- Преподавателю
- Технология
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Дизайн мини -садов» для детей с ограниченными возможностями здоровья
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Дизайн мини -садов» для детей с ограниченными возможностями здоровья
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | БОРЗЕНКОВА Н.В. |
Дата | 27.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Российская Федерация
Краснодарский край
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ ИМ. Н.И.СИПЯГИНА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОВОРОССИЙСК
Утверждаю:
Директор МБУ ДО ДТДМ
____________Т. В. Радченко
Протокол педагогического совета
№_____от «___»_________2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Дизайн мини -садов»
объединения «Основы садово-паркового дизайна»
отдела профессиональной ориентации
для детей с ограниченными возможностями здоровья
Срок реализации: 72 часа
Модифицированная
Возраст:12-13 лет
Педагог дополнительного образования
Борзенкова Наталья Викторовна
Новороссийск
2013 г
Пояснительная записка.
Образовательная программа курса «Дизайн мини-садов» объединения «Основы садово-паркового дизайна» предназначена для профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья, ознакомления их с основами цветочного дизайна и ухода за растениями. Программой предусматривается изучение теоретических и практических основ цветоводства.
В настоящее время во всем мире отмечается рост числа детей-инвалидов. О гуманности общества правомерно судят по его отношению к наиболее слабым и уязвимым свои согражданам- детям - инвалидам. Это отношение во многом определяется политикой государства, его социально-экономическими возможностями.
Как показывает педагогический опыт: в жизни детей с ограниченными возможностями именно творчество и творческая деятельность играют большую роль, оказывая существенное влияние на формирование личности ребенка, его творческой и социальной активности как важнейшего свойства личности.
Программа имеет социально-педагогическую направленность ( с элементами художественно-эстетической направленности).
Разработка и реализация программы стали результатом растущего интереса детей к различным областям дизайна. А практическое воплощение нашло себя в оформлении мини-садов.
АКТУАЛЬНОСТЬИ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ программы заключается в том, что она дает возможность детям с ограниченными возможностями здоровья ближе познакомиться с профессией цветовода и приобрести дополнительные знания по биологии, цветоводству.
Практический материал направлен на развитие дизайнерских умений и навыков.
В основу концепции программы легло представление о том, что процесс социализации ребенка, и особенно детей с ограниченными возможностями здоровья, его подготовке к взрослой жизни, формирования гражданских качеств, профессиональных умений и навыков не возможен без обращения к истокам народной культуры и обычаям. А в традициях нашей культуры всегда было украшение жилья не только поделками ,но и живыми растениями и цветами.
Приобщая детей к мастерству дизайна мини-садов, мы ставим и решаем комплекс задач воспитательного, обучающего характера,способствующих приобретению социально-значимых знаний, умений и навыков, развитию личностных качеств и профессионального самоопределения.
ЦЕЛЬ программы - воспитание грамотного цветовода - любителя, владеющего знаниями, умениями и навыками в области основ дизайна в цветоводстве.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- сформировать новые умения и навыки для создания мини-садов;
- сформировать навыки практического применения полученных знаний при составлении мини-садов в различных контейнерах для различных интерьеров;
- расширить кругозор детей, помочь их дальнейшему профессиональному самоопределению
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- развивать умение видеть красоту окружающего мира, поддерживать и сохранять ее, чувствовать гармонию природной среды;
- развивать мотивации к творчеству и познанию нового;
- создать условия для социального, культурного досуга ребенка, обеспечить эмоциональное благополучие ребенка;
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- расширять кругозор учащихся, развивать любознательность;
- развивать умения: самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, усваивать и применять биологические знания на практике;
- развивать память, воображение, творческие способности;
- работать со справочной литературой, иллюстрациями, таблицами, схемами, компьютерными программами:MicrosoftOfficeWord, MicrosoftOfficePowerPoint,.
ЦЕЛЬ программы - развитие таких свойств личности, как активность, самостоятельность, способность к творчеству. Помочь ребенку-инвалиду поверить в свои силы и научиться устанавливать контакты с представителями «внешнего» мира, часто не похожими на него. Стремится использовать любую возможность обучения и развития, расширить круг его общения, дать ему опыт взаимодействия со здоровыми людьми.
При разработке данной программы учитывались психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.Программа рассчитана на подростков в возрасте от 12 -14 лет.
Численность в группе: 6-8 человек.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа, 72часа.
Теоретические занятия планируется проводить в форме рассказа, бесед видеопросмотров.
Практические занятия предусматривают подбор и составление цветочных композиций, посадку растений, выработку навыков ухода за высаженными растениями, использование элементов малых архитектурных форм, природного материала, натуральных и декоративных камней.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
В конце обучения учащиеся должны знать:
-биологические и экологические особенности комнатных цветочныхрастений;
- требования к условиям цветочных комнатных растений;
- особенности составления цветочных композиций, основные виды ухода за комнатными цветами;
-правила техники безопасности при работе в кабинете.
-используемые материалы и декоративные элементы;
Должны уметь:
-вносить удобрения, проводить внекорневую и корневую подкормку растений, соблюдать технику безопасности при работе с ядохимикатами;
-ухаживать за растениями;
-разрабатывать простейшие проекты создания мини-садов;
-владеть основами цветочного дизайна;
-составлять схемы размещения растений в контейнерах;
-составлять схемы цветочных композиций, подбирать цветочные растения для каждого контейнера и его отдельной зоны с учетом колористки, функционального назначения, взаимодействия с другими растениями, особенностями ухода;
Формами подведения итогов реализации образовательной программы являются отчеты учащихся по практическом занятиям, составление фотоальбома творческих работ. Общим итогом освоения программы является выставка-презентация работ учащихся.
Формы и виды контроля:
Периодичность контроля
Какие знания, умения и навыки контролируются
Формы и виды контроля
1 раз в неделю
Правила по ТБ. Согласно тематике учебного план. Тестирование. Презентация выбранного учащимися проекта мини-сада. Реализация разработанного проекта
Выставка.
Практически задания. Презентации.
Творческие задания.
Защита творческого проекта.
Принципы реализации программы.
1 Принцип системности во взаимодействии базового и дополнительного образования.
2 Принцип индивидуализации (личностно- ориентированного подхода)
3 Принцип деятельности (через систему мероприятий учащиеся включаются в различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха для каждого ребенка)
4 Принцип творчества.
5 Принцип постоянного совершенствования и корректировки программы обучения.
Содержание программы:
Всего : 72 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Раздел 1.Введение.
Беседа по охране труда.
Раздел 2. Дизайн мини-садов,стили. Восточный, модерн, сельский.
Цветочный дизайн, его принципы.
Раздел 3. Биологические и декоративные особенности цветочных растений, используемых в озеленении помещений.Общие сведения о комнатных растениях. Декоративность.
Практическая работа №1. «Составление ассортимента комнатных растений, для составления композиций.
Раздел 4. Композиционные элементы дизайна и их использование при оформлении мини-садов.Подпорные стеночки и мостики. Беседки, перголы, арочки. Малая садовая скульптура. Натуральные и декоративные камни.
Раздел 5.Проектирование.Дизайн мини-сада и его элементы (цветы, их сочетание, использование различного по составу грунта, зонирование контейнера, использование малой скультпуры, декоративных элементов).
Практическая работа № 2. «Разработка проекта мини-сада».
Раздел 6.Технология выращивания комнатных растений (агротехника).Условия выращивания комнатных растений.Вредители комнатных растений и меры борьбы с ними. Основные болезни комнатных растений. Правила подбора и высадки посадочного материала.
Практическая работа№3 . Планирование и зонирование контейнеров по проекту. Обработка почвы. Высадка посадочного материала.
Итоговое занятие. Выставка - презентация творческих работ учащихся. Подведение итогов прохождения курса.
Учебно-тематический план
№№
раздела
Наименование разделов и тем.
Всего часов
В том числе
Теория
Практ работ
1
Введение.
1
1
Беседа по охране труда.
1
2
Дизайн мини-садов,стили.
Восточный, модерн, сельский.
Цветочный дизайн, его принципы.
2
2
3
Раздел 3. Биологические и декоративные особенности цветочных растений, используемых в озеленении помещений.
30
24
6
Общие сведения о комнатных растениях. Декоративность.
Практическая работа №1. «Составление ассортимента комнатных растений, для составления композиций.
24
24
6
4
Раздел 4. Композиционные элементы дизайна и их использование при оформлении мини-садов.
10
4
6
Подпорные стеночки и мостики. Беседки, перголы, арочки. Малая садовая скульптура. Натуральные и декоративные камни.
Практическая работа № 2.Изготовление композиционных элементов.(арочки).
4
6
5
Раздел 5.Проектирование.
10
4
6
Дизайн мини-сада и его элементы (цветы, их сочетание, использование различного по составу грунта, зонирование контейнера, использование малой скультпуры, декоративных элементов).
Практическая работа № 3. «Разработка проекта мини-сада».
4
6
6
Раздел 6.Технология выращивания комнатных растений (агротехника).
19
11
8
Условия выращивания комнатных растений.Вредители комнатных растений и меры борьбы с ними. Основные болезни комнатных растений. Правила подбора и высадки посадочного материала.
Практическая работа№3 . Зонирование контейнеров по проекту. Обработка почвы. Высадка посадочного материала.
11
8
Итоговое занятие. Выставка - презентация творческих работ учащихся. Подведение итогов прохождения курса.
2
2
ВСЕГО
72
44
28
Методическое обеспечение.
У каждого ребенка -инвалида своя судьба, свой жизненный опыт. От педагога требуется индивидуальный подход, выстраивание с первого же занятия теплых доверительных отношений : как можно ближе узнать ребенка, помогать в решении, стоящих перед учеником проблем, не ограничиваться рамками учебной программы.
Планируя каждое занятие ,педагог просто обязан строить свои уроки с ребятами-инвалидами, чтобы они могли поверитьв свои силы и освободиться от всего, что препятствует их личностному росту и достижению поставленных целей. Доброжелательность, фиксация даже малейших успехов и достижений ученика, готовность работать в удобном для этих детей те6мпе с учетом их физических и интеллектуальных возможностей.
Помещения для занятий должны отвечать санитарно-гигиеническим требованиям: быть светлым, сухим, соответствовать требованиям пожарной безопасности.
Каждый ученик должен иметь индивидуальное рабочее место: стол и стул.
Дидактический материал по разделам программы: видеофильмы по темам.
Список литературы.
Для педагога:
1.Анита Паулисен."цветы в доме" Изд. «Эсмо», 2006
2.Фредрих Штраус,ДоротеяВэхтер "Комнатные растения" Изд. Бертельсман,2005
3.Серия "Все о комнатных растениях"Ян Ван дер Неер Издательство: КРИСТАЛЛ, ОНИКС, ИЗДАТЕЛЬСТВО, СЗКЭО, 2010 г.
4.Серия "Самоучитель комнатного цветоводства".Издательский Дом "Нева"
5.Серия "Современное комнатное цветоводство" М "Росмен"
6.Практическая энцик.цветоводства (полная версия)С.Долнальдсон и Питер Мак-Кой.М "Росмен"? М"Эксмо"2004
7."Комнатные растения"Илл.нциклопедия М"Эксмо"2004
8.Б.Н. Головкин, Г.И. Шахова .120 лучших пестролистных комнатных растений.Изд. Кладезь. 2005.
9.Д. Г. Хессайон "Все о комнатных растениях".
10.Е. А. Варфоломеева "Болезни и вредители комнатных растений"Издательство, год: Издательский Дом «Нева», 2004.
11.М. Гесдерфер«Все о комнатных растениях"
Интернетресурсы:
qibet.ru/kniga/isbn-5170328621
Bookle.ru/1072935/books_30347magazinov.net/cvety_dlya__lentyaya.grifbook.ru/books2/b094.html
Для учащихся:
1.Аксенов Е.С., Аксенова Н.А. Декоративные растения - М.: Издательство АСТ,2000. 2.А.Лимаренко,Т. Палеева «Лучшие комнатные растения»Издательство: Сова, АСТ,2006.
3.Детская энциклопедия. Я познаю мир. (Растения).
4.Воронов В.А. Ландшафтный дизайн. 2006г.,М.: Издательство АСТ.5.Д. Г. Хессайон "Все о комнатных растениях".6.Е. А. Варфоломеева "Болезни и вредители комнатных растений". 7.М. ГесдерферВсе о комнатных растениях"8.М.Беффа. Кактусы и другие суккуленты. Справочник.2002