Конкурсное задание в рамках конкурса Учитель года 2016 Организация проектной деятельности

Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1 слайд. Организация проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС, как фактор самоопределения подростков.

Учителю принадлежит самая главная роль в формировании будущего страны.
Из всех профессий его - самая благородная, самая трудная и самая важная.

Доктор Арт-Онг Джумсаи.

2 слайд. В жизни каждого человека наступает момент, когда приходиться решать, где продолжить образование или куда пойти работать, а это значит выбрать профессию и свой жизненный путь. Необходимо помочь выпускникам выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями.

Главная цель профессиональной трудовой адаптации - это успешная интеграция выпускников в социум, нацеленность на активную самостоятельную, успешную трудовую деятельность, осознанному выбору профессии, к выбору учреждения, где выпускник продолжит свое обучение.

3слайд. По определению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, в результате обучения на второй ступени пропедевтического технологического образования обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

Наше развивающееся общество имеет потребность в теоретически мыслящих компетентных специалистах, обладающих элементами научной деятельности и творческого поиска. ФГОС устанавливают личностные, метапредметные и предметные требования к результатам освоения программного материала, которые отражают становление современной личности, умеющей творчески мыслить, анализировать, находить нестандартные решения, способной ставить цели, самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность, использовать полученные знания на практике.

4 слайд. Трудности при выборе дальнейшей траектории обучения учащихся связаны:

1) с отсутствием информации о существовании, о специфике, о востребованности, где можно приобрести ту или иную профессию;

2) с отсутствием информации о наличии реальных способностей, возможностей и ресурсов учащегося, необходимых для получения той или иной профессии.

На основании вышеизложенного перед учащимися встает вопрос о расширении информационного поля, а перед учителем встает вопрос помощи в организации их деятельности.

Выдающийся американский ученый, педагог, философ, профессор Джон Дьюи сказал:

"Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у наших детей завтра».

В наши дни преподавательское искусство четко диктует необходимость новых подходов к обучению. Старые методики, бывшие когда-то единственно верными, уходят в прошлое, а их место занимают новые, креативные техники преподавания, основанные на понимании пройденного материала и заинтересованности в его изучении. Современный урок технологии уже не может обходиться без действенных методик преподавания.

5 слайд. Одним из методов обучения, обеспечивающим выработку у учащихся четкого механизма понимания профессионально - трудовой проблемы, умения ставить близкие и далекие цели, самостоятельно планировать, применять необходимые знания и умения в новых условиях является проектная деятельность.

Метод проектов возник еще в начале нынешнего столетия в США. Истоки его возникновения связаны с идеями гуманистического направления в философии и образовании, с разработками американского философа и педагога Дж.Дьюи и его ученика В.Х.Килпатрика.

Технология проектного обучения вооружает подростка средствами для планирования и реализации своих профессиональных перспектив, способствует развитию критического и творческого мышления, умению самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве.

6 слайд. На мой взгляд, технология проектного обучения - одно из эффективных средств, способствующее не только формированию основ проектного мышления, активной жизненной позиции учащихся, но и формирующее профессиональное самоопределение.

Как учитель - организующий проектную деятельность я ставлю следующие цели, обусловленные общими принципами развивающего образования:

1. Обеспечить условия для инновационного режима развития учащихся на основе проектной деятельности.

2. Создание условий для развития творческой личности, её самореализации и самоопределения.

Для достижения этих целей, я считаю, следует решить следующие задачи:

1. Формировать интересы, склонности учащихся к познавательной деятельности, практические умения и навыки проведения проектной деятельности.

2. Развивать интерес к познанию мира, сущности процессов.

3. Развивать умение самостоятельно творчески мыслить и использовать это умение на практике.

4. Способствовать мотивированному выбору своей деятельности и социальной адаптации учащихся.

Слайд 7. Моя роль, как педагога в проведении проектной деятельности сводится к следующим аспектам: 1. Нахожу, предлагаю информацию, показываю пути ее самостоятельного нахождения. 2. Обеспечиваю материалами, необходимыми для выполнения проекта, а также указываю пути их приобретения. 3. Предоставляю требуемый инструмент, станки, оборудование, нередко из имеющегося в личном хозяйстве. 4. В ходе проектирования являюсь консультантом: даю рекомендации по подготовке, сбору информации, вовремя направляю в верное русло, если ученики отошли от темы, обсуждаю с учащимися этапы реализации проекта.

5. Координирую процесс проектирования, объясняя выполнение каждого этапа проекта. 6. Поддерживаю и поощряю учащихся, при выборе темы проекта учитываю уровень развития ребенка: сильным - сложное, слабым - по их реальным возможностям. Принимаю ученика таким, какой он есть, использую все хорошее и доброе заложенное в нем, его желания и способности которые станут основанием для создания, задуманного изделия.

Общее во всех типах проектов - вовлечение учащихся в коллективную деятельность. Однако проектное обучение и личностно ориентировано, оно позволяет школьникам учиться на собственном опыте и опыте других, стимулирует их познавательный процесс. Дети получают удовлетворение от результата своего труда.

8 слайд. В результате выполнения учащимися проектов происходит формирование познавательных, регулятивных, личностных, коммуникативных универсальных учебных действий:

Формируются и отрабатываются: навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации;

Использование большого спектра разнообразных классических и современных материалов, получают навыки работы с ручным инструментом, различными станками, специальным электрофицированным инструментом.

Слайд 9. Выполнение различной сложности чертежей деталей, схем, таблиц, графиков, умение представить информацию в доступном, эстетичном виде.

Вырабатывается умение работать в группе, в команде; умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение.

Слайд 10. Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях (математика(производимые расчеты),физика(физические свойства материалов, электро и теплопроводность, сопромат , химия(производство материалов, их химический состав, свойства), биология(поведение, привычки , питание животных, литература и русский язык(подбор материала и составление пояснительной записки, история(использование исторических данных о создаваемом продукте, возникновении и развитии производства и т. д.), ОБЖ(получение безопасного продукта, Т. Б. при его изготовлении и использовании), ИЗО(художественное оформление изделия)

11 слайд. 8. Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (принтер, микрофон, фотоаппарат, видеокамера, компьютер и т.д.)

Обучающийся довольно основательно изучает ту компьютерную программу, в которой создает проект и даже больше - программы, которые помогают лучше представить свою работу. Учащийся имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.

Умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи; навыки публичного выступления (ораторское искусство);

Вырабатывают способность анализировать и оценивать свою деятельность, с пониманием относиться к возникающим критическим замечаниям к своей работе.

Учащиеся видят перед собой конечный результат - продукт, который они сделали своими руками;

12 слайд. Важная задача для педагога - показать учащимся творческое содержание интересующих их профессий, так, как школьники должны осознавать необходимость социального творчества во всех сферах трудовой деятельности.

Большую роль в этом играет применение мультимедийного сопровождения уроков технологии.

13 слайд. Мною создана и используется на занятиях внушительная коллекция видеоматериалов, презентаций, рассказывающих о современных передовых промышленных производствах, материалах, о технологиях, как российских, так и зарубежных, о профессиях в различных отраслях деятельности.

14 слайд. Результаты применения метода проектов.

  1. Рост творческой активности

  2. Интеллектуальное, этическое, эстетическое развитие личности

  3. Формирование всесторонне развитой личности

  4. Адаптация к социально - экономическим условиям жизни

  5. Профессиональное самоопределение

15 слайд. Метод проектов способствует профессиональному самоопределению учащихся, ибо в работе над проектом они задумываются над вопросами «На что я способен?» «Где применить мои знания?»;

При выборе темы проекта учитываются реальные индивидуальные возможности и способности учащихся. Важен конечный результат - сформированность умений и развитие навыков мышления, то есть способности к самообучению;

16 слайд. Стараюсь доставать материал, который позволяет ученикам выбрать темы проекта в соответствии со своими желаниями, склонностями и потребностями. И появляются все больше и больше учеников, которые делают прекрасные изделия, участвуют в выставках и конкурсах, занимают призовые места, а иногда могут заработать небольшие деньги, то есть чувствуют себя успешными.

Проработав в школе какое-то время, я понял, что объекты труда за последние 30 лет практически не изменились, поэтому изделия часто получаются не нужными. Не хочется делать вещь, которая нигде не используется, просто так, для тренировки. Обойти эти острые углы помогает проектный метод.

В течение нескольких лет я разрабатываю альтернативные объекты труда для уроков технологии, которые помогают сделать мой предмет более интересным, а учебу более успешной.

В своей педагогической практике я использую различные виды проектов, но в силу специфики предмета технология основными являются исследовательские проекты(экологические требования к строительным материалам «Что нам стоит дом построить», «Из чего мы будем делать мебель»), творческие (шкатулки, сувениры, картины с выжиганием, интарсией, художественным точением на токарном станке, практико-ориентированные(скамейки для отдыха по всей школе, этажерки для цветов по школе, макеты для новогодних и других представлений, подарки для ветеранов Великой Отечественной войны, барабан для поля чудес и игры «Что, где, когда?», кормушки для домашней птицы, елочные игрушки в детский садик, стол для рисования песком для уроков ИЗО, шахматный столик для начальных классов и т. д.

17 слайд. Результаты участия в конкурсах по проектной деятельности (ГРАМОТЫ).

18 слайд. Общие результаты технологического образования состоят:

В сформированности целостного представления о техносфере, которое основано на приобретенных школьниками соответствующих знаниях, умениях и способах деятельности;

В приобретенном опыте разнообразной практической деятельности, опыта познания и самообразования; созидательной, преобразующей, творческой деятельности.

Формировании ценностных ориентаций в сфере созидательного труда и материального производства.

В готовности к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траектории последующего профессионального образования.

19 слайд. Внедряя проектную технологию в учебный процесс, я обнаружил, что она позволяет учащимся не принуждённо самоопределиться в профессии. В настоящее время, многие мои учащиеся нашли себе дело по душе, стали профессионалами в области строительства, машиностроения, автодела, инженерии . Некоторые получили педагогическое и художественное образование работают учителями технологии.

По результатам поступления выпускников 9 и 11 классов нашей школы, в течении последних 3 лет, прослеживается стабильность в выборе учащимися учебных заведений с технологическим уклоном.

20 слайд. Образовательная область «Технология» на основе проектного метода обучения предполагает не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития. Пройдут годы, и сегодняшние школьники создадут новые материалы и прогрессивные технологии. Им-то и предстоит возродить былую славу и гордость России.

В добрый путь, ребята!



© 2010-2022