- Преподавателю
- Технология
- Программа кружка Текстильный дизайн
Программа кружка Текстильный дизайн
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шивидек А.Ш. |
Дата | 24.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
С. Арыскан муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва»
668216, Республики Тыва, Улуг-Хемский район, п. Арыскан, улица Гагарина, д.29
СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА
заместителем директора по приказом директора школы
воспитательной работе. №______ от «____»___________ ______________/Бадарчи В.В./ _______________/Кыргыс Ч.М./ от «___»_______________2015г
ПРОГРАММА
кружка «ТЕКСТИЛЬНЫЙ ДИЗАЙН»
направление: художественно-эстетическое
Программа рассчитана: для учащихся от 9-15 лет
Срок реализации: 3 года
Руководитель: Шивидек Алимаа Шогжаловна
Вид программы: типовая
Тип: дополнительное образование
с. Арыскан
Пояснительная записка
Дизайн (англ. design - проектировать, конструировать) - художественное конструирование предметов; проектирование эстетического облика промышленных изделий. Текстильный дизайн способен преобразить интерьер до неузнаваемости, обеспечить эмоционально-положительное восприятие условий жизни. Сочетание дизайна и текстиля меняют облик помещения, делая его комфортным, функциональным и уютным.
В область текстильного дизайна также включаются и изделия, выполненные в декоративных и утилитарных целях не только для интерьера, но и для украшения человека. Это художественно выполненная одежда, бижутерия, аксессуары и т.д.
Невнимание к текстильным деталям в интерьере и внешнем виде человека приводит к диссонансу и дисгармонии. Чаще всего эту проблему решают, обращаясь к дизайнерам, стилистам. Но лишних затрат можно избежать, если научиться самим создавать гармонию с помощью текстильных изделий. Вещи, сделанные своими руками, в последнее время становятся особенно актуальными. Эта работа требует мастерства, чувства цвета и композиции, художественного вкуса.
Возможность обучения созданию дизайнерских вещей из текстиля предоставляют занятия в объединениях по интересам в сфере декоративно-прикладного творчества, в частности программа кружка «Текстильный дизайн». Программа имеет художественно-эстетическую направленность, объединяет несколько видов деятельности.
Войлоковаляние - создание войлока - нетканого материала, получаемого в процессе валяния из овечьей шерсти. Художественные качества войлока крайне широки, а изготовление различных декоративных и утилитарных изделий позволяет развить конструктивное и креативное мышление.
Батик - роспись по ткани красками на водной основе. Занятия батиком помогают развитию воображения, фантазии, пространственного мышления, а также формируют аккуратность.
Вышивка лентами - эффектный и быстрый способ вышивки, в котором вместо нити используются атласные ленты различной ширины; позволяет украшать бытовые предметы, развивая чувство прекрасного.
Пэчворк - лоскутная техника, которая дает возможность познакомиться с основами декоративно-прикладного искусства, приобщиться к народному творчеству, приучает к аккуратности.
Авторская кукла - часть современного декоративно-прикладного искусства, собирающая в себе многие его виды. Прежде всего, учащиеся знакомятся с пропорциями человеческого тела и его стилизацией, учатся элементарным приемам кройки и шитья одежды на человека, использованию нетрадиционных материалов в создании кукол.
Изделия, выполненные в вышеперечисленных техниках, могут стать изюминкой в одежде человека или интерьере. Эти техники позволяют создать бесчисленное множество композиций, как по форме, так и в цветовых сочетаниях, предоставляя возможность экспериментировать.
Декоративно-прикладное искусство, работа с различными материалами -средство гармоничного развития учащихся, который дает углубленное знание о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщает к народному декоративному искусству. Полученный учащимися объем знаний и умений может стать первым шагом на пути к новой профессии.
Актуальность программы кружка «Текстильный дизайн» в том, что стремление к новому и прекрасному естественно для любого человека, а для ребенка - это ещё и способ творческой самореализации. Занятия различными видами декоративно-прикладного творчества ведут к развитию важных для ребенка физических и психических качеств: мелкой моторики, усидчивости, самостоятельности, культуры труда и прочих качеств, необходимых человеку в современном обществе. Именно в подготовке современного творческого человека, умеющего реализовать себя в разнообразных видах декоративно-прикладного искусства и состоит замысел предлагаемой программы.
Занимаясь в кружке, учащиеся не только приобретают навыки работы с текстилем, но и учатся находить новые, неожиданные решения при изготовлении элементов интерьера и одежды. Новизна данной программы в том, что учащиеся используют известные им материалы (текстиль) в новой интерпретации, познают ранее неизвестные им техники работы, а также изучают большой спектр изделий из текстиля - от украшений до арт-объектов.
В содержании программы предполагается знакомство с историей и культурой, использование культурологических, этно-художественных знаний, что позволяет приобщить учащихся к народному декоративно-прикладному искусству Тывы, мировому культурному наследию и сформировать гармоничное отношение к окружающему миру.
Цель программы: формирование у учащихся эстетического вкуса и креативного мышления на основе традиционных и современных видов работы с текстилем; развитие у них художественных и творческих способностей.
Задачи:
-
знакомить с историей и традициями народных художественных ремесел;
-
обучить основным приёмам и техникам работы с текстилем;
-
развивать способность принимать нестандартные решения, искать новые сочетания материалов, цветов, фактур;
-
формировать гармоничное отношение к окружающему миру и декоративно-прикладному искусству в частности;
-
воспитывать аккуратность, бережливость в работе с материалами, усидчивость и умение доводить начатое до конца.
Программа кружка по интересам дифференцирована с учетом возраста и личностных особенностей обучающихся; имеющихся знаний, умений и навыков; готовности и способности каждого участника образовательного процесса к выполнению более сложных изделий. В связи с этим данная программа предполагает также выполнение творческих заданий повышенной сложности, что позволяет развивать и совершенствовать креативное мышление и мастерство, экспериментировать и создавать новые оригинальные изделия.
Организационные условия реализации программы
Программа рассчитана на учащихся от 9 до 15 лет. Реализация программы рассчитана на 3 года 204 часа, в год 68 часов, в неделю по 2 часа.
Набор учащихся в кружок осуществляется по принципу добровольности, без отбора и предъявления требований к наличию у них специальных знаний. Главным условием приема учащихся остается их собственное желание заниматься декоративно-прикладным творчеством. Группы кружка формируются в составе учащихся разного возраста и с разным опытом прикладного творчества.
Материально-техническое обеспечение
Кабинет для занятий должен соответствовать санитарным нормам и правилам, требованиям пожарной безопасности, правилам безопасной работы. В помещении должен соблюдаться режим проветривания, освещения, систематической уборки.
Материалы и инструменты
Для валяния: шерсть непряденая, разных цветов, пленка для упаковки хрупких изделий с воздушными пузырьками (1 м на каждого учащегося), мыло детское, иголки для валяния, кипятильник (электрочайник для подогрева воды), полиэтиленовая пленка, простыня (мягкая ткань).
Для текстильных кукол и пэчворка: ткани различного качества, иголки, нитки, картон для выкроек, швейная машинка.
Для батика: краски для батика (4-5 цветов), ткань х/б (бязь, мадаполам), кисти мягкие, полиэтиленовая пленка, нитки, рамка (подрамник), кнопки.
Для вышивки лентами: ленты атласные различных цветов и ширины, ткань крупного переплетения, иглы с большим ушком, нитки, бисер.
Для кукол: ткань, полимерный пластик, инструменты для лепки, клей ПВА, клей «Момент», синтепон, краска акриловая для тонирования и росписи кукол, кисти, иголки, нитки. Ткань, бумага, прочие материалы для декорирования, по выбору учащихся.
Учебно-тематический план
№
п/п
Наименование разделов, тем
Количество часов
Теория
Практика
Всего
1
Вводное занятие. История текстиля и его роль в жизни человека
4
4
4
2
Валяние войлока
64
3
61
64
3
Роспись по ткани.
28
2
26
28
4
Вышивка лентами
40
4
36
40
5
Пэчворк
30
4
26
30
6
Текстильные куклы
18
2
16
18
7
Куклы из пластика
20
2
18
20
8
Итоговая выставка работ
6
6
6
Содержание программы
1. Вводное занятие (4 ч.) Текстильный дизайн: история, примеры. Роль текстиля в жизни, основные текстильные изделия. Изучаемые техники, технологии и материалы - краткое описание. Знакомство с необходимыми для работы материалами и инструментами. Правила безопасной работы.
2. Валяние войлока (64 ч.) История войлоковаляния. Технология валяния: мокрое валяние, бесшовное валяние объемных изделий, нуно-фелтинг, войлочные шарики, сухое валяние.
Практические занятия. Изготовление панно на свободную тему по предложенным эскизам или собственному замыслу. Оформление работ. Валяные подушки-игрушки. Эскизы подушек. Технология цельноваляного (бесшовного) изделия. Цветовая гармония. Оформление подушки, детали. Грелки на чайник. Выполнение собственной модели. Войлочные шарики. Варианты применения войлочных шариков. Изготовление коллективной работы - декоративной занавеси из шариков. Сухое валяние. Эскизирование и изготовление мелких сувенирных игрушек.
Работа повышенной степени сложности: выполнение батлеечных кукол в технике сухого и мокрого валяния.
3. Роспись по ткани (28 ч.) История росписи по ткани, виды и техники. Технология узелкового батика. Технология контурного батика. Цветовая гармония.
Практические занятия. Основные приемы завязывания узелков. Окрашивание. Сушка. Закрепление батика. Изготовления набора салфеток. Панно в контурной технике. Разработка эскиза. Закрепление ткани на раме. Перенос эскиза и нанесение контура. Окрашивание в несколько слоев. Закрепление батика. Оформление панно. Панно в технике свободной росписи. Подготовка грунта, нанесение рисунка, росписи.
Работа повышенной степени сложности: соединение батика и войлока.
4. Вышивка лентами (40 ч.) История вышивки лентами. Основные приемы вышивки лентами. Оформление окна - композиция, дизайн.
Практические занятия. Изготовление брошек, открыток, салфеток. Панно с использованием батика и вышивки лентами. Сувениры к Новому году. Рождественские сапожки, рамки для фото, ёлочные игрушки (шарики из войлока).
Работа повышенной степени сложности: соединение войлока и вышивки лентами (сумочки, обложки для блокнотов).
5. Пэчворк (30 ч.) История техники пэчворк. Виды узоров в технике пэчворк, основные приемы соединения лоскутков. Композиция и цвет.
Практические занятия. Игольница-звезда. Лоскутный мячик. Прихватки. Подушки (подбор узора, тканей, раскрой, сшивание и оформление).
Работа повышенной степени сложности: соединение батика, войлока и печворка, создание панно.
6. Текстильные куклы (18 ч.)
Текстильные куклы в тувинской культуре. Образ куклы-Тильды, разработка эскизов.
Практические занятия. Текстильные куклы Тильды - раскрой, сшивание, одежда, аксессуары.
Работа повышенной степени сложности: создание текстильной куклы с элементами батика и пэчворка.
7. Куклы из пластика (20ч.) История и значение куклы в мировой культуре. Основы лепки из пластика, разработка эскизов куклы-фентези.
Практические занятия. Кукла-фентези из пластика: продумывание образа, лепка, изготовление туловища, изготовление одежды из ткани, бумаги, природных материалов с использованием техник, изученных за год.
Работа повышенной степени сложности: создание куклы из нетрадиционных материалов.
8. Итоговая выставка работ (6 ч.) Отбор лучших работ за год. Оформление выставки. Анализ работы за год.
Календарно-тематический план 1 год
№ п/п
Наименование раздела, темы
Кол-во часов
Теория
Прак
Всего
Дата проведения
1
1. Вводное занятие (4 ч.) Текстильный дизайн: история, примеры. Роль текстиля в жизни, основные текстильные изделия. Изучаемые техники, технологии и материалы - краткое описание
2
2
2
04.09
2
Знакомство с необходимыми для работы материалами и инструментами. Правила безопасной работы.
2
2
2
11.09
3
Валяние войлока. История войлоковаляния. Технология валяния: мокрое валяние
2
1
1
2
18.09
4
Выполнение простых работ в технике мокрого валяния
2
2
2
25.09
5
Бесшовное валяние объемных изделий
2
2
2
02.10
6
Бесшовное валяние объемных изделий
2
2
2
09.10
7
Нуно-фелтинг
2
2
2
16.10
8
Нуно-фелтинг
2
2
2
23.10
9
Войлочные шарики
2
2
2
30.10
10
Войлочные шарики
2
2
2
13.11
11
Сухое валяние.
2
2
2
20.11
12
Сухое валяние.
2
2
2
27.11
13
Изготовление панно на свободную тему по предложенным эскизам или собственному замыслу.
2
2
2
04.12
14
Изготовление панно на свободную тему по предложенным эскизам или собственному замыслу.
2
2
2
11.12
15
Оформление работ. Валяные подушки-игрушки. Эскизы подушек.
2
2
2
18.12
16
Оформление работ. Валяные подушки-игрушки. Эскизы подушек
2
2
2
25.12
17
Технология цельноваляного (бесшовного) изделия. Цветовая гармония.
2
2
2
15.01
18
Оформление подушки, детали.
2
2
2
22.01
19
Оформление подушки, детали.
2
2
2
29.01
20
Грелки на чайник.
2
2
2
05.02
21
Грелки на чайник.
2
2
2
12.02
22
Выполнение собственной модели.
2
2
2
19.02
23
Выполнение собственной модели.
2
2
2
26.02
24
Войлочные шарики. Варианты применения войлочных шариков.
2
2
2
04.03
25
Войлочные шарики. Варианты применения войлочных шариков.
2
2
2
11.03
26
Изготовление коллективной работы - декоративной занавеси из шариков.
2
2
2
18.03
27
Изготовление коллективной работы - декоративной занавеси из шариков.
2
2
2
25.03
28
Изготовление коллективной работы - декоративной занавеси из шариков.
2
2
08.04
29
Сухое валяние. Эскизирование и изготовление мелких сувенирных игрушек.
2
2
2
15.04
30
Сухое валяние. Эскизирование и изготовление мелких сувенирных игрушек.
2
2
2
22.04
31
Выполнение батлеечных кукол в технике сухого и мокрого валяния.
2
2
2
29.04
32
Выполнение батлеечных кукол в технике сухого и мокрого валяния.
2
2
2
13.05
33
Выполнение батлеечных кукол в технике сухого и мокрого валяния.
2
2
2
20.05
34
Оформление выставки. Анализ работы за год.
2
2
2
27.05
итого
68
7
61
68
Календарно-тематический план 2 год
№ п/п
Наименование раздела, темы
Кол-во часов
Теория
Прак
Всего
Дата проведения
1
Роспись по ткани (28 ч.) История росписи по ткани, виды и техники.
2
2
2
2
Технология узелкового батика.
2
2
2
3
Технология контурного батика. Цветовая гармония
2
2
2
4
Основные приемы завязывания узелков.
2
2
2
5
Окрашивание. Сушка.
2
2
2
6
Закрепление батика. Изготовления набора салфеток.
2
2
2
7
Панно в контурной технике. Разработка эскиза.
2
2
2
8
Закрепление ткани на раме.
2
2
2
9
Перенос эскиза и нанесение контура. Окрашивание в несколько слоев.
2
2
2
10
Закрепление батика. Оформление панно.
2
2
2
11
Панно в технике свободной росписи. Подготовка грунта, нанесение рисунка, росписи.
2
2
2
12
Работа повышенной степени сложности: соединение батика и войлока.
2
2
2
13
Работа повышенной степени сложности: соединение батика и войлока.
2
2
2
14
Работа повышенной степени сложности: соединение батика и войлока.
2
2
2
15
Вышивка лентами (40 ч.) История вышивки лентами
2
2
2
16
Основные приемы вышивки лентами.
2
2
2
17
Оформление окна - композиция, дизайн.
2
2
2
18
Практические занятия. Изготовление брошек, открыток, салфеток.
2
2
2
19
Практические занятия. Изготовление брошек, открыток, салфеток.
2
2
2
20
Практические занятия. Изготовление брошек, открыток, салфеток.
2
2
2
21
Панно с использованием батика и вышивки лентами.
2
2
2
22
Панно с использованием батика и вышивки лентами.
2
2
2
23
Панно с использованием батика и вышивки лентами.
2
2
2
24
Сувениры к 8 марту.
2
2
2
25
Сувениры к 8 марту.
2
2
2
26
Рождественские сапожки,
рамки для фото
2
2
2
27
Рамки для фото.
2
2
2
28
Елочные игрушки (шарики из войлока).
2
2
2
29
Елочные игрушки (шарики из войлока).
2
2
2
30
Работа повышенной степени сложности: соединение войлока и вышивки лентами сумочки
2
2
2
31
Соединение войлока и вышивки лентами сумочки.
2
2
2
32
Соединение войлока и вышивки лентами обложки для блокнотов.
2
2
2
33
Соединение войлока и вышивки лентами
обложки для блокнотов.
2
2
2
34
Отбор лучших работ за год. Оформление выставки. Анализ работы за год.
2
2
2
итого
68
6
62
68
Календарно-тематический план 3 год
№ п/п
Наименование раздела, темы
Кол-во часов
Теория
Прак
Всего
Дата проведения
1
Пэчворк (30 ч.) История техники пэчворк.
2
2
2
2
Виды узоров в технике пэчворк, основные приемы соединения лоскутков.
2
2
2
3
Композиция и цвет.
2
2
2
4
Игольница-звезда.
2
2
2
5
Игольница-звезда.
2
2
2
6
Лоскутный мячик.
2
2
2
7
Лоскутный мячик.
2
2
2
8
Прихватки.
2
2
2
9
Прихватки.
2
2
2
10
Подушки (подбор узора, тканей, раскрой, сшивание и оформление).
2
2
2
11
Подушки (подбор узора, тканей, раскрой, сшивание и оформление)
2
2
2
12
Работа повышенной степени сложности: соединение батика, войлока и пэчворка, создание панно.
2
2
2
13
Работа повышенной степени сложности: соединение батика, войлока и пэчворка, создание панно.
2
2
2
14
Работа повышенной степени сложности: соединение батика, войлока и пэчворка, создание панно.
2
2
2
15
Работа повышенной степени сложности: соединение батика, войлока и пэчворка, создание панно.
2
2
2
16
Текстильные куклы (18 ч.)
Текстильные куклы в тувинской культуре.
2
2
2
17
Образ куклы-Тильды, разработка эскизов.
2
2
2
18
Текстильные куклы Тильды - раскрой, сшивание, одежда, аксессуары.
2
2
2
19
Текстильные куклы Тильды - раскрой, сшивание, одежда, аксессуары
2
2
2
20
Текстильные куклы Тильды - раскрой, сшивание, одежда, аксессуары.
2
2
2
21
Работа повышенной степени сложности: создание текстильной куклы с элементами батика и пэчворка.
2
2
2
22
Работа повышенной степени сложности: создание текстильной куклы с элементами батика и пэчворка.
2
2
2
23
Работа повышенной степени сложности: создание текстильной куклы с элементами батика и пэчворка.
2
2
2
24
Работа повышенной степени сложности: создание текстильной куклы с элементами батика и пэчворка.
2
2
2
25
Куклы из пластика (20 ч.). История и значение куклы в мировой культуре.
2
2
2
26
Основы лепки из пластика, разработка эскизов куклы-фентези.
2
2
2
27
Кукла-фентези из пластика: продумывание образа.
2
2
2
28
Кукла-фентези из пластика:лепка, изготовление туловища изготовление одежды из ткани.
2
2
2
29
Кукла-фентези из пластика: изготовление туловища, изготовление одежды избумаги.
2
2
2
30
Кукла-фентези из пластика: изготовление туловища, изготовление одежды из
природных материалов с использованием техник.
2
2
2
31
Работа повышенной степени сложности: создание куклы из нетрадиционных материалов.
2
2
2
32
Работа повышенной степени сложности: создание куклы из нетрадиционных материалов.
2
2
2
33
Работа повышенной степени сложности: создание куклы из нетрадиционных материалов.
2
2
2
34
Отбор лучших работ за год. Оформление выставки. Анализ работы за год.
2
2
2
Итого:
68
8
60
68
Ожидаемые результаты
По истечению года занятий в кружке учащиеся должны
знать:
-
историю развития текстиля и каждой изученной техники;
-
основные приемы и техники работы с текстилем;
-
основы цветовой гармонии;
-
технологии войлоковаляния, батика, пэчворка, вышивки лентами;
-
технологию создания художественной куклы;
уметь:
-
применять полученные знания в практической работе;
-
принимать творческие решения, искать креативные сочетания материалов;
-
создавать творческие дизайнерские работы в изученных техниках;
-
использовать и сочетать в работе различные материалы;
-
соблюдать правила безопасной работы;
приобрести навыки:
-
практической работы с различными материалами;
-
аккуратной работы с материалом;
-
совместной работы в коллективе.
Положительным результатом является устойчивый интерес учащихся к изделиям, выполненным своими руками с высокой степенью аккуратности. Учащиеся должны проявлять интерес к участию в выставках, ярмарках-продажах, фестивалях. Важно сформировать желание продолжать заниматься текстильным дизайном, повышать свой уровень мастерства, совершенствовать навыки и стремиться к новым знаниям.
Литература для педагога
Декоративно-прикладное искусство: программа для специальности 1-03 01 06 01 «Изобразительное искусство»; авт.-сост.Ж.М.Буева. - Гродно: УО "Гродненский государственный университет им. Я. Купалы", 2004. - 29 с.
Кокарева, И. Живописный войлок: техника, приемы, изделия / И. Кокарева. - М.: АСТ-Пресс Книга, 2009. - 112 с.
Красникова, Г. Всё о войлоке и фильцевании: практ. руководство / Г.Красникова, В. Бублик, М. Мамонова. - М.: ЗАО «Астрея», 2007. - 42 с.
Миронова, Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве: учеб. пособие / Л.Н. Миронова. - Минск., Беларусь, 2005. - 288 с.
Программы для учебных заведений и учреждений внешкольного образования и воспитания / А.С. Желудков, О.П. Котикова, Л.С. Калистратов; под ред. А.С. Желудкова. - Адукацыя i выхаванне. - 1999.
Сущенко, Т.С. Основы внешкольной педагогики / Т.С. Сущенко. - Минск.: Беларуская навука, 2000.
Фронкс, Д.А. Новое в пэчворке и квилте: практ. руководство / Д.А. Фронкс: серия «Секреты мастерства». - М., Ниола-Пресс, 2007. - 96 с.
Шинковская, К. Войлок. Все способы валяния / К. Шинковская. - М.: АСТ-Пресс Книга, 2011 г. - 176 с.
Литература для учащихся
Генсицкая, Н. История одной куклы / Н. Генсицкая. - М.: Слово, 2006. - 64с.
Давыдов, С. Батик. Техника. Приемы. Изделия: энциклопедия / С. Давыдов - СПб.: АСТ-Пресс Книга, 2004. - 184 с.
Денисова, Л.Ф. Изысканный лоскут. Техника, приёмы, изделия: энциклопедия / Л.Ф. Денисова. - М.: АСТ-Пресс Книга, 2007. - 120 с.
Журналы «Лена Рукоделие», «Анна», «Ручная работа», «Идеи вашего дома», «Кукольный мастер».
Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы / З.И. Зимина. - СПб.: Ладога-100, 2007. - 68 с.
Куклы. 50 мастер-классов: сб. - М.: РКД-Пресс, 2009. - 180 с.
Терешина, Г. Батик своими руками / Г. Терешина: серия «Ручная работа». - М., АСТ-Пресс Книга, 2007. - 88 с.
Чиотти, Д. Вышивка шелковыми лентами: Техника. Приемы. Изделия / Д.Чиотти; пер. с итал. Т. Сухановой. - М.: АСТ-Пресс, 2001. - 160 с.
Юрина, Н. Куклы. Что есть что / Н. Юрина. - М.: Слово, 2002. - 48 с.