Рабочая программа по технологии (Мальчики) ФГОС 5 класс

Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа по технологии подготовлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами, обеспечивающие реализацию программы:

  • Конституция РФ.

  • Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

  • Авторская учебная программа по технологии для 5-8 классов (автор И.А. Сасова. - М.: Вентана-Граф, 2015).

ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ОДОБРЕНО Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

Программа реализована в предметной линии учебников «Технология» для 5-8 классов и тетрадей творческих работ, которые подготовлены авторским коллективом под руководством проф. И.А. Сасовой (М.: Вентана-Граф).

Предметная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования всех школьников, предоставляя им возможность применять на практике знания основ наук. Это фактически единственный школьный учебный курс, отражающий в своем содержании общие принципы преобразующей деятельности человека и все аспекты материальной культуры.

Он направлен на овладение учащимися навыками конкретной предметно-преобразующей (а не виртуальной) деятельности, создание новых ценностей, что, несомненно, соответствует потребностям развития общества. В рамках «Технологии» происходит знакомство с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности.

Программа предмета «Технология» обеспечивает формирование у школьников технологического мышления. Схема технологического мышления (потребность - цель - способ - результат) позволяет наиболее органично решать задачи установления связей между образовательным и жизненным пространством, образовательными результатами, полученными при изучении различных предметных областей, а также собственными образовательными результатами (знаниями, умениями, универсальными учебными действиями и т. д.) и жизненными задачами. Кроме того, схема технологического мышления позволяет вводить в образовательный процесс ситуации, дающие опыт принятия прагматичных решений на основе собственных образовательных результатов, начиная от решения бытовых вопросов и заканчивая решением о направлениях продолжения образования, построением карьерных и жизненных планов. Таким образом, предметная область «Технология» позволяет формировать у обучающихся ресурс практических умений и опыта, необходимых для разумной организации собственной жизни, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Предмет «Технология» является базой, на которой может быть сформировано проектное мышление обучающихся. Проектная деятельность как способ преобразования реальности в соответствии с поставленной целью оказывается адекватным средством в ситуациях, когда сформировалась или выявлена в ближайшем окружении новая потребность, для которой в опыте обучающегося нет отработанной технологии целеполагания и построения способа достижения целей или имеется противоречие между представлениями о должном, в котором выявленная потребность удовлетворяется, и реальной ситуацией. Таким образом, в программу включено содержание, адекватное требованиям ФГОС к освоению обучающимися принципов и алгоритмов проектной деятельности.

Проектно-технологическое мышление может развиваться только с опорой на универсальные способы деятельности в сферах самоуправления и разрешения проблем, работы с информацией и коммуникации. Поэтому предмет «Технология» принимает на себя значительную долю деятельности образовательной организации по формированию универсальных учебных действий в той их части, в которой они описывают присвоенные способы деятельности, в равной мере применимые в учебных и жизненных ситуациях. В отношении задачи формирования регулятивных универсальных учебных действий «Технология» является базовой структурной составляющей учебного плана школы. Программа обеспечивает оперативное введение в образовательный процесс содержания, адекватно отражающего смену жизненных реалий, формирует пространство, на котором происходит сопоставление обучающимся собственных стремлений, полученного опыта учебной деятельности и информации, в первую очередь в отношении профессиональной ориентации.

Цели программы:

  1. Обеспечение понимания обучающимися сущности современных материальных, информационных и гуманитарных технологий и перспектив их развития.

  2. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся.

  3. Формирование информационной основы и персонального опыта, необходимых для определения обучающимся направлений своего дальнейшего образования в контексте построения жизненных планов, в первую очередь, касающихся сферы и содержания будущей профессиональной деятельности.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

Основную часть содержания программы составляет деятельность обучающихся, направленная на создание и преобразование как материальных, так и информационных объектов. Важнейшую группу образовательных результатов составляет полученный и осмысленный обучающимися опыт практической деятельности. В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальном, так и в групповом формате. Сопровождение со стороны педагога принимает форму прямого руководства, консультационного сопровождения или сводится к педагогическому наблюдению за деятельностью с последующей организацией анализа (рефлексии). Рекомендуется строить программу таким образом, чтобы объяснение учителя в той или иной форме составляло не более 0,2 урочного времени и не более 0,15 объема программы.

Подразумевается и значительная внеурочная активность обучающихся. Такое решение обусловлено задачами формирования учебной самостоятельности, высокой степенью ориентации на индивидуальные запросы и интересы обучающегося, ориентацией на особенность возраста как периода разнообразных «безответственных» проб. В рамках внеурочной деятельности активность обучающихся связана:

  • с выполнением заданий на самостоятельную работу с информацией (формируется навык самостоятельной учебной работы, для обучающегося оказывается открыта большая номенклатура информационных ресурсов, чем это возможно на уроке, задания индивидуализируются по содержанию в рамках одного способа работы с информацией и общего тематического поля);

  • с проектной деятельностью (индивидуальные решения приводят к тому, что обучающиеся работают в разном темпе - они сами составляют планы, нуждаются в различном оборудовании, материалах, информации - в зависимости от выбранного способа деятельности, запланированного продукта, поставленной цели);

  • с реализационной частью образовательного путешествия (логистика школьного дня не позволит уложить это мероприятие в урок или в два последовательно стоящих в расписании урока);

  • с выполнением практических заданий, требующих наблюдения за окружающей действительностью или ее преобразования (на уроке обучающийся может получить лишь модель действительности).

Таким образом, формы внеурочной деятельности в рамках предметной области «Технология» - это проектная деятельность обучающихся, экскурсии, домашние задания и краткосрочные курсы дополнительного образования (или мастер-классы, не более 17 часов), позволяющие освоить конкретную материальную или информационную технологию, необходимую для изготовления продукта в проекте обучающегося, актуального на момент прохождения курса.

В соответствии с целями выстроено содержание деятельности в структуре трех блоков, обеспечивая получение заявленных результатов.

Первый блок включает содержание, позволяющее ввести обучающихся в контекст современных материальных и информационных технологий, показывающее технологическую эволюцию человечества, ее закономерности, технологические тренды ближайших десятилетий.

Предмет Информатика, в отличие от раздела «Информационные технологии» выступает как область знаний, формирующая принципы и закономерности поведения информационных систем, которые используются при построении информационных технологий в обеспечение различных сфер человеческой деятельности.

Второй блок содержания позволяет обучающемуся получить опыт персонифицированного действия в рамках применения и разработки технологических решений, изучения и мониторинга эволюции потребностей.

Содержание блока 2 организовано таким образом, чтобы формировать универсальные учебные действия обучающихся, в первую очередь, регулятивные (работа по инструкции, анализ ситуации, постановка цели и задач, планирование деятельности и ресурсов, планирование и осуществление текущего контроля деятельности, оценка результата и продукта деятельности) и коммуникативные (письменная коммуникация, публичное выступление, продуктивное групповое взаимодействие).

Базовыми образовательными технологиями, обеспечивающими работу с содержанием блока 2, являются технологии проектной деятельности.

Блок 2 реализуется в следующих организационных формах:

теоретическое обучение и формирование информационной основы проектной деятельности - в рамках урочной деятельности;

практические работы в средах моделирования и конструирования - в рамках урочной деятельности;

проектная деятельность в рамках урочной и внеурочной деятельности.

Третий блок содержания обеспечивает обучающегося информацией о профессиональной деятельности, в контексте современных производственных технологий; производящих отраслях конкретного региона, региональных рынках труда; законах, которым подчиняется развитие трудовых ресурсов современного общества, а также позволяет сформировать ситуации, в которых обучающийся получает возможность социально-профессиональных проб и опыт принятия и обоснования собственных решений.

Содержание блока 3 организовано таким образом, чтобы позволить формировать универсальные учебные действия обучающихся, в первую очередь личностные (оценка внутренних ресурсов, принятие ответственного решения, планирование собственного продвижения) и учебные (обработка информации: анализ и прогнозирование, извлечение информации из первичных источников), включает общие вопросы планирования профессионального образования и профессиональной карьеры, анализа территориального рынка труда, а также индивидуальные программы образовательных путешествий и широкую номенклатурукраткосрочных курсов, призванных стать для обучающихся ситуацией пробы в определенных видах деятельности и / или в оперировании с определенными объектами воздействия.

Все блоки содержания связаны между собой: результаты работ в рамках одного блока служат исходным продуктом для постановки задач в другом - от информирования через моделирование элементов технологий и ситуаций к реальным технологическим системам и производствам, способам их обслуживания и устройством отношений работника и работодателя.

Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития

Потребности и технологии. Потребности. Иерархия потребностей. Общественные потребности. Потребности и цели. Развитие потребностей и развитие технологий. Реклама. Принципы организации рекламы. Способы воздействия рекламы на потребителя и его потребности. Понятие технологии. Цикл жизни технологии. Материальные технологии, информационные технологии, социальные технологии.

История развития технологий. Источники развития технологий: эволюция потребностей, практический опыт, научное знание, технологизация научных идей. Развитие технологий и проблемы антропогенного воздействия на окружающую среду. Технологии и мировое хозяйство. Закономерности технологического развития.

Технологический процесс, его параметры, сырье, ресурсы, результат. Виды ресурсов. Способы получения ресурсов. Взаимозаменяемость ресурсов. Ограниченность ресурсов. Условия реализации технологического процесса. Побочные эффекты реализации технологического процесса. Технология в контексте производства.

Технологическая система как средство для удовлетворения базовых и социальных нужд человека. Входы и выходы технологической системы. Управление в технологических системах. Обратная связь. Развитие технологических систем и последовательная передача функций управления и контроля от человека технологической системе. Робототехника. Системы автоматического управления. Программирование работы устройств.

Производственные технологии. Промышленные технологии. Технологии сельского хозяйства.

Технологии возведения, ремонта и содержания зданий и сооружений.

Производство, преобразование, распределение, накопление и передача энергии как технология. Использование энергии: механической, электрической, тепловой, гидравлической. Машины для преобразования энергии. Устройства для накопления энергии. Устройства для передачи энергии. Потеря энергии. Последствия потери энергии для экономики и экологии. Пути сокращения потерь энергии. Альтернативные источники энергии.

Автоматизация производства. Производственные технологии автоматизированного производства.

Материалы, изменившие мир. Технологии получения материалов. Современные материалы: многофункциональные материалы, возобновляемые материалы (биоматериалы), пластики и керамика как альтернатива металлам, новые перспективы применения металлов, пористые металлы. Технологии получения и обработки материалов с заданными свойствами (закалка, сплавы, обработка поверхности (бомбардировка и т. п.), порошковая металлургия, композитные материалы, технологии синтеза. Биотехнологии.

Специфика социальных технологий. Технологии работы с общественным мнением. Социальные сети как технология. Технологии сферы услуг.

Современные промышленные технологии получения продуктов питания.

Современные информационные технологии. Потребности в перемещении людей и товаров, потребительские функции транспорта. Виды транспорта, история развития транспорта. Влияние транспорта на окружающую среду. Безопасность транспорта. Транспортная логистика. Регулирование транспортных потоков

Нанотехнологии: новые принципы получения материалов и продуктов с заданными свойствами. Электроника (фотоника). Квантовые компьютеры. Развитие многофункциональных ИТ-инструментов. Медицинские технологии. Тестирующие препараты. Локальная доставка препарата. Персонифицированная вакцина. Генная инженерия как технология ликвидации нежелательных наследуемых признаков. Создание генетических тестов. Создание органов и организмов с искусственной генетической программой.

Управление в современном производстве. Роль метрологии в современном производстве. Инновационные предприятия. Трансферт технологий.

Осуществление мониторинга СМИ и ресурсов Интернета по вопросам формирования, продвижения и внедрения новых технологий, обслуживающих ту или иную группу потребностей или отнесенных к той или иной технологической стратегии

Технологии в сфере быта.

Экология жилья. Технологии содержания жилья. Взаимодействие со службами ЖКХ. Хранение продовольственных и непродовольственных продуктов.

Энергетическое обеспечение нашего дома. Электроприборы. Бытовая техника и ее развитие. Освещение и освещенность, нормы освещенности в зависимости от назначения помещения. Отопление и тепловые потери. Энергосбережение в быту. Электробезопасность в быту и экология жилища.

Способы обработки продуктов питания и потребительские качества пищи.

Культура потребления: выбор продукта / услуги.

Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся

Способы представления технической и технологической информации. Техническое задание. Технические условия. Эскизы и чертежи. Технологическая карта. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Электрическая схема.

Техники проектирования, конструирования, моделирования. Способы выявления потребностей. Методы принятия решения. Анализ альтернативных ресурсов.

Порядок действий по сборке конструкции / механизма. Способы соединения деталей. Технологический узел. Понятие модели.

Логика проектирования технологической системы Модернизация изделия и создание нового изделия как виды проектирования технологической системы. Конструкции. Основные характеристики конструкций. Порядок действий по проектированию конструкции / механизма, удовлетворяющей(-его) заданным условиям. Моделирование. Функции моделей. Использование моделей в процессе проектирования технологической системы. Простые механизмы как часть технологических систем. Робототехника и среда конструирования. Виды движения. Кинематические схемы

Анализ и синтез как средства решения задачи. Техника проведения морфологического анализа.

Логика построения и особенности разработки отдельных видов проектов: технологический проект, бизнес-проект (бизнес-план), инженерный проект, дизайн-проект, исследовательский проект, социальный проект. Бюджет проекта. Фандрайзинг. Специфика фандрайзинга для разных типов проектов.

Способы продвижения продукта на рынке. Сегментация рынка. Позиционирование продукта. Маркетинговый план.

Опыт проектирования, конструирования, моделирования.

Составление программы изучения потребностей. Составление технического задания / спецификации задания на изготовление продукта, призванного удовлетворить выявленную потребность, но не удовлетворяемую в настоящее время потребность ближайшего социального окружения или его представителей.

Сборка моделей. Исследование характеристик конструкций. Проектирование и конструирование моделей по известному прототипу. Испытания, анализ, варианты модернизации. Модернизация продукта. Разработка конструкций в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения. Конструирование простых систем с обратной связью на основе технических конструкторов.

Составление карт простых механизмов, включая сборку действующей модели в среде образовательного конструктора. Построение модели механизма, состоящего из 4-5 простых механизмов по кинематической схеме. Модификация механизма на основе технической документации для получения заданных свойств (решения задачи) - моделирование с помощью конструктора или в виртуальной среде. Простейшие роботы.

Составление технологической карты известного технологического процесса. Апробация путей оптимизации технологического процесса.

Изготовление информационного продукта по заданному алгоритму. Изготовление продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов (продукт и технология его изготовления - на выбор образовательного й организации).

Моделирование процесса управления в социальной системе (на примере элемента школьной жизни). Компьютерное моделирование, проведение виртуального эксперимента (на примере характеристик транспортного средства).

Разработка и создание изделия средствами учебного станка, управляемого программой компьютерного трехмерного проектирования. Автоматизированное производство на предприятиях нашего региона. Функции специалистов, занятых в производстве».

Разработка вспомогательной технологии. Разработка / оптимизация и введение технологии на примере организации действий и взаимодействия в быту.

Разработка и изготовление материального продукта. Апробация полученного материального продукта. Модернизация материального продукта.

Планирование (разработка) материального продукта в соответствии с задачей собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации) или на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов (тематика: дом и его содержание, школьное здание и его содержание).

Разработка проектного замысла по алгоритму («бытовые мелочи»): реализация этапов анализа ситуации, целеполагания, выбора системы и принципа действия / модификации продукта (поисковый и аналитический этапы проектной деятельности). Изготовление материального продукта с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования / настройки) рабочих инструментов / технологического оборудования (практический этап проектной деятельности).

Разработка проекта освещения выбранного помещения, включая отбор конкретных приборов, составление схемы электропроводки. Обоснование проектного решения по основаниям соответствия запросу и требованиям к освещенности и экономичности. Проект оптимизации энергозатрат.

Обобщение опыта получения продуктов различными субъектами, анализ потребительских свойств этих продуктов, запросов групп их потребителей, условий производства. Оптимизация и регламентация технологических режимов производства данного продукта. Пилотное применение технологии на основе разработанных регламентов.

Разработка и реализации персонального проекта, направленного на разрешение личностно значимой для обучающегося проблемы. Реализация запланированной деятельности по продвижению продукта.

Разработка проектного замысла в рамках избранного обучающимся вида проекта.

Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения

Предприятия региона проживания обучающихся, работающие на основе современных производственных технологий. Обзор ведущих технологий, применяющихся на предприятиях региона, рабочие места и их функции. Производство и потребление энергии в регионе проживания обучающихся, профессии в сфере энергетики. Автоматизированные производства региона проживания обучающихся, новые функции рабочих профессий в условиях высокотехнологичных автоматизированных производств и новые требования к кадрам. Производство материалов на предприятиях региона проживания обучающихся. Производство продуктов питания на предприятиях региона проживания обучающихся. Организация транспорта людей и грузов в регионе проживания обучающихся, спектр профессий.

Понятия трудового ресурса, рынка труда. Характеристики современного рынка труда. Квалификации и профессии. Цикл жизни профессии. Стратегии профессиональной карьеры. Современные требования к кадрам. Концепции «обучения для жизни» и «обучения через всю жизнь».

Система профильного обучения: права, обязанности и возможности.

Предпрофессиональные пробы в реальных и / или модельных условиях, дающие представление о деятельности в определенной сфере. Опыт принятия ответственного решения при выборе краткосрочного курса.

Основные технологии, реализуемые в образовательном процессе:

1. Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе - информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.

2. Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.

3. Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.

4. Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается учет возможностей и способностей обучающихся и создаются необходимые условия для их индивидуального развития.

5. Информационно-коммуникационные технологии.

Формы обучения - фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная.

Приоритетными методами являются упражнения, учебно-практические работы, иллюстративный, репродуктивный, метод проектов. Особенностью программы является то, что овладение обучающимися обязательным минимумом содержания технологического образования осуществляется через учебные проекты. Они содержат специальные технико-технологические упражнения, развивающие творческие и интеллектуальные способности обучающихся, самостоятельность, ответственность, мотивацию к обучению.

Цель выполнения проектов заключается в обучении обучающихся самостоятельному поиску проблем, требующих решения, в освоении ими поиска необходимой информации, в овладении алгоритмом преобразовательной деятельности.

Новизна использования метода проектов в технологическом образовании заключается в отказе от формального обучения школьников умениями и навыками без определенной цели выполняемой работы и ее значимости для обучающегося, его семьи, школы, общества и в переходе к мотивированному выполнению упражнений перед началом проекта или в процессе его выполнения в целях получения изделия заданного качества. Выполнение упражнений предусматривает овладение определенными знаниями, умениями и навыками.

Метод проектов является эффективным средством интеграции содержания обучения. Такие сквозные темы, как информационные технологии, черчение и графика, экономика, экология, проходят через большинство предлагаемых проектов. Несмотря на то, что в проект входит большое количество компонентов, программой отводится 60-70% времени на изготовление изделия.

Работа с одаренными детьми.

Создание благоприятных условий для обучения предмету технология(иметь соответствующие материалы; учебно-методическое обеспечение; атмосфера увлеченности предметом, его познания; информация о последних достижениях в развитии различных разделов предмета технология; наличие)

Использовать факторы интенсификации учебного процесса, повышение целенаправленности обучения, психологический фактор - усиление мотивации обучения, опираюсь на мотив интереса.

Педагогическая деятельность должна быть направлена на формирование устойчивого интереса к декоративно-прикладному творчеству, художественным традициям, воспитанию и развитию художественного вкуса, интеллектуально эмоциональной сферы и творческого потенциала при выполнении творческого проекта, участие в работе школьного научного общества. Проектная деятельность в учебном процессе представляет огромное поле деятельности для ребенка. Практичность проектной деятельности выражается, в соответствии направления деятельности индивидуальности и желаниям обучающегося.

Методическая помощь детям, готовым применять информационные технологии, в поиске ответов на возникающие вопросы. Составление каталога привлекательных информационных ресурсов для детей разного возраста. Благодаря Интернету расширяются коммуникационные и информационные ресурсы, необходимые для творческой деятельности. Одаренный ребенок может получить нужную ему информацию для работы по выполнению творческого проекта, в том числе об олимпиадах и конкурсах по предмету, которые проводятся в мире, а также принять в них участие.

Выбор средств выразительности материала, методов и форм работы должны обеспечивать комфортные бесконфликтные условия для самореализации личности. Все это в свою очередь способствует формированию и становлению гармонически развитой во всех направлениях личности.

Работа с детьми ОВЗ

Создание благоприятных условий для обучения предмету технология (иметь соответствующие материалы, инструменты и приспособления; учебно-методическое обеспечение; атмосфера увлеченности предметом, его познания; своевременное консультирование)

Последовательно руководить мыслительной деятельностью обучающихся, постоянно побуждая их к выполнению тех или иных заданий, демонстрация практических приемов и операций по мере необходимости.

Оставлять без помощи лишь на короткое время, постепенно приучая к самостоятельности.

Педагогическая деятельность должна быть направлена на формирование устойчивого интереса к декоративно-прикладному творчеству, воспитанию и развитию художественного вкуса, творческого потенциала через участие в оформлении школьных выставок и экспозиций, выставки работ обучающихся в кабинете, участие в городских конкурсах декоративно-прикладного творчества. В процессе участия ребенка происходит развитие коммуникативной культуры, памяти, внимания.

Формы контроля.

Оценка достижения обучающимися планируемых результатов применяется в ходе различных процедур оценивания: текущего и итогового, выполнение творческих работ и проектов.

  • Текущий контроль проводится систематически при выполнении устного опроса, практических работ, выполнения учащимися графических заданий и лабораторно-практических работ, выполнение тестов.

  • Итоговый контроль проводится учителем при завершении темы, блока тем, защите творческого проекта.

  • Участие в выставках и олимпиадах различного уровня.

Нормы оценок знаний и умений учащихся по устному опросу

Оценка «5» ставится, если обучающийся: полностью освоил учебный материал; умеет изложить его своими словами; самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «4» ставится, если обучающийся: в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «3» ставится, если обучающийся: не усвоил существенную часть учебного материала; допускает значительные ошибки при его изложении своими словами; затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами; слабо отвечает на дополнительные вопросы.

Оценка «2» ставится, если обучающийся: почти не усвоил учебный материал; не может изложить его своими словами; не может подтвердить ответ конкретными примерами; не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

Оценка «1» ставится, если обучающийся: полностью не усвоил учебный материал; не может изложить знания своими словами; не может ответить на дополнительные вопросы учителя.

Нормы оценок выполнения учащимися графических заданий и лабораторно-практических работ

Отметка «5» ставится, если обучающийся: творчески планирует выполнение работы; самостоятельно и полностью использует знания программного материала; правильно и аккуратно выполняет задание; умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.

Отметка «4» ставится, если обучающийся: правильно планирует выполнение работы; самостоятельно использует знания программного материала; в основном правильно и аккуратно выполняет задание; умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.

Отметка «3» ставится, если обучающийся: допускает ошибки при планировании выполнения работы; не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала; допускает ошибки и неаккуратно выполняет задание; затрудняется самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.

Отметка «2» ставится, если обучающийся: не может правильно спланировать выполнение работы; не может использовать знания программного материала; допускает грубые ошибки и неаккуратно выполняет задание; не может самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.

Отметка «1» ставится, если обучающийся: не может спланировать выполнение работы; не может использовать знания программного материала; отказывается выполнять задание.

Нормы оценок выполнения учащимися практической работы

«5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;

«4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;

«3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;

«2» - обучающийся самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.

Оценивание теста учащихся производится по следующей системе:

«5» - соответствует работа, содержащая 100 - 90 % правильных ответов;

«4» - соответствует работа, содержащая 80 - 60 % правильных ответов;

«3» - соответствует работа, содержащая 50 - 40 % правильных ответов;

«2» - соответствует работа, содержащая 30 - 20 % правильных ответов.

Критерии оценки проектной работы:

1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.

2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа реализуется из расчета 2 часа в неделю в 5 классах.



ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты включают:

• овладение знаниями и умениями предметно-преобразующей деятельности;

• овладение правилами безопасного труда при обработке различных материалов и изготовлении продуктов труда;

• готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

• сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

• овладение системой социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок;

• способность ставить цели и строить жизненные планы.

• выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

• самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда;

• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

• проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

Метапредметными результатами являются:

познавательные УУД:

• освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий,

• способность их использования в предметно-преобразующей деятельности;

• самостоятельность планирования и осуществления предметно-преобразующей деятельности;

• организация сотрудничества; построение индивидуальной образовательной траектории.

самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;

• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость;

• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности

• использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительскую стоимость

• оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

• диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;

• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда;

коммуникативные УУД: • умения работать в команде, учитывая позицию других людей, организовывать и планировать учебное сотрудничество, слушать и выступать, проявлять инициативу, принимать решения;

регулятивные УУД:

• целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе;

• самоорганизация учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, самоконтроль, самокоррекция, волевая регуляция, рефлексия);

• саморегуляция.

Предметные результаты включают:

• освоение умений, специфических для технологического образования;

• освоение видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета;

• формирование технологического типа мышления;

• владение научно-технической и технологической терминологией, ключевыми

понятиями, методами и приёмами труда;

•планирование технологического процесса и процесса труда;

•подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

•выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;

•соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

•соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

•обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда.

В результате обучения обучающиеся овладеют:

  • трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;

  • умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;

  • навыками использования распространённых ручных инструментов и приборов, планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда;

  • умениям использовать ИКТ и сеть Интернет для выполнения работ, проектов и их презентации.

По годам обучения результаты могут быть структурированы и конкретизированы следующим образом:

5 класс

По завершении учебного года обучающийся:

  • характеризует рекламу как средство формирования потребностей;

  • характеризует виды ресурсов, объясняет место ресурсов в проектировании и реализации технологического процесса;

  • называет предприятия региона проживания, работающие на основе современных производственных технологий, приводит примеры функций работников этих предприятий;

  • разъясняет содержание понятий «технология», «технологический процесс», «потребность», «конструкция», «механизм», «проект» и адекватно пользуется этими понятиями;

  • объясняет основания развития технологий, опираясь на произвольно избранную группу потребностей, которые удовлетворяют эти технологии;

  • приводит произвольные примеры производственных технологий и технологий в сфере быта;

  • объясняет, приводя примеры, принципиальную технологическую схему, в том числе характеризуя негативные эффекты;

  • составляет техническое задание, памятку, инструкцию, технологическую карту;

  • осуществляет сборку моделей с помощью образовательного конструктора по инструкции;

  • осуществляет выбор товара в модельной ситуации;

  • осуществляет сохранение информации в формах описания, схемы, эскиза, фотографии;

  • конструирует модель по заданному прототипу;

  • осуществляет корректное применение / хранение произвольно заданного продукта на основе информации производителя (инструкции, памятки, этикетки);

  • получил и проанализировал опыт изучения потребностей ближайшего социального окружения на основе самостоятельно разработанной программы;

  • получил и проанализировал опыт проведения испытания, анализа, модернизации модели;

  • получил и проанализировал опыт разработки оригинальных конструкций в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения;

  • получил и проанализировал опыт изготовления информационного продукта по заданному алгоритму;

  • получил и проанализировал опыт изготовления материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов;

  • получил и проанализировал опыт разработки или оптимизации и введение технологии на примере организации действий и взаимодействия в быту.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Раздел 1. Технологии в жизни человека и общества

Нерукотворный и рукотворный мир. Важнейшие человеческие потребности: пища, безопасность и сохранение здоровья, образование, общение, проявление и реализация интересов. Источники удовлетворения потребностей. Виды человеческой деятельности, направленные на удовлетворение потребностей. Технология как вид деятельности. Влияние технологии на общество, а общества на технологию. Влияние технологии на окружающий естественный мир и создание искусственного мира. Связь технологии с ремеслом и народно-прикладным творчеством.

Понятие технологии. Цикл жизни технологии. Материальные технологии, информационные технологии, социальные технологии. История развития технологий. Источники развития технологий: эволюция потребностей, практический опыт, научное знание, технологизация научных идей. Потребности и технологии. Потребности. Иерархия потребностей.

Раздел 2. Основы проектирования. Исследовательская и созидательная деятельность.

Тема 2.1 Основные компоненты проекта

Учебный проект. Основные компоненты учебного проекта. Определение потребностей в изделиях, которые может изготовить пятиклассник. Анализ человеческих потребностей и их технологическое решение в связи со временем, местом и обществом, в котором они формируются. Краткая формулировка задачи. Оценка интеллектуальных, материальных и финансовых возможностей для выполнения проекта. Разработка критериев для оценки соответствия изделия потребностям пользователя. Набор первоначальных идей. Их изображение в виде эскизов. Проработка одной или нескольких идей и выбор лучшей. Планирование изготовления изделия. Разработка простейшей технологической карты. Изготовление изделия. Испытание изделия в реальных условиях. Оценка процесса и результатов проектирования, качества изготовленного изделия. Оценка изделия пользователем и самооценка учеником. Презентация проекта с использованием компьютерной техники.

Общественные потребности. Потребности и цели. Развитие потребностей и развитие технологий. Реклама. Принципы организации рекламы. Современные информационные технологии. Осуществление мониторинга СМИ и ресурсов Интернета по вопросам формирования, продвижения и внедрения новых технологий, обслуживающих ту или иную группу потребностей или отнесенных к той или иной технологической стратегии Опыт проектирования, конструирования, моделирования.

Тема 2.2 Этапы проектной деятельности

Поиск и анализ проблемы. Выбор изделия для проектирования. Сопоставление планируемого изделия с существующими. Определение его преимуществ и недостатков. Оценка знаний и умений для изготовления запланированного изделия. Выбор темы проекта. Сбор, изучение и обработка информации по теме проекта. Разработка требований (критериев) для качественного выполнения конечного продукта.

Анализ и синтез как средства решения задачи. Техника проведения морфологического анализа. Логика построения и особенности разработки отдельных видов проектов: технологический проект, бизнес-проект (бизнес-план), инженерный проект, дизайн-проект, исследовательский проект, социальный проект. Бюджет проекта. Техники проектирования, конструирования, моделирования. Способы выявления потребностей. Методы принятия решения. Анализ альтернативных ресурсов. Современные информационные технологии.

Тема 2.3 Способы представления результатов выполнения проекта.

Записи в рабочей тетради - тетради творческих работ (ТТР), рисунки, эскизы, чертежи. Выставка проектных работ учащихся. Устные сообщения школьников. Демонстрация реальных изделий, изготовленных обучающимися по индивидуальным или коллективным проектам. Составление сообщений о проекте с использованием персональных компьютеров (ПК)

Способы представления технической и технологической информации. Техническое задание. Технические условия. Эскизы и чертежи. Технологическая карта. Алгоритм. Инструкция. Современные информационные технологии.

Раздел 3. Технологии обработки конструкционных материалов

Тема 3.1. Графика, черчение

Отличия технического рисунка, эскиза и чертежа. Изображение изделий в увеличенном или уменьшенном виде. Масштаб. Чертёж как условное изображение изделия, выполненное по определённым правилам с помощью чертёжных инструментов. Линии чертежа: сплошная толстая основная, сплошная тонкая, штрихпунктирная, штрихпунктирная с двумя точками.

Способы представления технической и технологической информации. Техническое задание. Технические условия. Эскизы и чертежи. Технологическая карта.

3.2. Технологии обработки и создания изделий из древесины и древесных материалов

Общие сведения о древесине. Виды древесины и пиломатериалов. Оборудование учебной мастерской по обработке древесины. Устройство столярного верстака. Инструменты и приспособления для обработки древесины. Организация рабочего места. Правила безопасной работы при ручной обработке древесины. Устройство и управление сверлильным станком.

Определение потребностей в изделиях из древесины. Выявление необходимых знаний и умений для изготовления этих изделий. Выбор изделия и разработка проекта в соответствии с уровнем знаний и умений обучающихся, наличием необходимых материалов, инструментов и оборудования. Проработка всех компонентов проекта по изготовлению выбранного изделия из древесины. Правила безопасной работы при строгании, разметке заготовок, при сверлении. Выполнение упражнений по отработке операций обработки древесины: строгание, разметка заготовки, сверление, выполнение неподвижных соединений.

Профессии, связанные с обработкой древесины (столяр, плотник)

Разработка вспомогательной технологии. Разработка / оптимизация и введение технологии на примере организации действий и взаимодействия в быту. Разработка проектного замысла в рамках избранного обучающимся вида проекта. Составление технологической карты известного технологического процесса Предприятия региона проживания обучающихся, работающие на основе современных производственных технологий. Обзор ведущих технологий, применяющихся на предприятиях региона, рабочие места и их функции.

3.3. Технологии обработки и создания изделий из металлов

Общие сведения о металлах. Оборудование, инструменты и приспособления для работы с металлом. Устройство слесарного и комбинированного верстаков. Инструменты и приспособления для работы с металлами. Правила безопасной работы при ручной обработке металла. Устройство и управление сверлильным станком. Правила безопасной работы на сверлильном станке.

Изучение потребностей в изделиях из тонколистового металла. Упражнения по отработке умений и навыков обработки тонколистового металла, разметки заготовок, резания и опиливания. Соединение деталей из металла. Методы защиты металлов от влияния окружающей среды. Окраска деталей и изделий из металла. Правила безопасной работы с тонколистовым металлом.

Изготовление изделия в соответствии с разработанным проектом.

Инструменты и приспособления для работы с проволокой. Правка проволоки. Правила безопасной работы с проволокой. Обоснование функциональных качеств изготовленного изделия.

Профессии, связанные с обработкой металлов и искусственных материалов

Составление технологической карты известного технологического процесса. Изготовление материального продукта с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования / настройки) рабочих инструментов / технологического оборудования (практический этап проектной деятельности)

3.4. Технологии художественно-прикладной обработки материалов

Технологии художественно-прикладной обработки материалов. Выпиливание лобзиком. Материалы, инструменты и приспособления для выпиливания. Организация рабочего места. Правила безопасности труда. Технология выжигания по дереву. Материалы, инструменты и приспособления для выжигания. Организация рабочего места. Правила безопасного труда.

Профессии, связанные с художественно-прикладной обработкой материалов Разработка проектного замысла по алгоритму («бытовые мелочи»): реализация этапов анализа ситуации, целеполагания, выбора системы и принципа действия / модификации продукта (поисковый и аналитический этапы проектной деятельности). Изготовление материального продукта с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования / настройки) рабочих инструментов / технологического оборудования (практический этап проектной деятельности). Разработка и реализации персонального проекта, направленного на разрешение личностно значимой для обучающегося проблемы.Реализация запланированной деятельности по продвижению продукта.Разработка проектного замысла в рамках избранного обучающимся вида проекта.

Раздел 4. Технологии домашнего хозяйства

Тема 4.1. Технологии ухода за жилыми помещениями, одеждой и обувью.

Представление о необходимости соответствия одежды и обуви времени года. Поддержание чистоты одежды и обуви. Правила и средства ухода за одеждой и обувью (стирка, чистка). Памятка по уходу за одеждой. Условные обозначения, определяющие условия стирки, глаженья и химической чистки. Ремонт одежды как условие удлинения срока её носки. Пришивание пуговиц, крючков, молний.

Обязанности членов семьи в поддержании порядка в жилых помещениях, в уходе за одеждой и обувью. Обязанности школьника по поддержанию порядка и культуры дома. Интерьер жилых помещений. Интерьер кухни. Профессии, связанные с уходом за жилыми помещениями, одеждой и обувью

История развития технологий, практический опыт. Виды ресурсов. Способы получения ресурсов. Взаимозаменяемость ресурсов. Экология жилья. Технологии содержания жилья. Технологии в сфере быта. Хранение непродовольственных продуктов Предприятия региона проживания обучающихся, работающие на основе современных производственных технологий.

Тема 4.2. Эстетика и экология жилища

Эстетические, экологические, эргономические требования к интерьеру жилища. Регулирование микроклимата в доме. Приборы для поддержания температурного режима, влажности и состояния воздушной среды. Современные системы фильтрации воды. Освещение жилых помещений: общее, местное, подсветка. Стилевые и цветовые решения в интерьере. Цветоведение. Расстановка мебели. Современная бытовая техника и правила пользования ею. Санитарные условия в жилом помещении

Экология жилья. Технологии содержания жилья. Электроприборы. Бытовая техника и ее развитие. Электробезопасность в быту и экология жилища. Освещение и освещенность, нормы освещенности в зависимости от назначения помещения. Технологии в сфере быта.

Раздел 5. Электротехника

Тема 5.3. Бытовые электроприборы

Электроосветительные и электронагревательные приборы, их безопасная эксплуатация. Бытовые светильники. Различные виды ламп. Технические характеристики ламп накаливания и люминесцентных энергосберегающих ламп. Электробытовые приборы (электроплита, электрочайник, тостер, СВЧ-печь). Пути экономии электрической энергии в быту. Общие сведения об СВЧ-печах, их устройстве и правилах эксплуатации. Общие сведения о принципе работы, видах и правилах эксплуатации бытовых холодильников и стиральных машин. Цифровые приборы. Правила безопасного пользования бытовыми электроприборами.

Технологии в сфере быта. Экология жилья. Технологии содержания жилья. Электроприборы. Бытовая техника и ее развитие. Электробезопасность в быту и экология жилища. Культура потребления: услуги.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Разделы программы, темы

5 класс

1.Технология в жизни человека и общества.

2

2.Основы проектирования. Исследовательская и созидательная деятельность

2.1 Основные компоненты проекта

2.2 Этапы проектной деятельности

2.3 Способы представления результатов проектирования

8

4

2

2

3. Технология обработки конструкционных материалов

3.1 Графика, черчение

3.2 Технологии обработки и создания изделий из древесины и древесных материалов

3.3 Технологии обработки и создания изделий из металлов и искусственных материалов

3.4 Технологии художественно-прикладной обработки материалов

52

2

24

22

4

4. Технологии домашнего хозяйства

4.1 Технологии ухода за жилыми помещениями, одеждой и обувью

4.2 Эстетика и экология жилища

4

2

2

5. Электротехника

3.3 Бытовые электроприборы

2

2

Итого

68

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УМК для ученика

Барановский В.А. Повар-технолог/Серия «учебники, учебные пособия» - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 416с.

Белецкая Л.Б. Креативные картины из природных материалов. М.: ЭКСМО, 2006. - 64с.

Белецкая Л.Б. Флористика. - М.: ООО Изд-во АСТ, 2003. - 77с.

Божко Л.А. Бисер. - М.: Мартин, 2002. - 120с.

Боттон Николь. Мягкие игрушки своими руками. /Пер. с фр. В.А.Мукосеевой. - М.: ООО «Мир книги», 2007. - 96с.

Гильман Р.А. Художественная роспись тканей. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 159с.

Голубева Н.Н. Аппликация из природных материалов. - М.: Культура и традиции, 2002. - 112с.

Горячева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. - Ярославль: Академия развития, 2001. - 96с.

Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников. - СПб.: Детство -Пресс, 2004. - 48с.

Гусева Н.А. 365 фенечки из бисера. - М.: Айрис-Пресс. 2004. - 208с.

ДавидовскиМарион. Весёлые куклы. - М.: ВНЕШСИГМА, 1998. - 64с.

Дайн Г., Дайн М. Русская тряпичная кукла: культура, традиции, технология. - М.: «Культура и традиции», 2007. - 112с.

Додж В. Шьем одежду для кукол /Пер. с анг. Г.И.Левитан. - М.: ООО «Попурри», 2005.-184с.

Еременко Т.И., Заболуева Е.С. Художественная обработка материалов: технология ручной вышивки/книга для учащихся. - М.: Просвещение, 2000. - 160с.

Еременко Т.И. Альбом узоров для вышивки. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. - 127с.

Зименкова Ф.Н. Технология. Справочное пособие для общеобразовательных школ. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 192с.

Изделия из кожи. - М.: ООО «Изд-во АСТ», 2003. - 78с.

Искусство сервировки. - М.: «АСТ-ПРЕСС Книга», 2004. - 151с.

История костюма. /Серия «Учебники 21 века»/ Ростов н/Д:Феникс, 2001. - 416с.

Калюжная Т.В. Ежемесячник огородника. - М.: Изд-во ЭКСМО, 2006. - 352с.

Кашкарова-Герцог Е.Д. Руководство по рукоделию для детей и взрослых. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999. - 64с.

Кискальт Изольда. Солёное тесто. - М.: ЗАО «АСТ-ПРЕСС», 1998. - 143с.

Котенкова З.П. Выжигание по ткани. Изделия в техник гильоширования. - Ярославль: Академия развития, 2002. - 88с.

Кулик И.А. Выжигание по ткани /Серия «Рукодельница». - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 32с.

Курбатская Н. Фриволите. - М.: Изд-во «Культура и традиции», 2003. - 95с.

Лихачева Л.Б., Соловей А.В. Энциклопедия заблуждений. Мода. - М.: Изд-во ЭКСМО, 2005. - 448с.

Лучшие техники для любителей вышивки /Под ред. Анны Скотт; пер. с англ. А.Шевченко - М.: «Альбом», 2006. - 159с.



Оборудование и приборы

Информационные источники

 информационный проект кафедры технологии лицея № 8 «Олимпия» г. Волгограда //

master-class.narod.ru

 Ярославский институт развития образования. Раздел «Технология» // ipk.yar.ru

 Начала экономики // besh.websib.ru

 Игры и задачи на развитие творческого мышления // rozmisel.ru

 Сайт о стиле и моде // sarafan.ru

 Сайт о стиле и моде // shpilka.ru

 Сайт с технологическими описаниями изготовления праздничных поделок //

Список литературы

УМК для учителя

Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 5 класс: Пособие для учителей. - М.: Школьная пресса, 2005. - 80с.

Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 6 класс: Пособие для учителей. - М.: Школьная пресса, 2005. - 48с.

Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 7 класс: Пособие для учителей. - М.: Школьная пресса, 2005. - 64с.

Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 8 класс: Пособие для учителей. - М.: Школьная пресса, 2005. - 48с.

Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 10 класс: Пособие для учителей. - М.: Школьная пресса, 2005. - 48с.

Арефьев И.П. Технология. Профориентация. Экономика России в опорных схемах и таблицах. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005. - 96с.

Захарченко Г.Г. Учебные задания по сельскохозяйственному труду: 5-9 кл: Методическое пособие. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 144с.

Захарченко Г.Г. Лабораторные работы по изучению полевых культур: Сельскохозяйственный труд: 5-9 кл. Методическое пособие для учителя. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 120с.

Зуева Ф.А. Предпрофильное и профильное образование учащихся: основные подходы./Методическое пособие/Ф.А.Зуева. - Челябинск: Взгляд, 2006. - 143с.

Маркуцкая С.Э. Технология: обслуживающий труд. Тесты 5-7 кл./Маркуцкая С.Э. - М.: Изд-во «Экзамен», 2006. - 128с.

Неделя технологии в начальной и средней школе: праздники, посиделки./Авт.-сост. Павлова О.В. - Волгоград: Учитель, 2007. - 127с

Дополнительная литература

1.Старикова Е. В. Корчагина Г. А. Дидактический материал по трудовому обучению: Кулинарные работы, Обработка ткани: 5 Класс: Книга для учителя М.: Просвщение, 1996.

2.Творческий проект по технологии обработки ткани 5-9 класс

3.Бровина Е.В. Швея, портной. Комплект инструкционно-технологических карт

4. В.Д. Симоненко. Основы потребительской культуры


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам предметной области «Технология», планируемые результаты освоения предмета «Технология» отражают:

  • осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;

  • овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;

  • овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;

  • формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;

  • развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;

  • формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.

При формировании перечня планируемых результатов освоения предмета «Технология» учтены требования Федерального государственного образовательного стандарта основного образования к личностным и метапредметным результатам и требования индивидуализации обучения, в связи с чем в программу включены результаты базового уровня, обязательного к освоению всеми обучающимися, и повышенного уровня (в списке выделены курсивом).

Раздел

Выпусник научится

Получит возможности

Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития


  • называет и характеризует актуальные управленческие, медицинские, информационные технологии, технологии производства и обработки материалов, машиностроения, биотехнологии, нанотехнологии;

  • называет и характеризует перспективные управленческие, медицинские, информационные технологии, технологии производства и обработки материалов, машиностроения, биотехнологии, нанотехнологии;

  • объясняет на произвольно избранных примерах принципиальные отличия современных технологий производства материальных продуктов от традиционных технологий, связывая свои объяснения с принципиальными алгоритмами, способами обработки ресурсов, свойствами продуктов современных производственных технологий и мерой их технологической чистоты;

  • получил опыт мониторинга развития технологий произвольно избранной отрасли на основе работы с информационными источниками различных видов.

- приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы развития технологий в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере.

Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся


  • следует технологии, в том числе в процессе изготовления субъективно нового продукта;

  • оценивает условия применимости технологии в том числе с позиций экологической защищенности;

  • прогнозирует по известной технологии выходы (характеристики продукта) в зависимости от изменения входов / параметров / ресурсов, проверяет прогнозы опытно-экспериментальным путем, в том числе самостоятельно планируя такого рода эксперименты;

  • в зависимости от ситуации оптимизирует базовые технологии (затратность - качество), проводит анализ альтернативных ресурсов, соединяет в единый план несколько технологий без их видоизменения для получения сложносоставного материального или информационного продукта;

  • проводит оценку и испытание полученного продукта;

  • проводит анализ потребностей в тех или иных материальных или информационных продуктах;

  • описывает технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения;

  • анализирует возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации;

  • получил и проанализировал опыт разработки и / или реализации прикладных проектов, предполагающих:

    • изготовление материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования / настройки) рабочих инструментов / технологического оборудования;

    • модификацию материального продукта по технической документации и изменения параметров технологического процесса для получения заданных свойств материального продукта;

    • определение характеристик и разработку материального продукта, включая его моделирование в информационной среде (конструкторе);

    • встраивание созданного информационного продукта в заданную оболочку;

    • изготовление информационного продукта по заданному алгоритму в заданной оболочке;

    • получил и проанализировал опыт разработки и / или реализации технологических проектов, предполагающих:

    • оптимизацию заданного способа (технологии) получения требующегося материального продукта (после его применения в собственной практике);

    • обобщение прецедентов получения продуктов одной группы различными субъектами (опыта), анализ потребительских свойств данных продуктов, запросов групп их потребителей, условий производства с выработкой (процессированием, регламентацией) технологии производства данного продукта и ее пилотного применения; разработку инструкций, технологических карт для исполнителей, согласование с заинтересованными субъектами;

    • разработку (комбинирование, изменение параметров и требований к ресурсам) технологии получения материального и информационного продукта с заданными свойствами;

    • получил и проанализировал опыт разработки и / или реализации проектов, предполагающих:

    • планирование (разработку) материального продукта в соответствии с задачей собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации);

    • планирование (разработку) материального продукта на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов;

    • разработку плана продвижения продукта;

    • получил и проанализировал опыт конструирования конкретных механизмов, позволяющих решить конкретные задачи (с помощью стандартных простых механизмов, с помощью материального или виртуального конструктора).

- выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения;

- модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией / заказом / потребностью / задачей деятельности и в соответствии с их характеристиками разрабатывать технологию на основе базовой технологии;

  • технологизировать свой опыт, представлять на основе ретроспективного анализа и унификации деятельности описание в виде инструкции или технологической карты;

  • оценивать коммерческий потенциал продукта и / или технологии.

Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения


  • характеризует группы профессий, обслуживающих технологии в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере, описывает тенденции их развития,

  • характеризует ситуацию на региональном рынке труда, называет тенденции ее развития,

  • разъясняет социальное значение групп профессий, востребованных на региональном рынке труда,

  • характеризует группы предприятий региона проживания,

  • характеризует организации профессионального образования различного уровня, расположенные на территории проживания обучающегося, об оказываемых ими образовательных услугах, условиях поступления и особенностях обучения,

  • анализирует свои мотивы и причины принятия тех или иных решений,

  • анализирует результаты и последствия своих решений, связанных с выбором и реализацией образовательной траектории,

  • анализирует свои возможности и предпочтения, связанные с освоением определенного уровня образовательных программ и реализацией тех или иных видов деятельности,

  • получил опыт наблюдения (изучения), ознакомления с современными производствами в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере и деятельностью занятых в них работников,

получил опыт поиска, извлечения, структурирования и обработки информации о перспективах развития современных производств в регионе проживания, а также информации об актуальном состоянии и перспективах развития регионального рынка труда

  • предлагать альтернативные варианты траекторий профессионального образования для занятия заданных должностей;

анализировать социальный статус произвольно заданной социально-профессиональной группы из числа профессий, обслуживающих технологии в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере







25


© 2010-2022