Открытое занятие. Тема «Общение»

Мною представлен конспект открытого занятия на тему «Общения». Данный материал можно использовать как педагогам-психологам в своей работе  с учениками образовательных учреждений, так и педагогам дополнительного образования. В процессе данного занятия воспитанники получают представление о различных способах общения и обучаются основам эффективного и безопасного общения. Такие занятия с детьми 12-15 лет  очень важны, так как проблемы межличностного общения в настоящее время  актуальны. Занятие сос...
Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Открытое занятие. Тема «Общение»Открытое занятие. Тема «Общение»Открытое занятие. Тема «Общение»Открытое занятие. Тема «Общение»Открытое занятие. Тема «Общение»Открытое занятие. Тема «Общение»Открытое занятие. Тема «Общение»Открытое занятие. Тема «Общение»Открытое занятие. Тема «Общение»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр внешкольной работы» г. Поворино





Тема: «Общение»

Открытое занятие в объединении «КВИНТ»














Подготовила:

педагог дополнительного образования

Кудрявцева Ирина Николаевна

2013 год


Тема занятия: «Общение»

Цель: развивать мотивацию подростков к познанию и самосовершенствованию.

Задачи:

Обучающие:

- дать воспитанникам представление о различных способах общения;

- обучить основам эффективного и безопасного общения

Развивающие:

- развивать творческие способности воспитанников;

- развивать мышление, речь, расширять кругозор;

- способствовать самоактуализации и самоутверждению в группе сверстников.

Воспитывающие:

- формировать у воспитанников общечеловеческие ценности;

- побуждать к анализу своих поступков, мыслей, чувств, следуя нравственным правилам жизни.

Место проведения: ЦВР, к. № 1

Время проведения: 20 октября 2013 года

Количество воспитанников, возраст: 12 человек, 12 лет.

Форма занятия: беседа с элементами практической работы.

Формы работы: коллективная, индивидуальная, работа по подгруппам (в парах, небольшими командами).

Методы работы: вовлечение в деятельность, сотрудничество, открытый диалог.

Приёмы работы: беседа, диалог, дискуссия, игра - активатор, игра-упражнение, итоговый круг.

Оборудование и оформление:

- тема занятия, эпиграф;

- плакат «Дерево взаимоотношений»;

- листы ватмана;

- маркеры;

- чистая бумага, ручки для работы в подгруппах;

- жетоны трёх цветов (красный, жёлтый, зелёный);

- магнитофон.

Ход занятия


I часть: вступительное слово педагога, игра-активатор «Общение руками»

Педагог:

Сегодня мы поговорим с вами об общении, которое играет огромную роль в жизни людей.

Общение - одна из главнейших сфер жизнедеятельности человека, пронизывающая все другие виды его деятельности и регулирующая их. От того, как строится общение в семье, в детском коллективе, зависит, какие отношения сложатся между членами семьи, класса, какой психологический климат будет преобладать.

Чтобы вы быстрее настроились на разговор, я предлагаю сыграть в очень интересную игру «Общение руками». Для этого вам нужно разбиться на пары, встать друг напротив друга, взяться за руки и закрыть глаза.

По моей команде, но только при помощи рук (без слов) надо поздороваться, попрощаться, поссориться, помириться, потанцевать.

Игра «Общение руками»

(пояснение: давать команду на смену действия необходимо, ориентируясь на воспитанников; поскольку игра может оказаться довольно забавной, на каждое действие, возможно, понадобится не менее минуты).

Педагог:

Спасибо, вы отлично всё делали без слов. А теперь скажите: как одним словом можно назвать то, что мы с вами делали? (Ответы детей)

Верно, это называется общением. Мы с вами, живя в мире людей, ежедневно вступаем в разнообразные контакты друг с другом. И эти контакты между людьми и имеют в виду, когда говорят об общении.

II часть: дискуссия «Способы общения».

Педагог:

Давайте подумаем: а какими способами, с помощью каких средств люди общаются друг с другом? Я не имею в виду телефон или радио, я имею в виду, с помощью каких действий люди выражают свои мысли и настроение? Пожалуйста, высказывайте свои мнения, а я буду записывать их на ватмане. (Высказывания воспитанников)

(пояснение: следует направлять воспитанников на то, чтобы они назвали примерно следующие способы общения: 1) слова (речь); 2) выражение лица (мимика); 3) жесты; 4) позы; 5) взгляды)

Педагог:

Молодцы. Вы назвали много разных способов общения. Я только внесу дополнения в ваш список.

Общение при помощи слов носит название вербального общения.

Все остальные, перечисленные вами способы общения называются невербальными.

Сейчас я внесу дополнения в нашу схему, и вы увидите, что получится.

Способы общения

Невербальные (несловесные)

Вербальные (слова)



позы

взгляды

письменная речь

устная речь

интонация

жесты

мимика

Педагог:

Словами человек передаёт не всю информацию в процессе общения. Часто мы доверяем больше невербальным, т.е. несловесным, элементам информации. Ну, например, если сказать: «Очень вкусно» - и при этом изобразить на лице отвращение, то скорее поверят выражению лица, чем сказанным словам. А равнодушная интонация при произнесении слов «Я тебя люблю» вообще меняет их смысл. Информацию, переданную при помощи невербальных средств, можно научиться читать, понимать и распознавать так же, как мы понимаем слова. Это очень важно, поскольку невербальная информация (интонация, взгляд, жест, выражение лица, поза) действительно намного чаще соответствует истинным чувствам, чем слова. А чтобы этого не происходило при общении с близкими людьми, необходимы открытость, правдивость и откровенность.

Предлагаю вам поиграть в игру «Разговор через стекло». Правила такие: сейчас вы рассчитаетесь на первый-второй, и я дам вам задание - передать с помощью жестов информацию своему напарнику. Первые номера не будут знать, какое задание получили вторые, и наоборот. Потом каждый первый номер выберет себе пару из числа вторых, и в паре оба партнёра постараются объяснить друг другу то, что я им сообщу. Объяснения начинать по моей команде. Говорить вслух или писать нельзя. Считайте, что между вами толстое стекло, и ваш напарник может вас только видеть, но не может слышать. По окончании выступления первых номеров, мы прослушаем, что поняли вторые, а затем сделаем всё наоборот.

Примерные фразы для игры:

- Я поссорился с лучшим другом.

- У меня сегодня прекрасное настроение.

- Спортсмены не употребляют спиртных напитков.

- Я хожу на занятия в танцевальную студию.

- Сегодня я не подготовился к уроку.

- Я хочу заниматься вокалом.

- Мне нравится ходить по лесу.

- Курить - здоровью вредить.

- Мой друг пригласил меня в кино.

- Мне запретили играть в компьютерные игры.


Игра-упражнение «Разговор через стекло»


Педагог:

Ну что, повеселились? Молодцы. Игра получилась у вас просто замечательная. Вы, наверное, согласитесь, что умение понимать невербальные сигналы собеседника облегчают общение. Но не только это одно делает общение приятным и продуктивным. Вероятно, чтобы собеседнику было интересно и приятно с вами общаться, требуются ещё какие-то правила, которым нужно следовать, контактируя с другими людьми.

Ш часть: рассказ педагога «Принципы общения»

Педагог:

Сейчас я расскажу вам, каким же принципам необходимо следовать, выстраивая отношения с близкими людьми. Чтобы вам легче было рассуждать, я обращу ваше внимание на плакат, на котором представлено «дерево взаимоотношений».

Итак, любое дерево произрастает в почве. В нашем случае почва - непосредственная связь с близкими людьми, друзьями. Это означает, что с ними надо поддерживать контакты: общаться, совместно решать проблемы, делиться наболевшим, навещать, писать письма и т.д., так как они являются той почвой, из которой произрастаешь ты сам, с которой ты связан. Представьте себе, что будет с деревом, если его вырвать из земли?!

Корни - самоуважение и уважение к другим, честность, доверие, открытость - это те навыки, которыми необходимо обладать, выстраивая отношения с близкими людьми.

  • Самоуважение - для того, чтобы твои хорошие качества понравились другим, они должны нравиться тебе самому.

  • Уважение к другим - нравясь себе, вы сможете увидеть хорошее в других и предложить им уважение, которого они заслуживают.

  • Честность нужна, чтобы увидеть себя такими, какие вы есть, и начать доверять своим собственным мыслям и поведению, а также, чтобы получить доверие от окружающих и научиться доверять им.

  • Открытость - это умение проявить все перечисленные качества, продемонстрировать их близким людям.

В общении именно открытость и честность играют огромную роль. Подумайте, скольких конфликтов удалось бы избежать в общении с близкими, если бы все проблемы спокойно и конструктивно обсуждались, а не замалчивались!

Если хотя бы один корень дерева будет чахлым, больным, неспособным проводить питательные вещества, представьте себе, насколько подорвана будет сама основа растения, его сила!

Ствол - это навыки общения с близкими людьми: умение их слушать и самим доносить до них информацию, принимать критику и похвалу, а также критиковать и хвалить самому, умение начинать и поддерживать разговор, находить выход из конфликтных ситуаций и многое другое. Сформированность этих навыков - непременное условие сохранения благоприятного климата в семье.

Представьте себе, что ствол дерева будет повреждён. Тогда все живительные соки просто не попадут к кроне дерева, и оно станет чахлым и вялым.

Крона - это тот результат, который вы получите, соблюдая все перечисленные принципы установления отношений с близкими людьми. Крона - это ваша здоровая и счастливая жизнь, ваши успехи и достижения, ваш жизненный расцвет.

Но даже в самых благополучных семьях, дружных коллективах иногда возникают спорные или конфликтные ситуации. Они складываются постепенно. Психологи К. Томас и Р. Килменн определили пять стилей поведения в конфликтной ситуации:

  1. стиль конкуренции - один из участников конфликта достигает своей цели путём подавления другого. Результат - конфликт загоняется вглубь: психологическое напряжение, дискомфорт, неблагоприятное состояние «проигравшей» стороны;

  2. стиль уклонения - один из участников уходит от конфликта, избегает его. Это происходит в следующих случаях: когда он чувствует себя неправым, ощущает безнадёжность ситуации, не хочет тратить силы, боится наказания, т.к. другой человек обладает большей властью. Естественно, что уклоняющийся не получает полного удовлетворения от такого разрешения конфликта;

  3. стиль приспособления - участник конфликта подчиняется другому, делает то, что он требует, перестаёт отстаивать свои интересы. Человек жертвует иногда не только своими интересами, но и достоинством;

  4. стиль компромисса - участники конфликта частично уступают друг другу, заключают как бы временное перемирие. Это поверхностный уровень решения проблемы, так как конфликт не решается полностью, а лишь откладывается;

  5. стиль сотрудничества - происходит открытое обсуждение возникшей ситуации, нужд и желаний каждого человека, поиск решения, позволяющего удовлетворить каждого.

Как вы видите, стиль сотрудничества - наиболее оптимальный стиль поведения в конфликтной ситуации, так как конструктивное решение конфликта предполагает достижение совместной цели при условии удовлетворённости партнёра.

IV часть: работа в подгруппах «Правила эффективного и безопасного общения»

Педагог:

А теперь давайте попытаемся придумать правила общения, которые могли бы облегчить и улучшить его. Для этого вы разделитесь на группы (воспитанники выбирают цветные жетоны красный-жёлтый-зелёный). Задача каждой группы - придумать 5 правил общения, которые могли бы его улучшить или облегчить. желательно объяснить, почему вы выдвинули то или иное правило. (Работа в подгруппах. Воспитанники озвучивают свои правила, педагог их записывает).

Педагог:

Подведём итоги. В окончательном виде правила конструктивного общения могут выглядеть следующим образом:

  • улыбайтесь во время разговора;

  • Называйте собеседника в время разговора по имени;

  • во время разговора смотрите в глаза собеседнику;

  • слушайте внимательно и показывайте свою заинтересованность;

  • старайтесь хотя бы немного поговорить о том, что интересно собеседнику;

  • в конфликтных ситуациях проясняйте спорные вопросы до конца и совместно ищите взаимовыгодное решение;

  • будьте всегда честны и откровенны, не стоит лукавить в общении с близкими людьми, друзьями.

V часть: Итоги занятия.

Педагог:

Большое спасибо всем! Вы очень старательно работали. А теперь давайте все по кругу скажем, что на этом занятии для вас оказалось интересным или полезным. А может быть, кому-то что-то показалось неправильным или обидным. Каждый может говорить полминуты, минуту или просто сказать несколько слов.

«Итоговый круг»


Педагог:

Наше занятие подошло к концу. Сегодня мы познакомились с вами с различными способами общения, с основами эффективного и безопасного общения. Вы получили возможность на практике потренироваться в невербальных способах самовыражения. Надеюсь, вам пригодиться это в жизни для того, чтобы строить с окружающими позитивные отношения.

7


© 2010-2022