РФ РФ от 19 января 2004 г. N 19 «Об утверждении Правил согласования инвестиционных программ субъектов естественных монополий в электроэнергетике».

5. Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 9, ст. 791; 2005, N 1, ст. 130; N 43, ст. 4401; N 47, ст. 4930; N 51, ст. 5526; 2006, N 22, ст. 2522; N 36, ст. 3835; N 37, ст. 3876; 2007, N 1, ст. 282).

6. Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ".

7. Постановление Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса"

8. Приказ ФСТ РФ от 21.08.2009г. №201-э/1 «О внесении изменений и дополнений в методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденные приказом федеральной службы по тарифам от 23 октября 2007 г. N 277-Э/7».

9. Приказ Минрегионразвития РФ от 10.10.2007 №№ 99-101 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке инвестиционных, производственных программ ОКК и подготовке технического задания на их разработку».

10. Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

11. Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

12. Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

Интернет-ресурсы:

- energyeffect.net

- abok.ru

- e-audit.ru

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися самостоятельной работы.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

  • Умеет


пользоваться терминологией в части энергосбережения;

Практический контроль педагога в форме оценки выполнения практических заданий, самостоятельной работы

пользоваться нормативно-правовыми документами в рамках профессиональной деятельности;

Практический контроль педагога в форме оценки выполнения практических заданий,

самостоятельной работы

оценивать последствия неэффективного выполнения политики энергосбережения и энергопользования;

Практический контроль педагога в форме оценки выполнения практических заданий,

самостоятельной работы

выполнять энергоаудит в быту;

Практический контроль педагога в форме оценки выполнения практических заданий,

самостоятельной работы

уметь снимать показания приборов учета расхода энергоресурсов;

Практический контроль педагога в форме оценки выполнения практических заданий,

самостоятельной работы

вести учет расхода энергоресурсов;

Практический контроль педагога в форме оценки выполнения практических заданий,

самостоятельной работы

определять класс энергетической эффективности электрооборудования;

Практический контроль педагога в форме оценки выполнения практических заданий

работать с технической документацией;

Практический контроль педагога в форме оценки выполнения практических заданий

  • Знает


научные основы и понятие энергосбережения и энергоэффективности производства;

Текущий контроль педагога в форме тестирования, оценки выполнения практических заданий, самостоятельной работы

нормативно-правовые документы по вопросам энергосбережения и эффективного энергопользования в Российской Федерации, округе Хмао-Югра, муниципалитете;

Текущий контроль педагога в форме тестирования, оценки выполнения практических заданий, самостоятельной работы

экологические проблемы топливно-энергетического комплекса округа;

Текущий контроль педагога в форме тестирования, оценки выполнения практических заданий, самостоятельной работы

факторы негативного воздействия энергетики на окружающую среду и человека;

Текущий контроль педагога в форме тестирования, оценки выполнения практических заданий, самостоятельной работы

общие вопросы энергетического обследования предприятий (энергоаудит);

Текущий контроль педагога в форме тестирования

современные энергосберегающие методы, технологии, оборудование;

Текущий контроль педагога в форме тестирования, оценки выполнения практических заданий

мероприятия по энергосбережению.

Текущий контроль педагога в форме тестирования, оценки выполнения самостоятельной работы






© 2010-2022