- Преподавателю
- Технология
- Экологическое образование и воспитание школьников в образовательной области Технология
Экологическое образование и воспитание школьников в образовательной области Технология
Раздел | Технология |
Класс | 8 класс |
Тип | Статьи |
Автор | Болясов А.Б. |
Дата | 26.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»
Болясов Андрей Борисович - учитель технологии (Andrei [email protected]) .
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 (МБОУ СОШ № 4)
г. Красный Сулин Ростовской Области.
Аннотация
В работе рассматривается опыт ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»
Решение проблем экологического образования и воспитания школьников во многом зависит от состояния преподавания учебных дисциплин и предметов в школе.
Важная роль в решении данной проблемы отводится образовательной области «Технология», одна из задач которой - формирование экологической культуры школьников с 1 по 11 класс.
В процессе обучения решаю следующие задачи.
-
Формирование ответственности каждого человека за сохранение окружающей среды.
-
Развитие индивидуальной экологической культуры человека во взаимоотношениях с природой.
-
Воспитание любви к природе, как источнику жизни на земле.
-
Формирование знаний и умений, необходимых для здорового образа жизни.
В курсе изучения образовательной области «Технология» рассматриваются вопросы экологии человека. Большое внимание экология человека уделяет гигиене, влиянию природной, социально-психологической и производственной среды, образу жизни и потребностям, возможностям биологической адаптации.
Экологическое образование и восприятие в рамках образовательной области «Технология» должны быть конструктивными: важно знать не только противоречия в развитии общественного производства, но пути и методы их решения.
На сегодня важно знать способы очистки воздуха и сточных вод, принципы реутилизации (повторного использования) материалов, способы проверки качества продуктов питания и т.д.
Экологические проблемы в образовательной области «Технология» рассматриваются в разделах: «Технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения».
При изучении предметной области «Технология» в начальных классах формирую основы экологической культуры, обращая внимание детей на красоту окружающей среды и природных материалов, восстановление и сохранение природных богатств страны и Ростовской области. Особое внимание вопросам экологии следует уделить в воспитании и образовании детей в сельских школах. Важным элементом трудовой подготовки является формирование экологической грамотности. Что предусматривает правильную эксплуатацию земель, умеренное использование минеральных удобрений, химикатов и пестицидов.
Особенностью экологического воспитания учащихся сельских школ является то, что они могут, имея свой пришкольный участок, проводить мероприятия по облагораживанию почв, изучать воздействие неблагоприятных факторов на растения и овощи.
Рассмотренные выше проблемы экологического воспитания и образования не являются отдельными в разделах программы предметной области «Технология», а лишь дополняют ее.
Особенно важным представляется отдельный раздел в 11 классе, рассчитанный на 18 часов - «Производство и окружающая среда».
В программе по технологии отмечено, что учащиеся должны получить знания об особенностях научно-технической революции второй половины XX в., о глобальных проблемах человечества в конце XX в., росте общественного производства, росте численности населения, исчерпывании ресурсов Земли, загрязнении окружающей среды и вредных воздействиях на нее промышленности, энергетики, сельского хозяйства, транспорта и методах уменьшения этих воздействий и т.д.
Так, например, рассмотрев вопросы, связанные с загрязнением гидросферы, школьникам предлагают оценить качество пресной воды; рассмотрев вопросы химизации сельского хозяйства - выявить наличие и концентрацию нитратов в пищевых продуктах и т.д. Особенно важно рассматривать данный раздел программы с учетом особенностей региона.
Формой выхода на творческую практическую деятельность является метод проектов. Его использование позволит на практике реализовать деятельный подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания и умения, полученные ими из различных школьных дисциплин.
Вопросы экологического образования и воспитания должны «красной нитью» пронизывать все этапы проекта. Но только в том случае, если данный проект не имеет темы по экологии, примерный перечень тем проектов по экологии предлагается.
Таким образом, вопросы экологического воспитания и образования школьников в предметной области «Технология» признаны воспитывать ребенка как патриота своей малой Родины.
Однако осуществление экологического образования и воспитания осложняется отсутствием учебно-методической литературы и учебников. Поэтому можно рекомендовать использовать диффузорный метод экологического образования с учетом межпредметных связей.
Примерные темы проектов по экологическому образованию и восприятию в предметной области «Технология»
-
Роль воды в экологическом здоровье жителей Ростовской области.
-
Роль школьников в улучшении экологической среды (на примере своего города, поселка, района).
-
Экологические проблемы Ростовской области.
-
Экологические факторы риска заболевания жителей Ростовской области.
-
Роль комнатных растений в жизнедеятельности человека.
-
Роль информации в решении экологических проблем.
-
Человек и звуковая среда: значение ее для здоровья.
-
Значение экологически чистых продуктов в жизни человека.
-
Зависимость здоровья человека от его среды обитания.
10. Загрязнение атмосферы как фактор риска для здоровья людей.