• Преподавателю
  • Технология
  • Конспект мастер-класса «Проектный метод обучения и возможности самореализации личности на уроках технологии»

Конспект мастер-класса «Проектный метод обучения и возможности самореализации личности на уроках технологии»

Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Иванова Антонина Викторовна , учитель технологии МКОУ «Воробьевская СОШ» Воронежская обл.

Конспект мастер-класса «Проектный метод обучения и возможности самореализации личности

на уроках технологии».

Цель мастер-класса: Представление возможностей проектного метода обучения, как современного подхода для развития творчества и успешности школьников.

Задачи мастер-класса:

- ознакомить аудиторию с теоретическим материалом по классификации и результативностью проектов с помощью ИКТ;

- показать алгоритм проектной деятельности в течении учебного года

-рассказать о работе с электронной рабочей тетрадью

-показать возможности кабинета в реализации поставленных задач.

-выполнить задание «Реставрация заколки»

- обсудить результаты мастер-класса

Оснащение для руководителя мастер-класса: компьютер, проектор, экран, презентация, работы и пояснительные записки обучающихся,

Структура мастер-класса с использованием презентации:

Слайд 1.

Заголовок презентации появляется при помощи анимации.

Слайд 2. «Предание о танграме» (легенда способствует созданию благоприятной психологической атмосферы у слушателей, способствует лучшему восприятию дальнейшего материала)

Существует предание.

Это было очень давно, почти две с половиной тысячи лет тому назад. У императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчик целыми днями забавлялся игрушками.

Император призвал к себе трех мудрецов: знаменитых математика, художника и философа. И повелел он им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала наук, научился смотреть на окружающий мир зорким взглядом художника, стал бы настоящим мыслителем и понял, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. И три мудреца придумали эту игру.

Слайд 3. Танграм- старинная китайская игра - головоломка

Объекты появляются последовательно за счет эффектов анимации.

Слайд 4.

Из этих геометрических фигур можно составить несколько сотен силуэтов людей, животных, игрушек, цифр, предметов и т.д.

Работа над проектом начинается с подготовительного этапа, который состоит из нескольких действий . Разными будут тема, цели, содержание проектов, но, как в танграме количество геометрических фигур, так и у Вас, количество действий остается одним и тем же .Разнообразие видов проектов, и получаемые результаты позволяют создать вариативность, которая может удовлетворить желания и возможности каждого обучающегося.

Слайд 5. Планирование видов деятельности учащихся с применением различных видов проектов

Как составить свой танграм.

Современная классификация учебных проектов (д.п.н., проф. Полат Е.С.)

  1. Доминирующий (преобладающий) в проекте метод или вид деятельности.

  2. Предметно- содержательная область (монопроект, межпредметный).

  3. Характер контактов (внутренний; международный)

  4. Количество участников (личностный, парный, групповой)

5. Продолжительность проведения (краткосрочный, средний 1 - 2 мес., Долгосрочный - в течение года)

Виды проектов.

  1. Практико-ориентированный проект

это способ организации самостоятельной деятельности, позволяющий учащимся максимально использовать свои возможности, проявить себя, свои знания и показать публично (презентация, реклама, выступление на сообщество) достигнутый результат, имеющий важное прикладное значение, значимый и интересный для самих участников проекта.

Нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт (предмет) заранее определен и может быть использован для удовлетворения нужд потребителя.

Ценность такого проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.

Результатом проекта становится материальный предмет (изделие).

  1. Исследовательский проект

исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов.

Результатом проекта могут быть новые знания, которые можно будет использовать в своей практической деятельности.

  1. Информационный проект

направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории фактов.

Результатом такого проекта часто является публикация в СМИ (Интернет), создание буклета, стенгазеты, журнала, видеоролика.

  1. Ролевой проект

литературные, исторические и деловые ролевые игры. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п.

Результатом такого проекта может быть развитие способности учащегося самостоятельно находить выход из предложенных ситуаций, получать новые знания и использовать их, избавиться от страхов и психологических проблем; формирование такого социально - личностного качества, как толерантность.

  1. Творческий проект

максимально свободный авторский подход в решении проблемы.

Предполагает творческое оформление результатов, не имеет детально проработанной структуры совместной деятельности участников, которая развивается, подчиняясь конечному результату.

Результатом творческого проекта могут быть театрализованные выступления на сцене, постановка сказки, пьесы, басни, спектакля, организация и проведение праздников «Русская зима», «Масленица» и т.д.


Слайд 6. Как составить свой танграм. Алгоритм выполнения проектной деятельности.

Работа с аудиторией по таблице «Алгоритм выполнения проектной деятельности». Обратить внимание слушателей на последовательность деятельности учителя и учащихся.

( Просмотр по гиперссылке ) (Приложение1)
1.Выбор темы и обоснование выбора.

Зачем нужно, для чего используется, какие реальные задачи решает?

2. Исследование проекта

3.Конструирование проекта

4. Выбор материалов, инструментов и приспособлений.

Составление маршрутного листа или технологической карты

5. Расчет себестоимости проекта

6.Процесс работы над проектом (изготовление проекта)и его оценка.

7. Защита проекта. Выводы о результативности своей работы.

Слайд 7- 8. Методы и приемы 1 этапа проектирования. Банк идей - перечень проектов.

(Добавляем и отстаиваем новые идеи)

Показать пути принятия решений и приемы, помогающие мотивировать деятельность школьников.

-Создаем свою идею.

-Пользуемся общим банком известных идей.

- Генерируем идеи, используя методы прямой или обратной мозговой атаки,

(Примеры с террариумом корзинкой).

Примечание: Сравнить работы разных лет. Если раньше выбирали изготовление платья - то теперь. украшение его, то есть потребности изменились.

Задание для слушателей - Какую проблему вы могли бы выбрать для себя и решить ее с помощью проекта? Объясните свою мотивацию?

Классификации проектов по области деятельности (Приложение 2)

Область деятельности

Перечень возможных проектов Добавляем новые идея, проводим защиту идей.»

БАНК ИДЕЙ

Школа

Обустройство школы и ее территории.

«Цветочные кашпо и подставки»,» «Колючее чудо», «Заморское чудо из семечки» . «Террариум для алоэ»

«Мой любимый цветок», «Сама цветик я садила»

«Игрушка- это не игрушка», «Встречаем Новый год», «Пасхальный Благовест», «Широкая масленица», «Мода и дресс-код»,«Они определяли моду», «Звездная мода».

Дом

«Необычный интерьер», «Дом моей мечты», «Идея для подарка»

«Коврики бывают разные…»,«Обрядовая кулинария»,»Стильные занавески». «Настенные часы в технике декупаж»,Лоскутные мозаики», «Рамки для фото», «АХ! Бутерброд», «Вкусно -не значит полезно», «Обереги»

Досуг

«Девичьи посиделки» . «Переделкино», «Вторая жизнь поношенных вещей», «Никогда тебя не брошу!»

Декоративно-прикладное искусство

«Панно- как украшение интерьера »- в различных техниках исполнения. « Ажурные узоры» в салфетках и скатертях» «Цветочные россыпи - Канзаши», «Шелковые миниатюры. « Бисероплетение - «Хрустальное ожерелье», «Хрустальное дерево», «Марья - искусница»

Слайд 9. Электронная рабочая тетрадь над проектированием.

-Это помощник для проектанта

-это кейс с заданиями.

- это обьяснялки, ответив на вопросы которой , проектанты смогут оформить письменный вариант , а приложив к этому руки - выполнить проект. Просмотр по гиперссылке

Слайд 10 -14. Примеры проектов

Демонстрация работ и пояснительных записок. Выполняя проекты, девочки реализуют свои способности через УУД , получают личностные , регулятивные, познавательные , коммуникативные результаты.

Слайд 15.Защита проектов.-

На заключительном этапе появляется возможность полной самореализации личности

Слайд 16-17. Где применить?

Лучшие работы - экспонаты постоянной выставки . Избранные работы украшают школьные коридоры и столовую, актовый зал. Выставки тематические (муниципальный, всероссийский уровень).

Слайд 18-21 Достижения.

Где применить? Мы представили свои работы в Сети проектов ГЛОБАЛ ЛАБ., по согласованию с детьми разрешения родителей решаем вопрос продвижения своего продукта . Мы приняли участие в конкурсах Интернет- гостиной сети творческих учителей «Светлопасхальная радость» н «Новогодняя шкатулка» , в региональном конкурсе «Пасхальный благовест». Работы обрели новый статус- информационных проектов. Появились результаты. Учимся быть мастерами. Желание проявить себя в роли мастера растет. Оказывается , выход на олимп славы очень престижен для девочек. И если раньше мы выходили на школьный подиум, то теперь времена переменились.- реклама своей деятельности стала актуальней и интересней в век информационных технологий.

Рогозина Алина 11 класс имеет свой сайт «Синяя вишня» с рекламой и продажа бижутерии из полимерной глины.

Просмотр по гиперссылке vk.com/linabluecherry

Жигарева Юля 7 класс- сайт -реклама и продажа заколок из шелковых лент «Канзаши»

Просмотр по гиперссылке

Слайд 22. Информационные источники

По материалам Федерального государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897. ,

Методическое пособие «Технология Обслуживающий труд. 5-8 классы издательство «Учитель», 2013 г. Методики. Материалы к урокам.

- «Танграм» материал Капаевой Светланы Владимировны , учителя технологии г. Балаково Саратовской области для участников мастер-класса ««Использование сетевых сервисов для представления результатов проекта».

Фотографии из личного архива Ивановой А..В.

4


© 2010-2022