• Преподавателю
  • Технология
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «МОДЕЛИРОВАНИЕ ОДЕЖДЫ, СОЗДАНИЕ АКСЕССУАРОВ И ЭЛЕМЕНТОВ ДЕКОРА»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «МОДЕЛИРОВАНИЕ ОДЕЖДЫ, СОЗДАНИЕ АКСЕССУАРОВ И ЭЛЕМЕНТОВ ДЕКОРА»

Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Республики Казахстан
Кокшетауский колледж «Арна»



Срок реализации программы: 1 год











«Утверждаю»

___________председатель

цикловой комиссии

«Информационных систем»

Уаисова Д.О.



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«МОДЕЛИРОВАНИЕ ОДЕЖДЫ, СОЗДАНИЕ АКСЕССУАРОВ И ЭЛЕМЕНТОВ ДЕКОРА»



составитель: Вахтина А.А.

Преподаватель цикла «Дизайн»





ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

1.

Название программы

Моделирование одежды, создание аксессуаров и элементов декора

2.

Фамилия, имя, отчество
составителя

Вахтина Анастасия Алексеевна

3.

Образование

высшее

4.

Квалификационная
категория

5.

Общий стаж работы

7 лет, преподаватель дизайна

6.

Вид программы

дополнительного

образования

Модифицированная

7.

Цель программы

Освоение технологических знаний, формирование навыков конструирования и моделирования одежды. Формирование и развитие основ художественной культуры учащихся через декоративно-прикладное искусство.

8.

Уровень освоения

углубленный

9.

Функциональное назначение

дополнительное образование

10.

Форма реализации

кружок

11.

Масштаб реализации

1 год

12.

Продолжение реализации

не предусмотрено



Пояснительная записка

Из всего многообразия видов творчества декоративно - прикладное является, наверное, самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания.

С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось ремесел новых, а некоторые забылись навсегда.

Моделирование и конструирование одежды - увлекательное занятие. Быть всегда на волне модных тенденций, знать и понимать основные принципы подбора одежды: всё это сегодня необходимо современному успешному человеку.

Стили и направления современной моды являются для творческого человека широким полем деятельности в области создания предметов одежды и аксессуаров. Занятие конструированием и моделированием одежды создаёт основу для визуализации проявлений своей индивидуальности.

Особенностью занятий по данной образовательной программе является продуктивное творчество, которое позволяет возбудить интерес к овладению швейным мастерством, созданием аксессуаров и элементов декора.

Данная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Она позволяет организовать планомерную работу с обучающимися по формированию у них художественного, эстетического вкуса, развитию и реализации творческого потенциала. Технологии, применяемые в работе по данной программе, позволяют обучающимся более глубоко и разносторонне ознакомиться с профессией дизайнера, модельера-художника, модельера-конструктора, закройщика.

Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

Программа помогает развивать объемно-пространственное мышление, чувство цвета, реализовать способности и желания ребенка. Учащиеся пополняют свой запас знаний в ручном шитье, программа помогает обрести навыки работы на швейной машине. Получить базовые знания о цвете, материале, рисунке, повышение практических знаний и умений и развитие творческой личности.

Целью данной программы является:

  • формирование и развитие основ художественной культуры учащихся через декоративно-прикладное искусство;

  • освоение технологических знаний, формирование навыков конструирования и моделирования одежды.

Задачи программы:

  • развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей;

  • познакомить учащихся с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;

  • научить учащихся владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;

  • обучать технологиям разных видов рукоделия;

  • формировать представление о профессиональной деятельности в области создания одежды;

  • научить учащихся приемам конструирования и моделирования одежды;

  • осуществлять нравственное, патриотическое, профессиональное и эстетическое воспитание.

Отличительные особенности:

  • основные знания о профессии получаются в деятельности;

  • формируется интерес к выбранной деятельности на приобретённых знаниях;

  • программа дает возможность каждому учащемуся попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем.

Основные формы и методы организации учебного процесса:

При проведении занятий применяются различные формы обучения. Чаще всего применяется индивидуальная форма работы с учащимися, а также фронтальная, когда все одновременно выполняют одинаковую работу. Выбор методов зависит от содержания учебного материала и поставленных задач. Это могут быть различные формы и методы, которые удовлетворяют современным требованиям педагогики сотрудничества.

Из педагогических стилей общения предпочтение отдается демократическому стилю.

Решаются некоторые проблемы личностно - ориентированного подхода в обучении: нагрузка и задания дифференцируются с учетом способностей, личных пристрастий и возможностей учащихся.

На занятиях кружка большое место отводится использованию наглядных пособий:

  • демонстрационные - картины, таблицы, иллюстрации в журналах, чертежи, видеофильмы, материалы из интернет - ресурсов и др.

  • раздаточный материал - образцы пооперационной обработки изделий, таблицы для расчетов и формул, образцы швов и строчек, таблицы по Т. Б. и др.

На основании современных требований к образовательному процессу данная программа предполагает реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы к содержанию образования.

При проведении занятий используются различные методы и приемы обучения: словесные (рассказ, беседа, лекция), это занятия по приобретению новых знаний; наглядные (иллюстрация, демонстрация); практические работы с элементами импровизации; поисковые; объяснительно - иллюстративные; творческие отчеты - в виде выставок и проведения показа моделей.

Требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны знать:

  • основные сведения об одежде и системах конструирования;

  • теорию художественного оформления и моделирования одежды;

  • технологическую последовательность изготовления легкого платья;

  • что такое декоративно-прикладное творчество;

  • виды декоративно-прикладного творчества;

  • основы цветоведения;

  • основы композиции;

  • виды тканей;

  • основные приемы и элементы лоскутного шитья;

  • материалы и инструменты при работе с кожей;

  • виды вышивки;

Учащиеся должны уметь:

  • самостоятельно простроить конструкцию изделия на конкретную фигуру;

  • нанести модельные особенности в соответствии с эскизом художника;

  • самостоятельно сшить несложные модели одежды;

  • продемонстрировать готовые изделия;

  • работать с цветом, правильно составлять композицию;

  • пользоваться материалами и инструментами для обработки кожи;

  • пользоваться материалами и инструментами для вышивки;

Формы проверки результатов освоения программы кружка:

  • выставка;

  • оценка изготовленного изделия.

Планируемая на занятиях практическая работа не является жестко регламентированной. Учащиеся реализовывают свои творческие замыслы, готовят поделки, сувениры к своим семейным торжествам и к любимым праздникам. Это позволяет повысить уровень знаний и интереса учащихся.

Программа кружка рассчитана на один год. Занятия проводятся по 2 часа в неделю. Общий объем часов

Тематический план

Наименование тем

Количество часов

Всего

Теории

Практики

1

Вводное занятие. Цели и задачи кружка




2

Композиция в одежде. Эскизное предложение




3

Конструирование женской одежды. Юбка




4

Художественные изделия из кожи, как вид декоративно-прикладного творчества.




5

Стилистические решения в проектировании костюма




6

Бисер. Плетение бисером




7

Конструирование женской одежды. Платье




8

Работа с бумагой. Квиллинг




9

Аксессуары




10

Техника «де купаж»




11

Выставление работ





Итого:



























Содержание изучаемого курса


  1. Вводное занятие. Цели и задачи кружка

Вводное занятие. Знакомство с программой. Что такое декоративно-прикладное творчество? Виды декоративно-прикладного творчества. Что такое моделирование одежды. Конструирование одежды.


  1. Композиция в одежде. Эскизное предложение

Дать начальные знания по композиции. Научить правильно, подбирать и использовать цветовые сочетания цветового круга, создавать ансамбль, используя различные дополнения. Уметь выбрать то, что будет отвечать индивидуальному стилю в одежде, манере поведения.

Построение чертежей, рисование, математические расчеты, демонстрация приемов выполнения. Правила снятия мерок с фигуры человека. Выполнение эскизов моделей одежды. Источники творчества в моделировании одежды. Создание коллекций.


  1. Конструирование женской одежды. Юбка

Основы моделирования художественного оформления одежды. Ткани и отделка одежды. Особенности различных тканей. Отделка одежды и украшения. Зрительные иллюзии в одежде.

Разработка собственных моделей. Эскизирование. Подготовка тканей для моделей. Построение основы чертежа конструкции изделия. Снятие мерок, расчеты. Раскрой изделий. Подготовка 1 примерки. Проведение 1 примерки. Внесение изменений после 1 примерки. Способы устранения недостатков. Подготовка II примерки. Проведение II примерки. Первичная обработка частей изделия. Технология и последовательность изготовления поясного изделия. Сборка изделия в готовом виде. Окончательная отделка. Влажно - тепловая обработка изделия.


  1. Художественные изделия из кожи, как вид декоративно-прикладного творчества

Материалы и инструменты для обработки кожи. Правила работы с инструментами. Техника безопасности при работе с инструментами.

Просмотр образцов. Свойства кожи. Правильный выбор кожи для разных изделий. Подготовка кожи к работе. Как реставрировать старую кожу. Способы декоративной обработки кожи. Панно из кожи. Технологи изготовления панно из кожи.


  1. Стилистические решения в проектировании костюма

Понятие стиля. Классический, романтический, спортивный, фольклорный стили. Эклектика. Законы объединения моделей в коллекцию. Создание коллекции одежды. Разработка названия коллекции. Разработка эскизов для коллекции.


  1. Бисер. Плетение бисером

Виды бисера. Бисероплетение. Инструменты и материалы для бисероплетения. Простые цепочки. Мозаичное низание бисера. Объемный шнур из бисера. Ажурное низание бисера. Низание бисера в крестик.

Виды работ из бисера. Технология плетения из бисера. Создание изделия из бисера.


  1. Конструирование женской одежды. Платье

Основы моделирования художественного оформления одежды. Ткани и отделка одежды. Особенности различных тканей. Отделка одежды и украшения. Зрительные иллюзии в одежде.

Разработка собственных моделей. Эскизирование. Подготовка тканей для моделей. Построение основы чертежа конструкции изделия. Снятие мерок, расчеты. Раскрой изделий. Подготовка 1 примерки. Проведение 1 примерки. Внесение изменений после 1 примерки. Способы устранения недостатков. Подготовка II примерки. Проведение II примерки. Первичная обработка частей изделия. Технология и последовательность изготовления поясного изделия. Сборка изделия в готовом виде. Окончательная отделка. Влажно - тепловая обработка изделия.


  1. Работа с бумагой. Квиллинг

История возникновения бумагокручения - квиллинга. Основные формы «капля», «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник». Изготовление основных форм квиллинга. Изготовление полосок. Изготовление изделий. Открытые спирали. Техника изготовления. Колоски. Техника изготовления. Оплетание с чередованием сторон. Технология изготовления. Бабочка. Подготовка полосок. Изготовление. Тугие спирали. Технология изготовления. Изготовление образцов. Технология изготовления цветов в технике квиллинга. Изготовление животных в технике квиллинг. Создание панно в технике квиллинг.


  1. Аксессуары

Аксессуар (франц. accessoire) - предмет, принадлежность чего-либо, сопутствующий чему-либо, вспомогательная деталь, сопровождающая что-либо главное. Различают: Модные аксессуары - предметы, которые используют для дополнения стиля и внешнего вида. Аксессуары в одежде - предметы, котоые придают костюму законченность (сумка, шарф, перчатки, ремень и т.п.).

Виды аксессуаров. Создание аксессуаров. Технология изготовления украшений.


  1. Техника «де купаж»

Де купаж (фр. decouper - вырезать) - декоративная техника по ткани, посуде, мебели и пр., заключающаяся в скрупулёзном вырезании изображений из различных материалов (кожи, тканей, бумаги и т. п.), которые затем наклеиваются или прикрепляются иным способом на различные поверхности для декорирования.

Эта техника крайне кропотлива, требует большого времени, терпения и предусматривает множество попыток, прежде чем результат станет удовлетворительным.

Цель техники де купаж - при помощи аппликаций добиться эффекта рисованного красками изображения.

Обучение основано на различной технике де купаж. Материалы для работы: салфетки с сюжетами, краска акриловая, кракелюр, клей ПВА (разводится 1воды:5 клея), лак акриловый, ножницы, кисти (краска, клей, лак), основа.


  1. Выставление работ

Выставление готовых работ. Оценка творческих работ учащихся. Подведение итогов кружкового занятия за год.








Методическое обеспечение программы


Темы

Оснащение занятий

Форма организации занятий

Методы и приемы обучения

Подведение итогов

1

Вводное занятие. Цели и задачи кружка

Виды работ учащихся по предложенным темам. Фотографии, рисунки

Сообщение, беседа.

Словесные, наглядные, объяснительно - иллюстративные

Обобщающая беседа

2

Композиция в одежде. Эскизное предложение

Рисунки, фотографии, журналы модной одежды

Сообщение, беседа, практическое занятие

Словесные, наглядные практические, объяснительно - иллюстративные

Анализ работ, обобщающая беседа

3

Конструирование женской одежды. Юбка

Рисунки, фото-графии, жур-налы модной одежды

Сообщение, беседа, практическое занятие, творческая работа

Словесные, наглядные практические, объяснительно - иллюстративные

Анализ ра-бот, обоб-щающая бе-седа

4

Художественные изделия из кожи, как вид декоративно-прикладного творчества.

Рисунки, фото-графии, готовые работы

Сообщение, беседа, прак-тическое за-нятие, твор-ческая работа

Словесные, наглядные практические, объяснительно - иллюстративные

Анализ ра-бот, обоб-щающая бе-седа

5

Стилистические решения в проектировании костюма

Рисунки, фото-графии, жур-налы модной одежды

Сообщение, беседа, прак-тическое за-нятие, твор-ческая работа

Словесные, наглядные практические, объяснительно - иллюстративные

Анализ ра-бот, обоб-щающая бе-седа

6

Бисер. Плетение бисером

Рисунки, фото-графии, гото-вые работы

Сообщение, беседа, прак-тическое за-нятие, твор-ческая работа

Словесные, наглядные практические, объяснительно - иллюстративные

Анализ ра-бот, обоб-щающая бе-седа

7

Конструирование женской одежды. Платье

Рисунки, фото-графии, жур-налы модной одежды

Сообщение, беседа, прак-тическое за-нятие, твор-ческая работа

Словесные, наглядные практические, объяснительно - иллюстративные

Анализ ра-бот, обоб-щающая бе-седа

8

Работа с бумагой. Квиллинг

Рисунки, фото-графии, гото-вые работы

Сообщение, беседа, прак-тическое за-нятие, твор-ческая работа

Словесные, наглядные практические, объяснительно - иллюстративные

Анализ ра-бот, обоб-щающая бе-седа

9

Аксессуары

Рисунки, фото-графии, жур-налы модной одежды

Сообщение, беседа, практическое за-нятие, твор-ческая работа

Словесные, наглядные практические, объяснительно - иллюстративные

Анализ ра-бот, обоб-щающая бе-седа

10

Техника «де купаж»

Рисунки, фото-графии, гото-вые работы

Сообщение, беседа, прак-тическое за-нятие, твор-ческая работа

Словесные, наглядные практические, объяснительно - иллюстративные

Анализ ра-бот, обоб-щающая бе-седа

11

Выставление работ

Организация выставки

Творческий отчет

Презентация творческих работ



























Список литературы


  1. Чижикова Л.П. Кружок конструирования одежды. Москва, 1998.

  2. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутки. - М.:Эксмо-Пресс,1998.

  3. Мусская И.А. Домоводство. - Ижевск:РИО «Квест»,1992

  4. Симоненко В.Д. Технология 5-9 класс. - М.:Просвещение,1990

  5. Домоводство и обучающий труд:Учебное пособие/Составитель А.П. Тарасова. - С-Пб.:МиМ-Экспресс,1996.

  6. Рослякова Т.А. Энциклопедия домашнего шитья. - Ростов-на-Дону,1996.

  7. Рондели Д. Л. « Народное декоративно-прикладное искусство». М ., 1984.

  8. Бардина Р.А. « Изделия народных художественных промыслов и сувениры». М., издательство «Высшая школа», 1986.

  9. Логвиненко Г.М. «Декоративная композиция». М.., издательство «Владос», 2004.

  10. Д. Чиотти. «Оригинальные поделки из бумаги». М., «Издательство мир книги», 2009.

  11. Д. Джекинс. «Узоры и мотивы из бумажных лент». М., издательство «Континент», 2010.

  12. Даниэла Ченто. «Шьем из кожи». М., «КОНТЕНТ», 2006.

  13. Селиванова Н.В. «Изделия из кожи: панно, сувениры, украшения». М., «Издательский дом МСП», 2000.

  14. Жадько Е.Г. «Вазы, кашпо, декоративные бутылки». Ростов на Дону., «Феникс», 2006.


© 2010-2022