Виды рекламы. Композиция рекламы

Материал относится к основам экономических и предпринимательских знаний. Заглянем в историю развития рекламы в России. Указываются цели изадачи рекламы и ее классификация. Упоминаются основные виды рекламы и ее носители. Разобрана структура рекламы.Как можно использовать сведения о маркетинговой деятельности в общеобразовательной школе. Это элективные курсы.Они играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. Проекты.Это возможность для учащихся делать что-то интересно...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


«Основы экономических и предпринимательских знаний»







«Виды рекламы. Композиция рекламы»



Выполнил:

Федорова Н. А.

учитель экономики и технологии

Талдомский р-он, г. п. Запрудня,

СОШ № 2


2014

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1.Введение. 3

2. Теоретическая часть.

  • История развития рекламы в России. 5

  • Цели и задачи рекламы. 9

  • Классификация видов рекламы. 11

  • Основные виды рекламы и ее носители. 13

  • Структура рекламы. 20

3. Практическая часть.

Использование сведений о маркетинговой

деятельности в общеобразовательной школе.

  • Элективные курсы. 23

  • Творческие проекты. 24

  • Профориентация учащихся. 25

4. Заключение. 27

5. Список литературы. 28

6. Приложения:

  • к разделу «элективные курсы»; 29

  • к разделу «творческие проекты»; 36

  • к разделу «профориентация учащихся». 42



ВВЕДЕНИЕ

Сейчас в мире господствует рыночная система: в одних странах она приняла развитые формы, в других, в том числе и в России, она сформировалась недавно.

В бывшем Советском Союзе ассортимент товаров определялся государством, вследствие чего рекламу считали ненужной, т.к. все товары имели относительно стабильный спрос. Сегодня проблема покупателя состоит в выборе товаров, т.к. существует огромное количество производителей. Раньше проблема потребителя заключалась в том, чтобы купить хоть что-то.

В связи с тем, что государство определяло, какое количество продукции производить, в стране был чаще всего постоянный дефицит товаров. Отдела маркетинга на предприятиях не существовало, т.к. его работа считалась бесполезной для предприятия.

В условиях насыщения рынка товарами и услугами, сопровождающегося обострением конкурентной борьбы, возрос интерес к маркетингу. А реклама является одной из составляющих маркетинговой деятельности. Причем реклама оказалась практически единственным инструментом воздействия на рынок.

Реклама превратилась в специализированную отрасль экономики. Множество художников, дизайнеров, инженеров и др. специалистов работают в ней. В современном деловом мире трудно найти предмет или вид деятельности, который бы не рекламировался.

С другой стороны все мы являемся потребителями и каждый день получаем большой объем информации из самых разных источников: из газет, по радио и телевидению, в том числе и из рекламы. К сожалению не вся эта информация достоверна, и зачастую приходится делать свой выбор, не обладая достаточными сведениями о том или ином продукте или товаре.

Изучение основ потребительских знаний еще со школьной скамьи позволяет приобрести такие навыки, как:

  • критическое отношение к рекламе,

  • понимание, что рекламное объявление нуждается в обдумывании,

а содержащаяся в нем информация - в проверке,

  • умение выделять из рекламного сообщения нужную информацию,

  • умение отделить достоинства рекламного сообщения от достоинства рекламируемого продукта,

  • понимание того, что средства массовой информации не несут ответственности за содержание рекламы.

Потребительские знания позволяют сформировать такие важные качества личности, как бережливость, сознательность и ответственность. Они помогут человеку сделать свою жизнь и жизнь своих близких более безопасной, не позволят стать «жертвой» рекламы.

Необходимо научиться грамотному поведению в рыночной и правовой среде и чувствовать себя достойно и свободно в тех некоторых обстоятельствах повседневной жизни, от которых никто не может быть избавлен.




ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РЕКЛАМЫ В РОССИИ

Реклама также стара, как и человеческое общество, у которого всегда были не только жизненные потребности, но и потребность в коммуникации.

Первая система символов появилась в первобытном обществе. В нее входили звуковые, изобразительные, предметные знаки, имевшие сигнальный и демонстрационный характер. Она получила название «протореклама».

В период формирования городов возникают три структурообразующих центра урбанистической культуры: административный, религиозный и рыночный. В этих условиях средства оперативного информирования жизненно важных событий меняются. Ими становятся городские глашатаи, без которых не обходилось ни одно многолюдное поселение городского типа. Именно их уместно назвать первыми профессионалами рекламы. Их зычные «выкрики» относительно важнейших событий текущего дня стали основой названия самого явления - «реклама»: латинский глагол «reclamare» означает «выкрикивать».

В России глашатаев именовали биричами. И на Западе, и в России должность городского глашатая пользовалась всеобщим уважением, их экипировали за городской счет, снабжали отличительным жезлом и такими «орудиями труда», как рожок, труба или барабан, звуки которых привлекали внимание каждого. Рекламный процесс начинает приобретать общественно востребованную форму.

Реклама фольклорного типа использовала самые разнообразные порождения творчества народа. Здесь и краткие заклички, и хитроумные прибаутки, и велеречивые речитативные уговоры, трещетки и губные гармошки, пританцовывание и экспрессивные жесты, некоторая необычность одежды. В этой ярмарочной разноголосице постепенно отрабатываются жанровые варианты устной рекламы торгового и зрелищного типа.

В текстах официальных глашатаев содержатся истоки политической и социальной рекламы.

Образцы религиозной рекламы звучат в эпоху Средневековья из уст проповедников, странствующих монахов, миссионеров и особо почитаемых на Руси юродивых.

Завершается этот процесс на исходе Средневековья, когда появляются новые способы тиражирования информации. Разветвленная система печатной прессы вытесняет устную рекламу. Печатная реклама часто объединяет слово и изображение.

Качественно новую стадию своей истории реклама переживает с развитием массового производства. В это время происходит обострение конкуренции, предложение товаров и услуг значительно превышает спрос на них. В таких условиях вырастает роль профессионально развитых рекламных технологий, способных тонко уловить, на чем можно добиться прибыльности и устойчивости производства.

В период индустриализации внутри рекламной профессии происходит разделение труда, выпуск рекламных текстов ставится «на поток», обостряется борьба за новых заказчиков.

В конце X I X в. в США и Германии начали выходить периодические издания, посвященные изучению рекламы.

Зрелость советской рекламы наступила в начале 20-х годов прошлого века. У нее была особая цель: не просто продать товар, а противопоставить государственное хорошее сомнительному частному. Стиль рекламы того времени определяли работавшие в тандеме поэт Владимир Маяковский и художник-конструктивист Александр Радченко. Для своих заказчиков они создавали слоганы и плакаты, продвигавшие не только марку, но и новый стиль жизни: «Долой темноты и невежества иго - в Госиздате любая учебная книга». Гонорары их доходили до 8000 рублей при средней заработной плате 50 рублей советского служащего.

В конце 19980-х годов появляется первый рекламный отдел в газете «Правда» - в ней стали печатать коммерческие объявления. На телевидение первая коммерческая реклама проникла в 1988 году в программе «Поле чудес». Только намечавшийся рекламный рынок тогда делили между собой первое российское агентство полного цикла «Совэвро», совместное предприятие «Внешторгреклама» и Young & Rubicam.

Молодые гениальные бывшие журналисты, телевизионщики, кавээнщики, выпускники филологических факультетов решили сами делать рекламную историю России, закладывая основы современной рекламы. Не имея никакого опыта, все желающие смело называли себя рекламным агентством.

Из США и Европы в Россию стали приходить международные сетевые агентства, открывались филиалы международных рекламно-коммуникационных групп. В 1989 году в Россию приехал Эдуард Морадпур. Рекламного рынка как такового еще тогда не было. Он одним из первых старался его создать: учил людей, открывал агентства, был пионером рынка. Сегодня этого патриарха аудитория легко узнает по слогану «Чистота - чисто «Тайд».

Другое наследство иностранцев в Российской рекламе - это щиты. Их самый распространенный формат 3 на 6 м - результат чисто английского консерватизма. Англичане были первыми заказчиками щитов - естественно, они выбрали родной формат.

Американец Энтони Хейз открыл России бизнес на неоновых вывесках. Приехав в 1993 году в Москву, он основал компанию «Тринити Неон».

В1990 году выпускник Московского энергетического института, бывший организатор дискотек Сергей Лисовский организовал «Премьер СВ». Именно он первым заговорил о том, что нельзя допустить, чтобы размещение рекламы уплыло в руки иностранцев. Его фирма до сих пор держит лидерство в продаже рекламного времени на телевидении.

В1990 году в Москве проходит первый фестиваль рекламы. Действовали все фирмы почти наугад: никто не знал, какова правильная цена разработки рекламной компании, размещения ролика, печати плаката. Не было представления о структуре затрат и даже о прибыли, которую хотят получить. Все определялось на ходу и на глазок.

1994 год - время особое. Накрывшие территорию России финансовые пирамиды вначале досыта накормили своими объявлениями всю прессу. Один МММ тратил не менее 20 млн. в год на рекламу. Рекламщики впервые стали «звездами». Исполнитель роли Лени Голубкова - Владимир Пермяков - в 1994 году стоял в рейтинге самых популярных людей России перед Борисом Ельциным и вслед за новобрачными Пугачевой и Киркоровым.

В 1994 - 1995г г. открылись филиалы в Москве сетевых агентств международных корпораций Nescafe, Procter & Gamble, Johnson & Johnson. И россияне узнали про шоколадные батончики «Сникерс» - съел и порядок», про средства для сухих и мокрых попок. В результате Nescafe получил 40% всего рынка кофе, продажи в России батончиков Mars в течение нескольких лет были выше, чем во всей Европе. С приходом иностранных монстров российский рынок стал быстро профессионализироваться. Они привезли правила игры.

Темпы роста российской рекламы за первые пять лет впечатляют:

  • 1992 г. - 60-80 млн. долл.;

  • 1996 г. - 1,5 млрд. долл.;

  • 1998 г. - 2 млрд. долл.

Рекламные агентства стали гордиться своей живучестью. Так началась новейшая рекламная история развивающегося рекламного рынка, история больших денег, обвинений в криминальности и монополизме. Однако у российского рекламного рынка все впереди, все в будущем.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕКЛАМЫ

Реклама была, есть и будет всегда: в любой стране, при любом строе и на любом уровне развития.

Существуют два подхода к изучению рекламы: «изнутри» и «снаружи». Рекламой «изнутри» занимаются практики рекламного дела, обобщающие свой опыт в научных методических работах. «Снаружи» рекламу рассматривают культурологи, философы, историки, социологи. Их цель - фиксировать и анализировать изменения в социокультурном пространстве, связанном с феноменом рекламы.

В маркетинговой литературе имеется много определений рекламы.

Слово «реклама» латинского происхождения (от reclamare - кричать).

«Реклама - любая платная форма неличного представления и продвижения идей или услуг от имени известного спонсора» - это определение Американской маркетинговой ассоциации.

Четкое определение рекламы дается в Федеральном законе от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе»: «Распределяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать интерес к этим физическому, юридическому, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний».

Цели рекламы постоянно эволюционизировались:

  • 1920-1930г г. - непосредственное стимулирование продажи;

  • 1940-1955г г. - найти и донести до потребителя «уникальное

продающее предложение» товара;

  • 1955-1960г г. - создать уникальный имидж бренда;

  • с 1970г. - позиционировать бренд - создать для него сообщение,

отличающее его от конкурентов в выбранном сегменте

рынка.

Высшая цель рекламы - повлиять на клиента таким образом, чтобы он при покупке выбрал рекламируемый продукт.

Цели рекламы бывают краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными в зависимости от стратегии поведения товара на рынке.

Цели могут ориентироваться на спрос (информация, убеждение, напоминание) и на имидж (отраслевые, корпоративные).

Содержание целей определяет задачи рекламы. В общем случае они подразделяются на:

  • коммерческие (стимулирование сбыта, рост продаж, увеличение прибыли, ускорение товарооборота, поиск выгодных партнеров);

  • некоммерческие (осуществление политических целей, укрепление моральных устоев, охрана природы, снижение заболеваемости…);

  • имиджевые (формирование образа товара, фирмы, престижности фирмы и ее продукции).




КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ РЕКЛАМЫ


Классификация рекламы необходима для упорядочения множества ее видов с целью анализа и применения.

Реклама классифицируется:

по целям: на познавательную, эмоциональную и поведенческую;

по типу: на престижную, стимулирующую, информативную, напоминающую,

имидж-рекламу, рекламу стабильности, рекламу прямого ответа;

по направленности: на рекламу торговой марки, торговую (розничная и

оптовая), потребительскую, профессиональную,

финансовую, политическую, адресно-справочную,

корпоративную, общественную, бизнес-рекламу;

по роли: на маркетинговую, познавательную, социальную, политическую,

эстетическую;

по предмету рекламного анализа: на рекламу товара, идеи, личности,

территории;

по доходности: на коммерческую и некоммерческую;

по особенности рекламного обращения: на информативную, убеждающую,

напоминающую;

по направленности на целевую аудиторию: на бизнес, на производителя,

на потребителя;

по открытости понимания: на непосредственную и косвенную;

по географии охвата: на локальную, региональную, общенациональную,

международную, личностную;

по стратегической цели: формирование спроса, стимулирование сбыта;

по источнику финансирования: направленная на производителя, частная,

государственная, социальная, совместная,

политических партий;

по характеру воздействия: агрессивная, мягкая, нейтральная;

по характеру понимания: на уровне сознания, на уровне подсознания;

по способу воздействия: зрительная, слуховая, зрительно-обонятельная,

комбинированная;

по средствам распространения: печатная, аудио-визуальная, компьютеризи-

рованная, наружная, по почте, на сувенирах,

на транспорте, демонстрационная.

Специалисты выделяют шесть основных видов рекламы:

1) потребительская - рекламирует товары массового потребления и потребительские услуги; ориентирована на СМИ с наиболее широкой аудиторией, использует специализированные газеты и журналы;

2) профессиональная - продвигает товары и услуги, в число которых входят сырье, дополнительное оборудование, производственная техника и технологии, страхование, офисное оснащение и канцелярские товары;

3) торговая - адресована тем, кто продает, оптовикам, агентам, импортерам и экспортерам; ее особенностью является то, что товары рекламируются для перепродажи;

4) для розничных торговцев - занимает промежуточное положение между торговой и потребительской рекламой; основные ее формы - это работа по заказам и продажа помимо магазинов;

5) финансовая - обслуживает банки, ипотеки, биржи, страхование и капиталовложения; она необходима при предоставлении ссуд, при всех видах страхования, при продаже акций, для работы инвестиционных фондов, публикаций сведений об облигациях, пенсионных фондах;

6) о найме - ее целью является набор персонала; она существует в двух видах - реклама самих работодателей и публикация агентств по найму.

Сюда можно добавить еще два вида рекламы:

7) политическая реклама

8) реклама в социальной сфере.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РЕКЛАМЫ И ЕЕ НОСИТЕЛИ

Печатная реклама

Печатная реклама - один из основных видов рекламы, получаемый полиграфическим способом и рассчитанный исключительно на зрительное восприятие.

Реклама в прессе подразделяется на газетную, журнальную, справочники и ежегодники. Реклама в газетах и журналах занимает ~ 70% всего рынка рекламных объявлений. Газета является средством информации, которой пользуется почти каждый, она обладает большой гибкостью, а мысль, выраженная в письменном виде, запоминается. Реклама в газетах дешевле телевизионной. Поэтому размещенные в них рекламные объявления обычно менее привлекательны и каждое издание имеет одновременно много таких объявлений, в связи с чем, воздействие любого из них в отдельности снижается.

Журналы наиболее избирательны из всех средств массовой информации. Они обладают гибкостью и в отношении круга читателей, и в подаче рекламы. Они могут работать с цветом, имеют великолепные полиграфические возможности, престижны и имеют запас доверия со стороны читателей. Но с их помощью трудно получить необходимый охват и частотность, а рекламная конкуренция в журналах намного острее.

Радио- и телевизионная реклама.

Преимущество этой рекламы заключается в том, что она может охватывать наиболее массовую аудиторию зрителей и слушателей. Телеэфир обладает уникальными возможностями, которые он предоставляет рекламодателям: по возможности массового охвата аудитории ни одно средство массовой информации не может с ним сравниться; комбинация звука, визуального изображения и движения; возможность демонстрации продукта; потенциал использования спецэффектов; фактор доверия, когда все происходит прямо перед вашими глазами; эффект присутствия.

Представителями рекламы на телевидении являются рекламные ролики, телеобъявления и телезаставки. Наиболее эффективное время рекламной трансляции в сутках - раннее утро и вечер, на неделе - суббота, в году - январь, февраль и март.

У телерекламы имеется и ряд недостатков: огромные предварительные затраты, недолговечность, обилие конкурентной рекламы. Телевидение дает возможность широкомасштабной рекламы товаров массового потребления, но недостаточно эффективно для промышленных товаров.

Одним из преимуществ радио перед другими средствами массовой информации является 24-часовое вещание на многие регионы и разнообразие имеющихся программ. Самым большим преимуществом радио является его способность обеспечить широкий охват. Поэтому рекламные объявления, размещенные в соответствующих радиопрограммах, охватывают значительный процент заданной аудитории потребителей, независимо от того, где они находятся - на работе, на отдыхе, в пути. Радиореклама оперативна и имеет невысокую стоимость. Эффективность рекламы зависит от престижа радиостанции, от количества регионов или городов, на территории которых вещает данная радиостанция, и, конечно же, от качества рекламы, а также от аудитории слушателей.

Недостатки радиорекламы заключаются в следующем: радио является только аудиосредством, и в процессе восприятия рекламных сообщений не участвует зрение, через которое человек получает до 90 % всей информации; она усложняет установления двухсторонних коммуникаций с потребителем, часто у него под рукой нет ручки, чтобы отметить переданные в объявлении адрес, телефон, название фирмы.

Реакция на рекламу по телевидению и радио отличается от остальных видов рекламы по степени воздействия. Это отличие заключается в полном исчезновении объявления после его показа, в то время как все остальные виды рекламы можно еще посмотреть сразу же или позже.

Наружная реклама

Наружная реклама - это рекламный канал, использующий уличное пространство для установки стационарных, световых и механических рекламных носителей. К ней относятся плакаты и афиши на тумбах, рекламные щиты, панно на зданиях, плакаты на столбах, указатели, транспаранты (растяжки) над проезжей частью улицы, макеты товара.

Световая реклама использует источники света. Это газосветная реклама, щиты с подсветом, световые блик-фанги, световые газеты, электронное табло и экраны, световые короба. Здесь основными компонентами являются свет, цвет и движение. Это усиленно воздействует на прохожих, особенно в вечерние часы. В настоящее время появились новые виды наружной рекламы, например плакаты с подсветкой на автобусных стоянках, движущиеся подсвеченные передачи новостей, «бегущие строки» на крышах зданий, несколько объявлений на уличном экране, сменяющих друг друга.

Особенно большим разнообразием отличается наружная реклама на предметах и одежде: сувенирах, пакетах, ручках, тетрадях, сумках, футболках, майках, бутылках, кружках и т. д.

Наружная реклама самая крупная, ее трудно не заметить. Используется она как напоминающее средство, импульс к побуждению. Она украшает город и является примером творчества и красочности.

Реклама на транспорте

Для людей, которые постоянно пользуются пригородными поездами, метро и наземными видами транспорта, эта реклама не знает себе равных. Выделяют три вида:

- внутрисалонные рекламные объявления в общественном транспорте;

- рекламные планшеты, размещаемые на наружных поверхностях

транспортных средств;

- плакаты, размещаемые на станциях общественного транспорта.

Находясь в том или ином транспортном средстве, пассажир часто знакомится с объявлением только потому, что оно находится в поле его зрения. Главное отличие наружной рекламы заключается в значительном времени воздействия на потенциальных клиентов, что приводит к существенной эффективности.

Реклама в Интернете

Компьютеризированная реклама - это принципиально новое средство распространения рекламы на сферу бизнеса. В основе мотивации использования Интернета лежит прежде всего потребность в информации и коммуникации, которая удовлетворяется главным образом при помощи серверов электронной почты и системы World Wide Web (WWW). В банки данных специализированных компьютерных систем рекламодатели вносят за плату сведения о своих фирмах и о выпускаемых ими товарах (услугах). Потенциальные потребители, заинтересованные в закупке какой-либо продукции, могут подключаться к этим банкам данных через сеть и в считанные секунды получать необходимую информацию. Средний возраст аудитории Интернета - 31 год.

Реклама в Сети имеет двухступенчатый характер.

Первым звеном воздействия является внешняя реклама: баннеры, текстовые блоки, размещаемые на популярных и тематических сайтах. Сюда же относится реклама с помощью поисковых систем и каталогов, реклама в списках рассылки, публикации на новостных сайтах. Все это принято называть пассивной рекламой, поскольку она не находится под контролем пользователя. Пользователь видит рекламу как следствие взаимодействия с сайтом web-издателя.

Вторым звеном является то, что пользователь получает после взаимодействия с рекламой. Самой распространенной формой взаимодействия является нажатие мышкой на баннер или рекламную ссылку с последующим попаданием пользователя непосредственно на web-сайт рекламодателя.

Основные рекламоносители в Интернете:

- баннер - прямоугольное графическое изображение в формате GIF или

JPG.

- web-сайт служит средством обращения к потенциальным потребителям. Сайт - это место саморекламы, где помещается баннер. Именно здесь посетители знакомятся с фирмой, услугами, которые она оказывает, товарами, которые реализует.

- байрики и interstitials (вставки) - минимизированная web-страничка, раскрывающаяся в виде окошка поверх основного браузера.

- текстовый блок - текстовая реклама с гиперссылкой на сайт рекламодателя.

- мини-сайт представляет собой одну или несколько html-страниц. Мини-сайты размещаются на стороне web-издателя (первое рекламное звено).

- коллаж отличается от мини-сайта тем, что информация рекламодателя не располагается обособленно на отдельной странице, а является фрагментом одной или нескольких страниц web-издателя.

Главные преимущества рекламы в Интернете:

  • сетевая реклама не требует больших ресурсов,

  • аудитория в российском Интернете в большинстве своем имеет

  • интеллект и материальный достаток,

  • баннеры - это очень мобильный способ рекламы (в любой момент их показ можно приостановить или перекинуть на другой сайт),

  • Интернет позволяет осуществлять целевое воздействие на узкие группы людей, вплоть до индивидуального воздействия,

  • Интернет - это глобальный виртуальный электронный рынок, не имеющий каких-либо территориальных или временных ограничений.

Прямая реклама

Прямая почтовая реклама - это рекламный канал, использующий рассылку печатной рекламы, аудио- и видеокассет, CD-дисков и дискет, непосредственно образцов товара с рекламной информацией, которая рассылается напрямую потенциальным покупателям с помощью почтовой службы или частных курьерских служб. В наши дни она является наиболее популярной формой адресной рекламы. Это самая личная из всех видов рекламы. Реклама по почте позволяет рекламодателю самому подобрать тот круг потребителей, который он хочет охватить. Эффективность использования прямой почтовой рекламы зависит от наличия у рекламодателя собственной базы адресов. Реклама по почте может иметь различные формы: каталоги, письма, брошюры, почтовые открытки. Независимо от величины фирмы она почти всегда прибегает к рекламе по почте. Такая реклама является одним из самых эффективных способов донесения идеи до покупателя. Одновременно она может являться и самым дорогим средством из расчета затрат на одного покупателя.

Рекламные сувениры

Рекламные сувениры широко применяют для рекламных целей, так как это хорошее средство популяризации организации, от имени которой их вручают. Они поддерживают солидность рекламодателя, его внимание и уважение к своим деловым партнерам и потребителям. Сувенирная реклама используется для охвата заранее намеченной аудитории потребителей, путем бесплатной раздачи сувениров в знак расположения рекламодателя к потенциальному покупателю. Желательно, чтобы выбираемые сувенирные изделия соответствовали потребностям, вкусам, привычкам, а иногда даже и уровню жизни целевой аудитории.

На каждом фирменном сувенире должна присутствовать фирменная символика организации-заказчика (товарный знак или фирменный блок), в ряде случаев наносятся также и его почтовые реквизиты, номер телекса, телефакса, телефона. На некоторых сувенирных изделиях иногда может быть короткий рекламный слоган - девиз деятельности организации-рекламодателя.

Но на мелких подарочных изделиях мало места для надпечатков, форма и материал подарка затрудняют изготовление рекламы. Сувениры имеют цену, а презентуются бесплатно, что накладно.

Политическая реклама

Политический маркетинг используется для осуществления целей и задач политической борьбы: создание и поддержание отношения избирателей к конкретным политическим деятелям, партиям или движениям. Одним из средств политического маркетинга является политическая реклама. С ее помощью политические партии, организации, группы, вступающие в предвыборную борьбу, стараются донести до населения суть своих интересов.

Реклама в социальной сфере

Индустрия социальной рекламы в современном обществе - свидетельство его зрелости. Социальная реклама - это деятельность, направленная на пропаганду и моральное поощрение такого поведения, которое приемлемо во всем мире (отказ от курения, наркотиков…). Заказчиками ее обычно являются общественные, неправительственные фонды и организации, которые ставят своей целью постановку определенных социальных проблем.

Социальная реклама выгодна абсолютно всем. В чистом своем виде реклама - это вид благотворительности. Финансирование социальной рекламы должно осуществляться либо из государственного бюджета, либо частными спонсорами. Главная задача ее - мягко показывать пример, изменять общественное мнение, тем самым, поднимая духовную культуру общества. Социальная реклама показывает, что хорошо, а что плохо, способствует тому, чтобы каждый хотел делать и быть лучше.

КОМПОЗИЦИЯ РЕКЛАМЫ

Композицию рекламы можно определить как строение, структуру или расположение и соотношение ее составных частей.

Структура рекламы содержит пять основных моментов:

  1. Это способность привлечь внимание. Воздействует ли реклама именно на те категории потребителей, на которые она рассчитана.

  2. Воздействие на эмоции потребителей рекламы. Какие чувства рождаются у них под воздействием рекламы, насколько удачен рекламный аргумент и правильно ли он подан.

  3. Какова сила воздействия. Побежит ли зритель после просмотра рекламы покупать этот товар или останется сидеть в кресле, несмотря на то, что реклама понравилась ему и есть необходимость в приобретении данного товара.

  4. Это информативность. Ясно ли изложен рекламный аргумент, насколько емко показана полезность рекламируемого объекта.

  5. Захочет ли человек прочитать сообщение или посмотреть рекламный ролик до конца. Насколько эффективно приковывается внимание людей.

Для более полного и правильного восприятия информации необходимо ее правильно подать аудитории, которая должна правильно воспринять и отреагировать на нее. Для этого необходимо соблюдать следующие принципы:

  • В памяти дольше удерживается та информация, которая была воспринята сознательно.

  • Лучше запоминается начало и конец сообщения, чем его середина.

  • Материал разнообразный и необычный воспринимается и запоминается лучше.

  • Информация лучше запоминается, если она не противоречит сложившимся понятиям, мнениям, взглядам.

  • Необходимо чувствовать направления и тенденции современной жизни.

Печатная реклама содержит четыре элемента:

- слоган или заголовок рекламного объявления (читается в 5-7 раз чаще самого объявления);

- зачин - фраза, поясняющая слоган, если он непонятен;

- информационный блок, результат использования продукта;

- справочные данные (цена, скидки, льготы, кредит, форма оплаты, подарки, режим работы, средства связи, место нахождения).

Слоган может являться девизом фирмы. К нему предъявляется ряд требований.

- Используют самый крупный шрифт.

- Используют не более семи слов (рекомендации психологов).

- Не используют слова несущие отрицательные эмоции.

- НЕ используют частицу «не» и «нет».

- Используют слова, несущие положительные эмоции.

- Используют обращение к потребителю скрытое и явное.

После разработки текста будущего объявления предстоит найти стиль, необходимые слова, тон и форму воплощения обращения. Любое обращение может иметь разные стили.

Зарисовка с натуры (благополучная семья в домашней обстановке, выражающая удовлетворение от нового пылесоса).

Акцентирование образа жизни (реклама парфюмерии «Harley Davidson» - Дух свободы).

Фантазийная обстановка (Добро пожаловать в мир Wispa, мир красоты, романтики и счастья).

Создание настроения или образа. (Реклама шоколада Dove, Hershey s

(Бывают минуты, охваченные нежностью и любовью), "Bounty"(райское наслаждение).

Мюзикл. Несколько лиц поют песню о товаре (реклама Coca-cola).

Использование символического персонажа (ковбой Мальборо, кролик в рекламе напитка «Nesquik»).

Акцент на техническом или профессиональном опыте (косметолог в рекламе мыла «Lux», стоматолог в рекламе «Blend a Med»).

Использование данных научного характера (при рекламной компании мыла «Safe Guard»).

Использование свидетельств в пользу товара (рекламируется знаменитостями или простыми людьми заявляющими, как он им нравится).

Оформление информации в рекламе

- Визуальный ряд - иллюстрация товара: фото, рисунок, комбинорованная.

- Фирменный стиль: фирменные цвета, фирменный знак, фирменный девиз.

- Инструкция по использованию, рисунки, схемы.

- Результат использования (до и после).

- Знак патента, торговой марки.




ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Элективные курсы

Элективные курсы играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. Три года, начиная с 2006 года, я веду элективный курс «Основы предпринимательства» в 9-х классах. Программа курса прилагается. Два часа (1 час - теория, 1 час - практика) отводится маркетингу и рекламе. Учащимся предлагается создать товарный знак и рекламу для своей фирмы. Эта тема для учащихся наиболее интересна.

С учетом полученных на курсах знаний и приобретенной учебной литературы по маркетингу думаю разработать новый элективный курс «Основы маркетинга». Изучению теории создания рекламы и анализу имеющейся рекламы в нем будет отведено значительно больше часов. Практические занятия для ребят, думаю, будут интересны. Для исследования рынка можно взять, например, проблему питания учащихся в школе (по возрастным группам). Ученики проведут опрос учащихся разных классов, обработают эти данные и оформят результат в виде графиков и диаграмм. Можно выделить проблему и создать рекламу здорового режима питания.

Еще один проект элективного курса «Основы потребительских знаний». Так как основная часть сведений о товарах и услугах поступает из рекламы, то учащиеся должны знать о видах рекламы, ее структуре, социально-психологическом воздействии рекламы на потребителя. Государство участвует в управлении рекламной деятельностью с помощью законов. Необходимы знания этих законов и указов, защищающих права потребителя. Это указы Президента России от 10 июня 1994 г. «О защите потребителей от недобросовестной рекламы» и от 17 февраля 1995 г. «О гарантиях граждан на охрану здоровья при распространения рекламы». А 18 июля 1995 г. был принят Закон РФ «О рекламе».

Потребитель - адресат большинства рекламных обращений. К его безусловным традиционным правам относятся:

  • Право на безопасность потребления купленного разрекламированного товара.

  • Право рассчитывать, что товар будет функционировать в точном соответствии с утверждениями рекламы.

  • Право на исчерпывающую информацию о товаре.

  • Право на защиту от сомнительных товаров и сомнительных маркетинговых приемов.

Я считаю, что этот элективный курс необходим, так как учащиеся уже сейчас являются потребителями, а значит должны быть вооружены определенным объемом знаний. Можно этот курс включить в программу предмета «технология» в 10-11-х классах.

Творческие проекты

К современным детям поступает очень много информации. Но они зачастую не умеют превращать информацию в знания. Возникла новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний. Появившийся в начале прошлого столетия метод проектов помогает решить эту проблему.

Учебный проект - это возможность для учащегося делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда найденный способ решения проблемы носит практический характер, интересен и значим для самих открывателей.

На уроках технологии девочки каждый год выполняют какой-либо творческий проект группами или по одному. Например, в 2007 году учащиеся 6-х классов выполняли работу на тему «Каждый лоскуток в дело», учащиеся седьмого класса готовили групповой проект «Изготовление чучела Масленицы к празднику проводов зимы», а девочки 9-х классов выполняли работу на тему «Интерьер помещения». К сожалению, мысль прорекламировать свое изделие появилась позже, в процессе подведения итогов и при демонстрации проектов для других учащихся.

В этом учебном году девочки 7-х, 8-х и 10-х классов выполняли творческий проект по теме «Русский народный костюм» и на технологическом этапе бала включена разработка рекламного проспекта изделия. Я попросила придумать рекламу по аналогии с какой-либо виденной ими рекламы. Несколько вариантов получившейся рекламы прилагаются.

К будущему учебному году думаю подготовить небольшой теоретический материал по этой теме, чтобы дети могли придумывать рекламу достаточно грамотно.

Профессиональная ориентация учащихся

Каждому человеку в своей жизни приходится неоднократно заниматься поиском работы и личным трудоустройством. Большинство молодых людей к этому совершенно не готовы. Ведь этому их никогда и никто не учил.

Новый предмет, введенный в школах, поможет учащимся осуществить профессиональное самоопределение, избежать возможных ошибок при выборе профессии, наладить диалог с работодателем и успешно пройти профотбор.

Особое внимание хочется уделить самомаркетингу. Для того чтобы продать на рынке товар, необходимо хорошо знать его характеристики, представлять, какую пользу он может принести потребителям, выявить людей, которым он необходим, провести презентацию. Точно так же обстоит дело на рынке труда с товаром «рабочая сила», а описанный выше процесс в этом случае называется самомаркетингом.

Самомаркетинг включает в себя объективную оценку своих знаний и умений, деловых качеств и психологических особенностей применительно к конкретному рабочему месту. Таким образом, самомаркетинг любого человека в процессе трудоустройства стоит на «трех китах»: самооценке, самопозиционировании, самопрезентации.

При адекватной самооценке человек верно воспринимает и оценивает себя. Под самопозиционированием понимают определение той рыночной ниши, где человек может проявить свои способности и возможности наилучшим образом. Самопрезентация - это намеренное поведение, направленное к тому, чтобы подать себя с лучшей стороны, произвести благоприятное впечатление на окружающих и сохранить его.

Учащимся 9-х классов предлагается собрать ПОРТФОЛИО - папку, где содержится информация о личных качествах и индивидуальном росте ученика.

Ведение портфолио - новая современная форма работы с классом, которая позволяет классному руководителю найти подход к каждому учащемуся, а ученику - анализировать динамику личных достижений.

Цели составления портфолио могут быть различны: самооценка, отслеживание прогресса в учебе, самопрезентация, помощь в принятии решения (выбор профиля обучения). Составляя портфолио, ученик перестает быть полностью зависим от учителя, он становится более самостоятельным, учится сам себя оценивать, отмечать собственные успехи. Разделы портфолио приводятся в приложении. При поступлении в другие учебные заведения портфолио с определенными разделами можно взять на вступительные экзамены и собеседования.

В программе по профориентации очень интересным для учеников был урок о современном рынке труда. Разбирались заманчивые предложения трудоустройства. Подобной рекламой услуг трудоустройства пестрят страницы газет и журналов, стены и заборы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблемами отечественной рекламы являются:

  • несовершенство законодательства о рекламе,

  • высокий уровень «неправдивости» рекламы,

  • низкий уровень доверия граждан к ней.

Неправдивость рекламы и, как следствие, негативное отношение к ней, пожалуй, главная проблема рекламы на российском рынке; во всем цивилизованном мире реклама гораздо более честна и отношение к ней у потребителя несколько иное. Наиболее категоричные покупатели у нас сразу делают вывод, что всякая реклама - сплошной обман и «хороший товар в рекламе не нуждается». Как же отличить «вредную» рекламу от той, которая несет в себе полезную информацию? Универсальных рецептов не существует. Вот здесь и пригодятся знания о рекламе: ее видах, средствах распространения и размещения, структуре рекламы, о социально-психологическом воздействии на потребителя, о законодательстве в области рекламы. Важно и то, что эти знания приходят в школу. Молодое поколение, не имея достаточного жизненного опыта, более доверчиво. Молодежь чаще других оказывается жертвой недобросовестной рекламы.

Задача педагогов предоставить учащимся доступные для понимания сведения о производстве рекламы с целью применения их в конкретных жизненных ситуациях.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Г.А. Васильев В.А. Поляков

«Основы рекламной деятельности» Москва 2004

2. Коллектив авторов: к. э. н. С.А. Медведева и др.

«Основы рекламы» Ростов-на-Дону 2005

3. Девид Дж. Речмен Майкл Х. Мескон Куртлэнд Л. Боуви

«Современный бизнес» том 2 Москва 1995

4. «Потребительское образование и культура»

научно-популярное издание №4 Москва 1999

5. П.В. Крючкова и др.

«Основы потребительских знаний» Москва 1997

методические рекомендации ч.1

6. Коллектив авторов

«Основа потребительских знаний» Москва 2002

учебник

7. С.В. Чернов

«Азбука трудоустройства» Москва 2007

8. traktat.ru/tr/referats/id.17394/html

9. Е.П. Голубков

«Маркетинг» словарь Москва 1994

10. В.Д. Симоненко

«Основы предпринимательства» Москва 2005

11. Г. Резапкина

«Уроки выбора профессии» газета «Школьный психолог»

июль № 14 2006

12. Е.Н. Карпов Л.Н. Пономарева

«Портфолио учащегося» Москва 2007

13. Журнал «ОГОНЕК» № 36 сентябрь 1989 г.

30

© 2010-2022