Урок по теме Соединение гвоздями (5 класс)

Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Никольская основная общеобразовательная школа»







Открытый урок по технологии в 5 классе





Тема урока



Соединение деталей гвоздями











Учитель технологии

Докин Василий Иванович

















октябрь 2014 г.

Цель: научить учащихся правильно подбирать гвозди для соединения деталей изделия; отрабатывать приемы выполнения соединения.

Оборудование: молоток, гвозди, заготовки древесины.

Ход урока:

I. Сообщение темы и цели урока.

II. Переход к изучению новой темы.

Иллюстративный рассказ.

Учитель.

Многие изделия из древесины состоят из нескольких отдельных деталей, соединенных между собой. Как соединяются эти детали? Сборка деревянных изделий чаще всего выполняется гвоздями, шурупами, клеем и т. д.

Рассмотрим подробно соединение гвоздями. Этот способ наиболее простой, хотя соединение получается недостаточно прочным, а на поверхности в большинстве случаев остаются видны головки гвоздей.
План изложения материала:

1. Элементы гвоздя.

2. Виды гвоздей.

3. Инструменты для забивания гвоздей.

4. Способы забивания гвоздей.

5. Правила безопасной работы при выполнении соединения гвоздями.

III. Изучение новой темы

1. Рассказ учителя об элементах гвоздя и его видах

(Раздайте учащимся по одному гвоздю, желательно более 100 мм.)

Внимательно посмотрите на гвоздь. Постарайтесь дать определение изделию, которое вы держите в руках.

Гвоздь - крепежная деталь для соединения деталей из древесины. У гвоздя различают острие, стержень, шляпку.

Гвозди различают по длине и диаметру. Чем длиннее гвоздь, тем больше его диаметр.

Урок по теме Соединение гвоздями (5 класс)

К основным типам гвоздей относятся:

• Строительные. Используют для соединения строительных деталей и конструкций; перегородок, заборов; при настилке полов; сборке щитов и др.

• Тарные (ящичные). Используют для изготовления ящиков, при сборке временных оград и щитов из обапола и др.

• Кровельные. Применяют при креплении штукатурной драни (реек), кровельного листового материала.

• Толевые. Используют для покрытия толем оконных и дверных блоков, строительных балок.

• Обойные. Используют для обивки изделий тканью, дерматином, кожей.

• Отделочные (декоративные). Применяют при креплении штапиков, фурнитуры.

2. Рассказ учителя об инструментах для выполнения соединения гвоздями

Металлические столярные молотки весят около 400-600 г; их делают из стали. Для мелких работ юному мастеру следует обзавестись небольшим легким молотком в 200 г. Наиболее употребительны две формы молотка: с прямым носком и с отогнутым назад, с прорезью для вытаскивания гвоздей. Молоток должен быть насажен совершенно неподвижно на ручку. Для ручек используют твердое, упругое дерево. Очень хороши для этой цели палки из рябины. Годятся также клен, дуб, бук. Длина ручки зависит от величины молотка (около 300 мм). Вставленная в молоток ручка закрепляется клином - деревянным на клею или металлическим.

Основные инструменты, применяемые для соединения деталей на гвоздях, - столярный молоток (рис.а), клещи (рис.б) и шило (рис.в):

Урок по теме Соединение гвоздями (5 класс)
3. Демонстрация приемов забивания гвоздей

Правила

• Диаметр гвоздя не должен превышать примерно 1/10 толщины пробиваемой детали.

• Длина должна быть примерно равна тройной толщине верхней заготовки.

• Если гвоздь проходит насквозь через обе детали, то конец его следует загнуть вбок, поперек волокон.

• Забиваемая заготовка должна быть тоньше той, на которую забивают.

Очень важно правильно выбрать и разметить места для забивания гвоздей. Их нельзя забивать ближе, чем на расстоянии 4 диаметров стержня от края и 15 диаметров от торца детали во избежание ее раскалывания.

Минимальные расстояния между двумя гвоздями, забитыми на одной прямой, равны 15 диаметрам гвоздя.

Нужно разметить место забивания гвоздя с помощью карандаша или наколоть шилом.

Приемы забивания и вытаскивания гвоздей

• В начале забивания придерживать гвоздь пальцами или плоскогубцами

• Направление удара молотком должно совпадать с направлением стержня гвоздя

(Первые удары по гвоздю должны быть короткими и несильными, а когда он войдет в древесину, забивайте его сильнее.)

• Гвоздь, прошедший насквозь, загибается поперек волокон при помощи металлического стержня или старого непригодного напильника

Несмотря на все принимаемые меры, гвозди при забивании иногда сгибаются или выходят с боковой стороны нижней детали. В таком случае их необходимо извлечь при помощи клещей, молотка с гвоздодером или гвоздодера.

Во избежание порчи поверхности изделия под эти инструменты подкладывают ненужные дощечки.

Приемы забивания гвоздя и его вытаскивания, если гвоздь согнулся или вошел в заготовку криво. {См. Приложения, рис. 32.)

Урок по теме Соединение гвоздями (5 класс)

Для улучшения прочности соединения выступающие гвозди подгибают на оправке.

Прием выполнения этой операции. {См. Приложения, рис. 33.)

Урок по теме Соединение гвоздями (5 класс)






4. Беседа по теме «Правила безопасной работы при забивании гвоздей»

При работе с молотком необходимо соблюдать правила безопасности:

"работать только исправным молотком;

"не стоять за спиной товарища, работающего молотком;

"ударять по шляпке гвоздя строго вертикально;

"не оставлять молоток на краю верстака.

IV . Практическая работа:

1.Вводный инструктаж

• Разметка поверхности для забивания гвоздей.

• Забивание гвоздей.

• Вытащить криво забитые гвозди клещами.

2. Текущий инструктаж

• Следить, чтобы учащиеся работали только исправными мо лотками.

• Подсказывать, как не повредить заготовку клещами или бой ком молотка.

• Корректировка хода практической работы.

3. Заключительный инструктаж: Характеристика успехов и ошибок в работе.

V. Закрепление изученного материала:

- Какие инструменты необходимы для соединения деталей гвоздями?

(Молоток шило, карандаш, линейка, плоскогубцы, клещи, гвоздодер.)

- Какой длины и толщины должен быть гвоздь для прибивания детали толщиной 5 мм?

(Длина от 10 до 15 мм, толщина гвоздя должна быть не более 1,25 (5/4) мм.)

Какие требования предъявляются к инструментам? {Инструменты должны быть исправными: рукоятка молотка надежно насажена.)

- Где необходимо находиться, если ваш товарищ работает молотком? (На безопасном расстоянии и ни в коем случае не стоять за спиной.)

- Где необходимо располагать молоток на рабочем месте?' (Молоток положить в лоток верстака и не допускать его падения с верстака.)

VI. Подведение итогов урока: Выставление оценок в журнал и в дневники.

------------------------------------------------------------------------------------------


Используемые материалы и учебная литература:

  1. В.Д. Симоненко, А. Т. Тищенко, П.С. Самородский. Технология 5 класс. Вариант для мальчиков. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва, "Просвещение", 2009 год.

  2. К.Л. Дерендяев. Поурочные разработки по технологии (вариант для мальчиков). 5 класс. Москва. "Вако". 2009 год.

  3. uroki.net/doctrud/doctrud12.htm

  4. nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2012/11/20/soedinenie-detaley-na-gvozdyakh

  5. dopoln.ru/other/216614/index.html

© 2010-2022