Творческий проект на тему Хохломская роспись. Разделочная доска для кабинета Технология

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Творческий проект на тему Хохломская роспись. Разделочная доска для кабинета ТехнологияТворческий проект на тему Хохломская роспись. Разделочная доска для кабинета ТехнологияТворческий проект на тему Хохломская роспись. Разделочная доска для кабинета ТехнологияТворческий проект на тему Хохломская роспись. Разделочная доска для кабинета ТехнологияТворческий проект на тему Хохломская роспись. Разделочная доска для кабинета ТехнологияТворческий проект на тему Хохломская роспись. Разделочная доска для кабинета ТехнологияТворческий проект на тему Хохломская роспись. Разделочная доска для кабинета ТехнологияТворческий проект на тему Хохломская роспись. Разделочная доска для кабинета ТехнологияТворческий проект на тему Хохломская роспись. Разделочная доска для кабинета ТехнологияТворческий проект на тему Хохломская роспись. Разделочная доска для кабинета ТехнологияТворческий проект на тему Хохломская роспись. Разделочная доска для кабинета ТехнологияТворческий проект на тему Хохломская роспись. Разделочная доска для кабинета ТехнологияТворческий проект на тему Хохломская роспись. Разделочная доска для кабинета ТехнологияТворческий проект на тему Хохломская роспись. Разделочная доска для кабинета ТехнологияТворческий проект на тему Хохломская роспись. Разделочная доска для кабинета ТехнологияМуниципальное образовательное учреждение

« Адамовская средняя общеобразовательная школа №1»

Творческий проект:

Разделочная доска для кабинета технология.

Выполнил: ученица 9 а класса,

АСОШ №1, Кузина Вера Ивановна

Проверил: учитель технологии

АСОШ №1, Бунина И.А.

п. Адамовка,2013

Содержание

  1. Введение

  2. ЭТАП I

  • Знакомство с историей хохломской росписи.

  1. ЭТАП II

  • Поиск новых областей применения хохломской росписи.

  1. ЭТАП III

  • Отделка разделочной доски в технике « Хохломская роспись»

  1. План организации по изготовлению проектируемого изделия.

  2. Банк идей и предложений

  3. Характеристика используемых материалов и оборудования

  4. Расчетная часть

  5. Размер готового изделия

  6. . Графическая часть.

  7. Технологическая часть

  8. Техника безопасности

  9. Экономическая часть

  10. . Экологическое обоснование

  11. Рекламный проспект

  12. Итоги работы

  13. Литература



«Человек по натуре своей -

художник.

Он всюду, так или иначе,

стремится вносить в свою жизнь красоту…

Красивые вещи воспитывают

творческое воображение людей и

уважение к их труду».

М. Горький.



«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета достойного, завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…. Национальные отличая, сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний ».

Академик Лихачев Д.С



Введение

В последние годы мы по новому относимся к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно -прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное, из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Проблема: Низкая популярность и забывание народных промыслов как культурного наследия и особого вида декоративно-прикладного искусства.

Данную проблему как тему проекта я выбрала неслучайно. Для уроков изобразительного искусства и технологии, посвящѐнным видам и изделиям декоративно-прикладного творчества, необходим наглядный материал. Посещая различные музеи и сувенирные магазины, я убедилась в том, что не все виды ДПИ представлены в них.

В современном мире забываются культурные истоки России. Уходят в забвение прялки и ткацкие станки, деревянная кухонная утварь, лавки, сундуки. На смену традиционному ткачеству пришли готовые фабричные ткани, костюм древних славян заменила готовая современная одежда, которую мы приобретаем в магазинах. Вышивку, как украшение тканей и одежды, заменил печатный фабричный рисунок, деревянную утварь - кухонные принадлежности из пластика, стекла, никелированной стали. Всѐ это изготавливается на фабриках. Один и тот же предмет повторяется тысячи раз - одна баночка для крупы из пластика или стекла похожа как две капли воды на другую. Предметы обихода теряют свою привлекательность и индивидуальность. Да, они удобны в использовании, но безлики.

Одной из основных причин, приводящих к забыванию в современном обществе своего культурного наследия, является эта замена.

Создаются творческие группы, занимающиеся реконструкцией не только исторических событий, но и воссоздающих быт древних славян. Их вклад в сохранение национальной памяти об историческом прошлом трудно переоценить. Но он недостаточен, т.к. реконструкцией занимаются люди увлечѐнные этим. Но как увлечь и других? Как привлечь внимание общества к этому кладу, что оставили нам наши предки?

Возможное решение этой проблемы мне представляется в нахождении новых, актуальных и нетрадиционных областей применения для народных промыслов, как неотъемлемой составляющей общего исторического и культурного наследия России.

Была создана творческая группа из учащихся, пожелавших принять участие в работе над проектом по вышеуказанной проблеме. В неѐ вошли следующие учащиеся:

1. Дильжанова Гульшат

2. Калачёва Елена

3. Жакупова Айна

4. Дуйсенеева Асылзат

5. Мурзалина Гульмира

6. Куприянова Екатерина

7. Матвеева Виктория

Цели:

1. Воспитание у учащихся интереса и патриотического отношения к истории родной страны.

2. Приобщение учащихся к народному декоративно-прикладному творчеству.

3. Формирование у учащихся знаний, умений и навыков в области народного декоративно-прикладного творчества .

4. Ознакомление учащихся с историей возникновения хохломской росписи.

5. Овладение учащимися технологией выполнения хохломской росписи.

6. Самостоятельное выполнение учащимися хохломской росписи по дереву.

7. Нахождение новых актуальных областей применения для традиционных народных промыслов на примере хохломской росписи.

Задачи:

I. Ознакомление участников проекта с выбранной проблемой.

II. Познакомить участников работы над проектом с историей возникновения хохломского промысла.

III. Дать знания о технологии и стилистике данного промысла, обучить необходимым приѐмам работы.

IV. Развить умения и навыки в самостоятельном производстве изделий по технологии и в стилистике хохломского промысла.

V. Направить познавательный интерес участников проекта на поиск новых областей применения хохломского промысла .

VI. Применение полученных знаний о промысле в новых областях, не свойственных данному промыслу.

VII. Провести с анкетирование с учащимися.

Для достижения поставленных целей с участниками проекта была проведена следующая работа, разделѐнная на два этапа:

I. Изучение истории возникновения хохломского промысла.

Освоение технологии хохломской росписи. Изготовление участниками проекта традиционных изделий хохломского промысла .

II. Обсуждение достигнутых результатов, поиск новых областей применения . Демонстрация итоговых результатов.

Вопросы, направляющие проект:

1. Какая история Хохломской росписи?

2. Легенда Хохломской росписи?

3. Какая технология изготовления Хохломской росписи?

4. Какие особенности рисунка Хохломы?

5. Какие элементы у Хохломской росписи?

6. Какие формы и пропорции имеет Хохломская роспись?

7. Какие орнаменты?

Проблемные вопросы:

1. Что такое «хвостик» и как его изготовляют?

2. Какими материалами лучше всего выполнять роспись?

3. Какие заготовки под письмо самые лучшие?

4. Какие виды растворителей используются в производстве?

5. Классификация пигментов, какая она?

6. Как выглядит роспись в разрезе?

7. Как проходит технологический процесс хохломской росписи?

8. Каков состав растительного масла?

9. Какие виды лаков используются в производстве?

10. Каковы особенности верхового письма?

11. Каковы особенности фонового письма?

12. Каковы особенности кудрины (фоновое письмо)

Первый этап

Знакомство с историей хохломской росписи.

Задача I. Ознакомление участников проекта с выбранной проблемой.

C участниками была проведена беседа по теме творческого проекта (см. Проблема).

Результат беседы: осознание важности поставленной проблемы, значимости работы по ней. Выбор конкретного промысла как объекта, на примере которого будет осуществляться творческая деятельность (Хохломская роспись по дереву).

Задача II. Познакомить участников работы над проектом с историей возникновения хохломского промысла.

Золотая хохлома - один из старинных самобытных русских народных промыслов, на протяжении веков формирующий быт и жизненный уклад целых поколений и являющийся неотъемлемой частью российской культуры. Особенностью хохломского промысла является изготовление золоченой деревянной посуды без применения драгоценного металла и своеобразная растительно-травная роспись. Символом хохломской росписи стала огненная жар-птица, украшенная яркими цветами. Столицей золотой хохломы по праву считается город Семенов, расположенный в 80 километрах от Нижнего Новгорода.

Хохломской промысел насчитывает более трёх столетий. Он зародился в нижегородском Заволжье и пошел от иконописи. Это было время обширного заселения нижегородских земель разным людом, среди которого были «старообрядцы» - противники церковных реформ Патриарха Никона. Они знали секрет золочения икон при помощи серебряного металла и льняного масла - олифы.

Деревянные иконы покрывали слоем серебра, растертого в порошок, после чего олифили, затем ставили в печь. После закалки икона приобретала новый золотистый цвет. Впоследствии, с появлением более дешевого олова, этот способ перешел и на посуду. Так, начиная с XVII века, на всю Россию славилась расписная деревянная посуда заволжских мастеров. «Парадная» посуда изготавливалась по особым заказам небольшими партиями из разных пород дерева, разных форм и художественной отделки, и предназначалась для дарения именитым гостям и иностранным послам.

На территории предприятия стоит памятник легендарному Семёну-ложкарю. Скульптурное изображение - это дань уважения всему трудовому люду заволжского края, тем, кто трудился, не покладая рук, развивая свое ремесло.

В XVII веке промысел формировался вокруг торгового села Хохлома Семёновского уезда, в окрестностях которого жили мастера, в базарные дни привозившие туда свои изделия. Расписанную деревянную посуду стали называть хохломской. Так и сам промысел получил название «хохломского».

Нижегородской посудой торговали на великом торжище - Макарьевской ярмарке, позднее Нижегородской, в Москве и других уголках России. Начиная с 60-х годов XIX века, хохломская посуда и мебель постоянно экспонируются на отечественных и зарубежных выставках. После всемирной выставки 1889 года в Париже резко увеличился экспорт хохломских изделий. Искусно выточенная и расписанная посуда появилась на рынках Западной Европы, Средней Азии, Персии, Индии. В начале XX столетия хохломские изделия проникают в отдаленные города Америки, Австралию и даже Африку. Ассортимент отличался большим разнообразием. Изготавливали различные блюда, тарелки, бочата, поставки и солонки, кружки, бокалы, ложки, шкатулки, трости, табакерки и даже мебель в русском стиле - столы с ножками-балясинами, шкафы-теремки.

Покупатели всегда ценили лёгкость и прочность хохломских изделий, красоту росписи. В XIX веке её мотивы были достаточно просты: чашки украшали поясками из геометрических фигурок, но к концу века роспись усложнилась. На крупных вещах на заказ создавали орнаменты кудрины с золотыми цветами и листьями округлых форм, изделия для продажи в город расписывали узорами в духе ситцевых платков, старинных набоек или орнаментов рукописных книг. Самым распространенным и любимым было «травное» письмо. Уже в 30-е годы XX века на основе лучших традиций росписи был создан новый хохломской орнамент. Современная роспись обогатилась новыми мотивами, стала тоньше и сложнее по колориту и композиционному решению, усложнилась и техника исполнения.

За многовековую историю хохломской промысел претерпел немало взлетов и падений, что отражалось на судьбе его мастеров. Дороговизна леса, конкуренция металлической и фаянсовой посуды, зависимость от скупщиков - всё это не способствовало росту благосостояния самих ложкарей и художников. Положение изменилось, когда в 1916 году при поддержке Нижегородского земства в Семёнове была открыта Школа художественной обработки дерева. Её возглавил талантливый художник Г. П. Матвеев. На базе этой школы была организована кооперативная артель «Кустарь - художник», которая впоследствии переросла в крупное производственное объединение «Хохломская роспись».

Благодарные потомки помнят о заслугах Матвеева, на территории предприятия ему установили памятник и сохранили заложенные Матвеевым традиции наставничества. «Хохломская роспись» патронирует семёновский Художественный лицей № 30, где готовят будущих мастеров по росписи и деревообработке.

В 1931 году артель получила название «Экспорт», поскольку 70 % продукции продавали за границу. В 1961 году артель получила статус фабрики, а в 1971 году - производственно-художественного объединения.

В настоящее время крупнейшее в России предприятие народных художественных промыслов «Хохломская роспись» продолжает вековые традиции выпуска изделий с хохломской росписью. В ассортименте насчитывается более 1000 наименований изделий утилитарного и декоративно-сувенирного назначения. Это многопредметные наборы для ухи, десерта, в том числе: наборы-сервизы, резные ковши, братины (ковши для вина), подсвечники, вазы, поставки, бочата, штофы, панно, музыкальные шкатулки.

Вся выпускаемая продукция имеет сертификаты соответствия и гигиенические сертификаты, а это значит, что из хохломской посуды можно пить и есть, не опасаясь за здоровье.

Под заказ выполняются изделия с геральдикой, эмблемами, портретами. На предприятии работает более полутора тысяч человек, в том числе 400 художников. Многие из них - по-настоящему одаренные, талантливые мастера. И у каждого свое осмысление богатого творческого наследия, свое видение рисунка и особый почерк. Ряд художников имеют почетное звание: «Заслуженный художник РФ», являются членами Союза художников России, награждены государственными премиями.

На предприятии с 1964 года действует творческая лаборатория, где рождается новый ассортимент и уникальные высокохудожественные изделия. Через лабораторию проходят подающие надежды молодые мастера. Настоящими виртуозами росписи называют художниц М. Иванову, Е. Зайцеву, О. Разумову, Н. Воронину. На их работы обращают внимание специалисты на многих российских и международных выставках.

По эскизу заслуженного художника РФ Таисии Белянцевой ко дню 40-летия полетов из Лондона в Москву фюзеляжи восьми лайнеров авиакомпании «Бритиш Эйэрвэйз» были украшены хохломским узором.

Искусство хохломы - это не только красиво выполненная роспись, но и умение создавать выразительную форму изделия, знание сложной технологии обработки дерева. И немногие знают, сколько труда и терпения, сноровки и истинного вдохновения требует от людей разных специальностей этот сложный процесс. На основе традиционного способа изготовления хохломских изделий был разработан и усовершенствован современный технологический процесс, позволяющий достигнуть высокого технического уровня продукции.

В производстве используется дерево разных пород, в основном - липа. Древесину сначала выдерживают на открытом воздухе не менее года. Затем ее распиливают на кряжи, изготавливают болванки, из которых вытачивают чашки, поставки, бочата, вазы, матрешку, вырезают ложки и ковши.

Некрашеную посуду называют в промысле «белой» или «бельем». Прежде всего, ее надо высушить, чтобы изделие не дало трещин. Поэтому в помещениях предварительной обработки постоянно поддерживается температура около 30 градусов, а в сушильных камерах, где на широких полках-«колосниках» досушиваются белые точеные изделия, - до 100 градусов.

Затем, некрашеные чашки покрывают специальным масляным грунтом красновато-коричневого цвета, отчего все они становятся похожими на глиняные. После грунтовки изделия 2-3 часа сушат в электропечи при температуре 120-130 градусов. Далее - шлифуют, шпаклюют, олифят.

Последняя подготовительная операция - лужение. Исполняют ее также, как и все предыдущие операции, вручную . Пока верхний слой олифы не высох окончательно и грунт не утратил вязкости, изделия натирают алюминиевым порошком. Луженые чашки становятся матово блестящими, напоминая серебряные, и в таком виде поступают в цеха росписи.

Расписанные изделия два-три раза покрывают лаком с промежуточной закалкой при температуре 120-130 градусов. Чтобы получить нужный эффект от закалки, необходимо точно рассчитать её время, которое зависит от сорта дерева, и от габаритов изделия. Таким образом, серебро превращается в «золото», и расписанные деревянные чаши и вазы становятся похожими на драгоценную позолоченную посуду, отличающуюся особенной красотой и неповторимостью.

В современной хохломской росписи сохраняется стиль и колорит традиционного орнамента, «верхового» и «фонового», но цветовая гамма - расширена. Кроме черного, красного и золотого цвета - традиционного триколора, пришедшего из иконописи, используются зеленый и желтый, оранжевый и коричневый цвета.

Художники имеют возможность экспериментировать. Так появляются новые направления в хохломском искусстве. Это миниатюрная хохломская роспись, хохломское панно с живописью, иконы.

В 1993 году в продолжение традиций в технике иконописи по хохломскому «золоту» на фабрике была создана иконописная мастерская и начато изготовление икон. Канонам иконописи художники обучались в Троице-Сергиевой Лавре и получили благословение на писание икон от митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая. В 1999 году иконописная мастерская предприятия ЗАО «Хохломская роспись» была удостоена высокой чести войти в состав «Патриарших мастерских» под омофором Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексея II. Хохломскими иконами украшены многие храмы Нижегородской области.

Сравнительно недавно в 2004 году на предприятии «Хохломская роспись» начали изготавливать концептуально новые изделия - панно с живописью. Это авторские работы, совмещающие в себе два вида искусства: живопись и декоративно-прикладное искусство - хохломскую роспись.

В 1992 году был открыт цех по изготовлению семёновской матрешки.

На предприятии выпускают не только декоративные изделия и посуду, но и мебель с хохломской росписью. Детские столы, стулья и скамейки, столы интерьерные, сервировочные и журнальные. Детская мебель соответствует требованиям ГОСТа и является незаменимой при обустройстве групп детских садов и детских жилых комнат. Также изготавливают и мебель столярную: различные виды мягких и жестких стульев для дома, офиса или кафе, а также группы обеденные, столы и кровати. Столярная мебель рассчитана на широкий круг покупателей.

В настоящее время ЗАО «Хохломская роспись» стабильно работает и развивается, увеличивая объемы производства и продаж. За счет собственных капиталовложений в производство внедряются новые виды изделий, приобретается оборудование, расширяются цеха, организуются новые рабочие места. Более 1000 фирм от Владивостока до Калининграда являются партнерами предприятия. Продукция экспортируется в страны ближнего и дальнего зарубежья: Казахстан, Беларусь, Украину, Туркменистан, США, Канаду, Францию, Германию, Англию, Японию, Испанию и другие.

Центры хохломы

Изделия хохломских мастеров прочно вошли в наш быт, стали неотъемлемой частью культуры. Продукция промысла отправляется в 35 стран мира, утверждая славу русского искусства за рубежом. Творчество создателей »золотой» Хохломы отмечено правительственными наградами. В коллективах хохломского промысла немало лауреатов Государственных премий, заслуженных художников Российской Федерации.

Несмотря на то, что в двух исторически сложившихся очагах промысла искусство Хохломы развивается по-разному, предприятия постоянно обмениваются творческим опытом. Произведения семеновских семинских мастеров, дополняя друг друга в экспозициях отечественных и международных выставок, дают представление о поистине неисчерпаемых возможностях современного искусства Хохломы.

В настоящее время у хохломской росписи два центра - город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломской художник», объединяющее мастеров деревень Ковернинского района: Сёмино, Кулигино, Новопокровское и др. (фабрика находится в Сёмино, в других деревнях - филиалы).

Задача III. Дать знания о технологии и стилистике данного промысла, обучить необходимым приѐмам работы.

Обучение технологии промысла целесообразно начинать в последовательности:

1 - знакомство с палитрой (основными цветами росписи);

2 - стиль росписи (особенности росписи - «почерк»);

3 - мотивы росписи ,элементы и композиция росписи;

4 - технология (последовательность выполнения, инструменты).

5 - применение (изделия, обычно украшаемые росписью)

1. Знакомство с палитрой (основными цветами росписи):

Золотистый, красный и черный - такое сочетание цветов Вы можете встретить на многих предметах древнерусского прикладного искусства и произведениях народных мастеров. Иногда их добавляет зеленый, коричневый, желтый и оранжевый. Но фон является главным. Для "хохломы" эти цвета особенно важны: красный придает теплоту и мягкость искусственному золоту, а черный усиливает его сияние. Кроме того, круглые поверхности предметов не имеют резких контуров и рассеивают свет.

2. Стиль росписи .Особенности росписи.

Под росписью масляными красками с термической обработкой обычно подразумевают хохломскую. Хохломские изделия привлекают не только красотой орнамента. Их ценят за прочное лаковое покрытие, ими можно пользоваться в повседневной жизни. В хохломском блюде можно подать к столу салат, в хохломскую чашку положить горячую, с пылу, с жару, рассыпчатую кашу, и ничего не сделается с деревянным изделием, не сойдет с него лак, не повредится краска. Не случайно во все времена существования поволжского промысла мастера, владеющие хитростями изготовления столь прочной окраски, попадая в силу разных обстоятельств в другие места, основывали там новые центры народного художественного производства, изготавливая крашеные или, как тогда называли, лакированные, лаковые изделия, и они всегда пользовались популярностью среди местных жителей.

3. Мотивы росписи: Существуют два основных вида хохломской росписи: "верховая" (красным и черным цветом на золотистом фоне) и "под фон" (золотистый рисунок на цветном фоне). К "верховой" росписи принято относить традиционную "травку" и орнамент "под листок".

"Травка" - это роспись включающая изображения травинок, веточек, написанных красной и черной краской на золотом фоне. Травка представляет собой изображение стебля, который плавно изгибается в виде крутой волны и окружен вырастающими из него небольшими травяными кустиками. Работа над орнаментом начинается с нанесения стебля, то есть элемента, который организует весь орнамент, сосредотачивая вокруг себя мелкие травинки и ягодки. Роспись можно начинать также с нанесения крупного мазка, по форме напоминающего удлиненный лист. Стебель должен иметь по всей своей протяженности одинаковую толщину. Поэтому сначала, при обучении, этот прием следует выполнять не спеша, лишь со временем ускоряя движение кисти.

Роспись "под листок" состоит в изображении овальных листочков, ягодок, расположенных обычно вокруг стебля.

Роспись "под фон" строится на крупном золотистом рисунке на красном или черном фоне. Сначала наносится контур рисунка, затем закрашивается фон, затем выполняется мелкий узор (приписка) поверх фона.

Разновидностью росписи "под фон" является роспись "кудрина" - пышный узор с затейливыми золотыми завитками, напоминающими кудри. В начале XIX века чаще встречалась "верховая" роспись, т.к. роспись "под фон" более сложная. Эта роспись ("под фон") стала популярной во второй половине XIX века, когда было налажено мебельное производство, такой росписью украшали мебель, ранее ее использовали в основном на дорогих подарочных изделиях.

Основными разновидностями орнаментов при верховой росписи являются росписи травка, пряник, под ягодку и под листок.

Особенности формы мотива - пряник находятся в непосредственной зависимости от того, какую функцию он выполняет в росписи изделия и какое место на нем занимает. Наносят этот мотив, имеющий ромбовидную форму, на дно изделий. С точки зрения состава элементов, этот мотив представляет собой розетку, которая заключена в ромбическую форму.

Начинают выполнение пряника с рисования ромба, стороны которого обязательно должны быть вогнутыми. Размер ромба зависит в первую очередь от площади дна расписываемого изделия и от высоты его стенок. Здесь нужно найти такое сочетание параметров, которое было бы оптимальным с точки зрения эстетического впечатления. Не последнюю роль в выборе размера ромба играет и то, насколько сложным и детализированным будет его наполнение, то есть тот орнамент, который будет наведен внутри.Затем выполняют розетку - орнаментальный рисунок, заполняющий внутреннее пространство ромба. Он может быть как очень простым, состоящим из расходящихся в стороны лучей - лепестков цветка, , так и очень разработанным, включающим в свой состав множество лепестков и травок разного размера и формы.

4. Технологические этапы по выполнению хохломской росписи по дереву:

1. Прежде всего изготовлять изделия, предназначенные для росписи под Хохлому, необходимо из березы, липы или осины. Они должны быть тщательно просушенными. Если не обеспечить их сухости, то масло не соединится с поверхностью древесины, что приведет к порче лаковой пленки в процессе закалки - она покроется пузырьками. Кроме того, недостаточно просушенное изделие при закалке иногда растрескивается.

2. В процессе закалки меняется цвет лака, вследствие чего существенно меняются и цвета красок, использованных в росписи. Этот эффект нужно учитывать, но его не следует бояться. Дело в том., что лак уменьшает резкость всех контрастов, придавая красному и желтому цвету теплые оттенки, немного коричневый оттенок черному и смягчая зеленый цвет. Именно благодаря этому эффекту достигается специфический вид хохломской росписи.

3. После грунтования, которое нужно проводить с использованием вапа или специальных термостойких грунтовок, изделие пропитывают льняным маслом, которое создает на нем водонепроницаемую пленку. Для этого берут полотняную ткань, пропитанную маслом, и натирают ею изделие. Затем изделие выдерживают не более часа, давая маслу пропитать древесину, и протирают его чистой тряпкой, чтобы снять излишки масла. В конце процесса изделие сушат при температуре 180 градусов в течение 4-5 часов.

4. После сушки изделие шлифуют и шпаклюют, заделывая небольшие погрешности и дефекты. Традиционно применяют шпаклевку, приготовленную из вапа, замешанного на олифе. Готовят ее так. Глину высушивают и просеивают через мелкое сито. Затем в нее добавляют олифу в таком количестве, чтобы получилась очень густая масса, по консистенции близкая к пластилину.

5. Кусочки этой массы прикладывают к местам, на которых расположены дефекты - трещинки, сучки и т.д., и придавливают их пальцем. Излишки шпаклевки удаляют, а обработанные места протирают влажным тампоном.

6. Затем изделие просушивают в сушильном шкафу и покрывают натуральной олифой. Варят олифу из конопляного или льняного масла. Вот один из рецептов - рецепт марганцевой олифы. Льняное масло нагревают до температуры 140 градусов, добавляют в него 2% окиси марганца и помешивают в течение часа, постепенно повышая температуру 160-170 градусов. Когда раствор остывает, его отставляют и выдерживают 3-4 дня, то есть до тех пор, пока олифа не будет готова.

7. Олифу наносят на ладони, растирают и протирают ладонями поверхность. Второй раз изделие олифят спустя 2-3 часа, после его просушивания при комнатной температуре. Если, например, оно сделано из осины, которая, как известно, впитывает много масла, данную операцию обычно повторяют третий раз.

8. Покрытые олифой ложки выдерживают несколько часов при комнатной температуре, а затем сушат при температуре 80-90 градусов до тех пор, пока не образуется блестящая пленка.

9. После олифовки изделие лудят. Сущность лужения состоит в покрытии изделия алюминиевым порошком, который придает изделию металлический блеск. На промыслах для этой цели используют тампоны, к рабочей части которых пришивают кусок овчины с коротко постриженным ворсом. Вместо овчины используют также любой другой натуральный мех.

10. После всех этих операции изделие можно расписывать. Необязательной операцией отделки перед росписью является лакирование. Его применяют тогда, когда хотят добиться еще более теплых оттенков, то есть усилить характерную мягкость хохломской росписи.

Посадка мастера отличается от обычной посадки, используемой при других разновидностях росписи. Мастера при выполнении росписи на хохломских промыслах никогда не работают за столом. Они сидят на достаточно низкой табуретке, чтобы колени находились на чуть более высоком уровне, чем это бывает при обычной посадке. В процессе росписи изделие упирают в колени. Локоть должен быть четко фиксирован, не двигаться или двигаться в минимальной степени, тогда как кисть руки может свободно перемещаться в любом необходимом направлении.

Технологические по нанесению росписи на дерево:

1. При освоении техники хохломской росписи начинать можно с обыкновенной бумаги, затем переходить к росписи на стекле и только потом - к росписи несложных изделий.

2. Кисть в процессе росписи держат большим, указательным и средним пальцами, собирая их в щепоть. Другими словами край черенка кисти кладут на указательный и средний пальцы и прижимают большим пальцем. Держать кисть следует у самого основания. Допускается для облегчения работы опирать на изделие мизинец.

3. Роспись под Хохлому осуществляется в двух самостоятельных стилистиках - фоновом и верховом письме. При фоновом письме роспись осуществляется на черном или цветном фоне, а основным цветом орнамента является золотой. Для верхового письма характерно нанесения орнамента на металлизированную поверхность.

Последовательность работы при фоновом письме :

1. Сначала поверхность лудят и наносят на нее основные, наиболее крупные контуры орнамента, которые затем постепенно разрабатываются, обогащаясь деталями.

При этом разработка орнамента может быть как очень подробной, так и достаточно схематичной. Во многом, это зависит от того, в какой разновидности фонового письма работает мастер. Для росписи под фон свойственна очень подробная разработка орнамента - при работе в такой разновидности фоновой росписи, как кудрина, разработка орнамента на первом этапе росписи практически отсутствует. Другая черта, отличающая кудрину от росписи под фон, - это изобилие золотого цвета. После этого закрашивают фон.

2. Роспись под фон начинают с наведения общего контура орнамента. Затем прорисовывают листики и цветки, разрабатывая их детали - прожилки, тычинки и т.д. Когда в основных чертах контур готов, закрашивают фон. Обычно при росписи под фон его делают черным. После этого разными цветами разрисовывают те части, которые остались незакрашенными, то есть раскрашивают листки, цветы, ягодки. Нанесение небольших элементов можно производить и на фон. Такие элементы называют приписками. Это могут быть мелкие цветочки и листики, ягодки, а также сочетания этих элементов, например, тонкие усики с группами ягодок вокруг них.

3. Отличие росписи кудрина от росписи под фон заключается в том, что элементы располагаются более тесно в первом случае, чем во втором. Поэтому фон закрашивают сразу же после того, как был наведен контур. Иногда контур обводят цветом, контрастным по отношению к цвету контура. Это делают для того, чтобы сделать рисунок более разнообразным.

4. Для росписи кудрина не характерны использование очень большой палитры цветов и очень детальная разработка орнамента. Кроме того, в силу маленькой площади фона, при росписи кудрина не выполняют приписок.

Верховую роспись осуществляют по уже готовому фону. Основными разновидностями орнаментов при верховой росписи являются росписи травка, пряник, под ягодку и под листок.

1. Работа над орнаментом начинается с нанесения стебля, то есть элемента, который организует весь орнамент, сосредотачивая вокруг себя мелкие травинки и ягодки. Роспись можно начинать также с нанесения крупного мазка, по форме напоминающего удлиненный лист. Стебель должен иметь по всей своей протяженности одинаковую толщину. Поэтому сначала, при обучении, этот прием следует выполнять не спеша, лишь со временем ускоряя движение кисти.

2. Приступая к рисованию, кисть ставят почти вертикально по отношению к поверхности расписываемого объекта, движение кисти осуществляют по направлению к себе. При этом нужно следить, чтобы начало и конец мазка равномерно утончались и плавно сходили на нет. Чтобы добиться этого, нужно кисть ставить так, чтобы она едва прикасалась к поверхности изделия. Естественно, следует использовать только тонкие волосяные кисти.

3. Начинают выполнение пряника с рисования ромба, стороны которого обязательно должны быть вогнутыми. Размер ромба зависит в первую очередь от площади дна расписываемого изделия и от высоты его стенок. Здесь нужно найти такое сочетание параметров, которое было бы оптимальным с точки зрения эстетического впечатления. Не последнюю роль в выборе размера ромба играет и то, насколько сложным и детализированным будет его наполнение, то есть тот орнамент, который будет наведен внутри.

4. Затем выполняют розетку - орнаментальный рисунок, заполняющий внутреннее пространство ромба. Он может быть как очень простым, состоящим из расходящихся в стороны лучей - лепестков цветка, , так и очень разработанным, включающим в свой состав множество лепестков и травок разного размера и формы.

5. Дополнительный орнамент можно также нанести и на поверхность за пределами ромба. В этом случае расписанным окажется все дно, а ромб будет тем элементом композиции, вокруг которого организуется вся роспись.

6. Характерной чертой росписи под листок является особая ажурность, которая создается за счет небольшого размера элементов росписи, благодаря чему образуются большие просветы золотистого фона. Сначала рисуют тонкие травинки и ягодки, которые выполняют легкими прикосновениями кисти к поверхности. Завершают роспись, проводя тонкие гибкие полоски, называемые усиками.

7. Роспись под ягодку представляет собой небольшие звездочки с красными точками - ягодками - внутри. В этом случае, особенно тогда, когда изготовляется сразу несколько предметов, а также при изготовлении предметов небольшого размера, нередко применяют маленькие штампики. При их помощи на поверхности отпечатывают маленькие черные звездочки, расположенные венчиком.

8. Окантовку по краю черпачка ложки или по краям миски выполняют следующим образом. Для этого берут небольшой кусок материи, окунают его в краску, а затем, захватив ею край изделия, проводят по краю изделия таким образом, чтобы образовалась линия. Ширина линии составляет примерно 5 мм.

9. По окончании росписи и окраски остальных частей изделия - ручек, подставок и т.д., изделие сушат для закрепления росписи в течение 4-5 часов при температуре 150 градусов. Дальнейшая отделка заключается в троекратном натирании изделия олифой. Между натираниями нужно делать достаточно большие промежутки для того, чтобы она успела просохнуть. Затем изделие дважды лакируют, оставляют на 3-4 часа для закрепления пленки и, наконец, закаливают в печи при температуре до 150 градусов. В процессе закаливания изделие должно приобрести нежный золотистый цвет.

Задача IV. Развить умения и навыки в самостоятельном производстве изделий по технологии и в стилистике хохломского промысла.

Проведѐнная работа по осуществлению данной задачи проекта:

- подготовка традиционных изделий из дерева под роспись (шлифовка мелкозернистой наждачной бумагой разделочных кухонных досок);

- составление эскиза будущей росписи с учѐтом формы изделия-заготовки;

- выполнение росписи по дереву специальными тонкими кисточками №№ 00, 0, 1, 2 гуашевыми красками с соблюдением последовательности этапов выполнения хохломской росписи;

- лакировка расписанного изделия.

Результат I этапа: участники проекта самостоятельно выполнили роспись нарисованных изделий, соблюдая технологию и стилистику хохломы. (Приложение)





Второй этап

Поиск новых областей применения хохломской росписи

Задача V. Направить познавательный процесс участников проекта на поиск новых областей применения хохломского промысла. С участниками проекта была проведена беседа.

Беседа:

- обсуждение результатов первого этапа работы над проектом;

- подведение итогов первого этапа;

- поиск и обсуждение новых нетрадиционных областей применения хохломской росписи;

- обсуждение последовательности работы над вторым этапом проекта;

- выбор художественных материалов.

Результаты анкетирования.

Анкету проводила среди старших классов.

1 вопрос: «хохломская роспись», дымковская игрушка, вышивка, макраме

2 вопрос: «да» - 24 «нет» - 20

3 вопрос: «да» - 25 «нет» - 19

4 вопрос: черный, желтый, красный - 44

5 вопрос: «да» - 13 «нет» - 31

6 вопрос: «да» - 38 «нет» - 6

7 вопрос: ложка- 12 уч., матрешка- 8 уч., разделочную доску -18 уч., ничего - 6

Третий этап:

Отделка разделочной доски в технике «Хохломская роспись»

Россия - страна лесов. Здесь из дерева рубили и избы и богатые хоромы. Жарко пылающие в печи поленья и вставленная в светец лучина согревали и освещали избу. Сани, розвальни, дровни, телега - нехитрый транспорт, чёлны, ладьи, струги, ботики и другие речные суда - всё делали из дерева.

Богатое лесами Заволжье особенно славилось мастерами обработки дерева. Издавна из осины и липы здесь выделывали лёгкую и прочную посуду.

Дерево рубили и обтесывали топорами, распиливали на небольшие чурбаки - баклуши, теслом выдалбливали углубленные части предметов, а остальное доделывали ножом. У ложки, созданной ручными инструментами, часто не совсем правильная форма, на её поверхности можно увидеть горбинки, вмятины, ручка гранёная. Всё это - следы работы резчика, каждая его ложка - единственная, ни одна из них в точности не повторяет другую.

Посуду вытачивали и на токарном станке. Станок был ручным, водяным или приводился в движение лошадью. У посуды, сделанной на токарном станке, ровная и гладкая поверхность, геометрически правильная форма. Каждая выточенная токарем ложка по форме в точности повторяет другую.

Простые миски, чашки, поставцы может выточить каждый обученный токарь. Более сложные формы - ковши - утки, ковши - петухи вытачивает не каждый мастер, а художник - умелец, человек, чувствующий законы посторения ладной, красивой формы.

Выточенные изделия с нежной, слегка розоватой поверхностью обработанного дерева называют "бельем".

Несмотря на то, что хохломские предметы сделаны из дерева, его никогда не видно, а золотистая поверхность или узоры на цветном фоне изделий отливают мягким металлическим блеском.

Золото - благородный красивый материал - редко встречается в природе. Из золота уже в очень давние времена создавали украшения и посуду. В России она подавалась на богатых царских трапезах и боярских пирах. Кроме того, сусальным или творёным золотом расписывали крашеную, чаще всего красным цветом, посуду.

Сусальным называют очень тонкие листочки этого металла, которые осторожно приклеивают на заранее отмеченные места, а творёным - мелкий золотой порошок, разведенный специальным раствором. Его наносили, как краску, кистью. Эти приемы были известны иконописцам и миниатюристам - мастерам, украшавшим рисунками и орнаментами рукописные книги. Предметы и иконы, позолоченные таким образом, были дешевле изготовленных целиком из золота.

Мастера - иконописцы изобрели ещё один способ "дешевой"позолоты: они покрывали олифой - варёным льняным маслом - листочки серебра и серебряный, приклеенный к поверхности иконы. Желтая пленка, высохшей олифы на серебре была очень похожа на золото. Крестьянские мастера олифой стали покрывать не серебро, а олово - серебристый, довольно часто встречающийся металл. Так и появилась на крестьянском столе золотистая хохломская посуда.

  1. План организации по изготовлению проектируемого изделия:

Материал размер стоимость традиция и мода

потребность Разделочная доска история

технология изготовления безопасность труда

художественно-эстетическое оформление



  1. Банк идей и предложений:

Разделочная доска Ложка

Хохломская роспись

Ваза матрешка шкатулка



  1. Характеристика используемых материалов и оборудования:

Материалы

1. Наглядно - дидактические пособия;

2. Бумага белая, цветная;

3. Гуашь, акварель;

4. Кисти №5, 2; плоские;

5. Банки с водой, салфетки тканевые, бумажные;

6. Глина, доски, стеки;

7. Деревянные формы для росписи;

4. Расчетная часть.

Размер готового изделия составляет 40см * 25 см

5. Графическая часть.

Я использовала рисунок из журнала.

6. Технологическая часть:

1. Выбор материала (деревянной доски);

2. Подборка вариант росписи;

3. Первоначально выбранный рисунок наносим на простую белую бумагу, затем ее разукрашиваем, добавляем немного своего, подправляем огрехи;

4. Затем повторно шлифуем доску и наносим на нее рисунок;

5. Начинаем наносить гуашь, НО начинаем со светлых тонов и с больших элементов(желтый, красный);

6. Затем наносим гуашь на мелкие элементы.

7. Наносим черную гуашь.

8. Еще раз подправляем огрехи и покрываем бесцветной краской.

9. Композиция готова через 3 дня.

7. Техника безопасности

А) Кисточки должны лежат на столе, на салфетке

Б) Воду необходимо чаще менять

В) Яркий свет должен падать с левой стороны.

Г) При нанесении последующих штрихов, давать высохнуть предыдущим

8. Экономическая часть:

На выполнении моей работы мне потребовалось:

Доска - 110 рублей

Гуашь - 95 рублей

Лак - 110 рублей

Стоимость моей работы - 250 рублей

Общая стоимость моей разделочной доски, выполненной в технике

« Хохломская роспись» составляет -400 рублей.

Если я представлю свою работу на рынке,

её стоимость будет составлять -470 рублей.

9. Экологическое обоснование .

Свою работу я выполнила из натурального материала , дерево, покрыла гуашью и лаком. Всё это не наносит вреда окружающей среде и здоровью человека.

10. Рекламный проспект:

Всё, что окружает человека, за исключением творений самой природы, создано на протяжении тысячелетий руками человека. Наша планета похожа на гигантский фантастический музей Вечности, главными экспонатами которого является Вдохновение, Работа, Мастерство.

Никогда не уничтожить потребности человека, который стремится к красоте. Надо стремиться, чтобы окружающий нас мир и дом были прекрасны. И поэтому для того, чтобы украсить дом, можно сделать что-нибудь своими руками. Например, изделия хохломского промысла на дереве. В нашем районе есть специальные магазины ,где продаются изделия ручной работы. Но зачем покупать, если можно сделать самим.

11. Итоги работы:

Выполнение проекта способствует развитию и совершенствованию своих возможностей в области хохломского промысла и проектной деятельности; овладению технологического мастерства, развитию художественного вкуса и творческого отношения к выполняемой работе.

Задуманный мною проект выполнен.

12.Литератур

1.Пономарев, Е., Сташевский, Ю. Я познаю мир: истории ремесел. 2000.

2. Пермяков, М., Сыроватский, Р. Рукоделие для девочек. - М.; 1999.

Интернет- сайты

14. Приложения









Приложение 1

Вопросы для анкеты.

  1. Какие народные промыслы вы знаете ,либо вид народно- прикладного творчества?

  2. Есть ли различия между хохломской и городецкой росписью?

  3. Имеется ли у вас дома кухонный инвентарь расписанный хохломской росписью?

  4. Назовите три основных цвета хохломской росписи (три дополнительных)?

  5. Вы смогли бы расписать какой-либо предмет, не обладая техникой росписи по дереву?

  6. Хотели бы вы овладеть техникой росписи по дереву?

  7. Какой предмет вы бы хотели расписать?







Стихи о хохломе Приложение 2

Хохломская роспись -

Алых ягод россыпь,

Отголоски лета в зелени травы,

Рощи, перелески, шелковые всплески

Солнечно - медовой, золотой листвы!

Роспись хохломская, словно колдовская,

В сказочную песню просится сама,

И нигде на свете нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней наша хохлома.

Красивым блюдом хохломским

Украсим стол, как в сказке.

А расписать нам помогли

Бумага, кисть и краски.

Разные ложки и ковши

Ты разгляди - ка не спеши.

Там травка вьется и цветы

Удивительной красы.

Блестят они как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки, как листочки,

Здесь же каждый - золотой.

Приложение 3

Красоту такую люди называют хохломой.

Теперь рисуем хохлому, Хохлома, хохлома -

Не ленимся, стараемся, Наше чудо дивное

И мамы нашей росписи Мы рисуем хохлому

Все время удивляются. Красоты невиданной.

Как за Волгой яр - хмель

Над кусточком вьется,

Перевился яр - хмель

На нашу сторонку.

Как на нашей сторонке

Житье пребогато -

Серебряные листья,

Цветы золотые.







© 2010-2022